Расписание службы в новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга

Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь

Великая обитель Пречистой Богородицы «Одигитрии», православный женский Новый Девичий монастырь в Москве или Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь – заложен Великим князем Владимирским и Московским Василием III в 1524 году в честь главной святыни древнего Смоленска — иконы Смоленской Божией Матери. «Лета 7032-ого (1524) майа в 8 день, — гласит летопись, — поставиша Нов монастырь Девичь у града Москвы за посадом».

Монастырь был Новым по отношению к более древним московским обителям — Алексеевскому (Зачатьевскому) монастырю и Кремлёвскому Вознесенскому, древнюю славу которых Новодевичий перенял, став новой придворной обителью и куда в XVI-XVII веках поступали представительницы наиболее родовой знати. Как следует из патриаршей грамоты 1598 года, полное название святыни звучало так: Пречестная Великая обитель Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь.

Новодевичий монастырь посвящён Пресвятой Богородице Одигитрии (в переводе с греческого — Наставница, Путеводительница). Так назывался древний образ Богоматери из знаменитого константинопольского храма Одигон. Икона Одигитрии, написанная святым апостолом и евангелистом Лукой, вместе со священной ризой и поясом Богоматери почиталась в Византии как хранительница Империи. В 1046 году царевна Анна, дочь русского императора Константина IX Мономаха, привезла икону Пречистой Одигитрии на Русь, как благословение родителй на брак с черниговским князем Всеволодом Ярославичем. В последствии эта икона стала святыней русских князей. На Руси икону почитали как символ преемственности и близости двух православных монархий: Константинополя (Второго Рима) и молодого Русского Государства. В 1097 году Владимир Мономах перенёс образ Путеводительницы в древний Смоленск и поставил в соборном Успенском храме. С тех пор икона стала называться Смоленской, а сам город именем Пресвятой Богородицы.

Новодевичий монастырь расположен на бывшем Девичьем поле в излучине реки Москвы, в трех верстах от Московского Кремля. Удачное расположение древней обители в свое время позволяло контролировать мост через Москва-реку, что защищало от неприятеля юго-западное направление Москвы. До конца XVI века, во времена царствования Бориса Годунова, по подобию стен Московского кремля, возвысились каменные стены и 12 башен Новодевичьего монастыря.

Москва: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Москвы
  • Куда сходить
    • Парки (64)
    • Храмы, соборы, мечети (420)
    • Зоопарки (10)
    • Мосты (3)
    • Спортивные сооружения (2)
    • Фонтаны (4)
    • Забронировать отель в Москве
    • Комплекс зданий Новодевичьего монастыря представлен восемью храмами и шестью жилыми и хозяйственными постройками, которые хорошо сохранились за долгое время.

      Храмы Новодевичьего монастыря

      В ансамбль Новодевичьего монастыря входят:

    • Храм успения Богородицы
    • Трапезная
    • История

      Там же, в Новодевичьем монастыре, Софья была насильно пострижена под духовным именем Сусанны, когда к власти пришел ее брат Петр I Алексеевич. К тому же в эту обитель позднее отправили его первую жену Евдокию Лопухину. Вместе с именитыми инокинями в монастырь поступали драгоценности в качестве пожертвования. Напрудная башня, в которой обитала Софья Алексеевна, в народе до сих пор считается исполняющей желания. На ее стенах можно встретить разнообразные надписи с просьбами от мирян, которые обращаются к святой Софье, хотя царевну не канонизировали.

      В настоящее время в Новодевичьем монастыре продолжают жить и трудиться монахини. Есть мастерские с традиционными церковными ремеслами: иконописным, золотошвейным и швейным. Монастырь является также филиалом Государственного исторического музея и церковным музеем Московской епархии РПЦ. В церковном музее можно ознакомиться со множеством фотографий, документов, икон и других объектов, связанных с личностями и историей монастыря.

      В Новодевичьем монастыре хранятся знаменитые православные святыни: ковчеги с частицами мощей разных святых, частица мощей и икона святого Николая, множество древних икон XV–XVII веков.

      В Успенском храме Новодевичьего монастыря хранится Иверская икона Божьей матери — точный список с афонского образа. По легенде, сама Богородица явилась монахам, которые задержались на переправе через Дунай, и поспособствовала их дальнейшему пути в Россию. Иверская икона прибыла в Москву 26 октября 1648 года, в честь этого события установлено ежегодное празднование.

      Сегодня службы в монастыре проходят в будние, выходные и праздничные дни, проводятся исповеди и крещения по записи.

      Более престижным местом для захоронения, чем Новодевичье кладбище, было, пожалуй, только место у Кремлевской стены.

      Экскурсии в Новодевичьем монастыре в Москве

      Любительская видео-и фотосъемка стоят 200 и 100 рублей соответственно.

      Добраться до монастыря можно самостоятельно — на метро, автобусах или машине-либо с организованными экскурсиями.

      На машине

      Путь из центра Москвы должен занять около получаса, но следует учитывать, что в этом районе оживленное движение, и высока вероятность пробок.

      Такси

      Поездки по Москве вы можете совершать с помощью такси-приложений: Яндекс.Такси, Максим, Uber и других.

      Видео о Московском Новодевичьем монастыре

      Новодевичий монастырь

      Этот монастырь на юго-западе столицы определённо входит в перечень самых удивительных и интересных мест города. Обитель расположена неподалёку от Москвы-реки, а когда-то здесь лежал ещё и путь на Смоленск. Такое нахождение позволило Новодевичьему монастырю быть не только оплотом веры, но и серьёзной преградой на пути завоевателей, рвущихся в Москву.

      Монастырь основан в 1524 году на Девичьем поле. Там, по поверью, в годы монголо-татарского ига происходил отбор девушек для отправления в Орду, отсюда и название.

      Зачин строительству положил указ Василия III Ивановича, который повелел возвести обитель в качестве признательности за взятие осаждённого литовцами Смоленска в 1514 году и освятить соборный храм во имя Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» («Наставница»). Создателем иконы, по легенде, был один из учеников Христа — Евангелист Лука. Написанный им образ являл необычайные чудеса, помогая императорам великой Византии одерживать победы в сражениях. В XII веке икона была перемещена из Чернигова в Смоленск, где у неё появилось ещё одно имя — Смоленская. На московских землях «Одигитрия» тоже побывала, но произошло это уже в XV веке, а затем было принято решение вернуть святой образ обратно для спасения Смоленска, где тогда бесчинствовали поляки. Молебен перед отправкой иконы состоялся как раз на Девичьем поле. Перед тем, как с ней проститься, была сделана её копия (список), находящаяся и сейчас в Новодевичьем монастыре в Москве.

      • Есть целый ряд объяснений того, почему монастырь назван именно так. В патриаршей грамоте конца XVI века он обозначен как «Новый Девичий монастырь» (старый девичий тоже имелся, только находился в Кремле).

        По другой версии, обитель начали так именовать по фамилии схимонахини Елены (Девочкиной). Она была первой настоятельницей этого божьего места. Вместе с ней приехали 18 черниц, которые до этого жили в Суздале в Покровском монастыре. После окончания служения преподобной Елены остался уникальный рукописный документ — «Духовная грамота с наставлением о монастырском уставе». Это единственный устав женского монастыря того времени, о котором известно доподлинно. Если же вновь вернуться к вариантам появления названия Новодевичьего монастыря, то у него было и альтернативное — Богородице-Смоленский.

        Сначала основой для стен служило дерево. Ворота к обители вели всего одни — с юга, позже были сделаны северные. Вместе с тем, уже к XVII веку Новодевичий монастырь окружала кирпичная ограда, на всём протяжении которой в стратегических местах высились двенадцать башен, сделанных на манер кремлёвских — округлые по углам и «квадратные» — непосредственно в стенах, и каждая тоже со своим именем: Чеботарная, Иоасафовская, Предтеченская и т.д. Нашлось в ограде место и для бойниц.

        До сего дня в монастыре полностью сохранились здания, относящиеся к концу XVII века и созданные в духе «московского барокко».

        Главный храм монастыря, который имеет сходство с Успенским собором Кремля, тоже пережил смену столетий, хотя он и был построен значительно раньше — в 1524-1925 годах. До сих пор точно неизвестно, кто являлся его главным зодчим. Историки называют два возможных имени: Алевиз Новый и Нестор (его судьба сложилась трагично — погиб при строительстве). Храм поражает масштабностью — высота от подклета до креста, который венчает главный купол, составляет 42,5 метра.

        Необычайной красоты резной позолоченный иконостас Смоленского храма создан умельцами Оружейной палаты по распоряжению царевны Софьи. Росписям собора уже исполнилось пять веков. Одно время фрески были закрашены, но в годы власти Советов, когда собор превратился в музей, их отреставрировали. В храме имеются иконы, подаренные святой обители непосредственно русскими царями.

        Сводчатый потолок трапезной площадью около 400 кв. метров сделан без единой (!) опоры. В церкви Успения в настоящее время размещён чудотворный образ Иверской Богоматери, доставленный из Афона в середине XVII века.

        Строительство 72-метровой архитектурной и духовной вертикали монастыря (следующей по высоте после церкви-колокольни Ивана Великого на то время) предположительно зодчим Яковом Бухвостовым тоже относится к XVII веку. Колокольня состоит из нескольких ярусов — в первом имеются два этажа, в нижнем расположена Церковь Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского, а в верхнем раньше находилась печь. Средний же ярус был отдан под храм апостола Иоанна Богослова.

        Была сооружена над северными воротами, по её периметру сделан балкон-гульбище. До сегодняшнего дня является действующей, однако недоступна для посещения, поскольку это домовой храм митрополита Коломенского и Крутицкого.

        Возведены для дочери царя Алексея Михайловича — Екатерины. Но своё название получили по имени первой супруги Петра Великого — Евдокии Лопухиной, жившей здесь несколько лет. Это постройка монастыря уникальна тем, что на её фасаде можно увидеть самые древние в Москве солнечные часы. Также в интерьере палат представлены изразцовые печи.

        Палаты из кирпича с фрагментами из белого камня своё название получили в честь другой дочери Алексея Михайловича — Марии, которая здесь находилась какое-то время. Изначально сооружение задумывалось как двухэтажное, однако позже у него появился ещё один этаж-терем. Историки связывают это строительство с тем, что некоторое время в этих палатах располагалась царевна Софья.

        Самое масштабное жилое здание в монастыре. Поначалу здесь размещались монашеские кельи, после в этом месте жила и сама настоятельница. В XIX веке сооружение было перестроено для певчих.

        Одноэтажные палаты возводились с тем расчётом, что это будет игуменская келья. В XIX веке у сооружения появилась надстройка.

        Из неказистых окошек этого здания царевну Софью обязали смотреть на вздёрнутых у монастыря стрельцов, которых уличили в измене.

        С монастырём связано одно поверье. Говорят, если приложиться рукой к Напрудной башне, где в заточении сидела царевна Софья, и загадать желание, оно должно сбыться. Те же, кто хочет 100%-го исполнения, пишут свои просьбы на самой стене. Чаяния у просящих, в основном, одни и те же — любовь, здоровье, денежное благополучие.

        Также в ансамбль обители входят Амвросиевская церковь, Филатьевское училище для девочек-сирот, палаты: Больничные, Погребовые.

        Монастырю покровительствовали русские цари, в его распоряжении находились большие угодья, он считался одним из самых зажиточных московских монастырей и долгое время выступал в качестве цитадели, которая защищала Москву с западной стороны. Так, стрельцы, рассредоточившиеся по территории обители в середине XVI века, не допустили переправы войск под руководством Газы II Гирая через реку. А однажды сами насельницы спасли обитель от уничтожения. Когда в 1812 году Наполеон, отступая, приказал её взорвать, у одной из черниц хватило времени погасить водой фитили, ведущие к пороховым бочкам.

        В XVI-XVII веках Новодевичий женский монастырь служил местом пострига царских особ, довольно там было и послушниц из именитых боярских и дворянских семей. Далеко не все женщины становились невестами Христа добровольно. Так, Иван IV Грозный отправил в обитель вдов своих брата и сына. Здесь же пришлось стать монахинями Евдокии Лопухиной, царевне Софье, о чьих палатах мы уже рассказывали выше. На исходе XVI века в Новодевичьем монастыре появилась ещё одна «венценосная» монахиня — царица Ирина Годунова. В обители несколько месяцев жил и её брат Борис Годунов, которого народ затем нарёк царём.

        По данным на начало XVII века в монастыре обитали 122 монахини, шестая часть из которых была знатного происхождения.

        Тогда же в XVI веке в обители появился некрополь. Со временем он расширился, поскольку здесь стали предавать земле учёных, писателей, героев войн. Так, в Новодевичьем монастыре упокоились поэт Денис Давыдов, историк Сергей Соловьев, генерал Алексей Брусилов и др. А непосредственно за стеной обители расположено Новодевичье кладбище, где похоронены видные деятели культуры, политики и военные.

        Неподалёку от Смоленского собора можно увидеть красивую часовню-усыпальницу в неорусском стиле. Она построена в 1911-1917 годах и стоит на месте погребения хозяина известной в те годы Трёхгорной мануфактуры Ивана Прохорова и его родных. В Новодевичьем монастыре приняла послушание сестра Ивана Яковлевича, и он очень серьёзно относился к нуждам обители, поддерживал её финансово.

        В стороне от Успенской церкви расположена изящная постройка в стиле ампир, возведённая в 30-х годах XIX века. Под одной из версий её архитектором мог быть известный зодчий Москвы родом из Италии Доменико Жилярди. В мавзолее упокоились князья Дмитрий Михайлович и Сергей Александрович Волконские.

        На стыке XIX и XX веков в Новодевичьем монастыре находилось до 300 монахинь. Помимо молитвенного служения они трудились в храмах, готовили пищу и просфоры, занимались живописью и рукоделием, следили за кладбищем. За оградой обители были разбиты сады, имелись огороды, находился скотный двор.

        В начале 20-х годов прошлого века монастырь мог повторить печальную участь большинства русских святынь, но его спасло от поругания придание статуса музея, и архитектурное великолепие монашеской обители дошло до нас практически в неизменном виде.

        С середины 30-х здесь функционировало отделение Государственного исторического музея, в 40-х стали действовать сначала богословские курсы, а затем и православный Богословский институт. Позже Успенский собор был возвращён Православной церкви. С 60-х годов Лопухинские палаты имеют статус резиденции митрополитов Крутицких и Коломенских.

        Непосредственно монашеская жизнь в этой московской обители возродилась только в 1994 году. Спустя десять лет, когда Новодевичий женский монастырь отметил 480-летие, его историческое и культурное значение было оценено ЮНЕСКО, он был взят под охрану этой организацией. На сегодняшний день древняя обитель — одно из посещаемых мест столицы среди горожан, паломников и туристов. В Новодевичьем открыто несколько выставок на постоянной основе.

        Ежедневно — литургия в 8 часов, вечерня и утреня в 17 часов,
        четверг — с акафистом святому Николаю и водосвятием,
        в воскресенье — с акафистом Смоленской иконе Божией Матери;
        по воскресеньям и великим праздникам — литургия в 7 и 10 часов;
        накануне — Всенощное бдение в 17 часов.

        Москва, Новодевичий проезд, д. 1
        +7 (499) 245-31-68, (499) 246-85-26

        Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь в Москве

      • Музеи (248)
      • Автовокзалы (13)
      • ЖД вокзалы (17)
      • Фестивали, праздники, шоу (19)
      • Клубы, концертные площадки (234)
      • Театры (46)
      • Фуникулеры, канатные дороги (1)
      • Кинотеатры (132)
      • Речные вокзалы (1)
      • Горнолыжные курорты (5)
      • Бани, сауны (3)
      • Отзывы туристов
      • Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь — знаменитый православный женский монастырь, расположенный в Москве, в Хамовниках на Девичьем поле.

        Сегодня общая протяженность территория Новодевичьего монастыря составляет около 900 метров.

        Центральным зданием Новодевичьего монастыря является древний Смоленский собор, построенный в XVI веке. Сегодня собор увенчан пятью куполами, а в интерьере присутствует оригинальная фресковая живопись. Позже, в XVII веке, во время правления царевны Софьи Алексеевны все здания монастыря были укреплены и расширены.

      • Колокольня
      • Надвратный храм Спаса Преображения
      • Лопухинские палаты
      • Палаты Ирины Годуновой
      • Амвросиевская церковь
      • Другие строения для духовных и бытовых нужд монастыря
      • Несколько сотен килограммов серебра ушло на строительство деревянной обители, чье возведение началось в 1524 году. Имена архитекторов до сих пор точно не установлены. Первой игуменьей стала суздальская монахиня Елена Девочкина, ее могила сохранилась у стен Смоленского собора и является местом паломничества.

        При Иване Грозном обитель приобрела статус придворной, туда отправлялись на проживание царские родственницы. Ирина Годунова, жена почившего царя Федора Иоанновича, добровольно постриглась в монахини и некоторое время продолжала государственную деятельность в стенах монастыря.

        Борис Годунов, брат Ирины и новый русский царь, кардинально перестроил монастырь, превратив его из деревянного в настоящую твердыню из камня с крепостной стеной длиной около километра. Это оказалось очень своевременно, так монастырь стал оборонительным сооружением на юге Москвы в Смутное время.

        При новой династии Романовых Новодевичий монастырь восстановили после разрушительных битв во время интервенции. Царевна Софья Алексеевна применила все свои организаторские таланты для реорганизации обители в новом стиле московского барокко. Появилось обилие декора зданий, многоярусная колокольня, две надвратные церкви, трапезная, новый Успенский храм и другие строения.

        В начале XVIII века в стенах Новодевичьего монастыря обрели дом девочки-сироты, которые обучались рукоделию и, в частности, плетению брабантских кружев.

        Современное состояние

        В 2004 году весь ансамбль Новодевичьего монастыря был включен в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь очень популярен среди туристов, приехавших в Москву.

        Иконы Новодевичьего монастыря

        Царевна Софья Алексеевна приняла монашество в Новодевичьем монастыре и перевезла сюда Иверскую икону, которой владела по праву наследования. Эту икону лишь однажды вывозили за пределы Москвы — в 1812 году во время Отечественной войны. Ныне Иверская икона Богоматери постоянно пребывает в Успенском соборе Новодевичьего монастыря и является чудодейственной для верующих, избавляя от недугов, скорбей и печалей.

        Богослужения в Новодевичьем монастыре возобновились в 1945 г., когда здесь был заново освящен трапезный Успенский храм.

        Отдельно стоит отметить кладбище Новодевичьего монастыря, которое изначально служило местом захоронения обитательниц монастыря, а с XVIII века — и московских дворян. В начале XX века стал острым вопрос о свободных местах для могил, поэтому за оборонительной стеной монастыря власти выделили территорию под Новодевичье кладбище, ставшим в середине XX века престижнейшим местом для захоронения выдающихся партийных деятелей, военных и других знаменитых личностей СССР.

        Среди знаменитостей, чей прах похоронен на Новодевичьем кладбище: Александра Коллонтай, Никита Хрущев, Андрей Громыко, Виктор Черномырдин, Владимир Вернадский, Лев Ландау, Александр Скрябин, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Михаил Булгаков, Николай Гоголь, Исаак Левитан, Юрий Никулин, Людмила Зыкина и многие другие.

        Самостоятельная прогулка по территории монастыря не потребует денег, однако посещение музея обойдется в 300 рублей взрослому посетителю и в 100 рублей школьнику, студенту очной формы с предъявлением документа и пенсионеру.

        Метро до Новодевичьего монастыря

        Самый простой способ добраться до Новодевичьего монастыря — доехать на метро до станции «Спортивная» по красной ветке. Чуть дальше от монастыря находится станция «Воробьевы горы» той же красной Сокольнической линии метро, а также станция «Смоленская» синей Арбатско-Покровской ветки. От метро можно ехать далее на наземном транспорте.

        Наземный транспорт

        От станции «Спортивная» вы можете пересесть на автобус, а также дойти пешком до монастыря примерно за 10 минут по ул. 10-летия Октября до Лужнецкого проезда.

        От «Воробьевых гор» спускайтесь по Лужнецкому мосту, поворачивайте налево и идите в сторону метро «Лужники» и станции «Спортивная», затем по вышеописанному пути до Новодевичьего монастыря. Автобусом добраться будет гораздо быстрее, почти полчаса.

        Панорама Новодевичьего монастыря

      • Достопримечательности (843)
      • Магазины и ТРЦ (401)
      • Парки развлечений (41)
      • Аэропорты (4)
      • Площади (3)
      • Галереи (6)
      • Озера (4)
      • Национальные парки (1)
      • Смотровые площадки (4)
      • Замки, дворцы (3)
      • Небоскребы (1)
      • Пляжи (21)
      • Рестораны и кафе (34)
      • Центры активного отдыха (12)
      • Учебные заведения (1)
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Фотографии Москвы
  • Советы о Москве
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Москве
  • Метро Ст. «Воробьевы горы» красной ветки
    Метро Ст. «Смоленская» синей ветки
    Метро Ст. «Спортивная» красной ветки
    Автобус От ст. «Воробьевы горы» до ост. «Новодевичий монастырь» 64, 255, М3, С12
    Автобус От ст. «Смоленская» до до ост. «Новодевичий монастырь» 64, С12
    Автобус От ст. «Спортивная» до ост. «Новодевичий монастырь» 64, 255, М3, С12
    Маршрутное такси Ост. «Улица 10-летия Октября» 156м, 415м

    Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь обнесен толстой крепостной стеной с двенадцатью башнями, украшенными декоративными элементами, благодаря которым их можно отнести к архитектурному стилю нарышкинское барокко.

    • Смоленский собор
    • Мариинские палаты
    • Часовня-усыпальница фабрикантов Прохоровых
    • Покровская надвратная церковь
    • Существует несколько версий, почему местность в Москве, где расположен Новодевичий монастырь, названа Девичьим полем. Возможно, это связано с угоном в полон русских девушек татаро-монгольскими воинами. Новодевичьим монастырь стал именоваться из-за того, что в Кремле уже существовал в то время Стародевичий Вознесенский монастырь.

      Отец Ивана Грозного великий князь Василий III основал Новодевичий монастырь в честь значительного военно-политического события — возвращения Смоленской земли, завоеванного литовцами.

      При советской власти монастырь был закрыт и преобразован в «Музей раскрепощения женщины», затем в филиал Исторического музея, а часть здания была отдана под социальные нужды.

      Еще одна чудотворная икона, хранящаяся в Новодевичьем монастыре, — Смоленская Богородица, названная в честь города, где она пребывала много веков. В XIII веке во время татаро-монгольского нашествия Смоленская икона Божьей Матери помогла горожанам Смоленска выстоять в битве с захватчиками. Эта икона привозилась в Москву, где великий князь Василий III основал Новодевичий монастырь на том месте, где москвичи провожали икону обратно в Смоленск, оставив в столице копию.

      Расписание богослужений в Новодевичьем монастыре

      Расписание богослужений обновляется дважды в месяц, на официальном сайте можно ознакомиться с грядущими службами.

      Новодевичье кладбище

      Новодевичье кладбище зачислено в список «Ста важнейших некрополей мира» по версии ЮНЕСКО, количество захоронений на его территории приблизительно оценивается в 26000.

      По Новодевичьему монастырю проводят разного рода экскурсии: индвидуальные, групповые, школьные, для иностранцев. Обычно экскурсанты собираются около станции метро «Спортивная», идут по маршруту через монастырь с осмотром самых выдающихся зданий, а заканчивают прогулку на Новодевичьем кладбище после посещения мест упокоения знаменитостей.

      Туристы узнают не только легенды и факты о Новодевичьем монастыре и некрополе, но и исторические сведения о Москве и России прошлых времен.

      Как доехать

      От станции метро «Смоленская» также ходят автобусы по Смоленскому бульвару и Большой Пироговской улице.

      Воскресенский Новодевичий женский монастырь в Санкт-Петербурге

      Женская обитель обязана своим появлением государыне Елизавете I. По преданию, императрица собиралась провести в монастыре свои последние дни, приняв постриг в старости. Много испытаний выпало на долю обители. Сегодня она возродилась, но нуждается в масштабных восстановительных работах.

      История обители

      Царица Елизавета I отдала в 1748 году свой летний дворец Смольный под обустройство девичьей обители. Но, в то время, государство переживало тяготы Семилетней войны. Процесс строительства затянулся. Только в 1764 году в обитель заселились пять монахинь под предводительством настоятельницы. Когда на престол села Екатерина II, на базе монастыря было организовано училище, в котором предполагалось обучать девушек из дворянского сословия.

      Чуть позже учебное заведение переросло в Смольный институт. В то же время крепкую монашескую общину сформировать не получилось. К 1822 году в обители не осталось ни одной насельницы. Монастырь расформировали.

      Ситуация изменилась с приходом к власти царя Николая I. Его дочь, княжна Ольга, обратилась с предложением о возобновлении Новодевичьего монастыря к обер-прокурору Святейшего Синода, Н. А. Протасову. В свою очередь, Протасов переговорил об этом с государем, и Николай Павлович счёл такую идею уместной. На тот момент в каждом крупном городе страны имелись женские обители. В Санкт-Петербурге же не было ни одной.

      Изначально для возобновления монастыря был выбран Васильевский остров. Однако место показалось монахиням не слишком подходящим. Здание бывшей Униатской коллегии находилось в центре города. К тому же через Неву начали строить мост, проходящий как раз рядом с поселением монахинь. В результате сам император взял на себя хлопоты по поиску подходящего места для устройства обители.

      Начало строительства

      Выбор пал на земельные угодья вблизи Московских Триумфальных ворот, вдоль Царскосельской дороги. После окончательного утверждения нового места, началось возведение церкви Казанской иконы Божией Матери. Она строилась из дерева, и в 1849 году её уже освятил митрополит Никанор.

      В этом же году состоялась закладка главного сооружения всего ансамбля монастыря — собора Воскресения Христова. Николай I присутствовал со своей семьёй на этом торжестве и сам лично заложил первый камень. Его строили до 1861 года под руководством архитектора Н. Ефимова. На покупку материалов значительную сумму пожертвовала купеческая семья Громовых. Также поступало финансирование из государственной казны.

      Монахини прибыли на новое место жительства лишь в 1854 году и заняли каменный корпус.

      С течением времени монастырский комплекс разрастался. На его территории появились новые храмы, мастерские, трапезная. Сёстры активно занимались хозяйственными делами: появились коровник, птичник, свинарник, пчельник, огороды и сады. Работы насельниц Воскресенского монастыря обрели популярность и пользовались спросом как по всей России, так и за её пределами. При обители удалось создать детский приют. Через некоторое время начала действовать воскресная Князь-Владимирская школа.

      Советское время

      С приходом большевистского режима начались печальные изменения в жизни монастыря. В 1925 году его ликвидировали и принялись активно изымать всё имущество. Некоторое время сестры с игуменьей оставались в родных стенах. Матушка пыталась спасти монастырь и подписала с властями договор об аренде помещения. Но это не помогло и, в конце концов, 126 монахинь арестовали вместе с настоятельницей и отправили в Башкирию.

      В течение тридцатых годов церкви, собор и келейные корпуса варварски разграбили и подвергли разрушению. Купола сняли, колокольню взорвали, жилые помещения грубо перепланировали. В 1935 году на месте монастыря обосновался НИИ электромашиностроения.

      Процесс возрождения обители начался в 1989 году, с момента передачи Казанской церкви в ведение РПЦЗ. Уже в 1995 году монастырь возобновил действующий юридический статус. В ходе восстановительных работ обители вернули полуразрушенные корпуса, где находились кельи, мастерские, трапезная и библиотека. И всё же часть помещений продолжал занимать НИИ электромашиностроения.

      В 2001 году состоялась передача воскресной школы, а через несколько месяцев, осенью, утвердили решение вернуть монастырю всё имущество, которым он владел до революции. Это послужило толчком к началу масштабных реставрационных работ. С 2002 года приступили к реставрации Воскресенского собора.

      На заметку! Полностью восстановлена Афонская церковь, в которой уже ведутся богослужения.

      Южный корпус обители также действует. Северную часть начали восстанавливать в 2008 году.

      И, хотя, былое благолепие возвращается к монастырю, на фоне высотных современных построек он немного затерялся и выглядит не так величественно.

      Время от времени в обитель привозят святыни из монастырей Афона. Так, в 2011 году верующие выстаивали огромные очереди, чтобы приложиться к поясу Пресвятой Богородицы.

      А в 2014 году из монастыря святого Павла были привезены дары волхвов. В этот период двери для паломников были открыты круглые сутки.

      Архитектура монастыря

      Келейные корпуса имеют П-образную форму и обращены закрытой стороной к Московскому проспекту. Стилистика построек — псевдорусская. Двухэтажные здания с арочными окнами выкрашены в пастельные тона розового цвета. В центре комплекса возвышается Воскресенский собор, некогда восхищавший своим великолепием жителей Санкт-Петербурга.

      Историки считают, что прототипом для такой организации территориального пространства Новодевичьего монастыря послужила Николаевская богадельня в селе Измайлово.

      С юга и севера к собору примыкают две церкви одинакового вида — Афонская и Трёх Святителей. Изюминку ансамблю придает церковь иконы Казанской Богоматери, которая строилась в начале XX века. Её спроектировали в византийском стиле.

      До периода богоборчества в монастыре, помимо вышеуказанных, действовали следующие храмы:

    • церковь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость»;
    • церковь пророка Илии;
    • церковь преподобного Исидора Пелусиота.

    На заметку! С восточной стороны расположено кладбище, где нашли покой многие известные личности, среди которых Ф. Тютчев, М. Врубель, С. Боткин и другие.

    Расписание богослужений

    В обычные дни попасть в монастырь можно с семи часов утра, когда начинается утренняя служба и до 20:00, когда завершаются вечерние богослужения.

    Литургия совершается в храмах обители с 9:00. В праздничные и воскресные дни посетить Литургию можно в 7:00 и 9:40. Всенощное бдение и вечерня начинаются с 17:00. Более подробное расписание можно найти на официальном сайте монастыря.

    Деятельность прихода

    Воскресенский Новодевичий монастырь занимается активной просветительской и духовной деятельностью. При обители работает Князь-Владимирская воскресная школа, в которой воспитанники изучают Закон Божий и осваивают хоровое пение. Каждое утро в домовой церкви дети вместе с родителями и педагогами посещают службу. Так начинается день маленьких христиан. Также школьники принимают активное участие в театральных постановках на детских площадках.

    Приют «Благодать» оказывает поддержку молодым мамам с детьми, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. В основном сюда попадают женщины, которые выпустились из приютов города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Их истории разные, но всех объединяет то, что в их жизни возникли трудности, преодолеть которые в одиночку почти невозможно. Строгих ограничений по сроку пребывания в приюте нет. Кто-то возвращается к самостоятельной жизни спустя пару месяцев, а кому-то требуются годы.

    В богадельне немощные женщины преклонного возраста и престарелые сестры получают должный уход и кров над головой.

    Важно! В медицинском центре «Белая Роза» женщины имеют возможность на бесплатной основе пройти обследования по выявлению онкологических заболеваний. Вовремя обнаружив опасность для здоровья, они получают необходимое лечение и восстанавливаются.

    С 2003 года здесь также проводят мероприятия, направленные на помощь алкоголикам и наркозависимым людям. Группу самопомощи курирует духовник.

    Святыни

    В монастыре хранятся многочисленные иконы Богородицы, которые с большим благоговением почитаются в православном мире. Среди них: Ахтырская, Казанская, «Отрада и утешение», афонская с частицей мощей. Также здесь находится частица пояса Приснодевы Марии с частицами мощей праведных Иоакима и Анны.

    В обители можно приложиться к мощам Матроны Московской, Марии Гатчинской, великой княгини Ольги, Иоанна Дамаскина.

    На кладбище находится чудотворный скульптурный образ Христа. Кроме того в монастыре пребывает частица Животворящего Креста Господня.

    Престольные праздники

    Главным праздников Воскресенского собора является Воскресение Христово. В других храмах почитаются следующие даты:

  • 12 февраля — день Вселенских учителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого;
  • 15 января, 1 августа — дни памяти преподобного Серафима Саровского;
  • 21 июля, 4 ноября — икона Казанской Божией Матери;
  • 15 марта — икона Богородицы «Державная»;
  • 3 февраля — икона Богоматери «Ватопедская».
  • Как добраться

    Нынешнее местоположение Воскресенского женского монастыря: город Санкт-Петербург, проспект Московский, д. 100.

    Доехать можно на метро до станций «Московские ворота» и «Фрунзенская». В первом случае следует идти влево от станции, во втором — направо.

    В наше время обитель продолжает реставрироваться, но при этом активно помогает мирянам и щедро делится своими духовными дарами с верующими. Остаётся надеяться, что в скором будущем удастся полностью восстановить утраченное величие Новодевичьего монастыря, который в прошлые века был главным религиозным украшением города.

Главной святыней Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга является Казанская икона Божией Матери, во имя которой собор был построен в 1811 г. Эта икона, чудесным образом явленная в г. Казани в 1579 г., является одной из самых почитаемых икон во всем православном мире.

День чудесного явления образа (8/21 июля) стал ежегодно отмечаться как большой праздник вначале в Казани, а затем и по всей России. В том же 1579 г. царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в который и была помещена обретенная икона. С нее сделали несколько копий, некоторые из которых, как и сама изначальная икона, были признаны чудотворными.

Со времен царя Алексея Михайловича икона стала рассматриваться как Покровительница дома Романовых и праздники во имя иконы (8/21 июля и 22 октября/4 ноября) из местных — московских и казанских — стали общероссийскими.

При Петре I в Санкт-Петербург привозят Казанскую икону, принадлежавшую царице Парасковии Федоровне, родственнице Петра. Согласно последним исследованиям она была списком (копией) с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, она была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для нее архитектором А.Н. Воронихиным. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.

Ниже приводится историко-археологический очерк об истории Чудотворной Казанской иконы Божией матери, которая находится в Санкт-Петербурге. Автором очерка является ныне покойный доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии В.Н. Некрасов.

Помимо дара чудотворения, она представляет большой интерес в том отношении, что в прежнее время, а именно, в XIX и начале XX столетий, существовали разнообразные, иногда совершенно противоположные, взгляды на происхождение этой иконы, но единого, общепризнанного мнения по этому вопросу так и не было выработано. Не возбуждали спора только основные факты, относящиеся к истории первообраза Казанской иконы. Как известно, оригинал Казанской иконы, составляющий разновидность Одигитрии, был чудесным образом открыт в 1579 г., 8 июля (с/ст.), в г. Казани на месте пожара, истребившего незадолго перед этим значительную часть городаI). Список, или копия с новоявленной иконы вместе с описанием чудес, происшедших от нее, были вскоре отосланы в Москву царю Ивану Васильевичу IV Грозному.

Казанская чудотворная икона Божией Матери быстро сделалась известной в широких массах русского православного народа и стала одним из наиболее почитаемых в России изображений Царицы небесной. Постепенно появилось множество списков с нее, распространившихся по лицу русской земли. В 1611 г. Казанскую икону Божией Матери, подлинную или список с нее2) взяло с собой казанское ополчение, которое отправилось под Москву на помощь войскам Трубецкого и Заруцкого, пытавшихся освободить столицу России от польско-литовских интервентов.

Одушевленные чудотворным образом русские ополчения в мае 1611 г. отбили у поляков Новодевичий монастырь. Но успехи русских войск этим и ограничились; среди ополчений начались разногласия и ссоры. Казанская дружина направилась в обратный путь. В Ярославле соратники встретились с нижегородским ополчением, которое под предводительством князя Д.М. Пожарского и Козьмы Минина шло на освобождение Москвы от поляков, и передали нижегородцам свою чудотворную икону, взамен которой в Казань был послан богато украшенный список с нее.
Проникнувшись глубокой верой в помощь свыше через чудотворный образ Царицы Небесной, ополчение Пожарского и Минина 22 октября 1612 г. взяло приступом Китай-город, а вскоре очистило и Кремль от поляков и литвы. После освобождения столицы от врага князь Д.М. Пожарский поставил Казанскую икону Богородицы, спутницу и помощницу его в походах и битвах, сперва в своей приходской церкви Введения (на Лубянке), а потом, в 1636 г., во вновь построенный им Казанский собор, вблизи Красной площади.

Царь Михаил Федорович, узнав о чудесах, бывших от иконы Казанской Богородицы, повелел чествовать в Москве чудотворный образ Богоматери дважды в год: 8 июля, в день явления иконы в Казани, и 22 октября, в память освобождения Москвы от иноземных захватчиков.

В 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича местный московский (и казанский) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери делается общероссийским. Поводом к этому указу послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября наследника, царевича Дмитрия Алексеевича.

Это радостное для царя событие было приписано им милости Матери Божией, и с этого времени Алексей Михайлович начинает смотреть на московскую икону Казанской Богородицы не только как на избавительницу России от нашествия иноземцев, но и как на Покровительницу династии Романовых. Этот взгляд был усвоен и последующими царями из дома Романовых.
После основания в 1703 г. Петербурга и перенесения сюда столицы России Казанская икона Божией Матери стала предметом благоговейного почитания и на берегах Невы. В самом начале XVIII столетия здесь появляется чтимый чудотворный образ Казанской Богородицы, находившийся впоследствии с 1811 г. в Казанском соборе на Невском проспекте. В годины тяжелых испытаний русские люди прибегали к этому чудотворному образу, прося заступничества Царицы Небесной. Известно, например, что князь М.И. Кутузов, вождь русской армии в Отечественную войну 1812 года, возложил образ Божией Матери на себя, вверяя себя Ее всесильному охранению и помощи. После разгрома армии Наполеона он все серебро, отнятое казаками от французов, принес в дар Казанскому собору, считая победу над врагом проявлением милости Царицы Небесной3).

После 1812 г. вера в чудотворное заступление Божией Матери ради молитв пред Ее чудотворным казанским образом еще более возросла у жителей Петербурга, считавших Богоматерь в лице Ее чудотворной Казанской иконы Покровительницей северной столицы.

В настоящее время Казанская икона Пресвятой Богородицы по-прежнему пользуется огромным уважением и почитанием со стороны верующих. Откуда же она происходит? По одному мнению, более других распространенному4), эта икона, есть та самая икона, которая 8 июля 1579 г. явилась в Казани; в Смутное время она была взята в Москву, а оттуда в 1710 г. по повелению императора Петра I перенесена в Петербург.

Сказаний об этом раньше 30-х годов прошлого столетия не наблюдается. Но с конца 30-х годов это мнение, уже как исторический факт, стало входит в разные издания по истории Петербурга, а в конце 60-х годов вошло в «Сказание о чудотворно-явленной Казанской иконе Божией Матери с кратким описанием С.-Петербургского Казанского собора», в 1867 г.; затем, в «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», вып. I, отд. П, изданные в 1869 г. С.-Петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом. Здесь сказано, что явленная и чудотворная икона Казанской Божией Матери пребывала в Казани только до нашествия поляков на отечество в 1612 г.

В 1710 году священный памятник и свидетель изгнания поляков из Москвы и восшествия дома Романовых на царский престол — их семейный чудотворный образ Казанской Богоматери — по повелению императора Петра I перенесен из Москвы в Санкт-Петербург, в освящение новой на берегах Невы столицы.

Этими же словами говорит о перенесении Московской иконы Казанской Божией Матери в 1710 г. в Петербург и протоиерей Г.С. Дебольский в своей книге «Дни богослужения православной католической восточной церкви», т. I, 1901 г., издание 10, СПб, стр.201-202. Но он не берется судить, подлинная это казанская икона, или же только список с нее (там же, стр.198). Равным образом и в акафисте, составленном профессором Московской Духовной Академии П.С. Казанским для казанской иконы в Петербургском Казанском соборе и одобренном Синодом в 1867 г., говорится, что Петр Великий взял казанскую икону Богоматери из Москвы в Петербург — в Путеводительницу своему воинству … и, как ограждения и освящение новой столицы, в сердце города поставил (икос 5), но откуда и какую именно казанскую икону взял Петр I, об этом в акафисте ничего не сказано5). В анонимной книжке под заглавием «Чудотворная Казанская икона Божией Матери, находящаяся в С.-Петербургском Казанском соборе», изд. 5, СПБ., 1896 г., цензор архимандрит Мефодий, стр.8-9; 13-14 и в иллюстрированном издании «Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. С.-Петербургская епархия», СПБ., 1908 г., стр.455а) проводится тот же взгляд на петербургскую икону Богородицы, как и в указанных выше «Историко-статистических сведениях о С.-Петербургской епархии». Священник Д. Булгаковский согласен с тем, что московская чудотворная икона Казанской Богородицы перенесена в Петербург повелением Петра I, но по его мнению, эта икона является списком с казанского первообраза6).

Особое место занимают Г.З. Елисеев и архимандрит Никанор, которые, хотя и не занимаются вопросом о петербургской иконе Казанской Божией Матери, но положительно утверждают, что подлинная ЯВЛЕННАЯ Казанская икона Богородицы все время, до ее похищения в 1904 г., находилась в Казани, в женском Богородицком монастыре.

Чудотворный же образ Казанской Богородицы, бывший в ополчении Пожарского и Минина и впоследствии поставленный в московском Казанском соборе, был только СПИСКОМ с казанского оригинала7). Списком же считают этот образ и Строев8), протоиерей К. Фоменко8), историк С. Соловьев9), московский митрополит Макарий10), А. Завьялов11), И. Покровский12), профессор А. Дмитриевский13), архимандрит Ф. Поздеевский14), Н. Романский — в «Русском Паломнике»15), Ив. Конобеевский16) и др. В доказательство правильности своего взгляда указанные лица ссылаются обычно на «Никоновскую летопись» и «Летопись о многих мятежах». В первой рассказывается, что в Смутное время казанские ратники, пришедшие на помощь русскому войску, стоящему под Москвой … «принесоша (же) из Казани Пречистые Богородицы СПИСАНИЕ (подчеркнуто мною, В.Н.) с Казанской иконы» (Русская летопись по Никонову списку, изд.1792 г., VIII, стр.167).

Во второй читаем: «…Принесоша из Казани образ Пречистые Богородицы, СПИСАННОЙ С КАЗАНСКИЕ»… (Летопись о многих мятежах, 1771 г., стр.236)17).

Таким образом большинство автором согласны в том, что московская чудотворная икона Казанской Богородицы не есть явленная икона Ее, обретенная в Казани, а есть один из многочисленных древних списков с казанского подлинника. В таком случае и петербургская икона, даже если бы она и оказалась тождественной с иконой московского Казанского собора, также будет всего лишь списком с Казанской явленной иконы, но никак не оригиналом. В действительности же петербургская и московская икона не имеют между собою ничего общего: это два различных списка с казанского прототипа.

Московский священник Н. Романский приводит ряд исторических свидетельств, подтверждающих, что московский список в XVII и XVIII столетиях пребывал именно в Москве, а не в другом каком-либо месте. Так, на нижнем поле московской иконы с лицевой стороны сделаны две надписи — одна от 1687 г., а другая от 1754 г. Первая гласит: «Сей пречистый образ поновлял Михаил Малютин»; а другая: «а сего 1754 года — паки сей святой образ поновляла госпожа баронесса Прасковья Ивановна Строганова». Подлинность второй надписи, по мнению отца Н. Романского, не подлежит сомнению, а по словам Г. Тренева, интересовавшегося вопросом о Казанской иконе Богородицы, подпись Малютина также подлинна и ему хорошо известна18). Отсюда отец Н. Романский делает совершенно правильный вывод, что московская чудотворная икона Казанской Божией Матери не была перенесена в Петербург ни при Петре I, ни после него.

Большего внимания заслуживает мнение, опирающееся на архивные данные, по которым петербургская святыня является обетной иконой, выполненной по заказу вдовствующей царицы Парасковии Федоровны (1723), супруги царя Иоанна Алексеевича (…1796), брата Петра I. Таким образом она могла быть написана в самом конце XVII или в самом начале XVIII столетия.
К сторонникам этого мнения принадлежат протоиерей В. Жмакин, упомянутые выше А. Завьялов, Ф. Покровский и другие. По-видимому, некоторые архивные документы и последующая история петербургской иконы Казанской Божией Матери подтверждают их точку зрения.

Известно, что 2 марта 1727 г. в Синод поступило ходатайство «Церкви Рождества Богородицы, что на Петербургском острову, священника Ивана Стефанова с товарищами и приходских людей» (в числе 23 человека, В.Н.) о том, чтобы Синод дал распоряжение о возвращении в указанную церковь образа явления Казанской Пресвятой Богородицы из С.-Петербургского Троицкого собора, куда этот образ был взят в 1720 г Новгородским архиереем Феодосием, ибо «…Тот явления Казанской Пресвятой Богородицы образ по обещанию вновь написан и украшен достоблаженныя памяти царицы и великия княгини Парасковии Федоровны и от нас немалым иждивением». Просьба эта Синодом была удовлетворена, и образ Казанской Божией Матери, находившийся в церкви Рождества Богородицы на Петербургом острове (стороне), на Посадской улице, был перенесен туда, по всей вероятности, из Казанской часовни, стоявшей рядом с этой церковью и названной так, видимо, потому что там находилась икона Казанской Божией Матери. Часовня эта была устроена не позже 1707 г., т.к. в конце этого года, 25 ноября, император Петр I издал именной указ, которым повелевалось разобрать все построенные в Санкт-Петербурге часовни и обретающиеся в них иконы и книги передать в церковь20). Если, как утверждает А. Завьялов, петербургская икона была, по его выражению, «сооружена» (т.е. написан новый образ) по обещанию царицы Парасковьи Федоровны и иждивением некоторых приходских людей и находилась сперва в Казанской часовне, то она могла появиться на свет на рубеже XVII и XVIII столетий. Но, по мнению отца Н. Романского, выражение «образ … вновь написан» следует понимать в смысле «вновь переписан», или полностью реставрирован. В доказательство такого понимания указанного выражения Н. Романский в своей статье21) приводит текст контракта, заключенного 31 мая 1754 г. Государственной конторой с московским купцом Шестаковым и крестьянином Сеземовым на исправление «разных ветхостей» в Московском Казанском соборе, кроме церковной утвари, риз и книг, согласно осмотру архитектора Д. Ухтомского.

В этом контрактеи реестре, поданном по исполнении контракта 8 февраля 1755 г. с отметками священников собора о проделанной реставрации, выражение «вновь написать» встречается не менее 8 раз в отношении разных обветшавших икон и имеет смысл, придаваемый ему Н. Романским. Например, «Во означенном (же) иконостасе образ Казанской Богородицы, образ Страстныя Богородицы И ОНЫЕ ЗА ВЕТХОСТЬ ВНОВЬ НАПИСАТЬ»; или «В олтаре на горнем месте Господа Саваофа, который обветшал, вновь написать» и т.д.

Таким образом, петербургская икона Казанской Божией Матери, как только реставрированная, а не «сооруженная» заново, значительно древнее, чем предполагает Завьялов и другие авторы, стоящие на той же точке зрения, и может относится в XVII или даже к концу XVI века. В этом нет ничего удивительного; как мы видели, список с казанской иконы был прислан вскоре же после ее обретения царю Ивану IV Грозному в Москву; можно полагать также, что в царских палатах в Москве находись и другие, такие же древние или более поздние списки Казанской иконы, как очень чтимой в царской фамилии. Одну из таких копий царская семья могла взять с собой при переселении в новую столицу и поместить на первых порах в Казанскую часовню, вблизи от домика Петра I. Эта копия и была реставрирована царицей Парасковьей Федоровной. Предположение о такой реставрации могло быть обосновано более твердо после надлежащей расчистки иконы, но это дело будущего, пока же приходится ограничиваться свидетельствами архивных документов. Из Казанской часовни, разобранной по указу в 1707 г., икону Казанской Божией Матери перенесли в церковь Рождества Богородицы, прихожанкой которой состояла вдовствующая императрица, а оттуда в 1737 г. вместе с другими тремя того же названия иконами22) во вновь построенную ее дочерью, императрицей Анной Иоанновной, каменную церковь также Рождества Богородицы на Невском проспекте и, наконец, в 1811 г. в Казанский собор, где она и находилась до закрытия собора. До 1727 г. эта икона нигде в документах чудотворная не называется, в этом же году по ходатайству перед святым Синодом притча и приходских людей Рождественской церкви было разрешено икону Казанской Богоматери выносить в дома прихожан «ради моления болящих». Очевидно, она прославилась даром чудотворения. А. Завьялов замечает по этому поводу, что, пока не открыты новые документы, 1727 г. и следует считать началом признания этой иконы чудотворной. Впрочем, он сам же допускает, что архиепископ Феодосий взял в 1720 году данную икону в Троицкий собор быть может в предположении, что она уже является чудотворною, почему и пользуется в народе таким почитанием, хотя специальное распоряжение святого Синода об отобрании в церкви икон, которые недавно оказались чудотворными, вышло 21 февраля 1722 г.23).

Для полноты картины не будет лишним указать размеры икон Казанской Божией Матери: явленной, московской и петербургской. Первая имеет размеры 6 х 5 вершков, вторая — 5 х 8 вершка, петербургская — 13 х 12 вершков24). Богородица на явленной иконе, находившейся в Казани, представлена в красивом греческом типе с правильно построенным лицом с возвышенным выражением. Высокие художественные достоинства иконы и греческий характер лика Божией Матери свидетельствуют о принадлежности иконы кисти незаурядного художника и косвенно — о ее древнем происхождении25). О первоначальном письме петербургской иконы судить трудно вследствие ее полной реставрации в начале XVIII или в конце XVII века. Лик Божией Матери на петербургской иконе в ее теперешнем виде, значительно уступает по исполнению лику Богородицы на Казанском оригинале: пропорции и формы лица менее совершенны, и уже не заметны черты греческого типа. Все вышеизложенное заставляет придти к выводу, что мнение священника Н. Романского о происхождении петербургской иконы Казанской Божией Матери можно считать наиболее приемлемым Доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии В.А. Некрасов

Примечания.
Историческое и вполне достоверное свидетельство о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани принадлежит патриарху Гермогену, который, будучи еще в сане священника, был очевидцем этого явления, а спустя 15 лет после обретения иконы, уже в звании митрополита Казанского и Астраханского, составил Сказание под заглавием: «Месяца июля в 8 день повесть о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, иже в Казани. Списана смиренным Гермогеном митрополитом Казанским и Астраханским в лето 7102 году» (т.е. от Рождества Христова в 1594 году, В.Н.). Подзаголовок Сказания взят из книжки священника Д. Булгаковского: «Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от нее чудеса», СПБ., 1896 г., стр.14, Примечание. Автор книжки читал повесть Гермогена в рукописи бывшей императорской публичной библиотеки (ныне имени Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге) из Древлехранилища Погодина за № 925. Имеются и древние рукописи этой повести. См. «С.-Петербургский духовный вестник», 1895, № 16, стр.366.

Основные факты из истории Казанской иконы изложены в обстоятельной статье А. Завьялова под заглавием «Чудотворная икона Казанския Божия Матери в Санкт-Петербурге», см. «С.-Петербургский духовный вестник», 1895 г., №№ 16, 18, 20, 22, 24 и 25. Эти же сведения имеются у Д. Булгаковского (книжка «Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от нее чудеса», СПБ., 1896 г.); архимандрита Феодора Поздеевского (Странник, 1907 г., июль-август, статья «Казанская икона Божией Матери»); архимандрита Никанора (Сборник «Святыни Казани», статья «Казанская икона Божией Матери», 1890 г.); Г.З. Елисеева («Православный собеседник», 1858 г., III ч., статья «Казанская чудотворная икона Божией Матери); профессора А. Дмитриевского (Труды Казанской Духовной Академии, 1905 г., I, ст. «В честь какой иконы Казанской Божией Матери установлен праздник 22 октября»); И. Покровского («Явленная чудотворная казанская икона Божией Матери», Казань, 1904 г.); священника Н. Романского («Московские церковные ведомости», 1904 г., №№ 50, 51-52, и 1905 г., №№ 4-5, статья «Где находится подлинная чудотворная явленная икона Казанской Богоматери») и других авторов.

2. Вопрос о подлинности Казанской иконы Божией Матери, бывшей в казанском ополчении, является одним из спорных вопросов в истории этой иконы. Автор коснется его в дальнейшем изложении очерка.

3. см. «Чудотворная Казанская Икона Божией Матери, находящаяся в Санкт-Петербурге в Казанском соборе», Изд.5. СПБ., 1896 г., стр. 17.
4. см. «Церковные ведомости», 1904 г., прибавления № 27, статья протоиерея В. Жмакина «Церкви в Санкт-Петербурге, основанные в царствование Анны Иоанновны», стр.995.
5. см. «Московские церковные ведомости», 1904 г., № 50, стр. 588.
6. см. Примечание I, Булгаковский, стр.10, 24.
7. см. Примечание I, Елисеев, стр. 401-402, архимандрит Никанор, стр. 11-12.
8. см. «Московские церковные ведомости», 1904 г., № 50, стр. 587.
9. «История России», т. VIII, издание 1894 г., стр. 986.
10. «История русской церкви», т. Х, кн. I, СПБ., 1881 г., стр. 162.
11. см. Примечание I, Завьялов, № 18, стр. 408.
12. То же, Покровский, стр. 16 и дальше.
13. То же, Дмитриевский, стр. 199.
14. То же, Поздеевский, стр. 16-17.
15. «Русский Паломник», 1904 г., № 30, стр. 515-516.
16. Там же, № 47, стр. 810-812.
17. Цитируя по указанной книге Булгаковского, стр. 24, Примечание. Подобные же ссылки имеются и в указанных статьях (примечание I) Елисеева, стр. 402; Дмитриевского, стр. 196-197; Покровского, стр. 16; Поздеевского, стр. 17; Завьялова, стр. 408, но в ссылке на «Летопись о мятежах» у них указана стр. 225, а у Завьялова на эту летопись вовсе не имеется ссылки.
Я приведенное место из «Никоновской летописи» нашел в «Полном собрании русских Летописей», т. XIV, первая половина, ч. II. «Новый летописец», § 272, стр. 113, СПБ., 1910 г. 18. «Московские церковные ведомости», 1905 г., № 4, стр. 46. О Треневе см. примечание на этой же странице.
19. А. Завьялов (Примечание I), № 20, стр. 449, сравни Н .Романский, «Московские церковные ведомости», 1905 г., № 4, стр. 43-44.
20. Н. Романский, «Московские церковные Ведомости», 1905 г., № 4, стр. 43-44, сравни А. Завьялов (Примечание I), № 20, стр. 447.
21. Н. Романский, «Московские церковные ведомости», 1905 г., № 4, стр. 44, № 5, стр. 51-52.
22. А. Завьялов (Примечание I), № 22, стр. 491.
23. Н. Романский, «Московские церковные ведомости», 1905 г., № 4, стр. 43.
24. А. Завьялов (Примечание I), № 22, стр. 491.
В статье Ив. Конобеевского «К вопросу о подлиннике и списках с Казанской иконы Божией Матери» в «Русском Паломнике» за 1904 г., № 47, стр. 810-812 указывается размер казанской иконы — 6 х 5 вершков.

25. см. снимок с подлинника Казанской иконы Божией Матери в книге Булгаковского (Примечание I), также в «Русском Паломнике», 1904 г., № 30, стр. 519.

196084, Россия, Санкт-Петербург, Московский просп., 100

+7 (812) 252-37-59; +7 (812) 369-30-98; +7 (812) 932-13-40

nov.dev-master@nullyandex.ru

Настоятель: игумения София (Силина)

  • Начало утренних Богослужений
    • на седмице в 7.00
    • в субботу в 9.00
    • в праздничные и воскресные дни в 9.40
  • Начало вечерних Богослужений в 17.00
  • Исповедь совершается ежедневно во время вечернего богослужения и перед литургией.

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге. Монастырский комплекс, выполненный в псевдорусском архитектурном стиле и состоящий из Воскресенского собора, нескольких церквей и кладбищ, был построен в 1849-1912 годах по проекту Н. Е. Ефимова при участии К. И. Реймерса, Л. Л. Бонштедта и Н. А. Сычёва.

На территории монастыря расположено Новодевичье кладбище, где похоронены многие известные люди: поэты Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев и А. Н. Майков, врач С. П. Боткин, композитор Н. А. Римский-Корсаков, архитектор монастыря Н. Е. Ефимов и обер-прокурор Священного Синода К. П. Победоносцев.

В советское время монастырь прекратил свое существование. Еще в 1928-1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских, но в конце 1937 года церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась − были закрыты церкви и арестованы почти все священнослужители. В это же время внешний облик монастырского ансамбля был изменен — для спрямления Московского проспекта пришлось взорвать важнейшую вертикальную доминанту монастыря, Свято-Исидоровскую колокольню. Кроме того, были сняты купола Воскресенского собора, снесены часовни и кладбищенские церкви, а в основном корпусе монастыря разместился оборонный Научно-исследовательский институт электромашиностроения. Восстановление монашеской обители началось только в 1990 году.

Новодевичий монастырь, уже в современное время, неоднократно становился местом массового паломничества — в 2011 году здесь пребывал Пояс Богородицы из монастыря Ватопед на Афоне, а в 2014 году в монастыре пребывали дары волхвов из афонского монастыря святого Павла. В обеих случаях верующие образовывали многокилометровые очереди, чтобы прикоснуться к святыне.

После того, как в 1712 году по воле Петра I столицей России стал Санкт-Петербург, под это решение стали подводить сакральную базу. Одним из первых шагов в этом направлении явился перенос в 1724 году мощей Александра Невского из Владимира в город на Неве. С течением времени в Санкт-Петербурге предметом поклонения православных верующих стали ещё мощи Ксении Петербургской, а также мощи Иоанна Кронштадтского.

Александр Невский

Рака с мощами святого благоверного князя Александра Невского находится в южном приделе Троицкого собора Александро-Невской Лавры, возведённого в стиле классицизма по проекту архитектора И. Старова в конце XVIII века. Монастырь, или Лавра, в состав которой вошёл Троицкий собор, был основан по повелению Петра I. Он полагал, что на этом месте, неподалёку от нынешней площади Александра Невского, в 1240 году произошла битва, в которой русская дружина, возглавляемая князем Александром, разбила шведское войско.

Святой Александр Невский считается покровителем воинов и дипломатов, которым он дарует отвагу, стойкость и мудрость при выполнении профессионального долга. Ему молятся перед началом и по завершении боевых действий. Обращаются к нему и с молениями о защите Отечества, родных и близких. В России и других странах в честь святого Александра Невского воздвигнуто множество православных храмов.

При советской власти Лавра подверглась разорению. В 1922 году в Эрмитаж перенесли изготовленную из серебра общим весом около 1,5 т раку для мощей, пожалованную Лавре в середине XVIII века дочерью Петра I императрицей Елизаветой Петровной. Рака до настоящего времени остаётся в Эрмитаже, где ведутся работы по её реставрации, после завершения которых предполагается передача копии раки в Троицкий собор.

Ксения Петербургская

Жизнь блаженной Ксении протекала в Петербурге XVIII века. В возрасте 26 лет она стала вдовой, её муж умер скоропостижно, без покаяния. На похороны она пришла в мужской одежде, и назвавшись именем мужа, стала говорить всем, что скончался не он, а Ксения.

С этого времени и до своей кончины, последовавшей через 45 лет, она вела жизнь юродивой — пожертвовала свой дом знакомым, раздала всё имущество, скиталась по городу без постоянного пристанища, совершая молитвы за упокой мужа, одевалась в обноски, милостыню не принимала, раздавая поданное нищим, приносила кирпичи для строящейся на Смоленском кладбище церкви и продолжала называться именем мужа. При этом по мнению врачей по-настоящему безумной она не была.

Через некоторое время жители города стали замечать, что у тех, кто принимал юродивую Ксению или беседовал с ней, всё в жизни начинало меняться к лучшему. Со временем слава Ксении росла и в народе её стали считать покровительницей всех жителей Петербурга. Мощи Ксении Петербургской находятся под спудом (под землёй) в посвящённой ей часовне на Смоленском кладбище Васильевского острова. И в наше время ежедневно около часовни можно видеть много людей, которые обращаются с молитвами к блаженной Ксении и оставляют записки с просьбами помочь в житейских делах.

Иоанн Кронштадтский

Священник Иоанн Сергиев был родом из дьячков Архангельской губернии. Родился он в 1829 и умер в 1909 году в Кронштадте, где проходили его служения в Андреевском соборе (снесён в 1932 году). На протяжении всей жизни помогал бедным, раздавая денежные средства и даже личные вещи. Был бессеребренником, никогда не вёл счёт пожертвованиям — всё, что после прихода славы жертвовали ему, он жертвовал другим.

Начиная с 80-х годов его стали почитать, как чудотворца, исцеляющего наложением рук и силой своего взгляда. На его проповедях в Кронштадте, Санкт-Петербурге и в других городах Российской империи собирались огромные массы народа. Многие свидетельствовали об исцелении от различных заболеваний, а также от алкоголизма.

Мощи праведного Иоанна Кронштадтского находятся под спудом (под землёй) в Иоанновском монастыре на Карповке, неподалёку от станции метро «Петроградская». К Иоанну Кронштадтскому обращают молитвы об избавлении от болезней и пьянства, а также в связи с семейными или бытовыми неурядицами. В России ему посвящены многие православные храмы.

Возможно, вам будет интересно:

  • Почему занавешивают зеркала в доме покойника
  • Что делать с вещами умершего
  • Сколько времени носить траур