Рассказы о святых для детей

Литературное чтение 4 класс.

Урок 5. Сергий Радонежский – святой земли Русской. «Житие Сергия Радонежского»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Дать обучающимся представление о житие;
  2. Продолжать знакомить детей с многообразием творчества русского народа;
  3. Познакомить с Преподобным Сергием Радонежским.

Глоссарий по теме:

Преподобный – Святой монах.

Житие- повествование о чьей-нибудь жизни (устар.). Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь».

Благородный — 1) высоконравственный, самоотверженный, честный и открытый; 2) исключительный по своим качествам, изяществу.

Угодник — 1) человек, который угодничает (разг.); 2) в религиях: название некоторых святых.

Добродетель — положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Праведный — у верующих: благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.

Обет — торжественное обещание, обязательство.

Черноризец — монах.

Панихида и литургия – церковные богослужения.

Псалом – религиозное песнопение.

Ключевые слова:

Летопись, житие, Сергий, Радонежский, Епифаний, Премудрый, монах, святой.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.39-59

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Ребята, назовите литературный жанр, зашифрованный здесь, который, является однокоренным словом, к слову живёт:

Е Т Ж И И

Пауза.

Верно, это житие.

-Как вы понимаете это слово?

Пауза.

Житие – произведение древнерусской литературы, которое повествует о жизни святых, признанных христианской церковью.

Оно повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости. Даёт образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить её может каждый человек.

Герои жития — самые разные люди: и простые крестьяне, и горожане, и князья… Главная добродетель героя — вера в Бога, она даёт блага при жизни и после смерти.

В текст жития могут входить молитвы. Житие поучительно, оно учит христианской морали.

-С каким жанром современной литературы вы бы сравнили житие?

Пауза.

Правильно, оно похоже на биографию.

-А чем же отличаются житие и биография?

Пауза.

Тех, кто следовал заповедям Бога, а также совершил подвиг во благо своей Родины.

Сегодня мы перенесёмся с вами в далёкое прошлое и узнаем о житие святого.

Илья Муромец

Сказка

Сергий Радонежский

былина

Иванушка дурачок

-Какой из приведённых здесь героев относится к сказке? А к былине?

Кто из героев остался?

Пауза.

Сергий Радонежский.

-Как думаете, к какому жанру относится герой Сергий Радонежский?

Пауза.

Правильно, к жанру житие.

-Давайте же узнаем о житие Сергия Радонежского

Посмотрите, пожалуйста, на портрет человека. Что вы можете сказать о нем?

Пауза.

-В те далёкие времена так одевались монахи.

Перед нами Епифаний Премудрый, который в 1417–1418 годах написал » Житие Преподобного Сергия Радонежского».

-Почему же он премудрый?

Пауза.

В том далёком прошлом писать и читать могли немногие. Таких людей уважали и называли мудрецами

-Чтобы более подробно узнать о житие Сергия Радонежского прочитайте летопись «Житие Сергия Радонежского».

Преподобный отец наш Сергий родился от родителей благородных и благоверных; от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария, которые были Божьи угодники, правдивые перед Богом и перед людьми, и всякими добродетелями полны и украшены, что Бог любит.

Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправильных родителей… И советовалась Мария с мужем своим, говоря так: «Если родится у нас мальчик, дадим обет принести его в церковь и отдать благодетелю всех Богу»; что и сбылось.

Когда настал срок родов, родила она своего младенца.

И пришёл день исполнения обета его матери: после шести недель , то есть когда наступил сороковой день после рождения его, родители принесли ребёнка в церковь Божью. Иерей же с радостью духовной и старанием окрестил его во имя Отца, и Сына, и Святого духа — именем Варфоломей в святом крещении назвав его.

Потом, через некоторое время, по прошествии немногих дней, другое некое знамение чудодейственное было младенцу, нечто странное и невиданное: в среду и в пятницу он не брал грудь и не пил молока коровьего, и так без еды оставался в течение всего дня.

-Почему Бог выбрал в отцы и матери Сергия Кирилла и Марию?

Пауза.

Правильно, не мог Он допустить того, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправильных родителей…

-Что обещала Мария своему мужу?

Пауза.

Правильно, что отдаст его в церковь благодетелю всех Богу.

-Когда Сергия отдали в церковь?

Пауза.

Правильно, на сороковой день после рождения.

-Как назвали его?

Правильно, Варфоломеем.

-Какое знамение было младенцу?

Пауза.

Правильно, » В среду и в пятницу он не брал грудь и не пил молока коровьего, и так без еды оставался в течение всего дня.»

У раба Божьего Кирилла, о котором шла речь, было три сына: первый Стефан, второй – этот Варфоломей, третий- Пётр; их воспитал он со всякими наставлениями в благочестии и чистоте. Стефан и Пётр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать, но как-то медленно и не прилежно. Учитель с большим старанием учил Варфоломея, но отрок не слушал его и не мог научиться, не похож он был на товарищей, учащихся с ним. За это часто бранили его родители, учитель же ещё строже наказывал, а товарищи укоряли. Отрок втайне часто со слезами молился Богу, говоря: «Господи! Дай мне выучить грамоту эту, научи Ты меня и вразуми меня».

-Сколько братьев было у Варфоломея?

Правильно, два брата.

-Чем они отличались от него?

Правильно, быстро изучили

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: К какому жанру древнерусской литературы относится история о Сергии Радонежском?

Правильный вариант ответа

Варианты ответов: 1. Былина; 2. Житие; 3. Слово; Летопись.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): 2. Житие

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: Соберите мозаику.

Подсказка: собирайте мозаику как пазлы.

Почтицелый год все мы — и взрослые, и малыши— с нетерпением ждем зимние праздники.Новый год, Рождество, Крещение и другиеторжественные дни несут с собой весельеи развлечения, игры, песни, танцы. Апо-особенному радуются дети приходуСвятого Николая, который кладет им подподушку «вознаграждение» за их послушностьи трудолюбие. Поэтому в течение всегогода они стараются быть именно такими:не ленивыми, доброжелательными,старательными.

Вночь с 18 на 19 декабря Николай оставляетпослушным детям подарки и «николайчики»под подушкой или в ботинке у порога, илив глиняной миске, которую вечером передсном дети ставят на подоконник. Анепослушным — розги в уголочке.

Подаркидруг для друга иногда готовят и взрослые.Они дарят их тем, кто в течение года нескупился на добрые дела.

Таккто же такой Николай и почему праздникв его честь отмечают во всем мире?

Историяберет свое начало семнадцать вековназад. Единственный сын у богатыхродителей-христиан Николаус решилотказаться от светской жизни и посвятитьсебя служению Богу.

Николаусвсегда помогал беднякам. Но делал этотайно, ведь не хотел прославляться начужом горе. По многочисленным легендамон подбрасывал людям через окно узелкис золотом. И они сначала считали этонастоящим чудом, а потом все жедогадывались, что это о них беспокоитсяотец Николаус.

Порассказу, поданному в «Житии святых»,через определенное время известногоблаготворительностью и верностьюГосподу священника выбирают епископомМирликийским (от города Мирра в провинцииЛикия). В книге говорится, что архиерейне только помогал бедным, больным,несколько раз спасал несправедливоосужденных на смертную казнь, но и творилчудеса. По легенде он был способенмолитвой унять бурю на море. Поэтомусчитается покровителем мореплавателей.Умер Святой в 345 году, дожив лишь досвоего 65-летия.

Греческиекалендари с IX века упоминают о празднованиидня Святого Николая. Из Византии культраспространился по миру. А в средневековьев европейских странах насчитывалосьдо тысячи храмов этого Святого.

Наукраинских землях чтят Николая от началаприхода сюда христианства. В ночь с 18на 19 декабря в дома, где живут дети,неслышно приходит Николай и так женеслышно кладет преимущественно подподушки, а иногда в башмачки спящегомалыша желанные подарки. И что характерно— именно те подарки, о которых мечталипослушные мальчики и девочки. ОткудаНиколай знает, что кому нужно? Потомучто накануне волшебной ночи положенонаписать письмо-просьбу к Святому,положить записку на окно и надеятьсяна осуществление мечты: то ли ангел, толи какая птичка-невидимка то письмозаберет. И Николай точно будет знать,чего от него ждут. Но если малыш еще неумеет писать, то Святой и так догадается.

Ачто ждет непослушных? Таких в Украинесовсем мало! А если встречаются, то имдостается розга, но тоненькая и недлинная.А если мама и папа очень попросят Николая,то Святой, кроме розги, все же положитконфетку или мандаринку!

Ивсе-все дети в день Святого Николаяобязательно заслуживают вкусноемороженое «Рудь»! Зимой, когда родителине разрешают есть его на улице, оно можетпорадовать всю семью на праздничномстоле. Для таких случаев мы имеем вассортименте мороженое в особом формате— семейной упаковке. Смакуйте счастливыммоментом с очень-очень нежныммороженым-муссом»ФанФан», подключите детей кприготовлению десертов с «Детскимжеланием» или же испеките ароматныйштрудель, чтобы подать его со «100 %мороженым»!

Сднем Святого Николая! И счастливыхновогодних и рождественских праздников!

23 ноября православные верующие отметят День памяти святого великомученика Георгия. Согласно преданию, в этот день произошло колесование мученика, в результате которого он должен был погибнуть, но по воле Божьей остался невредим. При упоминании Георгия Победоносца сразу всплывает образ воина на коне, пронзающего копьем змия. Тем более что такое изображение Георгия Победоносца присутствует на древнем гербе Москвы. Но есть и другие его иконы. На одних он в доспехах, с копьем и мечом предстает как мужественный воитель и праведник. На других – воинских атрибутов уже нет: это красивый молодой человек с тонкими аристократическими чертами. Его лицо выражает уверенность в однажды избранном пути, достоинство и спокойствие. Георгий Победоносец иногда изображается на иконах вместе с другими святыми воинами, чаще всего с Димитрием Солунским.

О чем ему молятся?

Святой Георгий – в первую очередь покровитель воинов и всех, кто оказался в зоне военных действий и подвергается опасности. А также заступник для родных и близких всех, кто служит в армии. Кроме того, считается, что святой Георгий покровительствует людям, связанным с сельским хозяйством. Ему молятся:

  • О защите от врагов и от людской злобы.
  • Об избавлении от разных напастей.
  • Об утешении в бедах и о поддержке в тяжелых жизненных ситуациях.
  • Об обретении мира, в том числе мира в душе.
  • О плодородии земли и сохранении урожая.
  • О здоровье и плодовитости скота.
  • О защите от природных стихий.
  • Об излечении от тяжелых недугов.
  • О помощи в поиске правильного пути в жизни.
  • Об укреплении в вере.

В молитве нужно обращаться не к иконе, а к тому, кто на ней изображен, в данном случае к святому Георгию. Просить о чем-то следует с искренней верой в силу Божию, тогда молитва будет услышана.

Святой Георгий Победоносец: о чем ему молятся и почему он так популярен в России?
Святой Георгий Победоносец: о чем ему молятся и почему он так популярен в России?

Икона. Перв. половина XIV в. Византийский музей, Афины / Чудо св. Георгия о змие. Середина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва

В чем состоял подвиг святого?

Святой Георгий был высокопоставленным римским офицером, который жил на стыке III и IV веков. То есть во времена правления императора Диоклетиана, знаменитого своими гонениями на христиан. Святой Георгий родился в аристократической семье в небольшом палестинском городке Лидда (сейчас это израильский город Лод). Он воспитан был в христианской семье. Достаточно сказать, что его двоюродная сестра – святая равноапостольная Нина – известна тем, что обратила в православную веру Грузию.

Существует легенда о том, как святой Георгий поразил змия. Находясь по делам службы на территории современного Ливана или Западной Сирии, он приехал в один большой город (историки до сих пор спорят о том, что это был за город). Там он узнал, что неподалеку находится болотистое озеро, объявленное местными языческими жрецами священным. На берегах его поселилось некое рептилеобразное чудовище, которому приносят человеческие жертвы. И когда в очередной раз язычники отправились туда, чтобы скормить чудищу выбранную по жребию девушку, святой Георгий выступил в качестве сопровождающего лица. А в самый патетический момент, когда чудовище выползло из болота, Георгий неожиданно в одиночку вступил в поединок с ним и убил рептилию. Тем, что он низверг языческое священное чудище во славу Господа, он заслужил великую любовь местных жителей, многие из которых после этого крестились.

Но главный подвиг святого Георгия состоял вовсе не в этом. Достигнув звания тысяченачальника, Георгий был особо отмечен императором как смелый и подающий надежды воин, известный своим умом, физической силой, доблестью и красотой. Георгий мог бы достичь высот власти, однако он выбрал иной путь. Услышав однажды на суде приговор об истреблении христиан, Георгий явился к Диоклетиану и, объявил себя христианином А также обличил императора в жестокости и несправедливости. За свое выступление против преследования христиан святой Георгий был схвачен и заключен в темницу, а затем подвергнут мучениям. Обычно жизнеописания святых подробно излагают, как именно их мучили и казнили, но опустим это. Он был казнен за свою веру во Христа в 304 году, на территории Малой Азии, в городе Никомидии (сейчас это турецкий Исмид).

Святой Георгий Победоносец: о чем ему молятся и почему он так популярен в России?
Святой Георгий Победоносец: о чем ему молятся и почему он так популярен в России?

Чудо св. Георгия о змие. Перв. половина XV в. Новгород. ГТГ, Москва / Свв.Георгий и Димитрий на конях. Перв. половина XV в. Византия. Частная коллекция

Почему святой Георгий так любим в России ?

По словам Георгия Кочеткова, мучили святого Георгия вполне добропорядочные законные власти Римской империи. И всего-то они хотели от него одного – подчинись, исполни закон, признай императора богом. Так положено: есть некий порядок, и чтобы его укрепить, император назначил себя богом. Все, включая самого императора, понимают, что это условность. Казалось бы, сделай условный жест, прославь императора как бога, пусть даже не веря в это – и спасешь свою жизнь. Но юный красавец-офицер отказывается это сделать, соглашается на пытки, положенные в таких случаях, и расстается с жизнью.

Казалось бы, кто победил? И каков смысл такого свидетельства? Человек гибнет, на этом дело заканчивается. Но потом оказывается, что не совсем заканчивается, что с ним гибнут еще другие люди, которые успели «заразиться» его верой, его свидетельством: мученица царица Александра, мученик Антоний, мученик Протолеон. И по человеческому рассуждению понять это очень сложно.

А по Божьей правде все очень ясно. Чтобы жить целостной жизнью, нужно быть до конца последовательным, как настоящий свидетель правды и истины. Нужно всего лишь набраться мужества, чтобы эту целостность, это целомудрие своей души, своей жизни пронести до конца, не оглядываясь назад, чтобы ценности мира сего поставить хотя бы на второе место, а на первом сохранить Господа Бога. У христианина на первом месте всегда должен стоять Христос. Если христианин потеряет Христа, он потеряет дар Духа Святого, потеряет Отца Небесного, путь к Нему, потеряет себя.

Святой Георгий Победоносец: о чем ему молятся и почему он так популярен в России?
Святой Георгий Победоносец: о чем ему молятся и почему он так популярен в России?

Иконописец Димитр Кочнов из Трявны. 1838 г. Болгария. Исторический музей, Великое Тырново, Болгария /
Свв. Георгий и Дмитрий. Кон. XVIII – нач. XIX в. Болгария. София, Крипта, филиал староболгарского искусства при Национальном художественном музее

«Это так ясно, когда мы смотрим на все глазами веры, и так трудно, когда мы смотрим глазами людей мира сего, – говорит Георгий Кочетков. – Жизнь великомученика Георгия дает повод задуматься над тем свидетельством, которое мы должны нести в этот мир».

По словам священника, любовь в России к этому святому обусловлена не только примером целостности его жизни, его верностью Божьей правде, но и жаждой русского народа иметь перед глазами такого героя-рыцаря и аристократа духа. Эта потребность русского народа в таком примере говорит о большом потенциале, скрытом в нас самих и требующем раскрытия в реальной жизни. Прежде всего, в виде свидетельства, которое мы сами призваны нести в этот мир. Христиане не должны молчать и на слово и действие Божье в своей жизни должны всегда отвечать действием, а не просто принимать его к сведению. Ведь великомученик – это не тот, кто вышел из какой-то элиты. Это тот, кто больше других донес весть о Боге и его действии до людей.

В этой статье Вы сможете найти краткие жития святых, которые будут интересны даже детям, благодаря краткому их изложению.

Жития святых

  • Страдания святого великомученика Георгия Победоносца;
  • Житие преподобного Феодосия, игумена Печерского;
  • Житие праведного Иова Многострадального;
  • Житие преподобного Арсения Великого;
  • Житие святого пророка Исайи;
  • Жизнь и труды святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

Страдания святого великомученика Георгия Победоносца

Святой Георгий был римским военачальником, приближенным к царю.
Отец его был замучен за исповедание Христа, мать тоже была христианкой, и сам Георгий с детства был христианином, но до времени скрывал это от неверных
Когда нечестивый царь Диоклитиан начал преследовать и убивать верующих во Христа, святой Георгий, отвергнув всякий страх человеческий и имея в себе только страх перед Богом, явился к царю, заседающему со своими советниками, и смело обличил всех их в злочестии, говоря: «…Иисус Христос — единый Бог, един Господь во славе Бога Отца, Которым все сотворено, и все существует Духом Его Святым. Или вы сами познайте истину и научитесь благочестию, или не смущайте безумием вашим познавших истинное благочестие”.
Тогда царь стал уговаривать Георгия, чтобы он отрекся от Христа, но святой сказал:
«Никакой пользы не получают те, кто обольщен временными наслаждениями, твои соблазны не ослабят моего благочестия, и никакие муки не устрашат душу мою и не поколеблют ума моего”.
Эти слова святого Георгия привели царя в неистовство, и он повелел своим оруженосцам колоть Георгия копьями. Но как только копье коснулось тела святого, железо тотчас стало мягким и согнулось. Уста же мученика исполнились хваления Бога.
Введя святого Георгия в темницу, воины распростерли его на земле и положили ему на грудь тяжелый камень. Святой же все это терпел, непрестанно воздавал благодарение Богу. На следующий день царь спросил его, не отречется ли он от Христа. Святой Георгий, угнетенный тяжелым камнем, едва мог проговорить:
«О царь, неужели ты думаешь, что я после столь малого мучения отвернусь от веры своей. Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою”.
Тогда царь Диоклитиан велел принести великое колесо, под которым были помещены доски, истыканные железными остриями. На том колесе царь велел привязать обнаженного мученика и, вращая колесо, срезать все его тело. Святой Георгий, разрезаемый и разрываемый на части, доблестно переносил свои муки. Сначала он молился Богу громким голосом, затем тихо, про себя благодарил Бога, не испустив ни одного стенания, а пребывая как спящий или бесчувственный.
Тогда царь решил, что Георгий умер, и велел было отвязать его от колеса. Но вдруг затемнился воздух, прогремел страшный гром и многие услышали глас свыше:
«Не бойся, Георгий, Я с тобою”.
Появилось сияние, великое и необычное, и Ангел Господень во образе юноши прекрасного и ясноликого, озаренного светом, показался стоящим у колеса и, возложив руку на мученика, сказал «Радуйся”. И никто не смел приступить к колесу и к мученику, пока продолжалось видение. Когда же ангел исчез, Георгий сошел с колеса, освобожденный ангелом и исцеленный им от ран, и возблагодарил Господа.
Но злой царь не вразумился чудом Божиим и приказал дальше мучить святого Георгия. Но Георгий был непоколебим, а только молился Богу: «Прояви, Господи, милость Твою на мне и сохрани путь мой в вере Твоей, чтобы везде прославилось имя Твое пресвятое”.
Когда же царь пришел в удивление от того, что Георгию не вредили никакие мучения, святой Георгий сказал ему: «Знай, царь, что я не чувствую муки, потому что спасаюсь призыванием Христа и Его силою”.
И повелел царь мученику, чтобы он для показания силы Бога своего воскресил мертвого. И сказал ему святой: «Бог мой, сотворивший все из ничего, имеет силу воскресить через меня мертвеца”. — И, преклонив колена, долго молился Богу со слезами и в конце воскликнул: — О Владыка, покажи собравшемуся народу, что Ты Бог Един для всей земли, чтобы они познали Тебя, Господа всесильного, Которому все повинуется и Чья слава — вовеки. Аминь”.
И вдруг загремел гром и потряслась земля, так что все ужаснулись, гроб открылся, и мертвец встал из него живым. Тогда многие, видевшие это, уверовали в Господа Иисуса Христа.
Но царь, хотя и был удивлен, остался в своем нечестии и велел заключить святого Георгия в темницу. Туда к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, и наставлялись в святой вере. Призыванием имени Христова и знамением крестным святой исцелял и больных, во множестве приходивших к нему в темницу.
Однажды, когда святой Георгий молился, он задремал и увидел во сне явившегося Господа, Который поднимал его рукою, обнимал, целовал его и возлагал ему на голову венец, ободряя Георгия и предвозвещая ему награду в Царствии Небесном
Неверный же царь Диоклитиан, убедившись в своем бессилии, приказал отрубить святому мученику голову. И так святой великомученик Георгий скончался, достойно совершив свое исповедание и сохранив веру непорочную. Потому он и увенчан избранным венцом правды от Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение вовеки веков. Аминь.

Житие преподобного Феодосия

Преподобный Феодосии с детских лет отличался благочестием и разумностью. Он хорошо изучил Священное Писание, часто посещал храм Божий и всегда внимательно слушал чтение и пение, никогда не уходя до окончания службы. Феодосии не любил шуметь и шалить и удалялся от всех мирских удовольствий. У него было только одно желание — спасти свою душу, поэтому он стремился к монашеской жизни.
Став взрослым, Феодосии ушел из дому в город Киев. Там он услыхал о подвигах преподобного Антония в пещере и пошел к нему. Придя в пещеру к Антонию, Феодосии пал пред ним на колени и со слезами начал упрашивать принять его к себе в ученики. Преподобный же Антоний, выслушав его, так отвечал ему:
«Юноша, ты видишь, как мрачна и тесна эта пеще ра; ты не вынесешь здешних неудобств”.

На это Феодосии с умилением отвечал:

«Бог меня привел в твою святую пещеру, ясно предуказывая, что мне должно спастись через тебя. Я буду исполнять все, что ты мне ни прикажешь”.
Тогда преподобный Антоний с любовию принял его к себе, и Феодосии всего себя отдал на служение Богу, усердно соблюдая послушание своему старцу Антонию. Превозмогая дремоту, он целые ночи бодрствовал, славословя Бога; днем же исполнял разные тяжелые работы. Такое благонравие, смирение, бодрость и трудолюбие вызывали удивление даже в преподобном Антонии; видя праведную жизнь Феодосия, он прославлял за это Бога.
Спустя некоторое время по желанию и просьбе всех братии преподобный Антоний благословил святого Феодосия на игуменство. И богоугодными молитвами преподобного Феодосия стала цвести и богатеть с того времени Печерская обитель. Мало-помалому он собрал человек сто братии и с Божией помощью построил для них невдалеке от пещеры монастырь с большой церковью в честь Успения Божией Матери. Он ввел там строгий монашеский устав, который потом был принят и всеми русскими монастырями.
За свою праведную жизнь Феодосии еще при жизни своей был прославлен Богом пред людьми: от него исходило видимое сияние. Это сияние было отражением святой жизни преподобного старца. Так велико было упование его на Бога, что не раз, когда в монастыре оскудевали припасы, Господь чудесным образом восполнял их.
Монахи и миряне, богатые и бедные, добрые и злые — все уважали и почитали преподобного Феодосия, но он нисколько не гордился этим, а, облекшись еще в большее смирение, продолжал трудиться, уча своих учеников не только словом, но и делом. Одежда его была самая простая; несмотря на свой игуменский сан, преподобный исполнял самые тяжелые и грязные работы в монастыре.
Он был очень милосерд к бедным и построил близ монастыря двор с церковью и там поселил нищих и больных, а все необходимое для них отпускал из монастыря.
Преподобный Феодосии стяжал такую благодать у Бога, что бесы, не терпя его горячих молитв, не решались даже приближаться к нему.
Многими чудесами прославил Бог блаженного Феодосия, в момент же его кончины над монастырем был виден огненный столб, простиравшийся от земли до неба.
По молитвам преподобного Феодосия да сподобимся и мы жизни вечной со Христом Иисусом, Господом нашим. Аминь.

Житие праведного Иова Многострадального

Жил человек в земле Уц, имя его Иов. И был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.
У него было семь сыновей и три дочери — тоже благочестивые, и он был очень богат, знаменит и уважаем по всему Востоку.
Но вот попустил Господь — и напали на Иова страшные несчастья: сначала погибло все богатство Иова, а потом сразу умерли все его дети. Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду, остриг голову свою, и пал на землю, и поклонился, и сказал:
«Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!” Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.
Тогда попустил Господь, и сатана поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял Иов себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел. И сказала ему жена его:
«Ты все еще тверд в непорочности твоей! Похули Бога и умри”.

Но он сказал ей:

«Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?”
Во всем этом не согрешил Иов устами своими. Однако он, зная, что праведен перед Богом, недоумевал, за что Господь поразил его такими несчастиями. Тогда Бог явился ему в бурном вихре и укорил, потому что само желание проникнуть в тайны судеб Божиих и объяснить, почему Он поступает с людьми так, а не иначе, — это дерзость. И видение Господа вполне вразумило Иова. И сказал Иов Господу:
«Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое не может быть остановлено. Я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле”.
И дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. И благословил Бог последние дни Иова больше, нежели прежние. И было у него семь сыновей и три дочери. И умер Иов в старости, насыщенный днями.

Житие преподобного Арсения Великого

Преподобный Арсений был диаконом в городе Риме и проводил жизнь целомудренную, всего себя посвятив на служение Церкви и алтарю.

Когда император Феодосии Великий стал искать воспитателя для своих сыновей, то во всем Риме не нашлось более образованного и добродетельного мужа, чем Арсений-диакон, и царь отдал под его руководство своих детей. При этом он окружил Арсения большим почетом и даже приказал всем называть Арсения: «отец государя и детей его”.
Но чем большая слава окружала Арсения, тем больше он скорбел духом, потому что сердце его не лежало ни к славе, ни к богатству, ни к суетной мирской похвале; в глубине души он сильно желал послужить Богу в смиренной жизни иноческой, в безмолвии и нищете; поэтому Арсений начал усердно молиться ко Господу, прося освободить его от пребывания в царских палатах и сподобить его пустынной иноческой жизни. И Господь исполнил его желание. Однажды ночью во время молитвы Арсений услышал свыше голос, говоривший:
«Арсений! Беги от людей, и ты спасешься”.
Тотчас Арсений убежал из царского дворца, сел на корабль и уехал в Египет, а там стал монахом в пустыне Скит. Его принял к себе в ученики преподобный Иоанн Колов, который весьма возлюбил Арсения за его смирение и вскоре, обучив его житию подвижническому, дал ему келию неподалеку от себя.
Арсений же подвизался в посте, молитве и трудах иноческих и так преуспел во всех добродетелях, что превзошел многих старцев своими подвигами. Однажды он помолился: «Господи, научи меня спастись!”
В ответ на это был голос с неба, говоривший:
«Арсений! Скрывайся от людей и пребывай в молчании; это корень добродетели”.
Внимая этому голосу, Арсений ушел в глубь пустыни и построил там для себя небольшую келию, в которой он всегда пребывал один, стараясь соблюдать молчание. Он постоянно устремлял ум свой к небу; пребывая на земле телом, он духом возлетал к ангелам. Каждый воскресный и праздничный день он приходил в Церковь и после службы возвращался молча в свою келию; при этом он никогда ни с кем не разговаривал, а только коротко отвечал на вопрос, если его кто-нибудь спрашивал. Все подвижники, обитавшие в скитской пустыне, весьма удивлялись добродетельной жизни преподобного Арсения.
Однажды преподобный Марк спросил его:

«Для чего ты, честный отец, удаляешься от нас?”. Арсений ответил ему:

«Знает Бог, как я люблю вас; но я не могу одновременно пребывать и с Богом, и с вами”.
Преподобный Арсений пылал столь сильною любовию к Богу, что постоянно был как в огне по причине своих пламенных молитв.
Однажды некоторый брат спросил Арсения о том, что полезно для души? Преподобный же ответил ему:

«Всячески заботься о том, чтобы то, что ты мыслишь в уме своем, было бы угодно Богу”.

В другой раз преподобный сказал:

«Если мы действительно от всего сердца будем искать Бога, то Он Сам придет к нам и мы увидим Его; и если мы удержим Его чистою жизнию близ себя, то Он пребудет с нами”.

Часто говорил преподобный Арсений:

«Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда”.

Когда же начал приближаться самый час кончины преподобного, то он начал много плакать и пришел в большой страх. Ученики, увидав его плачущим, спросили его:

«Неужели и ты, честный отец, боишься смерти?”

Он отвечал им:

«Действительно, я всегда чувствовал страх смерти во все дни иноческой жизни своей, начиная с того дня, в который я облекся в образ иноческий”.

Затем преподобный уснул блаженным сном смерти, предав честную душу свою в руки Господа своего, Которому служил так усердно в течение всей жизни своей.

Когда авва Пимен услыхал о мирной кончине преподобного, то прослезился и сказал:
«Блажен ты, отец Арсений, потому что ты плакал в продолжение всей жизни своей; за это ты будешь вечно веселиться. Тот же, кто здесь не плачет по своей воле, поневоле заплачет после смерти среди мучений, но от плача этого никому не будет пользы”.
Да дарует Господь и нам по молитвам святого Арсения оставление грехов и жизнь вечную у Христа, Господа нашего, Которому воссылается слава со Отцом и Святым Духом вовеки. Аминь.

Житие святого пророка Исайи

В книге пророка Исайи написано:

«Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шесть крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
И взывали они друг ко другу и говорили: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!” И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами” — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника. И коснулся уст моих и сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен”. И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого мне послать? И кто пойдет для Нас?” И я сказал: «Вот я, пошли меня”.
И Господь послал пророка Исайю проповедовать волю Божию еврейскому народу. И он, пренебрегая всеми опасностями, стал ревностно призывать людей к покаянию и указывал им пути к спасению Иудейского царства. Кроме того, Исайя собрал вокруг себя множество учеников, которые, в свою очередь, стали просветителями народа.
Великий пророк Божий Исайя много пророчествовал о Господе нашем Иисусе Христе.
«Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на него грехи всех нас”.
И много других великих пророчеств находится в книге пророка Исайи.
«Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли — не ваши мысли, не ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и Слово Мое, Которое исходит из уст Моих, — Оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего я послал Его”.

Жизнь и труды святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских

Святые равноапостольные Мефодий и Константин были родными братьями.
Старший — Мефодий сперва был воином, но, прослужив более десяти лет и познав суету житейскую, ушел в монахи на гору Олимп, где с большим смирением и кротостию старался выполнять монашеские обеты, занимаясь при этом изучением священных книг.
Младший брат — Константин с детских лет возлюбил премудрость, и Бог дал ему большие способности к наукам. Своим умом и прилежанием он приводил в удивление учителей. Но он был премудр не только в науках, а также и в жизни. Он был воздержан и скромен, стремился общаться с добрыми и уклонялся от тех, которые могли совратить на зло.
Скоро Константин стал священником и библиотекарем при Церкви святой Софии в Константинополе. Все, и даже царь, уважали его, и не раз он был защитником православия в спорах с еретиками и неверными.

Но Константин тяготился жизнью в столичном городе. Скоро он ушел в одно тихое и глухое место, где стал заботиться только о своем спасении, а потом перебрался на Олимп к старшему брату Мефодию, с которым и стал жить вместе, исполняя в постничестве иноческие подвиги, проводя время в молитве или за книжным чтением.

В это время к греческому царю пришли послы от хазар, чтобы к ним прислали кого-нибудь разъяснить им истинную веру. Тогда царь по совету патриарха решил послать к хазарам блаженного Константина, которого призвали с горы Олимп, и царь сказал ему: «Иди, философ (так прозвали Константина за мудрость и ученость), к этим людям и с помощью Святой Троицы благовести им учение о Пресвятой Троице. Лучше тебя никто не может выполнить этого поручения”.

Константин согласился и уговорил брата своего, блаженного Мефодия, знавшего славянский язык, идти с ним на апостольское служение, просветить неверных светом Христовой веры. И отправились они вместе.

Насадив христианскую веру в хазарском царстве, святые учители Константин и Мефодий оставили там пришедших с ними священников и возвратились в Константинополь.
Но прошло немного времени, и славянские князья прислали к греческому царю послов с просьбою:

«Наш народ… содержит закон Христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на нашем языке. …Ввиду этого, владыко, пошли к нам такового епископа и учителя”.
Решено было отправить к славянам Мефодия и Константина.
Прежде всего святые усердно помолились Богу, и им открылась славянская азбука. Тогда они перевели на славянский язык Священное Писание и богослужебные книги.
Святые равноапостольные Константин и Мефодий прожили среди славян сорок месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народ на славянском языке. Устраивая училища для славянских юношей, они приобрели много учеников, готовых быть хорошими учителями и достойными священнослужителями в своем народе. Для того чтобы посвятить своих учеников в священный сан, святые братья отправились с ними в Рим.
Вскоре по прибытии немощный и прежде Константин, изнуренный трудами и долгим путешествием, тяжко заболел и, получив от Господа извещение о скорой кончине, принял монашество с именем Кирилл (под которым и поминается вселенскою Церковью). Болезнь его продолжалась пятьдесят дней, после чего святой равноапостольный Кирилл преставился ко Господу.
Святой же Мефодий был посвящен в епископы и еще много лет апостольски служил, просвещая славян светом Христианской веры.