Растеряться

Думаете, как нужно писать «растерянно» или «растеряно»? Нам необходимо вспомнить, в чем заключается разница между данными частями речи, и применить для каждого случая подходящее правило. Давайте разбираться по порядку.

Как правильно пишется

В зависимости от части речи оба варианта могут быть верными – растерянно (нареч.) и растеряно (кр.прич.).

Какое правило применяется

Представленные варианты являются разными частями речи, которые восходят к глаголу «растерять». В кратком причастии, образованном от этого глагола, мы пишем одну «н» в соответствии с правилами. Оно будет отвечать на вопрос «что сделано». С удвоенной «н» мы пишем наречие, которое отвечает на вопрос «как». Его написание всегда зависит от прилагательного, от которого оно было образовано. Если в нем было две «н», то и в производном наречии пишем две. Таким образом, выбираем верное написание, ориентируясь на вопросы и морфологическую принадлежность слова. Сравните: общество было разочаровано – он выглядел разочарованно, зерно было рассеяно – внимание рассеянно.

Примеры предложений

  • Он растерянно смотрел на меня и не знал, что ответить.
  • Все его богатство было растеряно за последний год.

Проверь себя: «Расстилается» или «расстелается» как пишется?

Как неправильно писать

Оба варианта могут быть употреблены неверно в зависимости от части речи используемого слова.

Фильм «Ликвидация»

Когда человек в страхе и растерянность, он перестает соображать. Часто не может ответить на самые простые вопросы.

Фильм «Рыцарь дня»

Девушке задают простые вопросы, ее хвалят и дают четкие инструкции — это помогает ей прийти в себя.

Растерянность — состояние некоторого отупения и ступор. Перестает работать голова, отсутствует концентрация внимания и воля, снижается адекватность, человек не знает что он хочет и что ему делать, ему трудно ответить даже на простые вопросы. Иногда трясутся руки, часто возникает беспомощность в выполнении даже несложных действий, человек застывает или начинает хаотично выполнять ненужные действия.

Растерянности, как трансовому психическому состоянию, противоположна собранность и разумная активность.

Растерянность часто возникает при встрече с серьезным затруднением, с чем-то для человека страшным, с важной и трудной ситуацией. Надо заметить, что прямой связи ступора и растерянности с трудной ситуацией нет: у других людей точно в такой же ситуации появляются другие защитные эмоции: не ступор и не растерянность, а, например, злость или ярость.

Была бы привычка впадать в эмоции, а эмоция — всегда найдется.

Как формируется растерянность у детей?

Растерянность часто считают чем-то естественным, тем, что появляется само. Правда здесь в том, что дети осваивают и выучивают растерянность в достаточно раннем возрасте, обычно в возрасте от 3 до 7 лет, и к нему за многие годы привыкают.

Растерянность — не базовая и не врожденная эмоция, а выученное состояние. Его смысл и выгода — снятие с себя ответственности: «Я растерялся — а что я в этом состоянии могу поделать?!» Смотри Теория социального психоанализа эмоций

Многие родители невольно участвуют в формировании и укреплении у ребенка состояния и поведения растерянности.

Так, мамы, видя ребенка растерянным, обычно начинают его жалеть, проявляют к нему повышенное внимание, стараются его защитить от трудной для него ситуации и что-то за ребенка сделать, — по факту, положительно подкрепляют его ступор и демонстрацию беспомощности. Если же на ребенка, вошедшего в растерянность и ступор, недовольно кричит отец, то ребенок ему в ответ только усиливает ступор. Отец остается в дураках, ребенок снова выигрывает. Кричать на детей — малоэффективно, а вот приучить их слушаться и не давать им (даже по мелочам — все начинается с мелочей!) входить в ступор — полезно и вполне реалистично.

Если ребенок видит и чувствует, что ступор ему по факту взрослые разрешают, он проходит путь самонаучения от ситуативной растерянности до выученной беспомощности по жизни. Через какое-то время вроде бы взрослый, а по сути человек-ребенок провоцирует у себя возникновение чувства растерянности, разрешает себе быть в растерянности и нередко длит у себя состояние растерянности, превращая его в фоновое состояние по жизни. Взрослый человек не разрешает себе это состояние и, при случайном его возникновении, быстро собирает себя.

Как выходить из растерянности?

Отнестись к этому спокойно: растерянность проходит, а вы остаетесь. Не надо ни паниковать, ни винить себя — это не помогает точно. Что помогает? Помогает сделать простые действия, с которыми вы справитесь всегда.

Например, начинающим учителям в новом классе растеряться — элементарно. Так вот, не обязательно начинать сразу разговаривать с классом, можно поправить стул у стола, подойти к окну и открыть окно (или закрыть окно), найти мел и написать что-то на доске. Это привлечет внимание класса, класс затихнет, а учительница поймет, что у нее здесь многое вполне получается.

Если вы одни — поднять и опустить руку. Присесть и встать. Зачем? А затем, чтобы возвращать себе власть над своими действиями.

Если рядом друг или близкий человек, сказать: «Я, кажется, растерялся!» — Это лучше, чем совсем тупо стоять. Если вспомните, хорошо сказать или сделать что-то смешное, например сказать «О-па!» и вытаращить глаза. Когда вернете глаза на место, пройдет и растерянность.

А самое главное, приучите себя к простым и важным привычкам, которые исключат у вас состояние растерянности. Привычки две:

  • всегда смотреть по жизни вперед и составлять план действий: внутренне готовиться к предстоящей ситуации, продумывать «что скажу» и «что буду делать».
  • представлять энергичный и собранный образ себя: в любой ситуации внутренним взором видеть, как вы себя уверенно ведете, что вы делаете и что вы говорите.

Когда в голове есть план будущих действий и картинка собственного поведения, вы сделаете лучшее из возможного.

Как приводить в чувство того, кто растерялся

Если человек растерялся, а от него нужны адекватные действия, то быстрее всего его приводит в чувство:

  • спокойная уверенность,
  • убедительная похвала,
  • простые вопросы, на которые человек может и должен ответить,
  • простые и четкие инструкции, что сейчас нужно делать.
  • Клуб distant-nik
    Кураторы Клуба

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Что это за сообщение и почему оно повсюду на «Медузе»?

На ютьюб-канале «Последний канал» вышел короткометражный фильм «ELEUSIS» — хоррор из серии «Кошмары музыкантов» с участием реальных звезд. В «ELEUSIS» главную роль сыграл Иван Дорн — его герой переживает творческий кризис, песня «Стыцамен» становится его главным кошмаром. Чтобы справиться со страданиями, он приезжает в санаторий «ELEUSIS» — но там он попадает в жестокую секту. Режиссер проекта — Анджей Гавриш. Фильм снят совместно с МТС, агентством Zebra Hero и продакшеном 23/32 Films. В других сериях «Кошмаров музыкантов» снялись Моргенштерн, Хаски, тикток-блогеры Ваша Маруся, Маха Горячева и Катя Голышева, а также Павел Деревянко и Глюкоза. Все фильмы доступны в ютьюбе на «Последнем канале».

Предупреждение! В видео есть кровавые сцены. Если для вас это неприемлемо, лучше посмотрите на расчетливую собаку.

Последний канал

Иван Дорн

Главным челленджем для меня было войти в достаточно сложное состояние — угнетенное, растерянное, отрешенное. Обычно я весельчак, эдакий рубаха-парень, а в этом жанре мне пришлось перевоплотиться в другую роль, ту, которую я даже сам себе иногда боюсь показывать. В хорроре я не играю сам себя. Но многие черты моего героя можно назвать автобиографическими. Мне доводилось бывать в том состоянии, в котором мой герой находится. Но перевести эту эмоцию в довлеющее доминантное состояние на съемочной площадке было сложнее всего.

Другим челленджем было заставить зрителя сопереживать, понимать атмосферу и контекст практически без реплик. При этом я еще болтун сам по себе, а тут нужно было молчать.

Анджей Гавриш

режиссер фильма

Одной из сложностей в этой истории были костюмы. Изначально мы двигались куда-то в более бытовую историю, герои из санатория жили в нашем мире. Но во время работы с арт-департаментом мы внезапно ушли в визуальную насыщенность и условность: шелковые балахоны, гигантские воротники у близнецов-охранников, бархатные костюмы. Так мир санатория перешел куда-то в выдуманную реальность, теперь он существовал вне страны и времени. На этот визуальный ход наложился отличный кастинг и история получилась.

Для каждого персонажа, даже второстепенного, мы написали его подробную предысторию и обсудили, кто он, как оказался в санатории. На площадке было много условностей и сложных постановочных сцен — танцы, ритуалы — было важно, чтобы актерам было комфортно даже в таких дискомфортных сценах, и понимание мельчайших подробностей о персонаже в этом помогало.

Маргарита Шекель

художник по костюмам

Главной идеей было представить вещи главного героя так, чтобы они отображали его психоэмоциональное состояние. На протяжении ленты Иван был преимущественно в одном образе, поэтому важно было добавить интересные фактуры. Мы с Иваном перемерили кучу вещей, которые я и моя команда нашли в секонд-хендах и комиссионках. Новые вещи также должны были выглядеть поношенными: мы шили одежду в мастерской и «состаривали» ее — ломали пуговицы, делали так, чтобы кожа потрескалась, ездили по новым кроссовкам машиной, красили и стирали, чтобы все выглядело так, будто одежду приобрели двадцать лет назад, хотя ей от роду всего неделя.

Как разобрать слово растерянно по составу? Какой корень слова, его основа и строение? Морфемный разбор слова растерянно, его схема и части слова (морфемы).

Растерянно

⇒ Схема разбора по составу:

рас тер янно

⇒ Разбор по составу (морфемный разбор):

• Окончание в слове (флексия, аффикс в конце слова):

отсутствует (неизменяемое слово не имеет окончания)

• Корень в слове (главная значимая часть):

рас тер янно

–тер–

Имеет 1 (один) корень, поэтому является простым.

• Соединительная гласная (интерфикс между основами и корнями):

отсутствует, так как простое слово не имеет соединительной гласной

• Приставка в слове (префикс, аффикс перед корнем):

растерянно

рас–

Имеет 1 (одну) приставку, поэтому является одноприставочным или монопрефиксальным.

○ Характеристика приставки:

рас–

∗ русская, так как имеет исконно русское происхождение;
∗ изменяемая, так как ее написание зависит от последующего согласного звука;
∗ входит во 2 (вторую) группу, состоящую из приставок, оканчивающихся на З и С (кроме с-).

• Суффиксы в слове (аффиксы после корня):

растер я нн о

–я–
–нн–
–о–

Имеет 3 (три) суффикса, поэтому является многосуффиксным или полисуффиксальным.

○ Словоизменительный или формообразующий суффикс:
(не входит в основу):

отсутствует.

○ Словообразовательные или словообразующие суффиксы
(всегда входят в основу):

–я–; –нн–; –о–

○ Характеристики словообразовательных суффиксов:

–я–

∗ суффикс глагола;
∗ встречается в деепричастиях несовершенного вида.

–нн–

∗ суффикс имени прилагательного;
∗ встречается в страдательных причастиях прошедшего времени.

–о–

∗ суффикс наречия;
∗ образует новые однокоренные слова, обозначающие признак действия, состояния, качества предмета или другого признака.

• Постфикс в слове (аффикс после окончания):

отсутствует, поэтому слово является беспостфиксным

• Основа слова:

растерянно

Основой является: растерянно

○ Морфемы, не входящие в основу:

отсутствуют, так как все морфемы входят в основу слова.

○ Характеристика основы:

∗ непрерывная, так как не прерывается словоизменительными аффиксами;
∗ простая, так как содержит 1 корень;
∗ производная, членимая, так как содержит свообразовательные аффиксы.

⇒ Словообразование:

производное, так как образовано 1 (одним) способом

• Способы словообразования:

○ приставочно-суффиксальный или префиксально-суффиксальный

⇒ Морфемы (части слова):

• Строение слова по морфемам:

рас/тер/я/нн/о

• Структура слова по морфемам:

приставка/корень/суффикс/суффикс/суффикс

• Конструкция слова по составу:

приставка + корень + суффикс + суффикс + суффикс

• Список морфем:

1) рас — приставка;
2) тер — корень;
3) я — суффикс;
4) нн — суффикс;
5) о — суффикс

• Виды морфем:

○ приставка: рас
○ корень: тер
○ соединительная гласная: отсутствует
○ суффиксы: я; нн; о
○ постфикс: отсутствует
○ окончание: отсутствует

• Количество морфем:

○ приставка: 1 (одна)
○ корень: 1 (один)
○ соединительная гласная: 0 (ноль)
○ суффиксы: 3 (три)
○ постфикс: 0 (ноль)
○ окончание: 0 (ноль)

Всего в слове 5 (пять) морфем.