Равнодушная

Крылатое выражение:

Добру и злу внимая равнодушно.

Ключевые слова: добро,

Смысл выражения

Так отзываются о человеке черством, равнодушном, либо о том, кому приходится быть беспристрастным судьей в каком-либо споре или деле.

Толкование фразы

Из трагедии «Борис Годунов» (1825) А. С. Пушкина (1799-1837), слова Григория Отрепьева (сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре»): — Все тот же вид смиренный, величавый. Так точно дьяк, в приказах поседелый, Спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно. Не ведая ни жалости, ни гнева… Иносказательно о душевной черствости, аморальности.

Похожие пословицы и выражения

В надежде славы и добра.
В роскошно убранной палате потолковать о бедном брате, погорячиться о добре…
Вкушать от древа познания добра и зла.
Вспоминать добром.
Добрая слава лучше красивого лица.
Добро должно быть с кулаками.
Добрый гений.
Добрый самаритянин.
Древо познания добра и зла.
И все то благо, все добро.
Из Назарета может ли быть что доброе?
К добру и злу постыдно равнодушны.
Люди доброй воли.
Не без добрых душ на свете.
Не добро человеку быть одному.
По ту сторону добра и зла.
Разумное, доброе, вечное.
С добрым утром, с добрым утром И с хорошим днем!
Спешите делать добро.
Таможня дает добро.
Упасть на добрую почву.
Что доброго может быть из Назарета?
Я беру свое добро там, где его нахожу.
Пословицы отмеченные звёздочкой содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.
Смотрите все Крылатые выражения

Скачать пословицу

Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.

Задать вопрос

Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.

«Неравнодушный» или «не рав­но­душ­ный» — это сло­во пишет­ся слит­но или раз­дель­но с «не» в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста, в кото­ром оно используется.

Правописание слова «неравнодушный»

Слово «рав­но­душ­ный» обо­зна­ча­ет при­знак и отве­ча­ет на вопрос: какой?

По этим грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком опре­де­лим, что оно явля­ет­ся при­ла­га­тель­ным. С помо­щью при­став­ки не- обра­зу­ем сло­во с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем — «нерав­но­душ­ный», кото­рое име­ет сино­ни­мы без этой при­став­ки, например:

  • отзыв­чи­вый,
  • забот­ли­вый,
  • заин­те­ре­со­ван­ный,
  • сер­деч­ный и пр.

Этот нерав­но­душ­ный моло­дой чело­век помог ста­ри­ку перей­ти дорогу.

Если в пред­ло­же­нии при­сут­ству­ют наре­чия меры и сте­пе­ни (крайне, очень, абсо­лют­но, совер­шен­но, пол­но­стью, почти, весь­ма, настоль­ко и пр.), они не вли­я­ют на слит­ное напи­са­ние пол­ной фор­мы рас­смат­ри­ва­е­мо­го прилагательного.

Иван Петрович, гово­рят, совер­шен­но нерав­но­душ­ный человек.

Все жите­ли села ува­жа­ли куз­не­ца Тимофея, кото­рый был абсо­лют­но нерав­но­душ­ным к их забо­там и просьбам.

Наша Мария настоль­ко нерав­но­душ­ный чело­век, что, когда ни при­ди к ней, все­гда поможет.

Отметим важ­ную деталь, что во всех этих пред­ло­же­ни­ях содер­жит­ся утвер­жде­ние, кон­ста­та­ция фак­та, что кто-то явля­ет­ся нерав­но­душ­ным, то есть отзыв­чи­вым и сер­деч­ным чело­ве­ком. В таком кон­тек­сте ана­ли­зи­ру­е­мое при­ла­га­тель­ное пишет­ся слит­но с при­став­кой не-.

Правописание слова «не равнодушный»

Иная скла­ды­ва­ет­ся рече­вая ситу­а­ция, если в пред­ло­же­нии име­ет­ся отри­ца­ние, кото­рое может толь­ко под­ра­зу­ме­вать­ся, например:

Мария Петровна не рав­но­душ­ный человек.

Такое сооб­ще­ние про­из­но­сит­ся с логи­че­ским выде­ле­ни­ем отри­ца­тель­ной части­цы «не».

Отрицание в кон­тек­сте может созда­вать­ся несколь­ки­ми способами:

1. нали­чие про­ти­во­по­став­ле­ния

Василий не рав­но­душ­ный, а отзыв­чи­вый и доб­рый человек.

2. в пред­ло­же­нии име­ют­ся наре­чия дале­ко, вовсе или отнюдь

Зинаида дале­ко не рав­но­душ­ный чело­век к чужо­му горю.

Вы зна­е­те, что она вовсе не рав­но­душ­ный человек?

Так мог посту­пить отнюдь не рав­но­душ­ный человек.

3. в выска­зы­ва­нии заме­тим при­сут­ствие отри­ца­тель­ных место­име­ний и наречий

Бабушка Мария ни к чему не рав­но­душ­ный человек.

В незна­ко­мом горо­де нам помог ори­ен­ти­ро­вать­ся чужой, но нисколь­ко не рав­но­душ­ный человек.

По его отзыв­чи­во­сти сра­зу вид­но, что Максим ничуть не рав­но­душ­ный человек.

Вывод

Выбор слов «нерав­но­душ­ный» или «не рав­но­душ­ный» зави­сит от рече­вой ситу­а­ции. В пред­ло­же­ни­ях с утвер­жде­ни­ем исполь­зу­ет­ся при­ла­га­тель­ное «нерав­но­душ­ный», то есть отзыв­чи­вый, сер­деч­ный, заботливый.

В пред­ло­же­ни­ях, содер­жа­щих отри­ца­ние, при­ла­га­тель­ное «не рав­но­душ­ный» пишет­ся раз­дель­но с отри­ца­тель­ной части­цей «не».

Здравствуйте, коллеги.
Надеюсь, Вы сможете удовлетворить просьбу — уточнить некоторые смыслы рассуждений.
«Самая биологическая функция равнодушия есть освобождение нас от многообразного бытия..»
«Действительно, может ли равнодушный человек быть ищущим?»
Вы о каком равнодушии говорите? Слова «равнодушие» и «безразличие» — синонимы?
Или у них есть различия в смыслах?
Насколько я понял в объективном процессе своего субъективного познания объективной
реальности, «равнодушие» характеризует такую силу души , которую никто
и ничто из внешнего воздействия, внешних условий бытия (сеть в том числе) не может
вывести из равновесия, гармонии . Таким образом, что бы ни случилось — во
всем своем объективном многообразии, — человек остается спокойным внутри, чаще всего
и внешне. В спокойном состоянии человек способен принимать более эффективные, взвешанные,
мудрые решения, которые спобствуют росту его духовной культуры, развитию его как
личности (духовной в первую очередь). Он знает — как ПОЛЕЗНО (не путать с «выгодно»)
поступить.
«Безразличие» характеризуется незнанием. Это слабость души. Человек
не различает причину и следствие взаимодействия, в котором он объективно оказался,
не может принять свое (со всей осознанной ответственностью) субъективное
решение — как ему действовать в данной ситуации. Более того, он даже не хочет предпринимать
какие-либо действия. Результат — человек тоже остается спокойным внешне, но при этом
«пустым, слепым» внутри.
Со стороны (субъективное восприятие ситуации другими людьми) оба одинаково спокойны
, но один равнодушен — великая сила духа, культуры, мудрости, знания,-
другой безразличен — духовная скудость, слепота, эгоизм.
При этом безразличный человек может быть очень образован, начитан и даже считаться
культурным, благодаря КОЛИЧЕСТВУ знаний.
Духовность и равнодушие — это степень (достигнутая ступень) КАЧЕСТВА знаний.
Качество вовсе не освобождает нас от многообразия бытия — природное разнообразия
самый очевидный пример тому, скорее наоборот. Но качество способно оптимизировать
процесс, то есть развиваться и действовать, сведя к минимуму варианты проб и ошибок.
Качественно — значит, уметь адекватно (гармонично, согласованно,
соразмерно )с изменениями среды (и ее взаимодействий) действовать оптимально
, с минимальными затратами получать максимальный результат — таков принцип Эволюции
и экологии.
Если равнодушие Вы употребляете в этом смысле. то согласен, что равнодушный человек
— человек всегда ищущий, открытый к восприятию и адекватной реакции на восприятие.
Если Вы говорите равнодушный = безразличный, то безразличный не может быть ищущим,
так как ему все равно кто и что делает. «Моя хата с краю, я ничего не знаю,» — о
каком искании может идти речь?
«духовное содержание человека можно рассматривать как способ его взаимосвязи с культурой»…
Может быть, духовное содержание человека — взаимосвязь с духом культуры?
Ведь мы можем сравнивать только подобное с подобным, а не длинное со сладким. Есть,
наверное, отличие культуры и духа культуры?
Вы утверждаете, что «Поэтому психическая структура человека вне культуры
– пуста, бессодержательна, — и тоже виртуальна «, то что вы понимаете
под психологией вообще? Как говорят сами психологи, правда — лишь некоторые, «Сначала
из психологии выбросили душу, потом… Остались инстинкты». Вы — про психологию,
как науку о душе? Или про психологию — науку забывшую смысл своего названия?
Если Вы говорите, что структура пуста, бессодержательна, значит, эта структура
или не существует или лишена смысла — по вине создателей этой структуры. Какой
из этих вариантов Вы характеризуете как «виртуальный»? Какому из вариантов
соответствует характеристика интернета — виртуальное пространство?
Можно ли в этом контексте говорить о «виртуальности души» и «виртуальной культуре»?
Тогда получим виртуальность и психологии и социологии?
Еще немного о душе и интернете в комментарии на «Тройное дно»…

Что такое равнодушие? В последнее время мы все чаще слышим это слово. Болезнь современного человека, которая проявляется в хладнокровии и безучастности к чужим бедам или переживаниям. Равнодушие идет рука об руку с цинизмом. Опасный синдром, который крепко пустил корни в менталитет современного человека. Чехов называл его «параличом души», а по мнению Эйнштейна большее зло несут не те люди, которые совершают преступления, а те, кто не препятствует им.

Равнодушие: определение, особенности

Равнодушие — это состояние безучастия, инфантильности, пассивное отношение ко всему, что не касается человека напрямую. Безразличие — это современный облик зла. Прямо скажем, облик неприметный и серенький, сливающийся с общей массой, в чем и заключается его главная опасность. Отличительна черта равнодушия — механизм его распространения.

Индивид, отказавший в помощи, сеет «семена», а ростки безразличия появляются в душе того человека, которому отказали. Об этом писал еще Чак Паланик в своем знаменитом произведении («никого не волновало, жив он или умер, и он отвечал всем взаимностью»). Равнодушие, как пандемия, возникает в обществе и постепенно распространяется по всей социальной группе. Многие свидетели перенимают модель безразличного поведения, как самую правильную, ведь она не принесет проблем, а чувство вины само затихнет со временем.

равнодушие

Равнодушие людей: причины

«Самый большой грех по отношению к ближнему — не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности». Эти слова принадлежат Бернарду Шоу.

Безразличие — это осознанный выбор индивида, который чаще всего делается из-за страха. Он всегда найдет достойное оправдание своей стратегии невмешательства, но главный корень этого зла — страх навлечь на себя «лишние» проблемы, для решения которых нет места в плотном графике современного, жутко занятого человека. Справедливости ради, стоит отметить, что в этом есть смысл. «Не делай людям добра, не получишь и зла». Общество настолько привыкло к равнодушию, что помощь ближнему становится чем-то из ряда вон выходящим. К ней относятся с подозрением и могут трактовать неправильно. Вмешательство в чужую жизнь может принести нежелательные последствия и наложить на неравнодушного определенные обязательства.

Второй причиной равнодушия считается стресс. Длительные депрессии, от которых страдает каждый второй, приводят к эмоционально выжатому состоянию. В таких ситуациях человек становится глух и слеп к чужим проблемам, поэтому на помощь у него не остается сил.

Третья причина — эгоизм. Человек свято верит в то, что именно его проблемы самые сложные, а у других только мелочи, которые те постоянно раздувают до размеров трагедии. Индивиды болезненно зацикливаются на себе, у них не остается времени на других. Равнодушный человек уверен, что помощь нужна только ему, что жертвой обстоятельств является именно он, а не кто-то из окружения.

Четвертая причина человеческого безразличия — болезненный опыт или отсутствие оного. В первом случае индивид подсознательно абстрагируется от ситуаций, которые вызывают неприятные воспоминания. Он знает, что помощь нужна и ее стоило бы оказать, но внутренний «стопор» не позволяет протянуть руку нуждающемуся. Отсутствие же опыта не позволяет человеку прочувствовать масштабы чужой проблемы. Не побывав в его шкуре, он не может осознать, насколько тот нуждается в его реакции на происходящее.

Есть и более безобидные причины, к примеру, растерянность. Человек, попавший в экстремальную ситуацию, не смог взять себя в руки и вовремя оказать помощь другому. Здесь судить строго не стоит, потому что злого умысла в действиях равнодушного не было. Можно сказать. что он стал безучастным поневоле.

растерянность

Чем опасно равнодушие: неприглядная картина настоящего

Безразличие — это не эмоции, это их полное отсутствие. Приведем несколько примеров, когда равнодушие стоило кому-то жизни. В психологии есть такое явление, как синдром Китти Дженовезе или эффект свидетеля. В 1964 году в Нью-Йорке произошел вопиющий случай, который вошел в учебники, как одно из самых ярких проявлений массового равнодушия. Молодую американку на довольно людной улице в течение получаса убивал маньяк. Он не только успел пырнуть ее ножом, но и уехать с места преступления, затем вернуться, ограбить и добить. Свидетелями происшествия стали 38 человек. Эти люди в разное время слышали крики, видели раненую, а некоторые даже позвонили в полицию, но не смогли сформулировать, что же произошло (кричала девушка, но теперь она шатается по улице). Ни один из этих 38 человек не подошел к ней и не поинтересовался, все ли в порядке и не нужна ли помощь.

В другом уголке планеты около 100 человек из префектуры Сайтама знали, что в доме одной из семей на протяжении 44 дней удерживали школьницу Дзюнко Фуруту. Что пришлось пережить этой девочке мы перечислять не будем, но закончилось все тем, что ее убили, а тело залили цементом. Ни один из почти 100 человек не позвонил в полицию и не сообщил о том, что происходит у него прямо под носом, потому что один из преступников состоял в якудза.

В Москве на Звенигородском шоссе в 2012 году появились билборды, на которых была фотография ребенка и подпись от группы неравнодушных. Они обвиняли водителей в том, что мальчик умер, потому что скорая простояла 2 часа в пробках. Ни одна из машин ее не пропустила.

В 2008 году в Бруклине после суток (!!!) ожидания в госпитале умерла Эсмин Грин. Ее видели не только охранники, но и другие посетители больницы, врачи и никто не оказал женщине необходимую помощь.

У многих эти вопиющие прецеденты человеческого равнодушия вызовут здоровую негативную реакцию и возмущение (да, как так можно-то), но через пару дней, завидев на улице лежащего человека, они же предпочтут пройти мимо (пьяный наверное валяется). Это уже пример лицемерного равнодушия — одной из самых отвратительных его форм.

Проблема равнодушного отношения к жизни других людей, к чужим бедам и проблемам наиболее остро стоит именно сейчас, когда все предпочитают гордо вешать на себя клеймо интроверта и оправдывать этим собственное безразличие. Каждому полезно провести коротенький тест и ответить честно на несколько вопросов. Если во время прогулки по улице вы увидите человека, который лежит с закрытыми глазами на лавочке в неестественной позе, вы подойдете к нему? Спросите, все ли с ним в порядке? Вызовете ли скорую помощь, когда человек не ответит?

Если вы предпочтете не вмешиваться, ведь тогда придется тратить свое драгоценное время, то болезнь под названием «равнодушие» уже прочно укрепилась в вас. Когда вы сами окажетесь в подобной ситуации, не стоит удивляться тому, что вместо руки помощи к вам протянут телефон, чтобы лучше заснять происходящее и первым выложить на один из сайтов с популярными видео.