Разрушение храмов

Первый Иерусалимский храм или Храм Соломона (950 — 586 до н. э.).

Создание центрального Храма в древнем Израиле олицетворяло объединение Израильского царства и могло произойти лишь во время упрочения этого единства.

И действительно, согласно Библии, Храм был воздвигнут в период самого высшего проявления национального единства еврейского народа, в царствование Соломона. Соломону удалось осуществить план постройки грандиозного Храма, к которому устремлялись бы на поклонение евреи со всех концов Израиля.

Царь Давид завоевал столицу иевусеев Иерусалим и торжественно перенёс Ковчег Завета туда, где поместил его в специально предназначенную для него скинию и лично принёс в ней жертвы Богу.

Иерусалим находился на территории между наделами колена Иуды (Иехуды) (к которому принадлежал Давид) и колена Вениамина (Биньямина) (к которому принадлежал первый царь Израиля Саул (Шауль).

Перенеся Ковчег Завета — символ присутствия Бога — в город, не принадлежавший ни одному из колен и бывший в личном владении царя, Давид, тем самым, превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля.

В Иерусалиме, Давид купил у иевусита Аравны гору Мориа, где воздвиг на месте гумна жертвенник Богу Израиля, чтобы остановить поразившую народ эпидемию.

Согласно Библии, это и есть гора Мориа, где происходило жертвоприношение Исаака. Давид намеревался соорудить на этом месте Храм, однако, вняв словам пророка Нафана (Натана), оставил эту миссию своему сыну Соломону.

Строительство Храма Соломона

За годы своего правления царь Давид произвёл значительные приготовления для строительства Храма. Добытые им в войнах, а также полученные в дар металлы и сосуды из золота, серебра и меди он посвятил Богу.

Он оставил Соломону огромные запасы золота и серебра и несметное количество железа и меди. Из остатков первоначальных жителей Ханаана он составил кадры рабочих для добывания и доставки тёсаных камней для Храма. Знаменитые ливанские кедры доставили ему морским путем финикийцы.

Передавая царство Соломону, Давид завещал ему строительство Храма и приказал всем начальникам Израиля помогать его преемнику в выполнении этого великого дела.

Перед своей смертью Давид созвал представителей всех колен и всех начальников и предложил им сделать пожертвования в пользу строительства.

Соломону Давид передал и разработанный им, совместно с Верховным Судом (Синедрионом), план Храма. Описание проекта Храма Давид завершил словами:

Соломон (970 — 930 гг. до н. э.) приступил к строительству Храма на четвёртый год своего царствования, в 480 г. после Исхода евреев из Египта, в начале второго месяца. За содействием он обратился к Хираму, царю финикийского Тира. Тот прислал опытного зодчего по имени Хирам-Абиф, плотников и других ремесленников.

Кедры и кипарисы, самый дорогой материал того времени, также доставил из Ливана Хирам.

Камни (песчаник) добывали там же на горе, где их обтёсывали каменотесы Соломона и Хирама и жители финикийского города Гебал.

Уже в готовом виде их доставляли на место постройки, так что «ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении».

Потребность в меди для храмовых колонн и утвари, по-видимому, обеспечивалась поставками с медных копей Соломона в Эдоме. Военные трофеи Давида и торговые предприятия Соломона обеспечивали строительство серебром. Всех работников было 30 тыс. израильтян и 150тыс. ханаанеев и финикиян, 3,3 тыс. специально назначенных надсмотрщиков руководили работами.

Строительство самого Храма длилось 7 лет: с 957 по 950 гг. до н.э. (по другим данным, с 1014 по 1007 гг. до н.э.). Работа была завершена в восьмом месяце 11-го года царствования Соломона.

Празднование освящения Храма было произведено на следующий год, в седьмом месяце, перед праздником Суккот (Кущей), и было отпраздновано с величайшей торжественностью, при участии старейшин Израиля, глав колен и родов.

Ковчег Завета был торжественно установлен в Святая святых, и Соломон вознёс публичную молитву, начало которой гласит:

Вместе с тем, Соломон подчёркивает:

Празднование освящения Храма длилось 14 дней и его описание свидетельствует о том, что строительство Храма было делом величайшей важности для всего народа.

Храм являлся частью комплекса царского дворца и, несомненно, доминировал над окружающими постройками. Дворец, над возведением которого трудился, вероятно, тот же финикийский зодчий Хирам, располагался рядом с Храмом и сообщался с ним посредством отдельного входа.

Недалеко от Храма Соломон также построил свой летний дворец и дворец для дочери египетского фараона, которую взял в жёны. Строительство всего храмового комплекса длилось 16 лет.

Восстановление Иерусалимского храма

Первый Иерусалимский храм простоял чуть больше трех с половиной столетий. Храмовая гора несколько десятилетий была усеяна его обломками. В 538 году до н. э., вскоре после завоевания персами Вавилонии, Кир Великий издал указ, позволяющий иудеям вернуться на родину. Он же разрешил начать восстановление Иерусалимского храма, их главной святыни. По приказу царя храму возвращались все священные реликвии, изъятые Навуходоносором II. Руководил восстановлением святыни Зоровавель, потомок царя Давида. Нередко Второй Иерусалимский храм называют его именем.

Строительство началось на второй год после возвращения иудеев из Вавилона. В книге Ездры описывается восстановление храма. Фундамент закладывали в торжественной обстановке: играли музыку и пели хвалебные псалмы. Но вид разрушенного храма напоминал о величии святыни Соломона. «И народ не мог отличить клики радости от криков рыдания и плача». Правда, вскоре в Иерусалиме начались беспорядки: самаритянам запрещено было принимать участие в строительстве, и они старались помешать иудеям восстановить храм. Лишь через 15 лет удалось снова приступить к работам. Храм был закончен в 516 году до н. э., спустя 70 лет после разрушения первого.

Как выглядел храм Зоровавеля, сказать трудно — не сохранилось почти никаких свидетельств о его внешнем виде. Можно предположить, что он уступал Первому храму в роскоши и величии. Главной святыни храма Соломона — Ковчега Завета — в нем уже не было.

Но строился он на основе чертежей храма Соломона и неясных предположений, которые можно было извлечь из пророчеств Иезекииля. По описаниям в книге Ездры, Второй храм все-таки был больше, чем построенный при Соломоне.

Вид на Храмовую гору.
Вид на Храмовую гору. Источник: pinterest.com

Осквернение язычниками и очищение Иудой

Храму Зоровавеля пришлось пережить непростые времена. Когда греки захватили власть в Иудее, служители храма, тем не менее, пользовались уважением эллинов и принимали богатые дары. Правда, временами правители позволяли себе запускать руку в запасы храма, когда казна была истощена. Важную роль в становлении еврейских традиций сыграл царь Антиох IV Эпифан. Во II веке до н. э. он сперва разграбил храм, а пару лет спустя и вовсе осквернил.

На Жертвеннике всесожжения он установил алтарь Зевса Олимпийского. Лишь с приходом Иуды Маккавея храм был очищен от скверны. Именно в честь этого события празднуется Ханука. Считается, что в тот день, когда Иуда освятил храм, произошло чудо. Чтобы зажечь менору для освящения, Иуде было нужно чистое масло, которого хватало лишь на один день. Но удивительным образом менора горела восемь дней — ровно столько, сколько нужно, чтобы изготовить новое масло.

Разрушение и восстановление Иродом

Храм Зоровавеля был разрушен при захвате Иерусалима Иродом. Но новый царь решился восстановить святыню. Почти 10 лет длились работы, отделка некоторых частей храма продолжалась и после смерти Ирода. В Евангелие от Иоанна значится, что именно в этом храме проповедовал сам Иисус Христос. Лишь в 60-х годах н. э. здание было наконец достроено. Но главной святыне иудеев не суждено было простоять долго — буквально через пару лет храм был окончательно разрушен римлянами.

Макет-реконструкция храма Ирода. (wikipedia.org)

Описания храма Ирода можно найти в нескольких источниках. Кроме Нового Завета упоминания он восстановленном здании на Храмовой горе встречаются в трактате Мишны (первый письменный источник, где собраны важнейшие положения ортодоксального иудаизма), в текстах Талмуда и в трудах Иосифа Флавия.

Флавий пишет: «Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел». Ирод увеличил площадь Храмовой горы. По периметру были возведены стены. Знаменитая Стена Плача, куда каждый год стекаются тысячи паломников, является лишь небольшой частью западной стены.

Стена Плача.
Стена Плача. Источник: pinterest.com

Падение храма

Конец многолетней истории храма пришел с началом Первой Иудейской войны, которая привела к разрушению Иерусалима. В 70 году Тит Флавий Веспасиан начал осаду города. За несколько месяцев осады и кровавых битв погибли более миллиона человек.

41.jpg

Франческо Айец. «Разрушение Иерусалимского храма». (wikipedia.org)

Как пишет Флавий, будущий император не собирался поджигать храм, но римские солдаты ослушались. Храм пылал 10 дней. Интересно, что он был разрушен в тот же самый день, когда войска Вавилона сожгли Первый Иерусалимский храм.

ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ — святилище Господа, Бога Израилева, в Иерусалиме, пришедшее на смену Скинии Завета Господня.

Иерусалимский храм от­во­ди­лась центр. роль в вет­хо­за­вет­ном бо­го­слу­же­нии (Втор. 12:14), а сам он вос­при­ни­мал­ся не как жи­ли­ще Бо­га Все­выш­не­го, но как ме­сто яв­ле­ния Его Сла­вы и свя­щен­но­го Име­ни (3 Цар. 5:5, 8:20).

Пер­вый Иерусалимский храм был воз­ве­дён ца­рём Со­ло­мо­ном в начале X века до н. э. на го­ре Мо­риа (3 Цар. 5-6; 2 Пар. 2-4) и пред­став­лял со­бой зда­ние (дли­ной в 60, ши­ри­ной в 20, высотой в 30 лок­тей, при­мер­но 35: 10: 15 м) из ка­мен­ных бло­ков, ори­ен­ти­ро­ван­ное с вос­то­ка на за­пад, внут­ри об­ши­тое кед­ро­вым де­ре­вом. Храм при­мы­кал к цар­ско­му двор­цу, во­круг не­го (за ис­клю­че­ни­ем восточной сто­ро­ны) бы­ла трёхъ­я­рус­ная га­ле­рея (ие­циа), где рас­по­ла­га­лись бо­ко­вые слу­жеб­ные по­ме­ще­ния. Иерусалимский храм де­лил­ся на 3 час­ти: При­твор (улам), в хра­мо­вом дво­ре пе­ред При­тво­ром рас­по­ла­га­лись жерт­вен­ник для все­со­жже­ния, ли­тое мед­ное «мо­ре» и 10 омы­валь­ниц; Свя­ти­ли­ще (ге­хал) с зо­ло­чё­ным жерт­вен­ни­ком ку­ре­ния, 10 се­ми­свеч­ни­ка­ми и сто­ла­ми для хле­бов пред­ло­же­ния; Свя­тое Свя­тых (двир, да­вир) с 2 по­зо­ло­чен­ны­ми де­ревянными хе­ру­ви­ма­ми, под крыль­я­ми ко­то­рых на­хо­дил­ся Ков­чег За­ве­та Гос­под­ня — са­мый важ­ный пред­мет в Хра­ме, сим­во­ли­зи­ро­вав­ший бли­зость Бо­га со Сво­им на­ро­дом . Зна­чительная часть куль­то­вых дей­ст­вий со­вер­ша­лась в Свя­ти­ли­ще, а в Свя­тое Свя­тых, где не­зри­мо пре­бы­ва­ла Сла­ва Бо­жия, раз в год, в день Очи­ще­ния, мог вой­ти лишь пер­во­свя­щен­ник. Пер­вый Иерусалимский храм про­су­ще­ст­во­вал до 586 года до н. э. и был раз­ру­шен и раз­граб­лен ва­ви­ло­ня­на­ми при взя­тии Ие­ру­са­ли­ма. Уце­лев­шую ут­варь вы­вез­ли в Ва­ви­лон, а Ков­чег За­ве­та ис­чез.

Вто­рой Иерусалимский храм был по­стро­ен на мес­те Пер­во­го Хра­ма в 515 году до н. э., по­сле воз­вра­ще­ния иу­де­ев из пле­не­ния ва­ви­лон­ско­го, при Зо­ро­ва­ве­ле. В пе­ри­од Мак­ка­вей­ских войн Храм был раз­граб­лен и ос­к­вер­нён, а за­тем вновь ос­вя­щён в 165 году до н. э. (1 Мак. 4:36-61). В прав­ле­ние ца­ря Иро­да I Ве­ли­ко­го Иерусалимский храм был пе­ре­стро­ен, а хра­мо­вая го­ра рас­ши­ре­на по­сред­ст­вом ис­кусственной плат­фор­мы, об­рам­лён­ной пор­ти­ка­ми. Храм вре­мён ца­ря Иро­да I Ве­ли­ко­го, по раз­ме­рам и рос­ко­ши пре­вос­хо­див­ший пре­ды­ду­щие, ино­гда на­зы­ва­ют Треть­им Иерусалимским храмом. Он про­су­ще­ст­во­вал до 70 года н. э. и был раз­ру­шен римскими вой­ска­ми по взя­тии Ие­ру­са­ли­ма.

С Иерусалимским храмом свя­за­но мно­го со­бы­тий Но­во­го За­ве­та (смотрите Библия): про­ро­че­ст­во о ро­ж­де­нии Ио­ан­на Кре­сти­те­ля (Лк. 1:11-17), при­не­се­ние жерт­вы по­сле ро­ж­де­ния Ии­су­са (Лк. 2:22-24), про­ро­че­ст­ва Си­ме­о­на и Ан­ны (Лк. 2:25-38). В Иерусалимском храме был най­ден ро­ди­те­ля­ми 12-лет­ний Ии­сус (Лк. 2:42-49), позд­нее там же Он мно­го раз учил на­род и от­ту­да из­гнал тор­гов­цев (Мк. 11:15-17). В мо­мент Кре­ст­ной смер­ти Ии­су­са за­ве­са Иерусалимского храма ра­зо­рва­лась на­двое (Мф. 27:51).

Со­хра­ни­лась лишь плат­фор­ма Иерусалимского храма, а на её юго-западном уча­ст­ке — часть внеш­ней сте­ны (т. н. Сте­на Пла­ча). По­сле за­хва­та Па­ле­сти­ны ара­ба­ми на мес­те Иерусалимского храма бы­ли по­строе­ны ме­че­ти: Куб­бат ас-Сах­ра (Ку­пол Ска­лы) и Аль-Ак­са.