Развитие ассоциативного мышления

Урок 2. Ассоциативное мышлениеГлавная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти.

В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.

  • Что такое ассоциации?
  • Виды ассоциаций
  • Как развивать ассоциативное мышление?
  • Второе правило запоминания
  • Проверочный тест

Что такое ассоциации?

Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним.

Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул – реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.

Виды ассоциаций

Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:

  1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;
  2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;
  3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;
  4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;
  5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;
  6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;
  7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;
  8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;
  9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:

  • тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);
  • фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
  • словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.

Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).

С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками, и о них будет рассказано в одном из следующих уроков.

Как развивать ассоциативное мышление?

Несмотря на то что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Часто создавать ассоциации и систематизировать материал для запоминания приходится самостоятельно. Далеко не все хорошо владеют ассоциативной памятью, но этому можно научиться. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно — на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.

Развитие ассоциативного мышления тесно связано с воображением и способностью человека находить сходные элементы даже в самых различных вещах, а также с тренировкой образной памяти. На нашем сайте есть специальный урок по развитию воображения в курсе творческого мышления. С этим уроком вы можете ознакомиться, пройдя по .

Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:

Упражнения

Упражнение 1. Разгадывание друдлов. Друдлы – это изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна. Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая может иметь множество интерпретаций. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей, однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее восприятия. Разгадать несколько друдлов вы можете на данной странице.

Упражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу. Например, «тренинги — курсы – уроки — 4brain.ru». Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.

Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.

Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.

Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

  • Русский поэт — Пушкин
  • Домашняя птица — курица
  • Фрукт — яблоко
  • Часть лица – нос

Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.

Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.

Если вы будете по 10-15 минут в день выполнять хотя бы часть этих упражнений, то уже через несколько дней тренировка будет становиться все легче и увлекательнее, и главное — вы сможете запоминать любой новый материал быстрее.

Рекомендации

Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:

  1. вызывать у вас подлинный интерес (как этого добиться, было написано в предыдущем уроке);
  2. затрагивать различные органы чувств;
  3. быть необычной, но осмысленной вами;
  4. содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т.п.).

А главное – чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.

Итак, второе правило запоминания:

Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Что же такое ассоциация?

Ассоциация представляет собой связь между определёнными представлениями, один образ влечёт вслед другой образ (понятие). К примеру, слово «ёлка», скорее всего, вызовет ассоциацию «Новый год» и т.д.

Задачи ассоциативного мышления:

  • создавать новые оригинальные идеи;
  • развивать воображение и фантазию;
  • образовывать смысловые связи.

Классификация ассоциаций

Выделяют несколько классов ассоциаций:

  • по сходству (костёр – спичка);
  • по близости во времени и пространстве (тесто – пирог, цветы – клумба);
  • по противоположным качествам или по контрасту – (яркий – тусклый, жидкий – густой);
  • причинно-следственные (травма – боль, лук – слёзы).

Ассоциировать слово можно не только с другим словом (лексическим обозначением объекта), но и с признаками объекта (запахом, цветом, образом, ощущение, воспоминанием, символом и т.д.)

Развивать ассоциативное мышление стоит, ведь у человека по многим причинам довольно ограниченный круг ассоциаций, а это не позволяет ему воспользоваться всеми возможностями ассоциативного мышления. Кроме того, оно помогает развивать память.

Ассоциативная цепочка

Запоминание новых предметов, явлений, событий и фактов происходит на основе существующего у нас опыта. Мы включаем воображение и запоминаем новое слово, привязав его к чему-то знакомому нам. Помним, что ассоциация возникает не только с объектом, но и с его признаками. Наверняка многие из нас, чтобы запомнить пин-код банковской карточки, создают свою ассоциативную цепочку. К примеру – 8007 (год олимпийских игр в Москве + семь чудес света). Можно и два этих компонента привязать друг к другу, но чаще всего в этом нет необходимости.

Простые упражнения

Для того, чтобы целенаправленно развивать ассоциативное мышление, нужно освоить несколько несложных упражнений. Вот некоторые из них.

Упражнение 1. Ищем ряд ассоциаций.

Сначала мы называем два слова, а потом составляем такой ряд, который начинался бы первым словом, а заканчивался вторым. К примеру: кисть – музей. Кисть – холст – художник – картина – музей.

Упражнение 2. Создаём ряд ассоциаций.

К придуманному слову подбираем слово-ассоциацию и со следующим словом поступаем так же. Например: зонт – дождь – холод – тёплый чай – камин – дом и т.д. Эти цепочки будут уникальны, потому что у каждого человека возникнет свой ассоциативный ряд.

Упражнение 3. Один признак.

Наша задача к двум словам подобрать ассоциации по заданному признаку. К примеру: тёмный и большой (лес, двор).

Упражнение 4. Оригинальные ассоциации.

Мы создаём непривычные ассоциации, которые не так явно подразумеваются. Например: ёж – игольница.

Часто такие простые упражнения находят место на обычных школьных

уроках. И не зря! Такие развивающие минутки на уроках стимулируют мышление ребят, это помогает им писать сочинения, анализировать какую-то информацию, более прочно и просто запоминать информацию.

Эти же упражнения привычны и для индустрии рекламы. Именно так создаются рекламные концепции, пишутся слоганы.

Идём дальше

Если глубже и серьёзнее заниматься развитием ассоциативного мышления, задействуется более сложный инструментарий. Упражнения делятся на три категории: освобождающие мышление, направляющие мышление, создающие круг ассоциаций.

Первый тип упражнений преследует освобождение мышления от стереотипов. Самые простые слова вызывают на первый взгляд непонятные ассоциации, но мы поясняем их и всё становится понятным. При этом мы реально тренируем мышление в поисках непредсказуемых ассоциаций.

Упражнения направляющие мышления учат нас чувствовать систему необходимых ассоциаций, но при этом не делать её ограничением. Нам даётся задание и мы выстраиваем ряд ассоциаций с позиции разных профессий, национальностей, возрастов, религий. Так мы как будто ограничиваем мышление определённым ассоциативным набором, но это не значит, что наше мышление становится скудным. Просто мы учимся находить в нужный момент нужный пример.

В группу упражнений по расширению круга ассоциаций входят задания, предполагающие создание новых ассоциаций. Они должны появляться свободно, при этом некое логическое объяснение присутствует.

Ассоциативное мышление каждый день

Для того, чтобы развивать ассоциативное мышление, нужно каждый день в будничных вещах находить подкрепление своим занятиям. Наблюдать за прохожими, за пассажирами в транспорте, пытаясь угадать их возраст, социальный статус и т.д.

Один из лучших тренингов – интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», ведь участники отвечают на вопросы, благодаря логике мышления, образности, благодаря быстрой организации тех же ассоциативных цепочек, а не только используя общую эрудицию.

Для учащихся школ, студентов, для сотрудников компаний, стремящихся держать свой интеллектуальный багаж в тонусе развитие ассоциативного мышления трудно переоценить. Оно многофункционально, оно помогает нам более продуктивно трудиться, задействуя больший процент ресурсов головного мозга. Как видите, это не требует долгой, кропотливой тренировки, поэтому заниматься этим может каждый. А результат, будьте уверены, не заставит себя ждать.

Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.

Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул – реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.

Ассоциации и их виды

Ассоциациями называются связи, возникающие между отдельными предметами, явлениями, событиями и фактами, находящимися в памяти человека.

Психологи разделили ассоциации на несколько типов:

  • по сходству: газовая плита – электропечь – микроволновка;
  • по контрасту (противоположные понятия): день – ночь, мороз – жара, небо – земля;
  • по соотношению части и целого: книга – страница, рука – палец;
  • по причинно-следственным связям: гром – молния;
  • по обобщению: яблоко – фрукт, стул – мебель, свитер – одежда;
  • по подчинению: морковь – овощ, волк – зверь.
  • по смежности во времени или пространстве: лето – жара, шкаф – комод.

Еще ассоциации можно разделить на такие виды:

  • Тематические. Здесь предметы связаны между собой одной тематикой (болезнь – лекарство).
  • Фонетические. Названия предметов или явлений созвучны друг другу (гость – гвоздь, дом – лом).
  • Словообразовательные. Такими ассоциациями являются однокоренные слова (красота – красивый, страх – страшный).

связи мозга

Ассоциативные связи полезны для решения различных задач. Ассоциации могут быть не только словесные, но и в виде зрительных образов, звуков, запахов, тактильных ощущений. В зависимости от того, какая репрезентативная система более развита у человека (визуальная, аудиальная, кинестетическая), такие ассоциации и будут более свойственны ему.

Каждый человек использует разные методы для запоминания. Одному нужно несколько раз произнести вслух новую информацию, другому – записать ее на бумаге, третьему – прочитать, а затем мысленно представить перед глазами прочитанный текст.

Каждый психически здоровый человек может создавать ассоциации. Однако есть люди, страдающие так называемым ассоциативным расстройством. Оно представляет собой психическое заболевание, при котором нарушается процесс построения ассоциаций.

В чем польза ассоциативного мышления?

Можно вспомнить немало случаев, когда определенные ассоциации помогали сделать научное открытие или создать новое изобретение. Например, инженер, специализирующийся на строительстве мостов – Броун – однажды, сидя под кустом, увидел паутину, и это подтолкнуло его к изобретению подвесного моста, который крепится на тросах. Шотландец Данлон придумал резиновые шины после того, как увидел пружинящий шланг. Когда ученые пытались понять место субатомных частиц в атоме, у физика из Японии Х. Нагаоки родилась ассоциация с солнечной системой.

Развитое ассоциативное мышление может оказаться весьма полезным. Оно помогает в создании новых идей и стимулирует развитие воображения. Ассоциативное мышление помогает улучшить процесс запоминания нового. Автор книги «Суперпамять» Тони Бьюзен предложил использовать для быстрого запоминания информации ассоциативный метод. Для того чтобы закрепить в памяти новое понятие, необходимо соотнести его с уже знакомым понятием, то есть провести между ними ассоциацию. Память устроена таким образом, что факты, связанные между собой, запомнить гораздо легче. Например, для скорейшего запоминания нового, незнакомого или иностранного слова нужно подобрать к нему другое, похожее по звучанию. Таким образом, человек привязывает новые знания к тем, которые уже имеются в его арсенале. Так работает ассоциативная память.

развитие мышления

Ассоциативное мышление способствует развитию памяти и участвует в процессе генерации идей. Это полезно не только для людей искусства, но и для тех, кто хочет сделать свою жизнь лучше, ведь творчество – основа человеческого существования и развития отдельной личности и общества в целом.

Развитие ассоциативного мышления

Ассоциативное мышление является основой творческого процесса, поэтому развивать его весьма полезно. Как правило, такое мышление хорошо развито у детей. Дети любят играть со словами, создавая необычные ассоциации. Развитие этого типа мышления в детском возрасте помогает активизировать творческие способности ребенка. Взрослые тоже могут развить у себя ассоциативно-образное мышление с помощью специальных упражнений.

Тест на ассоциативное мышление

Прежде чем приступить к развитию мышления, рекомендуется пройти небольшой психологический тест, позволяющий увидеть собственные скрытые проблемы и попытаться найти их корни в своем подсознании. Для проведения теста приготовьте ручку и лист бумаги. Итак, приступим.

Запишите 16 любых слов, которые первыми придут вам в голову. Для облегчения задачи ниже приводится список букв, на которые должны начинаться слова. Это будет ваш первый ассоциативный ряд из 16 слов. Затем берите слова попарно и записывайте ассоциацию, возникшую от каждой пары слов. Вы получите ваш второй ассоциативный ряд, состоящий уже из 8 слов. Снова берите слова попарно и придумывайте ассоциацию к каждой паре. Получаете ассоциативный ряд из 4 слов. Следующий ряд будет состоять уже из 2 слов. Подберите ассоциацию к последней паре слов. Это самая важная ассоциация, поскольку она вышла из вашего подсознания.

Список букв, на которые начинаются слова первого ассоциативного ряда: Т, Д, Б, М, Г, А, Ж, О, К, Р, В, Н, З, П, Л, С.

Этот тест использовал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его последователи в работе с пациентами. Цепочка неконтролируемых, случайных ассоциаций помогает заглянуть в подсознание человека и понять корень его проблем. Во время выполнения задания важно не думать долго, подыскивая наиболее подходящую ассоциацию, а говорить то, что первым приходит в голову.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Упражнения очень просты, и выполнять их можно в любое удобное время. Они не только тренируют мышление, но и способствуют развитию речи, расширяя словарный запас. Упражнения могут выступать в виде своеобразной игры, в которую можно поиграть во время рабочего перерыва, на прогулке или вечером перед сном.

Упражнение 1. Придумайте первое слово, которое будет являться началом цепочки ассоциаций. А теперь подберите к нему следующие слова, продолжая цепочку. Например: кошка – шерсть – мягкость – гладкость и т. д.

Упражнение 2. Придумайте два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе – ее концом. Ваша задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например: исходные слова – собака и машина. Составляем цепочку: собака – лай – прохожий – тротуар – дорога – машина.

Упражнение 3. Придумайте два-три исходных слова, а после подберите к ним ассоциации, имеющие связь с исходными по любому признаку или по нескольким признакам. Например: исходные слова – яркий и горячий. Ассоциации: свет, еда, печь, цвет.

Упражнение 4. Придумайте два-три слова и подберите к ним слова, которые связаны с ними со всеми одновременно. Например: Исходные слова – белый и холодный. Подбираем ассоциации: снег, мороженое, камень, металл.

Упражнение 5. Придумайте первое слово, а затем постарайтесь подобрать к нему необычную ассоциацию, которая не связана с исходным словом напрямую. Например: конверт. Первая ассоциация, которая обычно приходит в голову – письмо. Но вам нужна необычная. Для чего еще можно использовать конверт? Например, для хранения семян. Значит, ассоциация – семена.

Групповые упражнения

Следующие два упражнения можно выполнять в группе. Количество участников может быть любое. Для записи слов удобнее всего использовать диктофон. Перед началом упражнения нужно выбрать ведущего, который будет задавать первое слово в цепочке, а также следить за процессом.

Упражнение 1. Ведущий называет первое слово. Затем все участники по очереди придумывают ассоциации к каждому последующему слову, составляя цепочку. Слова должны быть связаны по смыслу, то есть иметь прямую ассоциацию. Пример: дом – стройка – кирпич – завод – производство.

Упражнение 2. Это упражнение похоже на предыдущее, только теперь участники должны подобрать к исходному слову не прямую, а косвенную ассоциацию, то есть ту, которая возникает в голове именно у него. Пример: дом – деньги – ресторан – море – выигрыш.

После того как все участники назовут свои ассоциации, необходимо провести анализ и обмен мнениями. Каждый участник должен объяснить, почему он назвал именно такую ассоциацию. Например, у первого участника слово «дом» вызывает ассоциацию с деньгами, на которые он был куплен, поэтому он называет слово «деньги». У второго участника слово «деньги» вызывает воспоминания о дорогом ресторане. Третий участник может вспомнить о ресторане, в котором он побывал во время отдыха на море. Четвертый участник, услышав слово «море», подумал о путевке, которую кто-то из его знакомых выиграл в лотерею, поэтому назвал слово «выигрыш».

В ходе подобных тренингов каждый из участников получает возможность заглянуть в собственное подсознание и лучше понять самого себя и свои страхи, эмоции, переживания.

Таким образом, тренировка ассоциативного мышления позитивно сказывается на развитии воображения, помогает улучшить память, активизировать процесс творческого поиска и повысить качество жизни.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№1/2016

ISSN 2410-700Х

В современном российском обществе сложилась ситуация, когда вопросы, связанные с правовой культурой и правовым сознанием, требуют особого внимания, так как их разрешение напрямую связано с проблемами правового воспитания. Это внимание оправдано как со стороны юриспруденции, так и со стороны педагогической науки.

Список использованной литературы:

1.Гаджиева П.Д. Детям о правах. Учебное пособие: Махачкала, 2009 г.

2.Зимина Н. В. Воспитание правовой культуры школьников через организацию внеклассной деятельности по предмету // Учитель в школе. — 2010. — N 6. — С. 64-66.

3.ПевцоваЕ.А. Теория и методика обучения праву. Учебное пособие для студентов вуза: М, 2003 г.

© М.А.Курбанов, 2016

УДК 373

Литвинова Ольга Владимировна

старший преподаватель кафедры дошкольного образования Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

г. Самара, РФ E-mail: olitvinova2013@mail.ru Прыскина Елена Александровна к. п. н., доцент кафедры дошкольного образования Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

г. Самара, РФ E-mail: epryskina@mail.ru Чичикалова Зоя Ивановна воспитатель ГБДОУ детский сад № 39 Центрального района

г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: zoya0230@mail.ru

РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

В статье обосновывается актуальность развития ассоциативного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов, особенностей современной культуры. Рассматриваются сущность ассоциативного мышления, его структура, характерные ассоциативные цепочки, изучены средства, приемы и формы развития ассоциативного мышления детей в условиях художественно-творческой, а именно изобразительной, деятельности. Приведены примеры работы в технике монотипии, кляксографии.

Ключевые слова

Ассоциативное мышление, дошкольники, младшие школьники, художественно-творческая деятельность.

В контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования (далее — ФГОС ДО и ФГОС НОО) задача развития у детей ассоциативного мышления приобретает особое значение в силу того, что в условиях современной системы обучения требуется запоминание и осознание большого количества новой информации. Ассоциативное мышление (далее — АМ) помогает связывать новые и усвоенные знания, обеспечивает успешность различных видов продуктивной деятельности. На его базе формируется наглядно-образное мышление. Обращение к теме

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

актуально и в силу того, что мозаичный характер современной культуры диктует ориентацию на быструю смену впечатлений, на признание оптического критерия ведущим . Для детей характерны клиповое сознание, зависимость от интернета, экранной культуры .

АМ характеризуется способностью человека устанавливать взаимосвязи между предметами и образами, находить сходства. Ассоциация — связь между отдельными фактами, явлениями, объектами, которые отражаются в сознании человека и «отпечатываются» в его памяти: актуализация одного элемента вызывает образ другого, соотносящегося с ним. Переоценить значение АМ сложно: оно помогает создавать идеи — неординарные, прежде не имеющие места; регулирует процесс образования смысловых связей; развивает воображение; связывает определенную задачу с подобными признаками других объектов: символами, образами, запахами; стимулирует процесс запоминания и вспоминания информации (через создание ассоциативной цепочки).

На АМ основано подавляющее число детских игр: так, ребенок легко «превращает» скакалку в змею, например, опираясь на характерные и тем самым объединяющие их свойства. На протяжении жизни человека число ассоциаций увеличивается, что позволяет ему решать сложные жизненные ситуации. Процесс нахождения ассоциаций предполагает несколько способов построения ассоциативных связей, например: по смежности во времени и пространстве (окно — дом, лист — дерево); по сходству (подобию) (свеча — факел, мяч — планета); по контрасту (радость — грусть, мальчик — девочка); по причинно-следственным связям (ожог — боль); по дополнению (зубная нить и зубная паста); по обобщению (огурец — овощ). В процессе применения этих и других способов и в контексте условий их использования ассоциации делят на виды, например: тематические (маркетинг и реклама); фонетические (день и пень); словообразовательные (труд и трудиться).

Существует много приемов для развития АМ: 1) ассоциативные цепочки по заданной теме. Например, для темы «Зимние каникулы»: «новый год — снег — елка — подарки — коньки». Таким образом, каждый ребенок высказывает свое предположение. Можно усложнить задачу — построить ряд ассоциаций, используя только прилагательные, глаголы или существительные. Также можно дать задание дополнить пробелы: даются только первое и последнее слова в цепочке, дети же должны восстановить остальные. Ассоциативные цепочки могут быть использованы там, где необходимо запомнить последовательность событий, даты, определения; 2) символизация: при помощи цвета, рисунков выразить характер произведения, персонажей, впечатление от прослушанного музыкального произведения; 3) ассоциативное запоминание (для запоминания орфограммы она представляется в виде яркого значка); 4) ассоциативная пантомимика. Например, изучая словарное слово «мороз», дети показывают пальцем букву О, что ассоциируется с запоминаемой гласной. Или, например, то же слово «мороз» запомнится легче, если изобразить мимикой холод .

Процесс формирования АМ проходит в два этапа. Первый этап — коннотативный. Он способствует формированию компонента ассоциативного мышления и актуализации ассоциативности и воображения. Второй этап — рационально-рефлексивный. Он содействует способности школьника оценивать получившийся у него образ, развивает способность проектировать его сюжетную линию.

АМ развивается разными способами, формами, в различных условиях. Особым потенциалом обладает художественно-творческая деятельность (далее — ХТД), в которой ребенок имеет возможность выразить свои чувства и эмоции. Под ХТД исследователями понимается деятельность, направленная на «эстетическое освоение мира» посредством искусства, постижение человеком культуры и искусства, на создание оригинальных продуктов творчества . Выразительность создаваемых образов в рамках различных видов искусств определяет богатство и разнообразнее ассоциаций. Продукт, полученный в результате ХТД, имеет следующие характеристики: материальное и духовное выражение, новизна, оригинальность .

Существует большое количество приемов для развития АМ младших школьников в ХТД. В качестве примера можно привести такой прием как символизация. С его помощью можно выразить отношение к определенному литературному произведению или произведению изобразительного искусства — при помощи цвета, изобразив в виде художественного образа свое переживание, эмоциональную реакцию, отношение. Этот прием помогает учителю распознать чувства и эмоции, полученные после просмотра предлагаемых произведений.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

Развитие АМ идет и на уроках изобразительного искусства. Специфика «занятий изобразительной деятельностью требует постоянной работы мысли, разного вида воображения, мышления, творческой активности, самостоятельности и инициативы» . Ассоциации присутствуют в мыслительной деятельности юного художника постоянно — на всех этапах создания произведения, работы над созданием художественного образа. Например, учитель предлагает детям рассмотреть цветовые пятна или кляксы (кляксография), изображенные на листе бумаги, и просит рассказать, какие ассоциации они вызывают (обращается с вопросом «Что или кого вы видите на листе?»). Дети пытаются в форме пятна увидеть какой-либо образ, скрытое настроение, и потом поясняют свой выбор. Дети могут назвать какой-то конкретный предмет, либо воспользоваться методом ассоциативных цепочек. Результатом является конкретная ассоциация, вызванная в воображении данным цветовым пятном. Кляксография большой популярностью пользуется в дошкольном образовании. В начальной школе техника усложняется от раздувания краски из трубочки (соломинки) (под углом, из стороны в сторону — чтобы краска растекалась по листу) до применения на уроках импровизации в технике монотипии (способ создания цветных или черно-белых оттисков) . Монотипия позволяет создавать неповторимые образы, спонтанные заливки, достигать эффектов, которые сложно сделать кистью. После получения нескольких отпечатков, дети выбирают тот, с которым потом будут работать — дорабатывать художественный образ с помощью кисти, туши и т.д. Композиционное решение предполагает активное использование превращения одной формы в другую за счет языка метафор, в основе которых — ассоциации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формы ХТД могут быть разнообразными как по содержанию, так и по технике исполнения: 1) иллюстрирование прочитанных книг, просмотренных спектаклей или передач, наблюдений природы; 2) рисование акварельными, гуашевыми красками на разных основах — цветной бумаге, тонированной бумаге, рисование мелками, пастелью и другими средствами; 3) декоративное творчество; 4) создание коллективных работ в различных техниках (коллаж, аппликация); изображение на плоскости или создание объемных объектов.

Таким образом, в рамках художественно-творческой деятельности у детей идет развитие его ассоциативного мышления. При сформированности данного типа мышления развивается воображение, дети вовлекаются в творческий процесс и у них появляется возможность создавать новый для них продукт, им легче адаптироваться к окружающему миру, раскрыть свой потенциал.

Список использованной литературы:

1.Беляева О.М. Пейзаж-ассоциация в изобразительной деятельности школьников // Начальная школа: Плюс до и После. — 2010. — №6. — С.86-88.

2.Большаков А. В. Многообразие видов творческой деятельности / А. В. Большаков // Аналитика культурологии. — 2007. — № 7. . — Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/mnogoobrazie-vidov-tvorcheskoy-deyatelnosti.

3.Гердт Н.И. Художественная деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей дошкольного возраста / Н. И. Гердт // Начальная школа. — 2009. — № 12. — С. 30-33.

4.Краснослободцева А.Е. Детство как социокультурный феномен / А. Е. Краснослободцева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2009. — № 5 (73). — С. 102-108.

5.Литвинова О.В. Развитие образного мышления ребенка в архитектурной среде города // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика : сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25-26 марта 2015 года). / ред. кол.: Т.А. Чичканова (отв. ред.), НС. Искрин, О.Ю. Козырь; СИПКРО; ПГСГА. — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2015. — 584 с. С.344-352.

6.Прыскина Е. А. Развитие творческой активности бакалавров педагогики в процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства» / Е. А. Прыскина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 155-158.

7.Чичканова Т. А. Организация художественно-эстетического воспитания студентов направления подготовки «Педагогическое образование» / Т. А. Чичканова // Педагогическое мастерство и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2015 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков . — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (6). — С. 143-145. — ISSN 2411-9679.

© О.В. Литвинова, Е.А. Прыскина, З.И. Чичикалова, 2016

УДК 355.233.22

Лобанов Юрий Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

докт. пед. наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ МИКРОСРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В статье исследованы возможности формирования физкультурно-спортивной микросреды вуза на основе взаимодействия личности и общества в процессе образования. Сформулировано понятие физкультурно-спортивной микросреды вуза. Сделан вывод о необходимости формирования благоприятной микросреды для эффективной подготовки специалиста.

Ключевые слова Физкультурно-спортивная микросреда, мотивация.

Успешное формирование социально важных качеств личности в процессе физической подготовки возможно только при условии активного отношения индивида к этому процессу, при этом сама деятельность является ведущей формой проявления активности .

Активность определяется тем личностным смыслом, который связывает человека с реальностью жизни, с ее условиями .

Таким образом, следует считать, что активность человека есть не только феномен самовыражения самой личности, следование своим убеждениям, знаниям, умениям, склонностям, способностям, воли и нравственным ценностям, но и реакция индивида на какие-то созданные для него условия, побуждающие к активной деятельности . При этом основной источник активности личности — ее мотивация.

Любая, в том числе и физкультурно-спортивная деятельность, создает предпосылки для формирования личности индивида как непосредственно в процессе самой деятельности, так и опосредованно в результате воздействия условий, в которых она протекает.

Обучающая среда высшего учебного заведения выступает как опосредующее звено между обществом и индивидом . Это значит, что процесс взаимодействия общества и индивида идет не прямо, а через непосредственный круг общения, через приобретенный индивидуальный опыт. При этом физкультурно-спортивная микросреда является специфическим проявлением общей макросреды вуза и одним из составных элементов системы «макросреда — микросреда — личность». Макросреда вуза представляет собой совокупность относительно устойчивых, систематических связей, включающую в себя те из них, в которых личность выполняет определённую роль, имеет свой статус, выступает в качестве субъекта общественно значимой деятельности и имеет возможности для удовлетворения собственных потребностей.

Физкультурно-спортивная микросреда — это профессионально-образовательное и культурное пространство вуза, создаваемое его педагогической системой, с выраженной функционально-ролевой определенностью положения его членов, содержанием учебной и воспитательной работы, имеющее физкультурно-спортивную направленность и ориентированное на развитие профессионально и социально значимых качеств у обучаемых, приобщение их к общенациональным и общечеловеческим ценностям .