Развитие координации у детей

Статья:

Зачем работать над координацией движений?

Развитая координация помогает ребенку двигаться ловко и уверенно, а также способствует правильной осанке. Разумеется, координация не формируется за короткий срок — на это уход не один год, поскольку в процессе задействован вестибулярный и мышечный аппарат, а также органы зрения.
Развитая координация предполагает не только слаженные телодвижения, но и согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Это условие обязательно для отточенной работы центральной нервной системы. Именно поэтому у гиперактивных малышей часто возникают проблемы с координацией.

На занятиях физкультурой в детских садах и школах детям обязательно дают специальные упражнения для формирования координации. Впрочем, каждый ребенок с легкостью может выполнять их дома или на детской площадке под присмотром родителей.

Требования к упражнениям и техника безопасности

Все упражнения для развития координации можно разделить на статистические и динамические. Первые учат малышей сохранять равновесие в заданной позе, например, стоять на одной ноге или удерживать легкий груз на голове. Вторые упражнения — это ходьба по скамейке, изменение направления при беге и т. д. Хотя развитию координации также прекрасно способствуют командные подвижные игры (баскетбол, волейбол, футбол), катание на коньках, лыжах и велосипеде, теннис.

Главный принцип выполнения упражнений — давать нагрузку, посильную ребенку и соответствующую его возрасту. При статистических упражнениях желательно, чтобы родители подстраховывали малыша, исключая возможность падения. Если ребенок еще дошкольного возраста, лучше давать ему упражнения в игровой форме. Используйте мячи, шары, скакалку — все, что сделает занятие веселее в глазах крохи.

Ежедневно вполне достаточно делать упражнения в течение 5-7 минут на детской площадке перед тем, как ребенок присоединится к играм со своими сверстниками. Впрочем, очень хорошо, когда есть возможность задействовать в «тренировке» и других детей. Если они решили побегать по площадке с мячом, можете считать, что «дневная норма» упражнений уже выполнена! Не заставляйте малыша заниматься, когда он уже проявляет признаки усталости. В таком состоянии ему будет еще сложнее следить за координацией своих движений, а значит, развивающий эффект будет минимален.

Развитие координации движений в раннем возрасте

Координацию необходимо развивать уже в самом раннем возрасте. В результате, постепенно появляется согласованная мышечная активность. Происходит соединение отдельных движущих частей в единое целое действие. Координация движений продолжает развиваться примерно до 18-летнего возраста, по мере формирования скелета. В ее развитии участвуют многие органы.

Особое значение придается мозжечку, активное развитие которого начинается в возрасте от полугода и заканчивается к 4-5 годам. Именно этот орган влияет на умения и способности малыша, начинающего сидеть с шести месяцев, ползать с 8-9 месяцев, вставать на ножки в 9-10 месяцев, делать первые шаги уже к 11-12 месяцам. Примерно с полутора лет начинается вполне уверенная ходьба. Мозжечок продолжает развиваться и постепенно переходит на более высокий уровень. В 3-4-летнем возрасте происходит качественное совершенствование моторных функций. Обучаемость ребенка значительно улучшается, он способен выполнять новые, более сложные задачи.

Координация движений во многом зависит от вестибулярного аппарата. Развитие данной функции начинается еще во внутриутробном периоде, а окончательно формируется в процессе развития примерно к 12-15 годам. Основная роль вестибулярного аппарата заключается в обеспечении прямой походки человека. Именно с его помощью осуществляются первые шаги, а различные отклонения и нарушения могут вызвать неуверенную, так называемую «пьяную» походку.

Для детей 2-3 лет

Для таких маленьких деток все занятия лучше всего совмещать с прогулкой на детской площадке, ему будет так намного интереснее:

  • обычная ходьба (пусть ходит самостоятельно, согласовывая движения рук и ног);
  • ходьба с препятствием (перешагивайте бордюры, песочницы и т. п.)
  • наклоны и приседания (например, за игрушками);
  • повышайте сложность выполнения, выполняя ходьбу по брёвнам, скамейкам, бордюрам и т. п.

Ходьба по скамейкам

  • покорение вертикальной лестницы.

Важно! Обязательно находитесь рядом с малышом, чтобы в любой момент его можно было подхватить и, таким образом, уберечь от ненужных травм.

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте дети контролируют своё тело намного лучше, поэтому можно повышать уровень сложности:

  • научите малыша спрыгивать с бревна (скамьи), а затем сходить сначала одной ногой, затем другой;
  • ходьба по ровной линии с поднятыми руками (спина ровная, руки подняты в сторону и удерживаются в таком положении, делается несколько шагов, затем руки поднимаются вверх, ходьба продолжается и т. д.)

Ходьба по ровной линии с поднятыми руками

  • удерживание груза на голове, например, книги, в положении стоя, когда будет хорошо получаться, можно добавить ходьбу по прямой.

Для детей 6-7 лет

В таком возрасте рекомендуются более сложные занятия, в том числе с различными предметами:

  • упражнения с мячом (ребёнок берёт в руки мяч, держит правильную осанку, подбрасывает мяч вверх, затем ловит);

Упражнения с мячом

  • ходьба по бревну (скамье) с поворотами, руки при этом постоянно меняют положение: в стороны, вверх, за спиной, на талию;

Ходьба по бревну (скамье)

  • бег вперёд, назад, с поворотами

Бег

  • прыжки со скамьи и на скамью

Прыжки со скамьи

Важно!Дети не любят однообразия, поэтому меняйте разные виды занятий почаще, чтобы они не заскучали. Очень хорошим примером будет, если вы будете заниматься вместе!

Как работать со старшими дошкольниками?

Старшие дошкольники, дети 6-7 лет, уже имеют достаточно развитые координационные способности, поэтому упражнения для них должны быть подобраны такие, которые смогут повысить четкость выполнения движений с сохранением устойчивости тела во время сложных маневров (прыжков, приседаний и пр.)

Большинство упражнений для детей в этом возрасте динамичны, выполняются с использованием бревна или скамьи. Положение рук малышей можно изменять, предлагая им попробовать варианты с руками по сторонам, на поясе или за головой. Все упражнения должны быть разнообразными и не слишком продолжительными, вызывающими у детей интерес и желание заниматься.

Для детей 8-10 лет

В таком возрасте можно приступать к выполнению комплекса для улучшения координации, который рекомендуют не только детям, но и взрослым:

  • вращение руками, согнутыми в локтях (положение стоя, руки согнуты в локтевых суставах, а пальцы дотрагиваются плеча, вращайте руками в разных направлениях)

Упражнения на развитие координации движений для детей: что нужно знать

  • рисование воображаемых фигур (руки вытянуты вперёд и одновременно описывают разные фигуры, например, левая – круг, а правая – квадрат);
  • прыжки по классикам (делаем прыжок одной ногой, затем двумя и так чередуем дальше);
  • стойка на одной ноге (положение стоя, одна нога согнута, руки в сторону и удерживаем равновесие секунд 10-15, меняем ноги);
  • стойка на одной ноге с поднятием на носок (положения стоя, руки на талии, одна нога сгибается в колене и отводится в сторону, теперь поднимитесь на носок и удерживайте равновесие, повторите в другую сторону).

Также можно делать уже знакомые упражнения на бревне, скамье, шведской стенке, кольцах, постепенно их усложняя.

Общие игры на координацию

Приучайте детей быть активными. Можно их отвести в спортивную секцию (футбол, плавание, гимнастика, акробатика) или в танцевальный коллектив. Очень хорошим видом занятий, которые помогут ребятишкам стать ловкими, являются различные игры как статические, так и динамические:

  • дети начинают танцевать под музыку и по команде (например, хлопку) замирают в позе, которой находились, начинать можно с нескольких секунд «замирания», а затем удлинять это время;
  • делаем «ласточку» и соревнуемся кто простоит дольше всех;
  • изображаем и аиста, который очень любит стоять на одной ноге и как можно дольше;
  • бег со сменой траектории по условленной команде;
  • прыжки на батуте.

Дети любят играть, им это весело и интересно. Поэтому находите те игры, которые больше всего нравятся конкретному ребёнку и включайте их в ежедневные тренировки, если хотите, чтобы малыш вырос ловким и смелым. И теперь, зная, как улучшить его координацию, сделать тело послушным, а движения согласованными, осталось дело за малым – все это делать ежедневно.

«Пляшут малыши»

Цель: обучение ритмичным движениям, умению слушать простую мелодию.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках кружком, и взрослый предлагает одному их них сплясать: «Миша сейчас спляшет, а ребятки ему похлопают!» Ребёнок выходит на середину круга, а взрослый поёт (на мотив «Ах вы, сени…»):

Вот наш Мишенька встаёт,

Он плясать сейчас начнёт.

Будет Мишенька плясать,

Всех ребяток забавлять!

Миша, Миша, попляши,

Нашим деткам помаши.

Выбирай других плясать

И ребяток забавлять!

Ребёнок пляшет, дети хлопают в ладошки.

Игра на развитие бега «Догонялки»

Цель: обучение ориентироваться в пространстве, развитие навыков бега на небольшие расстояния, тренировка умения быстро выполнять простейшие команды по ходу игры.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Один ребёнок сидит на стуле, к нему подходит взрослый с другими детьми, они говорят:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть!

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три, четыре, пять!

При слове «Пять» все бегут, а ребёнок, сидящий на стуле, встаёт и догоняет. Тот, кого он поймал, садится на стул, и игра повторяется.

«На горку»

Цель: развитие координации движений, равновесия, укрепление мышц стоп.

форма проведения: индивидуальная.

Ход игры: взрослый сидит или стоит, а ребёнка ставит перед собой, поддерживая за кисти рук, приговаривая: «Взбираемся на горку», стимулирует перемещение стоп ребёнка по ноге взрослого. Когда ребёнок поднимается высоко, взрослый читает русскую потешку:

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на буде воронок!

Колокольчик

◈ Вы заняты или вам нечем занять ребенка?

◈ Повесьте над дверным проемом веревку, привязав к ней колокольчик. Ребенок должен ползать под ней туда — обратно, не задев колокольчика. Если колокольчик зазвенел, значит, ребенок проиграл.

◈ Можно использовать и две веревки с двумя колокольчиками, привязав их концами к спинкам стульев. Расстояние между веревками должно быть не менее 50 см. Пусть ребенок пробует перелазить между ними, стараясь, чтобы колокольчики не зазвенели.

Достань-ка

◈ Привяжите к дверному проему колокольчик, шарик или любую другую игрушку. Малыш должен подпрыгнуть и достать предмет. Дайте ему задание — дотронуться до игрушки 5 раз. Если получилось — значит, победил.

Попадай-ка

Игра учит попадать в цель с расстояния.

Необходимый инвентарь: тазик, небольшой мяч или еловые шишки, желуди.

◈ Как играем: поставьте тазик на пол. Предложите ребенку с расстояния в 20-30 см бросать туда мяч. Если попал — значит, ловкий, победил. Бросать можно и мячики, и шишки, и желуди.

◈ Закрепляем: на прогулке начертите на асфальте круг — ребенок должен бросить в него мелкий предмет, например, мячик или камушек. Можно устроить соревнование — кто больше закинет предметов в круг, тот и победитель!

Марков Юрий Владимирович

Ловкость — это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Среди физических качеств ловкость занимает особое положение. Она проявляется только в комплексе с другими физическими качествами. Ловкость тесно связана с двигательными навыками и потому носит наиболее комплексный характер.

В современной теории физического воспитания методика развития ловкости у детей дошкольного возраста является наименее разработанной. Именно ловкость отвечает за точность, ритмичность и согласованность отдельных движений, способность овладения новыми движениями, формирование ориентировки в пространстве, равновесия, умения согласовывать свои действия с изменениями обстановки.

Специалистами установлено, что при отсутствии специальной тренировки в возрасте от 6 до 13 лет ловкость не только прекращает развитие, но и нередко ухудшается. Это обязывает педагогов целенаправленно развивать данную способность у детей, начиная с дошкольного возраста.

Изучение работ и методических рекомендаций специалистов по физическому воспитанию детей дошкольного возраста показывает, что развитию ловкости в процессе организации подвижных игр и в частности совершенствованию двигательных навыков старших дошкольников, не уделяется должного внимания. Можно выделить очевидное противоречие между необходимостью развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методики развития данного психофизического качества в подвижных играх — с другой.

Пути развития ловкости:

1. Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют.

2. Необходимо давать усложнения, новые сочетания знакомых движений, изменять привычные условия выполнения движения.

При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности.

Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях, а именно в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленными; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

Разнообразные игровые движения требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, усиливают кровообращение, активизируют работу лёгких, способствует насыщению организма кислородом, повышению общего жизненного тонуса. Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию. Игры способствуют развитию моторики ребёнка, уменьшению заторможенности, умению соизмерять движения в соответствии с задачей. Следовательно, игра целостно воздействует на организм ребёнка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, в том числе и нервной системы, что в свою очередь повышает функциональный уровень всей психической деятельности ребёнка.

Одна из наиболее доступных, следовательно, массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения, среди спортивных игр, это игра в волейбол. Волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста.

Волейбол – игра, способствующая всестороннему развитию. Она развивает ловкость, гибкость, силу, выносливость, координацию движений. Во время игры интенсивность нагрузки меняется от малой до максимальной и протекает в различных зонах энергообеспечения организма (аэробной, аэробно-анаэробной и анаэробной), что способствует повышению уровня функциональных возможностей занимающегося. Разнообразная двигательная деятельность на фоне растущего утомления требует проявления волевых качеств, необходимых в спортивной и повседневной жизни.

В волейбол играют в самых различных климатических и метеорологических условиях, что способствует физической закалке, повышению сопротивляемости организма и устойчивости его к различным заболеваниям.

Волейбол используется как тренировочное средство представителями других видов спорта для развития основных двигательных качеств, так как по структуре игровая деятельность включает в себя разнообразные прыжки, перемещения, остановки, а также технико-тактические действия скоростно — силового характера.

Благотворные эмоциональные особенности позволяют использовать как саму игру, так и отдельные элементы игры с мячом в качестве средства активного отдыха и укрепления своего здоровья.

Волейбол – один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Благодаря своей эмоциональности, волейбол представляет собой не только средство физического развития, но и вид спорта для активного отдыха.

Волейбол – одно из самых популярных и массовых средств физического воспитания, неотъемлемая часть физической культуры в целом. Играя в волейбол, занимающиеся тренируют выдержку, глазомер, внимание, развивают силу, быстроту ловкость, т.е. те качества, умения и навыки, которые необходимы в жизни, полезны в трудовой и общественной деятельности. Тренировки по волейболу воспитывают чувство коллективизма, целеустремленность, собранность, решительность и прочие качества.

При игре в волейбол необходимо быть сильным, быстрым, ловким, выносливым, уметь проявлять эти качества непосредственно в игре.

В работе с дошкольниками, первоочередной задачей овладения навыками игры в волейбол является умение владеть мячом. Этому способствуют такие игры, как «Вышибалы», «Штандер». В своей работе я постоянно использую эти игры во время индивидуальной и дополнительной работе с детьми. Дети с огромным удовольствием принимают в них участие, это способствует развитию их физической выносливости, двигательной активности и, конечно же, ловкости.

СИМВОЛ НАУКИISSN 2410-700X№ 12 / 2018.

УДК 372Сварковская Л.А., канд. пед. наук, доцент СевГУ,

Герус И.И.,

Магистрант 2 курса СевГУ, г. Севастополь, РФ Е-mail: psped@mail.ru

К ВОПРОСУ О ПУТЯХ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье изложены результаты анализа современной теоретической и методической литературы по проблеме путей, средств и приемов развития ловкости и координации движений у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова

Ловкость, координация движений, дети старшего дошкольного возраста, средства и приемы развития ловкости и координации движений.

Dexterity, coordination of movements, senior preschool age children, means and techniques of developing

dexterity and coordination of movements.

Постановка проблемы. Быстрый темп современной жизни требует от человека проявления способности к точной ориентировке и своевременной адекватной реакции на поступающую информацию. Названные способности постепенно развиваются в период дошкольного детства. Их развитие происходит через приобретение двигательного опыта, формирование и совершенствование основных двигательных умений, развитие двигательных качеств. Исследования Е.Н. Вавиловой, Э.С. Вильчковского, Д.В. Хухлаевой и др., проведенные во второй половине XX века, свидетельствуют, что развитие ловкости и координации движений в старшем дошкольном возрасте имеет особое значение. В связи с эти возникает необходимость теоретического анализа современных исследований, посвященных путям развития ловкости и координации движений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель статьи: путем анализа теоретической и методической литературы (начало XXI в.) раскрыть пути, средства и методы развития ловкости и координации движений у старших дошкольников в условиях дошкольной организации.

В исследованиях Н.А. Бернштейна, В.С. Фарфеля убедительно доказано, что ловкость является качеством воспитываемым и тренируемым. В научно-методической литературе (Э.С. Вильчковский, Е.Н. Вавилова и др.) можно увидеть два основных пути тренировки ловкости: накопление разнообразных двигательных навыков и умений; совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Э.С. Вильчковский, Е.Н. Вавилова, Л.П. Матвеев утверждают, что в качестве средств развития ловкости для старших дошкольников могут быть использованы разнообразные упражнения, главной особенностью которых, является преодоление координационных трудностей. Исследователи подчеркивают важность новизны, необычности, а значит и

-( )-

СИМВОЛ НАУКИISSN 2410-700X№ 12 / 2018.

необходимости проявить неординарные реакции с позиции координации движений. Важным моментом в развитии ловкости и координации движений названные ученые считают совершенствование функции вестибулярного аппарата. С этой целью они рекомендуют использовать упражнения с ограничением зрительного контроля.

Э.Я. Степаненкова считает, что ловкость можно развивать с помощью общеразвивающих упражнений с необычными исходными положениями, работой над скоростью, темпом, дополнительными движениями, зеркальным выполнением упражнений и варьированием пространственными границами, в которых выполняется упражнение. В своих исследованиях она приходит к выводу, что подвижная игра как сознательная, активная деятельность ребенка, наилучшим способом может развить ловкость у дошкольников.

Результаты исследований Л.Д. Назаренко свидетельствуют о необходимости для развития ловкости и координации движений достаточной самостоятельной двигательной активности детей вне дошкольного учреждения и применения новых вариантов выполнения разученного двигательного действия в различных спортивных играх.

В.Н. Шебеко также считает, что разнообразие упражнений, которые будет постоянно включать в себя элемент новизны, способствует развитию ловкости и координации движений. При этом исследователь рекомендует использовать упражнения: в метании в неподвижную и движущуюся цель; в равновесии (статическом и динамическом); упражнения вариативного характера, например, дошкольнику предлагается выполнить упражнение из разных исходных положений или задействовав какой-либо предмет. По ее мнению, в рамках дошкольного учреждения необходимо давать подобные задания непродолжительное время, в связи с большой четкостью мышечных ощущений и напряженного внимания.

Исследования Т.М. Панкратович подчеркивают значимость создания физкультурно-игровой среды в дошкольном учреждении, как важнейшего условия для развития координации у дошкольников. По мнению ученого, в сфере дошкольного образования следует разнообразить программу воспитания координации вариантами основных видов движений, их комбинациями, необходимо разграничить упражнения, направленные дифференцировку, технику выполнения движений, при этом важно учитывать биомеханику движений в различных плоскостях пространства.

Результаты исследований Д. М. Правдова , С.Ю. Бесшапошниковой подтверждают целесообразность развития координации движений у детей старшего дошкольного возраста через использование упражнений с уменьшенной опорой, вращением, балансировкой и выбором вектора движения. Исследователи утверждают, что упражнения на уменьшенной опоре могут быть организованы как отдельные комплексы занятий или же сочетаться с традиционными средствами физической культуры. В комплексы, по мнению авторов названных исследований, можно включать упражнения общеразвивающего, танцевального характера; упражнения, позволяющие развить ориентировку в пространстве, динамическое и статическое равновесие; подвижную игру с сюжетом для того чтобы поддержать эмоциональный настрой детей. Также рекомендуется постепенно усложнять задания: например, повышать уровень опоры до 20 см, изменять исходные положения на опоре, скорость, амплитуду движений, темп. При этом нагрузка должна соответствовать возрасту, индивидуальному опыту в двигательной сфере и эмоциональному состоянию детей.

Результаты исследований Д.Б. Юшкевич показали, что для развития точности движений у детей старшего дошкольного возраста следует использовать специальные упражнения в метаниях во всех формах физкультурно-оздоровительной работы (физкультурные занятия, гимнастика до занятий и после дневного сна, в подвижных и спортивных играх и др.). При подборе упражнений важно учесть соответствие двигательных действий анатомическому строению суставов, дифференцированно подойти к развитию мышечных групп, и всего опорно-двигательного аппарата ребенка. Можно использовать упражнения, в основе которых ребенок принимает необычные исходные положения тела в пространстве, в вертикальном и горизонтальном положении. Упражняясь в метании, ребенок может выполнять движения отдельными

СИМВОЛ НАУКИISSN 2410-700X№ 12 / 2018.

звеньями опорно-двигательного аппарата, используя при этом разное расположение предметов. По мнению ученого, важно разнообразить метательные упражнения в цель разными направлениями движения: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вниз, в сторону, а также использовать различный инвентарь по размеру, форме, цвету, весу. В ходе выполнения упражнения, можно исключить зрительный контроль, увеличить или уменьшить расстояние до цели, ориентируясь на возможности выполнения каждым ребенком индивидуально. Также автор рекомендует организовать игры и эстафеты с метанием, при выполнении которых будут созданы необычные условия выполнения задания, например, метание различными частями тела.

Выводы. Анализ научно-методической литературы показал, что учеными выделяются два основных пути развития ловкости: накопление разнообразных двигательных навыков и умений; совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Средствами развития ловкости и координации движений можно выделить: общеразвивающие упражнения; специальные упражнения в метании и равновесии; упражнения на ориентировку в пространстве; на развитие вестибулярного аппарата; танцевальные упражнения; сложные сочетания основных движений; подвижные и спортивные игры. Приемы, помогающие усилить эффект применения указанных средств, следующие: использование вариативного выполнения упражнений (с уменьшенной опорой, вращением, балансировкой и выбором вектора движения, с необычными исходными положениями, изменением скорости, темпа, ритма; дополнительными движениями, зеркальным выполнением и варьированием пространственными границами выполнения; выключением зрительного контроля и повторным выполнением заданий; выполнение согласованных действий несколькими участниками).

Список использованной литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Бесшапошникова, С. Ю. Развитие двигательной координации у детей 5-7 лет с использованием гимнастических упражнений на уменьшенной опоре / С. Ю. Бесшапошникова.-Шуя, 2004. — 181 с. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-dvigatelnoi-koordinatsii-u-detei-5-7-let-s-ispolzovaniem-gimnasticheskikh-uprazhnen

2.Назаренко, Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / Л.Д. Назаренко- М.: Теория и практика физической культуры, 2001. — 332 с.

3.Панкратович, Т. М., Купцова В. Г. Создание физкультурноигровой среды в образовательном пространстве дошкольного учреждения как условие эффективного воспитания координационных способностей детей 5-6 лет // Т. М. Панкратович, В. Г. Купцова // Концепт. — 2013. — № 10 (октябрь).- Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/13212.htm

4.Правдов, Д.М. Развитие координации у детей 5-7 лет в моделируемых условиях изменения внешней средыю.- / Д.М. Правдов // Ученые записки.-№3(73).- Шуя, 2011.-4с.-Режим доступа: file:///C:/Users/Lenovo/Downloads/razvitie-koordinatsii-u-detey-5-7-let-v-modeliruemyh-usloviyah-izmeneniya-vneshney-sredy%20(2).pdf

5.Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. — М.: Академия, 2001. — 368с.

6.Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников /В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.В. Шишкина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.

7.Юшкевич, Д.Б. Развитие точности движений у детей дошкольного возраста на основе использования упражнений в метаниях. — / Д.Б. Юшкевич — Шуя, 2006. — 171 с. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-tochnosti-dvizhenii-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-na-osnove-ispolzovaniya-uprazhneni

Развитие координации и навыки пространственной ориентации — опора детского чтения.

Когда эти функции достаточно развиты, ребенок быстро понимает, с какой стороны начинать читать и писать, легко следит за строкой с текстом и последовательно записывает буквы в строке, не выходя за ее пределы.

При нарушении зрительно-моторной координации ребенок может терять строки. Из-за чего ребенку тяжело читать. Тренировка пространственного восприятия и зрительно-моторной координации с дошкольного возраста поможет избежать этих проблем и лучше выучить грамоту.

Как развивать пространственную ориентацию

В дошкольном возрасте детям важно развить следующие навыки:

Ориентирование в собственном теле;

  • определение местоположения объектов в пространстве (ближнем и дальнем);
  • изменение пространственного расположения объектов;
  • перемещение по листу бумаги;
  • движение в заданном направлении и изменение его.

Детям бывает трудно определить расстояние до объектов, объем, глубину пространства, распределение соотношения между различными частями (объектами) в воспринимаемом пространстве, изменение их положения. Важно научить детей измерять объекты в пространстве, определять свое местоположение, моделировать различные пространственные ситуации. Для этого есть несколько упражнений:

  • Определите, сколько шагов до стола, куклы, перекрестка (на улице) и т. Д.; кто сидит дальше: Коля или Марина; кто выше: Саша или Толя и т. д.
  • Найдите объекты того же соотношения по размеру, что и образец (две игрушки разных размеров).
  • Покажите соотношение двух предметов по высоте, используя полосы разной длины и т. Д.
  • Разделите круг, квадрат, прямоугольник на 2, 4, 3 равные части.
  • Разрежьте ленту на равные части.

Для детей старшего возраста вы можете усложнить задачу, предложив определить расстояние в сантиметрах, метрах. Также можно использовать упражнения и игры для ориентации в пространстве (см. Ниже).

Основываясь на понимании строения тела, существует несколько игр, которые могут помочь ребенку понять понятия справа и слева:

«Какая рука?» — глядя на картинку ребенок должен определить, в какой руке девочка держит коробку, в какой руке мальчик держит мяч, на какой ноге стоит девушка и т. Д.

«Справа налево» — учитель предлагает детям поиграть в следующую игру: назвать все объекты, которые расположены справа, а затем — слева. То же самое можно сделать со старшими детьми на листе бумаги с разными изображениями, но в центре должен быть намек в виде схем или слов.

«Что дальше, а что ближе к нам в комнате?» — дети отвечают на вопрос, а затем проверяют с помощью нескольких измерительных приборов правильный ответ.

«Назовите самые высокие и самые низкие предметы в комнате». Дети называют предметы, объясняя, где они находятся, а затем сравнивают некоторые из них с измерительным прибором.

«Лестница» — Задача: определить местоположение, например, Смурфа на лестнице. Взрослый просит ребенка ответить на вопросы подробно.

Вопросы:

  • Кто стоит на третьем (втором) шаге снизу / сверху (сверху \ снизу)?
  • Где ворчливый смурф сидит?
  • Кто стоит рядом с лестницей?

«Следопыт» — согласно схеме расположения объектов в комнате комнаты дети пытаются найти спрятанную игрушку. Варианты могут быть разными: дети сами прячут игрушку и рисуют схему комнаты с местом, где спрятана игрушка.

Как развить координацию глаз и рук

Очень важно с раннего возраста ребенка уделять особое внимание координации движений рук и глаз малыша. Зрительно-двигательная координация эффективно развивается при выполнении различных двигательных упражнений:

  • ходьба и бег, езда на велосипеде по линиям и по дорожкам;
  • бросать различные предметы, такие как «Фрисби», «Дартс», «Кольца» и «Попасть в цель».

Полезно будет рисование с помощью трафаретных и контурных изображений, рисование геометрических фигур или повторение движений и действий за взрослыми.

Такие игры как «Хоккей на траве», «Баскетбол», «Футбол», «Бильярд» и другие, способствуют формированию способности отслеживать движущиеся объекты и одновременно оценивать их положение в пространстве.

В некоторые игры можно играть только на листе бумаги:

  • Лабиринты;
  • Отслеживание и обведение указательным пальцем траектории движения (затем рисование линий);

Регулярное использование описанных игр и занятий подготовит ребенка к восприятию букв и цифр, поможет ему ориентироваться в листе бумаги, а главное — успешно учиться.