Развитие нравственности

§ 3. Нравственное развитие в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

  • 1. Как соотносятся между собой личностное, социальное и нравственное развитие детей?
  • 2. Каковы типичные проблемы взаимоотношений детей со взрослыми в периоды возрастных кризисов (одного года, трех лет) ?
  • 3. Как происходит развитие самосознания ребенка в период раннего возраста?

Социально-нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, что обусловлено его высокой значимостью в процессе социализации ребенка, формирования его отношения к окружающему миру и самому себе.

Социализация — процесс вхождения человека в социальную среду, овладения системой знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (И.С. Кон), — начинается с первых месяцев жизни, и ее важнейшей составляющей является освоение принятой в социуме культуры взаимоотношений между людьми.

По мнению Л.В. Коломийченко, целью социального воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них базиса отношений к социокультурным ценностям общечеловеческого, национального, родового, правового, конфессионального порядка. В раннем же детстве происходит первоначальное приобщение воспитанников к гуманистическим ценностям, составляющим основу нравственного поведения. Соответственно, социально-нравственное воспитание малышей ориентируется на развитие у них представлений о людях, их состояниях, способах проявления внимания, заботы, любви, одобряемых и неприемлемых действиях и поступках, формирование эмоциональной отзывчивости, эмпатии (сопереживания эмоциональному состоянию другого), стремления оказать содействие окружающим, находящимся в неблагополучной ситуации.

Существенную роль в процессе социально-нравственного воспитания детей раннего возраста играет окружающая среда, обеспечивающая ситуативные образцы правильного поведения, неосознанно копируемые малышами. Вместе с тем, на втором и особенно третьем году жизни ребенка особое значение приобретает целенаправленное содействие развитию его самосознания, положительного отношения к себе, доверия к миру, что создает основу формирования адекватной возрасту ориентировки во взаимоотношениях со взрослыми и детьми. Для этого воспитатель должен в течение дня неоднократно создавать такие ситуации, где центром внимания является каждый ребенок. Необходимо как можно чаще называть малышей по имени, использовать разные вариации имен, включать их в тексты потешек, подвижных игр и т.д. Ребенок очень рано идентифицирует себя с собственным именем и не представляет себя вне его («Я не заинька, я — Антон»). Он с интересом рассматривает части своего тела и охотно показывает взрослому, «где носик» и т.п. На втором году жизни он начинает узнавать себя в зеркале, на фотографиях. Педагог поддерживает эту способность, размещая крупные зеркала в игровой, умывальной и раздевальной комнатах, побуждая малышей рассматривать в зеркале прическу, элементы одежды и т.п. Расположенный рядом с зеркалом «уголок ряженья» содержит легко надеваемые вещи и украшения, позволяющие детям преобразовывать свой внешний вид.

Фотографии малышей размещаются в разных местах: на шкафчиках для одежды, на оформленной стене, в фотоальбомах. На третьем году жизни дети не только узнают на них себя и сверстников, но и вспоминают запечатленные яркие события. Педагог привлекает внимание воспитанников к рассматриванию фотографий, поддерживает их высказывания.

Малышей интересует все, что с ними связано, в том числе тень. На протяжении многих недель они играют со своей тенью, удивляются, когда она пропадает. Воспитатель во время прогулки вносит разнообразие в игры с тенью, создает проблемные ситуации, побуждающие детей обнаружить зависимость тени от солнца.

В условиях дошкольного учреждения важно поддерживать особое отношение ребенка к личным вещам, которые, по сути дела, тоже являются частью формирующегося у него представления о себе. У каждого малыша должна быть своя «сокровищница» (коробка, мешочек), в которой он хранит принесенные из дома предметы, подобранные на прогулке камешки, изготовленные для него «подарки». Время от времени взрослый вместе с детьми рассматривает «сокровища», подчеркивая их личностную ценность.

К складывающемуся «Я» ребенка имеют непосредственное отношение и члены его семьи. Поэтому педагог при помощи родителей создает специальные фотоальбомы, позволяющие неоднократно организовывать с малышами разговоры об их семьях.

Важную роль в развитии ребенка раннего возраста играет формирование у него уверенности в себе и своих возможностях, притязания на признание, чувства гордости за достижения — способности видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми («я — хороший, я умею…»). Если на втором году жизни малыш непосредственно обращается к взрослому («смотри, как я…»), ожидая одобрения своих простейших действий, то постепенно для него особую значимость начинает приобретать оценка их результатов. Возрастает стремление ребенка к самостоятельности, независимости от взрослого: «Я сам», — всё чаще заявляет малыш.

Для формирования у ребенка представлений о своих возможностях необходимо отмечать все его успехи, рассказывать ему о его не только реальных, но и возможных достижениях. Описывая, как малыш выполняет что-либо, немного лучше, чем это происходит в действительности, педагог создает у него образец, которому ребенок хочет следовать, поскольку таким образцом выступает он сам, а не сверстник, поставленный в пример другим.

Взрослый никогда не должен давать негативных оценок личности ребенка, не следует и критиковать результаты его деятельности. В случае ошибочного выполнения малышом какого-либо действия воспитатель помогает исправить его, непременно выражая уверенность, что вскоре тот научится всё делать правильно.

В периоды возрастных кризисов (одного года, трех лет) от взрослого требуется умение проявлять педагогическую импровизацию, обеспечивающую быстрое и эффективное разрешение конфликтов, предупреждение их возникновения.

Ребенок раннего возраста порою конфликтует не только со взрослыми, но и со сверстниками. Обычно ссора возникает из-за игрушки. В этом случае не следует ругать малышей и отбирать у них предмет. Напротив, нужно попытаться переключить их внимание на позитивный способ взаимодействия: организовать совместные действия с этой игрушкой или установить очередность ее использования. Можно предложить второму ребенку такую же игрушку или дать другую, не менее привлекательную.

Побуждая детей к нахождению компромисса, педагог помогает им осознать свои желания и состояние друг друга («Тебе хочется взять эту машинку? Но Дима играл с ней, и он расстроился от того, что ты забрал у него машину. Как же быть? Давай…»).

Осознанию воспитанниками собственных намерений и возможностей словесного регулирования взаимодействия способствует частая демонстрация педагогом образцов адекватных речевых обращений. Для этого взрослый несколько раз в течение дня ненавязчиво озвучивает свои коммуникативные намерения и способы их реализации: «У меня замечательный мяч. Но мне одной играть скучно, и я решила позвать Олю. Сейчас подойду к ней, улыбнусь и скажу: «Олечка, давай катать мяч вместе». И Диму приглашу…». Кроме того, воспитатель замечает и рассказывает детям или взрослым в их присутствии, как «Дима и Саша не стали спорить, кто будет рулить. Они сели в одну машину и стали рулить вдвоем, и потому их машина ехала очень быстро. А завтра они возьмут инструменты, вместе починят машину, заправят ее бензином и снова отправятся в дальний путь».

Формированию доброжелательных, субъектных взаимоотношений между детьми способствует регулярное проведение игр и упражнений коммуникативной направленности. С детьми второго года жизни педагог организует игры-забавы, предполагающие непосредственное эмоциональное взаимодействие малышей, включающее установление зрительного контакта (усадив на ковер трех-четырех детей, взрослый поочередно «прячет» каждого из них, накрывая большим платком), одновременное выполнение ими простых движений (ползти, подпрыгивать или бежать). На третьем году жизни широко используются хороводные игры («Пошел король по лесу», «Пузырь», «Карусель» и др.). Предусматривая синхронные движения участников, они побуждают детей замечать сверстников, согласовывать с ними свои действия. Эмоциональная окрашенность таких игр, поддерживаемая тактильным контактом, одновременным повторением простых движений, сближает малышей, учит их чувствовать и разделять состояние друг друга. Такой же эффект оказывают совместные пляски, построенные на знакомых детям музыкально-ритмических движениях и сопровождающиеся соответствующими художественными текстами («В круг мы дружно встали», «Снежок», «Матрешки» и др.).

Позднее педагог организовывает игры с ведущим, который действует в центре круга («Зайка», «Крепко за руки взялись», «Ровным кругом» и др.). При этом первоначально взрослый сам назначает ведущего, предлагает эту роль одновременно нескольким детям. В дальнейшем малыши, исполнившие главную роль, учатся выбирать, кому ее передать.

Объединению детей двух-трех лет на основе совместной деятельности и общности переживаний, развитию их коммуникативных навыков способствуют игры-инсценировки («Репка», «Теремок» и др.) с соответствующими наборами игрушек, побуждающие малышей наблюдать за действиями друг друга, обращаться к сверстникам, оказывая им необходимую помощь. Действия с мячом, совместное рисование на больших листах и другие виды подгрупповой деятельности, целенаправленно организуемой педагогом, также учат малышей воспринимать ровесников как партнеров, а не соперников за право обладания игрушкой.

Иногда воспитанники проявляют агрессию к сверстникам, чувствуя себя обделенными вниманием педагога. Во избежание этого целесообразно регулярно (один-два раза в неделю) проводить демонстративную раздачу малышам одинаковых привлекательных для них «подарков»: ленточек, помпонов, бабочек из фантиков, бумажных самолетов или лодочек и т.п. Кроме того, с детьми, привлекающими к себе внимание неадекватными способами, необходимо чаще проводить эмоционально насыщенные игры, формирующие простейшие коммуникативные навыки; при каждом удобном случае подсказывать им, как именно стоит обратиться к ровеснику или взрослому. С малышами 2,5-3 лет можно рассматривать картинки, на которых изображены различные эмоциональные состояния людей, одобряемые и неодобряемые действия, а также разыгрывать с помощью игрушек простые сюжеты, отражающие модели приемлемого и неприемлемого поведения в типичных жизненных ситуациях («И я сел», «Добрый вечер, мамочка» В.В. Гербовой и др.).

Таким образом, в период раннего возраста социальнонравственное воспитание детей оказывается ориентированным преимущественно на формирование у них положительного отношения к себе, субъектного и гуманного отношения к окружающим (сверстникам и старшим). Значительную роль в развитии малыша играет его подражание образцам нравственного поведения близких людей в ходе стихийной социализации, которую оптимально дополняет целенаправленное педагогическое содействие первоначальному осмыслению детьми социально приемлемых действий, формированию у них элементарных коммуникативных умений. Между тем, социально-нравственное воспитание способствует не только социализации, но и индивидуализации: развитию самосознания ребенка и, прежде всего, его идентификации с именем, а позднее и полом, становлению притязания на признание, стремления заслужить своими действиями одобрение взрослых («Я — Ваня — хороший — мальчик. Я — Маша — хорошая — девочка»). Осознание себя создает основу для восприятия малышом окружающих людей как равноправных субъектов, проявления сочувствия и заботливого, гуманного отношения к ним.

Контрольные задания:

  • 1. Составьте таблицу (блок-схему), раскрывающую содержание и приемы работы педагога, направленной на формирование у ребенка раннего возраста положительного отношения к себе.
  • 2. Составьте картотеку (матрицу) игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей третьего года жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Морозова, Екатерина Юрьевна, 2009 год

1. Абраменкова, В. В.Воспитание игрой. Играем вместе с ребенком Текст./ В. В. Абраменкова М.: Лепта, 2008. — 96с.

2. Абраменкова, В. В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Текст. //Современный ребенок в игровой цивилизации. — М.: Данилов благовестник, 2001. — 144 с.

3. Абраменкова, В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мираТекст./В.В. Абраменкова. М.: Эко, 1999-224 с.

4. Авдулова, Т. Игра: ее развитие на современном этапе Текст.// Дошк. воспитание. 2008. — №8. — С. 28 — 34.

5. Александрова, Н. С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен Текст.: автореф. дис. докт. пед. наук (13.00.01 общая педагогика история педагогики и образования)/ Н. С. Александрова. — М.: Моск. пед. гос. ун-т, — 2000. — 32 с.

6. Анциферова, А. А. Бытовая игра как средство нравственного воспитания дошкольников Текст./ А. А. Анциферова— Алма Ата, -1966.-64 с.

7. Анциферова, А. А. Нравственное воспитание детей в бытовой игре Текст.: автореферат дис. канд. пед. наук( 13.00.01. — общая педагогика история педагогики и образования)/ А. А. Анциферова. -М.,- 1967.-25 с.

8. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы Текст./ Е. А. Аркин. М.: Просвещение. — 1967. — 445 с.

9. Артемова, JI. В. Формирование общественной направленности ребенка дошкольника в игре Текст.\ JI. В. Артемова. — Киев: Вища шк. -1988.- 159 с.

10. Астафьева, Ю. В. Е. И. Конради о нравственном воспитании Текст.// Научно-исследовательские материалы по истории Российской психологии. Ярославль. — Тверь Красногорск, 2001. ТЗ: — С. 366 — 368.

11. Балашов, JI. Е. Человек среди людей Текст./ JI. Е. Балашов. М.: Academia. — 2002′. — 61 с.

12. Богомолова, М. И. Интернациональное воспитание дошкольников Текст./ М. И. Богомолова. М.: Просвещение, — 1988. — 112 с.

13. Богопольская, JI. Как научить доброте Текст./ Л. Богопольская. Л.: Лениздат, — 1984. — 62 с.

14. Варюхина, С. И. Истоки доброты Текст./ С. И. Варюхина. Мн.: Полымя, — 1987. — 128с.

15. Васильева, О. К. Образная игрушка в играх дошкольников Текст./ О. К. Васильева. СПб.: Детство, — 2003. — 144 с.

16. Васильева, О. К. Роль образной игрушки в осуществлении игрового замысла детьми младшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.07 — теория и методика дошкольного образования)/ О. К. Васильева. М., — 1983. — 25 с.

17. Вейт, М. А., Цуканова, Н. И. Воспитание опыта и привычки нравственного поведения старшего дошкольника Текст. //Проблемы обучения и воспитания: теория и практика. — Липецк 1995 — С. 115 — 130.

18. Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей. Текст./ Е. Н. Водовозова. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, — 1913. -366 с.

19. Воробьева, М. В. Формирование отзывчивого отношения к сверстникам у детей четвертого года жизни Текст.: автореф дис. кан. пед. наук — М., 1988.

20. Воронова В. Я. Воспитание коллективизма и формирование детского коллектива в творческой игре (7-й год жизни) Текст. : автореф. дисс. канд. пед. наук (13.00.07′ — теория и методика дошкольного образования)/ В. Я. Воронова. — М., 1975. — 19 с.

21. Воронова, В. Я. Творческие игры старших дошкольников Текст./ В. Я. Воронова. М.: Просвещение, — 1981. — 80 с.

22. Воспитание детей1 в игре- Текст.// Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. Mi: Просвещение, — 1985 — 192 с.

23. Воспитание детей в игре. Методические рекомендации Текст./ Под ред. В. М: Ивановой. М.: АПО., 1993 — 43 с.

24. Воспитание гуманных чувств у детей Текст. /Под ред. JI. Н. Проколиенко, В. К. Котырло. Киев: Рад. Шк., — 1987 — 174 с.

25. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников Текст./ Под ред. А. М. Виноградовой. М.: Просвещение, — 1989. — 96 с.

26. Выготский, JI. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Текст. // Вопросы психологии. 1966. — №6. — С. 10-14.

27. Гаврилова, Т. П. О воспитании нравственных чувств Текст./ Т. П. Гаврилова. — М.: Просвещение, 1984. — 80 с.

28. Гавриловец, К. В. Воспитание человечности Текст./ К. В. Гавриловец. -Мн.: Полымя, 1985. — 183 с.

29. Газман, О. С. Каникулы: игра, воспитание Текст./ О. С. Газман. — М.: Просвещение, 1988. — 8 с.

30. Галигузова, JI. Н. Ступени общения: от года до семи лет Текст. / JI. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1992. — 143 с.

31. Голдовский, Б. П. Куклы: энциклопедия Текст. / Б. П. Голдовский — М.: Айрис пресс, — 2004 — 495 с.

32. Голубева, Ю. О. Кукла в координатах индивидуально — психологического и социокультурнрго бытия Текст.: автореф. дис. канд. философ, наук (09.00.01)/ Ю. О. Голубева. М.: Рос. ун-т дружбы народов, — 2000. — 21 с.

33. Градусова, JI. В. Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания мальчиков — дошкольников Текст. //Проблемы гуманизации вогспитательно — образовательного процесса в детском саду. Пермь: Изд-во Перм. Гос. пед. ин-та, — 1993 — С. 141-149.

34. Греков, А. Куклой воспитать княжон Текст.// Огонек — 2001. № 23 — С. 71-74.

35. Григорьева, В. Н. Игрушки для детских садов Текст./ В. Н. Григорьева. — М.: Просвещение, 1966. — 159 с.

36. Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе Текст./ И. С. Гринченко. М.: ЦГЛ, — 2002. — 80 с.

37. Гроздова, Е. Роль игрушки в воспитании детей Текст. // Игрушка -1939.-№ 1-С. 29-39.

38. Гударева, О. В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников Текст.: автореф. дис. докт. псих. (19.00.13)/ О. В. Гударева. М., — 2005- 25 с.

39. Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка Текст. / Г. Л. Дайн. М.: Лег. и пищ. пром-сть, — 1981. — 192 с.

40. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду Текст. СПб.: Акцидент, — 1997. — 243 с.

41. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста Текст./ Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. М.: ACT, — 2001 — 144 с.

42. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности Текст./ О. Г. Дробницкий. М.: Просвещение, — 1972 — 333 с.

43. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников Текст.// Сост. Р. С. Буре. М.: Просвещение, — 2004. — 141 с.

44. Духанина, Л. Куклы и театр Текст./ Л. Духанина. М.: Аванта+, -2002.- 119 с.

45. Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников Текст./ О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. — М.: Педагогика, 1984 — 128 с.

46. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре Текст./ Р. И. Жуковская. -М.: Просвещение, 1963 -319 с.

47. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение Текст./ Р. И. Жуковская. -М.: Просвещение, 1975, — с. 112.

48. Жуковская, Р. И. Нравственное воспитание детей в процессе игры Текст.//Советская педагогика —1972. №4 — С.40 — 48.

49. Журбицкая, М. Любимые игрушки Текст.// Игрушка — 1939. №5 -С.11

50. Зворыгина. Е. В. Первые сюжетные игры малышей Текст. / Е. В. Зворыгина.-М.: просвещение, 1988. — 96 с.

51. Зинде, Э. Разумный выбор игрушек. Чувашев И. В. Классики педагогики об играх и игрушках в воспитании детей Текст. // Игрушка 1939.-№11 — 12-С. 31-32.

52. Зиновьева, Т. Н. Отношение «человек — игрушка» в культуре Текст.: автореф. дис. канд. философ, наук/ Т. Н. Зиновьева. Ростов н/Д, 2001.-24с.

53. Золотухина — Аболина, Е. В. Курс лекций по этике Текст./ Е. В. Золотухина Аболина. — Ростов н/Д.: Феникс, — 1999 — 384 с.

54. Иванова, В. М. Игра в «семью» как средство нравственного воспитания дошкольников//Игра и развитие личности дошкольника. — М.~ 1990. -С. 53-68.

55. Иванкова, Р. А. Педагогические условия формирования положительных взаимоотношений у детей четвертого года жизни Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.01 — общая педагогика история педагогики и образования)/ Р. А. Иванкова. М., — 1970. — 22 с.

56. Игра дошкольника Текст. / Под ред. С. JI. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989. — 286с.

57. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста Текст./ Под ред. Н. Я. Михайленко. — М.: Просвещение, 1978 — с. 150.

58. Игра и развитие личности дошкольника Текст. / Под ред. Г. Г. Кравцова. М.: Просвещение, — 1990 — 151 с.

59. Игра: мыслители прошлого и настоящего о ее природе и педагогическом потенциале. Хрестоматия Текст. // Сост. Е. А. Репринцева — Курск: Изд-во Московского психолого-социального ин-та,-2005.-404 с.

60. Игрушка: ее история и значение Текст./ Под ред. Н. Д. Бартрам. М.: И. Д. Сытин, — 1912. — с. 245.

61. Ильина, Т. В. Игрушка — не игрушка Текст./ Т. В. Ильина. JI.-M.: Искусство, — 1964. — 72 с.

62. Истоки: программа воспитания и обучения в детском саду Текст. — М.: Просвещение, 1998.

63. Калинина, Р. Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение Текст.: автореф. дис. канд. псих, наук ( 19.00.07.)/ Р. Р. Калинина. СПб.: С.-петерб. гос.ун-т, — 1998 — 22 с.

64. Калинченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников. Методическое пособие. Текст./А. В. Калиниченко, Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко. М.: Айрис — пресс, — 2004. — 112 с.

65. Кант, И. Лекции по этике Текст./ И. Кант. — М.: Ресб., 2000. — 430 с.

66. Каплан, Л. И. Истоки доброты Текст. //Дошк. Воспитание. 1983. — №3. — С. 50-53.

67. Каплан, Л. И. Посеешь привычку — пожнешь характер Текст./ Л. И. Каплан. М.: Просвещение, — 1980 — 95 с.

68. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения Текст./ П. Ф. Каптерев. М.: Просвещение, — 1982 — 704 с.

69. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников Текст./ С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк. М.: Изд-во МГУ, — 1986 — с. 143.

70. Карпова, Т. Е. Феномен куклы в русской культуре историко — культурологические аспекты Текст.: автореф. дис. канд. культур, наук (24.00.02)/ Т. Е. Карпова — Спб.: Рос. гос. ун-т им. А. И. Герцена, -1999.-24 с.

71. Княжева, И. А. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук. (13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования)/ И. А. Княжева. Одесса, — 1991. — 18 с.

72. Князева, JT. П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста Текст./ Л. П. Князева.- Пермь, — 1974. — 117 с.

73. Козлова, С. А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста Текст.// Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников М.: МГПУ, — 2001.

74. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром Текст./ С. А. Козлова. — М.: Педагогика, 1988.

75. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика Текст./ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М.: Академия, — 1998. — 432с.

76. Кононов, А. Духовный смысл игрушки Текст.//Духовно — нравственное воспитание 2002.- №1 — С. 40 — 52.

77. Конфуций. Изречения Текст./ Конфуций. М.: ЭКСМО, — 1994. — 126 с.

78. Коссаковская, Е. А. Игрушка в жизни ребенка Текст./ Е. А. Коссаковская. — М.: Просвещение, 1980 — 64 с.

79. Коссаковская, Е. А. Ребенку купили игрушку Текст./ Е. А. коссаковская. М.: Просвещение, — 1967 — 102 с.

80. Костелова, Л. Д. Исследование проблем воспитания нравственно-волевых качеств и взаимоотношений детей дошкольного возраста в российской педагогике 50 80-х (годов XX века Текст./ Л. Д. Костелова. — Новокузнецк: НГПИ, — 2000 — 182 с.

81. Костелова, Л. Д. Нравственное воспитание дошкольника Текст. Часть

82. Новокузнецк: РИО НГПИ, 2000. — 112 с.

83. Костелова Л. Д. Нравственное воспитание дошкольника Текст. Часть

84. Новокузнецк: РИО НГПИ, 2000. — 91 с.

85. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла Текст./ И. Н. Котова, А. С. Котова. СПб.: Паритет, — 2003. — 240с.

86. Кравцов, Г. Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников Текст. // Игра и развитие личности. — М.: Просвещение, 1990. — 152 с.

87. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возрастаТекст./ Н. В. Краснощекова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008′. -251с.

88. Красова, Т. Д. Педагогические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Текст./ Т. Д. Красова. Липецк: Липецк. Гос. пед. ун-т., — 2001 — 156 с.

89. Краткий раздел о мыслителях прошлого, содержащий их высказывания Текст.//Этическое воспитание 2003 — №4 — С.89-92.

90. Куклы Текст. Тбилиси, 1964.

91. Куклы мира Текст./ Под ред. Т. Евсеевой. М.: Аванта+, — 2003. -184 с.

92. Курлова, Л. Н. Игра с куклой Текст./ Л. Н. Курлова, Ф. С. Литвин. -Свердловск: Свердл. обл. изд. 1936. — 48 с.

93. Лаврова, Е. В. Современные подходы к проблеме нравственного развития ребенка в условиях игры Текст.//Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д: Ушинского, — 2003 — С. 197 — 201.

94. Лепихина, Т. Уроки красоты Текст.//Дошкольное воспитание 1996. -№ 9 — С. 20-27.

95. Локуциевская. Г. Советская игрушка Текст. // Дошкольное воспитание -1987. -№11.

96. Ломоносов, М. В. О воспитании и образовании Текст./ М. В. Ломоносов. — М.: Педагогика, 1991. — 331 с.

97. Лопатина, А. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах Текст./ А. Лопатина, М. Скрепцова. М.: Амрита — Русь, — 2004 — 288 с.

98. Лосский, Н. О. Характер русского народа Текст./ Н. О. Лосский.- Посев, 1957.

99. Лысенко, Н. И. Источники возникновения и развития чувства симпатии у детей раннего возрастаТекст.: автореферат дисс. канд. псих, наук/ Н. И. Лысенко. — М., 1952. — 16 с.

100. Маркова, В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике Текст.//Дошкольное воспитание — 2006. №12— С. 104 — 111.

101. Маркова, Т. А. Влияние советской детской литературы на творческие игры в детском саду Текст./ Т. А. Маркова. — М.: Просвещение, 1951.

102. Максуров, А. Игрушки каменного века. Чувашев И. В. Классики педагогики об играх и игрушках в воспитании детей Текст.// Игрушка- 1938.-№8-9 С. 42.

103. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет Текст./Под ред. Е. О. Смирновой. М.: МПСИ, — 2001. — 240 с.

104. Менджеринская, Д. В. Воспитателю о детской игре Текст./ Д. В. Менджерицкая. -М.: Просвещение, 1982 — 128 с.

105. Менджерицкая, Д. В. Творческая игра как средство нравственного воспитания Текст.//Московский гос. пед. институт им. В. И. Ленина. Ученые записки. №196. М., — 1963. С. 110 — 149.

106. Менджерицкая, Д. В. Творческие игры в детском саду Текст./ Д. В. Менджерицкая. — Минск: Полымя, 1951.

107. Меренков, А. Буйлова Л., Кленова Н. Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки к школе Текст.// Дошк. Воспитание 2001 — №8 — С. 27 — 34.

108. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком Текст./ Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. М.: Педагогика, — 1990. — 160 с.

109. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду Текст./ Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. М.: Гном и Д., — 2000 — 96 с.

110. Мухина, В. Дети и куклы: таинство взаимодействия Текст.// Народное образование- 1997. № 5— С.28 — 34.

111. Мухина, В. С. Игрушка как средство психического развития-ребенка Текст. //Вопросы психологии №12 — 1998. — С. 123 — 128.

112. Моральное воспитание дошкольников Текст.// Сост. Л. В. Артемова, Е. А. Таранова. — Киев: Рад. шк., 1984. — 136 с.

113. Немов, Р. С. Психология Текст./ Р. С. Немов. М.: Просвещение, — 1994.

114. Нечаева, В. Г. Усвоение детьми младшего и среднего дошкольного возраста правил поведения и их влияние на детские взаимоотношения Текст. //Нравственное воспитание дошкольников/Под ред. В. Г. Нечаевой. — М.: Просвещение, 1972. — С. 21-62.

115. Новиков, Н. И. Избранные педагогические сочинения Текст./ Н. И. Новиков. -М.: Просвещение, 1953. — 444 с.

116. Новикова, В. И. Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьникаТекст.: автореф. дисс. канд. пед. наук (13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования)/ В. И. Новикова. -М, 1994. — 22 с.

117. Новикова, В. И. Использование традиций народной педагогики при воспитании доброты у младших школьников Текст./ В. И. Новикова. Таганрог: Изд-во ТПГИ, — 2000 — 20 с.

118. Новоселова С. Л. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учрежденийТекст./ С. Л. Новоселова, Н. А. Реуцкая. М.: Просвещение, — 1997. — 64 с.

119. Нравственное воспитание в детском саду Текст. /Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. — М.: Просвещение, 1978. — 256с.

120. Нравственное воспитание дошкольника Текст./ Под ред. Е. Д. Белова, М. И. Шарова. — Л.: Лениздат, 1975.

121. Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст) Текст. М.: Просвещение, — 1971 — 280 с.

122. Овчаренко, Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей 5 — 7 лет Текст.//Начальная школа плюс до и после — 2003. —№ 10 С. 11-15.

123. О психолого — педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях Текст. // Вестник образования — 1995. №7— С. 77 — 86.

124. Оршанский, Л. Г. Игрушки Текст./ Л. Г. Оршанский. М — Петроград, — 1923 — 155 с.

125. Основы дошкольной педагогики Текст. / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой М.: Педагогика, — 1980 — 272 с.

126. Островская, Л. И мысли, и чувства. И дела добрые Текст.// Дошкольное воспитание- 1968. №10 — С. 82 — 85.

127. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды Текст./ Ж. Пиаже. • М.: Наука, — 1994.

128. Платонов, К. К. Структура и развитие личности Текст./ К. К. Платонов. М.: Наука, — 1986.

129. Погоняйло, А. Г. Философия заводной игрушки, или апология механизицма Текст./ А. Г. Погоняйло. С-Пб.: Изд-во С. -Петерб. унта. — 1998-164 с.

130. Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры Текст. Вологда: Вологодский ин-т развития образования, — 1999 — 48 с.

131. Пономаренко, Т.’ О взаимосвязи этических представлений и поступков детей Текст.//Дошкольное воспитание — 1992. №3-4 — С. 10-14.

132. Попов, JI. М. Добро и зло в психологии человека Текст./ JI. М. Попов, А. П. Кашин, Т. А. старшинова. Казань: Изд-во Каз. ун-ва, -2000. — 176 с.

133. Попов, JI. М. Добро и зло в этической психологии личности Текст./ Л. М. Попов, О. Ю. Голубева, П. Н. Устин. М., — 2008. — 240 с.

134. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект Текст. / Под ред.Н. Н. Подцьякова, Н. Я. Михайленко. М.: Педагогика, — 1987 — 192 с.

135. Программа воспитания в детском саду Текст. М.: Просвещение, — 1964 — с. 190.

136. Программа воспитания и обучения в детском саду Текст. — М.: Просвещение, 1987.

137. Программа Развитие: основные положения Текст./ Под ред. О. М. Дьяченко. — М.: Новая шк., 1994 — 63 с.

138. Психологические проблемы нравственного воспитания Текст. -М.: Педагогика, 1977.

139. Пушмина, В. П. Воспитание гуманного отношения к людям у детей старшего дошкольного возраста (6 — 7 лет) Текст.: автореф. дисс. канд. пед наук (13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования) / В. П. Пушмина. М., 1969 — с. 21.

140. Радуга. Программа и руководство для воспитателей Текст. — М.: Просвещение, 1994.

141. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста Текст./ Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. М. : Педагогика, -1986.- 176 с.

142. Ребенок и игрушка Текст./ Под ред. Н. А. Рыбникова. М.: Госиздат, — 1923. — 92 с.

143. Репина, О. К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников Текст. // Психологическая наука и образование 2006.- №2- с. 55 70

144. Римбург, Р. М. Цель и задачи коммунистического воспитания детей Текст./ Р. М. Римбург. Л.: Лениздат, — 1972 — 28 с.

145. Роджерс, К. Что значит становится человеком Текст./ К. Роджерс. Самара, — 1996. — С. 390 — 408.

146. Роль игры в детском саду Текст. /Под ред. А. П. Усовой. М.: Просвещение, — 1961. — 152 с.

147. Романова, А. Л. Образная игрушка как носитель социокультурных ценностей: сравнительный анализ советских и современных кукол Текст.//Психологическая наука и образование -2008. -№3-С.91 -99.

148. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир Текст./ С. Л. Рубинштейн. СПб., — 2003.

149. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Текст./ С. Л. Рубинштейн. — М.: просвещение, 1976. — 240 с.

150. Руководство для воспитателя детского сада Текст. М.: Просвещение, — 1938.-е. 118.

151. Руководство для воспитателя детского сада Текст. М.: Просвещение, — 1953. — с. 170.

152. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях Текст./Под ред. М. А. Васильевой. — М.: Просвещение, 1986. — 112 с.

153. Саморукова, П. Г. Игры детей. Учебное пособие Текст./ П. Г. Саморукова. — Л.: Лениздат, 1973. — с. 90.

154. Селевеко, Г. К. Современные образовательные технологии Текст./ Г. К. Селевеко. М.: Нар. Образование, — 1998. — С. 50

155. Сенека, Л. А. Если хочешь быть свободным Текст./ Л. А. Сенека.- М.: Политиздат, 1992. — 379 с.

156. Сеченов, И. М. Избранные произведения Текст./ И. М. Сеченов — М.: Просвещение, 1953. — с. 106.

157. Смирнова, Е. О. Психологическая экспертиза игрушек Текст.// Ломоносов. 2003. — № 7-8 — С. 139 — 141.

158. Смирнова, Е. О. Современный дошкольник Текст.// Дошкольное воспитание. 2002. — №4 — с.70 -74.

159. Солнцева, О. В. Эмпатия как основа самостоятельности поведения дошкольников Текст.//Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. СПб.: Анцидент, — 1996 с.85- 93.

160. Соловьева, Е. Мне нравится в нее играть Текст.//Игра и дети. — 2002.-№2-С. 11-14.

161. Соловьева, Е. Продолжение диалога Текст. // Игра и дети. — 2002.-№3-С. 17-19.

162. Субботский, Е. В. Нравственное развитие дошкольника Текст. // Вопросы психологии 1983. — №4 — С. 29 — 38.

163. Субботский, Е. В. У истоков морали Текст. // Детская литература. 1987. — №2- С.2 — 7.

164. Сюжетно-ролевые игры дошкольников Текст./ Под ред. Н. А. Бойченко, Г. И. Григоренко. — Киев: Рад. шк., 1982 — 112 с.

165. Таранова, Е. В. Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики Текст.: автореферат дис. канд. пед наук (13.00.01 общая педагогика, история педагогики и образования)/ Е. В. Таранова. — Ставрополь. — 2003. — 22 с.

166. Тендрякова, М. Новые «дочки матери» Текст. //Педология. Новый век. — 2000. -№2-С.43-45.

167. Тимошенко, М. И. Воспитание заботливого отношения к людям у детей старшего дошкольного возраста в детском саду Текст.: автореферат дисс. канд. пед. наук (13.00.07 — теория и методика дошкольного образования)/ М. И. Тимошенко. Л., — 1966. — 17с.

168. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду Текст. -М.: Просвещение. 1984.

169. Титаренко, Т. М. Нравственное развитие личности Текст./ Т. М. Титаренко. Киев.: Вища шк., — 1981. — 48 с.

170. Толстой, JI. Н. Педагогические сочинения Текст./ JI. Н. Толстой. — М.: Педагогика, 1953 —444с.

171. Усова, А. П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре Текст.//Психология и педагогика игры дошкольника/Под. ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М.: Просвещение, — 1966. — 349 с.

172. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей Текст./ А. П. Усова. -М.: Просвещение, 1976.

173. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания Текст.//Собр. Соч. Т. 9. М.: Педагогика, 1950. — 628с.

174. Федявская, В. Игрушка в педагогической литературе США Текст.//Советская игрушка 1935. — №3 — С.32 — 34.

175. Фенько, А. Для чего детям игрушки Текст.// Деньги 2001. -№43 — С. 55 — 62.

176. Флерина, Е. А. Игра и игрушка Текст./ Е. А. Флерина. М.: Просвещение, — 1973. — 111с.

177. Флерина, Е. А. Игрушка и требования к ним Текст. //Советская игрушка 1935. — №1 — С.З — 6.

178. Флерина, Е. А. Кукла и ее роль в воспитании ребенка Текст. //Советская игрушка 1936. — №8 — С. 1 — 4.

179. Фрейд, 3. Введение в психоанализ Текст./ 3. Фрейд. М.: Изд-во СГУ,- 1991.

180. Фромм, Э. Душа человека Текст./ Э Фромм. М.: Наука, — 1992.

181. Фромм, Э. Человек для себя Текст./ Э. Фромм. Минск: Полымя, — 1992.

182. Фролова, А. Е. Доброта Текст./ А. Е. Фролова. JL: Лениздат, -1980.-48 с.

183. Формирование нравственных взаимоотношений старших дошкольников в игре Текст.// Сост. JI. И. Уманец. — Киев: РМК дошк. Воспитания, 1989. — 20 с.

184. Формирование нравственного здоровья дошкольников Текст./ Под ред. А. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой. М.: Сфера, — 2002. -64 с.

185. Холл, С. Очерки по изучению ребенка Текст./ С. Холл. М.: «Пучина». — 1925 — с. 9 — 68.

186. Холмогорова, В. М. Психологические условия нравственного развития дошкольников.Текст.: автореф. дисс. канд. псих, наук/ В. М. Холмогорова. М., 2001. — 18с.

187. Холмогорова, В. М. Различные педагогические подходы к нравственному воспитанию дошкольников Текст.//Психолог в детском саду. 1999. — № 3-4- С. 38 — 43.

188. Хорни, К. Невроз и развитие личности Текст./ К, Хорни. М.: Наука. — 1998.

189. Цалко, Д. Д. Е. Н. Водовозова о нравственном воспитании дошкольников Текст. // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Тверь, 2001 Т-13, С.250-255.

190. Чекина, JI. Ф. Педагогическая диагностика нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста Текст./ JI. Ф. Чекина. М.: Сфера, — 2001. — 152 с.

191. Чувашев, И. В. Классики педагогики об играх и игрушках в воспитании детей Текст.// Игрушка. — 1939 №6 — с. 20 — 21.

192. Чувашев, И. В. Классики педагогики об играх и игрушках в воспитании детей Текст. // Игрушка 1939 — №7 — с. 18 — 19.

193. Шемшурина, А. И. Диалог с дошкольниками. Путешествие в страну добронравию Текст. //Этическое воспитание. 2003. — №3— С.59-62.

194. Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность Текст./ А. Шопенгауэр. — М.: Республика, 1992. — 447 с.

195. Эльконин, Д. Б. Психология игры Текст./ Д. Б. Эльконин. М.: РТБ, — 1978-304 с.

196. Эльконинова, JT. И., Антонова М. В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста Текст. // Психологическая наука и образование. №4 — 2002. — С.38 — 53.

197. Эмоциональное развитие дошкольника Текст. /Под ред. А. Д. Кошелевой. — М.: Просвещение. 1985. — 176 с.

198. Этика Текст./ Под ред. А. А. Гусейнова, Е. А. Дубко М.: Гардарика. — 1999 — 496 с.

199. Якобсон, С. Г. Моральное воспитание в детском саду Текст./ С. Г. Якобсон. — М.: Воспитание дошкольника, 2003 — 112 с.

200. Якобсон, С. Г., Морева Г. И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников Текст. // Вопросы психологии. — 1985. №3 — С. 55 — 61.

201. Якобсон, С. Г., Щур В. Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм Текст.// Психологические проблемы нравственного воспитания. — М.: Педагогика, 1977. — С. 59 — 109.

202. Янушкявичюс, Р. В. Основы нравственности Текст./ Р. В. Янушкявичюс, О. JI. Янушкявичине. М.: Про-пресс, — 2000. — С. 269 — 273.

203. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки Текст.// Сост. Н. Г. Юрина. -М.: ACT, 1998.-496 с.

204. Отчет по теме: Разработка педагогических и художественных требований к куклам для детей разного дошкольного возраста. Фонд Сахаровой В. Ф. № 47, 1968.

205. Сахарова В. Ф. Обобщение экспериментального материала выбор взрослыми экспериментальных кукол по методу предъявления. ФС №67, 1968.

206. Сахарова В. Ф. Куклы прошлого. Фонд Сахаровой В. Ф. опись ед. хр. 15, 1966.

207. Текст выступления: О художественном образе куклы. Фонд Сахаровой В. Ф. № 04 д44, 1968.

208. Тамбовская Г. Кукла для детей дошкольного возраста. ФС №55, 1966.

Автор Свщ. Анатолий Гармаев

Размер 200 х 140 х 10 мм

Количество страниц и бумага 160 стр., бумага офсетная

Количество в пачке 24

Издатель, год издания Киев 2018

Переплет мягкий

Описание:

Предлагаемая работа основана на материале по нравственной психологии. Эта дисциплина родилась в середине 20х годов. Но вскоре от нее отказались. Вместо педагогики действия пошла педагогика слова. Тогда был провозглашен лозунг «Детям счастливое детство», и с этого момента все начало работать на Эго, потому что состояние счастья в контексте такого понимания это, на самом деле, состояние Эго-удовлетворенности. А состояние Совестливости, о котором пойдет речь в нашей работе это состояние радости, но это совсем другая радость, неэмоциональная, несвойственная Эго.
На Западе нравственная психология была подхвачена в одном только плане в работе над структурой Эго. У нас же этими проблемами долгое время не занимались вовсе.
Забота о возрождении подлинно духовного, подводит сегодня всякого здравомыслящего педагога к необходимости обращения к Церкви, как к наиболее значимому в воспитании подлинно духовного в жизни человека институту, обратиться к помощи Церкви с ясным сознанием того, что в этом не просто отвлечение людей от нынешнего кризиса, а само решение большинства из поставленных нашим временем проблем.

Опубликовано в 2016, Выпуск Ноябрь 2016, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Саунин К.С.

Педагог-психолог,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 97»

НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СЕМАНТИКИ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация

В данной статье мы подвергли рассмотрению нравственный аспект формирования и развития личности в контексте семантики христианских ценностей. Автор, подчеркивая необходимость развития нравственного самосознания человека в настоящее время в современном обществе, в соответствии со сформулированной целью исследования выдвигает ряд задач, а именно: 1) рассмотреть подходы к определению понятия «духовность»; 2) определить соотношение понятий «духовность» и «нравственность»; 3) рассмотреть «нравственность» в контексте семантики христианских ценностей. Особое внимание уделяется понятиям, как «духовность» и «нравственность» в контексте становления отечественной педагогической мысли и семантики христианских ценностей, развивая идею интерпретации православных ценностей через призму общечеловеческой культуры.

Ключевые слова: духовность, нравственность, христианские ценности, степень свободы, реальная свобода, формальная свобода, идеальная свобода, самореализация, иерархия ценностей.

Saunin K.S.

Educational psychologist,

State budgetary educational institution of the city of Moscow «School № 97»

MORAL ASPECTS OF PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF THE SEMANTICS OF CHRISTIAN VALUES

Abstract

«Духовность», являясь понятием многоаспектным, используется в религии, в религиозной и идеалистически ориентированной философии. Данное понятие является предметом исследования, как теологии, так и философии, гуманитарных наук (психологии, педагогики и др.).

В отечественной философии и гуманитарной науке (психологии, педагогике, культурологии и др.) советского периода, что, в общем-то, характерно в большинстве своем и для современной отечественной философии и гуманитарной науки, духовность человека рассматривалась в контексте марксистко-ленинской идеологии. В этой связи, сущность духовности заключается в приобщение человека к культуре и её ценностям, как неким ориентирам в общественного самобытия (Д.С. Лихачев, А.И. Арнольдова, В.И. Толстых, А.С. Фриш, В.А. Кутырева и др.). Среди многообразия существующих ценностей особым приоритетом обладают те, которые сформировались в общепризнанной общественной практике, объективно служащие человеку, осознаются и оцениваются, как благо, всем человечеством. Они выступают высшими ценностями, занимая доминирующее положение, определяя структуру и динамику всего многообразия ценностей в жизнедеятельности индивида, а степень их выраженности обозначают общую направленность личности.

В христианской философии и гуманитарных науках, основанных на христианском вероучении, духовность человека – это базисная субстанция человеческой сущности, определяемая замыслом Божьим в творении человека «по образу и подобию» Божьему. Именно духовность человека определяется такими атрибутами как: «разум», «творчество», «свобода», «воля», «сила»; именно духовный человек способен уподобляться Своему Творцу – Богу в созидании окружающего мира и себя . Одновременно с этим, указанные духовные атрибуты могут быть направлены и на разрушение окружающего мира и самого человека. Так можно согласиться с игуменом Александром (Каприков) по поводу того, что человеческая духовность не всегда находит свой «положительный выход» в жизнедеятельности человека. Отец Александр (Каприков) отмечает: «Человек как высшее творение Бога непорочен в своей духовности. Этим он отличается от других духовных тварей. Если ангел может быть падшим, и в этом имеет место его сущностное духовное изменение, «отпадание от Бога Творца», и в этом есть проявления греха во всей полноте, но человек духовно безгрешен. Как духовное существо человек есть образ и подобие Бога. Грех человека содержится в его душе! Особенность человека в том, что он не только духовное, но и душевное существо, и в этом есть парадокс человеческого бытия. Как душевное существо он подвержен искушениям со стороны «падших духовных тварей» (бесов, демонов и др.), но как духовное существо, человек обладает свободой следовать этим искушениям, или их преодолевать. Дух человека бороться с этими искушениями, но слабость души не всегда позволяет человеку их преодолеть. Другими словами, человек становится заложником «инородных падших духовных сущностей», он избирает их в качестве «руководителя свой жизни», но при этом имеет место свободный выбор. Зачастую конфликт между духом человека и падшей духовной тварью в плоскости человеческой души отображается в переживаниях совести…..» .

Из сказанного следует, что человеческая духовность не всегда может иметь позитивное созидающее проявление, она может быть и разрушающей. В этой связи в христианской философии, психологии, педагогике и других гуманитарных отраслях знаний, выстроенных на христианском вероучении, выделяется экзистенциональный аспект человеческой духовности. В значительной степени данный аспект раскрывается через нравственные категории самобытия личности (М.Б. Багге, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк З.В. Видякова, Н.Н. Гатилова, А.А. Гостев, Е.А. Глущенко, Т.И. Зверева, Ю.М. Зенько, А.А. Игнатова, В.А. Калачева, Е.А. Карунин, Е.В. Кирдяшова, С.В. Кондратьев, А.Е. Крикунов, Т.А. Кудаева, Н.В. Лагутов, Т.Н. Любан, М.Н. Миронова, С.Н. Мурашева, прот. Б. Ничипоров, М.А. Остапенко, О.В. Попова, В.А. Тукиш, Т.А. Флоренская, С.А. Чурсанов, Л.Ф. Шеховцова и др.).

Духовность проецируется в нравственности, что выступает внутренними духовными качествами, посредством которых человек регулирует своё поведение в процессе своей жизнедеятельности, к ним относится мораль, этические нормы и правила поведения. Рассматривая духовность как психологическое явление, которое представляет собой многоаспектный и непрерывный процесс самосовершенствования, а также стремления к наивысшему идеалу как некой кульминационной точке своего развития, при котором главным связующим звеном является внутренний мир человека.

Представляется, что наиболее комплексно понятие «нравственность» определено С.В. Кондратьевым. С его точки зрения нравственность определяется как «<…> персонификация идеологии. Это совокупность духовно-ценностностно ориентированных норм жизнедеятельности человека, определяющих существование личности в пространстве разрешения противоречий между объективно существующими законами духовного бытия и их реализацией в культуре отдельных социальных общностей (этнических, политических, религиозных и т.д.» .

Следует заметить, что нравственность и ее принципы – это не только и не столько способы регулирования общественного порядка, сколько средства духовного развития человека. При этом по совершенно справедливому замечанию Б.С. Братуся нравственная ориентация не есть лишь внешнее давление, но составляет суть нормального развития, является критерием и отражением личностного здоровья .

Из выше сказанного следует, что нравственность есть экзистенциональное отражение духовности человека. Она связана, в первую очередь, с реализацией духовного атрибута – свободы. Говоря о нравственности в проявлениях свободы, следует обратить внимание подход арх. Платона (Игумнов) , который выделяет значимые виды нравственной свободы человека: «Степень актуализации нравственного самоопределения человека и его свободы обусловлена тремя её видами: формальной, реальной и идеальной. Формальная свобода как понятие вводится в обращение с целью обозначения некоего состояния человека, характеризуемое нравственной непорочностью и невинностью, в то время, когда человеческий ум не познал реальность нравственного зла, а чувства и желания подчиняются разуму. Одним из ярких примеров нахождения человека в этом состоянии выступает свобода прародителей в раю и свобода детей. Именно это состояние характеризуется отсутствием антагонизма между умом, чувствами и желаниями человека. Такая свобода раскрывает все возможности осуществления правильного нравственного выбора. В момент осуществления человеком сознательного нравственного выбора, его, так называемая, формальная свобода трансформируется в свободу реальную. Реальная нравственная свобода рассматривается как свобода самоопределения в момент осуществления человеком морального выбора. Она характеризуется значительным напряжением всех духовных сил человека, который сталкивается с осуществлением нравственного выбора. В этом состоянии ум человека находится в сложной борьбе со своими помыслами, чувствами и природными наклонностями. Реализация господства человеческого разума над эмоциями и влечениями, осуществляется посредством компенсации противоречий, возникающих между умом, чувством и волей, и подчинении чувств и воли нравственному идеалу и долгу. Рассматривая идеальную нравственную свободу, мы сталкиваемся со сверхъестественным харизматическим даром, который способен довести реальную свободу до некоего совершенства. Таким образом, идеальная нравственная свобода – это свобода святых праведников, которые находятся в обладании Божественной благодати. В этом состоянии нравственный выбор, осуществляемый человеком, утрачивает свою драматическую напряженность, при этом человек получает возможность желать, выбирать и творить исключительно добро, результатом чего совершение зла становиться невозможным. Такая нравственная свобода характеризуется полной свободой человека от власти греха, которая достигается духовным подвигом человека при поддержке Божественной благодати» . Опираясь на подход архим. Платона (Игумнова), можно заключить, что именно на уровне реальной свободы человек совершает нравственный выбор.

Нравственность человека, таким образом, предполагает динамическое личностное развитие, когда основным смыслом человеческого бытия есть стремление к Богу. В значительной степени обретение этого смысла проявляется в отношении к другому человеку, что обеспечивает здоровье и на уровне телесного существования личности.

Конкретно-психологические данные, подтверждающие вышесказанное, имеются у А.Ф. Лазурского, который в результате тщательных наблюдений сделал вывод о том, что здоровье такой личности в максимальной степени способствует идеалу бескорыстного отношения к другому. «Альтруизм, – писал он, – в любом его виде выступает и формой, и средством, и показателем оптимальной гармонии между личностью и окружающей средой…».

Согласно позиции С.Ф. Анисимова, «нравственные ценности, которые отражают содержание морали всего общества, приобретая в личности своё индивидуальное бытие, способны формировать у нее позицию носителя этих ценностей, выступающих духовной характеристикой самосознания человека на всех этапах онтогенеза» . Следовательно, нравственность – это духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также внутренние правила, определяющие поведение человека.

Таким образом, нравственность можно понимать как показатель существования всего того, что относится к высшему уровню духовного освоения мира человеком, подтверждением наличия определенной иерархии ценностей, целей и смыслов. Она определяет духовную культуру личности, которая задает меру и качество свободы (границы) самореализации человека.

Список литературы/ References

  1. Кондратьев С.В. Психология персонифицированного обучения. Развитие интегративной субъективности человека: христианская парадигма / С.В. Кондратьев. – LAPLAMBERT Academic Publishing, 2012. – С. 348.
  2. Александр (Каприков), игум. Интеграция интеллектуального и духовно-нравственного развития личности в системе казачьего образования / Александр (Каприков), игум. // Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества: материалы пятой международной научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 217-219.
  3. Кондратьев С.В. Психология персонифицированного обучения. Развитие интегративной субъективности человека: христианская парадигма С.В. Кондратьев. – LAPLAMBERT Academic Publishing, 2012. – С. 189.
  4. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура / Б.С. Братусь. – М., 1994 – С. 54.
  5. Платон (Игумнов) архим. Православное нравственное богословие. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. Режим доступа: http://www.xpa-spb.ru/libr/Platon-Igumnov/0-vvedenie.html.
  6. Платон (Игумнов) архим. Православное нравственное богословие. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. Режим доступа: http://www.xpa-spb.ru/libr/Platon-Igumnov/0-vvedenie.html.
  7. Лазурский П.Ф. Очерк науки о характере / П.Ф. Лазурский. – М.: Наука, 1995. – С.113.
  8. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию / С.Ф. Анисимов. – М.: Наука, 2001. – С.178.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Kondrat’ev S.V. Psihologija personificirovannogo obuchenija. Razvitie integrativnoj sub”ektivnosti cheloveka: hristianskaja paradigma./ S.V. Kondrat’ev – LAPLAMBERT Academic Publishing, 2012. – P. 348 p.
  2. Aleksandr (Kaprikov), igum. Integracija intellektual’nogo i duhovno-nravstvennogo razvitija lichnosti v sisteme kazach’ego obrazovanija / Aleksandr (Kaprikov), igum // Cerkov’ i kazachestvo: sorabotnichestvo na blago Otechestva: materialy Pjatoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. – M., 2016. P. 217-219.
  3. Kondrat’ev S.V. Psihologija personificirovannogo obuchenija. Razvitie integrativnoj sub”ektivnosti cheloveka: hristianskaja paradigma. / S.V. Kondrat’ev – LAPLAMBERT Academic Publishing, 2012. – 189 P.
  4. Bratus’ B.S. Psihologija. Nravstvennost’. Kul’tura. / B.S. Bratus’. – M., 1994. – P. 61.
  5. Platon (Igumnov) arhim. Pravoslavnoe nravstvennoe bogoslovie. – Sergiev Posad: Svjato-Troickaja Sergieva Lavra , 2008. Access mode: http://www.xpa-spb.ru/libr/Platon-Igumnov/0-vvedenie.html.
  6. Platon (Igumnov) arhim. Pravoslavnoe nravstvennoe bogoslovie. – Sergiev Posad: Svjato-Troickaja Sergieva Lavra , 2008. Access mode: http://www.xpa-spb.ru/libr/Platon-Igumnov/0-vvedenie.html.
  7. Lazurskij P.F. Ocherk nauki o haraktere. / P.F. Lazurskij – M.: Nauka, 1995. – P. 113
  8. Anisimov S.F. Vvedenie v aksiologiju / S.F. Anisimov. – M.: Nauka , 2001. – P. 178