Развитие ребенка нет

Региональные проблемы развития в раннем детстве (РРД) – это в том числе потеря людского, социального и экономического капитала обществом из-за нехватки политических и финансовых вложений в детей в ранние годы их жизни и из-за недостаточного понимания важности правильной заботы о детях с самого их рождения. В более позднем возрасте это может выливаться в плохое физическое и психическое здоровье, неуспеваемость, безработицу и бедность.

В странах региона, где некогда существовали крепкие системы социальной поддержки семей, в том числе государственного дошкольного образования и присмотра за детьми дошкольного возраста, эта традиция разрушается, в итоге миллионы людей оказываются лишенными необходимых услуг. В Казахстане, где государство когда-то хорошо удовлетворяло нужды дошкольников, в 1990-е годы доля детей, посещающих дошкольные учреждения, упала на две трети. Хотя с 1999 года она выросла (на 14 % в Центральной Азии и на 23 % — в Центральной и Восточной Европе), спрос на места в детских садах остается намного больше предложения.

Наблюдается обширное устойчивое неравенство между детьми раннего возраста

В регионе наблюдается неравенство возможностей для посещения дошкольных учреждений в связи с уровнями дохода, этнической принадлежности, инвалидности и места проживания. Например, в Беларуси почти у каждого ребенка есть возможность получать дошкольное образование, однако в Боснии и Герцеговине доля получающих его детей – лишь 17 %.

В Сербии дошкольное образование получают более 75% детей из наиболее состоятельных семей и лишь 20% детей из беднейших семей. Эта проблема отражает ограниченность числа мест в детских садах в самых бедных общинах.

Похожие проблемы неравенства существуют в области здравоохранения и питания детей раннего возраста. Отставание в росте (рост, слишком низкий для данного возраста: признак плохого питания, которое может отражаться на развитии мозга) втрое чаще встречается среди детей-рома в бывшей югославской Республике Македонии и в Сербии, чем в среднем среди совокупного населения страны.

Дошкольное общеобразовательное учреждение выполняет важную функцию в развитии каждого малыша. Именно в ДОУ начинается планомерный процесс формирования личности. В садике организованы условия, при которых малыши могут обучаться новому и применять знания на практике, находясь под контролем опытных специалистов. Значение детского сада в развитии детей невозможно переоценить: дошкольный возраст – это важный период, во время которого формируется умение общаться, появляется склонность к сравнению и познанию окружающего мира. Пребывание среди сверстников, но под контролем воспитателя, позволяет развить качества полноценной личности; сделать малыша психологически целостным интеллектуально и физически развитым.

Развитие ребенка в возрасте от 1 до 6 лет

Воспитание дошкольника нужно осуществлять с учетом основных изменений в психологическом состоянии малыша. В возрасте от 1 до 6 лет дети начинают активно сравнивать себя со сверстниками, выбирают объект для подражания, нередко копируют его манеру разговора и повторяют слова. В этот период у малыша появляются первые друзья, он взаимодействует с другими детьми из садика, демонстрирует первичные качества личности: например, выражает собственное мнение, настаивает на нем. На этом этапе важно мотивировать малыша к организации правильного взаимодействия со сверстниками, поскольку вскоре ему предстоит отправиться в школу.

Роль детского сада в развитии

Пребывание ребенка в детском саду значительно влияет на его развитие. Именно в этом учреждении развиваются основные психологические процессы малыша, происходит его становление, как личности; обновляются и дополняются знания, получаемые от родителей.
Основные направления развития детей в детском саду – речевое, социальное, интеллектуальное, физическое, эмоциональное и творческое. Каждая из этих сфер способствует всестороннему детскому развитию у ребенка:
• Основных знаний, необходимых для пребывания в социуме.
• Творческого потенциала.
• Способности контролировать эмоции, правильно их выражать.
• Физической формы, которая предопределяет хорошее самочувствие, полноценную активность органов.
• Элементарных навыков, которым находится ежедневное применение на практике.
Совместно методы, которые применяют во время обучения малышей в детских садах, выполняют несколько большую функцию, чем просто подготовка к поступлению в школу. Ребенок учится общению, правильному поведению, адекватной реакции на события, дисциплине, ответственности, соблюдению режима дня.

Речевое развитие детей в детском саду

Развитие речи детей в детском саду предполагает формирование навыков общения, ведения диалога. Задача воспитателей – поспособствовать пополнению словарного запаса малыша, помочь ему правильно выстраивать предложения, мотивировать к коммуникации.
Обмен репликами – диалог, служит неотъемлемой частью общения: кроме устного произношения слов, он предполагает усвоение новых знаний, передачу информации. Воспитатели детсада помогают детям освоить правильное ведение устного общения. Для этого используют 3 методики: неподготовленный диалог; чтение литературы, где отражается общение героев произведения; подвижные игры, предполагающие наличие сюжета/инсценировки.

Важный момент в том, что воспитатели не только обеспечивают речевое развитие детей в детском саду, но и проводят контроль соответствия его уровня установленным нормам.

На этом этапе у дошкольника могут быть обнаружены проблемы с речью, вызванные:
• Стрессовыми событиями.
• Заболеваниями.
• Отсутствием контакта с родителями.
• Индивидуальными особенностями развития ребенка.
• Родительской гиперопекой.
Навыки, которым обучают на этапе пребывания малыша в детсаде – умение слышать, понимать, формулировать ответ. Основные требования, которым должна соответствовать устная речь: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность.
Согласно установленным нормам, ребенку дошкольного возраста нужно знать не менее 3000 слов. Недостатки произношения отдельных букв считаются нормой, когда малыш не достиг 7 лет. Если ближе к завершению периода обучения в ДОУ дошкольники не выговаривают » Р» или «Л», нужно обратиться к логопеду, пройти лечение.

Социальное развитие ребенка в детском саду

Посещая детсад, дошкольник адаптируется к пребыванию в обществе, усваивает ценности, культуру, традиции, правила и нормы поведения. Методы, которые используют для того, чтобы адаптировать детей социально:

  • Наблюдение.
  • Анкетирование.
  • Индивидуальная или групповая беседа.
  • Приучение к конкретному действию.
  • Коррекционная работа, выполняемая на индивидуальной основе.
  • Создание ситуаций воспитывающего типа.
  • Поощрение, эмоциональное влияние.

Работники ДОУ организуют для воспитанников дошкольного возраста специальные развивающие занятия, применяют социализирующие программы. Такой подход направлен на то, чтобы каждый малыш освоился в социуме, научился правильно общаться со сверстниками и взрослыми. Познавательное развитие ребенка в детском саду происходит за счет рисования/АРТ-терапии, сказко-, музыкотерапии. Малыша приобщают к социально полезной деятельности, мотивируют к участию в сюжетно-ролевых играх. Кроме того, благодаря перечисленным методикам, воспитатели выявляют асоциальную или антисоциальную тенденцию, определяют психологическую обстановку внутри семьи малыша.

Поскольку в дошкольном возрасте происходит первичное формирование самооценки, перечисленные направления и методики способствуют ее сохранению на уровне нормы. Кроме того, социальное развитие ребенка в детском саду направлено на понимание добра и зла, четкого разграничения этих двух понятий. Правильно развитый дошкольник на этапе пребывания в ДОУ имеет сформированное мировоззрение, морально-этические ценности, навык коммуникации с людьми разного возраста.

Интеллектуальное развитие ребенка в детском саду

Дошкольный возраст – это период формирования обобщенных норм мышления, интенсивного прогрессирования и расширения спектра воображения. Интеллектуальное развитие ребенка в детском саду – это целенаправленный процесс, который преследует одновременно 2 цели: совершенствование ума и мотивацию к получению новых знаний. Дошкольнику недостаточно иметь только базовую способность: например, умение читать или писать.

Влияние детского сада на развитие ребенка, в частности, его интеллектуальных способностей, заключается в выполнении нескольких задач – воспитатели:
1. Формируют правильное представление об окружающей среде, социуме.
2. Помогают развить познавательные психические процессы (память, воображение, восприятие, мышление).
3. Формируют элементарные способы интеллектуальной деятельности.
4. Способствуют развитию любознательности, интеллекта.
5. Мотивируют к приобретению умственных навыков, умений.

Чтобы развивать у ребенка умственные способности, воспитатели ДОУ используют 3 тактики: эмоциональную, логическую и речевую модель.
Первый вариант предполагает обеспечение дошкольника психологически комфортной обстановкой – атмосферой заботы, поддержки, понимания.
Логическая модель предполагает формирование у дошкольника задатков к построению причинно-следственных связей, развитию мышления. Для совершенствования этой способности с воспитанником решают задачи, приобщают его к собиранию конструктора.

При выполнении речевой модели дошкольнику помогают сформировать способность к запоминанию информации, полученной за счет ее прослушивания. Чтобы улучшить эту способность, с воспитанниками изучают стихи и песни, читают сказки.
Эффективное направление интеллектуального развития – логические игры и головоломки. Эти методы способствуют правильному, стимулирующему воздействию на детское сознание.

Физическое развитие в детском саду

Физическое развитие в детском саду представляет собой мотивацию к совершенствованию ловкости, быстроты действий, силы, выносливости, гибкости. Благодаря правильной организации занятий, у дошкольника формируется правильная осанка и полноценная физическая форма, соответствующая его возрасту.

Дополнительная задача, которую решают воспитатели, развивая у ребенка физическую форму – мотивируют его к ведению здорового образа жизни, выполнению упражнений. Основные формы взаимодействия с детьми: прогулки, элементарные упражнения физкультуры, гимнастика с элементами закаливания (при условии отсутствии противопоказаний). Также используют подвижные игры, оздоровительный бег на свежем воздухе.

Дополнительно физическому развитию дошкольников способствует обеспечение здорового питания в детских садах. Оно организовано таким образом, чтобы обогатить растущий организм минералами, витаминами.
Мероприятия, проводимые в ДОУ для физического развития дошкольников, эффективны тогда, когда и родители ребенка поощряют ведение здорового образа жизни.

Эмоциональное развитие ребенка в детском саду

Особенность работы воспитателей детских садов заключается в обеспечении правильного эмоционального развития малышей. Дошкольник не может сдерживать свои чувства, что отражается на его поведении, препятствует полноценному развитию.

Работа воспитателя направлена на то, чтобы помочь малышу:

  • Сформировать уверенность в себе.
  • Избавиться от тревожности, страхов.
  • Овладеть языком эмоций.
  • Избавиться от агрессивной реакции на определенные события.
  • Предотвратить появление негативных эмоций в ответ на воздействие различных факторов.
  • Сделать ребенка эмоционально здоровым.
  • Развить стремление к сопереживанию, состраданию, сочувствию.

Эмоциональное развитие ребенка в детском саду предполагает формирование нравственного сознания, стремления к установлению дружеских взаимоотношений. Результат деятельности воспитателей ДОУ должен закрепляться созданием в семье благоприятной психологической обстановки. Ее неотъемлемые составляющие – похвала, сопереживание, взаимопонимание.

Творческое развитие детей в детском саду

Творческое развитие детей в детском саду направлено на формирование навыков рисования, лепки, пения, танцев. Дошкольник уже имеет достаточный словарный запас. В это же время активно развивается его умение анализировать, обобщать, запоминать, фантазировать. Чтобы развить ребенка творчески и облегчить нагрузку, которую вызывает образовательный процесс, воспитатели детских садиков включают в ежедневные занятия задания креативного типа. К ним относятся такие направления:

  • Развивающие игры.
  • Лепка.
  • Рисование.
  • Изучение окружающего мира посредством обсуждений.
  • Занятие музыкой.
  • Танцы.
  • Инсценировки (непродолжительные театральные постановки).

Чтобы развить детей, занятия проводят группой, а не индивидуально. Во время творческого процесса дошкольники учатся применять на практике свои знания, выражают свое психологическое состояние. Малышей, которые демонстрируют стремление к изучению новой сферы (изобразительного искусства, музыки, танцев), нельзя ограничивать. Поскольку в дошкольном возрасте творческие занятия – это не только времяпрепровождение, но и эффективный способ выражения эмоций.

Развитие детей в детском саду – это важный этап становления полноценной личности. Воспитатели имеют соответствующее педагогическое образование, наличие которого позволяет сделать ребенка ответственным, дисциплинированным, развитым (психологически, интеллектуально, физически, творчески). Воспитание в детском саду и в семье – это не взаимозаменяемые действия, но их можно и нужно дополнять друг другом. Методы, применяемые в ДОУ, обеспечат еще больший эффект, если они одобряются и реализуются в семье дошкольника.

раннее развитие

Купить игрушки для раннего развития>>

Может показаться, что малыш первых месяцев жизни большую часть времени спит, и главная роль родителей в этот период обеспечить его едой и удобной одеждой, на самом деле это далеко не так. Именно в этот период ребенок активно познает мир и его законы, в этот период закладываются основы его зрительного и слухового восприятия, мышления. Поэтому уже с первых месяцев жизни малыша мамы и папы должны не забывать проводить несложные занятия по раннему развитию. Это вовсе не дань моде на вундеркиндов, а посильная и нужная Вашему ребенку помощь в успешном освоении окружающего его пространства.

Для раннего развития на первом году жизни важно развивать слуховое восприятие малыша. Для этого он должен постоянно слышать разнообразные приятные по тембру звучания звуки разной громкости и интенсивности. Это может быть ласковая речь взрослого, обращенная к нему, колыбельная песенка, можно включить в программу таких развивающих мини-уроков прослушивание сборников классической или народной музыки, а также звуков природы, специально аранжированных для малышей. Примерно в 2-3 месяца с младенцем уже можно играть при помощи колокольчика или яркой погремушки. Станьте рядом с кроваткой малыша на расстоянии примерно 10-20 см, слегка потрясите игрушку, добейтесь того, что ребенок услышал этот звук и нашел его источник, затем медленно переместите погремушку на другую сторону кроватки. Можно также поиграть с игрушки для раннего развития малышом в своеобразные прятки. Накройтесь широким платком или пеленкой, а затем позовите из-под неё малыша, когда Вы увидите, что ребенок догадался, откуда раздается звук, поразите кроху, сбросив с себя импровизированную маскировку.
Важно, чтобы малыш научился рано понимать речь взрослого. Для этого старайтесь беседовать с ребенком первого года жизни простыми, интонационно окрашенными фразами, выделяя основные моменты. Не менее важно, предметно показать, что именно Вы хотите от ребенка. Если Вы хотите уложить малыша, можно похлопывать по подушке, если приглашаете к трапезе – показать бутылочку или тарелочку с кашей и т.п. Выдержите паузу, возможно, в первые минуты ребенок будет осмыслять и вспоминать, что же ему необходимо сделать, и лишь затем, если действий не последовало, терпеливо объясните еще раз. Примерно к полугоду с малышом можно разучивать простейшие игры-сценки, это классические «Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая». Простые ритмизованные слова легко усваиваются ребенком, а повторение забавных жестов помогает развитию координации движений.
Стимулируйте познавательный интерес полугодовалого малыша. Для этого вполне подойдут простые вопросы: «Где мама? Где папа?», «Где лампочка?» и т.п. Теперь можно поиграть с ребенком в такую игру: вначале спросите ребенка о местоположении игрушки или погремушки, после того как он повернул голову и отыскал глазами заданный предмет, переместите игрушку в другой конец комнаты и повторите вопрос. Малыш начнет исследовать пространство в поисках «пропавшей» погремушки.
В восемь-девять месяцев можно предложить ребенку строить пирамидки из кубиков и купить простой конструктор с крупными деталями. Примерно в этом же возрасте ребенок способен разобрать пирамидку. Обязательно поощряйте любые успехи малыша, во втором полугодии жизни кроха уже отлично умеет отличать речь взрослого по интонации.
Развивайте цветовое восприятие ребенка. В процессе игры называйте самые основные цвета, делайте акцент на отличие цветов друг от друга.
Постепенно ребенок становится заметно активнее, он уже умеет сидеть и ползать, его игровые навыки и координация движений совершенствуются. В возрасте 8-9 месяцев важно организовать для ребенка максимальное количество пространства, в котором он будет свободно и безопасно перемещаться.
Старайтесь удовлетворять люраннее развитиебопытство малыша, рассказывая на доступном уровне о названии и предназначении различных предметов, показывая, как ими можно манипулировать. Поощряйте разнообразные предметные игры.
Для успешного раннего развития мышления и речи важна тренировка мелкой моторики рук, поэтому крохе можно предлагать занятия с крупной мозаикой или пазлами, состоящими из 2-3 элементов. Отлично совершенствуют координацию движений и рамки-вкладыши, которые также помогут малышу лучше воспринять понятие формы предметов.

Если же Ваш ребенок пока не проявляет интереса к подобного рода занятиям, лучше не заставлять его, попробуйте предложить ему сортировать камешки или пуговицы, можно поиграть в «рисование» пальчиками по гречке или другим видам круп. Главное, следите, чтобы кроха не поддался соблазну потянуть мелкие предметы в рот. В этом же возрасте можно попробовать вместе с малышом выкладывать простейшие логические цепочки. В качестве материала для выкладывания таких последовательностей подойдут карточки с крупными четкими изображениями, кольца пирамидки или наборы отличающихся по размеру стаканчиков.
Примерно в этом же возрасте можно предложить малышу пальчиковые краски. Будучи нетоксичным материалом, они будут безопасны для здоровья крохи, даже если случайно попадут в рот. Для начала можно попробовать «нарисовать» отпечаток ладошки, это задание малышу нетрудно выполнить, а получившийся эффектный и яркий отпечаток наверняка доставит маленькому художнику массу приятных впечатлений. Занятия с пальчиковыми красками стимулируют развитие тактильного восприятия, помогают в формировании цветовых эталонов, стимулируют развитие творческого мышления.
К десятому месяцу жизни ребенок должен знать имена всех членов своей семьи, уметь показать основные части тела и лица (руки, ноги, глаза, рот и т.д.). В этом возрасте важно научить ребенка реагировать на Ваши словесные просьбы, это могут быть простые поручения «дай», «принеси». Малыш в этот период с радостью выполняет любые поручения взрослых. Чаще всего, на первых порах ребенок будет отдавать или приносить ту игрушку, которую он держит в руках или, которая находится ближе к нему. Постарайтесь, используя эту его склонность, постепенно расширять пассивный словарный запас, предлагая запомнить названия все новых и новых предметов, которые нужно помочь принести маме.
Развитие речи и мышления стимулирует и чтение первых детских книг. Можно остановить свой выбор на коротких народных сказках («Курочка Ряба», «Колобок») или легко запоминающихся четверостишиях Агнии Барто. Можно приобрести и специальные детские книжки, страницы которых шуршат, пищат и обладают прочими звуковыми эффектами. Занятия с такой книгой разнообразят опыт тактильных ощущений ребенка первого года жизни, помогут улучшить координацию движений и мелкую моторику.
В последние месяцы первого года жизни ребенок с удовольствием произносит свои первые слоги и звуки, это увлечение также стоит использовать для раннего развития ребенка, предлагая повторять за взрослым простые звукоподражания и слоги: «ма-ма», «ня-ня», «му-му» и т.п.
Для малыша первого года жизни нет необходимости устраивать специальные развивающие занятия, все элементы развития являются неотъемлемой частью игры. Все обучающие и развивающие упражнения нужно внедрять в игровой процесс, когда малыш пребывает в хорошем настроении, не устал и полон сил. Внимание к развитию ребенка в первый год жизни не потребует от Вас каких-то особых навыков, все развивающие занятия по силам каждой маме, если найти для них время, они станут надежным фундаментом для дальнейшего гармоничного развития.

Купить игрушки для раннего развития>>

ТОП 8 самых популярных методик раннего развития для детей от рождения до средней школы

В настоящее время стало популярно среди родителей развивать своих детей практически с самого рождения. Методик раннего развития очень много, сложно все перечислить, а тем более рассказать о всех в одном обзоре. Мы выделили 8 самых популярных методик раннего развития. Давайте вкратце их рассмотрим.

Методика Марии Монтессори

Возраст детей: методика рассчитана для детей от 3 лет, но на сегодняшний день, в детских садах, где преподают по системе Монтессори, создаются Монтессори-группы для детей и младше 3 лет

Основные принципы: главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!». Ребёнку предоставляется возможность полной свободы выбора. Ребёнок самостоятельно выбирает чем, как и как долго ему заниматься. Ребёнка не нужно заставлять обучаться, его нужно заинтересовать.

Плюсы методики:

— Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.

— На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.

— Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающие за логику, моторику и аналитические способности.

Недостатки методики:

— Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.

— Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.

— Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.

— Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

Методика семьи Никитиных

Возраст детей: методика подходит для детей от 2 до 17 лет.

Основные принципы: основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом. Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами. В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще — в самой жизни детей.

Плюсы методики:

— Доступность; легкость в осуществлении, позволяющая освоить ее родителям, имеющим даже поверхностные представления о педагогике и развивающих системах;

— Возможность уделять внимание как интеллектуальному, так и физическому развитию ребенка.

Недостатки методики:

— Ребенок до года может болезненно реагировать на излишне жесткие методы работы;

— Недостаточное внимание, уделяемое творческому развитию ребенка, отсутствие должного внимания мелкой моторике;

— Невозможность осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

Методика Николая Зайцева

Возраст детей: методика подходит для детей от 1 до 10 лет

Основные принципы: в основе системы обучения Зайцва — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Плюсы методики:

— Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету;
— У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию;
— На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Недостатки методики:

— В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму;

— Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике, развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

4. Методика Глена Домана

Возраст детей: по мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам, начиная с рождения.

Основные принципы: во время активного развития мозга ребенок запрограммирован природой поглощать информацию. Он делает это легко, просто и не нуждается в дополнительной мотивации. Время развития мозга у ребенка: от 0 до 3 лет — наивысшая активность; от 3 до 6 лет — резкое торможение; после шести — почти полное замедление и окончание формирования. Следовательно, наиболее интенсивной обучающая программа должна быть до 3 лет.

Плюсы методики:

— Обучение можно начинать с самого рождения;

— Заниматься достаточно просто;

— Материал для занятий (карточки Домана) можно сделать самим;

— Заниматься с ребёнком могут сами родители, не нужно привлекать специалистов;

— Получаем всесторонне развитие (карточки можем показывать на разную тематику – природа, еда, транспорт и т.д.).

Недостатки методики:

— В процессе обучения ребёнок пассивен – просто должен смотреть;

— При этом малыш не учится самостоятельно читать или слушать и производить анализ текста;

— Творчество в процессе обучения проявить невозможно;

— Процесс обучения формализован – нужно следовать инструкции и показывать карточки несколько раз в день без пропусков;

— Дети старше 3х лет неохотно воспринимают обучение по методике Домана, если раньше с ними не занимались таким образом.

Методика «Вальдорфская педагогика»

Возраст детей: эта система подходит для школьников всех возрастов (от 6 до 17 лет).

Основные принципы: согласно с этой методикой, ребёнка до возраста семи лет (до периода смены молочных зубов) не следует нагружать обучением чтению и письму, а также логическими занятиями. В раннем детском возрасте необходимо всячески раскрывать творческий и духовный потенциал ребёнка. Главный принцип Вальдорфской системы: «Детство – полноценная жизнь, которая прекрасна!» Ребёнок воспитывается и развивается в гармонии с природой, он учится творить, слышать и чувствовать музыку, рисовать и петь.

Плюсы методики:

— Каждый ребенок – индивидуальная личность со своими способностями. И поэтому обучение происходит согласно потребностям каждого ученика, а не по единой системе, как это принято в большинстве других образовательных систем;

— С детьми младшего школьного возраста занимается один единственный педагог, который является для них другом и наставником. Педагоги проходят строгий отбор и должны проявлять гибкость и быть всесторонне развитыми;

— В Вальдорфских школах дается минимум академических знаний, особенно в младших классах, натомись больше познаний окружающего мира;

— В школе нет главных и второстепенных предметов. И творческим направлениям уделяется даже больше времени и внимания чем остальным предметам. Потому что считается, что именно они влияют на развитие личности, а не точные общепринятые предметы;

— Отсутствие учебников. При этом дети имеют свои рабочие тетради, общие на все предметы, которые затем скрепляются в одну единую. Таким образом получается, что ученики сами создают свои учебники и возвращаются к записям в случае необходимости, а не забывают и не забрасывают их;

— Применяется междисциплинарный подход в обучение, так, чтобы дети не разделяли разные предметы, а имели общее представления о мире, как о едином целом. Поскольку все в мире очень тесно между собой взаимосвязано;

— Внимание уделяется в равной степени как теории, так и практике, с целью избежать перекосов в какую-либо из сторон. И так, чтобы теоретические знания не терялись;

— Культивируются семейные ценности. И не только среди учеников, но и среди родителей;

— Дети учатся креативно мысли и работать в команде, у них хорошо развивается фантазия;

— Детям в Вальдорфских школах не выставляют никаких оценок, а все занятия построены на личной заинтересованности каждого ученика и его вовлеченности в процесс, а не принуждении.

Недостатки методики:

— Считается, что количество знаний, которые получают дети в Вальдорфских школах недостаточно для поступления в высшие учебные заведения;

— Некоторые родители утверждают, что дети растут в слишком тепличных условиях. Несмотря на то, что детям в стенах школы действительно хорошо и комфортно, за ее пределами их ждет жестокий и далеко не всегда дружелюбный мир. А это значит, что дети выходят из школы совершенно неприспособленными к реалиям современной жизни;

— В школе акцент на приоритете творческого развития, а не изучении точных наук. И это нередко выливается в то, что ребенок не умеет грамотно анализировать ситуацию, не знает основных принципов работы тех или иных процессов. В результате нередко со своими творческими способностями он может остаться непризнанным талантом, неспособным ни в чем другом себя реализовать.

Методика Сесиль Лупан

Возраст детей: данная методика подходит для детей в возрасте от 0 до 5 лет.

Основные принципы: Главный принцип методики заключается в тесном общении родителей и детей. Считается, что родители часто путают понятия «внимание» и «опека». Внимание предполагает общение с ребенком и разъяснение интересующих его вопросов, а также способность родителей определить таланты малыша и уделить их развитию как можно больше времени.

В свою очередь, излишняя опека, по мнению Лупан, мешает развитию ребенка, так как предупреждает свободу действий и сводит внимание к бытовым заботам о ребенке (накормить, соблюсти гигиену, формально ответить на вопрос). При этом родители мало внимания уделяют искреннему и познавательному общению. Также к принципам воспитания по методике Лупан можно отнести: обучение детей по мере возникновения у них заинтересованности, не навязывание взрослого мнения; предоставление материалов и обеспечение окружающей среды, которые будут активно способствовать рождению интереса и соответственно приведут к познанию мира; развитие малыша в разных сферах и областях (не ограничиваться одной тематикой, если у малыша есть 2-3 явно выраженных таланта); подарить малышу свое тепло, понимание и любовь, не относиться к нему свысока и с пренебрежением и общаться на равных; малышу должно быть комфортно во всех отношениях. Познание должно быть вызвано интересом, а не графиком и требованиями.

Плюсы методики:

— Одновременное гармоничное физическое, эстетическое и умственное развитие ребенка;

— Наиболее полное развития ребенка через органы чувств;

— Развитие общительности, адекватного восприятия себя и окружающего мира.

Недостатки методики:

— Родители довольно много времени должны уделять малышу;

— Необходимость большого терпения, желания, хорошего настроения и общительности родителей для качественных занятий с ребенком;

— Не подходит для вспыльчивых, занятых, авторитарных родителей.

Методика Масару Ибука

Возраст детей: данная методика подходит для детей от 0 до 5 лет

Основные принципы: основной принцип методики заключен в названии книги Ибуки – «После трех уже поздно». Ибука считает, что развитием детей необходимо заниматься с первых дней жизни; ­реальные возможности детей безграничны и, «вовремя» вводя новые знания, можно добиться поразительных результатов; ­воспитать гения просто – надо всего лишь заниматься с ребенком с рождения, а не с 3 лет, как предполагает большинство методик. К 3 годам мозг формируется на 70­-80% и в дальнейшей жизни сыграют роль именно те знания, которые родители успели заложить в ребенка до этого возраста; дети от природы имеют желание учиться, но оно не должно притупляться игрушками и развлечениями; ­в качестве дидактических материалов Ибука предлагает использовать сокровища мировой цивилизации: учить наизусть стихи, просмотр мультфильмов заменить просмотром творений Рембрандта и Леонардо, а танцевать не под детские песенки, а под классическую музыку.

Плюсы методики:

— Жажда исследований вашего малыша ничем не ограничена. Это и плюс, и минус одновременно (но только для вас, а для него — однозначно плюс!). Ибука не жалует детские игрушки, зато подталкивает родителей давать детям всякие жизненные игрушки (от вилок до ящиков комодов, от батареек до системных блоков компьютера);

— По системе Ибука работает крупнейшая развивающая ассоциация в Японии, и ее работа приносит однозначно положительные плоды.

Недостатки методики:

— Система рассчитана на японский менталитет (послушание, склонность к созерцанию), который подходит не всем европейским детям;

— Ибука высказывает некоторые спорные идеи (например, о наказаниях детей, о половых различиях), которые могут не совпадать с вашими представлениями о воспитании.

Методика «Школа семи гномов»

Возраст детей: методика рассчитана для детей от рождения до 7 лет

Основные принципы: Школа Семи Гномов» собрала «сливки» с лучших развивающих методик, это система для развития ребенка от самого рождения и до его поступления в школу. Курс «Школа Семи Гномов» затрагивает все важнейшие стороны развития ребенка (умственное, физическое, эмоциональное, эстетическое, личностное, социальное развитие).

Плюсы методики:

— Можно заниматься по данной методике с самого рождения;

— В каждой книге есть страница с инструкцией для родителей Школа семи гномов годовой курс для детей 1-2 год;

— Есть не только разноцветные картинки, но и увлекательные задания;

— В книгах для детей старше трехлетнего возраста — поощрительный приз за правильно выполненное задание – ­наклейка.

Недостатки методики:

— Для каждого возраста своя книга. Ведь то, что предназначено для детей 5 лет — будет сложно понять малышам помладше;

— Не все книги являются шедеврами, в некоторых книгах встречаются неудачные странички

Это далеко не полный перечень методик раннего развития. Какая методика раннего развития лучше и с помощью какой методики развивать малыша, решать Вам. Многие педагоги, няни и гувернантки не используют в чистом виде одну методику, а берут лучшее из разных методик раннего развития. В любом случае, любая методика будет работать только тогда, когда применяются регулярно, распространяются за пределы детской комнаты и задействует всех членов семьи.

С уважением, агентство домашнего персонала «Дом счастья»