Развитие воли школьников

Дошкольный возраст является уникальным для развития психических функций у детей. Некоторые психические процессы у них (память, воображение) являются сензитивными для их успешного формирования и развития. В последнее время по нашему мнению, необходимо отнести и развитие произвольности и волевой регуляции у детей дошкольного возраста. Отмечено, что развитие произвольности относится к старшему дошкольному возрасту, это подтверждается теоретическими и практическими положениями ученых (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, О.В. Гударева, Н.И. Гуткина, А.В. Запорожец, В.К. Котырло, Е.О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.). Однако, на сегодня эта проблема требует пересмотра целей, задач и постановку новых в контексте ее изучения, что и подтверждает актуальность данного исследования.

Изучение волевой сферы детей дошкольного возраста является привлекательным как в теоретическом, так и в практическом смысле. В этом возрасте наблюдается интенсивное становление волевой сферы, которое заключается в умении подчиняться требованиям, правилам, ведущие к развитию саморегуляции .

Л.С. Выготский предполагал, что в дошкольном возрасте формируются процессы, конституирующие в образе самого себя черты субъекта практической деятельности, от них отстает в этот период отражение познавательных возможностей и самого себя как субъекта личностных отношений .

В тоже время, в практической субъектности заложены некоторые основания для отражения себя, своих личностных особенностей на уровне социального принятия результатов поведения, что предполагает уже зарождение теоретической субъектности и сопряженного с ней волевого уровня своего поведения .

Ученые выделяют три уровня психической регуляции: непроизвольный, произвольный и волевой и переход от одного уровня на другой происходит не спонтанно, а постепенно, благодаря созреванию психологических структур.

Термин регуляция – regular – введен психологами как объяснительный принцип общей теории деятельности. Под регуляцией они понимают внешние принудительные воздействия на человеческую систему, направленные на поддержание заданных функций. Человек может поддерживать заданные функции двумя способами:

а) отвечая на принудительные воздействия внешними приемами, которые ему предложены;

б) по своей инициативе активно изменяя свое поведение, т.е. регулируя его .

Рассматривая эти положения, нами понимается, что принудительные воздействия для детей дошкольного возраста еще являются затруднительными, но сознательно регулировать свое поведение для дошкольников весьма возможно. Это подтверждается диссертационным исследованием Сидячевой Н.В. (2006г.) о возможности формирования волевой регуляции в среднем дошкольном возрасте и высказыванием предположения о том, что можно ее формировать и раньше, начиная с младшего дошкольного возраста.

Л.С. Выготский отмечал, что каждый из периодов ребенка характеризуется определенным типом субъектности, определенной интеграцией внутреннего и внешнего аспектов субъектности. В младенчестве, по мнению Л.С. Выготского, субъектность выступает как некоторое недифференцированное отношение к себе, к концу раннего возраста развивается осознание себя как субъектность .

Подтверждение этого факта, дает нам основание для изучения более детального и глубоко исследования проблемы развития волевой регуляции детей раннего дошкольного возраста. Несмотря на то, что поведение ребенка раннего возраста в большей степени формируется внешними стимулами, (это период интенсивного речевого развития), понятная словесная инструкция взрослого, адекватно воспринимаемая ребенком, будет стимулировать его к действию и тем самым, его речь будет способствовать регуляции его поведения.

Затруднения формирования волевой регуляции для детей раннего дошкольного возраста можно определить и в лабильности их эмоциональной сферы, в слишком сильном эмоциональном возбуждении, в импульсивных формах поведения, которые мешают осуществлению развития произвольного поведения, которое в свою очередь блокирует волевое поведение. Но, оценки поступков и качеств личности вначале формируются как непосредственные эмоциональные переживания, постепенно отдаляются от них, обобщаются и приобретают статус самостоятельных инстанций, регулирующих поведение ребенка, при этом сознательно принятые им нормы превращаются в соответствующие мотивационные образования, регулирующие его поведение и самосознание .

Проблема развития волевой регуляции очень важна для педагогической психологии т.к. имеет непосредственное отношение к психологической готовности к обучению в школе и началу учебной деятельности.

Отечественные ученые, исследовавшие проблему психологической готовности, представили критерии, показатели и ее компоненты.

Анализируя полученные данные, мы представили сравнительный анализ показателей, критериев и структуры психологической готовности, который позволил систематизировать показания исследователей.

Сравнительный анализ подходов к определению психологической готовности

Таблица №1

Авторы

Понятие психологической готовности

Структура психологической готовности

Показатели психологической готовности

Критерии психологической готовности

К.В. Бардин

— общее развитие психических функций;

— развитие произвольности;

— развитие мотивации.

Л.И. Божоич

— мотивационная сфера;

— произвольная сфера;

— интеллектуальная

внутренняя позиция школьника

Л.А. Венгер,
А.Л. Венгер

достижение ребенком к моменту поступления в школу оптимального уровня развития, обеспечивающего высокую успешность школьного обучения.

— умение слушать взрослого;

— развитие памяти;

— умственное развитие;

— владение арифметическими операциями;

— готовность руки.

Л.С. Выготский

— наличие созревших функций;

— развитие интеллектуальной сферы

-коммуникативный

Н.И. Гуткина

— произвольность;

— мотивация

А.В. Запорожец

целостная система взаимосвязанных качеств личности, характеризующаяся физическим, умственным, нравственным ,эстетическим развитием

Г.Г. Кравцов,

Е.Е.Кравцова

— коммуникативное поведение;

— отношение к взрослому, к сверстнику, к себе

М.И. Лисина

коммникативный

А.Н. Леонтьев

вводит понятие

— управляемое, сознательное, контролируемое поведение

В.С. Мухина

— желание учиться;

— произвольность;

— познавательное развитие;

— волевое развитие;

— отношение с взрослыми и сверстниками

Н.В. Нижегородцева,
В.Д. Шадриков

— физический уровень развития функциональных систем, уровень физического здоровья, уровень, уровень биологического развития.

— психологический уровень развития волевой, личностной, мотивационной сфер, обобщенные элементарные знания, учебные навыки и способности

Н.Г. Салмина

— произвольность;

— уровень развития семиотической ф-ции;

— личностные характеристики;

— развитие эмоциональной сферы

Е.О. Смирнова

— произвольность

Д.Б. Эльконин

— произвольное поведение

Из материалов представленных в таблице мы видим, что структура психологической готовности описана только в работах Л.И. Божович, в то время как критерии психологической готовности выделены М.И. Лисиной и В.С. Мухиной. Необходимо отметить, что многие авторы выделяют лишь понятие психологической готовности к школе и ее показатели. Анализ представленных в таблице данных показывает, что не определены компоненты психологической готовности к школе .

Опираясь на структуру психологической готовности Л.И. Божович, мы предлагаем следующую модель психологической готовности к школе

( рис.1).

Рис.1 Модель психологической готовности к школе

Рассматривая проблему развития волевой регуляции у детей раннего дошкольного возраста, мы невольно затрагиваем вопрос о психологической готовности, которая является окончательным критерием перехода от дошкольного возраста к младшему школьному. Начало подготовки детей к школе падает на дошкольный возраст, причем старший, но в своем исследовании (Сидячева Н.В., 2006), экспериментально доказали, что возможно ее развитие и в среднем дошкольном возрасте, а значит возможно и в младшем дошкольном. Для эффективности формирования психологической готовности, мы полагаем, что первые шаги по ее развитию необходимо начинать развитие с раннего детства, являясь зарождающей ступенью систематического обучения.

Таким образом, проблема развития волевой регуляции у детей раннего дошкольного возраста, представляется нам весьма интересной т.к. является относительно новой для современной психологической науки и при тщательном ее исследовании дает возможность вывести процесс обучения на качественно новый, высокий уровень, непосредственно влияющий на успешность учебной деятельности детей в начальной школе.

Рецензенты:

Виштак О.В., д.п.н., заведующая кафедрой ИСТ, Балаковского института техники, технологии и управления (филиал) ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А., г. Балаково.

Ходакова Н.П., д.п.н., доцент, ГБОУ ВПО «Московский Государственный Гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Москва.

Способы тренировки и развития силы воли

Зачастую люди слишком оптимистично оценивают свои способности и умения. Почти во всем, кроме одного — самоконтроля. Мы считаем, что способны на многое и при этом признаем, что не умеем контролировать себя.

Сила воли — это один из самых важных навыков. Тот, кто сумеет устоять перед ежедневными искушениями, какими бы они ни были, достигнет невероятных успехов. Как ее развивать? Вот 7 способов развития и тренировки силы воли.

1

Развивайте фундаментальные привычки

Каждый не прочь найти волшебную пилюлю, которая решит все проблемы. В области силы воли такой не существует, однако есть то, с чего нужно начать. Это фундаментальные привычки.

Первое — физические упражнения. Казалось бы, что особенного в том, чтобы бегать или поднимать штангу? Но все развивает не только дисциплину в тренажерном зале. Это также делает вас более осознанным в плане питания. Помогает лучше распоряжаться заработанными деньгами. Делает более продуктивными на работе. Позволяет быть более терпеливым с близкими людьми. Физические упражнения приводят к развитию других, часто не связанных, привычек. Когда постоянно занимаетесь, то это влияет на дисциплину и в других сферах вашей жизни.

Не хотите заниматься или не можете заниматься спортом? Развивайте другую привычку: питайтесь правильно, употребляйте овощи и фрукты. Заведите дневник, осмысливайте и планируйте свою жизнь с его помощью. Словом, найдите любую полезную привычку и систематически работайте над ее развитием. Это будет также закалять и силу воли.

2

Выполняйте важные задачи как можно раньше

Это основа тайм-менеджмента и, собственно, принцип для любого разумного человека.

Современные исследования показывают, что сила воли — конечный ресурс. В конце дня вы более склонны «сорваться», чем утром. Речь идет обо всех плохих привычках. Что еще немаловажно — накапливая усталость, вы снижаете силу воли глобально. Вот почему человеку нужна перезагрузка в виде отдыха, медитации, смены деятельности и т.д.

Все это приводит к очень простому совету: сначала делайте самые важные вещи. По мере того, как будет продолжаться ваш день, будет намного сложнее эффективно справляться с делами.

3

Улучшайте силу воли без применения силы воли

Гуру продуктивности Тимоти Феррис говорит, что сила воли переоценена. Как мы уже знаем, у нас ее ограниченный запас, поэтому целиком и полностью полагаться на нее — не самая лучшая идея.

Однако это вовсе не значит, что нельзя ее тренировать и улучшать. В каком случае сила воли расходуется очень медленно? Когда мы формируем привычки. Это нелегкое дело, но при помощи некоторых трюков всего можно достичь. Формируйте свою среду таким образом, чтобы вам не нужно было себя заставлять что-либо делать: не покупайте печенье или как минимум уберите его с глаз долой, чтобы не съесть много.

У вас ограниченное количество энергии, поэтому нужно снизить ее затраты при помощи привычек. Выкладывайтесь только в самых сложных и важных делах.

4

Используйте силу воли, чтобы улучшить силу воли

Сила воли как мышца: когда она истощена, вы устаете и сдаетесь. Но с тренировками эта мышца становится сильнее. Нужно лишь знать, какие действия позволяют развивать ее. Начните с самоконтроля, а не сразу испытывайте свою силу воли на выработке сложных привычек.

Удивительно, но одно исследование показало, что изменение осанки может улучшить вашу силу воли. Стоило испытуемым сесть прямо и прекратить сутулиться, как они стали проявлять больше самоконтроля и начали справляться с задачами, которые не имели никакого отношения к положению тела.

5

Основы: еда и сон

Хоть этот пункт и находится на пятом месте, он является основным. Хотите увеличить запас силы воли? Правильно питайтесь и достаточно спите. Не переедайте, не жертвуйте сном ради других дел. Это и будет отличным началом.

6

Прокрастинация может улучшить силу воли

Вы не должны говорить «нет» каждому искушению. Вы просто можете отложить их. И правда, хватит откладывать только дела, начинайте откладывать и удовольствия. Исследования показывают, что мысль «Не сейчас, потом» гораздо мощнее, чем «Нет, ты не можешь это сделать». Соответственно, отказавшись от забавы, вы сэкономите изрядное количество силы воли.

Все, что угодно, кроме ситуаций, когда вы сдаетесь, может улучшить мышцу силы воли. Отвлекайтесь не от важных дел, а от вероятных развлечений.

7

Если чувствуете, что ничего не получается, то это нормально

Итак, вы собираетесь поддаться искушению. Это не пораженчество, это реальность. Важно лишь то, что вы чувствуете после этого. Чувствуете желание грызть себя из-за того, что дали слабину? Этого нельзя делать ни в коем случае.

Самообвинение снижает самоконтроль. Сострадание к себе и сравнения себя настоящего с собой прошлым наоборот повышает. Еще недавно вы даже не пытались, а сейчас имеете определенные успехи. Ну не чудесно ли?

Самокритика связана с понижением мотивации и самоконтроля. Она также является предвестником депрессии. В итоге ситуация становится хуже, чем была раньше.

Утешьте себя, скажите себе несколько добрых слов. Но это не все: тут же принимайтесь за еще одну попытку. Никаких «я так устал и заслужил отдых». Сострадание к себе в данном случае применимо лишь для того, чтобы взять себя в руки, и продолжить развитие.

Желаем вам удачи!

Ключевые слова:1Психорегуляция

В. И. Селиванов

Воспитание воли школьника

*** 1954 ***

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ КНИГИ

Предисловие ко второму изданию 3

Глава I. Понятие о воле 5

Глава II. Развитие воли у детей 31

Развитие воли у детей до школы

Развитие воли у детей школьного возраста 39

Глава III. Цели и задачи воспитания воли 59

Коммунистическая целеустремленность и принципиальность

Инициатива и самостоятельность 66

Дисциплинированность и организованность 69

Деловитость и настойчивость 74

Решительность и смелость 80

Выдержка и мужество 86

Чувства и воля 92

Привычки и воля 96

Глава IV. Пути и средства воспитания воли 102

Стиль работы школы и учителя

Совместная работа школы и семьи в воспитании воли 108

Педагогические принципы воспитания воли 111

Методы воспитания воли 122

Глава V. Убеждение как важнейший метод воспитания воли 127

Материал для убеждения

Формы и приемы убеждения 132

Глава VI. Упражнение и закаливание воли 149

Развитие и закаливание воли в процессе обучения 150

Развитие и закаливание воли в процессе общественнополезной работы учащихся 159

Развитие и закаливание воли в процессе физических упражнений 168

Глава VII. Методы и приемы стимуляции волевых усилий 174

Требование 175

Поощрение 178

Наказание 181

Контроль и учет 186

Глава VIII. Самовоспитание воли и руководство им 193

ПРЕДИСЛОВИЕ КО 2-му ИЗДАНИЮ

Воспитание воли у детей составляет одну из важнейших задач нашей школы. Подрастающему поколению суждено завершить построение коммунистического общества. Для этого советская молодежь должна обладать сильной, коммунистически воспитанной волей.

Исторические решения XIX съезда КПСС обязывают советское учительство усилить воспитательную работу с детьми, настойчиво прививать им лучшие качества воли и характера.

Наша школа за годы своего существования воспитала миллионы инициативных и настойчивых тружеников, смелых новаторов производства, бесстрашных защитников родины. Лучшие педагоги нашей страны показывают замечательные образцы работы по воспитанию воли детей. Но в массе своей учительство испытывает все же большие затруднения в этой воспитательной работе. У нас, к сожалению, еще мало книг, которые оказывали бы учителю конкретную методическую помощь в формировании у учащихся волевых черт характера.

Настоящая книга предназначена для учителя, в ней освещаются вопросы воспитания воли детей.

Первый раз эта книга была издана в 1949 году. Она встретила благоприятный прием среди учительства и широких масс населения.

Четыре года, прошедшие со времени первого издания, были насыщены новыми успехами в развитии советской культуры, в том числе и в области коммунистического воспитания детей. За этот период педагогическая практика обогатилась новыми образцами работы лучших учителей.

Во втором, переработанном издании книги учтены успехи педагогики, а также критические замечания по первому изданию. Книга содержит ряд глав, которые написаны заново. Другие главы существенно сокращены и дополнены новым материалом.

Автор

Глава I

ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ

Под волей обычно понимают способность человека преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели.

На протяжении всей истории научного познания вокруг проблемы воли шла ожесточенная борьба между материализмом и идеализмом. Идеализм возвел волю в чисто духовную силу, противоположную материи и совершенно независимую от человеческой практики.

Идеалистические теории о воле всегда оправдывали ничем не ограниченный произвол и насилие эксплуататоров. Ныне эти теории поставлены на службу воинствующего империализма. Идеологи империализма с исступленным упорством пропагандируют различные мистические и человеконенавистнические теории о воле с целью отравления сознания трудящихся и оправдания агрессивной политики империалистических хищников.

Диалектический материализм вскрыл всю лженауч-ность и реакционность буржуазных теорий о воле и дал ей единственно правильное научное объяснение. Воля, как и все сознание человека, является функцией мозга, продуктом его сложной работы.

Стремление, желание, намерение, цель — все побуждения к действиям есть не что иное, как отражение бытия, отражение объективного материального мира. «Впечатления, производимые на человека внешним миром, — писал Энгельс, — выражаются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, волевых движений, словом, в виде «идеальных стремлений»

Побуждения и цели человека, определяющие направленность и характер действий, имеют источник не в сознании человека, а во внешних условиях жизни людей. «На деле цели человека, — писал Ленин, — порождены объективным миром и предполагают его, — находят его, как данное, наличное. Но кажется человеку, что его цели вне мира взяты, от мира независимы…»

Величайшей заслугой марксизма является открытие объективных законов развития общества. С открытием исторического материализма связано научное понимание воли. Марксизм доказал, что общественная жизнь не нагромождение случайностей, а исторически необходимый процесс. Материальная, экономическая жизнь общества существует независимо от воли людей, а духовная жизнь общества, общественные идеи, теории, взгляды, цели и намерения есть отражение объективного бытия людей. Главной движущей силой истории, учит марксизм, являются не отдельные лица и герои, а народные массы. История общества есть история борьбы классов. Классовая борьба неизбежно ведет к диктатуре пролетариата, к социализму.

Человек с его идеями, чувствами, стремлениями и действиями — не абстрактное существо, а «совокупность общественных отношений» (Маркс), продукт общественной истории, сын своей эпохи, представитель определённого класса. Общественное бытие определяет сознание и волю людей.

Онлайн-курсов вокруг множество, а вот закончивших их — гораздо меньше. Мы знаем, что учиться можно всю жизнь, да вот беда, если перед нами не маячит экзамен, мы перестаём куда-то двигаться. Уехать работать под пальмы сегодня просто, а вот соблюдать дедлайны, нежась в шезлонге у моря, гораздо сложнее. Сила воли становится основным качеством успешного человека. Педагог и психолог Ирина Беляева рассказывает, можно ли её измерить и — самое главное — как воспитать её в ребёнке.

Что такое сила воли и откуда она берётся

Проявляя силу воли, человек воздерживается от нежелательных действий («я не буду») или предпринимает такие («я буду»), которые не приносят ему удовольствия и, даже наоборот, заставляют прилагать усилия (решить ещё 10 задач по алгебре или проплыть ещё 3 километра) для достижения цели («я хочу»).

Роберт Сапольски, нейробиолог из Стэнфорда, считает, что сила воли — биологический инстинкт, призванный защитить нас от нас самих и наших сиюминутных желаний. А раз это врождённое качество, то где-то в нашем мозгу должны быть структуры, которые управляют им. И они есть. За такие вещи, как способность удерживать цель, корректировать движение к ней, контролировать своё поведение, подавлять инстинктивные порывы, отвечает префронтальная кора головного мозга. Её исполнительная функция — сознательный контроль мыслей, чувств и эмоций.

То, что в нас зашит механизм, который склоняет нас выбирать более сложные задачи и защищает от самих себя и сиюминутных желаний, — хорошая новость. Но ещё радостнее знать, что мы можем влиять на работу этого механизма, делать себя сильнее и в итоге — счастливее.

Время, когда мы обсуждали, предопределяет ли размер мозга нашу гениальность, позади. Мы можем выращивать свой мозг, выполняя определённые упражнения

Префронтальную кору можно укрепить как бицепс или мышцы пресса, и, хотя результаты не будут заметны невооружённым глазом (к счастью, у нас есть МРТ), наша жизнь может измениться кардинально.

Почему нельзя закалять волю с рождения

Воодушевлённые новым знанием родители могут броситься закалять характер ребёнка буквально с рождения, но существуют законы природы, которые мы не можем обойти. В дошкольном возрасте нейронные связи в префронтальной коре только формируются, поэтому дети до 6-7 лет практически не способны к самоконтролю. Им нужна помощь взрослого.

Мы можем уже в раннем детстве обеспечить ребёнку максимально благоприятные условия для развития мозга. Внимательное отношение, регулируемый стресс, отклик на его желания, уважение к чувствам и настроению, предсказуемое окружение — всё то, о чём нам рассказывает теория привязанности, вкупе со здоровым образом жизни обеспечивают идеальные условия для развития мозга, а значит, и силы воли.

Получается парадокс. Хотите вырастить героя со стальной волей? Носите его на руках, будьте рядом, позволяйте плакать и утешайте в раннем детстве. Следующим шагом будет изучение и приручение чувств. В возрасте 3-6 лет мы вместе с детьми погружаемся в океан эмоций и пытаемся научиться в нём жить, плыть и даже управлять течениями. И лишь после этого этапа стоит серьёзно заниматься прокачкой воли.

Сила воли — это мышца, которую можно нарастить

Важно помнить два основных правила тренировок: чтобы достичь успеха, заниматься нужно регулярно. Будут взлёты и падения, но в целом именно регулярность даёт устойчивый рост. При этом чрезмерные нагрузки показывают противоположный результат. Усталое тело сложно заставить заниматься спортом, и любой спортсмен будет заботиться о своём здоровье и режиме. То же самое с мозгом. Усталая психика не может напрягаться.

Если вы хотите закалять волю, следите за тем, чтобы избегать стрессов, высыпаться и быть в хорошей физической форме

Если у ребёнка хронический стресс из-за напряжения в школе или неурядиц в семье, сначала важно восстановить гармонию, а потом думать обо всём остальном. Вы же не будете обливать ледяной водой и отправлять бегать по снегу человека с бронхитом?

Если мы уверены в своей хорошей психической форме, можно переходить на следующий этап: наращивать нейронные связи, использовать новые ментальные установки, прибегать к лайфхакам, помогающим управлять собой, и уверенно идти к цели.

1. Расскажите ребёнку, что такое сила воли и для чего она нужна

Выберите цель — предложите несколько или спросите у него, чему он хочет научиться. Определите срок достижения цели и то, как вы будете измерять успех. Простой чек-лист на неделю или месяц творит чудеса. Расскажите, что иногда будет сложно и предложите варианты, как бороться с трудностями, поддерживайте и любите. Поймите, что всё желаемое, всё, чему он хочет научиться, уже есть в вашем ребёнке. Осталось только пробудить и раскрыть эти умения и навыки. В нас всегда скрыто больше, чем видно снаружи и даже чем мы думаем сами. Помогите внутренней силе выйти наружу, и ваши дети поймут: в этом мире для них нет ничего невозможного.

2. Научите ребёнка мыслительным упражнениям

Оказывается, существуют несложные мыслительные упражнения, которые позволяют увеличить мозг. И заниматься ими можно с раннего детства (в садах США, Европы и даже России начинают с 4-5 лет). Этот подход известен под названием майндфулнесс, или «управление вниманием». По сути майндфулнесс — техника восточной медитации, но освобождённая от какого-либо философского или религиозного налёта. Осознанное управление своим вниманием помогает противостоять тому, что отвлекает нас изнутри (мысли, желания, чувства) и снаружи — звуки, запахи, люди, образы. Согласитесь — важное умение для любого школьника.

В сети легко найти десятки упражнений, но начать можно с самого простого — с фокусировки на своём дыхании. Заведите себе и ребёнку «дыхательного друга» — это может быть небольшая мягкая игрушка. Положите её ребенку на живот и предложите сделать глубокий вдох — так, чтобы живот поднялся, и медленный долгий выдох: «дыхательный друг» будет подниматься и опускаться вместе с животом.

Здорово, если выдох будет примерно в два раза длиннее вдоха, — это снижает вариабельность сердечного ритма и приводит нас в состояние покоя и сосредоточенности. Но можно и просто дышать в том ритме, который комфортен. Важно постоянно ловить ускользающий луч внимания и направлять на дыхание. Это простое упражнение не только поможет растить кору мозга, но и сослужит вам и детям хорошую службу в стрессовых ситуациях.

3. Объясните ему, что ошибки — это нормально

Сила воли предполагает, что человек будет проходить испытания и справляться с вызовами, не имея немедленного позитивного подкрепления. Если вы уверены, что в итоге получите то, чего хотите — бороться за это гораздо проще. Кэрол Дуэк в своей книге «Гибкое сознание» подробно рассказала, как именно ментальные установки влияют на успех детей в учёбе и в жизни.

Установка на данность: «тебе дано», «тебе не дано», «ты — математик, актёр, художник, неудачник» — путь в никуда. Важно постоянно транслировать детям установку на рост. Если сегодня у тебя 18 ошибок в сочинении, значит тебе есть куда расти и ты не боишься браться за сложные задачи. А если у тебя всегда только пятёрки, может быть, ты просто не пробовал сделать что-то по-настоящему сложное.

4. Заставьте ребёнка поверить в успех и в себя

Ошибки помогают лишь тем, кто в себе уверен. И это как раз задача родителей: выстроить обратную связь с детьми так, чтобы они любили свои ошибки, легко принимали вызов, знали, что могут всё. Вопрос лишь во времени и усилиях. Психологи называют это самоэффективностью — уверенность в своей способности изменить ситуацию к лучшему и достичь цели. Если ты веришь, что у тебя есть навыки и задатки для достижения желаемого и продвижение к успеху зависит от тебя, а не от окружающих условий, то ты скорее склонен делать то, что неприятно и тяжело.

Многие считают, что самоэффективность важнее мотивации. Какой смысл хотеть, если ты не веришь, что сможешь получить это? Классический путь к повышению самоэффективности: поставить цель, приложить усилия, тренироваться, получить обратную связь. И это совсем не обязательно должны быть школьные успехи. Даже наоборот, спортивные достижения или прикладные умения более наглядны, чем продвижение по академической лестнице. Возможно, вы учитесь садиться на шпагат, кататься на лыжах или плести макраме, важно, чтобы результат был налицо и вывод «я — смогу, если приложу усилия» напрашивался сам собой.

В подобных упражнениях помогут различные чек-листы, моральная поддержка, напоминания и фиксация промежуточных результатов. Сила воли — мышца. Прокачав её в сфере, которая доставляет удовольствие и радость (будь то футбол или пение по нотам), вы сможете использовать этот потенциал при подготовке к ЕГЭ.

5. Правильно поддерживайте ребёнка

В любых тренировках бывают взлёты и падения, и сила воли не исключение. Это — нормально, это — жизнь. Но как мы реагируем на неудачу? Вчера казалось, что дочь так искренне приняла решение делать уроки до проверки мессенджеров, а сегодня она снова сидит в телефоне уже второй час, хотя учебники даже не доставала. Ну, конечно, она хотела только на минуточку заглянуть и вдруг оп — пролетело два часа. Хочется рассказать ей всё, что по этому поводу думаешь, обвинить в безволии, нарушении договора, пригрозить страшным будущим дворника. Но именно это делать не надо.

Келли Макгоникал в своей книге «Сила воли. Как развить и укрепить» описывает эффект «какого чёрта». Все мы срываемся, но если при этом ругаем себя и обвиняем в неспособности следовать задуманному, часто следующей мыслью идёт: «Какого чёрта! Я уже съел пирожное, можно приняться и за торт!». То же самое и в случае с уроками: «Мама будет ругать в любом случае — можно доиграть эту миссию». «Я уже не успею сделать весь английский, так зачем браться за домашнее чтение». Да, я такой, а раз я такой, то нет смысла стараться прыгнуть выше головы — всё равно ничего не выйдет.

Что можно сделать? Для начала выйти и подышать, а когда успокоитесь, вернуться и мягко напомнить, что дочь вроде бы собиралась поступать иначе. Да, сорвалась — бывает, но это нестрашно, важно просто начать сначала. Ну и, может быть, выключать звуковые уведомления на телефоне.

6. Напоминайте о цели, когда хвалите

В той же книге Макгонигал описывает эксперимент, в ходе которого проверяли, как изменение фокуса внимания влияет на наше поведение. Исследователи общались с женщинами, которые хотели похудеть. После недельной работы над собой в спортзале одних хвалили, подчёркивая их заслуги и тяжёлый труд, вторым же напоминали о цели. Им говорили, что результат — стройная фигура — для них, очевидно, важен, раз они готовы так много тренироваться. После этого разговора женщинам предлагали выбрать булочку или фрукт.

Те, кого хвалили за тяжёлый труд, чаще выбирали сладкое («я имею право на награду!»), чем те, кому напомнили о цели

То есть когда после очередной победы дочки на математической олимпиаде хочется воскликнуть «Ты — математический гений! Супер!», то стоит добавить и другое. «Такой результат показывает, что ты неплохо поработала, ведь для тебя важно твоё продвижение в алгебре». А что делать, если ребёнок занял последнее место? Тогда можно сказать: «Ты принял вызов и пошёл туда, где тебе сложно, и есть место для роста. Это — мужественное решение. Если будешь продолжать в том же духе, ты добьёшься успеха и получишь всё, что хочешь».

7. Вводите новые привычки постепенно

Очень часто мы принимаем неверные решения из-за того, что обещаем себе начать новую жизнь только с января или понедельника. Сегодня можно позависать в YouTube, просматривая любимых стримеров, а к экзамену начать готовиться завтра.

Это нормальный подход, но он ведёт в никуда. За день до экзаменов вдруг обнаруживается, что весь последний месяц был отдан Youtube, а не геометрии. А раз время безвозвратно упущено, значит, и этот последний день можно провести в сети, ведь «перед смертью не надышишься». Типичная история. Важно просто знать об этом и рассказывать детям.

Попробуйте договориться учиться меньше — полчаса, двадцать минут, но ежедневно. Предложите ребёнку заниматься зарядкой по утрам всю неделю ровно столько, сколько он сделает в понедельник. Пусть это будет десять приседаний и два отжимания, но ежедневно. Секрет искусства маленьких шагов не в том, чтобы совершать глобальные подвиги, а в том, чтобы уметь вводить новые полезные привычки в повседневную жизнь.

8. Не забывайте напоминать про успех в итоге

Если отчётливо представлять себя за фортепьяно в Карнеги-холле, возможно, ежедневные упражнения будут не столь утомительны. Вообще при определении цели помогает увидеть и подробно описать, что мы получим в результате. Заветный пьедестал, способность легко говорить на новом языке и поездка в любимую страну, поступление в школу мечты, главная роль в пьесе?

Чем чётче мы увидим свершившееся, тем легче нам будет поверить, что это возможно. Наша самоэффективность возрастёт. Помогает и предвкушение награды: все знают о силе и опасности дофамина (Гормон, который вырабатывается в больших количествах во время положительного опыта — к примеру, секса или приёма вкусной пищи. — Прим. ред.), но он вполне может стать нашим другом, если, выполняя необходимые рутинные задачи, мы предвкушаем приз. У каждого это может быть что-то своё — компьютерные игры, мультики, футбол с друзьями, болтовня с подругой.

9. Подавайте пример и начните с себя

Мы созданы так, что невольно подражаем окружающим. То есть, если в семье приняты утренние пробежки, хайкинг и спортивные игры в выходные, а по вечерам все что-то учат или творят — с большой долей вероятности ребёнок подхватит этот «вирус». Так что и тут работает универсальный совет: «Хочешь научить чему-то ребёнка, начни с себя». Но даже если вдруг у вас нет времени или сил на подобный образ жизни, отчаиваться рано. Можно найти хорошую компанию: кружок, секцию, школу в конце концов.

Спортивные занятия считаются универсальным и самым эффективным способом тренировки воли, так как в них легко ставятся цели, определяются шаги к их достижению и измеряется результат. Но и тут важно не переусердствовать.

Вдохновляют нас на подвиги не только соседи и папа, но и супергерои (подробнее об этом рассказывает Джейн Макгонигал в книге SupperBetter) или кумиры, с которыми мы никогда не встречались, но хотим быть на них похожи. Важно, чтобы образ героя в нашей голове имел очень ясные очертания. Определившись с примером для подражания, хорошо бы понять, какое именно его качество вы хотели бы развить в себе. Скорее всего, оно уже есть в вас, но просто пока спит. Мысли о любимом персонаже и том, как он поступит в той или иной ситуации, могут серьёзно поддержать в момент сомнений.