Развод православие

Иудеям был разрешен развод «по жестокосердию», в Евангелии Христос единственной причиной для развода называет прелюбодеяние. Однако в Православной Церкви есть целый перечень причин, по которым дозволяется разводиться. Почему? Отвечает иерей Димитрий ПАШКОВ, старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе.

Развод по-христиански

Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами к расторжению брака в Русской Православной Церкви могут быть:

1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).

2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.

3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).

4. Заболевание проказой или сифилисом.

5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года — если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).

6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий… или тяжких угрожающих жизни побоев… или важного для здоровья вреда).

8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.

9. Вступление одного из супругов в новый брак.

10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).

Причина номер один: смерть

В Православной Церкви брак может быть прекращен по двум основным причинам. Первая — смерть одного из супругов. В этом случае брак прекращается физически и овдовевший супруг может вступить в новый брак по изволению, данному апостолом Павлом (см. 1 Кор. 7: 8-9). Вторая причина — это измена святым клятвам брака, прелюбодеяние. В этом случае брак прекращается юридически. Разводом в строгом смысле слова можно называть все то, что следует из второй причины. То, что проистекает из первой причины — смерти одного из супругов или пропажи без вести, — правильнее называть прекращением брака.

В результате накопления исторического опыта Церковь сформулировала на основании двух первоначальных причин ряд других, исходя в своем отношении из принципа икономии — снисхождения и милости к людям. К смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшийся супруг признается вдовцом и не обязан томиться дальше в безнадежном ожидании. Точно так же смотрели на невиновного супруга в случае осуждения другого супруга на каторжные (пожизненные, как правило) работы.

Однако, определяя причины для разводов, Церковь исходит из того, что все вышеперечисленные поводы являются для одного из супругов только возможностью, а не требованием. В Российской империи при осуждении к ссылке в Сибирь невиновному супругу обязательно ставился вопрос, не желает ли он последовать в ссылку за осужденным. Сам отказ уже расторгал брак, после чего для этого супруга мог наступить новый . Жены декабристов, например, могли воспользоваться своим правом и потребовать расторжения брака, однако, как мы знаем, некоторые этого не сделали. И сейчас, если муж прощает измену жены или жена готова жить с супругом, больным СПИДом, то ни о каком разводе речи быть не может.

Конечно, идеалом является только первый брак, который несет на себе печать Таинства, во образ уникального союза Христа и Церкви (см. Еф. 5: 23-33). Второй брак, строго говоря, не является уже Таинством — сам чин второго брака не радостный, а покаянный, — но не исключает супругов из церковной общины. Мы знаем, что апостол Павел даже на брак вдовиц смотрел не очень благосклонно. Но к ак апостол позволяет в виде снисхождения к немощи второй брак вдовцу, так же дозволяется новый брак и этим, условно говоря, вдовцам, потерявшим навсегда своих супругов.

Расширительное толкование измены

В своем определении причин для развода Церковь всегда исходила из слов Христа о том, что единственная причина для развода — прелюбодеяние (см. Мф. 19: 9) . Однако в истории Церкви понятие измены имело разные степени. Так, в VI веке в Византии прелюбодеянием считалось, например, если жена провела ночь вне дома своего мужа или родителей. И такая историческая условность была принята всем церковно-гражданским обществом того времени: «Так поступать не стоит, ибо квалифицируется как прелюбодеяние».

Из расширительного толкование измены выводится ряд других причин для развода. К измене приравнивается, например, если муж понуждает свою жену к прелюбодеянию. Еще одна причина для развода, которая выводится из нарушения самих клятв при вступлении в брак — о взаимной любви и верности, — если один супруг покушается на жизнь другого. Сюда же можно отнести тяжкие побои и издевательства. Кроме того, муж имеет право подать на церковный развод, если жена сделала аборт или имеет непреклонную волю этот аборт сделать. Симметрически можно сказать, что и жена имеет право просить развода, если муж принуждает ее к аборту.

Заболевание сифилисом, проказой, СПИДом указываются как возможные причины для развода потому, что их наличие делает супружескую близость между супругами невозможной. Конечно, брак возможен и без близости, но в таком случае он будет опираться на согласие здорового супруга. Если согласия нет, то Церковь, снисходя к его слабости, не имеет морального права его заставлять, потому что физическая близость является одной из важнейших составных частей брака. При этом не нужно путать неспособность к физической близости и неспособность к деторождению. Бесплодие не является уважительной причиной для расторжения брака.

Развод по взаимному согласию?

Однако сегодня самая распространенная формулировка причины развода — развод по взаимному согласию. В императорскую эпоху истории Церкви, которая длилась от Константина Великого до 1917 года, такой развод был возможен, только если он совершался ради более высокого нравственного идеала. То есть если муж и жена после развода вступали в монастырь и если они при этом они обеспечивали своих детей наследством. Правда, и в поздней Византии были прецеденты, когда разводили и по непреодолимой взаимной ненависти, то есть когда супруги заявляли о том, что они не могут больше терпеть немощи друг друга. Такие разводы известны из практики известнейшего церковного канониста XIII века архиепископа Димитрия Болгарского.

Конечно, такая причина для развода свидетельствует о глубокой христианской незрелости или о полном расцерковлении.

Что делать Церкви с теми, кто пришел за разводом? Нужно понимать, что мы переживаем эпоху второго крещения Руси. Есть люди, искренне пришедшие в Церковь, есть те, для которых это осталось формальностью. Они приняли Таинство Крещения, однако, что такое церковная жизнь, ее таинства, им непонятно и они не стремятся это узнать, не исповедуются и не причащаются. Поэтому нужно разделять приходящих за разводом людей на две категории: воцерковленных, которых можно судить по церковному законодательству и для которых это будет что-то значить, и на тех людей, которые только считают себя православными (потому что крещены). В императорскую эпоху, например, до 1904 года, в Российской империи прелюбодей навсегда терял право вступить в следующий брак, и такое наказание для людей тогда еще что-то значило. Сегодня церковные наказания смягчены, оставляют за собой только духовную природу (отлучение от Причастия), и это мало трогает тех, кто не прибегает к таинствам и не понимает их смысла. В случае с прелюбодеянием мы должны были бы действовать по последнему постановлению Церкви на этот счет (от 1904 года), согласно которому прелюбодею после исполнения наложенной на него епитимьи разрешается вступить в брак еще один раз. Если же он и после этого прелюбодействует, то навсегда теряет возможность жениться. Однако это имело бы смысл только для человека воцерковленного. Сегодня мы не можем найти оснований для удовлетворения исков о разводе людей, которые только называют себя православными. Эта огромная часть абсолютно нецерковных людей нуждается в особом подходе, который Церкви еще только предстоит выработать.

Кирилл МИЛОВИДОВ

Как пережить измену?

Вопрос читателя:

Здравствуйте! В 2011 году совершила огромную глупость: обвенчалась по гордыне (думала: теперь уж все, Господь должен счастья дать) с малознакомым человеком, который за месяц брака обобрал мою семью и исчез в неизвестном направлении. Потом я узнала, что он болен — игрок, а женитьба для него — бизнес. До сих пор мыкаюсь, исповедуюсь… Но мира в душе нет. И как получить прощение от Церкви, как перед Богом разобщить этот «союз»? Спасибо.

Отвечает игумен Андрей Мороз:

MmorozЗдравствуйте Елена! Очень хорошо, что Вы сами диагностируете ситуацию словами «глупость», «гордыня», «должен счастья дать», «женитьба для него бизнес». Ваша ситуация отчасти хрестоматийная, но от того не становится менее трагичной. Когда мы выбираем своего супруга, как правило, мы бываем малоопытными и малоосведомленными в вопросе семьи и слабо представляем, на чем основываются у каждого из нас семейных ценности.

В Вашем случае имело место еще и магическое представление о действии таинства Брака — что оно исправит и осыпет из «рога изобилия». Но христианский брак — это совместное хождение супругов перед Богом на пути ко спасению. Во подобных затруднительных ситуациях мы можем уточнить позицию Церкви в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Вашего вопроса касается 10 глава этого важного церковного документа: «Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9).

Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям. Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи. Происходящее становится подлинной трагедией для личности и народа. Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод. Священнослужители также призваны проводить беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага. К сожалению, иногда по причине греховного несовершенства супруги могут оказаться неспособными сохранить дар благодати, воспринятой ими в Таинстве Брака, и уберечь единство семьи. Желая спасения грешников, Церковь дает им возможность исправления и готова после покаяния вновь допустить их к Таинствам».

Далее «Социальная концепция» со ссылкой на «Определение о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» Поместного Собора нашей Церкви 1918 года содержит ответ на Ваш вопрос и называет поводы к признанию церковного брака утратившим силу: прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или тяжелыми венерическими заболеваниями, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

В Вашем случае можно посоветовать обратиться к приходскому священнику храма, в котором Вы являетесь прихожанкой, и в беседе рассказать все обстоятельства, которые привели к распаду семьи. Если будет установлен факт Вашей невиновности в расторжении брака, правящий архиерей вашей епархии может дать Вам благословение на вступление во второй церковный брак.

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Как показывает статистика, количество разводов в нашей стране неуклонно растет. 40% разводов приходится на первые 4 года совместной жизни, наибольшее количество браков распадается у людей в возрасте 18 – 35 лет, каждый второй брак в России заканчивается разводом – за этими сухими цифрами стоят неудавшиеся человеческие судьбы, брошенные дети. К сожалению, эта беда касается и православных людей – венчание не всегда оказывается залогом счастливой семейной жизни.

О проблеме разводов мы решили поговорить с протоиереем Владимиром ВОРОБЬЕВЫМ, настоятелем храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецах, ректором Свято-Тихоновского Православного университета.

Развод – свидетельство о смерти

– Как Вы думаете, развод – это трагедия или праздник свободы? Благо или зло?

Фото Юлии Маковейчук

– Конечно, развод христианской (да и любой) семьи – это никакой не праздник свободы, а беда и… духовная смерть обоих супругов, ведь семья является единым организмом. А когда умирает любой организм, это всегда трагедия.

Но часто случается, что брак уже фактически распался, убитый грехами супругов. И его насильственное соединение просто невозможно, даже опасно. Для таких пар развод действительно является освобождением.
– Это мало у кого вызывает сомнение. Но, не так давно, беседуя в школе со старшеклассниками, я услышал неожиданный вопрос, на который хотелось бы услышать именно Ваш ответ: мама и папа у мальчика – венчанная пара. Но, к сожалению, через некоторое время папа начал сильно выпивать. Как Вы думаете, стоит ли разводиться этим людям? Или мама все же сможет спасти папу, вытащить его из алкогольной ямы?

– В данной ситуации надо разбираться подробно. Однако, судя по всему, спасти этого несчастного человека может лишь Господь и собственная супруга. В данном вопросе есть особая глубина. Ведь в мире действует Промысл Божий, который зачастую направляет зло во благо.

Существует расхожая поговорка: «Не согрешишь – не покаешься», и она, поверьте, появилась не случайно. Безусловно, это вовсе не означает, что для покаяния надо специально грешить.

Я думаю, глубинный смысл этой фразы в том, что грех часто так травмирует, так тревожит душу, что человек оказывается более близким к покаянию, чем в евангельской притче, где благополучный фарисей с окамененным сердцем, который, согласно Евангелию, молился так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Евангелие от Луки, глава 18 стихи 11-13).

Поэтому я полагаю, не нужно путать те обстоятельства, которые привели ко греху, с его сутью, не смешивать повод с причиной.

Например, ответьте мне однозначно на вопрос, является ли убийство грехом? Первый порыв ответить: «Естественно, да!» Хорошо, задам второй вопрос: «А если вы убили бандита, защищая от него женщину с ребенком»? Ответ уже не так очевиден… Естественно, с точки зрения Православной Церкви, грехом и злом является любое убийство, но, я думаю, суд Божий будет зависеть от мотивации убийцы… Одно дело – ограбить инкассаторский броневик ради наживы, а другое – защищать на войне женщин и детей. Или мы, следуя философии Льва Николаевича Толстого, должны не сопротивляться злу и греху насилием, даже если насилию подвергается твоя мать, супруга, сестра?..

Так и в случае развода: само по себе расторжение брака – это зло.

Но очень часто оно является, например, следствием измены одного из супругов. Поэтому Сам Господь говорит, что единственный повод для развода – это измена (см. Евангелие от Матфея, глава 19, стих 9). Или если муж приходит домой пьяный и избивает жену, кто же может сказать ей: «Терпи, потому что ты венчанная»? Какой же это брак? Развод здесь никакое не благо и не убийство семьи, а просто констатация давней или недавней ее смерти.

Счастливы по-своему?

– Кстати, Вы упомянули Толстого, у которого есть известная фраза, что все счастливые семьи – счастливы одинаково, а все несчастные – несчастны по-разному. Можно ли все же подвести общий знаменатель под причинами разводов?

– Действительно, в самом начале романа «Анна Каренина» Толстой написал такие слова, но, я думаю, это обычный литературный прием. На самом деле, и счастливые семьи могут быть счастливы совершенно по-разному. Я думаю, общим знаменателем развода является отсутствие любви.

Когда иссякает любовь, начинается процесс умирания семьи. Это может происходить, опять же, по-разному: ужасные отношения между супругами, измена или непотребное поведение одного из них. Например, муж начинает пьянствовать и, тем самым, делает их жизнь пыткой, хотя его, мужчину, никто не обижает. Или, наоборот, непотребно ведет себя жена. Вариантов масса, но всегда есть оскудение, уход, потеря любви.

– А как, по Вашему мнению, удержать любовь, не допустить ее оскудения?

– Апостол Иоанн в письмах к первым христианам – своим ученикам написал такие слова: «Бог есть любовь» (1 Послание апостола Иоанна глава 4, стих 8). Поэтому подлинная любовь имеет Божественную Природу, и ею человек живет лишь по дару Божьему. В русском языке словом «любовь» называют самые разные проявления взаимоотношения полов. Ведь, согласитесь, можно любить мороженое, а можно – жену.

Но в греческом языке, на котором и написано Евангелие, есть несколько слов, обозначающих любовь. Господь и апостолы, говоря об отношениях в браке, употребляют наименование «агапе». Источником такой любви является Бог.

Да, влюбленность, половое влечение – естественно, однако оно быстро проходит. Это нормальные, но временные чувства. Они похожи на красивый и яркий цветок, который существует лишь для того, чтобы дальше появился плод. Посмотрите, как красиво цветут яблони, но кушаем-то мы не эту красоту, а яблоки. В семейной жизни таким съедобным плодом является любовь. Ее даже нельзя назвать чувством. Подлинная любовь – это устроение сердца, благодатный Божий дар. Она бескорыстна, она отдает себя другому, поэтому у нее жертвенная, крестная природа.

Посмотрите на пример святых: такие люди любили всех, весь мир – и добрых, и злых. Человек, имеющий настоящую любовь, может пожертвовать всем, даже собой, ради совершенно незнакомца. С ее помощью супруги становятся единым духовным организмом. Дар такой любви они получают в Таинстве Брака или Венчания.

– Возможно, я задам наивный вопрос, однако, он интересует многих людей. Дело в том, что у меня есть много знакомых, которые после Венчания разводятся буквально через год или два. Получается, в Таинстве Брака Господь не дает гарантии долгой и счастливой семейной жизни в любви и согласии? Но почему?

– Господь вообще никаких гарантий не дает, потому что Он дал человеку свободу воли, а подобный «страховой полис» свыше лишил бы нас ее.

Любое Таинство, в том числе и Венчание, дает благодать, которую человек принимает сознательно и свободно. Таинство Брака соединяет людей воедино, в один духовный организм – семью. Причем, этот дар обладает свойством вечности. Но человек по своей свободной воле может взять и разрушить то, что получил. И тогда можно лишь констатировать, что брака нет.

Ту благодать, тот дар, который супруги получают в Таинстве Брака, можно сравнить со свечкой, с маленьким огоньком, который можно потушить и растоптать, а можно беречь, пока из него не разгорится костер. Поэтому само по себе Венчание ничего не гарантирует, так же как и Таинство Крещения не гарантирует причисления к лику святых. Просто Господь дал нам такую возможность, такой дар – родиться в новую жизнь, стать если не святыми, то добрыми и благородными людьми.

Посмотрите на физическое рождение: сам по себе этот радостный факт вовсе не означает, что человек не будет болеть и безбедно жить. Для того чтобы он вырос, младенца нужно питать, беречь, заботиться, а если вдруг заболеет – лечить. Так и благодать, полученную в любом Таинстве, нужно «вырастить».

«Насильно мил не будешь»

– Отец Владимир, а если подойти к этому вопросу с другой стороны: почему многие семьи, не венчаясь, не имея этого огонька, более того, иногда даже без штампа в паспорте живут в «гражданском браке» до конца своих дней и любят друг друга?

– Такие семьи, безусловно, есть, и мне, как священнику, часто приходилось с ними общаться. Но в чем особенность таких семей? Массово они стали появляться в XX веке, когда при советской власти люди потеряли веру в Бога. Однако подсознательно супруги жили по-христиански и сохраняли традиции христианской нравственности, доставшиеся им от верующих родителей, которые жили в дореволюционное время, в другую эпоху. Несмотря на то, что в советские времена такие браки не венчались (да и при желании совершить Таинство, в то время это было крайне затруднительно), они жили полноценной семейной жизнью, супруги были верны друг другу, хорошо воспитывали своих детей.

Такие пары можно лишь похвалить, и Церковь не называет их блудниками, а признает их союз законным браком. Но одновременно Церковь проецирует его в вечность, и ставит вопрос: «А какова же будет судьба данной семьи за пределами земной жизни?» И отвечает: «Да, есть прекрасные, любящие друг друга люди, но ведь они не верят в Бога, в жизнь после смерти. Так можем ли мы надеяться, что после своей кончины они попадут в рай, в который они сами не верят?» Вряд ли. Есть замечательная поговорка: «Насильно мил не будешь», и Господь никого не тащит насильно в рай. Если люди добровольно отказались от Бога здесь, почему Господь там станет пренебрегать их свободным выбором и требовать от них веры?

Именно поэтому, несмотря на добрую и высоконравственную жизнь супругов на земле, такой брак, такая любовь не входит в вечность. Здесь она и остается, возможно, только лишь в памяти родственников и друзей. Пока люди были живы – брак существовал, а после смерти прекратился, потому что они сами не могли и не хотели дать своему союзу вечное измерение. Только лишь в этом отличие благополучного «гражданского брака» от такого же, но освященного Церковью.

– Но, Вы говорили, что если супруги верующие и брак освящен Церковью, это вовсе не означает, что их союз будет вечным…

– Чтобы лучше понять смысл христианского брака, почему подлинная любовь между верующими супругами пребывает вовек, лучше обратиться к истории Церкви. Сегодня Венчание многие воспринимают просто как красивое и пышное представление. Однако в первые века истории Церкви оно совершалось совсем по-другому. Люди, вступающие в брак, получив благословение епископа или священника, объявляли о своем решении перед верующими на Литургии, причащались, а в это время церковная община молилась за них. То есть с первого же момента браку давалось евхаристическое измерение.
– А что значит «евхаристическое измерение»?

– Евхаристия – вершина богослужения и его самая главная часть. А в самом начале Евхаристии (Литургии) священник произносит такие слова: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святого Духа ныне и присно и во веки веков». Что они означают? Царство Божие, казалось бы, такое далекое и недосягаемое, спустилась сюда, на землю. И в момент самого причащения Тела и Крови Христа священник говорит, что это причастие человек принимает «в жизнь вечную».

То есть уже здесь, на земле, люди становятся «гражданами» вечного Царства Божьего. И супруги, причащающиеся на Литургии, не исключение: их брак получает вечное измерение – отныне они всегда будут вместе, даже после смерти. Действительно, если они всей душой и сердцем, всеми желаниями и помыслами устремлены к Богу и хотят вечно быть вместе, неужели Господь их там разведет?!

Когда уже не праздник…

– А если венчанный человек женится или выходит замуж второй или третий раз?

– Он разрушает единство, теряет ту благодать, которую дал ему Господь. Церковь никогда не приветствовала разводы и повторные браки, а если и разрешала, то лишь из человеческой немощи, по слову апостола Павла: «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Послание к Коринфянам 7 глава, стих 9).

Однако это нисхождение всегда сопровождала епитимья – отлучение от Причастия минимум на год. Посмотрите чинопоследование второго или третьего венчания. Это уже не праздник, а сплошные покаянные молитвы… Ведь человек нарушил свои обещания. Во время Таинства Брака он просил и получил от Бога дар, но попрал его, изменил. Эта измена заключается в недостатке веры и любви. Именно поэтому, венчаясь второй или третий раз, человек не радуется, а кается.

– Кто, по Вашему мнению, чаще виноват в разводе: мужчина или женщина?

– Конечно, как правило, развод – это вина двоих, хотя не редко и одного. Например, муж изменяет жене. Она его любит, пытается построить семью, а он живет на две семьи. В ком причина? Думаю, в мужчине. И здесь женщина должна либо смиряться, согласиться жить на две семьи, либо, как делают большинство, разводиться. Бывает, наоборот, муж хороший семьянин, а женщина – «разгуляй». Так что однозначно ответить на этот вопрос нельзя.

С одной стороны, мужчин в России намного меньше, чем женщин, но последние, наверное, больше дорожат семейной жизнью. С другой стороны, одной из основных причин потери стабильности семейной жизни является эмансипация женщин, понятая как формальное уравнивание их прав. Поэтому, женщины перестали понимать по-христиански свою роль в семье и стремятся только к юридическому равенству с мужчинами.
– Христос указал лишь одну причину для развода – измену. Почему же, чем дальше развивалась и росла Церковь, тем этих причин становилось всё больше? Сейчас, по-моему, их уже несколько десятков…

– Православная Церковь относится к разводам, конечно, отрицательно, но по факту, в пастырской практике она довольно-таки легко сегодня принимает то, что существует: никаких серьезных прещений (наказаний) на тех, кто разводится, не накладывается.

Случаи повторного Венчания и вступления в брак встречаются довольно часто. Нельзя сказать, что Церковь потакает этому, но, во всяком случае, прежней евангельской строгости нет.

Я думаю, причиной этого является XX век, когда в условиях гонений Церковь не могла адекватно реагировать на происходящие изменения в сознании общества: те, кто еще недавно учился в духовных семинариях, начали стрелять в иконы… Церковной реакции на это в условиях гонений, по понятной причине быть не могло. А сегодня, после того, как в XX веке люди уже defacto привыкли к существующему положению, очень трудно возвратиться к каноническим нормам. Я считаю, в нашей Церкви этот вопрос до сих пор по-настоящему не ставился и не разбирался.

Как развестись в Церкви?

– В загсе есть юридическая процедура росписи и развода. А в Церкви – Таинство Венчания. А если люди разводятся, происходит ли в храме процедура развенчания? Если нет, почему?

– В Церкви не существует процедуры «развенчания».

Церковные Таинства созидают жизнь, но среди них нет ни одного, призванного разрушить ее. И в храме происходит не процедура росписи, а именно Таинство, и это не Таинство Венчания, а Таинство Брака. Роспись, заверяемая государственным служащим загса – это договор, который можно расторгнуть в любое время. А природа Таинства совершенно иная. Поэтому никакого «таинства развенчания» не существует.

Студенческий альманах православного миссионера «Призвание» № 8, 2011.

Вы прочитали статью «Как развестись в Церкви?» Читайте также:
С любимыми не разводитесь…

Семья на грани гибели

Пережить развод, или Мое большое маленькое чудо

Развод по-христиански?

15.10.2018

2134.jpg

«Нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2. 18), «оставит человек отца и мать, прилепится к жене своей; и будут одной плотью» (Мф. 19. 5). Это в идеале. В жизни: 81% разводов. По сути, подтверждение евангельских слов «И когда умножится беззаконие, во многих оскудеет любовь» (Мф. 24.12). О сути брака и о сопутствующих явлениях, которые могут поставить под угрозу супружеский союз, зашла речь в беседе с председателем Канонической комиссии Брянской епархии протоиереем Владимиром Чабаном.

«По жестокосердию вашему…»

Отец Владимир, любой запрет на развод воспринимается в современном мире как проявление жестокости: разве не бывает так, что дальнейшее пребывание в браке невозможно?

– Дело в том, что очень часто под этим «жить невыносимо» подразумевается, на самом деле, элементарное нежелание работать над собой. Человеку не хочется смотреть на себя критически, признавать свою вину. Потому-то он и рассматривает разрушение взаимоотношений как выход из сложившегося тупика.

Сознание человека очень изменилось даже по сравнению с советским временем. Сейчас господствует тенденция к подражанию модели западного мира, где отношения до брака, а также в браке – абсолютно формальные и не останавливают людей в их поведении. Потеряно целомудрие, изменилось понимание смысла брака: его рассматривают не как путь к спасению, а как форму получения удовольствия.

344253.jpg

Однажды ко Христу привели женщину, которую застали в прелюбодеянии. Книжники и фарисеи хотели Его обличить. Как Он отнесется к этому? «По жестокосердию вашему Моисей дал вам право давать отпускное письмо». По жестокосердию! В этих словах для нас с вами сказано очень много. А что именно? Брак – незыблем, свят и должен быть до конца. Если брак не сложился, то ты должен рассматривать это как расплату за свое безрассудство. Нужно использовать все возможности, чтобы союз спасти. Однако да, есть ситуации, когда развод, с точки зрения Церкви, возможен.

Расскажите о них подробнее.

– Причин для расторжения не так много, даже с учетом дополнений, указанных в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа).

Есть две основные, из которых следуют остальные. Первая – смерть одного из супругов. В этом случае брак прекращается физически, и овдовевший супруг может вступить в новый брак согласно словам апостола Павла (1 Кор. 7. 8-9). К этой же причине приравниваются долгое отсутствие супруга по неизвестному поводу или осуждение его на пожизненное заключение. Вторая причина – прелюбодеяние, нарушение обета верности.

Однако, определяя причины для разводов, Церковь исходит из того, что перечисленные поводы являются для одного из супругов только возможностью, но не требованием. В основном они зависят от нашей с вами жертвенности.

Рассмотрим три таких момента. Первый — супружеская измена. И даже в этом случае мы должны друг друга прощать и делать шаги к исправлению ситуации. Почему? Потому что можно сесть и решить проблему. «Почему ты это сделал, ведь я так тебя люблю!» И тут же ответ: «Прости меня, что-то я поддался, не смог совладать с собой, давай еще раз попробуем». Конечно, такой диалог возможен при условии, если оба хотят сохранить брак.

867887.jpg

Или такой повод для развода – невменяемость одного из супругов. Может ли муж (жена) положить свою жизнь, ухаживая за больным человеком? Зависит от его (ее) жертвенности и принимается решение трезво и правдиво, в первую очередь, перед Богом и самим собой. Готов – крепись, трудись, уповай. Не можешь – разводись, и никто не имеет права тебя осудить.

Третий повод, близкий по сути второму, – алкоголизм одного из супругов. Человек в таком состоянии агрессивен, опасен, и когда все способы вразумления исчерпаны, развод дает возможность избежать страшных последствий.

Про деньги, роли и пятую заповедь

Отец Владимир, молодежи порой не хватает не только понимания смысла брака, но и опыта отношений. Раньше родительское мнение было решающим (пятая заповедь Закона Моисея), теперь же родители порой сами подталкивают на неверное решение, исходя из своих представлений о судьбе ребенка. Конфликт еще больше обостряет ситуацию…

– Послушание родителям – очень важный момент в жизни человека. Но оно не должно быть слепым. Родителей надо слушать, но если они отрицают бытие Божие и исходят только из меркантильных соображений, то послушание детей оборачивается к их страданиям. Можно слышать: «Я хочу, чтобы моя девочка вышла за состоятельного человека. Правда, она любит другого, но он нищий верующий, ничего в жизни не добьется. А я хочу, чтобы мои внуки росли достойными людьми. Это возможно только в том случае, если она (он) послушает не свое сердце, а меня». Дело в том, что человек проходит свою жизнь как испытание, проверку на готовность нести тяготы жизни. Если бы она вышла замуж за любимого нищего, они оба делали бы все, чтобы не опускаться до нищенского существования и обеспечить детей всем необходимым. Но им не дали, за них решили, светлое чувство заменили меркантильными соображениями.

54353.jpg

Так бывает и у вполне зрелых людей, которые из-за денег обманывают друг друга, скрывая за словами холодный расчет. Однако найти счастье там, где играешь роль, очень сложно. Любовь нельзя подменить.

Есть такое наблюдение: если в семье мир, то материальные блага не замедлят в ней появиться…

– Я сказал бы так: труд человека – это единственное средство, которое создает его блага. Вспомните юность Христа. Он трудился с Иосифом, чтобы заработать на хлеб. Обратите внимание: Он не богатства добивался, а средств на пропитание. Вот из этого надо исходить. Если между супругами мир, Бог пошлет то, что им нужно. Богатство не является гарантией их семейного согласия. Подлинное счастье семьи – это любовь.

6786587.jpeg

Согласно статистике, инициаторами развода чаще всего выступают женщины (61%). Как бы Вы прокомментировали эту ситуацию?

– Ситуация не так однозначна. Да, в современном мире женщина хочет быть наравне с мужчиной. Это не гибельное желание. Мы знаем женщин-ученых, женщин-космонавтов, женщин – руководителей крупных предприятий и т.д. И в современной семье женщина во многих вопросах оказывается более компетентной. Но она хочет претендовать на самостоятельность во всем. Она хочет быть с тобой – она будет с тобой. Не захочет – как свободный человек считает себя вправе оставить дом, мужа, детей, начать новую жизнь. Святые отцы говорили: «Никто не спасется тогда, когда женщина потеряет стыд». Но вы можете возразить, мол, так же поступают и мужчины. Дело в том, что секулярный современный мир разрушает религию с одной целью: создать нового человека, свободного от «пережитков прошлого» – семьи, детей, обязанностей. От стыда. И это надо понимать.

Второй брак: невозможное возможно?

Как относится Церковь ко второму браку?

– Жизнь не вмещается в схемы. Втянуть всех в каноническое поле XIX века уже невозможно. Поэтому Церковь как любящая мать снисходительно, по сравнению с прошлыми столетиями, относится ко вторым бракам. Этот процесс ничем нельзя остановить. Сказать человеку: «Неси свой крест, это твоя судьба» – по сути это правильно. Но человек не может жить, противореча самому себе, если он не умеет относиться к жизни как к несению креста, как к духовной борьбе. И заставить делать его то, к чему он не способен, невозможно.

Вот тут и проявляется мудрость Церкви – снисхождение к немощи человеческой. Эти люди сделали выбор, и если мы откажем им в церковном попечении, они не изменят своего решения, а просто будут жить без церковного попечения. Этого допустить нельзя. Церковь не поощряет второбрачия, но и не отталкивает людей, которые ищут в этой ситуации решения их проблемы. Священник обязан сделать все, чтобы обратившиеся за помощью или разъяснением получили материнскую опеку Церкви и заботу об их спасении.

Рождение потомства является одной из важнейших целей брака. Однако иногда в ходе супружеской жизни выясняется, что кто-то из супругов неспособен к зачатию детей. Возникают мысли типа: «Почему я должен из-за жены оставаться без наследника?» или «Неужели из-за мужа я так и не познаю радости материнства?», и люди склоняются к решению развестись…

– Бесплодие не является причиной расторжения брака. Для верующих супругов первое и главное дело – это дело спасения, и брак понимается как удобное для спасения состояние. Кроме того, при вступлении в брак супруги дали обет верности друг другу при любых обстоятельствах, пока смерть не разлучит их. Они не оговаривали никаких дополнительных условий типа «если она родит мне ребенка». Развод по этой причине является нарушением супружеского обета и осуждается Богом.

654246.jpg

Сегодняшним бездетным супругам можно сказать, что если бы Бог хотел, чтобы они имели детей, то Он дал бы их. Если же Господь не сделал этого, значит, Он имеет на их счет другие планы. Возможно, Он желает, чтобы они усыновили ребенка или безраздельно посвятили себя служению Богу и ближним. В любом случае воля Божия не подлежит ревизии. Ситуацию надо принять и искать выход в ее рамках, а не разрушая то, что Бог соединил.

Сам пришел к вере – веди жену в храм

Почему разводятся православные? Казалось бы, они-то уж точно должны обладать «тайным знанием» о том, как создать хорошую семью и жить вместе долго и счастливо…

– Вера поддерживает, учит жить в любви и внутреннем мире, однако она не исключает необходимости внутренней работы над собой. Вот самые распространенные случаи. Верующий выбирает для брака партнера, равнодушного к вере, – последствия могут быть разрушительными для души. Или подает на развод человек, который хочет создать новый союз с «сестрой во Христе» в ущерб предыдущему браку. Это в корне неправильно! Сам пришел к вере – веди и жену в храм. Апостол Павел говорит, что верующему супругу надлежит молиться и верить в обращение своей второй половины: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его…» (1 Кор., 7. 12).

Бывает и так: оба в одном приходе, исповедуются у одного духовника – прекрасный задел для серьезных отношений! Но и он не дает гарантий. Необходимо учитывать другие факторы. Ты должна увидеть жениха не только тогда, когда он рядом крестится с тобой в храме, но и узнать его интересы, способности, умонастроения. Да, Церковь свела, но это не значит, что люди смотрят в одном направлении. Прежде чем совершать главный шаг в жизни, потрудись человека узнать.

Развод – это конец семьи?

– Отнюдь нет, всегда можно сделать обратный шаг. Бывает, люди любят друг друга, но по какой-то причине появляются недоверие, агрессивность, и они решают некоторое время побыть на расстоянии друг от друга, чтобы осмыслить происходящее в душе. И если любовь настоящая, супруги вновь обретут друг друга. Чтобы избежать блуда, следует вновь заключить брак.

Показательна ситуация, когда в Каноническую комиссию приходят люди, давно живущие в новом браке, но их прежний брак был венчан – совесть их обличает. Он (или она) живет с мыслью, что что-то сделал(а) не так, и хочет исправить этот момент. Святые отцы не случайно указывают, что совесть человека — «голос Божий внутри нас».

597.jpg

…Да, у этих людей все давно свершилось. И мы «по жестокосердию вашему» даем им церковную свободу друг от друга. Но при этом накладывается епитимья, которая должна помочь человеку осознать грех и принести Богу достойные плоды покаяния. Как правило, это приводит к прощению прошлых обид. Если приходят к нам христиане, которые только думают о разводе, мы должны вместе найти то решение, которое остановит надвигающуюся беду. Потому что если сомневаются, боятся ошибиться, значит, чувствуют ответственность за поступок. Такую семью после духовного окормления можно не только сохранить, но и упрочить.

Беседовала Елена СТАРОДУМОВА

Публикация журнала «Брянские миряне»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

По статистике, больше всего заявлений на расторжение брака подается в январе. Причины просты: во-первых, январь традиционно диктует нам «начать все с чистого листа», а во-вторых, в новогодние каникулы супруги непривычно много времени проводят вместе, и застарелые конфликты вспыхивают вновь. А что такое развод с точки зрения православия? И какие вопросы стоит себе задать до того, как решиться на столь отчаянный шаг? На эту деликатную тему мы беседуем со священником Георгием Хариным, настоятелем Свято-Никольского храма. И, возможно, его советы заставят вас задуматься, даже если вы не относите себя к православным верующим.

Фото: freepic.com

– С точки зрения православной веры развод – это всегда трагедия, – говорит отец Георгий. – Причем трагедия, в которой много пострадавших. Это и сами участники конфликта, то есть муж и жена, и, к сожалению, дети. Я вижу это в своем приходе, на реальных примерах: для ребенка развод родителей, даже если он проходит относительно спокойно, – это всегда травма, последствия которой аукаются затем всю жизнь.

Священник подчеркивает: участники развода страдают не только эмоционально, но и духовно.

– С одной стороны, развод, как правило, является результатом борьбы страстей в человеке, с другой же, он часто погружает тебя в еще худшее состояние, – объясняет отец Георгий. – Я знаю пары, где развод положил начало блуду. Да, сегодня это называется «активный поиск», но по большому счету это блуд: человеку нужно заменить того, с кем он расстался, и он устраивает настоящий кастинг – по-другому и не скажешь. Перебирает варианты, меняет партнеров. И остановиться бывает очень трудно, так как хочется найти идеального человека. Но ведь таких не бывает!

Фото: freepic.com

В итоге, говорит отец Георгий, человек гибнет душой. Почему? Первое: он разменивает свою любовь на этот нелепый, ненужный кастинг. Второе: он разочаровывается в любви как таковой. Третье: он теряет время, которое Бог дал ему для создания семьи. Четвертое: как ни крути, это грех блуда и прелюбодеяния. В итоге человек мечется в этих псевдоотношениях, никуда не ведущих и ничем не заканчивающихся, и вместо того, чтобы исцелиться, он идет от прелюбодеяния к блуду, от блуда к гневу, от гнева к отчаянию, от отчаяния к унынию, увязая в грехе все глубже и глубже.

Три главных вопроса о разводе

Вот почему всем, кто задумывается о разводе, священник советует подумать о трех очень важных вещах.

– Спросите себя «А что я скажу Богу на Страшном суде в свое оправдание, как объясню Ему, почему развелся?», – говорит отец Георгий. – Есть у вас ответ? Что именно случилось, почему вы не хотите больше жить в браке? Вы не сошлись характерами, потому что не хотели смиряться? Или вас не устраивало что-то в быту? Или причина в деньгах? А может, во внешнем виде партнера? Разве все это – вместе или по отдельности – может быть причиной для развода? Перед Богом – может?

– Второй вопрос – цели развода. Спросите: «Что я хочу получить?». Например, вы не хотите больше видеть друг друга. Ну так попробуйте расстаться на время – для этого не обязательно разводиться. Заодно и решите, действительно ли вам это нужно. Главное, не спешите с разводом. Сломать что-то легко, а вот выстроить заново – очень трудно, – подчеркивает отец Георгий.

Фото: freepic.com

И, наконец, третий вопрос, не менее серьезный: как вы объясните своим детям, почему решили развестись?

– Воспитывается ребенок в полной или в неполной семье, имеет колоссальное значение – я говорю это как священник, каждый день общающийся с людьми, – объясняет Георгий Харин. –Нельзя искусственно научить семейной жизни, если семьи как таковой нет. Такие дети, повзрослев, часто сами несчастны в браке. Приведу пример. Бывает, что мужчина думает о разводе, так как не может жить со своей женой. Когда он начинает описывать свои отношения, становится ясно, что эта женщина воспитывалась без отца, а потому ведет себя как мужчина, ведь она привыкла видеть мать, которая заменяла ей и маму, и папу. Для нее это естественно,

а для ее мужа – нет. Он не может жить с женщиной, которая привыкла к мужской линии поведения. В результате оба несчастны.

– Вот почему, когда пара, имеющая детей, обращается с вопросом о разводе, то обычно священник отговаривает их от этого шага, не жалея времени на то, чтобы разобраться в ситуации и попытаться им помочь, – продолжает отец Георгий. – Многое можно понять и простить, и многое на самом деле – ерунда по сравнению с трагедией разрушения семьи.

В церковной традиции измена – каноническая причина развода

А если измена?..

Один из самых деликатных и сложных вопросов – вопрос измены.

– Церковь учит, что человек – существо немощное, греховное, – говорит отец Георгий. – Все мы ошибаемся, но бывают ошибки, которые мы можем исправить, а бывают ошибки непоправимые, которые полностью меняют нас. Измена, безусловно, относится ко вторым, ведь она бросает тень на всю нашу жизнь. Это незаживающая рана, которая никогда не затянется до конца и о которой ты всегда будешь помнить. Церковь относится к изменам как к тягчайшему греху, который оскверняет брак, отравляет жизнь, заставляя долгие годы расплачиваться муками совести за минутную слабость.

Выход одновременно прост и сложен: не изменять никогда и ни при каких обстоятельствах. Не поддаваться искушению, сведя к минимуму риск измены. Не отзываться на заманчивые предложения, не встречаться с бывшими партнерами, чувства к которым могут вспыхнуть вновь, избегать сомнительных, двусмысленных ситуаций.

Но если это все-таки случилось?

– Общего рецепта тут нет, и в каждом отдельном случае человек по-своему справляется с этой бедой, – констатирует отец Георгий. – Если бы ко мне пришли и обратились с вопросом, что делать, то я бы в первую очередь попросил эту связь прекратить, а во-вторых, попросил, чтобы тот, кого предали, никогда об этом не

узнал. Ведь близкий не виноват в том, что произошло, и потому вы не имеете никакого права так его ранить. Искренне любящий вас супруг или супруга просто не выдержат этого груза. И когда человек говорит: «Я не могу с этим жить, я должен все рассказать», это эгоизм! Это попытка снять с себя ответственность, попытка успокоить свою совесть – мол, я покаялся и потому прощен. Ничего подобного! Ты согрешил, и это только твой грех, твоя вина, твоя болезнь, с которой ты должен бороться покаянием, которую должен нести через всю жизнь как тяжкий крест.

Наконец, если об измене все-таки стало известно, вернуться к прежней жизни будет очень сложно, причем обоим супругам.

– Простить предательство очень сложно, и, конечно, священник должен помочь в этом, – говорит отец Георгий. – И огромным духовным трудом вы, возможно, и добьетесь у человека прощения, но забыть измену он не сможет никогда.

Браки, в которых один или оба супруга воцерковлены, нередко оказываются крепкими, так как Церковь может многое дать человеку в отношении опыта семейной жизни. Вера учит нас трезвости суждений, учит осознавать свои недостатки и недостатки партнера, мириться с ними, но при этом видеть и его достоинства. Церковь учит договариваться, искать компромиссы, а главное – любить искренне, всем сердцем. А еще Православие может помочь супругам вывести брак из кризиса, укрепить его с помощью молитв, советов батюшки, откровенного разговора.
Георгий Харин, настоятель храма Святителя Николая, ижевский священник

Ижевчане собирают средства на строительство храма

Возле Биатлонного комплекса имени генерала Демидова в Ижевске строится храм Святого Георгия Победоносца. Возведены стены, закончена внешняя отделка, в храме проходят службы, однако нужно завершить внутреннюю отделку, украсить храм иконами и росписью. Всех неравнодушных просим откликнуться и внести свой, пусть даже небольшой, вклад в строительство храма Георгия Победоносца. По поводу пожертвований обращайтесь в редакцию по тел. 8 (3412) 94-50-05. Ознакомиться с ходом стройки можно по адресу: Славянское шоссе, 0/13.

Материал подготовлен в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией по поддержке, организации и реализации социально значимых проектов «Источник».
Все материалы рубрики читайте на сайте IZHLIFE (16+) в разделе «Разговоры о вере».

Есть вопросы к священнику? Задайте их нам по телефону в редакции (3412) 94-50-05 или по почте red@mgcentr.ru , и мы обязательно ответим на них.

Подпишись на IZHLIFE

И узнавай новости Ижевска там, где удобно.