Ребенок гиперактивный

Гиперактивность – это расстройство поведения у ребенка, характеризующееся повышенной активностью и возбудимостью. Ребенок с синдромом гиперактивности неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом.
Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают примерно в 6 раз чаще девочек.

Причины развития симптома гиперактивности

Причиной развития синдрома гиперактивности могут быть неблагоприятные факторы течения беременности: гипоксия плода, угроза прерывания беременности, стрессы во время беременности, неправильное питание во время беременности, курение.
Также повлиять на развитие заболевания могут затяжные или, наоборот, стремительные роды, стимуляция родовой деятельности.
Иные факторы: наличие у ребенка неврологических заболеваний, конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями, излишняя строгость в отношении ребенка, отравление тяжелыми металлами, например, свинцом. Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка.
Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.

Симптомы гиперактивности у ребенка

Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, связанные с СДВГ, бороться с которыми становится все сложнее.
Признаки синдрома ДВГ следующие:

  • суетливость, беспокойство, неусидчивость;
  • эмоциональная нестабильность, импульсивность;
  • игнорирование правил поведения;
  • сложности с организацией деятельности;
  • забывчивость и склонность терять вещи;
  • проблемы со сном.
    Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр.) , отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют) , могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позже остальных) , а также в речевом — они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство).

Диагностика

Прежде чем поставить диагноз, врач предлагает ребенку и родителям пройти комплексное обследование, состоящее из трех этапов.
На первом этапе врач дает субъективную оценку поведения ребенка. Он разговаривает с родителями, расспрашивает о том, как ведет себя ребенок, как протекала беременность у матери и о том, какие заболевания были в семье.
Психологический этап. На этом этапе ребенку предлагаются специальные тесты. Однако тестирование проводят только с теми детьми, которым уже исполнилось 5-6 лет. Для более младших детей этот этап не проводят.
Проведение ЭЭГ – исследование состояния мозга ребенка с помощью электродов.

Лечение

Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными.
Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.
Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.
Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.
Иногда врачи используют ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга.

Специалист: Невролог

Описание заболевания
Симптомы
Жалобы
Причины
Диагностика
Лечение
Профилактика
Гиперактивность – это преобладание в центральной нервной системе процессов возбуждения над процессами торможения. Проблема находится на стыке неврологии, психиатрии, педиатрии и медицинской психологии, поэтому лечить могут все указанные специалисты.

О заболевании

Гиперактивность – это неврологические и поведенческие нарушения, свойственные детскому возрасту. Данное состояние может быть следствием перинатального поражения нервной системы либо быть составной частью СДВГ (синдрома гиперактивности и дефицита внимания).
Возбудимость и активность ребенка чрезмерна и непродуктивна – дети бегают без цели, суетятся, не могут сосредоточиться. Расстройство иногда встречается и у взрослых, проявляется двигательным беспокойством и неусидчивостью. Гиперактивные пациенты как будто испытывают окружающих на прочность, исчерпывая терпение до предела.
Гиперактивному ребенку трудно концентрировать внимание, управлять своим поведением, учиться, удерживать в памяти необходимую информацию.
Общее число детей, подверженных гиперактивности, достигает в нашей стране 18%, мальчики болеют втрое чаще. Достаточно часто гиперактивность сочетается с психическими расстройствами.

Симптомы гиперактивности

Заподозрить расстройство можно уже в раннем детском возрасте: малыш беспокоен, плохо спит, бурно реагирует на любой внешний раздражитель, часто бывает рвота, постоянно повышен мышечный тонус.
В полной мере симптомы проявляются при попытке организованных занятий: в подготовительной группе детского сада или первом классе школы. Основные проявления следующие:

  • невнимательность;
  • повышенная активность;
  • импульсивность.

Невнимательность – это невозможность длительно удерживать произвольное внимание на одном предмете или явлении. Ребенок не может сконцентрироваться, из-за чего терпит неудачу в усидчивой игре или не справляется с учебным заданием. Малыш постоянно отвлекается на посторонние раздражители, поэтому не доводит начатое до конца. Будучи оставлен в одиночестве, ребенок не может организовать ни свое время, ни пространство вокруг себя. Из-за этого он постоянно что-то начинает делать, но никогда не заканчивает.
Гиперактивность – это постоянное двигательное беспокойство, непоседливость. При длительном наблюдении можно выделить стереотипии – однотипные повторяющиеся движения (постукивания, бег по кругу, бег с мячом, переминание с ноги на ногу и подобное). Дети с этим нарушением не соотносят свое поведение с окружающими обстоятельствами. Так, ребенок может вставать, ходить или бегать на уроке без всякого разрешения учителя.
Импульсивность – это действия, опережающие мысли. Ребенок отвечает и делает, не думая, вследствие чего, не придерживаясь правил, терпит поражения в играх и испытывает трудности общения со сверстниками.

Жалобы на гиперактивность

Сам ребенок ни на что не жалуется, но может испытывать разочарование оттого, что его игнорируют сверстники.
Родители могут заметить такие признаки, сопровождающие гиперактивность:

  • энурез, ночной или даже дневной;
  • задержка речевого развития;
  • тики (непроизвольные сокращения мышечных групп) – подергивание носом, моргание, покашливание, повторение слов, подергивания ртом или плечами;
  • дисграфия – расстройство письма, повторяющиеся ошибки или трудности написания, которые самостоятельно не прекращаются;
  • дислексия – расстройство чтения: перестановка букв местами, искажения, трудности осмысления прочитанного, невозможность пересказать;
  • дискалькулия – трудности освоения арифметики и других разделов математики.

До 70% детей с СДВГ – левши или амбидекстры (одинаково владеют правой и левой рукой). Такие дети трудно осознают последствия своих поступков, поэтому часто получают травмы, с ними происходят несчастные случаи.

Причины гиперактивности

Точная причина расстройства до сих пор не установлена. Специалисты считают основными 2 причины: генетическую и повреждение головного мозга внутриутробно и в раннем детском возрасте.
Исследования последних лет показывают, что повреждения обнаруживаются в таких отделах центральной нервной системы:

  • ассоциативная кора больших полушарий;
  • базальные ганглии;
  • таламус;
  • мозжечок;
  • префронтальная кора.

Акушеры-гинекологи знают, что дети с гиперактивностью рождаются в патологических родах или при беременности, протекающей с тяжелыми нарушениями: угрозы выкидыша, тяжелый токсикоз, недоношенность, внутриутробная гипоксия, преэклампсия.

Диагностика гиперактивности

Диагностика проводится совместно педиатром, детским неврологом и медицинским психологом. Ведущая роль в диагностике принадлежит детскому неврологу.
В нашей стране принята классификация МКБ-10, но классическая диагностика проводится по DSM — IV, разработанной американской психиатрической ассоциацией.
У ребенка должны присутствовать не менее 6-ти признаков из каждого блока (невнимательность, гиперактивность и импульсивность) и обнаруживаться до 8 лет. Эти признаки приводят малыша к социальной дезадаптации – бытовым трудностям, невозможности освоения новых навыков, трудностям в общении со сверстниками.
Ребенок должен пройти полное клиническое обследование, поскольку под маской обсуждаемого расстройства могут протекать различные заболевания:

  • снижение зрения или слуха;
  • эпилепсия;
  • гипертиреоз;
  • хорея;
  • фетальный алкогольный синдром;
  • олигофрения;
  • хроническое отравление свинцом;
  • последствия черепно-мозговых травм;
  • последствия родовой травмы;
  • аномалии развития центральной нервной системы.

При соответствующих анамнестических данных назначаются консультации профильных специалистов, которые рекомендуют специфические обследования – ЭЭГ, МРТ и другие.
По показаниям назначается дополнительное психологическое обследование, которое может включать следующие тесты: Тулуз-Пьерона, Вебера и другие.

Лечение гиперактивности

Лечение при данном расстройстве включает множество коррекционных мероприятий. Собственно терапия сводится к назначению медикаментов, улучшающих трофику и метаболизм нервной ткани: ноотропы, нейропротекторы, витамины. По ситуации назначаются антиконвульсанты или противосудорожные средства.
Перспективный метод немедикаментозного лечения – микрополяризация (ТКМП). Это воздействие однополярным током слабой силы на определенные участки головного мозга. Под действием ТКМП начинается активный рост нервных клеток в проблемных зонах, образование новых нейронных связей.
Психолого-педагогическая коррекция включает следующие мероприятия:

  • щадящий режим обучения (малое количество детей в классе, домашнее обучение);
  • длительный сон;
  • сбалансированное полноценное питание;
  • достаточная физическая активность;
  • кинезиотерапия;
  • групповая психотерапия;
  • телесно-ориентированная терапия;
  • БОС-терапия (биологическая обратная связь);
  • мозжечковая стимуляция;
  • занятия с логопедом;
  • занятия с дефектологом.

Улучшить состояние ребенка можно только совместными усилиями родителей, врачей и коррекционных педагогов.

Профилактика гиперактивности

Профилактика гиперактивности многоэтапная:

  • отказ будущих родителей от вредных привычек;
  • генетическое обследование беременной;
  • ведение беременности гинекологом;
  • адекватная тактика акушера в родах;
  • раннее обследование новорожденного у детского невролога при наличии подозрительных симптомов.

Ребенок с гиперактивностью должен сопровождаться врачом, психологом и коррекционным педагогом до совершеннолетия или полной компенсации симптомов.
Коллектив квалифицированных сотрудников клиники «СМ-Доктор» поможет родителям разобраться в ситуации и окажет все возможные виды помощи при гиперактивности, соответствующие последним достижениям медицины и дефектологии. Обращайтесь к профессионалам, чтобы подарить ребенку счастливое детство и взрослую жизнь!

Врачи:

Детская клиника м.Новые Черемушки

Детская клиника м.Тимирязевская

Детская клиника м.Текстильщики

Детская клиника м.Молодежная

Детская клиника м.Чертановская

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Дети с особыми вариантами развития. Гиперактивные дети………….5

  1. Причины и условия возникновения гиперактивности (СДВГ).……..……6
  2. Характеристика гиперактивных детей……………………………………. 8

Глава 2. Особенности работы с гиперактивными детьми……………………….12

  1. Работа с родителями гиперактивного ребенка…………………………….12
  2. Как играть с гиперактивными детьми……………………………………..14

Заключение………………………………………………………………………….16

Список литературы…………………………………………………………………18

Приложения…………………………………………………………………………19

ВВЕДЕНИЕ

Почему дети такие разные? Одни бойкие и активные, другие – тихие, застенчивые. Одни с удовольствием идут в детский сад, играют со сверстниками, другие – плачут и с трудом привыкают к новым обстоятельствам, детскому коллективу. Ответить на этот вопрос не так просто. Индивидуальные особенности детей определяются многими факторами. То, каким будет ребёнок, зависит от врождённых особенностей – темперамента, типа нервной системы, физического здоровья; от условий жизни; от того, каких принципов воспитания придерживаются родители.

В последнее время все чаще приходится слышать о дифференцированном и индивидуализированном подходе к воспитанию и обучению ребенка. Конечно, есть такие дети, общаться с которыми – одно удовольствие: им всё интересно, у них всё получается, они вежливы, способны и очень милы. Но далеко не каждый ребенок подходит под эту категорию.

Учёные и практики к группе особых относят детей разных категорий. Это дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными, и дети, имеющие различного род проблемы, например, гиперактивность, девиантные отклонения, тревожность, застенчивость, агрессивность.

Важно уметь принимать детей такими, какими они есть, помогая им приспособиться к своим особенностям и жить с удовольствием, выстраивая с ними конструктивное взаимодействие.

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.

Анализ литературы (Заваденко Н.Н., Брязгунов И.П., Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Всеволожская Н.М., Вельтищев Ю.Е., Халецкая О.В., Максимова А. и др.) по данной проблеме показал, что в большинстве исследований наблюдения велись за детьми школьного возраста, т.е. в период, когда признаки проявляются наиболее отчетливо, а условия развития в раннем и дошкольном возрасте остаются, в основном, вне поля зрения.

Именно сейчас большую значимость приобретает проблема раннего выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, профилактика факторов риска, его медико-психолого-педагогическая коррекция, что позволяет составить благоприятный прогноз лечения и организовать коррекционное воздействие.

ГЛАВА 1. Дети с особыми вариантами развития. Гиперактивные дети.

Дети с особыми вариантами развития – это такие дети, чьё поведение, отклоняется от принятых норм и стандартов общества. При чём, психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения часто встречаются у большинства детей. И это неотъемлемая часть процесса развития, но это дети педагогического риска .

Понятие нормы принадлежит к числу самых трудных и неопределённых научных представлений. Как правило, не существует как таковой нормы, но существуют бесчисленное множество различных вариаций уклонений от неё. И если отклонения достигают количественно или качественно внушительных размеров, то мы вправе говорить о ненормальном поведении.

Как уже отмечалось выше, к категории детей с особыми вариантами развития относятся:

демонстративные дети (демонстративным в психологии обычно называют индивида (взрослого или ребенка), чье поведение направлено на привлечение к себе повышенного внимания со стороны окружающих);

застенчивые дети (застенчивость – это такая внутренняя позиция ребенка, если он чересчур обращает внимание на мнения других людей. Ребенок становится излишне чувствительным к осуждению его людьми вокруг. Отсюда – желание оградить себя от людей и ситуаций, которые потенциально угрожают критикой по поводу его внешности или поведения);

агрессивные дети (агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб);

замкнутые дети (замкнутость – особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми);

тревожные дети (под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий)

гиперактивные дети.

  1. Причины и условия возникновения гиперактивности (СДВГ).

«Гипер…» (от греч. hyper — «над», «сверху») — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный» .

Синдром дефицита внимания / гиперактивности – это дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек .

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Возникновение гиперактивности может быть обусловлено воздействием различных этиологических факторов в период развития мозга до 6 лет.

Многие авторы (Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Всеволожская Н.М., Вельтищев Ю.Е., Халецкая О.В.) наиболее критическим периодом считают поздние стадии беременности и родов.

Все факторы, вызывающие повреждение мозга у детей, разделили на биологические, действующие до родов, в момент родов и после родов, и социальные, обусловленные влиянием непосредственного окружения. Считается, что возникновению гиперактивности (СДВГ) способствуют асфиксия новорожденных, угроза прерывания беременности, анемия беременных, переношенность, употребление алкоголя и лекарственных препаратов во время беременности и курение.

Психологическое исследование детей, перенесших гипоксию, выявило снижение способности к обучению у 67%, снижение развития моторики у 38% детей, отклонения в эмоциональном развитии у 58% . Разговорная активность была снижена у 32.8%, а в 36.2% случаях у детей были отклонения в артикуляции .

Большой вклад в исследование проблемы внесли работы, выдвигающие предположение о роли генетических факторов в возникновении СДВГ, доказательством которой явилось существование семейных форм СДВГ (Тржесоглава З., Кучма В.Р., Брязгунов И.П.).

Наряду с биологическими факторами риска СДВГ анализируются социальные факторы, например, педагогическая запущенность, ведущая к СДВГ. Психологи И.Лангмейер и З.Матейчик среди социальных факторов неблагополучия различают, с одной стороны, депривацию – преимущественно сенсорную и когнитивную, с другой стороны – социальную и когнитивную. К неблагоприятным факторам они относят недостаточное образование родителей, неполную семью, депривацию или деформацию материнского ухода .

Также считается, что возникновению СДВГ способствует деликвентное поведение родителей – алкоголизм и курение.

  1. Характеристика гиперактивных детей.

Первые признаки гиперактивности заметны ещё в младенческом возрасте: ребёнок мало и плохо спит, очень подвижен, чрезмерно реагирует на раздражители – свет, звук, имеет постоянно повышенный или пониженный мышечный тонус. К 3-4 годам становится заметно, что ребёнок не может сосредоточиться, самостоятельно играть. Он любопытен, но суть его не интересует. Наиболее ярко признаки гиперактивности проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, от 5 до 10 лет. Это обусловлено развитием центральной нервной системы в этот период.

ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

Наверное, в каждой группе детского сада встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается: ответов».

Одной из характерных особенностей детей с гиперактивностью (СДВГ) являются нарушения социальной адаптации. Для этих детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим .

Особенно частыми у детей с гиперактивностью (СДВГ) бывают такие речевые нарушения, как задержка развития речи, недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата, излишне замедленная речь, или, наоборот, взрывчатость, нарушения голоса и речевого дыхания.

Повышенная возбудимость является причиной затруднений в приобретении обычных социальных навыков. Дети плохо засыпают даже при соблюдении режима, едят медленно, всё роняя и разливая.

Повышенная переключаемость с одной деятельности на другую происходит непроизвольно, без настройки на деятельность и последующего контроля. Ребёнок отвлекается на незначительные звуковые и зрительные стимулы, которые другими сверстниками игнорируются.

Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении задании (несмотря на усилие, все делать правильно), в несдержанности в словах, поступках и действиях, (например, выкрикивание с места во время занятия, неспособность дождаться своей очереди в играх или другой деятельности), в неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов (невзирая на требования взрослого). С возрастом проявления импульсивности меняются: чем ребенок старше, тем импульсивность более выражена и заметнее для окружающих.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведенная ниже таблица 1 поможет в этом. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений .

Таблица 1. Критерии первичной оценки проявлений

гиперактивности и тревожности у ребенка

Критерии оценки

Гиперактивный ребенок

Тревожный ребенок

Контроль поведения

Двигательная активность

Характер движений

Постоянно импульсивен

Постоянно активен

Лихорадочный, беспорядочный

Способен контролировать поведение

Активен в определенных ситуациях

Беспокойные, напряженные движения

Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе детского сада, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность. Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка :

  1. Дефицит активного внимания
  • Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  • Не слушает, когда к нему обращаются.
  • С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
  • Испытывает трудности в организации.
  • Часто теряет вещи.
  • Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  • Часто бывает забывчив.
  1. Двигательная расторможенность
  • Постоянно ерзает.
  • Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
  • Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
  • Очень говорлив.
  1. Импульсивность
  • Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  • Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
  • Плохо сосредоточивает внимание.
  • Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
  • Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
  • При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет.)

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, то можно предположить, что ребенок гиперактивен. В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста.

ГЛАВА 2. Особенности работы с гиперактивными детьми.

Появление гиперактивного ребенка в группе детского сада с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятие, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает взрослого. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.

Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия, нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувство вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.

  1. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Родители гиперактивных детей часто испытывают огромные трудности в их воспитании. Далеко не каждому из них приходится по душе поведение ребенка в общественных местах и дома. Многочисленные окрики и запреты не приводят к желаемому результату. Родители гиперактивного ребенка нередко с опасением относятся к детскому саду или школе. На самом деле вполне можно научиться избегать подобных ситуаций. Для этого, прежде всего, следует убедить родителей в том, что их ребенок такой, какой он есть. И в этом никто не виноват: ни он сам, ни они.

Уверенность родителей в том, что окружающие люди не отвергают их ребенка, а принимают его, поможет и им самим лучше понять и принять сына или дочь. Если воспитатель встретит родителей не жалобами, а позитивной информацией, то на смену напряженному состоянию придет чувство гордости, радости. И увидев бегущего к ним ребенка, родители встретят его не упреками, а нежностью и улыбкой.

Существует многократно проверенный в детском саду метод, способствующий снятию напряжения у родителей и улучшению детско-родительских отношений. Он заключается в обмене между педагогом и родителями «карточками-переписками». В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной карточке, информация подается только в позитивной форме. Затем родители должны заполнить свою часть карточки дома вечером. Результат полученной информации – поощрение ребенка со стороны родителей и воспитателя.

Правила работы с гиперактивными детьми .

  • Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  • Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  • Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  • Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  • Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
  • Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  • Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  • Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  • Предоставлять ребенку возможность выбора.
  • Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!

Советы родителям

  • Соблюдать дома чёткий распорядок дня
  • Следить за постоянством и единством требований
  • Чаще хвалить за успехи
  • Указания должны быть краткими, конкретными и понятными
  • Заранее обсуждать с ребенком планируемые действия
  • Приобщать ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии
  • Не раздражаться, если ваш ребенок все делает наоборот и ему нужно много раз повторять. Добейтесь, чтобы малыш сам справился. ВА надо только запастить терпением.
  • Просмотр телевизора необходимо минимально ограничить. Особенно не должен видеть малыш фильмы ужасов и криминальные истории
  • Пытаться погасить конфликты, в которые замешан ваш ребенок, уже с момента «первой искры»
  • Будьте последовательны и в наказаниях, и в поощрениях
  • Поглубже прячьте свои раздражения и ярость
  • Любое разногласие в семье в вопросах воспитания ребенка усиливает отрицательные качества малыша.
  1. Как играть с гиперактивными детьми

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности. Подвижные игры с гиперактивными детьми представлены в приложении 1 , элементы йоговской гимнастики для малышей в приложении 2 , игры и упражнения для индивидуальных занятий в приложении 3 .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Гиперактивный ребёнок – это не просто отдельные случаи заболевания детей, а социальная проблема, имеющая для общества государственное значение. Количество детей с гиперактивностью (СДВГ) угрожающе велико и продолжает расти. Подавляющее большинство их не получает никакого лечения и помощи. Предоставленные самим себе, лишённые родительской любви и понимания окружающих, дети с синдромом часто находят утешение в употреблении алкоголя, наркотиков. Их называют «трудный ребёнок». Необходимо изменить отношение родителей, педагогов, врачей к этой не «детской» проблеме. Одна из важнейших задач заключается в совершенствовании методов диагностики, лечения и педагогической работы с больными детьми.
  2. В настоящее время единое мнение о факторах, ведущих к возникновению гиперактивности отсутствует. На современном этапе выделяют три основные группы: раннее повреждение ЦНС, связанное с негативными влияниями на развивающийся мозг различных форм патологии течения беременности и родов; генетические факторы и внешние социальные факторы.
  3. Проявления гиперактивности распределены по четырем основным признакам: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность.
  4. Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность — это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности — это медицинский диагноз, право, на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики.
  5. Именно сейчас большую значимость приобретает проблема раннего выявления гиперактивности, профилактика факторов риска, что позволяет составить благоприятный прогноз лечения и организовать коррекционное воздействие.
  6. Только совместными усилиями педагогов, родителей и специалистов можно научить ребенка с особым развитием, а именно, гиперактивного ребенка, эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. — М.: «Национальный книжный центр», 2011. — 64 с.
  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развитие и воспитание ребенка от 2 до 6 лет. Советы родителям, упражнения, тесты. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 96с.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 136с.
  4. Малахова А.Н. «Небесное путешествие». Программа игротерапии для дошкольников. – СПб.: Речь, 2008. – 90с.
  5. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. – СПб.: Речь, 2006. – 208с.
  6. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/ Сост. и общая редакция В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. – СПб.: Питер, 2001. – 384с.
  7. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. – №1. – 1999. – 86 с.

Приложение 1.

Подвижные игры для гиперактивных детей

  1. «НАЙДИ ОТЛИЧИЕ» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)

Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Игру можно проводить и с группой детей.

  1. «ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ» (И. В. Шевцова)

Цель: Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

  1. «РАЗГОВОР С РУКАМИ» (И. В. Шевцова)

Цель: Научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином.

  1. «ГОВОРИ!» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)

Цель: Развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!” Давайте потренируемся. «Какое сейчас время года?” (Педагог делает паузу) «Говори!”; «Какого цвета у нас в группе потолок?”… «Говори!” и т. д.»

  1. ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС «МОЖНО”» (Н. А. Кряжева, 1997)

Цель: Дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением.

Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т. д. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

  1. «СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ» (Н. Л. Кряжева, 1997)

Цель: Научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

Скажите детям следующее. «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.»

Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами и т.д.

  1. СЛУШАЙ КОМАНДУ» (М. И. Чистякова, 1990)

Цель: Развитие внимания, произвольности поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание.

  1. «КОРОЛЬ СКАЗАЛ…» (Известная детская игра)

Цель: Переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал».

Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д.

  1. «ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ» (Н. Л. Кряжева,1997)

Цель: Игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры.

  1. «СЛУШАЙ ХЛОПКИ» (М. И. Чистякова, 1990)

Цель: Тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

  1. «ЗАМРИ» (М. И. Чистякова, 1990) ,

Цель: Развитие внимания и памяти.

Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому- то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге не останется лишь один играющий.

Приложение 2.

ЙОГОВСКАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

  1. Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики: «Ту-ту-у-у-у».
  2. Останавливаются, встают в круг.
  3. «Заводят будильник» — сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик».
  4. «Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим — дети слегка ударяют ладошкой по голове.
  5. «Лепят личико» — проводят руками по краю лица.
  6. «Лепят волосики» — нажимают подушечками пальцев на корни волос.
  7. «Лепят бровки» — проводят кончиками пальцев по бровям.
  8. «Лепят глазки» — трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.
  9. «Лепят носик» — проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.

10. «Лепят ушки» — пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.

  1. «Лепят подбородок» — поглаживают подбородок.
  2. «Рисуют носиком солнышко» — крутят головой, рисуют носиком лучики — выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик-жжик-жжик».
  3. Произносят хором: «Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове.

Приложение 3

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Прежде чем начать коллективные игровые занятия, желательно провести несколько индивидуальных тренировочных занятий с детьми. При проведении индивидуальных занятий можно использовать следующие игры и упражнения.

1. Для развития произвольности:

  • «Да» и «нет» не говори»;
  • «Летает-не летает»;
  • «Съедобное — несъедобное»;
  • «Запретное движение»;
  • » Запретное слово «: (ребенок вслед за взрослым повторяет все слова, кроме одного, которое «назначили запретным». Вместо этого слова он может, например, хлопнуть в ладоши);
  • «Раз-два-три — говори!»
  • «Море волнуется»

2. Для развития внимания и памяти:

  • «Что исчезло? «: психолог ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Взрослый убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, «что исчезло»;
  • «Что изменилось?»: игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами;
  • » Внимание — рисуй!»: взрослый показывает ребенку в течение 2 секунд несложный рисунок. Затем рисунок убирают, и ребенок рисует его по памяти;
  • «Слушай хлопки»: взрослый договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно маршировать на месте, два хлопка — стоять на одной ноге (как аист), три хлопка — прыгать (как лягушка);
  • «Игрушку рассмотри, а потом ее опиши».