Ребенок и телевизор

Теле­ви­де­ние стало неотъ­ем­ле­мой частью жизни совре­мен­ного чело­ве­че­ства. Теле­ви­зор раз­вле­кает нас, дает допол­ни­тель­ное обра­зо­ва­ние, пере­дает инфор­ма­цию — всех функ­ций не пере­чис­лить. И у роди­те­лей воз­ни­кает вопрос: с какого воз­раста можно поз­во­лять ребенку смот­реть телевизор?

Для мно­гих роди­те­лей теле­ви­зор стал сво­его рода няней — поса­дил ребенка на диван, вклю­чил «муль­тики” — и у тебя час-дру­гой сво­бод­ного вре­мени. Однако за такую уловку при­хо­дится дорого платить.

Несмотря на то, что на совре­мен­ных мульт­филь­мах часто ста­вится воз­раст от нуля, т.е. с рож­де­ния ребенка, это совсем не озна­чает, что ребенка можно уса­жи­вать перед теле­ви­зо­ром с рож­де­ния или с того момента, как он научится само­сто­я­тельно сидеть. пси­хо­логи и медики гово­рят, что теле­ви­зор дол­жен появиться в жизни ребенка в воз­расте не младше трех лет. Именно с этого воз­раста про­смотр чудо-ящика не нане­сет гло­баль­ного вреда здо­ро­вью малыша.

Чем опа­сен про­смотр теле­пе­ре­дач или видео­про­грамм мла­ден­цами и детьми млад­шего возраста?

У малень­ких детей зре­ние очень уяз­вимо. Каким бы супер­со­вре­мен­ным и без­опас­ным с точки зре­ния про­из­во­ди­теля не был бы экран, это все­гда — искус­ствен­ная кар­тинка, и чтобы уви­деть ее, сло­жить в еди­ное целое посто­янно дви­жу­ще­еся изоб­ра­же­ние, ребенку при­хо­дится сильно напря­гать зре­ние. Ни ребе­нок, ни роди­тели не заме­чают этого, но это про­ис­хо­дит — излиш­ний при­ток крови к гла­зам, напря­же­ние глаз­ных мышц. При­дет время — все это аук­нется про­бле­мами со зре­нием. Но, кроме глаз, про­ис­хо­дит и пере­грузка нерв­ной системы. Ребенку при­хо­дится при­ла­гать боль­шие уси­лия для того, чтобы понять, что про­ис­хо­дит на экране. У теле­ви­зора не попро­сишь повто­рить, он не даст разъ­яс­не­ний, не сме­нит темп и тон речи. Если живой чело­век под­стра­и­ва­ется под осо­бен­но­сти вос­при­я­тия ребенка, то в слу­чае с без­душ­ной тех­ни­кой, ребенку при­хо­дится под­стра­и­ваться под теле­ви­зор. Мно­гие роди­тели обра­щают вни­ма­ние на то, что после дли­тель­ного про­смотра теле­пе­ре­дач или дис­ков малень­кие дети ухо­дят от теле­ви­зора как будто оглу­шен­ные, с осо­вев­шим зату­ма­нен­ным взгля­дом, плохо реа­ги­руют на сло­вес­ное обра­ще­ние, пере­стают пони­мать, что гово­рят роди­тели. Это — пря­мое след­ствие пере­утом­ле­ния нерв­ной системы. Резуль­тат — неуправ­ля­е­мое пове­де­ние, исте­рики, нару­ше­ния сна, повы­шен­ная возбудимость.

Дли­тель­ный про­смотр теле­ви­зора отри­ца­тельно вли­яет и на пси­хику. Ничто, ника­кая тех­ника не в состо­я­нии заме­нить ребенку обще­ния с роди­те­лями. Ребе­нок раз­ви­ва­ется, когда идет актив­ный обмен инфор­ма­цией с двух сто­рон — он спро­сил — ему отве­тили. Но с теле­ви­зо­ром идет только одно­сто­рон­нее обще­ние. Ребе­нок не имеет воз­мож­но­сти спро­сить у него: почему так? Он не полу­чит обсто­я­тель­ного разъ­яс­не­ния на свои вопросы, эмо­ци­о­наль­ного отклика, его ста­вят перед фак­том, не спра­ши­вая о его чув­ствах и жела­ниях. Но самое глав­ное — ребе­нок, сидя перед теле­ви­зо­ром, явля­ется пас­сив­ным наблю­да­те­лем, а, зна­чит, он не раз­ви­ва­ется. У детей, слиш­ком много вре­мени про­во­дя­щих перед теле­ви­зо­ром и в резуль­тате не допо­лу­ча­ю­щих обыч­ного живого чело­ве­че­ского вни­ма­ния от роди­те­лей, бабу­шек и деду­шек, наблю­да­ется задержка речи, пси­хо­мо­тор­ного раз­ви­тия, зато нередко диа­гно­сти­ру­ется син­дром дефи­цита вни­ма­ния, неспо­соб­ность кон­цен­три­ро­ваться. Не участ­вуя в живом раз­го­воре, ребе­нок не учится пра­вильно стро­ить речь, выра­жать чув­ства и эмо­ции. Дети не полу­чают навы­ков сози­да­ния. Вме­сто того, чтобы кле­ить аппли­ка­ции, выре­зать сне­жинки из бумаги или соби­рать пира­мидки, они про­сто сидят на диване, не заня­тые ника­ким полез­ным делом.

Более того, мно­гие дети начи­нают под­ра­жать в пове­де­нии муль­тяш­ным пер­со­на­жам, пере­ни­мают их ужимки, манеру пове­де­ния, стиль обще­ния. А сей­час боль­шое коли­че­ство муль­ти­пли­ка­ци­он­ных филь­мов вклю­чают агрес­сив­ное пове­де­ние пер­со­на­жей, отвра­ти­тель­ную лек­сику, иска­жен­ные до неузна­ва­е­мо­сти образы, бью­щие по нер­вам зву­ко­вые эффекты.

Все, ска­зан­ное выше, отно­сится не только к мульт­филь­мам. Так назы­ва­е­мые раз­ви­ва­ю­щие игры и про­граммы, теле­пе­ре­дачи «для самых малень­ких”, невин­ные на пер­вый взгляд план­шет­ные игры и даже реклама — все это, любой про­дукт из этой кате­го­рии ока­зы­вает отри­ца­тель­ное вли­я­ние на ребенка.

Вме­сте с тем дви­жу­ще­еся изоб­ра­же­ние явля­ется мощ­ным сти­му­ля­то­ром цен­траль­ной нерв­ной системы. Ребе­нок под­са­жи­ва­ется на мель­ка­ю­щие образы, пере­стает вос­при­ни­мать тесты. Неспро­ста гово­рят о том, что у совре­мен­ного поко­ле­ния моло­дежи кли­по­вое созна­ние — люди при­вы­кают к зри­тель­ным обра­зам, им для вос­при­я­тия инфор­ма­ции уже не доста­точно тек­ста, нужен посто­янно сме­ня­ю­щийся видео­ряд. Поэтому книги утра­тили попу­ляр­ность. Моло­дежи неин­те­ресно их читать, трудно скла­ды­вать кар­тинку самому — ведь при­выкли к гото­вым иллю­стра­циям. Так в людях гас­нет твор­че­ское начало.

Сколько вре­мени в сутки без вреда для здо­ро­вья и пси­хики можно смот­реть теле­ви­зор? Для детей от трех до семи лет это не более полу­часа или пять­де­сят минут в день с перерывом.

Рас­сто­я­ние от поло­же­ния ребенка до экрана должно быть не менее трех мет­ров, при этом, чем больше экран, тем дальше от него дол­жен нахо­диться ребе­нок. И не поку­пай­тесь на обе­ща­ния про­из­во­ди­те­лей сверх­без­опас­ных уль­тра­но­вых тех­но­ло­гий — они при­ду­мают что угодно, чтобы сбыть свой товар. Нет без­опас­ных экранов.

В тем­ное время суток в ком­нате, где рабо­тает теле­ви­зор, обя­за­тельно должно быть вклю­чено осве­ще­ние, чтобы сни­зить кон­траст­ность между экра­ном и комнатой.

Нельзя допус­кать, чтобы ребе­нок при­ни­мал пищу во время про­смотра телевизора.

Конечно, теле­ви­зор нельзя вос­при­ни­мать как одно­знач­ное зло. Теле­ви­де­ние дает нам массу полез­ного, и вопрос вреда и пользы упи­ра­ется в коли­че­ство вре­мени, про­ве­ден­ного в его обще­стве, и каче­ство того, что мы смотрим.

Азбука вос­пи­та­ния

Большинство детей привлекают яркие картинки в телевизоре, и родители часто бьют тревогу по этому поводу, пытаясь ограничить просмотр телевизора и занять детей другими активностями. В детсадовском возрасте малышей невозможно оторвать от просмотра мультиков или развлекательных передач, и это нередко провоцирует проблемы со зрением, сном. Разберемся, с какого возраста родители могут разрешать ребенку смотреть телевизор, сколько часов в день можно находиться перед экраном и как далеко нужно сидеть от монитора, чтобы предотвратить негативные последствия.

Когда детям можно разрешать просмотр телевизора

Малышам в соответствии с возрастом разрешается смотреть мультфильмы, передачи про животных, развивающие каналы, которые способствуют умственному развитию ребенка. Но стоит оградить от просмотра рекламы, взрослых передач и фильмов, поскольку у детей формируется негативное восприятие мира. При просмотре телевизора с грудного возраста в дальнейшем может развиваться дальнозоркость, астигматизм, косоглазие и прочие проблемы со зрением.

Педиатры не рекомендуют детям просмотр телепередач, особенно до 6-7 лет, поскольку так нарушается нормальное функционирование и развитие нервной системы. При постоянном просмотре телевизора фоновый шум негативно отражается на детской психике. Родителям необходимо четко нормировать ежедневный просмотр телевизора ребенком, позволяя смотреть только передачи, предназначенные для определенного возраста.

Потенциальные последствия просмотра телевизора для детей

В младшем и дошкольном возрасте могут наблюдаться такие негативные последствия для здоровья:

  • замедленное развитие речевого аппарата. Доказано, что при частом просмотре телевизора у ребенка уменьшается словарный запас, поскольку мама меньше разговаривает с малышом, а дети склонны усваивать новые слова именно от мамы. Если мать оставляет малыша за просмотром ТВ и не общается с ним в достаточной мере, тогда у ребенка наблюдается замедленное развитие речи, он медленнее начинает воспринимать устную речь;
  • негативное воздействие на зрение. Если с грудничкового возраста малыш много смотрит телевизор и находится близко от экрана, повышается риск развития близорукости. Длительное нахождение перед монитором, громкие разговоры приводят к повышенной утомляемости, перенасыщению нервной системы, уменьшению остроты зрения;
  • отсутствие интереса к чтению развивающих книг. В семьях, где родители часто смотрят телевизор в активном или фоновом режиме, дети впоследствии уделяют меньше внимания чтению;
  • снижение активности и избыточный вес. Если младенец или дошкольник много времени на протяжении дня проводит перед монитором, он не занимается активными играми, вследствие чего появляется избыточный вес.

Влияние телевизора на здоровье ребенка

Основные причины, по которым родители должны ограничивать просмотр телевизора детьми – психологические и физиологические. Относительно физиологии влияние на зрение предельно негативное. Зрительные анализаторы у малышей полностью формируются только к 5-6 годам. При постоянном мелькании кадров ребенок пытается сосредоточить взгляд, напрягая глаза. При постоянном просмотре телевизора такое перенапряжение может дать о себе знать не сразу, а в школьном возрасте, когда у ребенка может резко упасть острота зрения.

Невропатологи рекомендуют полностью ограничить просмотр телепередач до 3 лет по причине чрезмерного психологического влияния. При просмотре взрослых передач малыш пребывает в нервном напряжении, психика находится в состоянии чрезмерной активности, после чего требуется длительное время для успокоения. Постепенно это провоцирует гиперактивность, некорректное или замедленное развитие речи. При просмотре недетских передач происходит психологический диссонанс, меняется восприятие мира в негативную сторону, малыши становятся агрессивными.

С какого возраста детям разрешается смотреть телевизор

Идеально, если родители впервые позволят ребенку смотреть мультики в два или три года. Рекомендуется ограничивать пребывание у экрана – не более получаса в день. В свободное время рекомендуется общаться с детьми, занимать их активными играми, учиться рисовать, лепить, складывать конструкторы и пазлы.

Родители, которые хотят обеспечить детям нормальное развитие и оградить от негатива, следует как можно меньше разрешать ребенку смотреть детские и взрослые передачи. Малыши, которые смотрят ТВ в ограниченном количестве, проявляют больше интереса к познанию мира, общению со сверстниками, прочим полезным активностям.

Какие передачи можно смотреть детям и в каком объеме

Идеальны для малышей развивающие телепередачи, мультики с познавательным уклоном. Выбирать передачи необходимо в соответствии с возрастной группой, рекомендуется совместный просмотр телевизора с родителями. Так мама или папа могут комментировать происходящее на экране, объяснять некоторые моменты. Нежелательно оставлять ребенка одного перед экраном телевизора.

Окулисты рекомендуют родителям ограничивать просмотр ТВ по времени – не более 30 минут в день. Если ребенок хочет посмотреть несколько серий мультфильма, следует сделать перерыв, то есть включать его через день. По мере роста ребенка можно увеличивать время нахождения перед экраном – в 5-6 лет допускается просмотр на протяжении полутора часов, с 7-летнего возраста – два часа в день. Для предотвращения перенапряжения рекомендуется разбивать это время на несколько сеансов.

Условия для просмотра телевизора

При просмотре телепередач или мультиков ребенок должен находиться от экрана не ближе 3 метров. Следует учитывать размер экрана – чем он больше, тем больше расстояние от монитора нужно соблюдать. Такое условие должно соблюдаться вне зависимости от типа экрана – плоского или стандартного.

Малышам не рекомендуется смотреть телевизор в темной комнате, следует избегать чрезмерного контраста между темнотой и яркой мигающей картинкой. Оптимален просмотр телевизора при дневном освещении. Перед сном не рекомендуется длительное время смотреть ТВ, поскольку ребенку нужно готовиться ко сну и успокаиваться.

Какими активностями можно заменить просмотр телевизора

Родителям рекомендуется соблюдать баланс между подвижными играми и просмотром ТВ. Следующие активности помогут всесторонне развивать малыша:

  • прогулки на свежем воздухе. Для детей и взрослых рекомендованы ежедневные прогулки на свежем воздухе в течение нескольких часов. Если семья живет за городом, можно постепенно находить для малыша полезные занятия во дворе или на огороде;
  • чтение развивающих книг. Мама или папа должны в достаточном количестве читать ребенку сказки, развивающие книжки, полезную литературу;
  • интерактивные игры на гаджетах. На смартфонах или планшетах можно установить интерактивные игры для малыша для развития внимания, мелкой моторики, концентрации. Показывать ребенку такие игры можно с двухлетнего возраста;
  • рисование мелками, красками, пальчиками. Такие игры заинтересуют и увлекут малыша, что он и не вспомнит о просмотре телевизора;
  • общение с малышом. Родителям желательно по максимуму общаться с ребенком, комментировать свои действия, объяснять непонятные вещи.

Итак, мы рассказали, с какого возраста малышам можно смотреть телевизор, какие условия должны обязательно соблюдаться для предотвращения негативных последствий. Родители должны непременно следить за тем, что смотрят дети по телевизору, контролировать время, проведенное перед монитором. После просмотра можно обсудить увиденное и услышанное, прокомментировать или пересказать. При обнаружении зависимости следует ограничить нахождение малыша перед экраном, занять его другими развлечениями и играми.

Споры о том, вреден или полезен телевизор детям, начались ровно с момента появления телевидения. Первые исследования и выводы о влиянии ТВ были сделаны ещё тогда, когда голубой экран был далеко не в каждом доме. На сегодняшний день мы вынуждены признать, что телевизоры и компьютеры, планшеты и телефоны стали для наших детей настоящими «виртуальными няньками». Влияние гаджетов на здоровье и психику ребёнка регулярно исследуется учёными и обсуждается на научных конференциях. Данные приводятся противоречивые, но главное, в чём все сходятся: мы не в состоянии притормозить прогресс и запретить использование электронных устройств детьми.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Современные родители чаще всего придерживаются одной из двух совершенно противоположных тенденций.

Родители-противники

Такие родители категорически запрещают детям смотреть телевизор и пользоваться компьютером, причём стараются делать это как можно дольше. Максимум, на что они готовы — это диафильмы.

Идея: гаджеты вредят здоровью и развитию ребёнка, портят опорно-двигательный аппарат, гарантируют близорукость, способствуют ожирению, насаждают насилие, активируют агрессию, провоцируют гиперактивность. Ребёнок должен расти в естественной среде, как было раньше.

Минусы такого подхода: ребёнку труднее находить общий язык со сверстниками, он «не в теме», чувствует себя «белой вороной», часто страдает кругозор или его знания не всегда совпадают со знаниями сверстников, не учится пользоваться сложными техническими устройствами, не использует их для поиска новых знаний. Как следствие старается обмануть родителей и тайно пользуется гаджетами друзей и одноклассников. Тогда как «родители-противники» считают, что догнать ровесников никогда не поздно: вот вырастет ребёнок, окрепнет психика и пусть пользуется гаджетами, но ограниченно.

Родители, которые идут в ногу со временем

Такие родители считают, что ограничивать детей в пользовании телевизором и гаджетами бессмысленно, так как ребёнок все равно найдёт возможность преодолеть запрет.

Идея: гаджеты освобождают мам и пап от перегруженности детьми, а дети через телевизор получают всю необходимую информацию о жизни.

Минусы такого подхода: дети проводят у экранов много часов в день без движения. У таких детей часто наблюдается задержка психического и/или речевого развития. Их воображение не развивается, так как они потребляют готовые сюжеты. На воспитание начинает влиять телевизор, а не мама и папа. А чему он научит, не всегда понятно, если содержание передач не ограничивается.

Мнение психолога

Психологи не любят крайности. Они ратуют за бережное отношение к личности, за то, чтобы и ребёнок, и родители использовали телевидение для развития, а не для отдыха мам и пап от собственных детей. Развернутых исследований о времени, которое ребёнок может провести у экрана телевизора или компьютера в день без вреда для здоровья, учеными не проводилось.

Тем не менее, на многих ресурсах ссылаются на рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). А она, между прочим, запрещает детям до трёх лет даже показывать гаджеты. Детям-дошкольникам старше трёх лет позволяется проводить перед экраном телевизора не более 30 минут, младшеклассникам — 30−60 минут, а средним и старшим школьникам от 1 до 3 часов. Интересно, что на официальном сайте ВОЗ эта информация отсутствует, а в докладе «Развитие детей в раннем возрасте в Европейском регионе: потребности, тенденции и разработка политики» влияние телевизора вообще практически не указывается.

Давайте подробнее разберёмся с каждой возрастной группой.

Дети от 0 до 12 месяцев

Детям до года телевизор однозначно для развития не полезен. Никакие передачи, помеченные возрастной маркировкой «0+», не помогают развивать ребёнка. Известный эксперимент показал, что мозговая активность младенца при просмотре телевизионной передачи для малышей никак не отличается от того, что происходит в его голове, когда он смотрит на вращающийся барабан стиральной машины. Младенца до года развивает общение со значимыми близкими людьми, сидение на руках или в слинге у мамы и тёплая, спокойная обстановка в доме. Желательно исключить даже фоновый просмотр телевизора при ребёнке.

Дети от года до двух лет

В этом возрасте дети уже начинают понимать, что телевизор, компьютер, телефон — это такие ценные предметы, которые часто используют взрослые, и, соответственно, тянуться к ним, показывать, что им надо дать пульт, подержать телефон, понажимать на кнопки. В этот период желательно не смотреть телевизор с включенным на максимум звуком, а также избегать просмотра передач, демонстрирующих жестокость, так как они провоцируют дополнительную тревогу у родителей, а она, в свою очередь, транслируется ребёнку. В результате малыш может вести себя беспокойно.

Если вам удастся удержаться и не показывать ребёнку теле- и компьютерные программы в этом возрасте — прекрасно. Кстати, во Франции, например, вообще запрещено производить программы для детей младше двух лет.

Дети от 2 до 3 лет

Возраст, когда можно попробовать познакомить детей с первыми мультфильмами. Ищите простую анимацию с понятными сюжетами, медленным темпом смены кадров, негромкой музыкой. Ограничьте просмотр несколькими минутами. Не включайте телевизор вместе с едой, впоследствии это провоцирует пищевые расстройства.

Дети от 3 до 5 лет

Время, когда ребёнок может смотреть мультфильмы и первые познавательные передачи. В этом возрасте детям важно получать информацию из разных источников: от родителей — пока самых важных просветителей, сверстников, из книг и медиа, например, журналов или телевидения. Важно контролировать то, что смотрит ваш ребёнок: он осваивает нормы поведения из мультфильмов и передач, учится общаться со сверстниками, неосознанно примеряет на себя разные роли героев.

Лучше, чтобы в первый раз вы смотрели мультфильм или телепрограмму вместе, чтобы в случае необходимости у взрослого была возможность объяснить действия героев и происходящие на экране события. Желательно не смотреть телевизор больше 20−30 минут подряд, после просмотра обязательно подвигаться или погулять. Смотреть лучше всего передачи, рекомендованные по возрасту.

Дети старше 5 лет

Дети в этом возрасте активно развивают эмоциональный интеллект, их психика становится устойчивее и готовой к более интенсивному режиму, быстрому темпу смены кадров, насыщенному информацией видеоряду. Выбирая передачи, интересующие ребёнка содержательно, смотрите, чтобы он не сидел перед экраном больше 30 минут. С этого возраста можно (но не каждый день!) разрешать просмотр полнометражного мультфильма, фильма, телепередачи.

Это важно!

Не ориентируйтесь на возрастную маркировку. Если рядом с названием стоит «0+» — это не значит, что мультфильм качественный и полезный и его можно показывать новорождённым. Это значит только то, что он не содержит сцен насилия, не пропагандирует курение и так далее. Приложите усилия: выберите для ребёнка программы, которые вам покажутся важными, обучающими, развивающими.

Спрашивайте себя каждый раз: чему мой ребёнок научится, когда это посмотрит? Узнает ли он что-то важное? Хочу ли я, чтобы мой малыш узнал это именно сейчас? Даже если вы включаете телевизор для развлечения или отвлечения ребёнка, вы должны знать, что во время просмотра его мозг не отдыхает, а работает: он запоминает, усваивает и берёт пример.

Сейчас появилось много качественных детских программ, которые разрабатывают педагоги и психологи, старающиеся заложить нравственные основы, полезные знания и навыки в передачи, рекомендуемые для просмотра детьми и родителями. Станьте экспертом для своего ребёнка — выбирайте для него достойный контент!

В чём кроется опасность?

Дети обожают сидеть перед телевизором. И это нормально! Быстрая смена ярких картинок привлекает, завораживает. В любимых мультфильмах герои оживают, смеются, разговаривают с малышами, рассказывают много интересного и даже полезного.

И так хочется не мешать этому волшебству, тем более что можно спокойно заняться своими делами, пока ребёнок зачарованно смотрит в экран. Но вот проходит некоторое время и всё чаще случаются истерики, начинаются требования включить телевизор, теряется интерес к играм, книгам, появляется раздражительность и агрессия, ухудшается сон.

Не каждый родитель свяжет это с передозировкой картинками на экране, но эта связь существует. Поэтому до тех пор, пока у взрослых получается влиять на то, сколько ребёнку можно смотреть телевизор в день, они должны это делать.

Сколько можно смотреть телевизор ребенку?

Во время просмотра телевизора мозг ребёнка обрабатывает огромное количество информации, да ещё и в ускоренном темпе. Нельзя остановиться, чтобы рассмотреть картинку, нельзя спросить у мамы, что на экране, отмотать назад тоже нельзя. Малышу часто приходится принимать ненужную и неинтересную для него информацию. Поток неимоверный, происходит самая настоящая передозировка. Это легко увидеть на возбудимых детях – полчаса у экрана и ребёнок выдаёт истерику.

Вредна даже фоновая работа телевизора. Нервная система ребёнка ещё слишком нежная, чтобы подвергаться воздействию тысячи посторонних шумов ежесекундно. Если фоном идут взрослые фильмы и передачи, то добавляется риск увидеть и услышать что-то такое, что испугает, вызовет агрессию, зародит ненужные чувства. Только внимательное наблюдение за ребёнком поможет понять, сколько и когда малышу можно смотреть телевизор.

Помимо опасностей, связанных с воздействием на нервную систему, существует ряд других проблем, вызванных излишним просмотром телевизора:

  • Малыши, много времени проводящие наедине с экраном, чаще других обзаводятся проблемами в развитии речи.
  • Страдают глаза, особенно актуален этот пункт для детей, с предрасположенностью к ухудшению зрения. В этом случае, нужно поговорить с врачом о том, сколько должен ребёнок смотреть телевизор.
  • Появляются «кумиры», которые не всегда отвечают понятиям хорошего, доброго героя.
  • Телевизор начинает заменять другие занятия, теряется интерес к игре.

Но даже после всего вышесказанного нужно отметить, что телевизор сегодня не редкость. Не дома, так в гостях ребёнок с ним столкнётся. Поэтому полностью запрещать телевизор глупо. Но важно с детства прививать культуру просмотра, не допускать круглосуточного сидения перед телевизором, фильтровать программы и мультфильмы.

Со скольки детям можно смотреть телевизор?

Возраст Время
1 год Не более 15 минут в сутки (лучше вообще исключить)
2 года Не более 20 минут в сутки и только плавные картинки
3-4 года 30 минут просмотра за 1 сеанс (мультфильмы с родителями)
5 лет Максимум 1 час в день
От 7 лет 2-3 час в день под контролем контента родителями
От 12 лет Следить за контентом, который смотрит ребенок

Врачи и психологи сходятся во мнении, что детям до года телевизор ни к чему. Даже если отбросить в сторону огромную нагрузку на нервную систему, вред для зрения и развития, всё равно не найдётся причин, по которым могут понадобиться мультфильмы. У младенцев ещё нет достаточного запаса знаний, образов, чтобы понять то, что происходит на экране. Смысла он не усвоит, зато прочувствует эмоции, которые не всегда характеризуются положительно.

Включить телевизор малышу в столь юном возрасте очень заманчивая перспектива, например, чтобы накормить ребёнка. Замелькали весёлые картинки, и кроха уже послушно открывает рот. Только этот волшебный способ приносит и проблемы. Дети, которых кормят под мультики, не учатся контролировать чувства (голод – сытость), с раннего детства переедают, формируют неправильное пищевое поведение. Поэтому даже если ну очень хочется включить телевизор, делать это во время приёма пищи не рекомендуется.

Сколько можно смотреть телевизор ребенку?

Так со скольки ребёнку можно смотреть телевизор? Чем позже, тем лучше! Но если всё-таки принято решение в пользу мультиков, то максимум времени для просмотра в год или два – 15 минут в день. Выбирать нужно добрые сюжеты без резких звуков, с участием милых животных, маленьких детей.

Время, которое можно потратить на мультики в 2 года

Если ребёнок спокойно относится к отсутствию мультфильмов в его жизни, то не стоит ровно в два года бросаться включать их. Конечно, то, с какого возраста можно смотреть телевизор, решают родители, но чем дольше малыш не познакомится с экраном, тем лучше. Чем меньше времени он будет проводить за ним, тем лучше! Но в случае, когда всё же мультфильмы уже нужны, просмотр должен длиться примерно двадцать минут в один приём.

Можно делать несколько таких сеансов в день, только следить, чтобы перерывы между ними были достаточно большими (три – четыре часа) и сопровождались либо двигательной активностью, либо спокойными играми, помогающими «разгрузить» нервную систему.

Сколько можно смотреть телевизор ребенку?

В два года мультфильмы выбираются всё ещё простые, без запутанных сюжетных линий. Хорошо, если кто-то из взрослых будет рядом и сможет пояснять происходящее на экране. Удобно выработать режим, когда малыш получает свою порцию в определённое время, например, после сна, после прогулки. Так у крохи будет меньше поводов просить «включи мультик», а у родителей станет меньше переживаний о том, сколько можно смотреть телевизор. Отметим, что перед сном лучше ничего не смотреть, чтобы не возбудить нервную систему ребёнка. Вечером это ни к чему, так как может вылиться проблемами с засыпанием, ночными пробуждениями, страхами.

Телевизор в жизни трёх- и четырёхлетних детей

Сколько можно смотреть телевизор ребёнку 3х лет? В три – четыре года стремительными темпами развивается фантазия. Кроха уже понимает увиденное, примеряет на себя роли, переживает эмоции героев. Но в отличие от, например, школьников, четырёхлетний малыш принимает всё всерьёз. Он легко может поверить, что Человек-паук на самом деле умеет ползать по стенам и решить проверить это на себе. Поэтому важно контролировать сюжеты просматриваемых мультфильмов, отдавать предпочтение тем лентам, где нет насилия и опасных трюков.

Не менее важно контролировать то, сколько можно смотреть телевизор ребенку 4 лет. В этом возрасте формируются представления о мире, складывается характер, в том числе и на основе увиденного. Если большую часть времени малыша «учат» не самые качественные видео, то могут возникнуть серьёзные проблемы.

Психологи рекомендуют ограничивать единовременный просмотр 30 минутами, а предпочтение отдавать досугу с ролевыми играми, в которых ребёнок с помощью родителей получит реальные знания и навыки, научится понимать и контролировать эмоции.

Пятилетки и старше – как «дружить» с телевизором?

Ближе к школьному периоду, когда ребёнок уже легко удерживает внимание на чём-то одном, время просмотра увеличивается до одного часа в день. Раз в неделю допустимо устраивать сеанс с полнометражной лентой, не забывая выбирать мультфильмы с добрым сюжетом. В принципе, это подходящий возраст для первых походов в кинотеатр. Нервная система уже окрепла, но вопрос того, сколько минут можно смотреть телевизор ребёнку, всё ещё актуален и должен контролироваться родителями.

Телевизор и дети семи лет и старше

Младшие школьники чётко отграничивают правду от выдумки, имеют представления о добре и зле и в какой-то степени уже сами выбирают мультфильмы. Отвечая на вопрос «Сколько можно смотреть телевизор ребёнку 7 лет?», озвучиваются довольно внушительные цифры – 2 или 3 часа в день. Это не значит, что мамам и папам пора отойти в сторонку. Всё ещё актуален совместный просмотр с комментариями по поводу поступков и чувств героев, тем более что дети начинают выделять персонажей, пытаются им подражать. Родительские подсказки и поддержка помогут не запутаться, а факт того, что мама и папа интересуются кумирами ребёнка, обеспечит отличные отношения в семье.

Время у экрана увеличивается до двух часов в день, но, как и в любом возрасте, работает правило – меньше, значит, лучше. Родители, определяя для себя, сколько времени можно смотреть телевизор ребёнку 10 лет должны не забывать, что нервную систему и зрение нужно беречь в любом возрасте.

От 12 и старше – разрешать, или запрещать

Подростки бывают очень сложными. Нередко они только и хотят лежать на диване перед телевизором сутки напролёт. Но просто запретить уже становится сложно, да и что поделаешь, если человек вырос и имеет своё мнение? Мало кому удаётся ладить со старшими школьниками, но не нужно забывать, что всё равно они остаются детьми и они тоже хотят внимания, заинтересованности и уважения. Поэтому контроль того, сколько времени можно смотреть телевизор, сохраняется, но сейчас особенно важно не забывать о чувствах уже такого большого человека. Если разрешено смотреть телевизор не более трёх часов в день, то и родители должны неукоснительно соблюдать это правило.

Запреты должны быть обоснованы, хорошо, если будет предложено альтернативное занятие, великолепно, если это совместная деятельность. Можно завести несколько семейных обычаев, например, «никаких телевизоров во время отпуска», или «во время ужина мы разговариваем, а не смотрим в экран». Подросток впитывает модели поведения в семье и в будущем перенесёт всё это в свою жизнь. Работая над собой, мы воспитываем своих детей. И если в семье все уважают друг друга, знают много альтернативных способов проведения досуга, то вопрос «Сколько можно смотреть телевизор ребёнку?» постепенно сойдёт на нет.

Подводим итоги

Дети похожи на своих родителей, они повторяют всё, невольно перенимая тип поведения. И если задуматься, это огромный козырь в руках мам и пап, козырь, который делает воспитание лёгким, помогает вырастить по-настоящему хороших людей. Решая, сколько часов можно смотреть телевизор детям, нелишним будет взглянуть на себя со стороны. И начинать изменения нужно тоже с себя, показывая своим примером, что помимо телевизора существует масса интереснейших занятий.

Контролируя время у телевизора, важно не забывать о том, что ребёнок – личность. Определитесь, со скольки лет можно смотреть мультики детям, сколько минут или часов будет занимать такой досуг, и твёрдо придерживайтесь намеченных цифр.

Но не переусердствуйте! Перегнуть палку легко, разрушить отношения ещё легче.

Важно принимать участие в жизни детей, интересоваться тем, что происходит, что беспокоит, отдыхать вместе и даже смотреть передачи вместе! И тогда человечек будет расти с глубоким осознанием того, что мир это не только картинки по ту сторону экрана, что вокруг так много интересного, а главное, у него есть любящие люди, которые всегда рядом.