Ребенок плачет в саду

Ребёнок пошёл в детский сад и теперь постоянно плачет. Такая реакция напугает любого родителя. Психолог Настя Бутенко отвечает на вопрос, как предупредить детские слёзы и как правильно на них реагировать, если ребёнок никак не успокаивается.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

ПОДПИСАТЬСЯ

Вопрос. Что делать, если ребёнок пошёл в детский сад и рыдает? Как долго он может так плакать? Что вообще нормально в поведении ребёнка, когда он адаптируется к детскому саду, а что нет?

Ответ. Поход в детский сад — это смена привычной обстановки и, соответственно, большой стресс для ребёнка. В его жизни появляются новые взрослые, на которых придётся ориентироваться. Ему нужно время, чтобы адаптироваться к переменам.

Обычно родители понимают, когда ребёнок готов отделиться и уйти на следующий уровень самостоятельности. Если вы чувствуете, что ребёнок уже может идти в детский сад, а его слёзы ситуативны, считаете себя достаточно спокойным родителем, можно дать ему столько времени на плач, сколько нужно.

Сложно сказать, какова нормальная продолжительность плача ребёнка. Это связано с индивидуальными особенностями его психики.

Чем интенсивнее переживание, тем сильнее будет плакать ребёнок

Вплоть до истерики — некоторые дети могут лечь и рыдать так сильно, что вызывают у себя рвоту. Ребёнок может плакать каждый день в течение месяца, потом успокоиться, а через пару-тройку месяцев снова начнёт периодически плакать. Часто дети плачут после выходных, а в пятницу, к концу недели, успокаиваются. И это нормально. Тем самым ребёнок выражает своё недовольство, протест против изменений, которые ему не нравятся.

Дети неосознанно считывают переживания взрослого, который находится рядом. Если ребёнок видит спокойного родителя, который уверен в своих действиях, то тревога будет уменьшаться. Когда мама беспокоится, её мимика выражает страх и большую озабоченность. Ребёнок может пугаться и, не осознавая этого, реагировать и на новую ситуацию, и на маму.

Модель поведения будет запоминаться, и ребёнок будет воспроизводить её, чтобы получить мамину реакцию и соответствовать ей. Это неосознаваемые действия. Заботливым и тревожным родителям часто сложно вырваться из этого созависимого механизма. Поэтому нужно быть уверенными, что вы поступаете правильно.

Ещё несколько советов тем, кто впервые ведёт ребёнка в сад:

  • Его могут отводить старшие родственники или папа. Дети часто проявляют тревожность из-за того, что в сад ребёнка отдает мама. С ней дети ведут себя более тревожно и капризно. Мамой проще управлять, неосознанно манипулировать. От неё проще получить очевидную реакцию.
  • За одну или две недели до того, как отправить ребёнка в сад, можно почитать книги на эту тему, например Фелисити Брукс «Маша и Миша идут в сад». Рассказывайте про игры, о которых пишут в книге, про воспитателей, правила в детском саду.
  • Можно сделать игрушку, которую ребёнок сможет брать с собой. Например, у нас с ребёнком был такой ритуал: дочь снимала с моего пальца кольцо, которое я специально для этого купила, и забирала его на день. Так она знала, что вечером я вернусь за ней и колечком, и оно напоминало ей обо мне.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Анастасию Никушину. Фото: (Sergii Sobolevskyi)

О детях

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА: С РАДОСТЬЮ В ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛУ

25. Авг 2020

До начала учебного года осталось всего несколько недель. Семьи с радостью делают последние приготовления к тому, чтобы ребенок пошел в детский сад и школу. Детский психолог Väike Päike Ольга Луптова объясняет, как поддержать своих детей, чтобы новое начало было безболезненным для всех сторон.

1. Относитесь к детскому учреждению хорошо!

Исследования показывают, что отношение родителей (особенно матерей) к детскому учреждению играет важную роль в процессе адаптации как в детском саду, так и в школе. Если родитель положительно относится к школе или детскому саду, то ребенок понимает, что находиться там хорошо и безопасно. В своем повседневном общении родители могут говорить и показывать ребёнку, что ходить в детский сад или школу хорошо и приятно.

Дома могут звучать такие предложения как: «В детском саду очень хорошо! Там здоровские игрушки, вкусная еда, новые друзья «.

«В школе здорово учиться, там узнаешь новое, общаешься с друзьями, находишь новые увлечения».

То же правило касается и отношения к учителю. Когда родитель выражает свое уважительное и хорошее отношение к учителю, ребенок также легче учится доверять этому человеку. Если у родителя возникают вопросы, или ему что-то не нравится в детском учреждении, то об этом обязательно стоит поговорить, но не с ребенком (или при ребёнке), а с супругом, воспитателем, заведующим детского учреждения.

2. Подготовьтесь заранее.

Узнайте о детском учреждении заранее, сходите на место, задайте вопросы, познакомьтесь с учителем и помещениями до того, как начнётся учёба. Найдите достаточно времени, чтобы подумать о том, что для вас важно — тогда вы также сможете задать правильные вопросы. То же самое относится и к навыкам, необходимыми в детском саду и школе: что нужно знать ребенку в ясельной группе или в первом классе? Вовремя подготовьте ребенка и вместе потренируйте необходимые навыки.

Дети детского сада могли бы уметь самостоятельно есть и пить, ходить на горшок (или, по крайней мере, знать, что такое горшок), ждать своей очереди, делиться игрушками и убирать их после игры и т. д.

Школьники могли уметь сами себя обслуживать (переодеваться и складывать в нужное место вещи, складывать школьные принадлежности в портфель, держать стол в чистоте, мирно разрешать конфликты). На самом деле у школьника есть много важных навыков, и родители обычно понимают важность их приобретения только тогда, когда школа уже началась: например, важно, чтобы ребёнок умел запирать дверь дома, пользоваться общественным транспортом самостоятельно, покупать еду в магазине и т. д.

Детям намного легче адаптироваться в детском учреждении, если они уже обладают необходимыми навыками. Проконсультируйтесь с учителями, но также и с родителями из вашего круга знакомых, которые недавно прошли тот же путь.

Подготовить заранее нужно и вещи, необходимые для учебного года. Не откладывайте дела на последний момент, вовремя запаситесь необходимыми принадлежностями для школы и детского сада, и, по возможности, привлекайте ребенка к процессу покупок: он будет пользоваться этими вещами круглый год!

3. Ставьте перед собой реалистичные цели.

Посещение детского сада или школы — новая ситуация для каждого члена семьи, и каждому нужно время, чтобы приспособиться. Ребёнок и не должен идти в садик в первый раз с большой радостью, для него все новое! Привыкая к новому образу жизни, он находит друзей и начинает доверять учителям. То же самое и со школой. Ребенку может быть сложно адаптироваться к новому месту, новым людям, новым задачам — каждый ребенок индивидуален. Его жизнь меняется, и для него нормально беспокоиться, бояться или быстро уставать. Взрослым также нужно время, чтобы адаптироваться к серьезным изменениям. Обязательно стоит помнить, что у детей меньше ресурсов, знаний и навыков, чтобы справиться со своими чувствами.

4. Поддержите ребенка.

Постарайтесь понять и принять чувства ребенка в трудных ситуациях. «Отзеркальте” его эмоции. Отзеркалить значит словами выразить ребёнку то, что, по нашему мнению, ребенок чувствует. Активное слушание поможет ребенку лучше понять свои чувства и научит, как с ними справляться. Не менее важно развивать словарный запас ребенка, говоря о чувствах.

5. Установите приоритеты.

Подумайте, что для вас важно? Важно ли, чтобы ребенок начал заниматься всеми видами деятельности (музыкой, движением) с первого дня? Или что он мог говорить по-английски в первую неделю, когда пошел в школу? Может быть, важно, чтобы ребенок чувствовал себя хорошо и с удовольствием ходил в школу или детский сад? Чувство безопасности и эмоционального благополучия имеют первостепенное значение в процессе обучения: новое можно узнать только в том случае, если ребенок чувствует безопасно и счастливо. А это может занять время.

6. Обращайте внимание на изменения в ребёнке.

Каждый ребенок индивидуален, и его или ее процесс адаптации уникален. Некоторые дети легко и быстро адаптируются к новой ситуации, но не все. Обращайте внимание на изменения в своем ребенке: в конце концов, родитель лучше всего разбирается в своем ребенке и знает его лучше всех. Как себя чувствует ребенок после детского сада или школы? Есть ли у него энергия? В порядке ли его пищеварительный процесс? Он быстро засыпает и хорошо спит или часто просыпается? Изменилось ли его поведение? Ребенок сильно волнуется?

Все эти изменения являются нормальными, если они кратковременны и быстро проходят. Если изменения носят долгосрочный характер, и вы беспокоитесь о своем ребенке, вам стоит обратиться за помощью к специалисту.

Важно помнить, что родители могут обратиться к психологу, даже если они сами не могут справиться со своими чувствами. Иногда родителям очень сложно отвести ребенка в детский сад или школу: они слишком переживают за ребенка, у них такие плохие воспоминания о детстве, что это начинает влиять на процесс адаптации.

Как общаться с ребенком в сложных ситуациях?

Каждый родитель слышал любое из этих предложений:

  • «Я не хочу идти в детский сад (школу)!»

Если ребенок не хочет ходить в детский сад и плачет, вы можете использовать метод активного слушания: «Тебе грустно и ты не хочешь идти в детский сад. Маме и папе нужно идти на работу. Мы заберем тебя после работы. Ты сходишь в детский сад: поешь, поиграешь на площадке, поешь, поспишь, поиграешь, и тогда мы приедем «.

Если ребенок не хочет ходить в школу: «Я понимаю, что тебе сложно просидеть пять часов в школе, и ты устал. Я понимаю твои чувства, но я также знаю, что ты справишься. У вас обязательно будут переменки, на которых ты сможешь расслабиться и поиграть с друзьями. А на уроках ты узнаешь много важного».

Не стоит говорить: «Не плачь!», «Почему ты плачешь?», «Ты ляля чтоли?» и т.п. Не лгите ребенку, не выдумывайте оправдания, и не уходите неожиданно, когда ребёнок привыкает к детскому саду.

  • «Я так устала, не хочу просыпаться!»

Когда ваш ребенок говорит, что он устал, вы также можете отзеркалить чувства ребёнка, и сказать, что только приложив усилия можно увидеть результат. В случае с детским садом, важно иногда делать ребенку на неделе выходной, особенно в начале. Если нет возможности освободить весь день, то ​​займитесь чем-нибудь приятным вместе после учёбы: сходите в парк, в кинотеатр, проведите время с ребенком. Для него это очень ценно. Введите распорядок дня для вашего ребенка и следуйте ему. Ребенку нужен сон, чтобы восстановить силы.

Не следует говорить: «В каком смысле?» Ты же ничего не делал! «. Не нужно также угрожать ребёнку: » Если ты сейчас не встаешь, то … (ты останешься без компьютера / будешь дома один и т. д.) «.

  • «Мне не нравится мой учитель / одноклассник».

Иногда ребенок может говорить, что ему не нравится учитель или одноклассник Отзеркальте и в этом случае чувства ребенка, применив активное слушание. Вы можете сказать, например, «Тебе не нравится играть с этим ребенком» или «Тебе трудно общаться с этим учителем». Узнайте больше о том, что конкретно беспокоит вашего ребенка. Может быть, в течение дня произошло что-то, что вызвало негативные эмоции. Также стоит поговорить с учителем о причине, по которой ребенок мог так сказать, и обсудить конфликт с ребенком.

Не следует преуменьшать беспокойство ребенка, говоря: «Не выдумывай Не говори глупости» и т. д.. Но не нужно также и преувеличивать, пока не разберетесь в ситуации. Найдите золотую середину.

  • «Я не хочу ходить в детский сад / школу, потому что ты все равно дома. Я хочу остаться с тобой! «

Ребенок также может сказать, что он не хочет ходить в детский сад или школу, потому что мама или папа находится дома в течение дня (в домашнем конторе или с маленьким ребенком). Поговорите о чувствах вашего ребенка и объясните, почему вы находитесь дома: «Я понимаю, что ты скучаешь по нам и хотел бы остаться с нами, но у нас есть дома дела (мне нужно работать, я пойду с младшим ребенком к врачу)». Договоритесь, что вы займетесь вместе чем-нибудь приятным вечером, когда ребенок придет из детского сада или школы. Вы можете обсудить с ребенком, почему так важно ходить в детский сад или школу. Спросите самого ребенка, что, по его мнению, почему важно и нужно посещать детский саду или школу.

Не стоит говорить: «Твоё мнение никому не интересно. Иди и все!» или «Ты мне дома мешаешь! «.

Самое главное в общении с ребёнком в сложных ситуациях это поддерживать ребенка, уметь его слушать и слышать. Такие предложения, как «Не плачь!», «Почему ты все время ноешь?», «Ты уже большой!» не помогает ребенку справиться со своими чувствами и негативно влияют на ваши отношения с ребенком. Будьте внимательным и осознанным родителем! Тогда адаптация к детскому саду, и к школе пройдет гладко и счастливо.

Отличного старта и мягкой посадки!

Ольга Луптова и Кристи Стахл

Конечно, все дети проходят период адаптации к детскому саду. Но, похоже, в вашем случае адаптация затянулась, и малыш категорически отказывается привыкать к садиковскому режиму. Как понять, что ему там совсем не нравится — и пора принимать меры?

Ребенок плачет.

Утром он начинает плакать еще до того, как вы вышли из дома, в садике плачет и не хочет вас отпускать. Когда вы за ним приходите, вы снова застаеет его заплаканным, а воспитатель сообщает, что малыш был расстроен и в течение дня. Слезы в первые две-три недели посещения детского сада — это нормально, и хороший воспитатель обязательно найдет способ успокоить малыша и вовлечь его в общие игры и занятия (разумеется, без угроз и запугиваний). Если прошло уже больше месяца, а каждый поход в детский сад означает расстройство и плач, стоит поискать причину: может, малыш очень привязан к маме и не готов оставаться в садике полный день, или ему тут скучно, или воспитательница слишком строгая?

Ребенок разучился делать то, что раньше умел.

Например, он категорически отказывается есть самостоятельно, ложкой или вилкой, хотя еще вчера вполне успешно это делал. Он сообщает вам, что еще маленький, и предлагает покормить его с ложечки — ведь малышам не нужно ходить в садик! Или, например, ребенок вдруг разучился одеваться, путается в штанинах и рукавах, не может сам надеть носки. Могут появиться «туалетные» промахи или сосание пальца. Конечно, он не издевается и не делает это специально, просто в состоянии стресса действительно происходит регресс. Постарайтесь не обращать на такое поведение внимания, не ругать и не стыдить за него.

Ребенок дерется.

В садике воспитательница жалуется, что малыш агрессивный — задирает других детей, отнимает у них игрушки, не может спокойно играть — сразу начинаются конфликты. Да и дома вы заметили изменения: он может замахнуться на вас или бабушку, часто сердится, кричит. У маленьких детей пока маловато опыта, и им сложно разобраться в своих эмоциях, так что агрессия и драки — просто доступный способ выразить свои разочарование, злость и бессилие.

Он отказывается рассказывать, что было в садике.

Вы спрашиваете, что было интересного, он отвечает односложно. Вкусный ли был обед? С кем играл? Какие были занятия? Похоже, ребенок совсем не хочет обсуждать с вами события дня, даже кажется, что он не говорит про садик, потому что хочет поскорее забыть о нем. Скорее всего, что-то интересное все-таки происходило, но он так занят своими переживаниями, что просто не успевает этого заметить.

У него не появились друзья.

Ребенок ходит в садик уже около двух месяцев, но, похоже, так и не обзавелся там компанией. По крайней мере, когда вы спрашиваете, с кем ему нравится играть, он может буркнуть «ни с кем» или «со всеми», но не называет никаких конкретных имен. Когда вы забираете его с прогулки, вы можете заметить, что он и правда играет в стороне от других детей, а утром одногрупники не прибегают его поприветствовать.

Ребенок стал часто болеть.

Конечно, осень. возрастает риск простуд, но, похоже, у малыша что-то с иммунитетом: он часто простужается, у него постоянно то насморк, то кашель. Дома он жалуется на боль в животе, голове, ноге, выглядит при этом бледным и утомленным. Приходится часто оставлять его дома — похоже, это именно то, к чему он и стремится? Скорее всего, он не притворяется, а правда легко простужается, для периода адаптации это нормально, дети «обмениваются» вирусами и бактериями. Но и стресс от новых остоятельств тоже играет важную роль.

Ребенок стал хуже спать.

Вы стараетесь придерживаться режима, класть его спать в одно и то же время, но это не помогает: малыш стал хуже засыпать, просит подольше посидеть с ним перед сном, а утром встрает с большим трудом. Он может жаловаться на плохие или «странные» сны, приходить к вам в постель среди ночи. Возможно, его пугают тени или «монстры» — так выражается неосознанная тревога.

Что делать?

Иногда достаточно будет попросить воспитателя уделить ребенку больше внимания. Например, привлекать его к подготовке занятий — раскладывать материалы для творчества, наливать воду для занятий рисованием. Вовлекать малыша в общие игры, стараться его заинтересовать — это тоже задача воспитателя: он может предложить групее детей какую-то совместную игру, но убедиться, что ваш ребенок тоже в ней задействован и не остался в стороне. Если воспитатель замечает, что малыш загрустил — он тоже предложит ему какое-то занятие, игру, или, скажем, нарисовать для мамы рисунок.

Попросите воспитателя наблюдать, как ведет себя ребенок в течение дня, какие занятия ему нравятся, а в какие периоды он особенно расстроен. Может быть, стоит вернуться к сокращенному дню в детском саду, или, например, приводить ребенка во время прогулки, чтобы он мог сразу включиться в игру.

Привлеките садовского психолога: попросите его провести диагностику и дать рекомендации по адаптации.

Дома задавайте ребенку вопросы про детский сад. Лучше не спрашивать «Кто тебя обижает?» или «А воспитательница строгая?», а, например, «Что у вас обычно делает воспитательница, если Миша и Витя дерутся?».

Если адаптация и правда затянулась, и улучшения ситуации вы не замечаете, возможно, стоит сделать перерыв, или сменить группу или детский сад.