Религии в израиле

А. Л. Львов:Конфессия и natio в иудаизме.
Если пытаться смотреть на иудаизм и евреев с точк и зрения проблематики различения конфессионального и религиозного, то мы здесь мы увидим весьма сложное переплетение. Стоит хотя бы обратиться к современным реалиям, к действующему в Израиле закону о Возвращении. Там написано, что правом репатриации в Израиль обладает каждый еврей. В 1962 г. Верховный суд постановил, что, исходя из светского характера Закона, понятие «еврей» следует толковать в традицинном, а не строго галахическом смысле, и, следовательно, Закон не распространяется на лиц, рожденных евреями, но перешедших в другое вероисповедание. В 1970 г. была принята поправка, согласно которой евреем является тот, кто рожден от матери-еврейки и не перешел в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизм и не принадлежащее к другой религии. Здесь сразу же бросается в глаза прямое механическое переплетение религиозного и этнического: это этничность по происхождению и конфессиональность по религии.
Если обратиться к более ранним периодам, то это странное переплетение можно найти еще в Средние века. Речь идет о философско-богословском трактате Иегуды Галеви (12в.) «Кузари». Сюжет этого сочинения строится вокруг истории обращения хазарами в иудаизм. Хазарский царь Кузари устраивает богословский диспут между христианином, мусульманином и иудеем. Когда очередь доходит до раввина, он говорит следующие слова: «Мы верим в Бога Авраама, Исаака и Яакова, который вывел сынов Израиля из Египта силой знамений и чудес, который питал их в пустыне и даровал им страну после чудесного перехода Иордана; который послал Моисея с миссией Торы, продолженной многими пророками, возвещавшими Тору и учившими о вознаграждении, ожидающем тех, кто соблюдает ее, и о каре грозящей тем, кто ее нарушает. Мы верим во все, что написано в Торе, а это охватывает бесчисленное множество вопросов». Раввин здесь явным образом подчеркивает этническое составляющее иудаизма, культурную память, генеалогию, веру в покровительствующего евреям родового Бога.
Удивленный хазарский царь, не принадлежавший по крови к евреям, реагирует на слова раввина, заявляя, что еврею следовало бы сказать о вере в сотворившего мир Бога: «А ведь именно ты, еврей, должен сказать, что ты веришь в Творца и Его Провидение, в Того, Кто сотворил этот мир и поддерживает его существование, и в другие Б-жественные атрибуты, ясные каждому, кто обладает верой, кто стремится к истине и ищет уподобления Творцу в Его справедливости и мудрости». Разрешение противоречия обосновывается Галеви противопоставлением веры и философии. Вера построена на Откровении, на связи с Богом, а целью философии является не связь с Божественным, но познание Бога.
Можно привести еще более ранний пример. Это собственное библейская тема, национальные понятия в Библии. В Библии очень ярко представлены действующие лица истории — народы. Есть народ Израиля, который находится в сложных отношениях с Богом и с другими народами. В дальнейшем народ Израиля послужил образцом для европейских народов осмыслять себя политическими сообществами, единствами.
В Библии есть два основных термина. Есть «ам» – это скорее множество людей под единым руководством, воинство, армия и «гой» — этот термин указывает на общее происхождение. Этот термин может употребляться в отношении евреев, но затем прочно закреплятся за неевреями. Есть также «ума», «леум», «ум»… При использовании такого подхода я призвал бы к осторожности. Мы, конечно, можем взять современную религиозную и национальную терминологию и находить ее в прошлом. Это легко, но это мало, что даст. Надо посмотреть, с какими реалиями могла сопоставляться еврейская историческая действительность, красивая библейская схема, в которой, как кажется, уже есть суверенные нации, но и религиозные нации: народ Израиля сущестует только в зависимости от его отношений с Богом.
В еврейской истории в течение всех Средних веков до 19 в. огромную роль играла корпорация. С библейским народом Израиля на протяжении этого долгого времени отожествлялась корпорация, прежде всего городская автономная община. В Европе она формируется в 11-12 вв. Община осмысляется в религиозных терминах, например, «кехила кдуша», «святая община». Жизнь евреев в городе воспринимается как акт святости. Евреи образуют автономную общину и отделены от окружающего населения, и это делает их не только частью народа Израиля, но и метафорическим воплощением всего народа Израиля. Одним из ключевых моментов в формировании общины стало решение приписать общинным постановлениям статус законов Торы. А еврей, выступающий против общинных решений или не соблюдающий их, признавался грешником.
Еврейская община была частью города. Община вписывается в окружающий мир как корпорация. Вместе с другими корпорациями, например, ремесленными цехами, евреи выполняли некоторые городские повинности, охраняли свою часть городской стены.
Различие между этническим и религиозным кристаллизуется в процессе распада корпоративного средневекового общества, при переходе к национальным государствам и империям. В Средние века конфликта между этническим и религиозным в еврейской среде не существовало. Еврей принадлежал к своей корпорации и своей принадлежностью определял себя как часть народа Израиля.
Распад общины начался с эмансипацией евреев. Можно напомнить основные этапы эмансипации. В 1740 г. британский парламент принял первый законодательный акт, который предоставлял евреям право натурализации в британских колониях, если они прожили там не менее семи лет. В европейских странах первой на путь эмансипации вступила Австрия. В 1781-82 гг. Иосиф II издал несколько указов, которые уничтожили религиозное и административное самоуправление еврейских общин. Иосиф пытался сделать из евреев подданных империи, пользующихся такими же правами и обязанностями, как христиане.
Второй этап в процессе эмансипации, которая и привела к разделению понимания еврейства на религиозное и национальное, связан с Французской революцией и реформами Наполеона. В 1806 г. Наполеон издал указ о создании Собрания еврейских нотаблей, Синедриона. Уполномоченный французского правительства Л. М. Молле предложил еврейским депутатам ответить на 12 вопросов, в том числе: «Считают ли евреи Францию своим отечеством, если они родились в этой стране и являются по закону ее гражданами?.. Обязаны ли они ее защищать и подчиняться всем ее законам, включая гражданский кодекс?» С этого времени появилось и стало тиражироваться представление о евреях как французах моисеевого закона. По аналогии с французским случаем появились немцы, поляки, русские моисеевого закона и т.д. Была сделана попытка переформулировать иудаизм исключительно как религию. В национальном государстве есть подданные, которые придерживаются разных религий.
Для еврейского Просвещения, Гаскалы, такого типа переформулировки стали общим местом. В Германии Гаскала привела к быстрой аккультурации немецких евреев. В Восточной Европе идеи Гаскалы вызвали сильное сопротивление. Просветители составляли небольшую группу людей, которые часто оказывались изгоями и состояли в оппозиции еврейскому обществу. В России еврейское Просвещение было направлено на преобразование еврейского общества в полноправных подданных империи. Евреи, будучи корпорацией, не вписывались в новые процессы государственного строительства Российской империи, сменявшие старые феодальные отношения власти и общества. Евреев не воспринимали как нормальных граждан. Их надо было перевоспитывать — воспитывать их гражданский дух, преданность к стране.
Центральный пункт многих просвещенческих проектов – создать из иудаизма нечто похожее на христианство, что имело бы церковноподобную структуру в главе с еврейской консисторией, централизованно и иерархично решающую те или иные вопросы. Есть множество высказываний просветителей, критиковавшие современное состояние еврейского общества, в котором не было никакой центральной власти; были лишь самоуправляемые общины, в которых религиозные идеи распространялись без какого-либо контроля. При этом раввином мог стать почти любой человек. Когда русское правительство обратилось к еврейской массе, то, прежде всего, оно захотело контролировать раввинат. Начались требования к знанию русского языка, стремление из раввинов сделать государственных чиновников. Появились казенные раввины, которые в глазах традиционного еврейского общества, раввинами не были. Отсутствие контролируемой организованной элиты, посредством которой государство влияло бы на массы, препятствовало включению евреев в современное государство.
Кроме выстраивания духовной иерархии, просветители требовали изменить систему образования. Традиционная система образования серьезно отличалась от современной системы. В традиционных обществах дети читают те же самые книги, которые читают взрослые. В средневековом еврейском обществе отсутствовали учебники, какие-то адаптрованные тексты.
Для просветителей учить в школе тексты, которые дети не понимали, было дикостью. В традиционном обществе такой порядок вещей был связан с особыми механизмами передачи знания. Люди воспринимали окружающую действительность посредством базовых текстов той или иной культуры. Авторитетами были для них те люди, которые могли связать актуальные события с сюжетами из знакомых всем текстов. Таким образом, у людей не возникало тех ощущений, которые возникают у современного человека, который смотрит на знания, как на продукт культуры элиты, к которой он не имеет прямого доступа. На мой взгляд, это важный момент, поскольку явно недостаточно говорить только о конфессиональных и религиозных идентичностях.
Осознание различия между конфессиональным и религиозным происходит лишь в глубоко секулярном обществе. Деятелей еврейского Просвещения, Гаскалы, трудно классифицировать как религиозных или национальных. Они находятся в рамках традиции. Они пытаются реформировать еврейское общество, чтобы оно могло быть включено в государство нового типа.
Как отмечается Клиром и другими исследователями, представления о модерной еврейской идентичности, в том числе о еврейской национальности, как у евреев, так и у христиан, в 19 в. были чрезвычайно размыты. Например, виленские маскилы, тесно сотрудничавшие с властями, отстаивали тезис о том, что еврей, по мере того, как становится образованнее, избавляется от тех стихий, из которых обыкновенно слагается особенная национальность 1.
Хорошо отмеченный факт, что у идеологов еврейского Просвещения в 19 в. недоставало национального воодушевления: национальный элемент еврейского общества был практически приглушен, а надежды на национальное возрождение были представлены как анахронизм. Предложенный маскилами вариант коллективной памяти представлял историю евреев как последовательное развертывание и распространение идей этического монотеизма. Как либеральный реформистский, так и консервативный ортодоксальный иудаизм говорили о религиозном понимании еврейскости, равно как и о переходе этой еврейскости в сугубо приватную схему.
К концу 60-70 х гг. 19 в. еврейское Просвещение вступает в полосу все более ощутимого кризиса. Это связано с реалиями эмансипации. Несмотря на всю двойственность русского правительства, которое с одной стороны пыталось разрушить корпоративную структуру еврейского общества, а с другой консервировать, возник весьма широкий слой общества, который уже включен в русское общество и все меньше ощущал себя зависимым от корпораций. Эти люди оказываются аккультурированными и просветительский пафос исчезает. После 10-летия кризиса мы встречаемся с ростом нового движения, которое можно назвать национальным. Появление этого движения было обязано волне еврейских погромов 1880-х гг. Бывшие деятели еврейского Просвещения становятся националистами. Сионизм принято рассматривать как один из примеров национальных движений в Европе 19 в. Сионизм как идея возвращения евреев в Землю Израиля и создание там национального очага, может быть осмыслен как в рамках нового национального, так и религиозного дискурсов. Лидеры политического сионизма были людьми светскими. Они опирались не на религиозные тексты, но на европейские идеи государства-нации. Но секрет успеха сионизма состоял в том, что для основной массы еврейства, скорее всего, сионизм представлялся религиозным, мессианским и эсхатологическим движением. На это указывает, например, факт отказа на 7-Сионистском конгрессе 1905 от проекта создания еврейского государства в Уганде. Другое объяснение, кроме как отсылки к библейским текстам, трудно было придумать. И это несмотря на то, что большинство сионистов были людьми нерелигиозными. Наряду с национальными движениями кристаллизируется религиозное движение, ортодоксальный иудаизм. Ортодоксальный иудаизм был также новым явлением. Ортодоксы с порицанием смотрели на сионистов, на их планы создания светского государства. Позже возникает религиозный сионизм. Религиозные сионисты смотрели на евреев как на народ, в истории которого всегда присутствовало стремление вернуться на свою историческую родину.
Светский сионизм также использует религиозный дискурс. В современных учебниках истории в Израиле большое внимание уделено библейскому периоду, непосредственно истории Израиля, и лишь небольшое место уделено истории еврейских диаспор.
Таким образом, дискурс о национальном и религиозном оформляется лишь в конце 19 в., под влиянием европейских национальных идей, хотя в этом дискурсе активно используется терминология билейских времен и Средних веков.
Если говорить, как были связаны понятия религиозного и конфессионального до появления национализма в 19 в. то, на мой взгляд, корректней говорить о других структурах, как «корпорация”, или, что для меня особенно близко — «текстуальное сообщество».

М.В. Дмитриев:
Вы говорили, что еврейская община в том или ином городе и месте в Средние века с какого-то времени начинает восприниматься как святая, поскольку в ней заключается весь Израиль. Я хотел бы уточнить. это Ваша метафора или это действительно та логика, которую Вы видите в средневековой еврейской интерпретации общинной жизни, в дискурсах еврейской самоидентификации? Я объясню, в чем дело. В текстах Московской Руси мы встречаем известное представление Руси как Новом Израиле или Святой Руси с неопределенными пределами. «Русь – Новый Израиль» и «Святая Русь» — это метафора (или не метафора) общины, которая включает в себя весь православный мир. Мне кажется, издалека, кажется, что логика здесь похожая…

А. Львов:
Я не могу сказать, что это общепринятая точка зрения. Я высказал это неосторожно и историки так не формулируют. Но есть элементы, которые можно проследить более конкретно.

Ф.А. Дорофеев:
А какова личная идентификация евреев (в частности у Вас)? Считают ли они себя нацией, сконструированной в 19 в., или все же полагают, что у евреев как нации более древние корни?

А. Львов:
У М.А. Членова есть статья о еврейском возрождении в позднесоветстское время. О еврейском движении много говорят; считают его религиозным, национальным и даже демократическим.
Существование религиозного возрождения не вписывалось в концепцию Членова о еврейской цивилизации и идентичности советских евреев как этнической. У Членова есть мнение о двух полюсах еврейской идентичности – религиозной и этнической, и у русских евреев произошло смещение в сторону этнического полюса. Он взял интервью о деятелей этого движения, которые, сравнивая себя с евреями в Египте и в Персии в эпоху рабства и гонений, ассоциировали себя с ними и в результате были уверены в своей победе.

М.В. Дмитриев:
Можно ли говорить, что еврейское национальное движение — это и есть характернейший пример национализма, один из «чистых видов» национализм? Слово национализм, как и принято в современной научной литературе, употребляется здесь все какой бы то ни было аксиологии – как синоним идеологии и общественно-политического движения, постулирующего, что у данной нации, поскольку она имеет свою собственную национальную идентичность, должно быть свое собственное национальное государство.. Есть проект, программа, интеллигенция, общественно-политические институты, и в результате распространения и реализации этих идей рождается нация-государство…

А.Л. Львов:
Такие теории, в которых происходит деконструкция понятий «евреи», «еврейский народ» и «еврейская нация», весьма распространены в Израиле, в Америке и в Европе. Например, очень крупный израильский историк Моше Росман недавно издал книгу, которую назвал «Насколько еврейская история еврейская?» 2. Это вопрос и вопрос весьма острый. В ответах мы видим реакцию на национальный дискурс. Профессор Тель-Авивского университета Шломо Занд написал «Когда и как был придуман еврейский народ» 3, в которой пытался показать, что «большая часть общепринятых исторических истин об истории еврейского народа является вымыслом основоположников сионизма». Хотя сам Занд не отрицает еврейской этничности, считая, что евреи – это лишь полиэтническая общность.

Ф.А. Дорофеев:
Вы говорили об аккультурации европейских евреев в Западной Европе; немецкие евреи стали считать себя немцами моисеевого закона. Однако в России этого не произошло. Почему? Из-за политики государства, или из-за позиций самих евреев?

А.Л. Львов:
И в Германии, и в Австро-Венгрии, конечно, не все евреи стали немцами или австрийцами. В еврейском мирн и в европейском сознании вообще сложилось противопоставление западноевропейских и восточноевропейских евреев. Западные евреи ассимилированные, аккультурированные, восточные евреи неассимилированные, отсталые. Русское правительство пригласило доктора Лилиенталя из Риги, немцкого еврея из Риги, для осуществления проекта государственного переустройства еврейской школы. отношение к нему среди евреев было двойственным. Эмансипация в России происходила совершенно другими темпами: черта оседлости сохранялась и не надо забывать о часто репрессивной политике русского правительства к евреям.

М.В. Дмитриев:
Когда говорят о еврейском вопросе в России, забывают о том факте, что численность еврейского населения в России в десятки раз превышала численность евреев во Франции и Германии… Наделение евреев всеми гражданскими правами в наполеоновской Франции – это вопрос о 50 тыс. человек…
Если мы возвращаемся к средневековой истории евреев, то, как говорить в наших курсах, что евреи в Средние века – это этническое или протонациональное сообщество, если мы знаем, что идентификация евреев, внутри самой общины, сводилась к одной лишь к конфессиональной категории «иудеи»? С такой внутриобщинной точки зрения, еврей, который перестал быть иудеем, крестился, переставал ли он быть евреем? Вообще, поддаются ли непротиворечивому описанию этническое и протонациональное в этом случае?

А. Львов:
Еврей, который принимал христианство, по еврейскому закону, оставался частью народа Израиля 4. Есть много хасидских историй о том, что какой-то из христиан оказывался, в самом деле, евреем. Есть статья Хилеля Бен-Сассона о вполне терпимом отношении испанских евреев к насильно крещеным евреям и даже к тем евреям, которые приняли христианство по собственной воле 5. Однако в традиционном понимании вполне вероятно, что крещеный еврей переставал быть евреем.
Пример казаков как сословия вполне напоминает еврейский случай. Сословная идентичность очень плохо вписывается в современные общества. И говоря об этническом и конфессиональном, следует помнить о модерном происхождении этих категорий и терминов. Мы имеем набор фактов, можно говорить об этническом, можно говорить о том, что еврей, принявший христианство, но есть масса исключений.

Респонс р. Цемаха бен Шломо Дурана, Алжир, 15 в.
Фес, мудрому р. Натану Бусти и его друзьям, да хранит и поддержит их Бог!
Мои братья, вы писали о том, что кто-то пришел и заявил, что он из колена Коэнов — правда это или нет, поверим его словам — и его надо первым вызывать для чтения Торы.
Ответ.
Немного тех, кто смешался с язычниками и взял их дочерей в жены, они только крошечное меньшинство – один из города и два из племени (Иер. 3:14). И один из них исключен от остальных и презираем, и они воздерживаются от контактов с его потомком. Они считают его потомка язычником, поскольку согласно закону его мать язычница.
Я вернусь и отвечу на ваше письмо, в котором вы писали о потере священства теми из обращенных в христианство (anusim), кто пришел и говорит, что они принадлежат к колену Коэнов.
Вы писали следующее:
«Относительно вопроса геров, которые приехали из королевства Каталонии, Кастилии и Португалии, чтобы принять иудаизм и взойти под крылья Божественного присутствия (knafej shechina). И каждый из них говорит: «Я — Коэн» и т.д.
И это суть того, что вы писали.
Тот, кто прочтет Ваши слова, найдет в них большую ошибку. Не дай Бог, чтобы евреи во всех местах их проживания будут глупы, что будут вызывать к чтению Торы во время чтения Торы Коэнами того, кто был обращен или язычником. Так не делается в Израиле. Язычник, который принимает иудаизм, никогда не может заявить и сказать, что он из колена Коэнов. Ибо откуда взялось у него священство? И как вы можете так ставить вопрос?
Вы должны понять, что эти не называются термином «геры» , ибо они «червь Иакова», «малолюдный Израиль» (Ис. 41:14), и поэтому не называются они герами, но раскаивающимися (baalej tshuva).
И мы учим, что они (т.е. мудрецы) использовали термин «гер» к тем, кто был язычником, взошел под крылья Божественного присутствия и взял на себя всю Тору. А тот, кто принимает 7 заповедей Ноя и согласился не участвовать в идолопоклонстве, называется «жителем-пришельцем» ( ger toshav). И он называется так, поскольку мы разрешаем ему жить среди нас, как сказано в трактате «Авода Зара», в главе «Ха-сохер» («Наниматель») (64b). И вы ошибаетесь, когда говорите о насильственно обращенных евреях (anusim), как о герах.
Я также считаю что то, что Вы пишете, неправильно и нет ничего, чтобы лишило потомка статуса Коэна. Ибо мы не обнаружили ничего, , кто родился необрезанным, не подходит на то, чтобы быть Коэном. И поэтому об израильтянах, хотя они не обрезаны, говорится, что «обрезаны». И несмотря на то, что необрезанный нарушает закон в том, что он не обрезает себя, он и его потомок по-прежнему имеют право . И он считается тем, кто обрезан, ибо сказали они (мудрецы) в главе «Ха-Нодер» (Дающий клятву) трактата Недарим (3:11): «Тому, кто дает обеты от необрезанных, запрещено от обрезанных из народов мира и разрешено от необрезанных в Израиле». Ибо язычник, даже ели он обрезан, назван «необрезанным», а израильтянин, даже если он не обрезан, назван «обрезанным», как сказано: «Все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем» (Иер. 9:26).

Респонс р. Моисея бен Маймона (Отрывок из письма Овадию-геру)(конец 12 в.)

Суть этого в том, что праотец наш Авраам научил и вразумил всех людей, указал им истинный путь и сообщил о единстве Всевышнего, отверг язычество и восстал против служения идолам. Многих привел он под крылья Шхины, учил их и просвещал и заповедал своим детям и домочадцам блюсти Божий путь — как написано в Tope (Бытие, 18:19): «Ибо избрал Я его для того, чтобы он заповедал детям своим и дому своему после себя, и будут они блюсти путь Господа» …Поэтому, вплоть до конца всех поколений, — тот, кто станет гером, и все, провозглашающие единство Всевышнего так, как о том написано в Торе, — ученики и домочадцы праотца нашего Авраама, который всех их вернул к добру. Так же, как он вернул к добру современников своими речами и преподаванием своего учения, он вернул к добру всех, кто станут герами в будущем, — тем, что заповедал своим детям и домочадцам. Следовательно, праотец наш Авраам — отец своих благочестивых потомков, следующих его путям, и отец своих учеников, в число которых входит каждый гер, который пришел в еврейство.

Поэтому тебе следует говорить: «Бог наш и Бог наших отцов», так как Авраам — и твой отец, и тебе следует говорить: » в наследственный удел отцам нашим», потому что эта земля отдана Аврааму — как сказано: (Бытие 13:17) «Встань, пройди по этой стране вдоль и поперек, ибо тебе ее отдам Я».

Однако «…Ты вывел нас из Египта» или «совершивший чудеса для отцов наших», то если хочешь — можешь изменить и сказать «вывел Израиль из Египта» и «совершивший чудеса для Израиля». Все же если ты произнес это без малейшего изменения — ты ничего не потерял, поскольку ты вошел под крылья Шхины и стал приверженцем Господа, а в этом нет никакого различия между тобою и нами, и все чудеса были совершены как бы нам и тебе вместе. Ведь говорит Всевышний в книге пророка Йешаягу (Ис. 58:3): «И да не скажет сын чужого народа, присоединившийся к Господу, так: «Бесповоротно отделил меня Господь от народа Своего», — ни в чем нет никакого различия между тобою и нами. И, безусловно, ты должен произносить в благословениях «избравший нас», «давший нам», «отделивший нас», так как Господь уже избрал тебя, и отделил от остальных народов, и дал тебе Тору — ведь Тора дана и нам, и герам, как сказано (Исход, 15:15-16):

» общине — один и тот же закон: и вам, и геру, проживающему , вечный закон на поколения ваши: что вы — что гер, будет пред Господом; одна Тора и одни установления будут для вас и для гера, живущего с вами».

1Долбилов М.Д. Русский край, чужая вера. М., 2010. С. 971.2Rosman M. How Jewish is Jewish History? Oxford. 2007.
3Sand S. Matai ve’ech humtza ha’am hayehudi? T.A., 2008. есть русский перевод: Занд Ш. Кто и когда изобрел еврейский народ. М., 2010.

авиабилеты| визы| фото

Израиль
Израиль – и мать, и отец трех авраамических религий: иудаизма, ислама и христианства. Удивительно, как такие разные по своей сути религии смогли ужиться на одной маленькой территории. В столице Израиля, в Иерусалиме, находятся центры этих трех мировых религий.

Иудаизм

Иудаизм (от др. евр. яхудут — жители древней Иудеи) – одна из старейших монотеистических религий человечества и самая древняя из существующих по настоящее время. Иудаизм – это слово довольно часто употребляют для обозначений еврейской культуры и религии.
Израиль
Представления древних евреев о Едином Боге складывались в течение длительного исторического периода (ХIХ — II вв. до н. э.), получившего название библейского и включавшего в себя эпоху патриархов (праотцов) еврейского народа.
Главной святыней иудаизма считается Ковчег Завета (или Ковчег Союза), который находится в центре Храма, построенного в самом центре Иерусалима. По преданиям, центром мира был Эрец Исраэль, а в центре Эрец Исраэль находился Иерусалим. Надо добавить то, что перед Ковчегом Завета стоит краеугольный камень мира.
Иудаизм, как правило, передают по материнской линии. Другой способ стать иудеем – это путь гиюра, когда человек с другой верой, религией переходит в иудаизм.
Танаха — Священного Писания иудаизма (христианская традиция полностью включила Танах в раздел Библии, называемый Ветхий Завет).
Главной книгой верующих евреев является Святая Тора. Она состоит из ТаНаХа и Талмуда.
ТаНаХ или «Письменная Тора» состоит из следующих книг:
1. Пятикнижие Моисея: книги Берешит («В начале», христианское наименование «Бытие»), Шмот («Имена», христ. «Исход»), Вайикра («И воззвал», христ. «Левит»), Бемидбар («В пустыне», христ. «Числа») и Дварим («Слова», христ. «Второзаконие»), 2. Книги Пророков (Невиим)
3. Книги Писания (Кетувим).
Талмуд, вторую священную книгу иудаизма, составляют Мишна («Толкование» — свод правил и устных преданий) и Гмара (комментарии к священным текстам). Талмуд имеет две редакции, получившие название «Иерусалимский» и «Вавилонский» Талмуд.

Израиль
В период изгнания в иудаизме получили развитие мистические школы, известные под общим названием Каббала. Один из самых известных и влиятельных центров этого учения сформировался в XVI в. в галилейском городе Цфат под руководством раввина Ицхака Лурия, или Ари (1536-1572 гг.). Каббалисты стремилась постичь сокровенный смысл Торы и других книг Священного Писания, заключающих в себе символическое описание всех Божественных процессов. Главное книга каббалистов — «Зоар» («Сияние») – почитается ими наравне с Торой и Талмудом.

Ислам

Вторая по значительности и по количеству верующих религия Израиля — ислам. Количество приверженцев этого направления постоянно растет. С восьмого и до середины двадцатого столетий ислам доминировал в стране. Иерусалим у мусульман считается одним из трех священных городов, наряду с Меккой и Мединой. Мусульманские паломники поднимаются на Храмовую гору, где расположена мечеть Купол Скалы. Отсюда по преданию Мухаммед вознесся на небо на удивительном волшебном коне.
В городе Хеврон, где живет много арабов, находится святыня, общая у иудеев и мусульман. Это пещера Патриархов (Махпела), где по преданию покоятся библейские патриархи и их жены — Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лея. Здание, стоящее на месте предположительных захоронений, сохранилось, по меньшей мере, со времен Ирода. Авраам считается предком не только евреев, но и арабов (от наложницы Агарь). Ислам существует не только в Израиле, это древняя мировая вера.
Израиль
Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). Люди, которые, принадлежат к исламу, называют мусульманами. Ислам возник в VII веке в проповедях Мухаммеда, который является пророком для мусульман. Подчиняются, покоряются приказам и запретам мусульмане только одному лишь Аллаху. Имя «Аллах» образовано из определённого артикля «Аль-» и слова «Илях» — «Тот, Кому поклоняются». Аллах с точки зрения всех верующих мусульман единственный творец и повелитель всех форм живого и неживого, всех явлений и законов природы. Главная священная книга ислама — Коран. Символом Ислама считают месяц и звезду.
Израиль

Христианство

Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») – мировая религия, не так популярна в Израиле, как иудаизм и ислам. Эта религия основана на жизниеописании Иисуса Христа, которое содержится в Новом Завете.
Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. В мире насчитывается около 2.1 миллиардов человек, принадлежащих к этой религии, их принято называть христианами.

29.11.2002

Слушай, Израиль: Господь — Бог наш; Господь — един». Эти принципы, сформулированные в книге Второзаконие, составляют кредо иудаизма, его теологическую основу. Это — стержень еврейской литургии; религиозный еврей произносит эти слова и в ежедневной индивидуальной молитве. Они помещены и в мезузэ — футляр для священного текста, прибитый к косяку каждого еврейского дома, как заповедано Библией. Покидая дом и входя в него, евреи целуют кончики пальцев и прикасаются ими к мезузй, подчёркивая этим ритуалом связь с заключенными в ней словами. В этом случае они служат одновременно и оберегом, и напоминанием об обязанности придерживаться важнейших принципов веры.

Смысл этих принципов заключается в следующем: во-первых, еврейский народ строго придерживается монотеизма, то есть признает наличие единого божественного начала в мире и отвергает языческие культы; а во-вторых, между единым Богом и еврейским народом существует связь. Иными словами, Господь не просто сотворил весь физический мир, включая человечество со множеством его народов, но и заключил с одним из этих народов своеобразный договор. Знаменательно, что в кредо иудаизма «господь — Бог наш; Господь — един» на первом месте находятся как раз слова о «договоре» народа с Творцом. Таким образом, из всех проявлений Божества в мире евреи превыше всего ценят Его связь с еврейским народом.

Всякий договор — это взаимные обязательства «сторон». В тексте Пятикнижия они изложены многократно и в разных формулировках; однако наиболее лаконично обязательства евреев перед Господом выражены в словах из книги Левит: «…Итак, будьте святы, ибо Я свят». Евреи призваны Богом стать «царством священников». Иными словами, святость не является прерогативой некоторой жреческой части народа, а предписывается всем и каждому, что безмерно повышает ответственность каждого человека перед Всевышним.

Эту свою задачу еврейский народ и его мудрецы стремились постичь и исполнить во всей ее полноте. Эта задача определяет и всё веками разрабатывавшееся еврейское религиозное право, регламентирующее жизнь личности и общины в их контактах с миром и их обращении ко Всевышнему. Требование чистоты и святости обязательно для любого еврея в любых жизненных ситуациях — от всеобщего участия в торжественной литургии в День Искупления (Йом Киппур) и до повседневного воздержания от запрещенной, «нечистой», пищи, которую ни одна еврейская домохозяйка не подаст к столу.

Естественно, что, осознавая свои обязательства перед Богом, еврейские мудрецы стремились постичь также и природу проявлений Божества. Об этом свидетельствуют, в частности, многочисленные определения Бога в библейской и постбиблейской литературе: Святой благословенный, Владыка мира, Царь вселенной, Господь воинств, Царь над царями царей, Всевышний, Всесильный, Вездесущий, Отец наш небесный, Бог наш и наших праотцев, Бог Авраама, Исаака и Иакова, Милосердный и Прощающий, Друг души, Твердыня, Истина, Судия. Однако характерно, что ни одно из этих определений не является именем. Одним из наиболее распространенных способов называть Бога является эвфемизм А-шем, что буквально означает «Это Имя».

Однако это вовсе не означает, что Бог в иудаизме лишен имени. Это четырехбуквенное имя, называемое иногда Тетраграмматон, многократно встречается в Пятикнижии. Буквы его те же, что и у глагола «быть», который в разных формах входит в универсальное определение сущности Божества — «Он был, есть и пребудет». (Так, беседуя с Моисеем из неопалимой купины, Господь говорит о себе: «Я есмь Вечносущий». Слова этой фразы составлены из букв Имени.) Еврейская традиция называет это Имя Полным и считает его непроизносимым. Запрет на произнесение Имени Господа содержится в 4-й заповеди, следующей непосредственно после требования поклоняться лишь единому Богу и запрета на идолопоклонство: «Не произноси (буквально — не возноси) имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Имя Бога, безусловно, было известно и передавалось мудрецами ученикам, но не было в употреблении и не записывалось ни в каких текстах, кроме Пятикнижия.

В эпоху существования Храма, однако, Полное Имя однажды в году произносилось. Делал это первосвященник в ходе богослужения в День Искупления. Для произнесения Имени он в полном одиночестве входил в Святая Святых Храма. Для каждого из молящихся, заполнявших всю остальную территорию святилища, этот момент являлся кульминацией богослужения. После разрушения 2-го Храма эта традиция прервалась.

Непроизносимое Имя в еврейской традиции обладает невероятной властью и силой, так как заключает в себе саму божественную суть. Существует немало легенд о том, как чудодеи (так называемые бааль-шемы, то есть «знающие Имя»), мудрецы и даже демоны творили этим Именем невероятное. Одна из самых известных — легенда о Голйме. Голйм — существо, лишенное сознания и воли, кукла, вылепленная из глины. Но, прикрепив к его лбу листок с Именем, мудрец совершает действие, сходное с тем, когда сам Господь вдохнул жизнь в вылепленного им из земли Адама.

В тексте Пятикнижия четырехбуквенное Имя встречается, наряду со словом «Элохим», означающим, собственно, «Бог, Божество». Комментаторы Писания с древних времен задумывались о причинах этого двойного употребления. Они не сомневались, что в священном тексте Пятикнижия не может быть случайностей или небрежностей. Изучив контекст, в котором поочередно появляются то четырехбуквенное Имя, то «Элохим», комментаторы заключили, что употребление слова «Элохим» указывает на такой божественный атрибут, как справедливость и правосудие, в то время как появление четырехбуквенного Имени напоминает о божественном милосердии. Так, в рассказе о сотворении мира мы встречаем лишь определение «Элохим», зато в рассказе о сотворении человека, поселении его в Эдемском саду и даже наказании за нарушение божественного запрета повсюду, наряду со словом «Элохим», встречается четырехбуквенное Имя. Талмудические мудрецы истолковали это так: Господь задумал сотворить мир, который будет основываться лишь на справедливости и строгом суде. Но, создав человека со свободной волей, Всевышний понял, что тот непременно будет временами грешить. Господь же полюбил свое творение и, понимая, что на одном лишь основании строгой справедливости миру просто не устоять, явил сотворенному Им Свою милосердную сторону.

Стремясь интеллектуально и эмоционально постичь Бога и его ожидания от человека, в частности, от народа Израиля, евреи в то же время никогда не пытались создать изображений Божества, следуя заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; Не поклоняйся им и не служи им…». Вторая часть заповеди поясняет запрет на изображение Бога как требование отказаться от языческих обычаев поклоняться божествам, изображавшимся в виде существ и явлений физического мира. Однако еврейская традиция соблюдала эту заповедь с такой строгостью, что даже когда в среде евреев совершенно исчезли языческие ритуалы и опасность их возрождения, запрет на изображение Бога не был смягчен. Причина этого в том, что, по представлениям иудаизма, Творец, разумеется, не может быть представлен в форме ни одного из творений — такое допущение было бы и абсурдно, и кощунственно. Поэтому все случаи антропоморфизмов в языке Библии, упоминающей о «гласе», «лике», «деснице» или «оке» Божием, объясняются мудрецами так: «Тора говорит человеческим языком», то есть для передачи своего великого послания снисходит к ограниченным человеческим представлениям, определяющимся рамками его физической формы.

Однако как при этом истолковать слова о сотворении человека: «И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по подобию Божию…»? Не значит ли это, что по облику человека можно представить себе образ Бога? Ответ, выработанный традицией со времен первых комментаторов Пятикнижия (а ими можно считать пророков), состоит в том, что речь не идет о внешнем сходстве — человек обладает заложенной способностью морально уподобиться Творцу, он подобен Ему по самой своей, Творцом же созданной, природе. Более того, подражание Богу (imitatio Dei) и является обязательством, которое берёт на себя еврейский народ и каждый еврей в договоре со Всевышним, их обязанностью «быть святыми, как Свят Отец наш небесный».

Спрашивают мудрецы: как возможно для человека уподобиться Господу? — Делать то же, что и Он: давать пропитание голодным, одежду нагим, кров путешествующим; заботиться о вдовах и сиротах; радоваться за невесту и жениха; вершить справедливый суд; навещать больных и погребать умерших. В иврите слово «благотворительность» (цедакб) имеет общий корень со словом «справедливость» (цйдек): вершить добрые дела — значит, не возвеличиваться самому, а восстанавливать божественный порядок в мире, возвращать создание к плану Создателя. По мнению еврейских мудрецов и философов, творя благо и милосердие, человек становится полноправным партнером Бога в непрекращающемся процессе творения. Праведник (цадИк) — слово с тем же корнем, что и слово «справедливость», ведь это человек, который больше, чем другие, сумел уподобиться Господу в святости.

Начало одного из еврейских литургических гимнов звучит так:

    Владыка мира, правящий им,
    Из ничего создал творение.
    В избранное время сделал всё по Своему замыслу.
    Это — Царь, да будет возглашено Его Имя!
    А вслед за тем, как все завершил,
    Один Он грозно правит.
    И Он был, и есть, и пребудет во славе!

Так воспевается Бог, сказавший на горе Синай общине Израиля: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». И народ, еще до объявления Моисеем заповедей и законов единогласно обещавший: «Все, что сказал Господь, исполним», несет как память о великом событии на Синае, как осмысление своего сегодняшнего дня и как призыв к будущим поколениям слова: «Слушай, Израиль: Господь — Бог наш, Господь един».

Центральное статистическое управление Израиля опубликовало прогноз, согласно которому к 2060 г. доля ортодоксального населения страны вырастет с 10 до 25%. Это связано с высокой фертильностью религиозных евреев, в семьях которых в среднем по пять детей. При этом лишь 40% мужчин из ортодоксальных семей имеют работу, уровень бедности среди них достигает 46,6%. Но доля и влияние этой слабо интегрированной в рынок труда группы с часто низким уровнем образования постоянно растет, и это беспокоит политиков и экспертов.

Община ортодоксов существовала в Палестине еще до возникновения государства Израиль. Ортодоксальные евреи делятся на множество направлений и сект – литваки, разные течения в хасидизме (любавические, гурские, сатмарские и другие хасиды), религиозные евреи из стран Востока. Они подчиняются авторитетным раввинам и получают образование в учебных заведениях, где почти не преподают светских наук. Одежда и быт религиозных евреев напоминают о местечках времен Речи Посполитой.

Для туристов ортодоксальные евреи, или харедим, – одна из визитных карточек Израиля, но многие светские израильтяне воспринимают религиозных сограждан не так благожелательно. Для них ортодоксы – это нахлебники, которые не желают служить в армии, предпочитают работе изучение Торы и навязывают свой образ жизни нерелигиозному населению.

Но и лояльность харедим Израилю условна. Согласно ортодоксальному иудаизму до прихода мессии евреи не могут создать свое государство. Некоторые религиозные евреи, как, например, сатмарские хасиды, отрицают сионистский проект, другие признают Израиль де-факто, стараясь извлечь из него преференции для своих общин. В последние десятилетия ни одно правительство не обходится без религиозных партий, которые включают в коалиционные соглашения пункты о строительстве жилья для ортодоксов, финансировании йешив и многодетных семей. Критики харедим рассматривают их как мафиозную структуру, которая ставит свои интересы выше общенациональных и коррумпирует государственный аппарат.

Коронакризис обострил противостояние между религиозными и светскими жителями Израиля. Уже во время первой волны эпидемии не менее 40% зараженных приходилось на ортодоксальных евреев. Ситуация повторилась и во время второй волны. Министр внутренних дел Израиля Арье Дери заявил: «Необходимо отдавать себе отчет в случившемся. 70% инфицированных относятся к религиозному сектору населения». Масла в огонь подлил тот факт, что весной 2020 г. минздрав страны возглавлял раввин Яаков Лицман, лидер религиозной партии «Агудат Исраэль».

Эксперты связывают распространение эпидемии среди ортодоксов со скученностью, бедностью, плохой информированностью религиозных евреев (у многих из них нет телевизора и доступа в интернет), а также частым посещением ими синагог и йешив. Раздражение израильтян вызвало то, что правительство до последнего момента не вводило карантин для харедим, прибывавших из США. Но попытки закрытия синагог и штрафы за коллективные молитвы спровоцировали неповиновение ортодоксов, встречавших полицейских криками «нацисты!» и «антисемиты!».

Силовое противостояние с ортодоксальной общиной и навязывание ей светского образа жизни чреваты политическими и идеологическими издержками. Так, регулярные попытки призыва студентов йешив в армию приводят к массовым демонстрациям протеста не только в Израиле, но и в США. Это негативно сказывается на имидже «еврейского государства».

Часть экспертов считает, что торжество ортодоксальной общины в демографической гонке отнюдь не предопределено. Специалисты Иерусалимского университета Эйтан Регев и Габриэль Гордон обратили внимание, что все больше молодых ортодоксов предпочитают образ жизни светского населения. Причинами тому являются дискриминация женщин, бедность и перенаселенность. По их данным, в 2017 г. к харедим присоединилось 4900 молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет, тогда как 12 200 человек покинули общину. Авторы считают, что эпидемия коронавируса усилит эту тенденцию.

Но пока тон в израильском обществе задают пессимисты. Доктор Чак Фрейлих, бывший заместитель начальника штаба национальной безопасности, на страницах «Ха-Арец» подводит неутешительный итог в фельетоне, где цитируется «послание из 2060 г.». Из-за того что в школах преподают преимущественно религиозные дисциплины, израильский хай-тек пришел в упадок и Израиль превратился в страну третьего мира. Премьер-министром стал ортодоксальный еврей. Законы государства приведены в полное соответствие с религиозными нормами. Светские кварталы Тель-Авива и Хайфы окружили себя стеной и провозгласили автономию. А евреи Америки потеряли всякий интерес к фундаменталистскому проекту на Ближнем Востоке.

Некоторые считают, что этот сценарий реализуется раньше. Элиза Блох, мэр города Бейт-Шемеш, ставшего социально неблагополучным из-за растущего религиозного населения, полагает, что «Израиль 2040 г. будет выглядеть как Бейт-Шемеш в 2020-м». А Арнон Софер из Хайфского университета пишет, что в 2030 г. в Израиле будет «религиозное образование, галахический суд, а пресса переживет революцию, после которой из нее исчезнет привычный контент». Для светского населения места будет все меньше, что поставит под вопрос самое будущее Израиля.