Религиозная реформация

«Есличеловек верит, его ничто не остановит». Эти слова принадлежат Мартину Лютеру,начавшему Реформационное движение в Европе.

Входе урока вы узнаете о религиозных противоречиях в Европе, положениикатолической церкви, учении Мартина Лютера и Реформации в Германии.

Религиозныепротиворечия в Европе. В XVIвеке большая часть европейского населения исповедовала христианство. Оноразделялось на две ветви – католицизм и православие.

Католикипроживали в основном в Западной Европе и относились к Римско-католическойцеркви. У католиков был общий духовный лидер – папа римский.

Православныесоставляли большинство населения Восточной Европы. В процессе историческогоразвития возникло несколько самостоятельных церквей. Они не имели общеголидера.

Междудвумя ветвями христианства постоянно возникали разногласия. Причин тому былонесколько:

богословскиеразногласия;

культурныеразличия;

попыткипап подчинить своему влиянию православных европейцев (сделать это они пыталисьпосредством церковных уний).

Южныеи юго-восточные европейцы имели тесные контакты с мусульманами. Еще в периодСредневековья на Пиренейском полуострове проживали арабы, которых в Европеназывали маврами. Но после окончания Реконкисты арабы массово переселились вСеверную Африку. А те, кто остался в Европе, приняли христианство.

НаЮго-Востоке количество мусульман увеличилось после османского завоевания. ПалаВизантийская империя. Многие балканские народы вынужденно приняли ислам. Этобыли жители Болгарии, Македонии, Сербии и многие другие.

ВЕвропе также проживали иудейские общины. Изначально это были выходцы изБлижнего Востока, пришедшие вместе с арабами на Пиренеи. Со временем они расселилисьпо всей Европе.

Католическаяцерковь. Римско-католическая церковь в период позднего Средневековьябыла достаточно могущественной. После начала Великих географических открытийона распространила свое влияние на разные части света. Достигалось это посредствоммиграции населения и деятельности миссионеров.

Популяризациейцеркви занимались деятели искусства эпохи Возрождения, которымпокровительствовали римские папы.

Католическаяцерковь оставалась равнодушной к критике со стороны простых людей, недовольныхрасхождением между тем, что проповедовали духовники и их поступками.

Высшиедуховные лица погрязли в роскоши и вели себя как князья, они не соблюдалицерковные обеты и устав.

Церковьполучала огромную прибыль от различных поборов. Например, десятины или платы заобряды. Она же стала крупным собственником имущества, как движимого, так инедвижимого.

Однимиз крупных источников дохода стала симония – продажа церковных должностей.Желающий занять должность выплачивал большую сумму денег церкви, а потомполучал номинальное жалование, которое называлось «синекура». Что переводится слатинского как «без заботы».

Активношла торговля индульгенциями – грамотами об отпущении грехов.

Людижаловались на утрату веры, полное равнодушие к религии, уклонение от обрядов.Все эти явления связывались с пороками, в которых погрязла католическаяцерковь. Стали появляться призывы к ее реформе.

МартинЛютер. 31 октября 1517 года монах и теолог Мартин Лютер выступил скритикой церковной практики продажи индульгенций. Этому предшествовало изданиепапой Львом Xбуллы о продаже индульгенций для сбора средств на строительство Собора святогоПетра и спасения человеческих душ.

Воктябре 1517 в окрестностях германского Виттенберга появился монах Тецель, ездивший с двумя большими ящиками. Один из них былнаполнен индульгенциями, а другой – деньгами, вырученными за продажу. Этовызвало возмущение Лютера.

ПервоначальноМартин Лютер осуждал лишь отдельные проявления недостатков церкви. Однако всеего предложения остались без внимания со стороны высшего духовенства. А самЛютер подвергся гонениям, превратившись в оппозиционера. Итогом егодеятельности стала революция в религиозно-церковных отношениях.

Своитезисы Мартину Лютеру удалось распространить с помощью печатного станка, накотором он отпечатал множество экземпляров своей работы. Вскоре его идеи нашлимассовую поддержку. Началась Реформация – общественное движение в ЗападнойЕвропе, возникшее в XVIвеке и направленное на проведение церковной реформы.

Однойиз задач Реформации стала разработка новой этики и морали, которыми люди моглибы пользоваться в повседневной жизни.

МартинЛютер подверг критике желание духовенства стать посредником между людьми иБогом. Обоснованием этим попыткам служило церковное учение о спасении душичерез соблюдение обрядов.

УчениеЛютера основывалось на спасении души верой. А показателем любви к Богу являлосьблагопристойное поведение человека. Мартин Лютер считал, что нужно четкоразделить религиозные, светские, церковные и мирские интересы. А наивысшей ценностьюобъявил трудолюбие. Лютер называл важным любой труд, приносящий пользу и доход.

Лютерхотел, чтобы было упразднено духовенство как сословие. Вместо них нужноназначить пасторов, отличающихся от простых людей только осведомленностью врелигиозных вопросах.

Источникомверы, по мнению Мартина Лютера, должна быть только Библия и каждый человекможет ее изучать самостоятельно, не прибегая к помощи церкви. В свою очередьзадача церкви – разъяснить смысл Писания при необходимости. В период своегоизгнания Лютер сделал первый перевод Библии на немецкий язык.

Лютерпризывал церковь отказаться от всех поборов, десятины, продажи индульгенций ироскошного убранства.

В1520 году была издана папская булла об отлучении Лютера от церкви, однако онсжег ее.

Тогдав 1521 году был созван Вормсский рейхстаг. ИмператорКарл Vпредложил Лютеру отказаться от своих идей, однако он отказался, сказав: «На томстою, и не могу иначе». Согласно Вормсскому эдиктуМартин Лютер и его последователи были объявлены еретиками.

Реформацияв Германии. Народ был взволнован идеями Лютера. Среди его сторонниковбыли как простые люди, так и князья.

В1524 – 1525 годах шла Крестьянская война. Предводитель восстания Томас Мюнцерсчитал, что, если крестьяне и ремесленники возьмут власть в свои руки, онисмогут восстановить в мире порядок, который будет соответствовать божественномузамыслу.

ХристофорШапеллер обобщил все крестьянские жалобы в одиндокумент, получивший название «12 статей». Люди хотели сами назначать и смещатьсвященников. А деньги с десятины направлять на поддержку бедных.

Горожанесоздали свой проект – «Гейльброннскую программу». Онапредусматривала лишение власти духовенства и роспуск монастырей.

Вто же время князья хотели провести секуляризацию земель церкви – изъятие их впользу государства. Император не согласился на это и выступил противреформационных идей. Лютеране выразили ему протест, и с тех пор их сталиназывать «протестантами».

В1530 году собрался Аугсбургский Рейхстаг, гдеосновные принципы лютеранства изложил Филипп Меланхтон.Его идеи касались в основном обрядовой стороны учения.

Былиупразднены пышные богослужения и почитание икон.

Вместомессы вводилось простое богослужение, основанное на проповеди пастора.

Изсеми таинств сохранены были только крещение и причастие.

Церковьпереходила в подчинение светских правителей.

Борьбадлилась на протяжении нескольких лет, пока в 1555 году не был заключен Аугсбургский мир, покоторому католики и протестанты уравнивались в правах, а население германскихземель исповедовало ту религию, которой придерживался князь.

Сторонникилютеранства появились и в других государствах Европы, преимущественно Северной.Это были Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия и Прибалтика.

Давайтеподведем итоги.

Кначалу XVIвека в Европе обозначились противоречия между разными религиозными течениями.

Призывык реформе католической церкви были связаны с недовольством населения еедействиями.

В1517 году Мартин Лютер издал «95 тезисов», обосновав реформу церкви.

СогласноАугсбургскому миру католики и протестанты Германиибыли уравнены в правах.

ОСОБЕННОСТИ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Классификация

История человечества хранит свидетельства появления, распространения и исчезновения бесконечного числа религий и систем верований. Каждое из новых религиозных объединений представляет собой своеобразную субкультурную общность, в которой особым образом преломляются наиболее острые проблемы сегодняшнего дня и даются ответы на вопросы времени, убедительные для приверженцев этих религий.

«Нетрадиционные культы», «неорелигии», внеконфессиональ- ные, неканонические верования, «альтернативные культы» — так обозначают религиозные движения, получившие распространение в США и Европе в 60—70-е гг. XX в., а затем в России.

Причины, но которым люди примыкают к новым религиозным движениям, бывают разными. Они зависят от общественно-политической и духовной атмосферы общества, состояния каждого индивида, его готовности и способности отозваться на то, что данное религиозное движение ему предлагает. Привлекательность того или иного религиозного объединения может возникнуть от того, что новичок надеется наполнить свою жизнь смыслом, избавиться от чувства неуверенности. Молодежи может импонировать вызов движения обществу, суровое осуждение мирских пороков. На фоне социального конформизма традиционных верований подобные осуждения порой воспринимаются как проявление искреннего желания изменить мир к лучшему.

В отечественном и зарубежном религиоведении нет общепризнанной типологии новых религиозных движений. Во многом это объясняется трудностями, возникающими при выделении сущностных признаков большого многообразия вероучений, способов их функционирования, отношения к миру новых религиозных образований.

Новые религиозные движения называются новыми, поскольку в своей настоящей форме большинство из них возникло после Второй мировой войны в государствах Востока, в США, странах

Западной Европы. От традиционных верований они отличаются нововведениями, существенно расходящимися с вероучительными установками исторических религий. Вероучительная и обрядовая составляющие обуславливаются обстоятельствами возникновения конкретного типа нового религиозного образования, наличием квалифицированных теологов. Как правило, уже в первоначальных заявлениях основателей или авторитетных лидеров новых религиозных движений сообщается о радикальной новизне учения, изменяющего вид традиционных религий или отвергающего вовсе существующие вероучительные доктрины. И даже если вероучение религиозного новообразования заимствовано из разных источников, оно провозглашается уникальным. Настойчивое подчеркивание неповторимости основ исповедания порой сочетается с признанием принадлежности к той или иной традиционной религии или конфессии. Так, приверженцы Международного общества сознания Кришны считают себя последователями одного из направлений индуизма. В то же время отмечается, что «А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (Шрила Прабхупада) принес на Запад в 60-е гг. нашего века древнюю традицию бхак- тислужения Богу с любовью и преданностью».

Последователи новых религиозных движений — верующие первого поколения. В отличие от них традиционные религии исповедуют многие поколения народов данной страны, региона, нации и т.д. При этом приобщение к вере происходит постепенно — через семейное воспитание, культурные и национальные традиции, образование.

Новые религиозные движения могут быть отнесены к следующим направлениям.

  • 1. Значительную часть можно причислить к неохристианским течениям — «Церковь Христа», «Новоапостольская церковь», многочисленные группы харизматической направленности. Лидеры этих групп заявляют о «новом прочтении» христианства, открывшемся им в результате озарения или откровения.
  • 2. Неоориенталистские объединения — «Международное общество сознания Кришны», «Брахма Кумарис», «Миссия Божественного Света», «Ананда Марга». Объединения такого типа ведут свою родословную с Востока, модернизируя различные варианты индуизма, буддизма.
  • 3. Синкретические и универсалистские движения — «Церковь объединения», «Вера Бахай», «Саентологическая церковь», «Аум Синрике». Одни из подобных движений призывают к объединению всех церквей и всего человечества, другие претендуют на открытие тайн психики.

  • 4. Оккультно-мистические учения и школы Ныо Эйдж (Нового Века). Они представлены внушительным конгломератом самых разнородных групп, вероучительные доктрины которых не имеют жестких формулировок и обязательных ритуалов. Последователи движения «Нового Века» разделяют представления восточных религий о безличности Бога, божественности человека. Особое место занимает учение о близости рождения «Нового Века», которое связывается с приходом Спасителя.
  • 5. Неоязычество. К новым религиозным движениям данного типа принадлежат группы, выступающие за возрождение дохристианских верований как основы гармонического взаимодействия с природой и обществом. Ближе всего к язычеству стоит направление, у истоков которого был Порфирий Корнеевич Иванов.
  • 6. Сатанинские группы — «Церковь Сатаны», «Зеленый орден», «Южный крест», «Общество сатаны». В центре доктрины сатанинских культов находится поклонение силам зла. Сатана понимается как личностное существо или как символ, олицетворяющий все темные силы человеческой природы.

По характеру отношения к мирским порядкам новые религиозные движения разделяются на три типа: миротерпимые, мироот- вергающие и мироисцеляющие (мироисправляющие). Миротерпимые движения в достаточной мере удовлетворены существующим миром или безразличны к нему. К данной разновидности относятся разнообразные тантрические группы. Тантрическая религиозная и мировоззренческая доктрина провозглашается надсоциальной, стоящей выше всех мировых законов и социально-политических установлений. Истинная тантра (от санскр. — «хитросплетение», «сокровенный смысл») свободна от утопических идей построения идеального общества.

В качестве центрального мотива вероучения мироотвергающей направленности выступает дуалистическая доктрина, согласно которой в мире существуют и борются две силы — светлая и темная, добра и зла. Для движений такого типа характерны «эсхатологическая лихорадка» — постоянная актуализация библейского повествования и событий, предшествующих наступлению конца света. Демонизируя греховный мир, доктрина «Белого братства» осуждает существующие власти, не верящие в миссию «живого Бога» — Марину Цвигун. Мироотрицание так же являлось характерной чертой первых лет существования «Церкви Последнего Завета». Ее основатель Виссарион заявлял о нарастании противоречий между царством силы и царством добра, об умножении свидетельств торжества дикости и ничтожества. И спасение возможно через восприятие его, Виссариона, учения.

Новые религиозные движения с мироисправляющим (мироис- целяющим) типом отношения к земным реалиям в целом и конкретным порядкам в отдельности обычно акцентируют внимание на устранении различных проявлений насилия, эгоизма, стяжательства. Предлагаются методики повышения интеллектуальных способностей, избавления от наркологической зависимости (Церковь объединения, Саентологическая церковь).

В отличие от традиционных религий приобщение к новым религиозным движениям происходит не постепенно, эволюци- онно, а внезапно, сопровождаясь резким изменением взглядов, поведения, отношения к близким родственникам. По утверждению неофитов, после обращения в «новую веру» они видят, думают и слышат по-новому. Внезапное обращение представляется единственным способом, позволяющим вступить в религиозное и нравственное пространство.

Неожиданное приобщение человека к новому религиозному движению побуждает многих усомниться в истинности его религиозных переживаний и предположить, что внезапное обращение возможно лишь в результате воздействия на сознание. Подобные предположения обычно подкрепляются утверждениями о подчинении новообращенных жесткому и изнурительному распорядку внутри группы, который почти не оставляет человеку личного времени.

Новые религиозные движения характеризуются наличием центральных фигур — основателей этих движений или их лидеров. Создатели движений могут принадлежать к различным социальным и возрастным группам, быть обладателями университетских дипломов или иметь всего лишь школьное образование. Но при всем разнообразии статусных характеристик все они заявляют о своих особых отношениях с божественным миром. Основатели религиозных движений провозглашают себя божествами или их посланцами (мессиями), принесшими в мир новое единственно истинное учение. Признавая за лидерами эти качества и способности, члены движения признают и их право диктовать своим последователям веру и взгляды на жизнь.

Отмеченные типы отношения новых религиозных движений к миру не являются застывшими, неизменными, раз и навсегда присущими тому или иному религиозному новообразованию. Бескомпромиссное осуждение мирских порядков, отказ от всяких контактов с внешним миром обычно характерны для начальных этапов существования движения. Его основателям и лидерам, как правило, не удается длительное время поддерживать в движении состояние осажденной крепости, держаться строго обособленно от общества. Переход к компромиссным формам взаимоотношения с окружающей действительностью сопровождается или молчаливым отказом от прежних жестких мироотвергающих формулировок, или мягким их истолкованием. «Церковь Последнего Завета» сегодня избегает высказывать какие-либо суждения относительно предсказанного Виссарионом неизбежного наступления (с точным указанием сроков) различных бед — землетрясений, наводнений и т.д.

В отечественной и зарубежной литературе новые религиозные движения нередко именуются «тоталитарными или деструктивными культами». В качестве основных критериев причисления религиозных движений к таковым обычно выступают: сокрытие истинных целей объединения, полный контроль над сознанием и поведением человека, нанесение серьезного вреда здоровью неофитов, вовлеченных в тоталитарные секты.

  • Матвеев И., Сидоров И., Яковлев Р. Ведическая традиция в России. М., 1997.С. 13.

Цивилизационные и культурные противоречия в Европе начала XVI в.

Реформация — это новая фаза ментального сдвига в сознании части народов Европы, максимально ускорившая переход от Средневековья к Новому времени. И в то же время реформацию можно рассматривать как религиозную революцию, в результате которой возникла третья ветвь христианства — протестантизм. Она была направлена против католической церкви и выдвинула идею смыслового обновления христианства. Реформация способствовала складыванию новой христианской культуры, в которой религиозная духовность стала определять трудовую этику, способствовать рационально-практическому преобразованию мира.

Появлению стремления к обновлению христианства, к реформам в религиозной жизни способствовали многие причины: максимальная включенность церковной иерархии в мирские дела и политику, проводимую монархами; разрыв между церковной паствой и священнослужителями; усиление светской власти; рост национального самосознания. Реформация началась в Германии, переживавшей раздробленность и особенно притеснявшейся со стороны католической церкви.

Это религиозное движение было подготовлено непосредственно предшествовавшим распространением идей гуманизма, но не было его продолжением. Реформация во многом была ответом на появление гуманизма со стороны той части образованного общества, которое сомневалось в необходимости развивать и пропагандировать идею антропоцентризма. Для централизованной, иерархической и невысоко ценящей человеческую личность католической церкви были мало приемлемы дух частного предпринимательства, инициативы и творческий индивидуализм как норма поведения мирянина. Реформаторы стремились совместить новые реалии жизни (прежде всего — городской) с идеями христианства. Еще в XIV в. английский реформатор Джон Уиклиф поставил вопрос о независимости англиканской церкви от Ватикана и прекращении выплаты десятины папе римскому. Чешский церковный реформатор Ян Гус частично воспринял идеи Уиклифа, за что по приговору инквизиции как еретик был сожжен на костре.

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Тер­ми­ном «но­вые ре­ли­ги­оз­ные дви­же­ния» («не­тра­ди­ци­он­ные ре­ли­гии и куль­ты», «воз­ни­каю­щие ре­ли­гии», «вне­кон­фес­сио­наль­ные, не­ка­но­ни­че­ские ве­ро­ва­ния», «аль­тер­на­тив­ные ре­ли­гии») обо­зна­ча­ют­ся ре­лиг. дви­же­ния и груп­пы, по­лу­чив­шие ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в 1960–70-х гг. в США, стра­нах За­пад­ной Ев­ро­пы, не­ко­то­рых го­су­дар­ст­вах Азии, а с сер. 1980-х гг. – в Рос­сии. От тра­ди­ци­он­ных ве­ро­ва­ний ряд но­вых ре­лиг. дви­же­ний (НРД) от­ли­ча­ет­ся но­во­вве­де­ния­ми, су­ще­ст­вен­но рас­хо­дя­щи­ми­ся с ве­ро­учи­тель­ны­ми ус­та­нов­ка­ми ис­то­ри­че­ских ре­ли­гий. При этом часть НРД (напр., нео­ори­ен­та­ли­ст­ские и нео­хри­сти­ан­ские) ис­поль­зу­ют эле­мен­ты док­трин тра­ди­ци­он­ных ре­ли­гий – ин­ду­из­ма, буд­диз­ма, хри­сти­ан­ст­ва, от­ли­ча­ясь от них ве­ро­учи­тель­ным син­кре­тиз­мом, ор­га­ни­за­ци­он­ным строе­ни­ем и вы­со­кой про­зе­ле­ти­че­ской ак­тив­но­стью. По­сле­до­ва­те­ли НРД – ве­рую­щие пер­во­го по­ко­ле­ния, хо­тя у не­ко­то­рых но­вых ре­ли­гий есть при­вер­жен­цы уже в не­сколь­ких по­ко­ле­ни­ях. Их ве­ро­ва­ния не толь­ко не уко­ре­не­ны в тра­ди­ции на­ро­дов стра­ны, на­ции, ре­гио­на, но и под­час всту­па­ют с ни­ми в кон­фликт. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют при­вер­жен­цы язы­че­ских ве­ро­ва­ний, на­стаи­ваю­щие на ис­то­ри­че­ской из­на­чаль­но­сти их ре­лиг. тра­ди­ции, а так­же та­кие, напр., на­прав­ле­ния, как Ве­ра Ба­хаи, при­вер­жен­цы ко­то­рых по­сто­ян­но под­чёр­ки­ва­ют свою ми­ро­лю­би­вую по­зи­цию. При этом нель­зя го­во­рить об ус­той­чи­во­сти ми­ро­воз­зре­ния адеп­тов НРД, по­сколь­ку им при­сущ пе­ре­ход из од­ной ре­лиг. груп­пы в дру­гую, за­час­тую ра­ди­каль­но про­ти­во­по­лож­ную. НРД ха­рак­те­ри­зу­ют­ся на­ли­чи­ем и до­ми­ни­рую­щей ро­лью в них ос­но­ва­те­лей та­ких дви­же­ний или их ли­де­ров, ко­то­рые час­то про­воз­гла­ша­ют се­бя бо­же­ст­ва­ми или их по­слан­ни­ка­ми (мес­сия­ми), при­нёс­ши­ми в мир но­вое, един­ст­вен­но ис­тин­ное уче­ние. Не­смот­ря на ряд су­ще­ст­вен­ных от­ли­чий, у НРД есть и не­что об­щее: ре­лиг. ра­ди­ка­лизм (ра­ди­каль­ное об­нов­ле­ние ре­лиг. тра­ди­ции или за­ме­на её на со­вер­шен­но иную), со­ци­аль­ная «аль­тер­на­тив­ность» (стрем­ле­ние транс­фор­ми­ро­вать об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ский строй). В по­след­ние го­ды про­ис­хо­дит по­сте­пен­ная адап­та­ция НРД к ок­ру­жаю­щей со­цио­куль­тур­ной ре­аль­но­сти (напр., криш­наи­ты).