Религиозное мировоззрение

Основныеположения христианского вероученияпринимают в религиозной философии итеологии форму руководящих установок,которые определяют способ восприятия,осмысления и переработки мыслительногоматериала.Главенствующей идеейхристианского мировоззрения являетсяидея Бога. Средневековое мировоззрениетеоцентрично, поскольку реальностью,определяющей все сущее в мире дляхристианства, является сверхъестественноеначало — Бог. При этом развитие, смыслистории и мировоззрения, человеческиецели и ценности приобретают особыйнадмировой ракурс, возвышающийся надконечными житейскими и историческимиситуациями.Этот главный принципрелигиозно-философского теоретизирова¬ниястал называться супранатурализмом. Онконкретизируется в христианской теологиитакими принципами, как сотериологизм- ориентация всей жизнедеятельностичеловека на спасение души; ревеляционизм- принцип богооткровенности. Теоцентризмхарактеризуется также креационизмом- учением о сотворении мира Богом,антропоцентризмом — учением обисключительной роли человека средитворений Бога; провиденциализмом -учением о предназначен¬ности человекак сверхъестественной судьбе; эсхатологизмом- учением о конце мира и наступлении»царства божьего».

Гумани́зм (от лат. humanitas —человечность, humanus —человечный, homo —человек) — мировоззрение,в центре которого находится идея человека каквысшей ценности; возникло как философскоетечение в эпоху Возрождения (см. ренессансныйгуманизм).

Гуманизмутверждает ценность человекакак личности, его правона свободу, счастье, развитие,проявление своих способностей.

Антропоцентризм (от греч. άνθροπος —человек и лат. centrum —центр) — ненаучное идеалистическое воззрение,согласно которому человек естьцентр Вселенной ицель всех совершающихся в мире событий.

Антропоцентризмпредставляет собой одно из наиболеепоследовательных выражений точкизрения телеологии,то есть приписывания миру внеприродных,внешних ему целей. Вантичнойфилософии антропоцентризмсформулировал Сократ,позднее этого воззрения придерживалисьпредставители патристики, схоластики инекоторые философы нового времени.

Космологизм –это стремление понять и познать природу,космос, весь мир в целом.

  1. ПантеизмНиколая Кузанского и космологическаяконцепция Джордано Бруно.

Философия и теология

НиколайКузанский внёс вклад в развитиепредставлений, прокладывавшихдорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциямXVI в. В отличие от современных емуитальянских гуманистов,он обращался в разработке философскихвопросов не столько к этике,сколько, подобносхоластам,к проблемам мироустройства. Традиционнопонимая Бога как творца, «формувсех форм»,немецкий мыслитель широко использовалматематические уподобленияи диалектическое учениео совпадении противоположностей, чтобыпо-новому осветить соотнесение Бога иприроды. Николай Кузанский их сближает.Подчёркивая бесконечность Бога, онхарактеризует его как «абсолютныймаксимум»,в то же время, отмечая, что любыеопределения его ограничены. Миртрактуется, как некое «развёртывание»Бога. Суть своих взглядов, пантеистическаятенденция которых опирается на широчайшиефилософские основыот Платона и неоплатонизма до мистики средневековья,Николай Кузанский выразил в формуле»Богво всём и всё в Боге».Много внимания он уделяет и проблемеместа человека в мире. Изображая всеявления природы взаимосвязанными, онвидит в человеке «малыйкосмос»,намечает его особую центральную рольв сотворённом мире и способностьохватывать его силой мысли.

КосмологияДжорда́но Бру́но —один из ключевых компонентов учениявыдающегося итальянского философаэпохи Возрождения ДжорданоБруно (наст.имя: Филиппо,прозвище — Ноланец; 1548, Нола близ Неаполя — 17февраля 1600, Рим).Космологические вопросы затрагивалисьво многих сочинениях Джордано Бруно,наиболее полно в диалогах Пирна пепле (1584)и Обесконечности, Вселенной и мирах (1584)и поэме Обезмерном и неисчислимых (1591).ПамятникДжордано Бруно наплощади Камподеи Фиори в Риме,установленный на месте казни философа(скульптор ЭттореФеррари,1889 г.)Ряд положений космологии Бруноимеет новаторский и даже революционныйдля своего времени характер, в значительноймере предвосхитившие многие положениякосмологии Нового времени: представлениео бесконечности Вселенной ичисла миров в ней, отождествление звёздс далёкими солнцами, представление оматериальном единстве мироздания.Большое значение для развития наукиимеет его пропаганда гелиоцентризма.Вместе с тем, некоторые представленияДжордано Бруно (в первую очередь, идеяо всеобщей одушевлённости материи) быливскоре оставлены наукой.Метафорическийязык Бруно, его богатая поэтическаяфантазия, неразрывная связь его космологиис теологией, метафизикой, этикой,эстетикой затрудняют оценку его научныхпредставлений и являются причинойнепрекращающихся споров среди историковнауки и философов.

Этот текст можно скачать по

Формирование личности ведет к формированию мировоззрения, которое, в свою очередь, возникает в процессе познания. Человек, становясь личностью, задает себе ряд вопросов: «Кто я? Каково мое место в мире? Каков смысл бытия и как устроена вселенная?». Перечисленные вопросы — путь к познанию самого себя и окружающей реальности, а ответы на эти вопросы — путь к формированию мировоззрения, духовности человека, его внутреннего мира.

Определение понятия

Под мировоззрением принято понимать целостную систему взглядов на природу, социум и человека, окружающую действительность и место самого человека в этой системе. Мировоззрение выражается через систему ценностей, через идеалы конкретной личности и определенной социальной группы. Структура мировоззрения многослойна.

Структурные составляющие мировоззрения

  • познания;
  • духовные идеалы;
  • убеждения и принципы;
  • жизненные ценности.

Мировоззрение формируется не единожды и на всю жизнь двумя путями:

  • стихийным;
  • осознанным.

Его становление происходит в течение всего времени, пока жива личность. Отчасти это результат воспитания, отчасти — собственный жизненный опыт. Чем старше человек, тем осознаннее его мировоззрение.

Кроме того, ученые разделяют мировоззрение на несколько форм.

Формы и факторы формирования мировоззрения

Принято различать три основные формы:

  1. мироощущение — впечатления личности о происходящем в жизни, комплекс его чувств, мыслей, действий и настроений. С него начинается становление мировоззрения. Чувственное осознание отвечает за формирование образов;
  2. мировосприятие. Само понятие включает ответ: речь идет о восприятии мира, его видении и отражении через призму субъективных впечатлений и ощущений. Мировосприятие может быть враждебным или дружественным;
  3. миропонимание — образы, сформированные и закрепленные в голове об окружающем мире.

В этой же связи мировоззрение можно классифицировать по эмоциональной окраске, разделив на пессимистичное и оптимистичное.

Факторы формирования

  1. социальное окружение, в котором находится человек;
  2. условия социума, в которые помещена личность;
  3. государственный строй.

Виды мировоззрения

По видам мировоззрение делится на обыденное, религиозное, научное. Это основные виды. К остальным относятся философское, художественное, мифологическое.

Обыденное

Его формирование происходит в обыденной жизни, этот вид связан с личным жизненным опытом и опорой на разум. Повседневные знания состоят из накопленных правил поведения, понятий «хорошо-плохо», наблюдения за конкретными событиями в личной жизни и жизни государства. Плодами обыденного мировоззрения являются народное целительство, фольклор, обычаи и традиции.

Религиозное

Находит истоки в религии и вере в сверхъестественное. Первые этапы развития социума связаны с формированием мифологии, а из мифологии появилась религия. Затем понятия обособились, в итоге основой мифологии стал политеизм, а основой религии — монотеизм, то есть вера в одного Бога. Благодаря религии человек может разделить мир на естественный и сверхъестественный, обоими управляет Бог. Люди с религиозным сознанием действуют и поступают во имя религии и ее требований, совершают молитвы, жертвоприношения и другие культовые деяния, совершенствуются духовно.

Научное

Истоки берет в науке. Данным видом мировоззрения наделены люди, отвечающие за формирование знаний. Это ученые и исследователи, чье миропонимание сводится к научной картине бытия, закономерностям всего сущего. Часто научное сознание противоречит религиозному, а также отрицает все, чем нет доказательств и чего не признает наука — сверхъестественное, НЛО. Люди науки находятся в процессе вечных поисков, познаний и логических обоснований, доказательств. При тщетных попытках обрести искомое отчаиваются, однако спустя время вновь задаются вопросами, находят решения. Их идеал — постоянный поиск истины.

Иные виды мировоззрений

  • мифологическое — суть его мифы и художественное переживание картины мира;
  • атеистическое — противоположность религиозному, отрицает Бога как явление, его возможное существование. Также отрицаются любые мистические явления и присутствие потустороннего, паранормального;
  • гуманистическое признает ценность любого на планете, в основе его лежит любовь, сострадание к людям и их уважение;
  • человеконенавистническое — противоположно гуманистическому. Его основа — презрение к окружающему социуму и каждому человеку в отдельности, пропаганда национальной исключительности;
  • консервативное, суть которого — недоверие к нововведениям и достижениям социума в пользу устоявшихся традиций;
  • революционное отстаивает резкие, кардинальные преобразования в социуме.

Единого вида мировоззрения не существует в рамках одной личности. Человек сочетает разные формы в совокупности, однако какой-то один вид занимает лидирующую позицию.

Уровни мировоззрения

Выделяют два уровня:

  1. будничное или обыденно-практическое, формирующееся в обычной жизни. На него влияет эмоционально-психологическая сторона, отвечающая за чувственное познание мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства;
  2. теоретическое или рациональное, формируемое в итоге осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются рассудок и ум.

Роль мировоззрения в жизни человека

  • задать цели и сформировать жизненные ориентиры;
  • продемонстрировать способы познания и методы деятельности;
  • сформировать систему истинных ценностей — жизненных и культурных.