Религия востока

Религия

В те древние времена, когда на территории Месопотамии появились первые поселения оседлых земледельческих племён, религия древнейших племён Шумера и Аккада сводилась в основном к первобытному фетишизму. Дальнейшее развитие религии привело к возникновению культа природы. Низкий уровень материальной культуры и техники ставил человека в сильную зависимость от окружавшей его природы и её стихий. Чувствуя своё бессилие в борьбе с природой, древние жители Месопотамии смотрели со страхом на грозную стихию бушевавшей воды, затоплявшей всю низменность в период разливов Тигра и Евфрата. Дикие звери пустыни вселяли страх в душу человека. Видя в грозных явлениях природы деятельность, а иногда и воплощение каких-то высших, могущественных и сверхъестественных существ, древние жители Месопотамии обоготворяли природу в различных её формах и проявлениях. Не имея возможности рационально объяснить законы, царящие в природе и обусловливающие смену времён года, не имея возможности осмыслить тайны жизни и смерти человека и природы, первобытные люди создавали фантастические легенды, в которых жизнь природы отражалась как жизнь сверхъестественных и могучих духов и богов, образы и деяния которых изображались по образу и подобию смертных людей. Уже в глубокой древности в южной Месопотамии появилось чисто религиозное представление об исконных божествах первородной грозной стихии, грозного водного хаоса Апсу и Тиамат. Но, когда с развитием земледельческого хозяйства появляется необходимость в организации большой сети искусственного орошения, когда рост производительных сил позволяет создать первые крупные оросительные сооружения, люди уже начинают со-гнавать благодетельную силу водной стихии, орошающей поля и создающей основу человеческого благополучия. В связи с этим появляется представление о добром и благодетельном божестве воды, боге мудрости Эа, который научил людей всем ремёслам, искусствам и знанию. В воде древние шумерийцы видели первородную божественную стихию, в которой, по их представлениям, коренилось начало жизни. В мифе о сотворении мира рассказывается о том, что в начале,

когда наверху небо ещё не было названо,

а внизу земля ещё не получила своего названия,

когда только Апсу, первоначальный, который её создал,

и Мумму Тиамат, которая землю и небо в их совокупности создала,

свои воды воедино смешивали.

Поэтому и древний бог производительных сил природы Таммуз считался богом воды и назывался «истинный сын водной глубины», причём его культ как «сына и образа бога Эа» был тесно связан с культом великого бога воды. Эти религиозные представления нашли своё отражение и в искусстве. На одной шумерийской печати изображён бог Эа, который сидит на троне и держит в руках сосуд. Из сосуда текут две струи воды, из которых выходит маленькая фигура бога Таммуза. Этот древний культ воды получил своё распространение и в Аккаде. В Эшнунне в качестве божеств воды обоготворялись «бог Ниназу (знающий воду)» и бог ритуальных омовений по имени Тишпак.

Далёким воспоминанием о древней родине шумерийцев, восточной горной стране, является обоготворение гор, остатки которого сохранились во многих религиозных верованиях. Так, верховный бог земли Энлиль называется «великой горой». Этот бог пребывает на «высокой горе», достигающей неба и соединяющей небо с землёй. Храм Энлиля в Ниппуре носит название «дом Горы» (Э-кур). Племена древней Месопотамии обоготворяли не только основные стихии, силы и явления природы, но также те растения и тех животных, которые их окружали. В мифологии и в религиозном искусстве фигурируют священные «дерево жизни» и «дерево истины», которых охраняют боги Таммуз и Нингишзида. Таммуза называли «владыкой растительности стран». Богиня Иштар часто изображалась в виде женщины, из тела которой вырастают ветви. Особенным почитанием пользовались финиковые пальмы, которые имели огромное значение в хозяйственной жизни древней Месопотамии. В религии Шумера и Аккада сохранилось также много пережитков древнего зверопоклонства. Так, древнешумерийский бог Наннар, которому поклонялись в Уре, назывался «могучим быком Ану»; равным образом и бог Нергал, царь подземного мира, изображался в виде страшного животного:

«Рог быка имеет он; куст волос носит он на своей спине; лицо человека, щёки… крылья имеет он; его передние ноги, тело льва, которое на четырёх ногах стоит».

Бог водной пучины Эа изображался с рыбьим хвостом или рыбой на спине, а Мардук — бог грозы и верховный государственный бог Вавилона — изобрангался в виде фантастического грифона, полузмеи, полухищной птицы. На существование в глубокой древности зверопоклонства, связанного с тотемизмом, указывают такие имена древних царей Киша как Ягнёнок и Скорпион. Но особенно широкое распространение получило в древней Месопотамии обоготворение неба и небесных светил. Именно поэтому верховным богом считали древнешумерийского бога неба Ану, который в качестве «отца» и «царя богов» обитал на третьей, верхней части неба, откуда он властвовал над миром, сидя на своём небесном престоле. К нему, как к самому могущественному богу, прибегают за помощью все боги, испуганные бушующими водами мирового потопа. Видное место среди, всех остальных богов занимали бог луны Син и его сын — бог солнца Баббар (вавилонский бог Шамаш). Баббар-Шамаш одновременно олицетворял грозную и иссушающую силу солнечного зноя и благодатную животворящую силу солнечных лучей, «которые оживляют смертельно больного и освобождают связанного». С этим обликом животворящего солнечного бога связан и образ бога воскресающей природы и её производительных сил — Таммуза, который иногда вводится в цикл солнечных богов. В этот же цикл входила и богиня природы, жизни и рождения Иштар, олицетворявшаяся в виде звезды Венеры, «блистающего светоча неба и земли». Обоготворение небесных светил (так называемый астральный культ) вызвало к жизни появление сложных астрологических систем предсказания будущего на основании расположения на небе планет и звёзд. Шумерийские и вавилонские жрецы с высоты своих храмовых башен тщательно наблюдали перемещения небесных светил.

Весь этот древний и сложный культ природы в эпоху родового строя и возникновения патриархальной семьи был тесно связан с культом предков. Верховный бог Ану обычно назывался «отцом» богов. Имя древнешумерийской богини II мимах означало «богиня-мать», а имя бога Таммуза — «истинный сын». Живыми остатками этого древнего культа предков были «божество дома» («иль-бити»), «дух — охранитель дома» и культ домашнего очага. Этот древний культ предков был тесно связан с верой в загробную жизнь, которая нашла своё внешнее выражение в загробном культе. Уже в эпоху I династии Ура простых людей хоронили либо в скорченном положении в простых ямах, либо тело умершего заворачивали в цыновку и хоронили в глиняном гробу. Царей же и цариц хоронили в больших гробницах, погребая вместе с ними большое количество ценных и роскошных вещей и совершая при их погребении человеческие жертвоприношения.

Обоготворение природы, астральный культ и почитание предков образовали сложную систему религиозных верований в эпоху появления в Месопотамии древнейших земледельческих общин. Именно поэтому чисто земледельческие культы, связанные с обоготворением земли, воды и солнца, а также культ умирающего и воскресающего бога природы Таммуза, олицетворявшегося в животворящей силе воды и в прорастающем зерне, получили такое большое значение в древней Месопотамии.

С незапамятных времен наших предков волновал вопрос о своем месте в мире, в бесконечной цепи превращений бытия, и мифология оказалась для них основным способом понимания окружающего мира.

Стариннейшие сказания о богах, духах и героях переносят нашего современника в те далекие времена, когда жизнь людей полностью зависела от грозных явлений природы: песчаной бури, разлива рек, извержения вулкана, засухи. Постоянная изнурительная борьба человека за существование красочно отражена в мифах о сражениях богов и героев со страшными чудовищами, которые олицетворяли непонятные и злобные стихийные силы.

Издавна люди задумывались над двойной загадкой: как возникли вселенная и человек? Для чего существует он под небесным сводом? Господин ли он земли или игрушка божества? На этот вопрос пытались ответить древнейшие космогонические мифы, созданные на Востоке.

Современные традиционные религии Востока в большинстве своем относятся к типу политеистических религий, т. е. признающих существование множества богов и не воздающих поклонения единому Творцу. Исключение составляют иудаизм – религия Откровения еврейского народа, ислам – крупнейшая среди восточных религий и сикхизм – локальная индийская религия, распространенная в Пенджабе.

Большинство восточных религий сегодня стали национальными, их приверженцами являются определенные народы и миссионерская деятельность вне этнических рамок этих народов, как правило, не ведется. Исключение составляют всевозможные «нетрадиционные» группы, возникшие в недрах этих религий (такие как Ахмадийя в исламе, всевозможные неоиндуистские и необуддийские движения). Однако последние, скорее, могут быть отнесены к сектам.

На сегодняшний день великие ученые, историки, востоковеды, религиоведы изучают мировые религии, их структуру, историю, происхождение, а значит они изучают Восток, ведь именно эта территория является родиной этих мировых религий. На какие-то вопросы наука ответила, на какие-то нет, какие-то тайны раскрыла, но и многие секреты остались таковыми до сих пор.

Список экспонируемой литературы

  1. Буддизм: принципы и идеи Буддизма; все течения и направления в Буддизме; современный словарь по Буддизму / . – Минск : Современное слово, 2004. – 320 с.
  2. Васильев, Л. С. История религий Востока : Учеб. пособие / Л. С.Васильев. — 4-е изд. – М. : Ростов-на-Дону : Университет : Феникс, 1999. – 432 с.
  3. Гараджа, В. И. Религиеведение : Учеб. пособие для студ. вузов и препод. сред. шк. / В. И. Гараджа. – 2-е изд., доп. – М. : Аспект Пресс, 1995. – 351 с.
  4. Горохов, С. А. Религии народов мира : учеб. пособие для студ., обуч. по дисциплине «Религия народов мира» по напр. подготовки «Туризм» и по спец. «Социально-культурный сервис и туризм» / С. А. Горохов, Т. Т. Христов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2014. – 422 с.
  5. Иллюстрированная история религий : В 2 т. / Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Российский фонд мира ; Под ред. Д. П. Шантепи де ля Соссей. – 2-е изд. – М. – 1992. – Т. 1: Народы Африки, Америки, Великого Океана. Китай. Япония. Египет. Вавилон и Ассирия. Сирия и Финикия. Израиль. Ислам. – 416 с.
  6. Иллюстрированная история религий : В 2 т. / Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Российский фонд мира ; Под ред. Д. П. Шантепи де ля Соссей. – 2-е изд. – М. – 1992. – Т. 2: Индия: Ведийская и браманская религия. Джайнизм. Буддизм. Индуизм. Персы: зороасризм. Авеста. Греки. Римляне. Балты и славяне. Германцы. – 525 с.
  7. Ислам в мировой политике в начале XXI века : учеб. пособие / ; под ред. Л. М. Ефимовой, М. А. Сапроновой ; Федерал. гос. автономное образовательное учреждение высш. образования «МГИМО (ун-т) МИД РФ», Каф. востоковедения. – М. : МГИМО-Университет, 2016. – 346 с.
  8. История религии : Учебник для студ. вузов : В 2 т. / Авт. кол.: А. Н. Бочковская, В. В. Винокуров, А. М. Дубянский и др.; под общ. ред. И. Н. Яблокова. – М. : Высшая школа. – Т. 1. – 2002. – 463 с.
  9. История религии : Учебник для студ. вузов : В 2 т. / Авт. кол.: А. Н. Бочковская, В. В. Винокуров, А. М. Дубянский и др.; под общ. ред. И. Н. Яблокова. – М. : Высшая школа. – Т. 2. – 2002. – 639 с.
  10. Козловская, Н. В. История религии : хрестоматия : учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования по историческим спец. / Н. В. Козловская. – Минск : Вышэйшая школа, 2012. – 288 с.
  11. Костюкович, П. И. Религиоведение : Учеб. пособие для студ. вузов / П. И. Костюкович. – 2-е изд. – Минск : Новое знание, 2002. – 191 с.
  12. Круглов, А. А. Религиоведение : пособие для студ. вузов / А. А. Круглов. – Минск : Тесей, 2008. – 648 с.
  13. Лекции по истории религии : Учеб. пособие для студ. всех форм обуч. / А. Л. Буряковский, М. А. Родионов, М. Ю. Смирнов и др.; науч. ред. А. Н. Типсина. – СПб. : ЛАН, 1997. – 268 с.
  14. Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. Т. 1. А-К / гл. ред. С. А. Токарев. – 2-е изд. – М. : Советская Энциклопедия, 1987. – 671 с.
  15. Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. Т.2. К-Я / гл. ред. С. А. Токарев. – 2-е изд. – М. : Советская Энциклопедия, 1988. – 719 с.
  16. Основы религиоведения : Учебник для студ. вузов / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, К. И. Никонов и др.; Под ред. И. Н. Яблокова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Высшая школа, 2000. – 480 с.
  17. Переломов, Л. С. Конфуцианство и современный стратегический курс КНР / Л. С. Переломов ; Фак. мировой политики МГУ им. М. В. Ломоносова, Ин-т междунар. безопасности РАН. – М. : URSS : Изд-во ЛКИ, 2007. – 252 с.
  18. Религиоведение : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений филос. спец. / М. Я. Ленсу, Я. С. Яскевич, В. В. Кудрявцев ; Под ред. М. Я. Ленсу и др. – Минск : Новое знание, 2003. – 445 с.
  19. Религиоведение : Хрестоматия : Пособие для студ. вузов / Авт.-сост. П. И. Костюкович. – Минск : Новое знание, 2000. – 479 с.