Римская литература

ВведениеЭлегия – лирический жанр, созданный в Ионии. Он связан с народными фольклорными обрядовыми песнями, но обновленное содержание, рожденное социальной революцией VII – VI веков, не только тематически обогащает фольклорный жанр, но и возводит их на более высокую ступень: народная песня трансформируется в индивидуальную лирику, в которой выражаются противоречия эпохи, ее мировоззренческие проблемы и политическая борьба.Элегией в Малой Азии называлась причитание, заплачка, соответствующее греческому threnos’y; ее исполнение сопровождалось фригийской флейтой, это малоазийский инструмент. (работа была выполнена специалистами Автор 24) В древней ионийской литературной элегии нет обязательного скорбного характера: это – лирический стих воспитательного содержания, которое заключает в себе призывы и побуждения к серьезному и важному действию, размышлению . Элегии исполнялись на народных сходках и на пирах. Основным признаком элегии, отличающим ее от других жанров, был особый строй стиха, равномерное чередование гексаметра со стихом немного другой структуры, пентаметром, который образовывал строфу из двух стихов, называемую элегический дистих. Это мелодическое построение, скорее всего, уже принадлежало старинной заплачке, и его переняла литературная элегия, вместе с аккомпанементом флейты. Черты траурного характера в элегии остались в использовании размера элегии для стихотворных надписей на надгробиях, но по внутреннему содержанию литературная элегия ушла далеко за границы заплачки. Стиховая форма элегии (гексаметр и пентаметр) объединяла ее с эпосом, и тематика ее часто совпадала, преимущественно на первых порах, в седьмом веке, с теми размышлениями, которые вкладывались эпическими поэтами в уста своих героев; поэтому язык элегии был очень близок к эпическому и элегия очень быстро и легко разошлась по всем регионам Греции, не меняя своеобразия диалекта.Иногда авторами элегий становились не певцы профессионалы, типа рапсодов и аэдов, а люди политики, видные деятели того времени. Для политической роли лирики это показательно. То, что в дальнейшем, при последующей дифференциации жанров и формировании формы литературы, нашло бы свое выражение в виде памфлета публицистического характера или агитационной речи, в VII – VI веках укладывалось еще в форму стихотворно-лирического призыва.Цель данной работы – проследить эволюцию жанра элегия в греко-римской литературе.Для достижения поставленной цели выделился ряд задач: выявить характерные особенности жанра в разные периоды времени и у разных авторов античности, раскрыть влияние особенностей античной литературы на развитие жанра Посмотреть предложения по расчету стоимости

8 класс, 1 четверть

1 вариант

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1. Какие песни исполняли в определенные дни года, по праздникам?

  1. обрядовые;
  2. календарные;
  3. исторические.

А2. Описание жизни святого, совершавшего подвиги во имя христианской веры – это

  1. летопись;
  2. предание;
  3. житие.

А3. Один из трех родов литературы, повествование, характеризующееся изображением событий.

  1. эпос;
  2. лирика;
  3. драма.

А4. Литературно-художественное направление, наследовавшее традиции античности, провозгласившее в драматургии правило трех единств.

  1. романтизм;
  2. классицизм;
  3. реализм.

А5. Какая из басен И.А. Крылова рассказывает о стратегии и тактике Кутузова в Отечественной войне 1812 года?

  1. «Обоз»;
  2. «Лягушки, просящие царя»;
  3. «Ворона и лисица».

А6. Кто является автором думы «Смерть Ермака»?

  1. А.С. Пушкин;
  2. К.Ф. Рылеев;
  3. Д.И. Фонвизин.

А7. Из какого произведения взят денный отрывок: «Кого? За что? В день моего сговора! Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание дня до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу»

  1. «Шемякин суд»;
  2. «О покорении Сибири Ермаком»;
  3. «Недоросль».

А8. Действия пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» происходят в

  1. доме госпожи Простаковой;
  2. роместьи Стародума;
  3. имении Скотинина.

А9. Кому из героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» принадлежат слова: «Ах, мои батюшки! На что это похоже? как? что? в нашей крепости заводить смертоубийство! Иван Кузьмич, сейчас же их под арест!»

  1. Марье Ивановне;
  2. Петру Андреевичу;
  3. Василисе Егоровне.

А10. Какому событию посвящено стихотворение А.С. Пушкина «19 октября»?

  1. лицейской годовщине;
  2. дню рождения няни;
  3. дню свадьбы Н. Гончаровой и А.С. Пушкина.

ЧАСТЬ 2

При выполнении заданий В1 – В4 вначале прочитайте внимательно отрывок из художественного произведения, затем запишите ответ в виде слова или сочетания слов.

Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. «Полтину на водку!- сказал он, — за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать» я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно, однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. «Хорошо – сказал я хладнокровно;- если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишколм легко. Дай ему мой заячий тулуп»

— Помилуй, батюшка Петр Андреевич! – сказал Савельич.- Зачем ему заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.

— Это, старинушка, уж не твоя печаль, — сказал мой бродяга.- пропью я его иль нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.

— Бога ты не боишься, разбойник! – отвечал ему Савельич сердитым голосом. – Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.

— Прошу не умничать, — сказал я своему дядьке, — сейчас неси сюда тулуп.

— Господи владыко! – простонал мой Савельич. – Заячий тулуп почти новешенький! И добро бы кому, а то пьянице оголелому!

Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле, тулуп, из которого я успел вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». – Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

В1. О каком историческом событии повествуется в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Ответ: ____________________________________________________________

В2. От чьего лица ведется повествование в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Ответ: ____________________________________________________________

В3. Фрагмент открывает описание зимнего утра. Как называется подобный вид описания в художественном произведении?

Ответ: ____________________________________________________________

В4. Значительное место в эпизоде занимает разговор героев между собой. Как называется данная форма общения персонажей в художественном произведении?

Ответ: ____________________________________________________________

ЧАСТЬ 3

При выполнении задания С1 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений.

С1. Как эпиграф «Береги честь смолоду» раскрывается повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

2 вариант

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1. Как называется вид песен, предназначенных для исполнения в определенных ситуациях?

  1. обрядовые;
  2. календарные;
  3. исторические.

А2. Описание исторических событий в хронологической последовательности, по годам – это

  1. житие;
  2. летопись;
  3. предание;

А3. Род литературы, основу которого составляет действие. Произведения предназначены для постановки на сцене.

  1. эпос;
  2. лирика;
  3. драма.

А4. Литературно-художественное направление, основным принципом которого являлось наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации.

  1. романтизм;
  2. классицизм;
  3. реализм.

А5. Басня, имеющая яркую сатирическую направленность, в которой И.А. Крылов выказал недюжинную смелость, осмеяв царей.

  1. «Обоз»;

2. «Лягушки, просящие царя»;

3. «Ворона и лисица».

А6. Кто является автором Истории Пугачевского бунта?

  1. А.С. Пушкин;
  2. К.Ф. Рылеев;
  3. Д.И. Фонвизин.

А7. Из какого произведения взят денный отрывок: «Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле, тулуп, из которого я успел вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам»?

  1. «Шемякин суд»;
  2. «О покорении Сибири Ермаком»;
  3. «Капитанская дочка».

А8. Имя героя повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сопровождавшего Петра Гринева к месту его службы.

  1. Зурин;
  2. Савельич;
  3. Миронов.

А9. Кому из героев комедии Д.И. Фонвизина принадлежат слова: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою»?

  1. Скотинин;
  2. Стародум;
  3. Милон.

А10. Кому посвящено стихотворение А.С. Пушкина «К***»?

  1. няне;
  2. Н. Гончаровой;
  3. А.П. Керн.

ЧАСТЬ 2

При выполнении заданий В1 – В4 вначале прочитайте внимательно отрывок из художественного произведения, затем запишите ответ в виде слова или сочетания слов.

Г-жа П р о с т а к о в а (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Вить, я чаю, скоро и учителя прийдут.

Е р е м е е в н а. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа П р о с т а к о в а. Так тебе жаль шестого, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Е р е м е е в н а. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Тереньевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа П р о с т а к о в а. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

М и т р о ф а н. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

С к о т и н и н. Да, видно, брат, поужинал ты плотно.

М и т р о ф а н. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

П р о с т а к о в. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

М и т р о ф а н. Да что! солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Е р е м е е в н а. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшин выкушать изволил.

М и т р о ф а н. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа П р о с т а к о в а. Какая же дрянь, Митрофанушка?

М и т р о ф а н. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа П р о с т а к о в а. Как же это?

М и т р о ф а н. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

П р о с т а к о в. (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!

М и т р о ф а н. Так мне и жаль стало.

Г-жа П р о с т а к о в а (с досадою). Кого, Митрофанушка?

М и т р о ф а н. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа П р о с т а к о в а. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

С к о т и н и н. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

П р о с т а к о в. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

С к о т и н и н. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь

Г-жа П р о с т а к о в а. Уж не послать ли за доктором в город?

М и т р о ф а н. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так, авось-либо…

Г-жа П р о с т а к о в а. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

В1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Ответ: ____________________________________________________________

В2. Приведенная сцена представляет оживленный разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев художественного произведения?

Ответ: ____________________________________________________________

В3. По ходу действия пьесы даются авторские пояснения и замечания («в сторону», «разнежась»). Каким термином они обозначаются?

Ответ: ____________________________________________________________

В4. Имена и фамилии героев данного эпизода несут на себе определенную смысловую нагрузку. Как называются такие имена и фамилии?

Ответ: ____________________________________________________________

ЧАСТЬ 3

При выполнении задания С1 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений.

С1. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?

Таблица правильных ответов

(8 класс, 1 четверть)

Ответы к заданиям А1 – А10

№ задания

№ варианта

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1 вариант

2 вариант

Ответы к заданиям В1 – В4

№ задания

№ варианта

В1

В2

В3

В4

1 вариант

Восстание Пугачева /пугачевское восстание/

Петра Гринева /Петра Андреевича/

Пейзаж

Диалог

2 вариант

Комедия

Диалог

Ремарки/ ремарка

Говорящие/ говорящая

В 31 году до н. э. Октавиан одержал победу над Антонием и стал единственным правителем Рима. Все слои римского общества обрели наконец-то относительный покой и благополучие? Поэтому и патриции, и плебеи – все стремились к миру и восстановлению нормальной жизни. Октавиан Август прекрасно понимал, что в этот период театр приобретает все большее и большее общественное значение. Осознавая это, он все же старался превратить театр в такое заведение, которое отвлекало бы народ от политической борьбы. Очень часто для народа устраивались представления, которые были в основном развлекательными. Тем самым общественная роль театра была значительно снижена, римская драматургия стала приходить в упадок.

Из всех пьес, написанных в тот период, до наших дней не дошло ничего, кроме произведений философа Сенеки. До наших дней сохранились 9 трагедий, написанных Сенекой. Практически все сюжеты он позаимствовал из греческой мифологии. Даже названия пьес у Сенеки почти такие же, как у древнегреческих драматургов. Произведения Сенеки были предназначены не для постановки на сцене, а для чтения в аристократических домах.

Кроме паллиаты и тогаты, на сценических подмостках Рима ставили мим. Это был литературный мим эпохи империи, который значительно отличался от своего прототипа, т. е. площадного фарса. Литературный мим представлял собой пьесу с запутанным и интригующим сюжетом, большим количеством персонажей и сложными декорациями.

С приходом в Рим христианства священники ополчились против мима, его актеров отлучали от церкви, не хоронили в освященной земле, но пьесы продолжали ставить, хотя общественное положение актеров оставалось очень низким. Добились только запрета игры по воскресеньям.

В императорскую эпоху на смену трагедии пришел пантомим, который сразу же завоевал большую популярность у зрителей. Точно так же, как и в древнегреческом театре, пантомим в Риме представлял собой сольный танец, исполнявшийся актером, который играл сразу несколько ролей (как мужских, так и женских). На актере обычно был костюм, соответствующий роли, и маска с закрытым ртом (маски в трагедиях и комедиях имели открытый рот). Пантомим сопровождался музыкой и пением. Пели хористы, которые излагали сюжет пантомима.

Но самый большой успех в эпоху империи выпал на цирковые зрелища и постановки в амфитеатре. Кандидаты на высшие государственные должности, стараясь добиться расположения народа, часто устраивали такие представления и игры. Этим методом пользовались и императоры, когда хотели поднять свою популярность в народе. Вскоре римские плебеи стали считать, что эти представления – не милость императора, а их неотъемлемое право. В связи с этим каждый новый император был обязан устроить игры для публики. По словам сатирика Ювенала, от каждого нового правителя римские плебеи требовали «хлеба и зрелищ». Подготовкой и постановкой игр занимались обычно сенаторы. Самым известным амфитеатром был Колизей, строительство которого закончили в конце I века н. э. Конечно, такие представления не имели ничего общего с театром. А тот факт, что они были весьма популярны в народе, говорит о том, что римское общество переживало упадок нравов, особенно в эпоху поздней империи. Это стало одним из признаков распада всей рабовладельческой системы.

В 410 году вестготский король Аларих взял Рим и устроил в нем страшный погром и грабеж. Через 45 лет Рим вновь был взят и разграблен, теперь уже вандалами. После этого в городе осталось только 7 000 жителей. В 476 году наступил конец Западной Римской империи. Случилось так, что предводитель наемных варварских отрядов Одоакр сверг с престола малолетнего императора Ромула Августула, а знаки императорского достоинства отослал в Константинополь.

Восстания рабов, одновременно с которыми увеличился приток варваров на территорию Римской империи, полностью разрушили рабовладельческую систему. Рабство постепенно сменилось феодальным строем. Феодальное общество стало создавать свою собственную культуру, в которую входил и театр.

Темы сообщений на следующее занятие:

1. Гистрионы в разных странах средневековой Европы.

2. Французские трубадуры. Ла-Аль.

3. Средневековый миракль. Привести примеры содержания: «Роберт-дьявол» и еще один, на ваш выбор.

4. Фарс «Об адвокате Патлене».