Римский император первым принявший христианство

02.07.2007

Фигура римского императора Константина Великого противоречива. Он закрепил в Европе христианство и ратовал за терпимость, однако всю жизнь оставался язычником и крайне жестоко расправлялся с конкурентами.

Константин I Великий (прим. 275 — 337 гг.) — один из самых выдающихся императоров Римской империи. Он служил идеалом великого правителя для многих европейских монархов. Период правления Константина символизирует приход в Европу христианской религии и, одновременно, мирное сосуществование христианства и языческих культов. В православной церкви Константин, перенесший столицу империи из Рима в Константинополь, возведен в ранг святого.

Незаконный наследник

Бронзовая голова Константина

Константин родился предположительно в 275 году в Наиссе (сегодня — Ниш) на территории нынешней Сербии. Он был незаконнорожденным сыном Констанция, впоследствии августа Римской империи, и Флафии Елены . Еще в детском возрасте Константина против воли родителей отправили ко двору восточной части империи, где он впоследствии сделал военную карьеру.

В 305 году, после возведения Констанция в ранг августа западной Римской империи Константин смог вернуться к отцу. Год спустя, во время совместной экспедиции в Британию Констанций скончался, и войско провозгласило августом его сына. С этого момента Константин начал борьбу за абсолютную власть над Римской империей.

Союзы брачные и политические

В то время Римская империя управлялась по принципу тетрархии. Территория была поделена на четыре зоны — две в восточной и две в западной части. Оба августа назначали для управления второй половиной своей территории цезарей. В 307 году Константин приехал в Трир — столицу западной Римской империи — и женился на дочери цезаря Максимиана Фаусте, закрепив, таким образом, свои претензии на власть.

В 311 году, после кончины Максимиана, августа Галерия и цезаря Севера, у Константина осталось два конкурента — август Лициний и сын Максимина Максенций. Последний затем претендовал на престол августа западной Римской империи, который занимал Константин. Константин заключил союз с Лицинием, отдав ему в жены свою сестру Констанцию, и отправился со своим войском в Рим, где располагалась армия Максенция.

Битва у Мульвиева моста

В 312 году состоялась великая битва у Мульвиева моста, в которой Константин разгромил Максенция. При этом, согласно легенде, одержать победу Константину помог Христианский Бог, явив ему в день битвы знамение в виде пылающего креста с надписью на греческом: «Сим победишь». С этого дня Константин стал единоличным правителем западной Римской империи и сторонником христианской религии.

»Победа Константина в битве у Мульвиева Моста», Йоганнес Лингельбах

Вернувшись с поля битвы, Константин вместе с восточным августом Лицинием заключил Медиоланский эдикт о терпимости. Эдикт запрещал преследовать христиан и одновременно разрешал дальнейшее проведение языческих обрядов, за исключением жертвоприношений. С этого момента Константин начинал целенаправленную поддержку христианства. Именно в годы его правления было начато строительство таких памятников христианской архитектуры, как собор Святого Петра в Риме и храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Отец христианства и основатель «нового Рима»

При этом «отец христианства» был весьма противоречивой фигурой, его поведение зачастую не соответствовало образу праведного христианина. Ведя борьбу за единоличную власть, Константин не останавливался ни перед чем. В 323 году его армия разгромила войска бывшего союзника Лициния. Несмотря на уговоры своей сестры — супруги Лициния, — Константин велел казнить конкурента. После этого Константин Великий стал единоличным властителем Римский империи.

Сам император поклонялся Богу Солнца и представал в этом образе на многих изображениях

Три года спустя, опасаясь заговора, император казнил своего старшего сына Криспа и жену Фаусту. Дав своим детям христианское воспитание, сам Константин всю жизнь оставался язычником. Обряд крещения он принял лишь на смертном одре — в 337 году, однако эта легенда не подтверждена историческими фактами. Зато еще в средние века был опровергнут слух о том, что во время крещения император заявил епископу Сильвестру I, что отныне церковная власть имеет приоритет над светской. Именно эта историческая фальсификация, получившая название «Дар Константина», стала фундаментом власти папства.

Последним великим делом великого императора стало основание новой столицы — Константинополя (ныне — Стамбул). «Новый Рим» был заложен в 326 году и освящен в 330 году, вскоре после того, как христианство стало официальной религией Римской империи. Посла раскола церкви в 1054 году Константинополь стал центром православной религии, а его основатель был возведен в ранг святого.

Современная европейская цивилизация зародилась и выросла вокруг Средиземного моря. Достаточно взглянуть на карту или на глобус, чтобы понять — место это уникальное. По Средиземному морю довольно просто плавать: берега его очень извилисты, в нём много островов, особенно в восточной части, и расположены они недалеко друг от друга. И корабли бороздили Средиземное море ещё в те времена, когда скорость хода зависела от количества хлеба и пива, съеденного и выпитого гребцами, а парус считался модной новинкой.

Реконструкция показывает, как выглядела часть великого Древнего Рима.
На макете Древнего Рима — остров Тиберина, цирк Массимо и театр Марцелла.
Термы (то есть бани) Каракаллы, некогда состоявшие из огромных залов, в том числе гимнастических и массажных, портиков, фонтанов, садов, библиотеки. Там были бассейны с прохладной, тёплой и горячей водой.
Участок древней городской дороги, дошедшей до наших дней. Дорога ведёт к Арке Тита.

Обитатели средиземноморского побережья рано узнали друг друга. Предприимчивые купцы и пираты (обычно это были одни и те же люди) знакомили окрестных варваров с хитроумными выдумками египтян и вавилонян. Это и сложные обряды почитания таинственных богов, и техника изготовления металлического оружия и красивой глиняной посуды, и удивительное искусство записывать человеческую речь.

Две с половиной тысячи лет назад самым развитым народом в Средиземноморье были греки. Они умели делать очень красивые вещи, их купцы торговали по всему побережью, а воины считались почти непобедимыми. От Испании до Аравии множество людей говорили на греческом диалекте койнэ («общая»). На нём писали стихи, пьесы и учёные трактаты, письма друзьям и доклады царям. У самых разных народов горожане ходили в гимнасии, смотрели театральные представления на греческом языке, по греческим образцам устраивали соревнования в беге и борьбе, а дворцы и храмы даже незначительных царей и богов украшали греческие статуи.

Но империю греки не создали. Они и не стремились её создавать, как, к примеру, муравьи не стремятся соединять свои уютные жилища в один супермуравейник. Греки привыкли жить небольшими общинами — полисами. Они ощущали себя одним народом, но в первую очередь оставались афинянами, спартанцами, эфесцами, фокейцами и т. д. Пришельцы могли жить в чужом полисе на протяжении нескольких поколений, но так и не становились его гражданами.

Другое дело Рим. Римляне были отличными организаторами. Они мужественно сражались, не терялись при неудачах и к тому же умели договариваться.

Первоначально на римских холмах селились люди из разных племён, тем не менее они довольно быстро нашли общий язык и превратились в уважаемых патрициев. С более поздними поселенцами — плебеями — патриции долго не хотели делиться властью, но в конце концов договорились и с ними. К тому времени, когда Рим приступил к широкомасштабным завоеваниям, патриции и плебеи уже слились в единый римский народ.

Постепенно в состав этого народа втягивались его соседи — италики. Однако самым крупным источником пополнения римской нации служили чужеземные рабы.

В Греции рабов отпускали на волю только в исключительных случаях; в Риме же это было, скорее, правилом. Получив свободу, бывший раб становился отпущенником — человеком свободным, хотя и не самостоятельным, зависимым от бывшего хозяина. Власть над свободными людьми, с точки зрения римлянина, была гораздо почётнее, чем власть над рабами. Позже этот взгляд унаследовали народы, поселившиеся на развалинах Римской империи. «В моей стране представители власти гордятся, что являются слугами общества; быть его хозяином считалось бы позором», — сказал в XX веке известный английский политик Уинстон Черчилль.

Отпускать рабов на волю было ещё и выгодно: за освобождение господин мог назначить такой выкуп, что на полученные деньги покупал нескольких рабов. Кроме того, римские сенаторы, которым обычай не позволял зарабатывать деньги «низкими» занятиями, через отпущенников покупали торговые корабли и доли в компаниях.

Что касается бывших рабов, то уже их внуки не несли на себе печать рабского происхождения и уравнивались со свободнорождёнными.

Какой отсюда урок?

Проявить себя может только большой народ. Благодаря тому, что римляне не шикали на пришельцев и не кричали «понаехали тут всякие», римский народ в течение нескольких веков оставался достаточно многочисленным, чтобы не только подчинить огромные густонаселённые территории, но и удерживать их в повиновении. Если бы римляне были склонны к разобщению, как греки, никакой Римской империи не было бы и в помине. А значит, не было бы и такой Европы, какую мы видим сегодня, и вообще вся история пошла бы по-другому.

И тем не менее у всякой медали есть две стороны.

Новые граждане усваивали римские обычаи. Но и сами они влияли на коренных римлян, которые постепенно растворялись среди многочисленных чужаков. Потомки отпущенных на волю рабов уже не желали рисковать жизнью, защищая Римскую империю. Это в конце концов и привело её к гибели.

Правда, случилось это спустя несколько столетий. К тому времени римляне оставили в истории такой яркий след, что стереть его уже было невозможно. (476 год принято считать конечной датой существования Западной Римской империи. Восточная, называемая Византией, просуществовала ещё тысячу лет.)

Цифры и факты

— Население Древнего Рима на пике его могущества составляло миллион человек. Европа вышла на тот же уровень только через 2000 лет: в начале ХХ века миллион жителей насчитывали лишь некоторые европейские города.

— Римская империя, по разным оценкам, построила от 1500 до 1800 городов. Для сравнения: в начале ХХ века на территории всей Российской империи их было около 700. Почти все крупные города Европы основали римляне: Париж, Лондон, Будапешт, Вену, Белград, Софию, Милан, Турин, Берн…

— 14 акведуков длиной от 15 до 80 километров снабжали водой население Древнего Рима. От них вода шла к фонтанам, бассейнам, общественным баням и туалетам и даже в отдельные дома зажиточных граждан. Это был самый настоящий водопровод. В Европе подобные сооружения появились более чем через 1000 лет.

— Общая протяжённость дорог Римской империи равнялась, по разным оценкам, от 250 до 300 тысяч километров — это семь с половиной экваторов Земли! Из них только 14 тысяч километров пролегало по самой Италии, а остальные — в провинциях. Если не считать грунтовые дороги, 90 тысяч километров были настоящими магистралями — с твёрдым покрытием, туннелями и мостами.

— Знаменитая римская канализация — Клоака Максима — построена в VII—VI веках до нашей эры и просуществовала 1000 лет. Размеры её были столь велики, что работники могли на лодке передвигаться по подземным канализационным каналам.

Подробности для любознательных

Дороги Римской империи

Огромная по площади могущественная Римская империя (на её территории в наши дни находятся 36 государств) не могла существовать без дорог. Древние римляне славились умением строить первоклассные дороги, причём делали их на века. В это трудно поверить, но часть дорожной сети, построенной ими 2000 лет назад в Европе, использовалась по прямому назначению вплоть до начала ХХ века!

Римская дорога — это сложное инженерное сооружение. Сначала рыли траншею глубиной 1 м и забивали в дно дубовые сваи (особенно если грунт был сырой). Края траншеи укрепляли каменными плитами и внутри неё создавали «слоёный пирог» из крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка. Сверху на такую дорожную подушку клали собственно дорожное покрытие — каменные плиты. Не забудьте: всё делали вручную!

По краям римских дорог стояли каменные милевые (верстовые) столбы. Были даже дорожные знаки — высокие каменные колонны с обозначением расстояния до ближайшего населённого пункта и до Рима. А в самом Риме был заложен нулевой километр с памятным знаком. На всех магистралях действовала система почтовой связи. Скорость доставки срочных сообщений составляла 150 км в сутки! Вдоль дорог сея -ли чернобыльник, чтобы путники могли положить его листья в сандалии, если натёрли ноги.

Для римлян не было ничего невозможного . Они строили дороги на горных перевалах и в пустыне. В Северной Германии древние строители умудрялись прокладывать брусчатые дороги трёхметровой ширины даже через болота. До сих пор там сохранились десятки километров римских дорог, по которым может без риска проехать грузовик. А во времена империи это были дороги военного назначения, выдерживавшие тяжёлую военную технику — осадные орудия.

Первоначальное христианство существовало в виде равнородных общин без всякой организации (управляемые «Святым Духом») или организованных слабо, ведущих борьбу друг с другом и с общими внешними идейными конкурентами. Борьба между общинами была обусловлена многими причинами, в том числе противоречивостью религиозных взглядов и форм их выражения. Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства, не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок, — это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и человеком.

По мере распространения христианства к нему присоединяются все более широкие слои населения. Христианство было городской религией, но скоро оно проникло и в деревню в большинстве малоазиатских провинций, в Армении, Сирии, Египте, в части Палестины и Северной Африки.

В составе первоначальных христианских общин преобладали представители низших слоев общества — рабы, вольноотпущенники, нищие и т.д., а образованные и выходцы из состоятельных слоев были исключением. С конца I в. и на протяжении II—III вв. в общинах увеличивается число людей сенаторского и всаднического звания. Участие в христианском движении знати и образованных людей сказалось на изменении его отношения к миру. Нарастает тенденция устранения из христианства всякого радикализма, призывов к недовольству существующими порядками. Примирение с римскими властями возможно было не только на пути проповеди непротивления, но и на пути отрыва от иудаизма, преследовавшегося в ходе подавления и после подавления иудейских восстаний 66—73, 114—115, 132—135 гг.

Одновременно учение интеллектуализируется. Стремление осмыслить постулаты веры приводило к размежеванию последователей христианства. Появился ряд отличных от первоначального христианства течений: маркионизм, монтанизм, докетизм и др. В борьбе против этих течений постепенно складывался прообраз будущей христианской догматики.

Представители образованных и зажиточных слоев стали занимать руководящие позиции в общинах. Состоятельная часть христиан сосредоточивает в своих руках управление имуществом, руководство богослужебной практикой. Появляется клир: управление от харизматиков (пророков, дидаскалов — учителей, принадлежащих к данной общине) и экклесии (собрания всех членов общины) переходило к единовластному правлению епископов, диаконов, пресвитеров. Организация нарождавшейся церкви все больше тяготела к централизации, центральная община и се руководитель начинают главенствовать над остальными. В частности, римская община постепенно возвышается над прочими общинами западной части империи. Должностные лица, образующие клир, вначале избиравшиеся на определенный срок, стали избираться пожизненно.

В Римской империи существовал культ гения императора. Отказ принести жертву перед статуей императора рассматривался как проявление политической неблагонадежности. Поскольку христиане зачастую отказывались совершать этот ритуал, они подвергались гонениям — при императорах Траяне (53—117), Марке Аврелии (121 — 180), Септимии Севере (146—211), Валериане (ок. 193 — ок. 260), Диоклетиане (245—316) и др. Ореол мученичества способствовал популярности христианства и сплочению христиан. Многие бежали от преследований в пустыню.

Изменение социального состава общин определило и эволюцию их социальной направленности. Наблюдался все больший отход от прежних демократических тенденций, все настойчивее становилось стремление к союзу с императорской властью.

Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необходимость дополнить мировую империю мировой религией. Были попытки введения независимого от множества разных местных культов официального общеимперского культа: культа гения императора, культа богини Ромы — покровительницы города Рима и культа Юпитера Капитолийского. Попытки превратить в обще- имперскую одну из национальных религий, в частности римскую, успеха нс имели. Нужна была новая религия, понятная всем народам империи.

Былые гонения христианства в начале IV в. сменились активной поддержкой новой религии. В 311 г. император Галерий издал указ, на основании которого христиане получали прощение за свое прежнее упорство в борьбе с правительственными распоряжениями, имевшими целью вернуть христиан к язычеству, вместе с тем признавалось их законное право на существование при условии соблюдения установленного порядка. За эту милость они должны были молить своего Бога о благоденствии государства и власти.

Император Константин (ок. 285—337) вместе с Лицинием в 313 г. издает Миланский эдикт, положивший начало превращению христианства в государственную религию Римской империи. Произошло это при следующих обстоятельствах. В 305 г. Диоклетиан и Максимиан сложили с себя императорское звание. Августами стали Галерий на Востоке и Констанций, отец Константина, на Западе. В следующем году Констанций умер в Британии, и подчиненные ему войска провозгласили его сына Константина августом. В это время против Галерия вспыхнуло восстание в Риме. Войска провозгласили императором Максснция, сына сложившего с себя императорские полномочия Максимиана. К сыну присоединился престарелый Максимиан, принявший снова императорский сан. Настала эпоха междоусобной войны, во время которой умерли Максимиан и Галерий. Константин, заключивший союз с одним из новых августов Лицинием, разбил в сражении, произошедшем недалеко от Рима, Максенция, который во время бегства утонул в Тибре. Через два года после победы над Максенцием Константин и вступивший с ним в соглашение Лициний в Милане издали документ, который получил название Миланского эдикта. Сам текст документа до пас не дошел. Но он сохранился у христианского писателя Лактанция в форме написанного по-латыни рескрипта Лициния, данного на имя префекта Никомедии. Греческий перевод латинского оригинала содержался в «Церковной истории» Евсевия.

На основании этого указа христианам и всем другим предоставлялась полная свобода следовать той вере, какой кто пожелает; всякие мероприятия, направленные против христиан, пресекались; христианам безвозмездно и беспрекословно возвращались отобранные у них частные здания и церкви. Согласно Миланскому эдикту христианство получило законное право на существование и дальнейшее развитие. Такой документ, безусловно, обеспечивал императорам поддержку со стороны многочисленных уже христиан.

Согласие между императорами Константином и Лицинием продолжалось, однако, недолго. Между ними разгорелась борьба, которая привела к полной победе Константина. В 324 г. Лициний был убит, и Константин стал единодержавным государем Римской империи.

Император Константин (Константин Великий) родился в городе Нанес. Со стороны отца, Констанция Хлора, Константин принадлежал, вероятно, к иллирийскому роду. Его мать Елена, христианка, впоследствии была канонизирована. Она совершила паломничество в Палестину, где, согласно легенде, нашла крест, на котором распяли Христа.

В течение всего своего правления Константин сохранял титул «великого понтифика» — главы коллегии римских священнослужителей и лишь на смертном одре, как сообщают церковные авторы, принял крещение от Евсевия Никомедийского. Известно, что Константин был сторонником культа солнца, но какое божество почитал он под этим названием, в точности не известно. Может, это был Аполлон, возможно, Митра — «непобедимое солнце» (sol invictus), культ которого был распространен по всей империи, как на Востоке, так и на Западе и являлся серьезным соперником христианству. Солярная религия обеспечивала императору популярность во всей Империи.

Поддерживая христианство, Константин руководствовался рядом политических соображений, в числе которых была необходимость опереться на твердые и сильные церковь и епископат. В 325 г. ставший полновластным императором Константин обеспечивает свободу христианству во всей Римской империи и равноправие с иными религиями страны.

Константин не только позволил христианству существовать легально, но и взял его под защиту государства. Христианское духовенство наряду с языческими жрецами освобождалось от несения государственных податей и повинностей, от всякого занятия должностей, которые могли бы отвлекать клириков от выполнения их духовных обязанностей (право иммунитета). Каждый человек имел право делать завещание в пользу церкви, за которой этим самым признавалось пассивное наследственное право. Таким образом, одновременно с объявлением религиозной свободы христианские общины стали признаваться юридическим лицом, а последнее обстоятельство создавало для христианства совершенно новое положение в юридическом отношении.

Очень важные привилегии были даны епископским судам. Всякий человек имел право, по соглашению с противной стороной, переносить любое гражданское дело на епископский суд. В конце правления Константина компетенция епископских судов была еще более расширена: 1) решения епископов должны были признаваться окончательными по делам лиц всякого возраста; 2) гражданское дело могло быть перенесено в епископский суд в любой стадии процесса и даже при нежелании противной стороны; 3) приговоры епископских судов должны утверждаться светскими судьями.

Кроме этого, церковь пользовалась богатыми приношениями из государственных средств в виде земельных участков, денежных и хлебных выдач. Христиане больше не принуждались к участию в языческих празднествах.

Имя Константина связывается с возведением многих церквей во всех частях огромной Империи. Ему приписываются базилика Св. Петра и Латеранская в Риме, храм Гроба Господня и церковь Вознесения на Оливковой горе в Иерусалиме, церковь Рождества в Вифлееме. Новая столица Константинополь и его пригороды также были украшены многочисленными церквями, самые известные — церковь Апостолов и церковь Св. Ирины. Возможно, Константин заложил фундамент Св. Софии, который был завершен его преемником Констанцием. Много церквей строилось во время царствования Константина в других местах — в Антиохии, Нико- медии и Северной Африке.

После царствования Константина образовалось три важных центра христианства: Рим, Константинополь и Иерусалим. Церкви, построенные во время данного периода в этих местах, стали символами триумфа христианской церкви на земле.

Последняя попытка «реставрации» национальной римской религии была осуществлена императором Юлианом (332—363), за это он получил от христиан прозвище «отступник». Эта попытка провалилась, христианство все увереннее занимало позиции государственной религии Римской империи.

Император Феодосий в 391 г. издал эдикт, запрещающий «языческие» культы, после чего активное наступление на прежние религии принимает масштабный характер. Было разрушено главное святилище греков — знаменитый храм Аполлона в Дельфах, уничтожен храм Сераписа в Александрии с богатейшей библиотекой. При преемниках Феодосия были ликвидированы римские жрецы, сожжены Сивиллины книги — одна из религиозных и национальных святынь Рима. Датой окончательного уничтожения «язычества» на земле прежней Римской империи в церковной традиции считается 529 г., когда император Юстиниан (ок. 482—565) приказал закрыть Афинскую высшую школу — центр распространения античного философского и научного наследия, а св. Бенедикт (480—543) уничтожил последнее «языческое» святилище Аполлона на Кассинской горе и основал там христианский монастырь.

Однако впоследствии христианство все более осваивает культурное наследие античности. С. С. Аверинцев подчеркивает: «На латинском Западе тяжелая разруха побуждает церковь ценить людей, верных культурным заветам античного Рима; без них невозможно было бы спасти даже простой грамотности. На византийском Востоке пафос культурного преемства был слишком тесно связан с пафосом государственного преемства». Константинополь, куда Константин перенес столицу из Рима, стал «Новым Римом». Со времени Константина знаменем Византийской империи стал Лабарум, представлявший собой продолговатый крест, с поперечной реи которого спускался вышитый золотом и украшенный драгоценными камнями кусок шелковой ткани с изображениями Константина и его сыновей; на вершине креста был прикреплен золотой венок с монограммой Христа.