Рисунки церквей

Внутреннее устройство православного храма

К сожалению, внутреннее устройство православного храма, в отличие от внешнего, визуально менее знакомо. Особенно это касается невоцерквлённого, светского человека. Поэтому думаю, что будет нелишним в данной публикации привести некоторые сведения на этот счёт.
Итак, начнём с самых основ внутреннего устройства упомянутого культового сооружения. Попытаемся ответить на вопрос: «Из чего состоит храм изнутри?»

Внутреннее устройство христианского храма предполагает его деление на три основные части:

  • Алтарь (святая святых),
  • Средняя часть (собственно храм),
  • Задержание (притвор) — предшественник храма.

Алтарь

Алтарь – главная часть, святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения. Поэтому в него не позволяется входить непосвящённым. По древней традиции в алтаре разрешается присутствовать только мужчинам. Алтарь символизирует Небо, где обитает Бог, а Храм – Землю, на которой живут люди.
Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного.
В алтаре находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Пространство за престолом называется горним местом. В алтаре обычно находится ризница с хранящимися в ней облачениями священников и священными сосудами.

Средняя часть

Средняя часть (или собственно храм) – основное место, предназначенное для прихожан, где при церковном богослужении находятся молящиеся. В центре средней части расположен аналой с иконой того или иного праздника. Средняя часть храма символизирует обновленный, безгрешный мир. При этом её нижний уровень означает земную, а верхний — небесную область бытия.

Притвор

Притвор – это преддверие к храму. Иными словами – передняя проходная часть храма. Обычно она примыкает к западной стороне христианского храма. Здесь находятся свечи, можно написать записки о здравии и за упокой. В этой части по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день…
Перед притвором находится паперть — внешняя часть притвора, крыльцо храма.

И ещё несколько понятий из числа минимума, которые обязан знать любой современный просвещённый человек. Все они также касаются внутреннего устройства православного храма.

Иконостас

Алтарь отделяется от основной части храма иконостасом. Иконостас имеет специальный порядок расположения икон, размещённых ярусами. В алтарь обычно ведут три двери (врата). Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы. К примеру, когда священник выносит чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери (северная и южная). Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.

Солея

Возвышенное место перед иконостасом называется солеей. На ней стоит хор. Посередине его, напротив царских врат находится амвон. На него можно ступать только священнослужителям. С него говорятся проповеди и причащают христиан. С амвона диакон читает ектении и Евангелие. На солее находятся также хоругви.

Главный Алтарь и приделы

Алтарь расположен всегда в восточной части храма, символизируя Христа, Солнце правды. Если в храме не один, а несколько алтарей, то один из них бывает главным. Остальные алтари называются приделами. Они бывают в честь святых или праздника. Ещё слово Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма.

Престол

Главная часть алтаря — Престол. На нём во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения.

Канун и иконы

Также в храме есть канун, где ставят свечи за упокой и кладут принос. Около него служат панихиды и литии. В храме находится множество икон, перед которыми горят лампады.

Столовая

В монастырях в специальных помещениях либо храмах имеются трапезные для приёма пищи монашествующими.

Некоторые архитектурные элементы храма

(Определения отдельных деталей и элементов архитектурных сооружений, в основном, связанных с внутреннем устройством храма)

  • АЛТАРЬ (лат. «высокий жертвенник») — восточная, главная часть храма, в которой находится престол.
  • ВРАТА ЦАРСКИЕ — главные врата иконостаса — двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов.
  • ИКОНОСТАС — перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти, иногда – более пяти. Завершается иконостас распятием.
  • КЛИРОС — место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах солеи.
  • КРЕЩАЛЬНЯ — здание или помещение, оборудованное купелью, предназначенное для совершения в нем Таинства Крещения.
  • КРИПТА — погребальная камера под храмом или над которой возводится мемориальная часовня.
  • ПОНАМАРКА — подсобное помещение при алтаре.
  • ПРИДЕЛ — Дополнительный алтарь с престолом. Приделы устраиваются для того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресения) в одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству приделов), т.к. в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле (так же как и священник не может совершать более одной литургии в день).
  • ПРИТВОР — западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения — обручения, лития, чин оглашения и др.
  • РИЗНИЦА — отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения священнослужителей и священные сосуды.
  • ТРАПЕЗНАЯ (греч. «стол, еда») — здание в монастыре, в которое монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная обычно расположена в специальном храме.
  • ФРЕСКА — настенная роспись в храме, наносимая на влажную штукатурку.
  • ХОРУГВЬ – религиозное знамя с образом Иисуса Христа, Богородицы, святых, герба или святых реликвий.

Внутреннее Устройство Православного Храма (иллюстрации):

Начало знакомства с главными храмами Москвы

Начать подготовку к знакомству с главными храмами столицы России Вам поможет публикация Храм Христа Спасителя-Часть-1 (Москва).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

д. Березняки

Разработка урока

по истории Средних веков в 6 классе на тему:

«Христианская церковь в раннее Средневековье»

Учитель истории:

Гречнева Любовь Викторовна

2018 год

Тема урока: «Христианская церковь в раннее Средневековье»

Цель урока: показать процесс превращения церкви в могущественную политическую и экономическую организацию.

Тип урока: комбинированный

Основные понятия и термины: церковь, проповедь, церковная иерархия, папа, епископы, аббаты, священники, монахи, миряне, монастырь, обет, скриптории, пергамент, тривиум, квадривиум.

Планируемые результаты: описывать устройство Христианской церкви, давать определение понятий, систематизировать исторический материал в виде схемы, излагать суждения о Христианской церкви в период раннего Средневековья.

Виды деятельности учащихся:

  • Работа с тестами (5 учащихся)

  • Работа с контурными картами (3 учащихся)

  • Работа с картой у доски

  • Индивидуальные ответы учащихся

  • Фронтальный опрос

  • Выписывание в тетрадях основных понятий, терминов с пояснением

  • Работа со схемами

  • Мыслительная деятельность (умение анализировать, рассуждать, делать выводы)

  • Самостоятельная работа с текстом

Ход урока

Учитель: Ребята, в этом учебном году мы с вами начали путешествие по истории Средних веков. Назовите, какой период времени охватывает история Средних веков? (С середины V века и до конца XV века).

  1. Этап проверки домашнего задания:

  1. 5 учащихся работают с тестами по теме «Образование варварских королевств. Государство Франков в VI – VIII веках»

  1. 3 учащихся работают с контурными картами (Указать границы варварских государств, область расселения франков к концу Vвека, завоевание франков к концу V – начало VI века)

  1. Индивидуальный ответ — Показать у доски на карте — на какие две части разделилась Римская империя? Какие государства были образованы варварами на территории Западной Римской империи?

  1. Индивидуальный ответ — Рассказать о системе управления Франкским королевством при Хлодвиге (Был вождем франков из рода Меровингов. В бою у города Суасона разгромил римлян, подчинил себе плодородные земли, истребил военных вождей и многих своих родичей. Важные решения принимал сам, советуясь только со знатными. Постоянной военной силой стала дружина, в разные области назначал графов. При Хлодвиге был создан первый сборник законов франков, который способствовал укреплению единого порядка)

  1. Работа класса (фронтальный опрос).

  • Объясните смысл военной реформы Карла Мартелла, к каким изменениям она привела?

  • Ответы учащихся (В 732 году Карл Мартелл у города Пуатье нанес сокрушительное поражение арабам, этому способствовала военная реформа: было создано конное войско, жаловал конным воинам участки земли с живущими на них зависимыми крестьянами)

  1. Как стали называться эти владения? (На латинском языке они назывались феодами, их владельцев стали называть феодалами).

  1. Кого во франкском королевстве называли майордомами и какой властью они обладали? (Это были управляющие королевским двором, они по своей воле возводили на престол и смещали королей из династии Меровингов).

  1. Почему во Франкском государстве к власти пришла новая династия? (Меровинги были безвольными, не способными к решению государственных дел «ленивыми королями» и в 751 году папа римский разъяснил, кто должен быть королем франков).

II. Этап актуализации знаний учащихся:

Вспомните из курса истории Древнего мира, в каком году и при каком императоре христианам было разрешено открыто исповедовать свою веру?

(В 313 году, при императоре Константине был издан указ, по которому христианам разрешалось открыто исповедовать свою христианскую веру).

III. Этап объяснения новой темы урока:

Учитель – Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как во времена Средневековья расширилась и укрепилась христианская церковь.

ВЫ УЗНАЕТЕ:

1) Как была устроена христианская церковь.

2) Как были устроены монастыри в Средневековье.

3) Как и чему обучались в соборной школе.

НАУЧИТЕСЬ:

1) Формировать заключение и делать выводы.

2) Осуществлять отбор информации из текста.

Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

1. Устройство христианской церкви.

Как вы думаете, почему Хлодвиг и франки приняли христианство?

(Ответы учащихся)

— Принятие христианства усиливало власть Хлодвига над завоеванным христианским населением.

— Хлодвиг покровительствовал церкви, охранял ее богатства.

— Церковь укрепляла власть Хлодвига.

Учитель – Вера в единого Бога сплачивала людей, священник мог их направить на борьбу с врагами, примирить с новыми податями, укреплялся авторитет правителей среди населения.

Давайте рассмотрим с вами схему организации христианской церкви на стр. 21

Перечислите, начиная от папы римского, какие должности были в христианской церкви? Выпишем в тетрадь.

  • Папа римский — глава христианской церкви.

  • Епископы – управляли церковными делами в областях.

  • Аббаты — руководители монастырей.

  • Священники – служили в храмах, вели Богослужения.

  • Монахи – ушедшие в уединение от мирской жизни.

С принятием христианства в Западной Европе распространилась христианская письменность; на латинском языке велось богослужение.

К концу раннего Средневековья христианская церковь стала могущественной, разветвленной организацией.

2. Организация монастырей.

  • Франкские короли поддерживали христианскую церковь, заботились о ее благосостоянии, покровительствовали монастырям. К концу VIII века насчитывалось более 250 монастырей.

  • На стр .23 давайте рассмотрим с вами макет монастыря Сен – Гален в IX веке.

  • Выскажите свое мнение, как вы думаете, какие постройки могли здесь находиться?

  • Ответы учащихся (На территории монастыря находилась гостиница, школа для будущих монахов, дом аббата, больница, церковь, амбар, бани, мастерские, трапезная и другие постройки. Монастырь отделен от внешнего мира стеной).

  • Некоторые христиане уединялись в пустынных местах, их называли монахами (в переводе с греческого — одинокий).

  • Монах давал обет безбрачия (отказ от имущества, семьи, жить в трудах и молитве, беспрекословно подчиняться аббату — руководителю монастыря).

3. Искусство рукописной книги (самостоятельная работа учащихся)

  • Выпишите из текста, что такое скриптории и пергамент, дайте пояснение.

  • В монастыре создавали скриптории – мастерская по переписке рукописей.

  • Писали на пергаменте – специально обработанная кожа молодых телят и ягнят (для написания Библии требовалось 300 телят).

4. Семь свободных искусств.

  • При монастырях и соборах стали открываться соборные школы. В них не было деления на классы по возрасту. Обучение шло на латинском языке. Это был международный язык образованных людей Западной Европы, на нем читали молитвы, писали книги, законы, послания.

  • Работа с таблицей

hello_html_m32506245.png

IV. Этап закрепления изученного материала.

    1. Какова была организация христианской церкви?

    2. Какую главную роль выполняли монастыри Средневековья, чем занимались?

    3. Чему учили в соборных школах?

V. Рефлексия.

  • Что нового узнали сегодня на уроке?

VI. Итог урока.

Домашнее задание П.2, прочитать, пересказать, ответить письменно на 1-4 вопросы.