Рисунок детский

Традиционно считается, что в первую очередь необходимо оценить цветовую гамму рисунка. Во многих источниках мне встречались более или менее вольные интерпретации главным образом исследований Люшера о связи «цвета и характера» — то есть состояния психики и цветовых предпочтений. О значениях цветов написано чрезвычайно много и без меня, при желании в Интернете можно найти достаточное количество информации, поэтому я сделаю акцент на другом.

Реклама

Как читать детские рисунки?
Фото: .com

Безусловно, цвет — это важно. Однако важно помнить и то, что нельзя категорично заявлять нечто вроде

если рисунок сделан черным — ребенок находится в состоянии депрессии, а если красным — он чрезмерно агрессивен.

Оценивая цветовую гамму детских картинок, следует обращать внимание вот на что:

  • Есть ли у ребенка достаточный выбор цветов, которые можно использовать? (Известны случаи, когда ребенок рисовал «мрачный» рисунок только потому, что коробка карандашей была на всех одна и ему как раз достался черный или серый.)
  • Как часто использует какой-либо цвет ваш малыш? Всегда ли он выбирает преимущественно красный, к примеру, карандаш, или же это ситуационный выбор? С какими цветами он его комбинирует?

Так, согласно исследованиям А. Л. Венгера, темно-коричневые, серые и черные цвета в качестве преобладающих, постоянно выбираемых — признаки депрессивного состояния. Слишком много красного свидетельствует об актуальном (здесь и сейчас) состоянии тревоги, эмоциональной напряженности. Но если красный — постоянно предпочитаемый цвет, это может говорить о невротизации или повышенной конфликтности. Обилие красного в сочетании с темными тонами — возможная тревожная депрессия.

Реклама

Как читать детские рисунки?
Фото: .com
  • Какие тона вообще преобладают в рисунке — теплые или холодные? Избыток темно-голубых и фиолетовых цветов может говорить о сниженном настроении или просто о высокой чувствительности. Выполнение почти всех работ «в пастельных тонах» также говорит о чувствительности либо о тревожности как личностной особенности.
  • Использует ли ребенок всю палитру, либо его цветовая гамма обычно бедна и он ограничивается парой-тройкой цветов? Если это так, то можно говорить об астении, усталости, пассивности или даже о депрессии.
  • Каким цветом кто нарисован? Постоянно ли ребенок выбирает именно этот цвет для данного члена семьи, животного? Сравните серию рисунков, выполненных ребенком в разное время. Появился ли вызывающий вопросы цвет только как тенденция последних дней, или так было всегда?
Как читать детские рисунки?
Фото: .com

Следующий важный момент — нажим на карандаш. Это — показатель психомоторного тонуса ребенка.

Реклама

Если нажим слабенький, легкий, неуверенный — это говорит о робости, пассивности, астении (истощенности психики) малыша.

Если линии постоянно стираются — это свидетельство неуверенности, эмоциональной неустойчивости, тревожности. А когда штрихи делаются как бы эскизными — сначала легонькими штришками, потом наводятся жирнее — это попытка контролировать свою тревогу, взять себя в руки.

Если контуры изображений жирные, сильно продавливают бумагу, это может быть свидетельством эмоциональной напряженности, импульсивности. Ну, а если карандаш рвет лист — это признак возможной конфликтности, агрессивности, либо просто возбужденного состояния или гиперактивности.

Размер рисунков также немаловажен. В норме самый крупный объект рисунка занимает примерно 2/3 листа формата А4. Если рисунок человека или животного очень велик, занимает весь лист или даже выходит за его пределы (иногда ребенок переворачивает лист или приклеивает сбоку еще один, чтоб дорисовать то, что «не поместилось») — это может навести на мысль о тревожном или стрессовом состоянии малыша в данный момент (а еще такие рисунки характерны для импульсивных и гиперактивных деток). А вот малюсенький рисунок часто говорит о низкой самооценке или депрессии. Если же размер рисунков непостоянен — ребенок эмоционально нестабилен.

Реклама

Как читать детские рисунки?
Фото: .com

Задуматься заставит и расположение рисунка на листе. Рисунок в верхней части листа свидетельствует о высокой самооценке (либо о склонности к «витанию в облаках»), а вот мелкий размер в сочетании с расположением «внизу» может говорить об эмоциональном неблагополучии. Помните рисунок «очень одинокого петуха», который нарисовал Карлсон? Крошечное нечто в нижнем уголочке листа — и больше ничего…

Обратите внимание также на то, насколько тщательно нарисовано изображение, насколько оно детализировано. Если подробностей много — у ребенка, скорее всего, живое воображение, творческая направленность (хотя возможно, он просто демонстративен). Однако всмотритесь, какого рода все эти детали: если они однотипны и количество их велико (к примеру, ребенок не поленился нарисовать 39 пуговиц на мундире солдата или 154 чешуйки на рыбе) — это может быть свидетельством тревожности, ригидности, перфекционизма.

Реклама

Важен и темп работы ребенка: если малыш рисует медленно, но старательно — значит, таковы особенности его темперамента, а вот медленное и вялое, без интереса рисование — признак пассивности, истощенности нервной системы или депрессивного состояния. Высокий темп говорит о том, что перед нами активный живчик. Если же при этом рисунок размашист и неаккуратен — ребенок, скорее всего, гиперактивен (либо негативно настроен и стремится поскорей «отвязаться» от вас и сделать все побыстрее и кое-как).

Как читать детские рисунки?
Фото: .com

Подсказкой будут реплики ребенка во время работы. Если малыш делится в процессе создания сюжета своими мыслями, рассказывает о том, что рисовать любит — он настроен положительно и, скорее всего, психологически благополучен. Если малыш постоянно уточняет, что и как «правильно» надо делать — это маленький перфекционист, и/или он тревожен и не уверен в себе. Ну, а если просьба нарисовать что-либо вообще воспринимается «в штыки» либо сопровождается нытьем вроде «скучно», «надоело» — это может объясняться и робостью, и усталостью, и негативизмом, и неумелостью в общении, и стремлением уйти от трудностей.

Реклама

Еще раз хотелось бы предостеречь от скоропалительных выводов о состоянии ребенка на основе одного признака: только если вы видите «симптомы» тревожности или депрессии в нескольких элементах сразу, и тем более — в разных рисунках, можно делать какие-либо выводы. Однако и в этом случае надо воспринимать ситуацию в общем контексте: к примеру, если нарисованное существо тщательно заштриховано — это, конечно, может быть признаком тревожности и неуверенности. Но может быть также свидетельством того, что ребенок посещает художественную школу и его там уже научили, «как рисовать правильно», т. е. передавать штриховкой оттенок и объем.

Как читать детские рисунки?
Фото: .com

Чрезвычайно важным в рисунке является сюжет и то общее впечатление, которое он производит. Конечно, впечатление — дело тонкое: маму, допустим, картинка чем-то расстроит, а папу — вполне устроит. Однако есть такие рисунки, которые безусловно производят тягостное впечатление на любого зрителя: изображения сцен насилия, ран, крови, асоциальных сюжетов, агрессивных, «вооруженных изо всех сил» персонажей или же существ совершенно непропорциональных, с грубыми искажениям формы и пропорций (явно не по возрасту). Все это, по утверждениям признанных мастеров исследования детского рисунка Дж. Дилео и А. Л. Венгера, — признаки неблагополучия. Однако повторюсь — лишь признаки, и об истинном положении вещей следует судить, только тщательно проанализировав множество факторов.

Для этого существуют специальные проективные тесты — так называемые «рисуночные методики», с помощью которых детские психологи вместе со специалистами по психоанализу могут составить представление о состоянии ребенка. Речь о них и пойдет в следующих статьях.

Juliya_DikayaЮлия Дикая, арт-терапевт, автор книги «Срочно требуется Муза» рассказала WoMo о сознательном и бессознательном рисовании детей на полях школьных тетрадей — нужно ли это трактовать и стоит ли развивать занятия изобразительным искусством.

Сам по себе процесс рисования на полях во время школьных занятий ни в коем случае не должен быть причиной родительского беспокойства. Другой вопрос, что это трактуется педагогами как нарушение правил и отсутствие внимания. Но всегда ли это так?!

С точки зрения психологии, а предметнее — арт-терапии: «художества» на полях — это территория бессознательного мира ребенка, мира его переживаний.

И в этом смысле, наши чада мало чем отличаются от взрослых.

Когда мы рисуем:

— мы успокаиваемся;

— исследуем себя и других;

— даем себе поддержку;

— реагируем на происходящее;

— ведем внутренний диалог

— просто скрашиваем ожидание, вернее будет сказать, зарисовываем его.

Причинами школьных каракулей, орнаментов, сюжетов, образов и других изобразительных проявлений могут быть:

— Отсутствие контакта глазами с учителем и как следствие — потеря внимания. Например, неверно выбранное место для ребенка в классе. Ученикам, которые быстрее теряют контакт, необходимо сидеть ближе к педагогу.

— Обеспокоенность чем-то произошедшим накануне — в семье, на перемене, услышанная новость от других.

— Компенсация недостаточности образов во время монотонных уроков. Даже сами педагоги отмечают, что в тетрадях по устным предметам рисунков на порядок больше.

— Нехватка «собственной территории». При помощи рисунка дети создают и расширяют свое поле мыслей, деятельности, переживаний, воображения. Другими словами, школьники вырисовывают свое состояние.

Усваивает ли ребенок материал во время бессознательного рисования может определить педагог или психолог. Заочно определить это довольно сложно. Внимание на учебном процессе зависит от степени погружения в свой мир во время рисования.

_24886837

Опираясь на свой опыт, могу сказать, что для активных детей, да и взрослых тоже, рисование во время обучения — это единственная возможность усидеть на месте. Изложение материала в учебных заведениях не всегда базируется на необходимой смене способа подачи материала, которое позволяет сохранить внимание учеников на предмете. Иногда школьники компенсируют это рисованием.

Можно и нужно ли трактовать такие рисунки? На эту тему существует множество мнений и даже статей с дистанционной трактовкой. Но я склоняюсь к тому, что у каждого рисунка есть свой ситуативный смысл. Читать его без контекста малоинформативно. Очень важно учесть, что именно происходило накануне, в какой момент был создан рисунок и множество других факторов. Рисунок — это словно «фотография» момента.

Я обратила бы внимание родителей на два аспекта:

1. Чувства, которые поднимает рисунок, и что говорит о рисунке сам ребенок.

2. При отсутствии других тревожных сигналов, таких, как замкнутость, потеря аппетита, агрессия, повторяющиеся темы рисования и т.п. — само по себе рисование может быть способом саморегуляции. Это значит, что ребенок сам умеет себя «подлечивать» или это его способ самовыражаться.

Если же тревожащие факторы есть, конечно, необходимо обратиться к школьному психологу, социальному работнику, арт-терапевту.

И еще важный момент — если рисунки ребенка наталкивают вас на мысль поближе подойти к изобразительному искусству, как к предмету более детального изучения, деликатно и внимательно выбирайте педагога изонаправления. Обязательно прислушивайтесь к мнению ребенка, не спугните потенциальное развитие таланта.

В большинстве случаев при своевременных решениях, рисунки перемещаются на холсты, в альбомы, асфальт и стены. Дайте себе родительское слово не оценивать пробы пера критично. Помните: где слишком много правил — истинное творчество и самовыражение погибает.

Укрепляйте веру в талант своего чада и позвольте развить ребенку стиль в свое особенное направление.

Анализ детского рисунка

Большинству детей нравится рисовать. Они используют для этого, как традиционные материалы: краски, карандаши, фломастеры, так, порой, и самые неожиданные, например, мамину помаду. А в качестве мольберта может быть выбраны шкаф, мебель, обои. Многое из того, что ребенок пока не может выразить словами – отражается именно в детском рисунке.

Анализ детского рисунка позволяет выявить особенности характера ребенка, «увидеть» его внутренний мир.

Малыши до трех лет рисуют в основном круги, линии, точки. В таких рисунках сложно уловить смысл. После четырехлетнего возраста в детских рисунках уже появляются вполне узнаваемые взрослыми персонажи. Чаще всего первыми героями рисунка малыша становятся мама и папа, сам ребенок. Считается, что анализ детского рисунка можно проводить с пятилетнего возраста. Тогда дети уже рисуют все, что видят вокруг – людей, животных, деревья, дома.

Если вы хотите проанализировать рисунок своего ребенка – дайте ему задание нарисовать что-нибудь. При этом не поправляйте ребенка во время работы, не говорите, как нужно рисовать правильно, просто наблюдайте. Дайте ребенку разнообразный цветовой набор фломастеров, а лучше карандашей. Так вы увидите, какие цвета предпочтет малыш для своего рисунка, а использование карандашей позволит увидеть силу нажима. Чем сильнее нажим – тем импульсивнее ваш ребенок.

Итак, если ваш ребенок нарисовал человека в центре листа бумаги, значит, он уверен в себе. И наоборот – рисунок в низу листа означает, что у него занижена самооценка. Если нарисованный герой имеет большую голову, это говорит о хороших умственных способностях малыша, маленькую, о том, что ребенок недостаточно развит для своего возраста.

Большие уши означают, что важным способом восприятия информации для него является слух. Рот с торчащими зубами свидетельствует об агрессии, выпученные глаза могут говорить о таком явлении, как страхи у детей

Большие длинные руки свидетельствует о том, что ребенок неплохо развит физически, и наоборот слабый ребенок нарисует короткие руки. Тщательно прорисованные пальцы указывают на агрессию. Чем длиннее ноги у нарисованного человечка, тем больше ваш ребенок стремиться стать независимым. Если ноги широко расставлены – значит, малыш уверен в себе. Мальчики в отличие от девочек часто рисуют угловатые квадратные туловища – признак мужественности. Ребенок, чувствующий себя униженным, который имеет очень заниженную самооценку, нарисует непропорционально маленькое по сравнению с остальными частями тела туловище.

Нарисованный дом без дверей и окон говорит о замкнутости ребенка, маленькие окошки свидетельствуют о его стеснительности. Дерево с раскидистыми, тянущимися к верху ветвями, толстым стволом и прорисованными корнями говорит о том, что ребенок жизнерадостен и уверен в себе.

Проводя анализ детского рисунка, обратите внимание, какие цвета использует ваше чадо. Чем больше цветов в его рисунке, тем он более эмоциональный и чувствительный. В основном рисунках ребенка присутствует 5- 6 цветов. Обилие желтого свидетельствует о любознательности, оптимизме. Синий цвет, напротив, говорит о внутренних проблемах. Зеленый – о стремлении к безопасности и упрямстве. Красный символизирует агрессию, эксцентричность. Если в рисунке преобладает черный – ваш ребенок подавлен, обратите внимание на его внутреннее психологическое состояние.

Когда ваш малыш рисует свою семью – первым на рисунке появится тот, кто играет в семье главную роль для ребенка, чей авторитет для него наиболее важен. Если все члены семьи на рисунке держатся за руки – малыш уверен, что его любят. Забыл нарисовать кого-то – значит, этот человек ему неприятен. Если при изображении своей семьи ребенок не нарисует себя – это признак одиночества, нехватки внимания. Детская ревность к брату или сестре может выразится в нежеланием рисовать того или иного члена семьи. Возможен и такой вариант: «художник» нарисует их, но отдельно от остальных.

Возьмите детский рисунок в руки и задайте себе вопрос, каких эмоций больше вызывает он у вас – позитивные или негативные. Если на рисунке яркие цвета, улыбки на лицах изображенных людей, светит солнышко – скорее всего ваш ребенок счастлив, чувствует родительскую любовь, дружелюбен.

Тусклые унылые краски, грустные лица свидетельствуют о переживаниях ребенка, возможно, о некоторых проблемах в семье. Поэтому, старайтесь, как можно чаще интересоваться тем, что рисует ваш дорогой человечек. Возможно, это поможет вам избежать многих проблем в будущем.

Если вы хотите общаться с друзьями в публичных местах так, чтобы никто не мог вас подслушать, лучший способ — это придумать новый язык. Правда, не у всех есть время на сочинение нескольких тысяч слов и составление правил грамматики. К счастью, можно выбрать вымышленный язык из числа имеющихся. Синдарин, язык из «Игры престолов», Эсперанто и другие необычные языки, которые можно выучить, — в материале Жени Шабыниной.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

ПОДПИСАТЬСЯ

Сегодня в разговорной речи людей самых различных возрастных и социальных групп мелькают слова из воровского арго (халява, ксива, блат и тому подобные), корнями уходящего в идиш. Притом что в XVIII веке отечественный криминалитет говорил на языке, далёком от современной «фени». Тайный язык использовался «носителями» для того, чтобы полиция и потенциальные жертвы продолжали оставаться в неведении. Но арго нельзя назвать искусственным языком в полной мере: у него отсутствует грамматическая и фонетическая структура, он функционирует в рамках общеупотребительного языка, видоизменяя лексику чаще всего путём заимствований и переноса значений, не меняя способы словообразования и синтаксис. В результате чего получаются фразы, фонетически и синтаксически понятные (как минимум части речи различать по грамматическим признакам можно), но абсолютно лишённые смысла для «непосвящённых».

Но существует ряд искусственных языков, систематически продуманных со всех сторон: у них есть своя грамматика, фонетика, лексика и автор. Немалая часть этих языков возникла под натиском искусства — для убедительности и глубокого погружения в вымышленную вселенную. Такие языки называются артлангами.

Эсперанто

Фото: twitter.com/kurso_esperanto

Эсперанто иногда называют «языком-игрушкой», хотя для некоторых он является родным. Эсперанто был разработан польским окулистом еврейского происхождения Лазарем Заменгофом и задумывался как единый европейский язык. Он представляет собой среднее арифметическое от всех европейских языков: латинский алфавит плюс заимствования из латыни, французского и немецкого. Лёгкость в изучении эсперанто гарантирует упрощённая грамматика с отсутствием исключений, двумя падежами и фиксированными окончаниями. Но, несмотря на все эти плюсы, в качестве основного международного языка эсперанто так и не прижился.

Синдарин

Джон Роналд Руэл Толкин (1892-1973)

Когда речь заходит о вымышленных языках, первым делом вспоминаются языки программирования и Толкин. Писатель за всю свою жизнь придумал более 20 языков. Толкин работал над созданием целого семейства эльфийских языков, среди которых наибольшей популярностью пользуется Синдарин. Причина проста: в книгах Толкина грамматика Синдарина представлена гораздо большим количеством образцов и материалов, чем у других эльфийских наречий. Синдарин прошёл несколько этапов развития и вырос из Голдогрина («гномьего языка»). Как и положено всамделишному языку, Синдарин имеет несколько диалектов, соответствующих сторонам света, и собственный удивительно красивый алфавит Тенгвар.

Дотракийский язык

Кадр из сериала «Игра престолов»

Джордж Мартин хоть и раздал названия языкам, на которых говорят персонажи его «Песни Льда и Пламени», но разработкой наречий никогда себя не утруждал. В книгах речь всех героев передана посредством английского языка. Дотракийский язык был разработан лингвистом Дэвидом Питерсоном специально для сериальной кхалиси. Единственное, на что мог ориентироваться Питерсон, это имена собственные и несколько оригинальных, придуманных Мартином слов (вроде того же «кхаласара»). Основой для дотракийского языка послужил микс из русского, турецкого, эстонского, инуктитуте и суахили. Фонологические особенности Питерсон позаимствовал из арабского и испанского. Отсюда и раскатистое ярко выраженное «р», и гортанные звуки, навевающие мысли об удушье. Дотракийский — развивающийся язык. В настоящий момент у него нет письменности. Но и цикл не дописан, и сериал не доснят. Зато его уже можно начать учить по книжке за 20 долларов.

Клингонский

Кадр из сериала «Звёздный путь»

На языке воинов с планеты Кхонош, который придумал для сериала «Звёздный путь» лингвист Марк Окранд, можно читать Википедию, Библию и Шекспира. А ещё просматривать страницы в браузере Mozilla и подпевать песням группы Stovokor. Грамматика, синтаксис и лексика клингонского разработаны настолько тщательно, что существует целая армия бегло говорящих на этом языке фанатов. Есть даже Институт клингонского языка, со всей серьёзностью занимающийся публикациями переводов литературы на клингонском. Авторство первых слов на клингонском принадлежит исполнителю роли Скотти Джеймсу Духану. Идея разработки языка принадлежит продюсеру Харву Беннету, который впоследствии нанял Окранда. Вдохновлялся Окранд в основном языками индейцев Северной Америки и санскритом. Алфавит носит черты тибетского письма, но современные носители клингонского не брезгуют латинской транслитерацией.

Линкос

Фото: iStockphoto

Межгалактический язык, созданный профессором математики Хансом Фройденталем для общения с представителями внеземных цивилизаций. Фройденталь исходил из того, что с существами, не имеющими с людьми ничего общего, кроме наличия разума, нужно общаться на универсальном языке математики. Он назвал свой язык lingua cosmica («космический язык»). Фройденталь избавил его от всего лишнего: исключений, синонимов и фонетического звучания. Предполагалось, что произносить слова на линкосе никто никогда не будет. Их будут передавать в качестве кодов в любой системе. Линкос по сути даже и не язык, а набор базовых правил, инструмент к созданию межцивилизационного языка. После установленного контакта первые послания в виде импульсов передаются в строгой очерёдности и представляют собой уроки языка. Сначала ряд натуральных чисел, затем понятие «равенство», знаки «больше», «меньше» и понятия «верно», «неверно». Когда обе стороны придут к выводу, что понимают друг друга на этом уровне, должен осуществляться переход на более сложный уровень общения. Что предполагает «строительство» языка на месте. Но пока что случая пустить в ход линкос человечеству не представилось.