Риторика

Дайте развернутый ответ (9 вопросов для каждого студента): объясните суть вопроса, выберите правильный ответ, объясните, какими признаками вы руководствовались.

  1. Какую смысловую модель использует А.Ф. Кони в начале обвинительной речи по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем (слушалось 12 декабря 1872 года в Петербургском окружном суде)?

Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вашему рассмотрению подлежат самые разнообразные по своей внутренней обстановке дела, где свидетельские показания дышат таким здравым смыслом, проникнуты такой искренностью и правдивостью и нередко отличаются такой образностью, что задача судебной власти становится очень легка. Остается сгруппировать все эти свидетельские показания, и тогда они сами собою составят картину, которая в вашем уме создаст известное определенное представление о деле. Но бывают дела другого рода, где свидетельские показания имеют совершенно иной характер, где они сбивчивы, неясны, туманны, где свидетели о многом умалчивают, многое боятся сказать, являя перед вами пример уклончивого недоговаривания и далеко не полной искренности. Я не ошибусь, сказав, что настоящее дело принадлежит к последнему разряду…

ОТВЕТ: 1) «сопоставление»

А.Ф. Кони сопостовляет два рода судебных дел и свидетельских показаний.

  1. Какую смысловую модель применяет Хосе Ортега-и-Гассет в приведенном отрывке из трактата «Восстание масс» (1930)?

Толпа – понятие количественное и визуальное: множество. Переведем его, не искажая, на язык социологии. И получим «массу». Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – совокупность лиц, выделенных особо; масса – не выделенных ничем. Речь, следовательно, идет не только и не столько о «рабочей массе». Масса – это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение – «многие» – переходит в качественное.

ОТВЕТ: 4) «дефиниция»

Дефиниция — логическая операция раскрывающая содержание понятия. Ясно определить предмет, т.е указать его род и специфическое видовое отличие от других предметов того же рода – значит обеспечить речевому произведению половину успеха. Х.Ортега и Гассет в малом текстовом объеме пытались дать понятия сразу нескольким определениям (толпа, масса, меньшинство)

  1. Определите тип речи.

Не только содержание, но и форма речей А.Ф. Кони свидетельствовала о его выдающемся ораторском таланте. Его речи всегда были просты и чужды риторическим украшениям, хотя были насыщены образами, сравнениями, обобщениями и меткими замечаниями, придававшими им жизнь и красоту. Они подтверждали верность изречения Паскаля о том, что истинное красноречие смеется над красноречием как искусством, развивающимся по правилам риторики. (В. Смолярчук).

ОТВЕТ: 4) рассуждение

В.Смолярчук выдвигает тезис («речей А.Ф. Кони свидетельствовала о его выдающемся ораторском таланте.»)и доказывают его.

Диспозиция выдвигает следующую типологию речевых произведений:

Описание – в нем раскрываются признаки предметов, их связи, живописуется некая картина.

Повествование – в нем говорится о событиях, протекающих во времени.

Рассуждение – в нем формируется определенное мнение, которое нужно доказать как справедливое или опровергнуть как ложное.

  1. Определите тип речи.

В самый день моего приезда сюда я имел свидание с начальником секретного Ватиканского архива гр. Марино-Марини и на другой день рассматривал у него списанные для меня акты. Получив потом письменное дозволение от кардинала статс-секретаря Бернетти осмотреть секретный архив и хранящиеся в нем рукописи, я отправился туда с Марино-Марини и провел несколько часов в рассмотрении сей сокровищницы европейской и всемирной истории (А.И. Тургенев).

ОТВЕТ:3) повествование

А.И. Тургенев повествует о событиях, происходивших с ним во время работы в Ватиканском архиве.

  1. Какой пафос использует автор приведенного отрывка?

Центр Костромы – след не отягощенного трезвостью фурсовского таланта. Полет этой русской поэзии явственно ощутим на Сусанинской площади и вокруг. Вдали над Пряничными рядами высится Ленин, уже на расстоянии удивляя блатной позой: живот выпячен, все расстегнуто, рука в кармане. Иван Сусанин на Молочной горе над Волгой, напротив, обтекаем так, что выглядит продолжением круглого постамента (П. Вайль).

ОТВЕТ: 2) иронический.

В основе иронического пафоса — скрытая насмешка.

  1. Какой ораторский тип высмеивает А.П. Чехов в рассказе «Оратор»?

Запойкин, как известно многим читателям, обладает редким талантом произносить экспромтом свадебные, юбилейные и похоронные речи. Он может говорить, когда угодно: спросонок, натощак, в мертвецки пьяном виде, в горячке. Речь его течет гладко, ровно, как вода из водосточной трубы, и обильно; жалких слов в его ораторском словаре гораздо больше, чем в любом трактире тараканов. Говорит он всегда красноречиво и длинно, так что иногда, в особенности на купеческих свадьбах, чтобы остановить его, приходится прибегать к содействию полиции.

ОТВЕТ: 4) «актерствующий краснобай».

Типология «несимпатичных ораторов» предложена А.Монро. Отталкивающее впечатление производит оратор, упивающийся своими речами, выходящий к публике лишь для демонстрации своей персоны.

Ораторская практика знает 2-е крайности:

-заунывное чтение по бумажке

-рассчитанная на импровизацию неподготовленная речь.

Избегать нужно и того и другого.

  1. Какой ораторский прием использует Д.С. Лихачев в приведенном отрывке?

Школьником я был на Севере у поморов. Они поразили меня своей интеллигентностью, особой народной культурой, культурой народного языка, особой рукописной грамотностью (старообрядцы), этикетом приема гостей, этикетом еды, культурной работы, деликатностью и пр., и пр.

ОТВЕТ: 1) апелляция к личному опыту.

Наиболее убедителен оратор апеллирующий к личному опыту, личным наблюдениям и встречам. Есть и другие популярные ораторские примёмы, способствующие привлечению и удержанию внимания: внесение элемента неформальности, прогнозирование, юмор, экспрессия и др.

  1. Какой ораторский прием использует архимандрит Рафаил (Карелин) в приведенном отрывке?

Схиигумен Савва терпеть не мог многословия. Он учил своих чад говорить как можно более кратко. Некоторым он давал правило произносить в день не более определенного количества слов. Старец стремился сохранить от рассеяния внутреннюю молитву, поэтому он предпочитал, чтобы духовные чада записывали свою исповедь – не более одной или двух страниц. Они должны были обдумать ее, выбрать самое главное и отбросить второстепенное. <…>. Чем меньше слов, тем понятнее дело, тем более правильный ответ может дать духовник».

ОТВЕТ: 3) апелляция к авторитету.

Автор апеллирует к человеческому и духовному авторитету схиигумена Саввы – ненавистника фарисейского многословия и лжи.

  1. Определите стиль речи.

Уважаемый Александр Сергеевич!

Ваше заявление с просьбой сообщить о судьбе Вашего деда – Флоренского Павла Александровича рассмотрено. В соответствии с имеющимися в Управлении архивными материалами Флоренский Павел Александрович 1882 года рождения …был арестован органами ОГПУ 25 февраля 1933 года и без достаточных оснований обвинялся в «контрреволюционной агитации и пропаганде и организации контрреволюционной деятельности», т.е. в совершении преступлений, предусмотренных ст. 58-10-11. <…>. Определением

Архангельского областного Суда от 5 марта 1959 года… дело прекращено за отсутствием состава преступления. <…>.

Риторический треугольник

Уходит ли ваша душа в пятки, когда вы получаете задание подготовить документ в письменной форме или представить некую информацию на публике? Если так, вы не одни. Подавляющее количество людей не только боятся выступать на публике, им страшно даже написать текст, который, как они знают, будет прочитан другими. То есть тут дело явно не в проблемах выражения мыслей, а в осознании того, что его кто-то увидит. Риторический треугольник поможет избавиться от страхов, потому что представляет собой по сути простую и понятную формулу, которую можно встраивать в любое сообщение, которое вы хотите донести до вашей аудитории.

Когда вы пишете текст, то понимаете, что у вас не будет второго шанса изменить точку зрения своего собеседника (аудитории). А если вашу точку зрения не примут с первого раза, вы можете потерять уважение, самоуважение или деньги. Поэтому психологический барьер в данном случае очевиден.

Риторика

Риторика — это древнее искусство переубеждения. Если вы владеете риторикой хорошо, аудитория поймет, что вы имели в виду и ваше сообщение повлияет на нее именно таким образом, каким вы и хотели. Овладев знаниями о том, как работают инструменты риторики, вы можете улучшить качество своего письма и сделать свою точку зрения внятной и четкой. Следует сразу сказать о том, что слово «риторика» имеет негативную коннотацию в последнее время. Мы же будем говорить об умении переубеждать, а не о намеренной манипуляции.

Риторический треугольник

Риторический треугольник состоит из трех компонентов, без которых невозможно донести аргумент:

  • Автор
  • Аудитория
  • Контекст

Любая форма коммуникации требует наличие этих трех компонентов и влияет на убедительность вашего аргумента.

1

Автор

Аудитория сознательно или бессознательно хочет знать мотивы вашей коммуникации. Если вы не покажете ей, зачем вообще именно вам доносить эту информацию, она начнет думать, что вы неискренни и что-то скрываете. Аудитория может задавать себе вопросы:

  • Вы хотите просто предоставить информацию ей?
  • Вы хотите обучить ее?
  • Вы пытаетесь побудить ее к действию?
  • Вы пытаетесь переубедить других изменить точку зрения или поставляете распространенное мнение?
  • Вы предоставляете идеи для решения проблем или анализа?
  • Вы пытаетесь просто развлечь публику?

Аудитория хочет четко знать, с кем она имеет дело и с чего бы ей вас слушать (читать). Так что позаботьтесь о том, чтобы прояснить:

  • Кто вы такой
  • Какова ваша компетенция по данной проблеме
  • Откуда исходит ваш авторитет

Также публика хочет знать, каковы ваши мотивы, ценности, убеждения. Эти данные помогают ей понять информацию и воспринимать ее через правильную призму.

2

Аудитория

Когда вы общаетесь в письменной форме или вербально вы должны понимать свою аудиторию. Понимание к кому вы обращаетесь поможет вам избежать многих проблем в использовании терминов. Вы должны задать себе такие вопросы:

  • Каковы ожидания аудитории?
  • Как она использует вашу информацию?
  • На чем нужно сделать акцент в первую очередь?

Когда вы разобрались, какая перед вами аудитория, вы можете увлекать ее за собой. Для этого потребуется ответить еще на три вопроса:

  • Какие эмоции вы хотите вызвать?
  • Имеете ли вы общие ценности с аудиторией, которые могли бы использовать?
  • Как именно убеждения аудитории будут сочетаться с вашим посланием?
3

Контекст

Аудитория анализирует содержимое вашего сообщения.

  • Какие события предшествовали коммуникации?
  • Какие аргументы используются?
  • Они логические и хорошо продуманные?
  • Каким образом эти аргументы поданы?
  • Где был представлен текст или речь?
  • Это сообщение было обязательным?

Чтобы публика поняла именно то, что вы хотели донести, ваши выражения должны быть правдоподобны. Спросите себя:

  • Я представил логичное и хорошо выстроенное послание?
  • Как я аргументировал свои утверждения?
  • Какие у меня есть доказательства?
  • Каковы контраргументы?

При подготовке любого документа или речи вы должны в первую очередь рассмотреть риторический треугольник для эффективного убеждения. Если хотя бы одного из этих элементов не достает, значит вам будет намного тяжелее донести свое сообщение.

Если вы используете принципы риторики при подготовке, то повышаете свои шансы быть услышанным многократно. Вы удивитесь, когда узнаете, что на таком уровне свою речь планируют очень немногие люди. А значит вы можете получить большое преимущество. Удачи вам в понимании самого себя и вашей аудитории!

Ключевые слова:1Риторика

Цель: познакомить учащихся с основными разделами общей риторики; актуализировать знания, умения и навыки, сформированные при изучении стилистики и культуры речи как базовые умения, необходимые для изучения риторики; способствовать воспитанию личности, убедительно и грамотно выражающей свои мысли. оборудование: учебные тексты, РМ для практической работы, учебник. тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Прогнозируемые Результаты: учащиеся осознают цели и задачи риторики как науки о красноречии, убеждении и воздействии на аудиторию; знают основные разделы общей риторики; соблюдают нормы литературного языка и требования к речи в устных и письменных высказываниях.
ХОД УРОКА I.
Организационный этап II.
Актуализация опорных знаний 1. Беседа ♦ Что изучает риторика?

♦ Как и почему связаны риторика и культура речи? ♦ Прокомментируйте выражение «Истина не в устах говорящего, а в ушах слушающего»?

2. слушание 2–3-х сообщений учащихся (см. творческое
Домашнее задание предыдущего урока) III.
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности Учитель.

В настоящее время риторика занимает прочное место в программе общеобразовательных школ и университетов мира. Это важная часть гуманитарного образования современного человека независимо от его основной специальности. Риторику изучают как теорию культуры речи, как историю ораторского искусства, как технику устного публичного выступления, как стилистику текста, как методику обучения эффективному общению. Современная риторика — это теоретическая и прикладная филологическая наука о логических, эстетических и этических качествах нехудожественной речи (научной, деловой, публичной, разговорной).

Она опирается на культуру речи, но предполагает более высокий уровень речевого мастерства говорящего. Сегодня мы выясним, из каких разделов состоит общая риторика. IV.

Работа над культурой и развитием речи учащихся 1. лекция учителя (Учащиеся конспектируют основные положения лекции учителя.) — В науке о риторике учёные выделяют две области: общую риторику и частную.

Общая риторика содержит следующие разделы: риторический канон; публичное выступление (оратория); ведение спора; ведение беседы; риторика повседневного общения; этнори-торика. Риторический канон — это система специальных знаков и правил, которые берут своё начало ещё из древней риторики. Следуя этим правилам, можно найти ответы на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности?

как (какими словами)? Оратория, или теория и практика публичной речи — особый, важный раздел риторики.

Свободное владение словом обязательно для человека, желающего отстоять свою точку зрения публично, склонить аудиторию на свою сторону. Риторика — «дитя демократии». И большое внимание, уделяемое ей сегодня, говорит о том, что наше общество ориентируется на демократические позиции. Теория и искусство ведения спора — это тоже область риторики. В демократическом обществе существует множество мнений по вопросам, касающимся жизни отдельного человека и общества в целом.

Важно уметь достойно вести себя в споре, уметь направить его так, чтобы он способствовал достижению истины, а не являлся пустым препирательством. Ведение беседы также изучает общая риторика. Тем, кто желает познать причины непонимания людей друг другом, усвоить факторы успеха, научиться правильно определять стратегию и тактику разговора (и светского, и делового), риторика даст необходимые практические рекомендации.

Риторика повседневного общения даёт знания о речевом поведении людей в их бытовой, повседневной, «домашней» жизни. Она поможет вам найти ответы на следующие вопросы: Как возникают и гибнут дружеские, приятельские, семейные отношения? Какую роль в их становлении и развитии играют особенности речевого поведения? Этнориторика изучает национально-культурные различия речевого поведения людей. Риторические знания помогут избежать ситуаций непонимания между людьми разных национальностей и в сфере делового общения, и в областях, касающихся духовных ценностей. Так, риторически образованный человек поймёт, почему американцы считают, что при ведении переговоров наши деловые люди недостаточно чётко и определённо излагают свою позицию, и почему японцы считают русских излишне категоричными в суждениях.

Всё дело в различии национальных культур, понимание чего поможет избежать ошибок в общении. Частные риторики изучают особые области, которые называют сферами «повышенной речевой ответственности», потому что в них ответственность человека за своё речевое поведение, за умение или неумение владеть словом чрезвычайно велика. Это дипломатия, медицина, педагогика, административная и организационная деятельность и др. 2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока 3.

«Практикум начинающего оратора» Š Прочитайте на одном выдохе предложенную фразу. Я хочу сообщить вам о самой удивительной, самой поразительной, самой чудесной, самой замечательной, самой прекрасной, самой потрясающей, самой редкой, самой необычной, самой невероятной, самой неожиданной, самой великой, самой ничтожной, самой обычной, самой блистательной, самой великолепной и наиболее достойной зависти вещи… Š Произнесите скороговорки, следя за правильным произношением. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоко-ловски, нужно колпак переколпаковать, перевыколпаковать, нужно колокол переколоколовать, перевыколоколовать. Š Подберите и запишите аргументы, подтверждающие истинность тезиса «Наверное, можно скрыть своё происхождение, образование и прочее, но большинству людей это не удаётся — их выдаёт речь» (Д. Паркинсон).

Глоссарий. В доказательстве различаются тезис — утверждение, которое нужно доказать, и основание (аргументы) — те положения, с помощью которых доказывается тезис. 4. Практическая работа с тестом публицистического стиля (в группах) Š Выполните риторический анализ текста по предложенному плану: Y понятность главной мысли, доступность изложения; y решительное начало и решительный конец; y краткость; y разговорность; y сдержанная эмоциональность; Y выраженная потребность донести мысль до слушателя; y установление контакта с аудиторией. МЫ ВЫЖИВЕМ, ЕСЛИ БУДЕМ МУДРЫМИ Сейчас по телевидению, на радио и в газетах господствует то, что я назвал бы несдержанным пессимизмом.

Я же хотел бы выразить сдержанный оптимизм. Я полагаю, что, как говорится в поговорке: «Страшен сон, да милостив Бог», и что ожидающие нас трудности, возможно, не так страшны, как нам кажется. Почему я так думаю? В молодые годы я всю войну был на фронте, я — артиллерист. И я знаю, что когда находишься в 30 километрах от передовой, откуда идёт сплошной гул,— то очень страшно. Когда приближаешься на расстояние в 10 или даже в 8 километров, то уже не так страшно.

Оказывается, разряды идут не сплошным рядом: снаряды падают то там, то здесь, перелетают, недолетают. Главное для того, чтобы избавиться от страха, идти ему навстречу. Мы очень часто переживаем страх заранее, видим его в гораздо худших формах, чем он есть на самом деле,— и падаем духом. Стоит посмотреть страху в лицо, и выясняется, что он не так и страшен. Поэтому, когда к нам бывают несправедливы,— конечно, это очень обидно,— надо всё время помнить о том, что и мы бываем несправедливы. И надо не считать, а прощать, надо быть умными.

Мы выживем, если будем даже не умными, а мудрыми. Мы уже не дети, которые столько тысячелетий играли в войны, и живём мы не в каменном веке. Может быть, сейчас эпоха войн уже подходит к концу. Только бы не случилось по украинской поговорке: «Поки сонце зiйде, роса очi виїсть». Только бы роса не выжгла очи. Что для этого нужно?

Помните, как говорил автор «Слова о полку Игореве»: «И начали князья на малое се большое говорить, половцы приходили со всех сторон войной на русскую землю». Так вот, войны приходят, когда люди начинают «на малое се большое говорить».

Поэтому я желаю всем мудрости и терпения. (Ю. М. Лотман) 5. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя) V.
Рефлексия.
Подведение итогов урока 1. Беседа с использованием интерактивного приёма «микрофон» ♦ Как относились к слову в древности и как относится к речи наш современник?

♦ Как взаимосвязаны логика и риторика? ♦ Назовите разделы общей риторики, охарактеризуйте их. 2. Заключительное слово учителя — Вера людей в слово и его силу уходит далеко в глубь веков. Вера эта проявилась в магической силе первобытного заклинания и заговора.

Софист Горгий, живший в древней Греции, сказал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить. Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет». Это высказывание актуально и в наше время. Учёные экспериментальным путём доказали, что слова, несущие негативную информацию, разрушают живую клетку, а слова, полные любви и добра, оздоравливают её.

Описание

Данная работа представляет собой серьёзный, многомысленный, увлекательный учебник, изучение которого, несомненно, повысит личную продуктивность в общении каждого, кого интересуют вопросы роли и значения языка в формировании личности и общества в целом. По сравнению со многими книгами, эта книга, вполне возможно, будет даваться несколько труднее, т.к. её отличает более научный подход. В ней собраны основы курса общей риторики. А сама она написана на основе лекций, которые автор читал в МДА и МГУ. Материал рассчитан на студентов и учащихся лицеев и гимназий, а также на педагогов, юристов, политиков, журналистов и всех тех, чей род деятельности связан с публичной аргументацией.

Книга состоит из множества разделов, посвящённых вопросам языкознания и риторики. Рассматривается предмет риторики, связь языка с культурой и речью, словесность, появление риторики, проблемы аудитории, ритора и высказываний, риторическая аргументация, топы, логические основы аргументации. Далее – законы и принципы формальной логики, суждение, понятие и умозаключение, построение аргументов, понятие расположения и элементы расположения, элокуция, качества слога, стиль, тропы и фигуры речи, а также особенности построения текста.

Некоторые разделы посвящены исполнению речи, правилам произнесения ораторской речи, общим правилам ведения диалога и особенностям ведения полемических, диалектических диалогов, правилам защиты говорящих от слушающих и наоборот. Последний раздел работы – это хрестоматия текстов, состоящая из пяти тем: проблема, предмет и тема речи; разработка темы речи; доказательства и опровержения; композиция речи и элокуция. В конце книги дан указатель терминов и определений и приведён список литературы.

Об авторе

ВОЛКОВ Александр Александрович является профессором кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания филфака МГУ им. М. В. Ломоносова, профессором Московской Духовной Академии, доктором филологических наук и автором таких серьёзных трудов как монографии «Грамматология» (1982 г.) и «Основы русской риторики» (1996 г.). Также читает курсы по общему языкознанию, риторике и истории языкознания.