Риза Богородицы

В IХ веке в старинный город Шартр, что находится в 90 километрах от Парижа, была привезена бесценная святыня – Риза Пресвятой Богородицы. История этой священной реликвии поистине удивительна.

Церковное предание о ней изложено в труде Феодора Синкелла «Слово Церковное на Положение Ризы Божией Матери во Влахернах». В нем говорится о том, что во время правления императора Льва Великого (457-474) два брата, патриции Галвий и Кандид, отправились в Палестину на поклонение святыням. В небольшой иудейской деревне близ Назарета они остановились на ночлег у благочестивой незамужней еврейки и узнали, что женщина хранит у себя дома великую святыню – Ризу Пресвятой Богородицы.

Хозяйка рассказала им о своей прародительнице-вдове, которая присутствовала при погребении Божией Матери. Ей, по завещанию Самой Пречистой, и была отдана Риза. Женщина берегла её всю свою жизнь. Умирая, она передала Ризу своей родственнице, девице, и заповедовала ей ради служения этой святыне хранить своё девство. Та, в свою очередь, незадолго до смерти отдала Ризу девушке из своего рода. Так, в течение четырёх веков святыня хранилась избранными представительницами этого рода, соблюдавшими девство, пока не настала очередь самой рассказчицы.

Выслушав эту историю, братья тайно сняли размеры ковчега, в котором находилась Риза, заказали в Иерусалиме точно такой же и подменили его. Ризу же отвезли в Константинополь, где спрятали в своём имении в районе Влахерны. Со временем здесь начали совершаться чудеса исцеления, и Галвию с Кандидом пришлось рассказать обо всём императору. Для святыни во Влахерне построили храм в честь Богородицы, куда в 469 году был перенесен ковчег с Ризой. В память этого события был установлен праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы.

В 626 году на Константинополь напали авары и персы. Спасая святыню, христиане перенесли её в ризницу Великой Церкви, а когда опасность миновала, вернули бесценную реликвию на место. Тогда же патриарх Сергий после продолжительной молитвы открыл ковчег и достал из него царскую порфиру, благоухающую миром. В «Слове» Феодора Синкелла об этом сказано так: «Развернув её, он нашел Ризу действительно истинной царицы Богоматери, блистающую особою благодатью и силой».

Автор «Слова» поведал и о чуде нетленности Ризы, «ибо царская порфира (в неё была завернута святыня) вся разодралась и испортилась, хотя была из шёлка, стало быть отличалась особенной прочностью; Божественная же Риза, вытканная из шерсти, легко подвергающейся порчи, совершенно не испытала порчи, но осталась вся невредимой, означая нетленность, невредимость и поистине величие Облачавшейся».

В IХ веке в связи политическими интересами того времени величайшие святыни – часть Ризы Божией Матери, отделенная императрицей Ириной, и Хитон Господень были переданы на Запад императору Карлу Великому и оказались в монастыре в Аржантое. В 876 году король Франции Карл Лысый привёз часть Ризы Пресвятой Богородицы в Шартр.

Оставшаяся во Влахерне часть святыни впоследствии сыграла важную роль в истории просвещения руссов христианской верой. Согласно хронике византийского историка Георгия Амартола в 866 году сподвижники Рюрика, князья Аскольд и Дир, с языческой дружиной предприняли поход на Константинополь. Когда они подошли к Царьграду, патриарх Фотий вынес из Влахернского храма хранившуюся там часть Ризы Божией Матери и опустил её в тихое и спокойное море, после чего оно вскипело. Поднявшаяся буря потопила множество судов руссов. Чудо настолько поразило язычников, что многие из спасшихся, в том числе князья Аскольд и Дир, приняли святое крещение.

В IХ веке дочь императора Алексея Комнина Анна назвала влахернскую часть ризы Богородицы Омофором (это слово означает покрывало, спускавшееся с головы на плечи и покрывавшее их). Известно, что византийские императоры в наиболее опасные моменты своей жизни выносили Омофор из храма и покрывали себя им, защищаясь невидимым оружием от врага.

По свидетельству византийского историка Никифора (1295-1360), Омофор Пречистой хранился во Влахерне ещё в ХIV веке. Это же сообщали и русские паломники того времени – Стефан Новгородец, диакон Александр и диакон Игнатий.

Впоследствии части Ризы Божией Матери оказались в разных местах. Одна из них некоторое время находилась в Успенском соборе Московского Кремля. Часть священной одежды Богородицы пребывает в Латеранском соборе Святого Иоанна в Риме. Однако самая большая часть Ризы Божией Матери, сохранившаяся до наших дней, находится в кафедральном соборе Нотр-Дам-де-Шартр, построенном в 1260 году и освященном в честь Ризы Пресвятой Девы.

Эта величайшая святыня во все времена привлекала тысячи паломников со всей Европы. В настоящее время доступ открыт к ней ежедневно.

Грузия Зугдиди
Риза Богородицы, Риза Богородицы

Риза Богородицы

Риза Богородицы (Хитон Богородицы)— православная святыня, одежда, принадлежавшая Матери Божией. В честь реликвии установлено празднование — «Положение честно́й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне» (Ризоположение), совершаемое 15 июля (н.ст.).

См. также: Пояс Пресвятой Богородицы

Исторический экскурс

Пречистый хитон завещан был Пресвятой Богородицей пред Успением Своим двум бедным вдовицам в Назарете, служившим Ей и получавшим от Нее пособие. Одна из этих вдовиц пожелала, чтобы сей благословенный дар всегда вверялся по наследству от одной девицы к другой. Так, в течение веков священный хитон с великим благоговением сохранялся на Святой Земле.
В V веке два брата, знатные греческие вельможи Гальвий и Кандид, отправились на поклонение святым местам в Палестине. В Назарете они остановились на ночлег в доме пожилой женщины-еврейки, где увидели комнату со множеством горящих свечей, непрерывно воскуряемым фимиамом и множеством больных, жаждущих исцеления. На вопрос с чем связано такое почитание этого места они услышали следующую историю:
Здесь мною хранится риза родившей Христа Бога Пречистой Девы Марии. Когда Она преставлялась от земли к небесам, при Её погребении находилась одна из моих прародительниц — вдовица; ей по завещанию самой Пречистой Богородицы, была отдана та честная риза; она же, получивши ту ризу, сохраняла её у себя с благоговением во все дни жизни своей; умирая, она отдала ризу для хранения одной девице из своего рода, заповедавши ей с клятвою сохранять в чистоте ради чести самой Богородицы не только ту честную ризу Пресвятой Богородицы, но и самое девство своё.
Получив возможность провести ночь рядом со святыней, братья измерили ковчег, в котором она хранилась, а затем в Иерусалиме заказали изготовить его копию и златотканый покров на него. На обратном пути в Назарете они подменили ковчег с Ризой и привезли реликвию в Константинополь.Святой Геннадий, Патриарх Цареградский, и император Лев Великий (457–471), со священным трепетом встретили святыню и приняли решение поместить ее в самом лучшем, почетном месте. Во Влахернах, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. Храм находился поблизости от дворцовых покоев императора: крытые переходы соединяли храм и дворец. 2 июля 458 года Патриарх Геннадий с подобающим торжеством перенёс священную ризу во Влахернский храм. Впоследствии в ковчег с ризой Богородицы положены были Её святой омофор и часть Её пояса.

По свидетельству историка Никифора Каллиста, жившего в VI веке, «риза Богоматери сохранялась в этом храме и доселе сохраняется как защита для города, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Именно в Константинополе и было явлено первое чудо от хитона Пречистой Девы.

Весной 626 года огромная армия персов и хазар подступила к столице. Императора Византии Ираклия в тот момент в городе не было, и руководство Константинополем возложили на Патриарха Сергия (610–638). Жители столицы не смогли оказать должного сопротивления врагу, и персы ворвались в город. Тогда Патриарх вынес хитон Пресвятой Богородицы и начал горячо молиться, прося защиты у Матери Божией. Согласно историческому источнику, в это время внезапно налетел страшный ураган и уничтожил врага, дошедшего уже до Влахернского храма, а в бушующем море затонули все неприятельские суда.

Риза Богородицы, Положение честной Ризы

Положение честной Ризы

Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную ризу. Так было во время осады Константинополя аварами, персами, арабами. Особенно знаменательны для истории Русской Церкви события 860 года.18 июня 860 года более 200 ладей русского флота князя Аскольда вошли в бухту Золотой Рог, угрожая Константинополю. Русские корабли были уже хорошо различимы с берега, высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи».

В это время император Михаил III находился в военном походе. Он спешно вернулся в столицу. Всю ночь император горячо молился, простершись ниц на каменных плитах Влахернского храма. Святой Патриарх Фотий обратился к народу с проповедью, призывая в усердной сердечной молитве просить заступничества Пресвятой Богородицы. Опасность возрастала с каждым часом. Город едва не был поднят на копьё. Перед лицом этой грозной опасности было принято решение спасать церковные святыни и, прежде всего, святую ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме. После всенародного молебна святую ризу Богоматери, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и погрузили с молитвой край её в воды Босфора, а затем перенесли в центр Константинополя – храм Святой Софии. Произошло чудо: Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила яростную воинственность русских воинов. Заключив почётное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. Русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя чудотворную ризу Богоматери торжественно возвратили на место, в раку Влахернского храма.

В воспоминание этих событий Патриарх Фотий установил ежегодное празднование Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V) 2/ 15 июля.Во время Крестовых походов XIII века хитон Богородицы не попал в руки грабителей: среди священных реликвий, похищенных крестоносцами из Влахернского храма, упоминается только головной убор Божией Матери, переданный Генрихом де Ульменом монастырю в Трире.

Русский митрополит Пимен, путешествовавший по Святым местам, упоминает в своих записках, что в 1387 году он «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежали чудесный хитон и пояс Богородицы.

В 1434 г. Влахернский храм сгорел, части одежд Богоматери были переданы в разные места. Часть ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня/9 июля), и хранилась в Москве в Успенском и Благовещенском соборах.Святая риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона (†1461; память 31 марта и 27 мая) в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения.

Она сгорела, но на её месте в 1484–1486 годах была построена новая, также посвященная празднику Положения ризы Богоматери и сохранившаяся до настоящего времени. Сейчас раз в году, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2\15 июля), Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает Божественную литургию и молебен перед частицей ризы Богородицы в Ризположенском храме Московского Кремля.

В наши дни хитон Богородицы хранится в историческом музее в Зугдиди (Грузия), расположенном во дворце князей Дадиани. Подлинность святыни была засвидетельствована греческими и грузинскими специалистами. В Зугдидском историческом музее хранятся святыни, которые были изъяты из разных церквей и монастырей в период советского безбожия. Среди них находится и знаменитая риза Богородицы.

Когда, при каких обстоятельствах хитон Пресвятой Богородицы был перенесен в Грузию? Существует несколько версий: по первой – эта святыня была привезена из Иерусалима в начале XII века; согласно второй – хитон Богородицы был тайно вывезен из Византии в VIII веке в связи с иконоборчеством; по летописи «Картлис Цховреба», хитон Божией Матери испокон веков хранился в Хобском Успенском монастыре в Грузии.

Критическое осмысление разнообразного круга письменных источников позволяет сделать следующий вывод: хитон Пресвятой Богородицы сохранялся во Влахернском храме в Византии до 1453 года, затем из-за трагических событий, связанных с завоеванием турками Константинополя, следы хитона теряются на целых два столетия. В XVII веке хитон Богородицы обретен был Промыслом Божиим в Хобском монастыре в Мингрелии.Весной 1840 года русские послы Федот Елчин и Павел Захаров гостили при дворе Левана II Дадиани. Они посетили Хобский монастырь, где сподобились приложиться к хитону Пресвятой Богородицы. Русские послы Алексей Иевлев и Никифор Толочанов находились в Имеретии (Грузия) в 1650–1652 годах. Они встречались с монахами одного из Афонских монастырей, которые поведали им, что хитон Богоматери привезен из Константинополя якобы в VIII веке (во времена иконоборческой ереси в Византии) и был положен в Хобском монастыре…В XVII веке Иерусалимский Патриарх Дотеус попытался вывезти хитон Богородицы из Грузии, но безуспешно. Потом мингрельский царь Леван запечатал золотой ларец со святыней и приставил к нему стражников. Но это не спасло Пречистый хитон от разбойников. К счастью, похищенная святыня была найдена на второй же день… Прежде риза Богоматери хранилась в алтаре храма, в серебряном ларце. По преданию, с ризой Богородицы связано множество чудес и исцелений.В советские времена о хитоне Богоматери забыли: великая святыня без должного бережения сохранялась в Хобском монастыре; ее мочило дождем, засыпало снегом… В 1936 году она была перенесена в запасники Зугдидского исторического музея.

Ныне Пречистый хитон вновь открыт для поклонения православным верующим. Ежегодно 2/15 июля Грузинская Православная Церковь отмечает Влахерноба – праздник в честь ризы Богородицы. В этот день хитон Богородицы выносится из Зугдидского музея в Кафедральный собор Влахернской иконы Божией Матери, расположенный тут же, на территории музея, где после Божественной литургии верующие могут приложиться к этой величайшей святыне христианского мира. Множество паломников из разных стран приезжают в Грузию поклониться Пречистой ризе Божией Матери.

Описание

Ризой в начале н.э. на востоке называли одежду, платье, военные доспехи.
Хитон Пресвятой Богородицы, омофор (головной покров) и пояс – вот ризы, которые носила Пречистая Дева в земной Своей жизни и, согласно христианским преданиям, даровала Православной Церкви как залог Своего покровительства и заступничества.
Хитон представляет собой кусок ткани размером 150х180 см. Краски на нем уже выцвели, поэтому сейчас эта материя однородного, коричневатого цвета.

Местонахождение. Доступность для паломников

Риза Богородицы, Музей Зугдиди

Музей в Зугдиди

Риза Богородицы находится в историческом музее грузинского города Зугдиди.

Адрес: Зугдиди, Зугдидский муниципалитет, край Самегрело-Земо Сванети (Мегрелия), Грузия

Из Москвы до Зугдиди ходит прямой автобус. Имеются прямые авиарейсы.

Части Ризы

В храме Христа Спасителя находится частица Ризы Божией Матери.

Части одежд Богоматери также находятся ныне в разных местах: так есть одна часть в Московском Успенском соборе (эта часть передана сюда князем Василием Голицыным), другая – в музее Московского Кремля, в составе Ковчега Дионисия; кроме того часть ризы Богоматери показывается в Латеранском соборе в Риме.

Видео

Ссылки

Открывая древнюю Иверию: Удел Богородицы

Зугдиди — Риза Пресвятой Богородицы. Сванетия. Хони. Баграти

Собор Влахернской иконы Божией Матери (Зугдиди)

Ковчег, содержавший священную Ризу, был перевезен в Константинополь.

Во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. 2 июля 458 г. священная Риза, вложенная в новый ковчег, была перенесена во Влахернский храм. Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы были положены Ее святой омофор и часть Ее пояса.

Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами – в 677, арабами – в 717 гг.

Особенно знаменательны события 860 г., тесно связанные с историей Русской Церкви.

В 860 г. флот русского князя Аскольда опустошил берега Черноморья и Босфора и осадил столицу Византии. Опасность возрастала с каждым часом. Всю ночь император Михаил III молился, простершись на каменных плитах Влахернского храма.

Было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего – святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме.

После всенародного молебна ризу Божией Матери с Крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили ее край в воды Босфора, а затем перенесли в храм святой Софии в центре Константинополя. Царица Небесная усмирила воинственность русских, и через некоторое время, заключив перемирие, они стали отступать. В условия мирного договора входило положение о крещении Руси. Вскоре князь Аскольд сам принял крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины.

2 июля чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма.

В воспоминание этих событий святым Патриархом Фотием было установлено ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля.

Вскоре, в октябре – ноябре 860 г., русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора «любви и мира». В условия мирного договора входили положения о Крещении Киевской Руси, о выплате Византией русским ежегодной дани, разрешении им вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи (прежде всего, в Константинополе), посылать в Византию дипломатические миссии.

Таким образом, праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является праздником основания Русской Православной митрополии в Киеве.

Почитание праздника Ризоположения издревле известно и в Русской Церкви. В честь него святой благоверный князь Андрей Боголюбский воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм.

В конце ХIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. Святая Риза Матери Божией, хранившая прежде Константинополь, спасала впоследствии от неприятеля и Москву.

Летом 1451 г. к русской столице подступили полчища татарского царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит всея Руси, непрестанными молитвами укреплял защитников столицы. Согласно летописи, в ночь на 2 июля в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили.

В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. В 1479 г. она сгорела, но на ее месте в 1484-1486 гг. была построена новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери. После постройки в середине XVII века Теремного дворца, храм стал дворцовым и был соединен переходом с теремами дворца. Храм сильно пострадал во время обстрела Кремля в 1918 г. После больших реставрационных работ храм был открыт в 1950-е гг. как музей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы. Храмовая икона Бородавского Ризоположенского храма, 1485 г., Кирилло-Белозерский музей.

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы. Храмовая икона Бородавского Ризоположенского храма, 1485 г., Кирилло-Белозерский музей.

Положение честно́й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, праздник Православной Церкви, отмечаемый 2 июля.

По преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 году и перенесена в Влахернский храм в Константинополе. Впоследствии в драгоценный ковчег с ризой были положены также омофор Пречистой и часть Ее пояса.

Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами — в 677, арабами — в 717 годах.

В 860 году флот русского князя Аскольда опустошил берега Черноморья и Босфора и осадил столицу Византии. Всю ночь император Михаил III молился, простершись на каменных плитах Влахернского храма. Святой Патриарх Фотий обратился к народу с проповедью, призывая покаяться и в усердной молитве прибегнуть к защите Пресвятой Богородицы. После всенародного молебна ризу Божией Матери с Крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили ее край в воды Босфора, а затем перенесли в храм святой Софии в центре Константинополя. Царица Небесная усмирила воинственность русских, и через некоторое время, заключив перемирие, они стали отступать. В условия мирного договора входило положение о крещении Руси. Вскоре князь Аскольд сам принял крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины.

Таким образом, праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является праздником основания Русской Православной митрополии в Киеве.

Почитание праздника Ризоположения издревле известно и в Русской Церкви. В честь него святой благоверный князь Андрей Боголюбский воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм.

В конце XIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. Святая Риза Матери Божией, хранившая прежде Константинополь, спасала впоследствии от неприятеля и Москву.

Летом 1451 года к русской столице подступили полчища татарского царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит всея Руси, непрестанными молитвами укреплял защитников столицы. Согласно летописи, в ночь на 2 июля в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили.

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы. Греческая икона

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы. Греческая икона

Величание

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтим святыя ризы Твоея / честное положение.

Тропарь

Богородице Приснодево, человеков покрове, / ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, / державное граду Твоему обложение даровала еси, / безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, / о Тебе бо и естество обновляется и время. / Темже молим Тя мир граду Твоему даровати / и душам нашим велию милость.

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:

По преданию Богородица сплела пояс из верблюжьей шерсти сама и носила его вплоть до своей смерти. Эта святыня и частицы ризы — единственные вещи Божией Матери, которые сохранились до наших дней. Есть две версии того, как Богородица распорядилась своим поясом.

По одной из них, после своей смерти она явилась апостолу Фоме (один из учеников Иисуса Христа) и отдала ему пояс в утешение, т.к. он единственный среди апостолов не попрощался с ней, а явился лишь на третий день после погребения, из-за чего сильно переживал.

Другая версия утверждает, что пояс был отдан Богородицей незадолго до кончины двум вдовам, жившим в Иерусалиме, и затем реликвия передавалась наследниками из поколения в поколение.

В IV веке император Восточной Римской империи Аркадий доставил пояс Богородицы в Константинополь в Халкопратийскую церковь. Реликвию поместили в золотой ковчег, запечатанный царской печатью. До конца XII века пояс оставался в Константинополе.

В Х веке пояс Богородицы был разделен на части. Одну из частей святыни как талисман императоры Византии брали с собой в военные походы. В 1185 г. в ходе борьбы Болгарии за свою независимость от Византийской империи эта часть пояса Богородицы была захвачена и оказалась в Болгарии, откуда позже попала в Сербию.

В XIV веке сербский князь Лазарь I подарил пояс вместе с частицей истинного Креста Господня в дар Ватопедскому монастырю на горе Афон, где он и хранится по настоящее время в святилище главного монастырского собора. В 2011 году часть пояса Богородицы по инициативе Фонда Андрея Первозванного была привезена в Россию. Группа афонских монахов, сопровождающая пояс, посетила 14 городов и Серафимо-Дивеевский монастырь за 39 дней. К 200-летию Казанского кафедрального собора в 2011 году благотворитель Вадим Жимиров привез с Афона частицу Пояса и оставил в соборе на вечное хранение.