Родословная от Адама

Глава 1. От Адама до Ноя

Возьмем один из источников, повествующих о Ное, и проследим его происхождение. На годы жизни читатель может не обращать особого внимания. В главе «Сколько лет было Ною» будет развенчан миф о продолжительности жизни этих библейских персонажей.

Итак, когда Бог сотворил человека, «по подобию Божию создал мужчину и женщину и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их». Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему и по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Адаму на момент рождения им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет. Сиф жил сто пять лет и родил Еноса. По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер. Енос жил девяносто лет и родил Каина. По рождении Каина Енос жил восемьсот пятнадцать лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер. Каин жил семьдесят лет и родил Малелеила. По рождении Малелеила Каин жил восемьсот сорок лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Каина было девятьсот десять лет; и он умер. Малелеил жил шестьдесят пять лет и родил Иареда. По рождении Паре да Малелеил жил восемьсот тридцать лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер. Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха. По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер. Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его. Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха. По рождении Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года и родил сынов и дочерей. Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер. Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына, и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь. И жил Ламех по рождении Ноя пятьсот девяносто пять лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Ламеха было семьсот семьдесят семь лет; и он умер. Ною было пятьсот лет и родил Ной: Сима, Хама и Иафета.

В родословии допотопных Патриархов особое место занимает Енох, о котором сказано, что он ходил перед Богом, то есть — отличался особой праведностью, чистотой жизни. Священное Писание содержит немного сведений о Енохе, однако и имеющихся вполне достаточно, чтобы уяснить, каким был этот человек. Святой апостол Иуда в Соборном Послании приводит слова Еноха, сказанные его современникам-грешникам: «Се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд. 1:14–15). В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, о Енохе сказано: «Енох угодил Господу и был взят на небо, — образ покаяния для всех родов». (Сирах. 44:15) Конечно, в этих словах можно увидеть многие аспекты духовного смысла. Здесь и пророчество о вознесении Господа Иисуса Христа, и живое подтверждение непреложной истины о том, что покаянием человеку открывается дорога в Царство Небесное, в вечную жизнь с Богом. Святой апостол Павел пишет о Енохе: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу». (Евр. 11:5) Пророчества Еноха относятся как к всемирному потопу, произошедшему в 1656 году по сотворении Адама, так и к Страшному Суду. Енох назвал своего первенца Мафусалом, что в одних переводах звучит как «человек оружия», а в других — как «прогоняющий смерть».

Мафусал известен, во-первых, своим рекордным долгожительством: он прожил 969 лет. Во-вторых, скончался он в год Всемирного потопа, из-за чего некоторые исследователи полагали, что он погиб в водах потопа. Впрочем, святитель Димитрий Ростовский указывает на некое иудейское предание, согласно которому Мафусал скончался за неделю до начала потопа, перед входом Ноя в Ковчег (Быт. 7:4).

Предание это вполне согласуется с общим смыслом пророчества, скрытого в наречении Енохом Мафусалу такого имени. Мафусал стал своеобразным знамением и грядущего гнева Божия против грешников, и, одновременно, долготерпения Божия. Разные переводы его имени так или иначе указывают на оба этих смысловых аспекта пророчества. Господь долго терпит, ожидая покаяния грешников, но если они не обращаются, то смерть грешников люта (Пс. 33:22). Отметим также, что проповедь Еноха коснулась всех допотопных поколений от Адама до Ламеха (отца Ноя). Все Патриархи допотопного периода, кроме Адама, были живы на момент его взятия с земли.

Праведный Ной в течение первых пятисот лет своей жизни был бездетным. Как и Енох, он был проповедником правды. Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом (Быт. 6:9). Об исключительной праведности Ноя Господь дополнительно возвещает через пророка Иезекииля, когда, предсказывая грядущий Свой гнев против народа, отступившего от Него, говорит, что в дни гнева даже Ной, Даниил и Иов смогли бы праведностью своей спасти только себя, но не смогли бы умолить Бога пощадить кого-либо из грешников. Ной получил откровение от Бога и стал строить ковчег, причем, начинал он строительство в полном одиночестве, если понимать слова Господа о грешном человечестве: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками , потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6:3) как указание на срок, отпущенный им на покаяние и, одновременно, Ною — на строительство Ковчега перед потопом. Тогда выходит, что Ною на момент начала строительства Ковчега было 480 лет, в то время как его сыновья родились только через 20 лет. Человечеству, окружавшему Ноя, его занятие вполне могло показаться безумием: один человек взялся конструировать столь внушительное сооружение, которое отдаленно напоминает корабль, однако кораблем названо быть не может, по причине отсутствия каких-либо приспособлений для управления. Говорил ли Ной окружавшим его людям о грядущем гневе Божием и о потопе? Несомненно. Будучи праведником, он не скрывал правду Божию от окружающих… И потому вполне мог показаться им сумасшедшим. Люди не могли представить себе масштаба грядущей катастрофы; пророчество Ноя можно было только принять на веру. А веры в его современниках не оказалось, это видно из слов Господа о них: «они плоть» (Быт. 6:3), то есть — их устремления, мысли, чувства, действия касались одной только плоти, ее дел, потребностей, забот и радостей. Дух Божий был пренебрегаем ими. Более того! Енох упоминает обо всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники (Иуд. 1:15), то есть — допотопные грешники не просто пренебрегали Богом, но и возводили на Него открытую хулу. Неудивительно, что к праведному Ною никто из них не прислушался, и Божия казнь, о которой Ной прямо и честно их предупреждал, все-таки оказалась для них внезапной, полностью неожиданной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru

Адам и Ева жили в Едемском саду. Бог и Иисус приходили и говорили с ними. В саду было много деревьев. Бог разрешил Адаму и Еве есть плоды со всех деревьев, кроме одного.

Это было дерево познания добра и зла. Если бы они отведали плода этого дерева, то узнали бы, что хорошо и что плохо. Им пришлось бы покинуть Едемский сад. Если они не будут есть плод, то навсегда останутся в Едемском саду. Бог сказал, что они могут выбирать.

Однажды в Едемский сад пришел сатана, дьявол. Он сказал Еве, чтобы она съела плод дерева познания добра и зла. Ева ответила, что Бог не велел ей и Адаму есть этот плод.

Сатана сказал, что плод очень хороший. Он сказал Еве, что плод сделает ее мудрой. Она познает добро и зло. Ева решила съесть плод.

Ева рассказала Адаму о том, что съела плод. Теперь она должна покинуть сад. Она дала плод Адаму. Он съел его.

Бог пришел повидаться с Адамом и Евой. Они не послушались Бога. Они были испуганы. Они убежали и спрятались.

Бог говорил с Адамом и Евой. Он спросил, не съели ли они плода от дерева познания добра и зла. Они сказали, что сатана велел им съесть плод. Поэтому они съели плод.

Бог сказал Адаму и Еве, что они должны покинуть Едемский сад. Больше они не могут жить там. Адам и Ева ушли из Едемского сада.

Адам и Ева добывали себе пищу тяжким трудом. Они становились старше. Они знали, что когда-нибудь умрут.

Адам и Ева познали добро и зло. У них были дети. Иногда они были счастливы. Иногда они были печальны.

Бог дал заповеди Адаму и Еве. Он сказал, что они должны молиться Ему. Бог велел Адаму приносить Ему жертвы. Чтобы при-нести жертву, Адам убивал животное. Потом он сжигал его на сложенном из камня алтаре.

К Адаму пришел Ангел. Он сказал, что придет время и Иисус принесет Свою жизнь в жертву за всех нас. Это будет Его дар нам. Жертвоприношения помогали Адаму и Еве размышлять о жертве Иисуса.

Накануне Нового года украинцам рассказали о родословной каждого из нас - Фото

В 30-ю неделю (воскресенье) по Пятидесятнице Святая Церковь предлагает чтение книги родства Иисуса Христа. Это родословная всего человечества и каждого из нас.

С проповедью в этот день к читателям «Вестей» обратился настоятель Киево-Печерской лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Как и зачем благодарить Бога

Генеалогическое древо Иисуса Христа. Евангелие от Матфея

Древо Иессеево. Икона, 1567/68 года

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Мф, 1 зач., 1, 1-25

Как стать избранным в мире больших денег и материальных благ

Что значит «по образу божьему»

«Таким образом, накануне Великого и Светлого праздника Рождества Христова человек должен осознать, что он создан по образу и подобию Божьему и для общения с Богом», – отметил митрополит Павел.

Со слов «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова…» и начинается Новый Завет. Но как можно объяснить род Христа? У преподобного Иоанна Дамаскина сказано: «Временное рождение, которым Христос родился ради нашего с вами спасения, соделавшись Человеком от Жены и родившись в обычное время после зачатия, было естественным, а сверхъестественным было то, что Он родился не от семени, но от Духа Святого и от Святой Девы Марии превыше закона зачатия».

Христос становится человеком, чтобы приблизить нас к Богу, освящая нашу земную жизнь и научая настоящей человеческой жизни. А это играет огромную роль в нашей судьбе и влияет на будущую жизнь.

«В своей земной жизни мы имеем возможность на покаяние и принятие Святых Христовых Таинств. А оценить Таинство Евхаристии (причастия) мы сможем только в Вечности, поэтому не должны пренебрегать данными нам духовными законами. То, что нам дается сегодня, будет иметь вечное значение и назначение. И если на земле мы можем каяться, пока живем в этом мире, то по отшествии в мир иной уже не сможем не покаяться, не исповедоваться. И наше вечное спасение обеспечивается здесь на земле верой и почитанием Бога и нашими делами милосердия», – подчеркнул Владыка Павел.

Царь Давид. Икона

Он напомнил, что Евангелие от Матфея писалось для евреев, и очень важно было подчеркнуть, что Иисус из Дома Давидова, поскольку все евреи происходили от Авраама. И евреи не признали бы иного Мессию, Который не происходил от Давида и Авраама.

Кому Бог дает богатство, или Секрет богатства евреев

«Но в словах «сын Давидов» и «сын Авраамов» есть и скрытый духовный смысл. Сын Давида – Соломон, построил первый в мире храм, посвященный Богу, а Христос в Своем Тебе создал Храм – Церковь Христову. Сын Авраама – Исаак – был принесен в жертву Богу отцом, но Бог остановил это. И Сын Божий Иисус Христос был принесен в жертву за наши грехи тоже Своим Отцом», – поведал настоятель лавры.

Имя Иисус еврейское и означает «Спаситель». А Само слово «Христос» (евр. Машиах) означает и «царя», и «первосвященника». Как царь – потому что Он воцарился для истребления греха, а как Первосвященник – потому что Сам принес Себя в жертву за нас. Великим царем у иудеев был Давид, а патриархом-первосвященником – Авраам. Но достоинство Христа выше любого царского достоинства.

«Читая «родословие» Христа, мы видим, что Он проявлял Свое божественное присутствие еще со времен Ветхого Завета. Бог создал весь мир и все видимое и невидимое в нем. Мы читаем пророчества ветхозаветных пророков о пришествии в мир Мессии, который принесет мир и благодать. Поэтому в пророчествах Библии есть скрытый смысл, который открывается лишь тем, кто внимательно с усердием читает эту книгу, а читать Библию нужно как можно чаще. Даже если что-то непонятно, но все равно читай и рано или поздно для тебя откроется непонятная тебе истина. Ведь Христос пришел в мир, чтобы, пострадав за наши грехи, спасти каждую раскаявшуюся душу. Прежние грехи наших праотцев прощены нам. И то, что невозможно человеку, то возможно Богу! Мы не можем себя спасти, но нас может спасти Господь.

А спасение и есть главный смысл жизни человека и пребывания его на этой грешной земле. Но спасение это не только отказ от пагубных привычек, дурных наклонностей, и внешнее соблюдение постов, хождение в Церковь – это большее.

Приход в мир Христа дал начало новой жизни и даровал нам новую природу. И каждый из нас чувствует необходимость изменений, но для этого нам необходимо осознать свою жизнь, изучить Евангелие и осуществить некое преобразование в себе путем стяжания благодати Святого Духа», – подчеркнул митрополит.

И добавил: «Когда начинают читать родословие Христа, то читатель старается быстро пробежать этот отрывок глазами, не задумываясь о тайнах, которые скрыты там. Вот некоторые моменты, на которые следует обратить внимание. В родословии мы встречаем имена достойных святых людей, которые более всего в своей жизни возлюбили Бога, – это Авраам, Исаак, Вооз, Езекия и Иосия. Встречаются имена людей, о которых по сути ничего не известно и таких имен весьма много. В родословной, кроме Девы Марии, упоминаются имена еще четырех женщин, которые допустили греховную нечистоту. Это Фамарь («пальма»), Рахав («широкая»), Руфь («красивая») и Вирсавия («дочь клятвы»). Помимо того, что они были греховны, и вроде бы недостойны вообще упоминания, в иудейском обществе к тому же у женщин не было юридических прав. Иудей в молитве к Богу благодарил за то, что Он не сделал его рабом, язычником и женщиной. Но если рассмотреть, кто же были эти женщины, то удивление становится еще больше. Рахав была блудницей из Иерихона. Руфь была не еврейка, а моавитянка (а в законе было сказано, что аммонитяне и моавитяне, и даже их десятое поколение, не может войти в общество Господне). Фамарь соблазнила собственного свекра (грех кровосмешения). Вирсавию Давид отнял жестоким образом у Урии, ее мужа, и совершил с ней грех прелюбодеяния. И в этом есть нечто примечательное.

В самом начале Евангелия показывается, как рушатся преграды между иудеем и язычником, мужчиной и женщиной, праведником и грешником… Богу все одинаково дороги! Бог принимает всех в свое родство, которые падая, поднимались путем покаяния.

Бог охватывает Своей Всеобъемлющей Любовью тех, от кого с презрением все отворачиваются. И если бы в Его родословии были только безупречные люди, мы бы впали в отчаяние на спасение. А так – мы имеем великую надежду».

Далее мы можем обратить внимание, что родословие делится на три части и всех родов насчитывается 14: «Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». Первая часть об истории народа до Давида, величайшего царя Израиля, благодаря которому иудеи стали могущественной силой в мире. Вторая часть – до Вавилонского плена, который был позором нации и крушением всех надежд. Третья – до Иисуса Христа, Который спас Свой народ от рабства и гибели.

«Я лучше всех»: как это проверить

«И на протяжении всего этого времени мы видим, что иудеи не делались лучшими и никак не преуспевали в добродетелях. Менялись формы правления общества, но люди лучше не становились. И это еще раз доказывает, что никакие формы земных политических правлений не могут оградить человека от греха, потому как всякая власть порочна по своей сути. И лишь только власть Господня есть совершенной, вечной и справедливой», – отметил настоятель лавры.

Есть еще один момент, что если сосчитать от Вавилона до Христа, то мы находим тринадцать родов. Но почему не 14? У Иоанна Златоуста есть такое пояснение: «Мне кажется, что евангелист Матфей причисляет к родам время пленения (греховного) и Самого Иисуса Христа, всюду совокупляя Его с нами». Поскольку в Христе была человеческая и божественная природы. И, придя в мир, Он стал одним из нас, принял образ человека и смирил Себя до того, что принял крестную смерть.

Джорджоне. Святое семейство.

«Поэтому Господь не гнушается в Своем родословии грешных женщин, и не погнушается нас с вами. Ведь если задуматься, то Евангелие написано для грешных и отчаявшихся, где и указаны пути спасения. А «праведным» Евангелие не нужно, ведь сказано: «Вы оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры» (Гал.5: 4-5). Сам Господь пришел в мир для спасения грешных. И чтобы объяснить нашим читателям, что родословие Христа – это не просто перечень имен, то остановимся на системе аллегорического истолкования, которая более присутствовала в Александрийской богословской школе, и многие святые отцы придерживались подобной системы. Первое – это то, что имена четырех грешных женщин указаны для того, чтобы дать надежду грешникам на спасение. Второе – это то, что имена в те времена давались под воздействием пророческого духа и служили характеристикой для целого поколения», – пояснил митрополит Павел.

Итак, первые 14 родов и их духовная характеристика:

  1. Авраам (отец множества) – через одного благословение дается многим.
  2. Исаак (смех) – это благословение оборачивается радостью, но и недоумением для грядущих поколений.
  3. Иаков, Израиль (обманщик, воин Бога) – возложенные на потомков надежды оказались обманчивы, но со временем положение изменилось в лучшую сторону.
  4. Иуда (хвалимый) – прославление Бога продолжалось.
  5. Фарес (брешь, отверстие) – но брешь от содеянных грехов уже образовалась.
  6. Есром (цветущий) цветение духовности продолжалось.
  7. Арам (высокий) – высоты духовные манили.
  8. Аминадав (щедрый) – и щедрая милость изливалась.
  9. 9.Наасон (чародей) – духовность не могла остановить чародейство и волхвование; двоеверие, магизм и единобожие сосуществовали.
  10. Салмон (темный) – от подобного сосуществования и раздвоенности тьма спускалась в мир.
  11. Вооз (остроумный) – но разум подсказывал другое направление.
  12. Овид (поклоняющийся) – поклонение Богу сохранялось.
  13. Иессей (богатство) – и оно приносило богатства духовной жизни.
  14. Давид (брат отца, возлюбленный) – как плод богатства духовной жизни, любовь возрастала.

Вторые 14 родов, от Давида до Вавилонского плена:

  1. Давид (брат отца, возлюбленный) – братолюбие процветало.
  2. Соломон (процветание, благоденствие, мир) – от сего мир и благоденствие воцарялись в мире.
  3. Ровоам (увеличивающий народ) – народ возрастал и креп как духовно, так и физически.
  4. Авия (мой отец – Ягве) – осознание сыновства Богу процветало.
  5. Аса (врач) – и это врачевало сердца народа.
  6. Иосафат (Ягве судит) – надо было не забывать о судах Божьих.
  7. Иорам (Ягве возвышает) – надо было помнить о том, что подлинное величие только от Бога.
  8. Озия (сила моя Ягве) – искать подлинную силу можно было только в Боге.
  9. Иоафам (Ягве совершенный) – совершенство надо было обретать только в Боге, не надеясь на свои силы.
  10. Ахаз (он схватил) – враг мог завладеть душой каждого.
  11. Езекия ( Ягве укрепит) – укрепить мог только Бог.
  12. Манассия (дающий забыть) – Бог предавал забвению грехи кающихся.
  13. Амон (мастер) – чудесным образом Творец проявлял Свою заботу.
  14. Иосия (Ягве поддерживает) – таким образом, Бог поддерживал жизнь целых поколений.

Третьи, последние, 14 родов от Вавилона до Христа:

  1. Иехония (утвержденный Ягве) – надеяться на стойкость и утверждение можно было только в Боге.
  2. Салафииль (я просил Бога) – поэтому необходимо умножать моления.
  3. Зоровавель (родившийся в Вавилоне) – ведь дух Вавилона продолжал жить в народе.
  4. Авиуд (мой)отец – это Он) – но надо было помнить о Духе Бога.
  5. Елиаким (Бог утвердил) – ведь только Господь мог утвердить в истине.
  6. Азор (помощник) – человечество нуждалось в помощи.
  7. Садок (Бог показал Себя праведным) – Господь утверждал и в праведности.
  8. Ахим (брат) – верующий становился братом для другого верующего.
  9. Елиуд (Бог восхваляемый) – необходимо было восхвалять имя Бога.
  10. Елеазар (Бог помогает) – помощь от Бога приближалась.
  11. Матфан (дар) – обещанный от Бога дар спасения приближался.
  12. Иаков (обманщик) – вера истинная могла поменять судьбу и имя каждому.
  13. Иосиф (Он прибавит) – Бог Сам мог восполнить все.
  14. Иисус ( Ягве спасает) – спасение от Бога пришло.

Подобная смысловая подоплека имен подводит нас к Рождеству Спасителя всего человечества и раскрывает духовный смысл и ожидания народа.

Родословная заканчивается именем праведного Иосифа «мужа Марии», но ведь он не был в полном смысле в родословной Христа, но Бог принимает праведного Иосифа и всех людей за своих предков.

«У многих читателей возникает вопрос, а почему не показано родословие Девы Марии? Ведь Христос родился от Девы Марии. Происходит ли Дева Мария от рода Давидова? В Евангелии есть такие слова, когда Господь повелевает архангелу Гавриилу идти к «…Деве, обрученной мужеви, емуже имя Иосиф, от дому и отечества Давидова» (Лук. 1, 27). Из этого видно, что Дева Мария была от рода Давидова, и Иосиф происходил из этого колена. А у иудеев был закон, который повелевал брать жену только с того же поколения, что и муж. Не позволено было брать жены не только из другого колена, но из другого племени или рода. Поэтому все сказанное о родословной Иосифа относится и к Деве Марии.

А нас, хоть мы и не являемся наследниками по крови, Господь называет Своими чадами.

И происходит это по великой благодати и любви Господней», – подчеркнул в завершение Владыка Павел.

Как простить обиду и отпустить