Розги детям

Содержание

Поставить расшалившегося ребенка в угол – это одно из самых простых и известных наказаний, хотя родители и психологи часто спорят по поводу его гуманности. Но многих интересует, что заставило людей придумать такое наказание. Вот и пользовательница Twitter @@jikannohoshi задалась этим вопросом. Люди рассказали, как их родители и бабушки объясняли наказание.

то что детей в наказание ставят в угол это так странно типо?? почему именно в угол?? почему ребёнок должен стоять в месте где сходятся стены??? чему это способствует??? нет ну просто подумайте.....

— монструозная звезда ари (@jikannohoshi) October 14, 2020

Встречаются приземленные версии. Некоторые считают, что в квартирах не всегда находится место, в которое можно отправить провинившегося ребенка. Зато в углу он точно никому не помешает. Есть вариант еще очевиднее: в углу не найти ничего интересного, поэтому заскучавшему ребенку неизбежно придется задуматься о своем поведении.

Как рассказала пользовательница с ником Клубничное молоко, запугивать детей углом придумали на Руси. Тогда люди верили, что это место обитания темных сил. Оказалось, некоторые родители до сих пор используют такое объяснение. А вот бабушки могут подходить к делу с большей фантазией.

Хз мне бабка говорила, что когда ребенок пакостничает, это ему на голову нечистый садится, а в углу у него рога в стены упираются и он падает.

— 🐸Жабонька🐸 (@mi67XShd1abcpy4) October 15, 2020

Студентка педагогического колледжа высказала мнение, что ставить в угол – не самое жестокое наказание. Куда страшнее усадить ребенка за стол и сказать ничего не делать.

Вообще, нам в колледже говорили, что самое жестокое наказание для ребенка, это посадить его за стол и сказать ему ничего не делать, в углу он ещё может с ноги на ногу походить, поковыряться, в за столом нет, для ребенка младшей возрастной группы больше 5 минут это невыносимо...

— Кая/Ян (@Crazy_Durac) October 14, 2020

Мы же по-прежнему призываем вас отказываться от практики любых наказаний!

Из этой статьи вы узнаете:

Кто-то из родителей, не раздумывая, совершенно безоговорочно отправляет ребёнка в угол после очередной провинности. Некоторые категорически отвергают данный метод наказания. Кто-то пребывает в полной растерянности и сомнениях, ежедневно ломая голову над вопросом, можно ли ставить ребёнка в угол, прежде чем использовать такую экзекуцию в домашней практике. Чтобы прийти к правильному и обоснованному выводу, желательно предварительно взвесить все «за» и «против» такого неоднозначного но очень важного для всех родителей вопроса.

Можно ставить ребёнка в угол: «за»

Не все психологи (и даже психотерапевты) категоричны и однозначны в вопросе «угла» как метода наказания. Есть такие, кто его советует и активно выступает «за» такой старый и проверенный способ воздействия на маленького ребёнка. Если и вы, как родители, склоняетесь к данному решению возникшей перед вами дилеммы и хотите успокоить свою совесть, это вполне возможно, изучив доводы сторонников «угла».

  1. Высокая воспитательная эффективность. Для большинства детей дошкольного возраста (особенно для гиперактивных и чрезмерно общительных) любое ограничение их свободы, перемещения, движения и общения — очень страшное наказание, и они его будут стараться всячески избегать. Значит — будут стараться не совершать действий, за которые вы будете наказывать их таким образом.
  2. Отсутствие физического воздействия. Всё-таки ставить ребёнка в угол — более приемлемый способ наказания шалуна, чем ремень и рукоприкладство.
  3. Проверено годами. Данный метод дисциплинирования стар, как мир, значит — проверен годами. Прежняя система воспитания давала неплохие результаты.

Все вышеприведённые доводы очень убедительны, но не забывайте и о том, что все дети очень индивидуальны, и один ребёнок другому — рознь. Для некоторых два часа стояния в углу — лишь пустая трата времени, после чего он пойдёт и снова сделает то, за что его наказали родители. Так что никогда не забывайте обязательно объяснять малышу, почему вы так поступили с ним (поставили в угол), подробно и доверительно, спокойным тоном обсудить с ним это и ни в коем случае не перегибать палку. Помните, дорогие родители, что стояние в углу должно исчисляться минутами, а не часами. Учитывайте все эти нюансы и не делайте опрометчивого шага. Ну и, конечно, прислушайтесь к доводам противоположной стороны. Возможно, после этого вы пересмотрите своё отношение к такому методу наказания.

Нельзя ставить ребёнка в угол: «против»

Всё-так большая часть психологов и психотерапевтов выступают против столь сурового метода наказания. У них в арсенале есть немало доводов по этому поводу, с которыми обязательно стоит ознакомиться всем родителям. Учитывайте их перед тем, как ставить своего непослушного малыша в страшный угол.

  1. Негуманно. Психологи утверждают, что ставить ребёнка в угол лицом даже на небольшое время, лишая его общения и движения, — достаточно жестокая мера наказания, которая в будущем может стать источником у него комплексов.
  2. Неэффективно. Некоторые психологи утверждают, что большая часть детей такого наказания не понимает. Ребёнок не в состоянии сосредоточиться в этой обстановке на своих мыслях, думать, раскаиваться о своих проступках. Поэтому наказание теряет весь свой смысл: вы так ничего и не добьётесь. Часто у ребёнка формируется страх перед углом, и он интуитивно будет избегать ошибок, за которые его так наказывают. Педагоги считают, что эта воспитательная мера очень неэффективна, так как исключает осознание своих ошибок и процесс личностного самосовершенствования.
  3. Негативные последствия. Согласно мнению психологов, дети, которых часто наказывали таким образом, отличаются низкой самооценкой, нестабильным психическим и эмоциональным здоровьем, склонны в будущем к девиантному, неадекватному, вызывающему поведению.

Согласитесь: доводы ещё более серьёзные внушительные, чем у сторонников старинного метода наказания. Учтите, что здесь приведены крайние точки зрения. Это вовсе не значит, что все дети, которых наказывают углом, вырастут психологически надломленными и ущербными. Данный вопрос, можно ли ставить ребёнка в угол, родители в каждом отдельном случае решают сами. Это зависит от семейных ценностей, личности ребёнка, методов воспитания, принятых в семье. Для кого-то это наказание будет благом, а кого-то оно, действительно, загонит в угол в прямом смысле этого слова.

Ставить ребенка в угол: можно ли так наказывать?

Большинство детских психологов и педагогов убеждены, что ставить ребенка в угол можно. Это один из наиболее гуманных и эффективных методов наказания.

Он основан на том, что ребенок временно лишается свободы и всех доступных ему видов развлечений: не может бегать, прыгать, играть, даже рассматривать комнату. Вынужденное безделье дает ему время и возможность подумать о своем поведении, а скука обеспечивает эмоции, которые не хочется пережить снова. Вспомните, совсем маленькие дети даже плачут от скуки! Вместе с тем, малыш находится на виду, и родители могут быть уверены, что с ним не случится ничего плохого (в отличие от ситуации, когда ребенок заперт в комнате, например).

Ставить в угол намного гуманнее, чем шлепать по попе. Этот метод не имеет негативных последствий рукоприкладства: он не вызывает агрессии, не формирует комплексы, неврозы и неуверенность в себе. Напротив — чересчур активным малышам он помогает успокоиться, а всех остальных учит думать, фантазировать, занимать себя в отсутствие телевизора и игрушек.

И, наконец, этот метод проверен множеством поколений, благодаря чему, во-первых, доказан его воспитательный эффект, а во-вторых, создана система негласных правил, без которых он не работает или работает не так.

Прежде всего нужно понять, что время, проведенное ребенком в углу должно исчисляться минутами, а не часами. Иначе неврозы и нарушения психоэмоционального состояния точно не заставят себя ждать. Далее родители должны четко понимать, за что ребенок наказан, и спокойно объяснить ему, какие причины привели его в угол и какие действия необходимы для «освобождения». Не используйте метод отложенного наказания (когда ребенок плохо вел себя на прогулке, вы спокойно догуляли положенные два часа, а в угол поставили его уже дома): дети не способны осознать причинно-следственные связи с такой протяженностью во времени, а потому воспринимают действия родителей как несправедливые. Будьте последовательны: пообещали — накажите, покаялся — выпустите. Устанавливайте гуманные и справедливые условия освобождения, не забывайте, что ваша цель в том, чтобы ребенок осознал свое плохое поведение, а не в том, чтобы он помыл полы во всей квартире, например.

Соблюдение этих правил сводит на нет все доводы противников «углового метода». Это, однако, не означает, что «постановка в угол» подходит абсолютно для всех. Она не для вас, если

– вы не можете найти приемлемый способ заставить ребенка стоять в углу, исключающий применение физической силы;
– ребенок отказывается выходить из угла, даже когда вы разрешаете ему это сделать;
– стояние в углу вызывает у малыша слишком острую эмоциональную реакцию: он закатывает истерики, бьется об стены, до основания обкусывает ногти и т.п.

Благодарим педагогов Центра развития и образования Элитора за помощь в подготовке материала

«А если бы вас муж поставил в угол за неприготовленный ужин?» Психолог о том, как наказывать детей

В каждой семье приняты свои методы наказания детей: одни родители шлепают ребенка по попе или ставят в угол, другие — читают нотации или демонстративно игнорируют его, третьи — лишают сладостей или мультиков. Какие из этих методов наказания можно смело использовать в воспитания детей, а какие не стоит, расскажет психолог Галина Швец.

Источник фото: Unsplash.com

Наказывайте ребенка так, как «наказали» бы себя

Когда родители спрашивают психолога, как лучше наказывать ребенка, Галина дает всем один совет:

— Если вы сомневаетесь, какой способ использовать — применяйте его на себе.

Понять суть такого совета можно с помощью простого примера:

— Представьте, что муж возвращается с работы, а вы не успели приготовить ужин. Он недоволен и решил вас наказать и поставить в угол, чтобы вы поняли, что ужин должен быть приготовлен вовремя. Вам понравится такое наказание? А если муж решит наказать вас, дав подзатыльник, чтобы «побыстрее дошло”? Как вы себя будете чувствовать? Какое отношение у вас будет к мужу? Те же чувства испытывает ребенок по отношению к вам. Вы для него — защитник в этом незнакомом и чужом мире. А тут, к сожалению, оказалось, что доверять вам тоже нельзя. Более того, вы, наоборот, оказывается, представляете для него угрозу.

Частые и жестокие наказания ведут к плачевным последствиям

Некоторым родителям кажется, что накричать на ребенка, поставить в угол, ударить, игнорировать — это простые и работающие методы воспитания. Да, в какой-то степени они работают, объясняет Галина Швец.

— Дети начинают вести себя правильно, потому что им страшно, больно и неприятно. Возникает вопрос: хотите ли вы, чтобы дети вас боялись? Или пусть они все же будут смело обращаться к вам в трудную минуту, даже если сами виноваты?

Психолог приводит в пример такой случай:

— Отец всегда очень жестко и строго наказывал своего сына. Когда ему исполнилось 20 лет, у него случилась неприятность, и он настолько боялся реакции на эту ситуацию своего отца, что не нашел для себя лучшего решения кроме как покончить жизнь самоубийством. Он боялся гнева и наказаний своего отца.

Ребенок, которого родители наказывают за любую провинность, которому угрожают, заставляют стоять часами в углу, обречен на несчастливое детство. Но это не единственная негативная сторона постоянных наказаний. Ребенок вырастает с низкой самооценкой, неуверенным в себе и своих силах.

За что нельзя наказывать детей?

Есть ситуации, когда ребенка ни в коем случае нельзя наказывать. Поскольку некоторые «провинности» он может совершать в силу своего возраста, физиологических особенностей и малого опыта:

1. За естественную познавательную активность, когда малыш еще ничего не понимает и просто изучает предметы вокруг себя. Например, рвет книги, рисует по обоям, ломает игрушки, тянет все в рот. Ребенок не хочет навредить и сделать плохо, он просто изучает мир.

2. За возрастные и физиологические особенности. Например, когда ребенок не успел пописать в горшок или получилось мимо него, когда не может спокойно стоять в очереди, когда невнимателен, неусидчив, не хочет есть или спать в силу своего возраста или физиологии.

3. За отсутствие навыка в той или иной жизненной ситуации: не попросился на горшок, плюется, кричит (в возрасте, когда ребенок только начал учиться правильным манерам).

4. За проявление естественного чувства. Например, если он боится засыпать один в темноте, боится насекомых, чужих людей, ревнует к брату/сестре.

5. За неосторожность, когда ребенок случайно пролил воду, неаккуратно поел, разбил чашку, испачкался прогулке, сломал игрушку, упал.

Как нельзя наказывать ребенка?

Психолог выделяет несколько методов наказания, от которых стоит отказаться современным родителям, если они хотят выстроить счастливые и доверительные отношения со своим ребенком. Итак, ни в коем случае нельзя:

— бить детей, давать им подзатыльники, шлепать;

— кричать на детей, читать длинные нотации, оскорблять;

Источник фото: .com

— манипулировать, шантажировать, угрожать;

— игнорировать, принуждать стоять в углу или находиться одному в закрытой комнате;

— заставлять делать что-то унизительное (стоять на коленях, есть из тарелки собаки);

— заставлять выполнять какую-то работу, которая не связана с его провинностью (например, ребенок сломал вещь, а вы заставляете его перемыть всю посуду; совсем другое дело — когда его проступок связан с работой: ребенок сломал дерево, тогда он идет и сажает несколько новых деревьев, или испачкал одежду, тогда сам стирает).

Стоит ли использовать тайм-аут как наказание?

Отдельно стоит поговорить про так называемый тайм-аут, который Американская педиатрическая ассоциация предложила использовать родителям в качестве альтернативы физическим наказаниям. Это такой способ наказания, когда ребенка сажают на отдельный стульчик, отворачивают в другую сторону от себя, отправляют в другую комнату или ставят в угол. Конечно, это нанесет меньше ущерба и боли ребенку, чем побои, шлепки и крики родителей, но все же такой метод — не лучший выбор, считает психолог. Почему?

— Любое живое существо больше всего в жизни боится сепарации — прекращения отношений со значимыми для себя людьми, в этом случае — с родителями. Был даже проведен эксперимент по этому поводу. Было обнаружено, что во время тайм-аута у ребенка повышается уровень кортизола. Это свидетельствует о сильной тревоге и ощущении небезопасности и тревожности, что провоцирует дискомфорт и чувство подавленности у детей. В будущем это может негативно сказаться на их нервной системе.

Психолог подчеркивает, что словами типа «Не хочу с тобой разговаривать, сиди тут один», «Иди в свою комнату и подумай над своим поведением», «Не хочу тебя видеть, уйди отсюда!» мы портим отношения с детьми. А потом удивляемся, почему ребенок нас не слышит, не слушается и не воспринимает нас. Ребенку важно знать и чувствовать, что мы на его стороне, что мы его любим, независимо от того, что он натворил.

Как же тогда наказывать ребенка?

Время от времени всем родителям приходится прибегать к наказаниям за плохое поведение или непослушание. Вот способы, которые не нанесут травму ребенку и научат его обращать внимание на свои ошибки:

— лишить удовольствий (просмотр мультфильмов, сладостей);

— показать естественные негативные последствий (показать, к чему приведет плохой поступок: сломал игрушку — остается без игрушки; не выучил уроки — получил двойку, начал плохо себя вести во время игры — завершаем игру);

— применяем трудотерапию, не наказываем трудом, а связываем труд с проступком (сломал дерево — посадил новое);

— выбираем тихое место — это не про то, что нужно поставить ребенка в угол или на стульчик позора, можно просто попросить его посидеть и успокоиться в любом уютном месте;

— лишаем привилегий (например, ребенок сам выбирал маршрут прогулок, а сейчас мама задает направление).

Конечно, недопустимые способы наказаний работают быстрее. Но родителям стоит понимать, что такими способами, сами того не желая, они могут нанести травму ребенку и испортить с ним отношения. Прежде чем наказывать ребенка, психолог советует подумать: «А не навредит ли это ребенку? Что я бы чувствовала на его месте в момент наказания?». Тогда вы сможете понять, какое наказание можно использовать.

6 причин, почему ребенка нельзя ставить в угол

По мнению специалистов, этот старый метод наказания заставляет малыша чувствовать себя униженным и может травмировать детскую психику.

Текст: Юлия Евтеева · 9 января 2019

Наказание не всегда должно быть строгим и жестоким. Некоторые психологи утверждают, что до 4 лет детей вообще нельзя наказывать. Конечно, бывает, что дети становятся неуправляемыми. Кажется, что в них вселяется чертенок, поэтому малыш совершенно перестает слушаться родителей. Тогда отец обычно берется за ремень (хотя бы напугать), а мама грозит углом. Это неправильно. Ребенку не стоит физически чувствовать себя плохо, чтобы осознать свою вину. В любых ссорах должен быть диалог, а не монолог того, кто сильнее.

Разбираемся в основных причинах, чем опасно наказание углом вместе с психологом Борисом Седневым.

Это бесполезно

На самом деле, постояв в углу, малыш не станет послушнее или умнее.

Комментирует клинический психолог, руководитель Психологического центра Седневых Борис Седнев:

Нельзя ставить ребенка в угол, руководствуясь только эмоциями. Нельзя наказывать малыша за те поступки, которые просто не понравились родителям. Без объяснения причин, без четких и понятных инструкций, почему так нельзя поступать.

Реакция ребенка на угол, как и на любое наказание, непредсказуема. Некоторые дети, постояв в углу, будут уверены, что тем самым искупили свою вину. Другие замыкаются в себе, у третьих появляется агрессия. Психолог предупреждает, что исправится ли поведение ребенка после наказания, поймет он что-то или нет, зависит от способа, каким его поставили в угол. Это было сделано с криком, с агрессией, в шутку и т.д. Опять же, стоит учитывать возрастные и индивидуальные особенности. У детей раннего возраста внимание не так развито, как у старших. И малыши могут просто заиграться, переключиться на что-либо другое и забыть о данных вам обещаниях. За это нельзя наказывать, нужно быть терпеливыми и чуткими.

Показать беспомощность

По словам специалиста, подобным непоследовательным, зачастую импульсивным наказанием можно не только не выровнять поведение ребенка, но и причинить серьезный вред его психическому здоровью. В некоторых ситуациях проявления родителями своей импульсивности, прежде чем отправить ребенка в угол, может оказаться полезным задать себе вопрос: «Я хочу помочь своему ребенку или наказать его?» В ситуациях, когда родители постоянно не могут договориться со своим ребенком и угол видится им единственным выходом из всех возможных ситуаций непослушания, возможно, им самим стоит «постоять в своем углу» и подумать над тем, что они упустили и каким другим способом можно договориться с ребенком. И если все идеи и способы иссякли, обратиться за помощью к специальной литературе, программам для помощи родителям в подобных ситуациях или специалисту.

Как правило, в семьях, в которых выстроено взаимопонимание между родителями и детьми, пройти все «капризные» возрастные этапы не представляет труда. И в таком «древнем» способе воспитания, как угол, просто не будет необходимости.

Падает самооценка

Самое главное, что этот метод наказания приводит к серьезным последствиям в будущем. Психологи замечают, что малыши, которые в детстве обтирали углы, во взрослой жизни становятся неуверенными в себе, обладают низкой самооценкой. Некоторые родители считают, что, постояв в углу, ребенок может успокоиться. Но охладить пыл можно с помощью рисования или лепки. Полезны также пешие прогулки вдвоем с малышом. Вы должны разговаривать с ребенком, а не переписываться с подружкой в социальных сетях.

«Родители меня не любят»

А вы не задумывались, что, когда вы ставите ребенка в угол, он рассуждает так: «Мама меня не любит. Разве можно так поступить с тем, кто тебе дорог?» Применяя силу, вы отдаляетесь от своего малыша. В будущем вряд ли у вас сохранятся нормальные отношения. Душевные травмы, которые получены в детстве, во взрослой жизни превращаются в серьезные комплексы.

Угол ничему не учит

Своеобразная изоляция не только не является гуманной, но и совсем неэффективна. Во время наказания малыш не будет думать о том, как нехорошо показывать язык прохожим или грызть ногти. Скорее всего, он будет придумывать очередную шалость и то, как он вам отомстит.

Воспитание страданием недопустимо

Дети должны смеяться, бегать, прыгать, быть непослушными. Конечно, все должно быть в определенных рамках. Если ребенок не способен пошалить, это плохо. Естественно, родители не должны позволять малышу делать все, что он хочет. В воспитании нет места применению силы. Дети должны усвоить, что прав тот, кто умнее. Если вы причиняете ребенку боль, то он будет стараться избегать страдания. Появится страх. Малыш начнет врать, только чтобы избежать наказания.

Если же вы все-таки являетесь сторонником «стояния в углу», то психолог Борис Седнев составил для вас правила, к которым стоит прислушаться – ведь важно не то, ставите вы ребенка в угол или нет, а то, как вы это делаете! Само по себе нахождение в «углу» имеет для ребенка гораздо меньшее значение, чем-то, каким образом, кто и за что его туда поставил.

Ребенок должен знать о существовании подобного наказания и в каких случаях оно возможно (желательно, чтобы это были крайне исключительные случаи).

Время наказания должно быть определено заранее. Само по себе «время» не должно быть наказанием. Время необходимо подбирать так, чтобы ребенок мог успокоиться, понять, что он сделал не так, и как следует исправить свое поведение. Как правило, для этого хватает пяти минут. В некоторых случаях (например, при повторном нарушении поведения в той же ситуации или при нежелании отстоять положенные по договору пять минут) время можно увеличить на несколько минут или даже удвоить. Но в любом случае крайне важно, чтобы ребенок обо всех правилах знал заранее.

Перед тем как исполнить подобное наказание, обязательно следует поговорить с ребенком и обсудить ситуацию. Объяснить ему, почему в данном случае стоит вести себя по-другому, кому своими действиями ребенок может причинить неприятности и чем подобное поведение плохо. Если ребенок причиняет кому-то вред, то можно предложить ему мысленно проиграть ситуацию, поменяться ролями, дать ребенку понять, что другому человеку это может быть неприятно.

Когда вы обсуждаете с ребенком его поведение и даете рекомендации, не стоит это делать в назидательном тоне. Выслушайте ребенка, учтите его желания и мотивы и уже вместе с ним найти оптимальный способ поведения.

После того как вы выслушали ребенка и высказали свою точку зрения, подкрепите ее примерами. У вас гораздо больше опыта и наверняка есть моменты, о которых ребенок даже не догадывался. Приводя примеры, не будьте занудой, подумайте, как можно заинтересовать ребенка новым способом поведения, чтобы ему самому захотелось в подобных ситуациях поступать по- другому.

Ставя ребенка в угол, следует обязательно четко обозначить суть подобного наказания. Сделать это можно словами: «А теперь постой и подумай над своим поведением». Здесь можно напомнить, чтобы он подумал о том, какой вред он мог причинить своими действиями, кому сделать неприятно. И самое главное – подумать о том, как вести себя по-другому. «Ты уже большой, и я надеюсь, что за эти пять минут ты сделаешь правильные выводы и примешь правильные решения, как вести себя по-другому».

После того как ребенок отстоял наказание, спросите у него, какие выводы он сделал и как теперь будет вести себя в подобных ситуациях. За правильные выводы стоит похвалить ребенка. В некоторых случаях внести необходимые коррективы и убедиться, что малыш понял и согласен. И честно и искренне желает изменить свое поведение.

Есть 4 причины, почему ни в коем случае нельзя ставить ребенка в угол

Оказывается, традиция ставить ребенка в угол тянется еще со времен Древней Руси. Наши предки были уверены, что в самом темном углу избы живет истинный хозяин дома – домовой. Вот к нему-то и отправляли малыша, говоря современным языком, на «воспитательную беседу».

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

Конечно же, сегодня родители даже не вспоминают про домовых, но все равно частенько прибегают к испытанному временем наказанию. И, как выясняется, очень даже зря. По мнению психологов, есть 4 веские причины, по которым нельзя ставить ребенка в угол.

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

Не факт, что, постояв в углу, ребенок станет послушнее

Очень часто ребенок шалит или ведет себя чересчур шумно только потому, что он ребенок. И малыш не понимает, почему мама или папа сердятся и наказывают его. Ведь он просто бегал по комнате и жужжал, как самолетик или прыгал по стульям как обезьянка, потому что только на днях был в зоопарке.

Поэтому, если вся вина малыша только в том, что его поведение не понравилось родителям, то сколько бы ни стоял карапуз в углу – проблему это не решит.

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

Поставив ребенка в угол, родители признаются в своей беспомощности

Действительно, зачем тратить свое драгоценное время на беседу с малышом и в очередной раз объяснять ему, почему нельзя проказничать. Гораздо проще сказать сердитым голосом: «А ну марш в угол!» и снова спокойно заняться своими делами.

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

Но, не понимая причину наказания, ребенок никогда не сделает правильные выводы и будет шалить снова и снова. И рано или поздно стояние в углу покажется родителям неэффективным, и они перейдут к следующему этапу – шлепкам по попе и другим телесным наказаниям.

Стояние в углу унижает достоинство ребенка

Многие родители уверены, что стоя в углу малыш размышляет «о своем нехорошем поведении». Как бы ни так! На самом деле, наказанный ребенок думает лишь о том, как несправедливо поступили мама или папа и сочиняет новые проказы.

p, blockquote 7,0,0,0,0 –>

Кроме того, по мнению психологов, одинокое стояние в углу, да еще носом в стену, унижает достоинство ребенка. И в будущем малыш, которого часто наказывали таким способом, вырастет неуверенным в себе, с низкой самооценкой или, наоборот, способным на неадекватные вызывающие поступки.

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

p, blockquote 9,0,0,1,0 –>

Ребенок будет думать, что родители его не любят

Странно, но, когда взрослые члены семьи совершают не самые хорошие поступки, никому не приходит в голову сказать: «А знаешь, постой-ка ты в углу, подумай о своем поведении». А вот по отношению к ребенку, который еще слишком мал, чтобы понимать, что хорошо, а что плохо, такое наказание применяется сплошь и рядом.

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

Поэтому наказанный ребенок обязательно подумает: «Мама меня не любит» или, еще хуже «Я маме не нужен». А, как известно, даже небольшие душевные травмы, полученные в детстве, вырастают в большие комплексы у взрослых.

Родители, у которых уже есть дети с нормальным развитием, быстро могут обратить внимание, если с одним из детей что-то не так. Но часто родители обращают внимание на патологию, уже когда на детской площадке начинают сравнивать своего ребенка с другими детьми и замечают какие-то странные особенности.

На первом году жизни можно заприметить признаки, которые, если и не указывают напрямую на аутизм, но указывают на то, что этот ребенок в группе риска. О том, как заподозрить аутизм, – советы детского психиатра, врача высшей категории медицинского центра «София» Ольги Гуленко.

Первый год жизни

Симптомы аутизма видны уже на первом году жизни. Если вы обнаружите у ребенка какие-либо из симптомов, это не значит, что у него непременно аутизм. Но эти дети попадают в группу риска и должны находиться под наблюдением:

ребенок плохо реагирует на приближение мамы. Еще в месяц, когда мама к ребенку приближается, дети реагируют движением ручек и ножек. С возрастом движения усложняются, становятся более активными, ребенок улыбается, если подходит мама. Вас должно насторожить, если ребенок вообще не реагирует на приближение человека, смотрит как бы вдаль, а не на лицо, на рисунок на одежде или рисунок на стене;

нарушение режима сна. Дети часто путают день с ночью;

ни с чем не связанное беспокойство. Как правило, в 3-6 месяцев ребенок, как правило, спокоен, если он сыт, сух и здоров. У детей из группы риска наблюдается беспокойство, которое тяжело увязать с каким-то внешним раздражителем. К симптомам также относится чрезмерное спокойствие;

парадоксальная реакция на звуки. Такие дети не реагируют на погремушки. Некоторые звуки могут, напротив, их пугать;

в 6 месяцев дети могут проявлять патологическую связь с матерью. И в норме ребенок привязан к матери, так как она ухаживает за ним. Но когда это носит патологический характер, и ребенка нельзя оторвать от мамы, это тоже в какой-то степени настораживающий симптом;

не проявляется интерес к игрушкам.

После года

В год немного легче рассмотреть симптомы аутизма у ребенка. У здорового ребенка появляется много новых навыков, и уже отсутствие тех навыков, что есть у других детей, настораживает родителей.

Прежде всего, настораживает задержка речевого и двигательного развития. Эти дети плохо имитируют жесты (ладушки, например). Они также не произносят слова.

В этот период усиливается симбиотическая связь с матерью, ребенок не отпускает ее ни на минуту. Очень много случаев, когда невозможно оставить такого ребенка ни с няней, ни с родственниками. Матери таких детей лишены возможности даже сходить в магазин.

После года у таких детей появляется интерес к необычным предметам и игрушкам. Если здоровые дети играют обычными детскими игрушками, то у детей с подозрением на аутизм могут быть совершенно необычные интересы – к кухонным принадлежностям, инструментам, ключам. Дети также могут рассматривать эти предметы под необычным углом, например, очень близко подносить к глазам.

Двигательные особенности. Дети могут передвигаться на цыпочках, перебирать пальцами, закрывать руками уши. Движения руками часто носят вычурный, неестественный характер.

Формируется склонность к стереотипной игре. Появляется привязанность к какой-то одной игрушке. Например, любовь к круглым предметам. Были в практике случаи, когда ребенок из множества предметов, например, карандашей, выбирал всегда оранжевый, или проявлял интерес только к предметам округлой формы.

После полутора-двух лет задержка речевого развития и особенности поведения уже существенно отличают ребенка с аутизмом от сверстников. При этом в речи имеют место повторы фраз – эхолалии.

Проблемы с пищевым поведением. Эти дети очень тяжело принимают новую пищу. Формируется определенная избирательность в еде. Например, ребенок отвергает молочные продукты или овощи, фрукты. Есть дети, которые употребляют только соки, не употребляют в пищу супы, некоторые приемлют мясо только в виде котлет или исключительно сосисок.

Эти дети, как правило, тяжело переносят изменения обстановки. Любая новая обстановка вызывает у ребенка страх, тревогу, психомоторное возбуждение. Таким детям также тяжело переключиться на другой вид занятия.

Дети с аутизмом избегают зрительного контакта, и сами в глаза стараются не смотреть. Также эти дети любят себя рассматривать в зеркале или подолгу рассматривать солнечных зайчиков.

Один из главных симптомов аутизма – это то, что ребенок подолгу может находиться один. Ему комфортно, если его не беспокоят и некомфортно, если, наоборот, пытаются переключать на что-то («давай порисуем, потанцуем, пойдем на улицу»).

Проблема собраться на улицу, вернуться с улицы. На улице очень часто требуют придерживаться одного маршрута.

Нет интереса ни к детям, ни к взрослым. Как правило, родители аутичных детей замечают, что, придя на площадку, ребенок сторонится других детей, им тяжело включиться в игровую деятельность, тяжело привлечь их внимание к интересной развивающей, совместной деятельности – кубики, пирамидки и т.д.

Характерен такой симптом, как аутостимуляция. Это постукивания по уху, пощипывания, царапания себя. Самое распространенное мнение, что дети таким образом себя успокаивают.

В 3 года

В этом возрасте можно говорить не о группе риска, а о конкретном заболевании. И диагностика в 3 года уже не так затруднена, потому что симптоматика уже хорошо заметна.

У ребенка абсолютно нет стремления к контакту, он находится в своем мире, очень ограничен круг его интересов, он не включается в игровую деятельность, боится новых мест, в еде крайне избирателен, часто производит впечатление глухого ребенка.

Крайне выражены проявления стереотипии. Стереотипии бывают следующие: постукивания, потряхивания, прыжки на месте, кружение на одном месте или бег по кругу, хождение на цыпочках. К этому также относится стереотипная игра: например, ребенок-аутист может очень долго катать машинку в одну и в другую сторону или крутить колесо от машинки.

Такие дети очень часто любят предметы, которыми они играют, выстраивать в ряды.

Важно понимать, что аутизм не определяется только по одному какому-то симптому. Чтобы достоверно поставить этот диагноз, нужно собрать подробный анамнез развития ребенка от родителей, проанализировать целый комплекс симптомов, иметь возможность понаблюдать за поведением ребенка, когда он немного привыкнет к месту проведения обследования.

Татьяна Корякина