Рождества в Путинках

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
1/10
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в ПутинкахЦерковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках ru.wikipedia.org

При повороте со Страстного бульвара на Малую Дмитровку открывается панорама потрясающего по своей красоте шатрового храма — это церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках. Так назывался в 17 веке этот район на окраине Москвы за Тверскими воротами из-за нахождения тут Путевого двора, где останавливались заграничные послы. А еще потому, что здесь начинался «путь» в северные земли. Перестройка старого деревянного собора в каменный закончилась в 1652 г., а уже через год на Руси запретили строить шатровые храмы. Рождественская церковь в Путинках — последняя в столице с таким архитектурным укладом.

Храм уцелел при пожаре, уничтожившем центр Москвы во время нашествия Наполеона.

Что посмотреть

Русское узорочье — так называют специалисты стиль этого храма. Тысячи мелких деталей — ряды кокошников, фризы, аркатуры, закомары — все это завораживает и заставляет восхищаться искусством зодчих. Основа здания — низкий, одноэтажный четверик и два придела, уже из них как грибы вырастают шатры, всего их 6. Белоснежный цвет стен удачно оттеняют небольшие лазоревые главки с яркими золотыми крестами.

Внутреннее убранство церкви — это иконы современного письма, выполненные после передачи храма верующим и начала регулярных богослужений в 1991 г. Среди святынь находится редкая для России икона великомученика Феодора Тирона. Многие образы были подарены прихожанами на молитвенную память.

Практическая информация

Адрес: ул. Малая Дмитровка, 2, стр.2.

Как добраться: рядом с метро «Пушкинская» или «Чеховская».

Время работы — с 08:00 до 20:00.

Имя зодчего, создавшего церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, остаётся загадкой. Однако известно, что нынешний храм возник на месте более раннего — погибшего в пожаре. В то, что святыня восстала из пепла, внёс свою лепту царь Алексей Михайлович. Первый храм на месте нынешней Рождество-Богородицкой церкви появился ещё в ХIV веке. Стоял он в окраинной слободе Путинки, располагавшейся за Тверскими воротами Белого города. В те времена там начинались два тракта, ведущие в Тверь и Дмитров, чуть поодаль простирались «Великие луга». Есть гипотеза, что само наименование «Путинки» восходит к слову «путь», и обозначало оно место, где сходились две дороги. Но существует и иная, более распространённая, версия этого топонима. Согласно преданию, в ХVI веке примерно в районе современного Страстного бульвара возвышался один из загородных дворцов великого князя Московского Василия III. Позже статус здания поменялся — в нём теперь останавливались иностранные послы. Ехать во дворец нужно было по кривым улочкам и переулочкам — «паутинкам», или «путинкам». В этом же районе в ХVI веке находились дома, где проживали выходцы из Подмосковного Дмитрова — в большинстве своём ремесленный и торговый люд, обязанный нести тягловые повинности. Так появилась на карте Москвы Дмитровская слобода. Первоначально она лежала в пределах Белого города, отсюда и происходит название улицы Большой Дмитровки. Впоследствии слобода разрослась за стены Белого города — возникли улица Малая Дмитровка и Малая Дмитровская слобода. Сколько храмов стояло когда-то на месте церкви Пресвятой Богородицы — непонятно. На плане Москвы 1595-1599 годов указана некая церковь в Дмитровской слободе. То же и на плане 1610 года. Возможно, впоследствии она сгорела, и вместо неё возвели новую. Так или иначе, но в 1625 году здесь построили деревянный трёхшатровый храм, освящённый в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Называли его по-разному: церковь на Старом посольском дворе, храмом за Тверскими воротами, церковью на земле Новой слободы… Увы, её век также оказался недолгим — она погибла в пожаре 1648 года. Москвичей крайне раздосадовала потеря храма. Однако вскоре появилась возможность быстро возродить его.

В 1649 году в Москве гостил Патриарх Иерусалимский Паисий. Горожане обратились к нему с просьбой посодействовать построению новой, теперь уже каменной, церкви. Чтобы в будущем обезопасить её от огня, они хотели освятить церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», считавшейся защитницей от огненных бедствий. Высокий гость из Иерусалима идею поддержал. Его изумило то обстоятельство, что во всей России ещё не было ни одного храма в честь этой иконы. И он написал послание царю Алексею Михайловичу. «А мне, богомольцу твоему, — сообщал Патриарх, — о том ведомо учинилось, что, Государь, твое церкви святые Неопалимые Купины в Руси нет, и велми по достоянию быть достоит». Самодержец благосклонно отнёсся к ходатайству высокого гостя и приказал выдать из казны на строительство 300 рублей, а вместе с деньгами ещё и «каменных запасов», то есть стройматериалов. Сумма была по тем временам огромная, к тому же и прихожанам удалось собрать некоторое количество денег. В 1649 году начались работы, но спустя год оказалось, что средств недостаточно. Пришлось в начале 1650 года писать вторую челобитную Алексею Михайловичу. Историк И. Е. Забелин так описывает происшедшее после этого: «Челобитная была доложена государю 27 марта 1650 года с пометою думного дьяка Семёна Заборовского: «Государь велел дать денег четверты сто, против прежней челобитной…» Потом 5 апреля ещё помечено: «Дать деньги с порукой против прежнего…». Спустя два года из казны выделили ещё 100 рублей. В результате на месте сгоревшей церкви выросло здание, возведённое из специально формованного кирпича. Материал был очень дорогим, однако опасность пожаров перевесила все доводы в пользу большей экономии. В итоге решили возводить как бы «два храма в одном». На Руси издревле существовала традиция пристраивать к церкви придел, освящаемый в честь какого-то святого или значимого события. Так получилось и в данном случае. В память о сгоревшем храме его решили посвятить Рождеству Пресвятой Богородицы. А иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» посвятили отдельный придел.

Историк искусства И. Э. Грабарь подчёркивал, что в результате церковь получила весьма сложную с архитектурной точки зрения композицию. «Очевидно, строился не только храм Неопалимой Купины, но и вся совокупность храмов с их колокольней, экономически вдвинутой в общую группу. Задача соединения храмов и колокольни в одну группу исполнена превосходно, хотя и не без дефектов в местах соединения», — писал он. Основную часть храма спроектировали максимально похожей на сгоревшую церковь Рождества Пресвятой Богородицы — памятью о последней стали три шатровых верха, под которыми располагался вытянутый с севера на юг четверик. К четверику с запада примыкала небольшая трапезная. Между храмом и приделом иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» на северной стороне возвели оригинальную двухъярусную шатровую колокольню. Сам придел украсили горкой кокошников, а завершению придали вид небольшого шатра на барабане. Его особое значение старались подчеркнуть пышностью убранства. Здесь имелись и сложные карнизы с фигурными валиками, и килевидные наличники, и стрельчатые кокошники, и нечто вроде ожерелья у основания шатра. «Зодчий стремился так разместить храма разнохарактерные объёмы, — отмечал искусствовед М. А. Ильин, — чтобы здание смотрелось преимущественно с одной точки зрения — со стороны Пушкинской площади. Такое построение «главного фасада» не должно удивлять. В ХVII веке, когда возводился храм, здесь стояли каменные стены Белого города. От проездной бышни крепостных укреплений начиналась улица — путь на Дмитров. В её начале и строился храм… с таким расчётом, чтобы показать всю свою затейливость архитектуры именно со стороны выезда из города». Строительные работы завершились в 1652 году. Тогда же храм и освятили.

Храму суждено было войти в историю как одному из последних шатровых храмов в истории Руси (наряду с храмом Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве на западе Москвы, церковью Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках на юго-востоке столицы и некоторыми другими). После изгнания Патриарха Никона, его запрет на строительство шатровых церквей отменят, но бал тогда уже будет править новый стиль — так называемое «московское барокко». В последнее десятилетие ХVII века Рождество-Богородицкая церковь обрела большой звонкий колокол. Его отлил известный мастер Иван Моторин. Творениями его рук были также Большой Успенский колокол московского кремля, главный колокол Киево-Печёрской Лавры, колокол первого Исаакиевского собора в Петербурге. Моторин создал свыше 100 пушек, использовавшихся в сражениях Северной войны 1700-1721 годов. На рубеже ХVII-ХVIII веков вид Богородицкого храма претерпел изменения. К нему пристроили новую широкую трапезную и возвели сторожку с ходом на колокольню. Над трапезной расположилась звонница. Весьма необычно смотрелся появившийся южный придел во имя великомученика Феодора Тирона, как бы «загородивший» южный вход. Внутри храма появилась колонна. Все эти «обновы» были выполнены уже в барочном стиле. Сам храм оставался довольно скромным. Состав церковного причта не менялся: настоятель, диакон и один-два пономаря.

Удивительным образом Рождество-Богородицкий храм пережил пожар Москвы 1812 года. Находившиеся рядом с ним усадьбы сгорели дотла. В соседний Страстной монастырь ворвались французы, расселились в монашеских кельях, разграбили монастырское имущество, устроили в обители магазин. Сам Наполеон ехал к Кремлю по Тверской и не мог не заметить Богородицкого храма. Но церковь уцелела — в ней только на две недели прекратилась служба. Ко второй половине ХIХ века церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках сильно обветшала (сказался и пожар Москвы 1812 года), настала пора приступить к её ремонту и обновлению. В 1856 году на звоннице храма зазвенели четыре новых колокола. Спустя восемь ле возвели новое шатрове крыльцо с западной стороны и была проведена реставрация церкви под руководством известного архитектора Н. В. Султанова. Тогда же началось научное изучение памятника. Далеко не каждая церковь могла похвастаться таким вниманием к себе, какое вызывал Богородицкий храм. Художники и фотографы с удовольствием запечатлевали его. Из посвящённых церкви работ видно, что её внешний облик в это время не раз менялся. Главы красили то в зелёный, то в золотистый цвет, шатры разрисовывали в шашечку… В начале ХХ века вокруг храма стали строиться многоэтажные здания, доходные дома и церковь потерялась среди окружающей среды. После Октябрьской революции храму пришлось столкнуться с куда более серьёзным вызовом, нежели строительством доходных домов. Стоящая в самом центре города церковь не могла не мозолить глаза адептам новой атеистической власти.

В 1929 году власти закрыли храмы на территории расположенного неподалёку Высоко-Петровского монастыря. На протяжении нескольких лет в Богородицкой церкви служила его братия, здесь же нашла приют часть братии ликвидированной Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. В 1935 году был расстрелян последний батюшка, настоятель Богородицкого храма владыка Варфоломей (Ремов). В конце 1930-х годов Рождество-Богородицкую церковь закрыли. существует легенда, согласно которой 22 июня 1941 года её должны были взорвать. В тот день было явно не до подрыва храма, а в годы тяжких испытаний для страны отношение властей к Церкви изменилось к лучшему. После закрытия храма, в здании располагались разнообразные конторы. В конце концов, бывшую церковь превратили в репетиционный зал московской дирекции «Цирка на сцене». Состояние храма и до этого оставляло желать лучшего, после же репетиций с собаками и обезьянами он был доведён до критического состояния. К счастью, до сноса дело не дошло.

В 1959-1960 годах в церкви провели комплексную реставрацию под руководством архитектора Н. Н. Свешникова. Вместе со своими помошниками Свешников буквально по кирпичу перебрал всё здание от пола до куполов. Крыльцо, перестроенное в ХIХ веке, при этом по возможности освободили от позднейших наслоений, вернув ему первоначальный «шатровый» вид. Шедевр «русского узорочья» был спасён. Достаточно качественная реставрация, правда не обошлась без накладок. Реставраторы ограничились устройством одной-единственной двери, ведущей непосредственно в трапезную часть церкви, из-за чего в неё можно было попасть прямо с улицы. Стоит сказать — в те времена едва ли думали, что святыню снова будут использовать по прямому назначению. Однако произошло чудо, и в конце 1980-х годов Богородицкий храм возродился.

В 1990 году столичные власти приняли решение о передаче церкви верующим, и тогда же она получила статус Патриаршего подворья. Настоятелем был назначен игумен Серафим (Шлыков), трагически погибший при невыясненных обстоятельствах в ночь с 1 на 2 февраля 1991 года. Первую божественную литургию отслужили 24 августа 1991 года, и этот день можно считать вторым днём рождения храма. В течение нескольких лет после возобновления богослужений удалось провести восстановительные работы как в основном помещении, так и в обоих приделах. Стены пришлось расписывать заново, в приобретении икон помогали прихожане и просто неравнодушные люди. Среди последних были актёры театра «Ленком», бас-гитарист группы «Звуки Му» Александр Липницкий, лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков и другие. Некоторые образа передали прямо с таможни — это были украденные иконы, предназначавшиеся для продаж на иностранных аукционах. Часть средств на восстановление церкви выделила в 1990-е годы мэрия Москвы. Большой вклад в восстановление храма внёс Александр Абдулов, по инициативе которого во дворе театра им. Ленинского комсомола с конца 1980-х годов проходил фестиваль «Задворки», средства от которого направлялись на восстановление храма. Абдулов также стал режиссёром фильма-концерта «Задворки-3, или Храм должен оставаться Храмом», весь сбор от которого также был перечислен в фонд восстановления церкви Рождества Богородицы в Путинках. 5 января 2008 года в этом храме прошло отпевание Александра Абдулова. Сегодня храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках вновь живёт полноценной приходской жизнью.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №27, 2013 г.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках является уникальным памятником архитектуры XVII века, это один из последних шатровых храмов, построенных на Руси. Церковь Рождества Богородицы в Путинках словно одета в каменное кружево и, конечно, служит настоящим украшением Малой Дмитровки, старинной улицы в центре Москвы.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках расположена в историческом центре столицы. Она находится в том месте, рядом с которым когда-то стояли Тверские ворота Белого города (Тверские ворота являлись частью московской крепостной стены, разрушенной при Екатерине II).

Из истории

До сих пор нет единого мнения о происхождении названия «Путинки». Историки считают, что от Тверских ворот Белого города начинался путь в Тверь и Дмитров, и название «Путинки» происходит от слова «путь». Другие исследователи полагают, что это место назвали Путинкой, поскольку узкие переулки, как паутинка, расходились, от Тверских ворот.

Первая церковь Рождества Богородицы в Путинках была построена в 1625 году, это было деревянное строение, не простоявшее и четверть века. Храм сгорел в пожаре и на его месте в 1649 году начинается сооружение новой трех шатровой церкви Рождества Богородицы.

Средства на ее возведение собирали прихожане, но бо́льшую часть денег, 800 рублей, выделил из казны государь Алексей Михайлович. Работы велись три года, и в 1652 году строительство завершилось, а уже в следующем году патриарх Никон своим указом запретил сооружение шатровых храмов, считая их «неканоническими».

Первоначально церковь Рождества Богородицы в Путинках была трех шатровым храмом (прямоугольным в плане), включающим небольшую трапезную с западной стороны и шатровую колокольню. С севера был возведен придел в честь Рождества Богородицы, также с шатром.

Только в конце XVII века была сооружена трапезная с приделом в честь Святого мученика Феодора Тирона. Крыльцо с шатром с западной стороны было пристроено в XIX веке.

В 1935 году храм закрыли, его помещения заняли различные конторы, а затем здесь шли репетиции «Цирка на сцене». Долгие годы в церковном здании обучали цирковому искусству собак и обезьян.

В 1990 году храм возвратили Русской Православной церкви, настоятелем был назначен игумен Серафим (в миру Сергей Петрович Шлыков). Однако, в феврале 1991 года в своей московской квартире он был убит. Убийца до сих пор так и не найден. Первое богослужение в храме прошло спустя полгода в августе 1991 года.

Краткое описание

Церковь Рождества Богородицы на Малой Дмитровке выделяется прежде всего своими небольшими декоративными шатрами. Они венчают не только основной объем храма, но и его придел, и восьмигранную колокольню. Причем, мастера при оформлении шатров проявили большую фантазию — каждый шатер имеет свое декоративное убранство, а венчают их голубые главки, поставленные на небольшие барабаны. Основания барабанов и шатров опоясывают узорчатые кокошники.

Глядя на уникальное сооружение, Вы заметите, что его стены почти полностью покрыты замысловатой каменной резьбой.

Основной объем опоясан ложными закомарами с килевидными завершениями (в русской архитектуре закомара — это полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, повторяющее очертание свода). Под закомарами сооружен декоративный фриз — красочная композиция в виде горизонтальной полосы.

Особенно примечательно украшение шатра придела. Под его барабаном устроено три ряда кокошников. Звонница кажется ажурной, благодаря проемам в ярусе звона, так называемым «слухам».

Церковь Рождества Богородицы в Путинках — это один из красивейших старинных храмов, посвященных важному православному празднику, который отмечается 21 сентября (по новому стилю). Возрождение храма связано с именем актера Александра Абдулова.

С конца 80-х годов Александр Абдулов со своими друзьями проводил во дворе Московского государственного театра имени Ленинского комсомола благотворительный фестиваль «Задворки”, все средства от которого шли на реставрацию храма. И в итоге церковь Рождества Богородицы в Путинках (расположена рядом с Ленкомом) была полностью восстановлена. Здесь же в январе 2008 года состоялось отпевание одного из самых ярких, талантливых и красивых актеров российского кино.