Русские патриархи

Настоящее имя патриарха Кирилла

Патриарх Кирилл. Настоящее имя в миру Владимир Михайлович Гундяев. Родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде. Епископ Русской православной церкви, с 1 февраля 2009 года Патриарх Московский и всея Руси, предстоятель Русской православной церкви.

Наречен именем Кирилл и пострижен в монашество митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (настоящее имя — Борис Георгиевич Ротов) 3 апреля 1969 г. Взял имя в честь Святого Кирилла (настоящее имя в миру — Константин, прозвище Философ) — византийского миссионера. Вместе с братом Мефодием являлся создателем славянской азбуки. Братья Кирилл и Мефодий канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В славянском православии почитаются как святые равноапостольные «учители словенские». Принятая очерёдность — «Мефодий и Кирилл».

После публикаций в журнале «Христианский вестник» за октябрь 1992 г. о связях церковных иерархов с Пятым управлением КГБ стал известен оперативный псевдоним (агентурное прозвище) принадлежащий тогда еще молодому иерарху — «Михайлов». Псевдоним, по всей видимости, образован от имени отца патриарха — Михаил. Сам Кирилл встречаясь со студентами МГУ, оправдывался: «Факт встречи духовенства с представителями КГБ нравственно безразличен».

После Табачного скандала* в конце 90-х гг. у В.М Гундяева, в то время занимающего пост митрополита Смоленского и Калининградского, появился псевдоним-прозвище «Табачный митрополит». В разных публикациях того времени митрополита, ныне Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, называли также: «Кундяевым», «Московским Папой» и «Русским Цезарем Борджиа».

Краткая биография:

Родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье главного механика ленинградского завода имени М. И. Калинина, впоследствии православного священника.

После окончания 8 класса средней школы поступил в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где работал с 1962 года по 1965 год техником-картографом, совмещая работу с обучением в средней школе.

В 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, затем — в Ленинградскую духовную академию, ускоренно (год за два) окончил ее с отличием в 1970 г.

Стремительная карьера будущего патриарха Кирилла началась уже в академии: 3 апреля 1969 г. был пострижен в монашество, через 3 дня рукоположён во иеродиакона, а уже 1 июня того же года – во иеромонаха. После окончания оставлен в академии профессорским стипендиатом, преподавателем догматического богословия и помощником инспектора.

С 30 августа 1970 г. исполнял послушание личного секретаря митрополита Ленинградского Никодима. 12 сентября 1971 г. возведён в сан архимандрита.

С 1971 года — представитель Московского Патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве.

26 декабря 1974 г. в возрасте 28 лет становится ректором Ленинградских Духовных Академии и Семинарии, где создал специальный регентский класс для девушек и ввел уроки физкультуры.

С 7 июня 1975 г. председатель епархиального совета Ленинградской митрополии.

С декабря 1975 г. — член Центрального комитета и исполкома Всемирного совета церквей, с 1975 г. член комиссии «Вера и устройство» Всемирного совета церквей, с 3 марта 1976 г. член Синодальной комиссии по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

14 марта 1976 г. хиротонисан (посвящен) во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. С ноября 1976 г. по октябрь 1978 г. нёс послушание заместителя Патриаршего экзарха Западной Европы митрополита Никодима. 9 сентября 1977 г. возведён в сан архиепископа.

12 октября 1978 г. освобожден от должности Заместителя Патриаршего Экзарха Западной Европы и назначен управляющим патриаршими приходами в Финляндии.

В 1978 г. назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений.

С 1983 г. преподаватель в аспирантуре при Московской Духовной Академии. С 26 декабря 1984 г. — архиепископ Смоленский и Вяземский; освобождён от должности ректора Ленинградских Духовных Академии и Семинарии. В апреле 1989 г. был изменён титул на «Смоленский и Калининградский».

14 ноября 1989 г. был назначен Председателем Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода по должности.

С 1990 г. — председатель комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности, член Синодальной библейской комиссии. 25 февраля 1991 г. возведён в сан митрополита.

С 1993 г. — сопредседатель, с 1995 г. — заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора. С 1994 г. почётный президент Всемирной конференции Религия и мир. С 26 февраля 1994 г. — член Синодальной богословской комиссии.

С 1994 г. ведёт духовно-просветительскую программу «Слово пастыря» на Первом канале.

В 1995—2000 г. председатель Синодальной рабочей группы по выработке концепции Русской православной церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества.

6 декабря 2008 г., на следующий день после кончины Патриарха Алексия II, на заседании Священного Синода под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира тайным голосованием было совершено избрание митрополита Кирилла Патриаршим Местоблюстителем.

27 января 2009 г. Поместным Собором РПЦ был избран Патриархом Московским и всея Руси. 1 февраля во время литургии в Храме Христа Спасителя состоялась интронизация митрополита Кирилла.

* Табачный скандал — события, связанные с беспошлинным ввозом в Россию табачной продукции структурами Русской православной церкви под эгидой благотворительного фонда «Ника» и Штаба по гуманитарной помощи Русской православной церкви в 1996—1998 годах. В прессе («Московский комсомолец») активно проводилась кампания, связывающая скандал с именем митрополита Смоленского и Калининградского (ныне Патриарха Московского и всея Руси) Кирилла.

Просмотрено: 567

Иов, Патриарх Московский и всея Руси

Иов, Патриарх Московский и всея Руси
Дата смерти: 19 июня 1607 г. Дата хиротонии: 1581 г.

Страна: Россия Биография:

Будущий Патриарх Иов (мирское имя — Иван (Иоанн)) происходил из посадских людей города Старицы Тверской губернии. Родился во второй половине 20-х гг. ХVI столетия.

Обучался в школе при Старицком Успенском монастыре, где в 1550-х гг. был пострижен в монашество с именем Иов в честь Иова Многострадального. Впоследствии стал настоятелем старицкой обители: 6 мая 1569 г. царь Иоанн IV Васильевич дал жалованную грамоту Иову как архимандриту Успенского монастыря.

В 1571 г. архимандрит Иов был назначен настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Как настоятель одного из важнейших монастырей того времени принимал участие в делах Русской Церкви и государства, участвовал в церковных Соборах.

В 1575 г. стал архимандритом Новоспасского монастыря в Москве.

В 1581 г. состоялась хиротония архимандрита Иова во епископа Коломенского, богослужение возглавил митрополит Московский Дионисий.

С середины 1580-х гг. — близкий сподвижник Бориса Годунова; в 1586 г. переведен на Ростовскую архиепископскую кафедру, при содействии царя собором епископов 11 декабря 1586 г. возведен в митрополиты Московские.

В 1588 г. в Москву прибыл Константинопольский Патриарх Иеремия II, в ходе его визита царь вновь поднял вопрос об учреждении в России Патриаршества (русские власти начали обсуждение этой темы летом 1586 г., во время посещения Москвы Патриархом Антиохийским Иоакимом VI). 26 января 1589 г. при участии Патриарха Иеремии II состоялось возведение митрополита Иова на Патриарший престол.

Главной целью деятельности Патриарха Иова было укрепление в стране Православия и Русской Церкви, проявлял заботу об укреплении дисциплины духовенства. По инициативе святителя были проведены преобразования, в результате которых архиепископии были преобразованы в митрополии — Новгородскую, Казанскую, Ростовскую и Крутицкую; другие епархии стали архиепископиями — Вологодской, Суздальской, Смоленской, Рязанской, Тверской; были учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Личные средства и богатые царские подарки Патриарх Иов употреблял на милостыню и строительство храмов.

Попечением Патриарха Иова возобновилось печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, особенно в присоединенных землях — Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. Святитель предпринял также нeкоторые меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах.

При Патриархе Иове были прославлены новые русские святые: святой Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Heкоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования.

При святителе Иове развивалась миссионерская деятельность, направленная на укрепление православной веры в отдаленных районах государства (в Сибири, на Русском Севере), а также в Грузии. По благословению Патриарха православные миссионеры возрождали храмы и монастыри на окраинах России, несколько новых обителей было основано и в европейской части страны, в Москве был устроен Донской монастырь.

Со смертью царя Феодора Иоанновича 7 января 1598 г. пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. В эти тяжелые времена святитель Иов первым возглавил борьбу с польско-литовскими захватчиками, рассылая по городам грамоты с призывом к защите веры и Отечества. В январе 1605 г. Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия I и поддерживающих его изменников.

3 апреля 1605 г. после внезапной кончины царя Бориса Гoдyнова в Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов был низложен и сослан в Успенский Старицкий монастырь, где святитель начинал свой иноческий путь.

После свержения Лжедмитрия I и воцарения 1 июня 1606 г. Василия Иоанновича Шуйского святителю было предложено вернуться на Патриарший престол, однако он отказался, сославшись на слепоту и преклонный возраст. Патриархом был избран митрополит Казанский Ермоген. В феврале 1607 г. Патрирх Иов был приглашен царем Василием Иоанновичем, освященным Собором и всеми «чинами» русского общества в Москву. 20 февраля 1607 г. Патриарх Иов и Патрирх Ермоген совершили богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, народ просил у них прощения за нарушение крестного целования царю Феодору Борисовичу Годунову и за признание самозванца. В соборе была прочитана разрешительная грамота, составленная от имени двух Первосвятителей.

Патриарх Иов скончался 19 июня 1607 г. и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над его могилой была устроена часовня.

В 1652 г. при Патриархе Иосифе нетленные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа. По благословению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было внесено в Собор Тверских святых, первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 г. Для всероссийского почитания святитель был канонизирован на Apхиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7-14 октября 1989 г.

Память святителя Иова, Патриарха Московского и всея России, совершается Церковью 5/18 апреля и 19 июня / 2 июля.

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Федеральное государственное учреждение культуры
«Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Некоммерческая организация «Фонд «Русская культурная инициатива»

ВыставкаСОБОР РУССКИХ ПАТРИАРХОВк 90-летию восстановления патриаршества в Русской православной церкви

Мироваренная палата Патриаршего дворца
Музеев Московского Кремля
20.11.2007 г. — 27.02.2008 г.

Выставка «Собор русских патриархов» в Крестовой (Мироваренной) палате Патриаршего дворца Музеев Московского Кремля посвящена 90-летию со дня восстановления патриаршества в России. Она организована c благословения его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В 1917 году первый Поместный собор Русской Церкви, состоявшийся после двухсотлетнего перерыва, восстановил Патриаршество в России. 28 октября 1917 года патриархом Всероссийским был избран митрополит Московский Тихон, а 21 ноября 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась историческая интронизация святителя Тихона, патриарха Всероссийского.

Московский Кремль — русская национальная святыня, твердыня власти и духовный центр России. Со времен святителя Петра он многие столетия был резиденцией предстоятелей Русской церкви — митрополитов и патриархов. Многовековая история патриаршества неразрывно связана с кремлевскими соборами. Успенский собор Кремля являлся кафедральным и первопрестольным храмом России – местом служения святейших патриархов, местом их поставления и погребения. Именно здесь в 1589 году был избран первый русский патриарх Иов.

Символично, что выставка проходит в Крестовой (Мироваренной) палате Патриаршего дворца. Раньше этот зал предназначался для торжественных приемов, заседаний архиерейских соборов. И сегодня в Патриаршем дворце расположился Собор русских патриархов — драгоценные облачения, иконы, богослужебные предметы, документы, портреты предстоятелей Церкви.

Основу экспозиции составляют истинные шедевры кремлевского собрания, выполненные лучшими русскими и зарубежными мастерами. Эти экспонаты позволяют представить служение русских патриархов досинодального периода. История восстановления патриаршества в XX веке освещается на материалах собраний Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии, ризницы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, издательства «Православная энциклопедия», Издательского совета Русской Православной церкви. Многое из того, что увидят посетители этой выставки, впервые предстанет перед широким зрителем.

Патриаршество в России было установлено в 1589 году, накануне Смутного времени. В годы «московского лихолетья» патриархи-святители Иов и Гермоген вместе с лучшими людьми Церкви и российского государства стояли за Отечество, обличали ложь, клятвопреступничество и обман среди своих современников. На выставке «Собор русских патриархов» представлена панагия митрополита Казанского Гермогена, выполненная в 1603 г. в технике «эгломизе», известной еще с античных времен, и саккос патриарха Иова сшитый из итальянской драгоценной парчи — «алтабаса». Он украшен серебряными золочеными дробницами с чеканными изображениями святых и церковных праздников, а на центральной дробнице оплечья расположена композиция «Успение Богоматери» — это связано с местом проведения всех важнейших церемоний русской церкви, Успенским собором Московского Кремля. Воссозданию российской государственности способствовал отец и соправитель царя Михаила Федоровича, патриарх Филарет. В экспозиция демонстрирует клобук (1616-1630 гг.) святителя, который в Описи келейной казны XVII в. назывался «большим нарядным». На его украшение пошло более 800 гр. золота, 12 сапфиров, отборный жемчуг. На двух воскрылиях клобука помещены золотые дробницы с черневыми изображениями вселенских святителей и ростовских епископов. Поручи с изображением Благовещения пресвятой Богородицы были подарены Филарету патриархом Иерусалимским Феофаном, который присутствовал на интронизации патриарха Московского в июне 1619 г. На выставке представлен золотой потир с драгоценными камнями, украшенный резьбой и чернью. Он был вложен по повелению патриарха Иоасафа в 1637 г. в Соловецкую обитель и до начала XIX в. был единственным золотым потиром в богатейшей ризнице монастыря. Непростые времена царствования Алексея Михайловича ознаменованы фигурой патриарха Никона, пытавшегося отстоять Церковь перед лицом наступления государства. На выставке представлен предносный деревянный резной крест с изображениями святых церковных праздников и символов евангелистов. Он происходит из домовой казны патриарха Никона. Название «предносный» связано с употреблением: подобные кресты носили перед патриархом во время торжественных церемоний. Во время проведения Церковного собора 1666 г. патриарху уже на втором заседании запрещено было появляться с преднесением креста — это стало первым знаком лишения его святительского сана. Царствование Петра I означало для Русской церкви утрату патриаршества и начало длительного Синодального периода в ее истории (1721-1917). В 1917 году, накануне новой российской трагедии – гражданской войны и невиданных со времен Римской империи гонений на христиан, — во главе Церкви встал святитель Тихон, патриарх Всероссийский. На выставке представлен интронизационный саккос патриарха Тихона, украшенный дробницами с изображениями московских святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа. В настоящее время он находится в коллекции Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. По своему значению в истории Русской православной церкви восстановление патриаршества — событие, сопоставимое с возвращением столицы из Санкт-Петербурга в Москву в истории гражданской. Мудрое руководство Церковью патриархами Сергием, Алексием I и Пименом позволили ей выстоять в годы гонений советского времени. Происходящее на наших глазах возрождение православия в России происходит в правление нынешнего Предстоятеля Русской православной церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с благословения которого проводится настоящая выставка.

Выставка организована при поддержке АТОМПРОМ Безопасность

Пресс-служба Музеев Московского Кремля
203-8604
e-mail: prs@kremlin.museum.ru

Скачать Пресс-релиз (в формате pdf ~ 0,2 mb)

Охотный ряд. Открытка 1900 года

25 декабря в Музее Москвы состоялась публичная лекция доцента Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Дмитрия Савкина на тему «Древнее и новое рядом. Может ли Москва стать инновационным городом?». Лекция была посвящена памяти основателя и декана Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Александра Высоковского.

Борьба древнего и нового в Москве

На протяжении веков Москва была сердцем славянской православной цивилизации, сохраняя символику, традиции и атрибуты «Третьего Рима». Малые православные народы всегда равнялись на Москву, большие оспаривали ее культурное первенство. И даже Наполеон принял роковое для себя решение взять именно Москву — символ русской государственности.

В действительности уже в момент основания Москвы в XII веке были заложены основные принципы формирования городского пространства Москвы, на которые большое влияние оказали такие важные черты русской цивилизации, как глубокая религиозность, патриархальность и консерватизм. В то же время в этой среде сформировался противоположный вектор русского характера — инициативность и нонконформизм, выражавшиеся в стремлениях князей и царей перекроить управленческую систему, а с ним и городское пространство под свои нужды.

Характерной чертой московской традиции градоустройства стала внутренняя отгороженность: выселение купечества, а затем и бояр из Кремля, обнесенного каменной стеной, выделение Китай-города и Белого города, огороженных стенами, создание земляного вала. Система расселения стала формой сословно-имущественной сегрегации, которая отчасти сохранилась и по наши дни. Принадлежность к территории практически всегда определяла принадлежность к тому или иному сословию, а радиальные улицы, собирающиеся к Центру, были физическим выражением социальных лифтов в сложной системе селекции элит по гильдейному бюрократическому принципу.

Символами традиционной Москвы можно считать церкви и храмы, которые прошли практически через все эпохи, наполняя город особыми смыслами и выражая преемственность поколений, что очень важно для традиционно-патриархального государства.

Несмотря на то, что символы трансформировались, суть их осталась прежней — внутренняя отгороженность и патриархальность

С годами вплоть до сегодняшнего времени эти символы практически не изменились. Эпоха СССР переняла многие традиции досоветской России — строительство Храмов Науки вместо церквей, сталинских «высоток» — храмов Советской Империи, величественных станций метро, которые были призваны демонстрировать ничтожность человека перед новым богом. Сохранялась и территориально-классовая сегрегация, селекция и ротация элит по принципу принадлежности к гильдии (партийно-политической, военной, научной и т.д.). Несмотря на то, что символы трансформировались, суть их осталась прежней — внутренняя отгороженность и патриархальность.

«Не только объекты можно выделять как символы Москвы, но и само устройство города: кольца и магистрали. Кольца символизируют внутреннее разделение (разделение групп людей невидимыми стенами), а магистрали — связь с внешним миром», — подчеркнул лектор.

Сейчас попытки изменить патриархальное устройство Москвы вылились в целый ряд модернизационных проектов. Например, присоединение Новой Москвы и проект вынесения Правительственного города и Международного Финансового центра на юг за МКАД — это попытка коренным образом перекроить существующий порядок вещей — территориальную и государственную централизацию столицы, попытка разорвать порочные кольца.

Но главные границы проходят в умах людей, которые пока с трудом готовы менять существующий порядок вещей. До сих пор Россия представляется консервативной централизованной державой, эффективно использующей традиционные культурно-религиозные смыслы православия. Новые символы пока пробиваются очень слабо и наполнены смыслами только для определенных социальных групп.

Модернизация среды без модернизации структуры

Однако борьба старого и нового в Москве все же имеет место. Запрос на модернизацию в обществе есть, но выражается он пока только в локальных проектах. Доцент Савкин назвал это «модернизацией среды без модернизации структуры». Так, например, появились своеобразные креативные ядра: Винзавод, Флакон, Artplay, созданные на территориях бывших заводов и фабрик. Еще один современный проект — Москва-Сити, пока что не наполненный смысловым значением (бизнес-центром его можно назвать с большим трудом).

Самый удачный проект последнего времени, по мнению Савкина, это модернизация парков. Парки в Москве были плохо приспособлены для досуга людей, за пределами центра они оставались дикими природными зонами, в центре обустраивались для досуга лишь в летнее время. Теперь они благодаря усилиям правительства Москвы и экспертного сообщества стали значительно более пригодны для различных социальных групп все четыре сезона в году. Они превратились в полноценные зоны отдыха, представленные фиксированными структурами с меняющимися внутренними объектами: катки зимой, пляжные площадки летом и пр.

Савкин считает, что на парках модернизация города останавливаться не должна: нужно создавать новые символы города или наполнять смыслами то, что уже есть. Например, сделать Москву-Сити полноценным бизнес-центром столицы.

Отдельно лектор подчеркнул, что городской комфорт во многом зависит от самих жителей и их запроса на модернизацию.