Русские педагоги 19 века

Ежегодно 5 октября в мире отмечают прекрасный праздник – День учителя. Ученики и их благодарные родители поздравляют любимых педагогов, неизменно отмечая значимость их вклада в развитие навыков и умений подрастающего поколения. В этот день хочется вспомнить известных педагогов, чьи труды помогают выстраивать процесс общения, воспитания, передачи знаний от учителя к ученику.

Известные педагоги

Иоганн Генрих Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

«Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога – ходить, а рука – хватать» – такими простыми словами швейцарский гуманист выразил самое естественное стремление ребёнка – развитие. Он справедливо полагал, что «час рождения ребёнка есть первый час его обучения». Песталоцци обучал крестьянских детей грамоте, умело сочетая это с трудовым воспитанием. Педагог видел улучшение жизни крестьянства в разумном методе ведения хозяйства и правильного воспитания отпрысков. После буржуазной революции он организовал учреждение для беспризорных детей. Стараясь быть для них главным примером, Песталоцци учил обездоленных ребятишек доброте и самоотверженности. Педагог за свою жизнь написал множество книг, а на гонорары за них строил новые и новые приюты. У него к старости не было ничего, кроме мировой славы. Недаром на его надгробном памятнике написано: «Всё для других, ничего для себя».

Константин Дмитриевич Ушинский

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)

Однажды инспектор Гатчинского института обнаружил в книжном шкафу полное собрание педагогической литературы, составленное учеником Песталоцци Гугелем. Книги показались очень интересными, и вскоре на небосклоне отечественной педагогики взошла новая звезда – Константин Дмитриевич Ушинский. Не находя понимания у современников, профессор пытался доказать важность качественного женского образования. Назначенный инспектором в Смольный институт, он читал лекции с таким задором и интересом к предмету, что на его уроки приходили горожане и родители учениц. Но главное, что сумел сделать Ушинский, – это перевернуть закостенелое сознание учителей того времени. В школах на тот момент преобладали телесные наказания и бессмысленная зубрёжка, но благодаря трудам Константина Дмитриевича появилось гуманное отношение и уважение к личности ребёнка.

Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Школьники начинают обучение чтению с коротких рассказов Льва Толстого и всю сознательную школьную жизнь не расстаются с произведениями классика русской литературы. Мастер художественного слова с огромным интересом относился к вопросам воспитания. Его желание «Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем» привело к созданию Яснополянской школы для обучения крестьянских детей. Внимательное отношение к детям сотворило чудеса: ребятишки сами прибегали в школу рано утром, нехотя уходили поздно вечером и вели себя примерно. Необычно и то, что под влиянием великого писателя полуграмотные подростки начали сочинять повести, приводившие в изумление литературных критиков того времени.

Антон Семёнович Макаренко (1888-1939)

Антон Семёнович Макаренко

Один из ведущих преподавателей мира определил дальнейшее движение педагогической мысли XX века, однако не получал достойную оценку своей методики обучения у современников. Впрочем, у Макаренко не было времени переживать по этому поводу: каждую минуту он отдавал своим подопечным. Его авторская методика творила чудеса: трудновоспитуемые неуправляемые подростки из колонии менялись на глазах. Основой его принципов был коллектив, который служил комфортной средой для развития личности. Не менее важен был труд – дети сами зарабатывали на свои нужды. Возможно, сейчас это звучит как атавизм, но чувство товарищества, любовь к труду и ответственность всегда были актуальны, и не этого ли хотели известные педагоги от своих учеников? Многие в то время критиковали принципы Макаренко, однако он не сдавался, публикуя книгу за книгой. Нельзя, конечно, не учитывать и то, какими непростыми были судьбы детей – воспитанников Макаренко. И всё же прописанные в «Педагогической поэме» истории и сделанные выводы актуальны во все времена и подходят для осмысления под различные образовательные ситуации.

Януш Корчак

Януш Корчак (1878-1942)

Этот выдающийся польский педагог и писатель посвятил жизнь детям. Успешно сочетая две свои ипостаси – врач Хенрик Гольдшмидт и литератор под псевдонимом Януш Корчак, – он открыл «Дом сирот», где нашли приют обездоленные дети. Интересно, что Корчак с уважением относился к трудам Макаренко и сам написал несколько значительных произведений, среди которых сказка «Король Матиуш Первый» и книга «Как любить ребёнка». Основная мысль большинства его работ: «Детей нет – есть люди». Педагог должен познать в первую очередь самого себя, иначе он не сможет помочь ребёнку. Ценность детства, свобода, индивидуальный подход – вот основные принципы Корчака. Учитель до последней капли крови, Януш Корчак встретил смерть в концлагере, хотя ему, известному писателю, предлагали спастись. Он не мог ничего изменить, но он мог оставаться с детьми до конца, рассказывая им очередную, последнюю, сказку…

Череда фамилий известных педагогов бесконечна. И каждый учитель делает мир чуточку лучше, так должно быть, не иначе. И самая долгожданная плата за их увлекательную работу – неподдельная детская признательность. 5 октября – официальный повод для каждого вспомнить учителей, которые сыграли важную роль в становлении вашей личности.

Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Выставка

Экcпозиция «Великие учителя человечества» расположена на втором и третьем этажах Культурного центра Индии. Она включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие — знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке расположена информационная табличка с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
Лобанова О.Б.
Для педагогической науки значительный интерес представляют обобщенные знания о развитии передового педагогического опыта и инновационных процессов в тот или иной период истории. Современная система образования является преемницей средней школы России конца XIX — начала XX века. Замечательные педагоги и общественные деятели прошлого подчеркивали огромное значение педагогического опыта для прогресса образования. Представленный в статье анализ фактов и идей педагогического наследия России конца XIX — начала XX века дает возможность глубже понять прошлое и извлечь из него все, что может прогнозировать ближайшее будущее развитие школы, идей передового педагогического опыта и инновационных процессов.

77 KB

Одним из условий реформирования современного образования являются инновационные процессы в педагогике. Теоретико-методологической базой для инновационных преобразований послужила теория передового педагогического опыта.

Передовой педагогический опыт благотворно влияет на развитие педагогической науки, является одним из средств повышения качества образования и воспитания. Передовой опыт дает возможность поиска творчески работающим учителям, повышает их педагогическое мастерство. Он играет роль источника, стимулирующего развитие педагогической науки, базы ценных фактических данных, обогащающих содержание науки, критерия истинности тех или иных научных предположений. Передовой опыт играет важную роль, как в конкретном педагогическом исследовании, так и в развитии педагогической науки вообще. В связи с этим, педагогическая наука призвана систематически изучать имеющийся передовой опыт, опираться на его достижения, содействовать его развитию и совершенствованию.

Педагогический опыт несет в себе особенности времени. Вместе с различиями, которые привносило время и личности педагогов, в их опыте прослеживалось всегда общее: высокий уровень профессиональных знаний, особые качества личности, творчество, высокая эффективность труда, потребность в анализе и обобщении собственного накопленного опыта и оптыта своих предшественников и современников.

Педагогический опыт раскрывает неисчерпаемые возможности совершенстования человека и общества, что всегда привлекало внимание выдающихся деятелей педагогики, представителей педагогической общественности на протяжении всего развития системы воспитания и образования. Он указывал направления развития методов обучения и формирования человеческой личности, средства повышения их результативнсти и уровня мастерства учителей, эффективности педагогического влияния на социальный прогресс, открывал ранее неизвестные педагогические ценности

Многие прогрессивные идеи выдающихся отечественных педагогов обогатили сокровищницу мировой педагогической культуры. Они являются важной составляющей педагогического опыта нашей страны (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров и другие)

XIX век оставил богатое наследие российской педагогической мысли. Общественно-педагогическое движение в России содействовало внедрению новых педагогических идей, новых систем обучения . В 1833 году выходит в свет «Педагогический журнал», где помещались сведения о деятельности передовых педагогов, анализировался отечественный и мировой опыт в области образования, указывались пути русской прогрессивной педагогики. Но новые педагогический идеи не были поддержаны правительством, лучший педагогический опыт не был обобщен и не стал достоянием всех школ.

Огромный вклад в развитие педагогики в России внес К.Д.Ушинский., который высказывал свои взгляды на соотношение науки и практики. Рассматривая обобщение педагогического опыта, К.Д.Ушинский писал: «Что такое педагогическая опытность? Большее или меньшее количество фактов воспитания, пережитых воспитателем. Но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт, сделается правилом воспитательной деятельности педагога»

Николай Иванович Пирогов тоже затрагивал проблему обмена опытом учителей. В своих записках «О методах преподавания» он отмечал, что было бы желательно, чтобы учителя собираясь на педагогическом совете, сообщали друг другу, какие они употребляют педагогические приемы для развития восприимчивости учеников, их внимательности и понимания, какие они употребляют средства к возбуждению умственной самостоятельной деятельности учеников . «…обсуждение и оценка в общих собраниях учителей различных педагогических способов преподавания наук в гимназиях дают каждому возможность, по мере приобретения опытности и познаний в деле воспитания, передавать мысли свои другим для общей пользы..». Далее Н.И.Пирогов советует проводить педагогические советы несколько раз в год и «доставлять мне после каждого заседания копии…протоколов и всех отдельных мнений учителей по предмету» . Н.И. Пирогов внес значительные улучшения в деятельность педагогических советов гимназий, сделал выступления с докладами и обмен мнениями по дидактическим вопросом систематическими, всячески поощрял методические искания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков. В работе «Взаимоотношения учителей» он пишет: «Если учители будут посещать уроки своих товарищей с целью…усвоить то, что найдут для себя лучшего в способе преподавания своего товарища, если, кроме того, целью будет сравнение различных способов преподавания употребляемых другими с своим собственным, тот от такого посещения нельзя ничего более ожидать, кроме пользы» . Николай Иванович призывал учителей доказывать, что предлагаемый тем или иным учителем способ преподавания имеет свои выгоды, а лучшее доказательство этого — свой урок, где другие учителя сравнят его способ преподавания с своим собственным. Таким образом, мы видим, что начинает формироваться конкретные виды и формы изучения, распространения и внедрения передового педагогического опыта.

Важность проблемы изучения, обобщения и использования передового педагогического опыта указывал Л.Н.Толстой. Подвергая критике педагогику своего времени он призывал щироко обобщать практику учителей, формируя на этой основе научные выводы. «Только тогда опыт будет основанием школы, когда каждая школа будет…лабораторией, только тогда школа не отстанет от всеобщего процесса и будет в состоянии положить твердое основание для науки образования» . Школа в Ясной поляне, основанная Л.Н.Толстым, стала своеобразной лабораторией, где учителя обменивались опытом и постоянной учились сами.

К концу XIX века стали формироваться относительно самостоятельно теория воспитания, дидактика, дошкольная педагогика, профессионально-техническая и специальная педагогика со своей дифференцированоой системой и научной проблематикой. Каждая из этих отраслей педагогики четко ограничивала объект и проблематику своих иследований . В 70- годы XIX века были начаты разработки экспериментальных методов.

В педагогических работах того времени Н.Н.Карев «Что такое образование» (1895г.), А.И.Сикорский «О постановке образования и воспитания сообразно естественному ходу умственного развития» (1900г.), П.Ф.Каптерев «Педагогический процесс» (1905 г.), Л.Н.Толстой «Прогресс и определение образования» (1911г.) высказывают новые взгляды на воспитание. Появляются новые понятия: педагогический процесс, процесс обучения, образовательный процес и другие. Педагоги и учителя видят обучение и воспитание как процесс, как то, что всегда находится в движении, изменении и развитии.

Представленный нами анализ фактов и идей педагогичесого прошлого России дает возможность глубже понять прошлое и извлечь из него все, что может прогнозировать ближайшее будущее развитие школы и идей передового педагогического опыта.

Для педагогической науки значительный интерес представляют обобщенные знания о развитии передового педагогического опыта в тот или иной период истории. Замечательные педагоги прошлого, сознавая огромный потенциал, таящийся в передовом педагогическом опыте, подчеркивали его огромное значение для прогресса образования, указывали направления и методы совершенствования профессиональной деятельности учителей. Важнейшее значение передового педагогического опыта для совершенствования системы обучния и воспитания сделало его объектом пристального внимания педагогической науки во все времена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века.- М.: Педагогика, 1987.- 560 с.
  2. Егоров С.Ф. Развитие педагогической теории в России конца 19 — начала 20 веков// Советская педагогика.- 1982.- №6.- С 90-96.
  3. Каиров И.А. О состоянии и задачах советской педагогической науки // Советская педагогика.- 1955.- №3.
  4. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1952.- 701 с.
  5. Толстой Л.Н. О народном образовании.- М: Изд-во МП СССР, 1953.-
  6. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. Собрание сочинений. Т.2. М.: АПН, 1948.

Библиографическая ссылка

Лобанова О.Б. РУССКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ. О СУЩНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=271 (дата обращения: 28.05.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
«Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909

«Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570

«Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431

«Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303

«Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380

«Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600

«Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308

«European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369

Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Цель — проанализировать, состояние педагогики и образования в советский период, познакомить студентов с педагогическими взглядами ученых-педагогов К. Н. Вентцеля, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко

План

  • 1. Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
  • 2. Прогрессивные деятели педагогики: К. Н. Вент- цель, П. Ф. Каптерев, С. Т. Шацкий.
  • 3. Система обучения С. Т. Шацкого.
  • 4. Система воспитания А. С. Макаренко.
  • 5. Советская школа и педагогика в 1931-1945 гг.
  • 6. Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
  • 7. Система образования: изменения и проблемы 8 Основные выводы.

Основные понятия: советская школа, коллектив, теория коллектива, принципы коллективного воспитания.

Советская школа и педагогика в 1917—1930 гг.

Рассмотрим систему образования СССР и России на нескольких временных этапах.

Изменения в народном образовании в 1917-1919 гг., как и дальнейшее развитие советской школы и педагогики, во многом связаны с именем В. И. Ленина и его идеями о воспитании. В своих трудах до 1917 г. он давая оценку состояния народного образования в России, критиковал школьную политику царизма и утопические, по его мнению, проекты народников и других деятелей в области просвещения.

После 1917 г. Ленин обратился к вопросам цели и содержания коммунистического воспитания: всестороннее развитие личности строителя социализма, формирование научного мировоззрения, утверждение коммунистической нравственности, трудовое воспитание, политехническое образование. Проблемы воспитания и образования рассматривались Лениным с позиций марксистской идеологии.

Многие теоретические вопросы и задачи нужно было переводить на язык практики, т. е. ликвидировать старое и закладывать основы новой государственной системы образования. Характерные черты такой системы складываются еще при жизни Ленина. О некоторых из них дают представления изменения, начавшиеся в народном образовании после 1917 г.

Они происходили на основе первых документов советской власти: декрет о создании государственной комиссии по просвещению во главе с Луначарским; ликвидация старой системы управления народным образованием и создание новой; декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах, отделение церкви от государства и школы от церкви, все учебные заведения, ранее находившиеся в ведении церкви, закрывались или преобразовывались в советские; декрет о передаче Наркомпросу всех учебных и общеобразовательных заведений с целью обеспечить единство школьной реформы и всей системы образования; определялся общий срок обучения в школе с 8 до 17 лет; декрет о ликвидации безграмотности населения РСФСР.

В это время происходит становление новой государственной системы народного образования. Вместо гимназий, реальных и коммерческих училищ, земских и других школ вводился один тип учебного заведения — единая трудовая школа двух ступеней. Чтобы облегчить детям рабочих и крестьян поступление в вузы, создаются рабочие факультеты.

Провозглашается право всех трудящихся на полное, всестороннее и бесплатное образование. Отменяются всякие признаки сословности. Вводится выборность всех педагогов и административно-педагогических должностей. Создаются школьные советы, в которые входят и представители трудового населения. Развивается самоуправление учащихся, их творческая активность. В вузах всеми студенческими делами ведают сами студенты. Предметные студенческие комиссии оценивали работу преподавателей, участвовали в обсуждении лекций, предлагали новые курсы. Вузы сами вырабатывали учебные программы и планы, выбирали ректоров, деканов, заведующих кафедрами. Так было до 1929 г.

Перед учителями ставилась задача «идейного и педагогического перевооружения». Иными словами, требовалось принять новые идейные подходы к содержанию образования; его методологией становится диалектический и исторический материализм. По-иному, исходя из школьного демократизма и коллективизма, нужно было строить отношения с учащимися. Не все учителя смогли это принять и реализовать на практике.

Была проведена значительная работа по ликвидации неграмотности, борьбе с беспризорностью, достигшей огромных размеров.

Как в стране в целом, так и в области просвещения в 1917-1919 гг. было допущено немало ошибок, подчас трагических. В народном образовании, культуре стремились сломать все «до основанья». Призывали отказаться от учебных программ, обязательного посещения школы, от правила вставать при входе учителя, от отметок. Однако были и предложения взять от старой школы все лучшее, имевшееся в ней. Официальная же концепция образования ориентировала на превращение школы в «школы равенства», где всем учащимся давались бы одинаковые знания, а точнее, их одинаковый минимум. Но постепенно берет верх классовый принцип. Главным для абитуриента становится не знание, развитие и культура, а социальное положение. От- высшего. образования отлучаются многие из наиболее подготовленных для обучения — дети интеллигенции.

Классовый подход на официальном уровне распространялся и на нравственное сознание. Отрицались общечеловеческие ценности, веками складывавшиеся традиции. Ставились под сомнение и отвергались как «буржуазные» или «христианские» понятия совести, чести, добра и справедливости. Растет недоверие к дореволюционной интеллигенции с ее неприятием единомыслия. Был сломан диалог с церковью, которая по- своему решала проблемы духовной жизни человека и общества, начались жестокие гонения на нее и ее служителей. Неугодной стала и благотворительность, столь развитая до 1917 г. Все заботы о больных и увечных взяло на себя государство.

Окончилась Гражданская война, страна переходила к мирному строительству, новой экономической политике. Этот период вошел в историю советской педагогики как время творчества, поиска, находок и ошибок. Его даже считают во многом продолжением «серебряного века» нашей педагогики. Создаются разнообразные учебные заведения: школы-коммуны, детские городки, опытные станции Наркомпроса. В этот период развернулась дискуссия об основных направлениях развития народного образования. Что считать главным звеном школьной системы? Каковы пути развития средней общеобразовательной школы? Как лучше приспособить школу для нужд народного хозяйства? Точки зрения были различными. Но наиболее острым оставался вопрос о научно-воспитательной работе школы. Нужны были новые учебные планы, программы, учебники. С 1923 по 1929 гг. в школы настойчиво внедрялись различные варианты так называемых комплексных программ. Суть их состояла в том, что весь объем школьных знаний представлялся в виде трех комплексов: «природа и человек», «труд», «общество». Однако учителя убедились, что сочетать «комплекс» с систематическими знаниями учащимся очень трудно. Комплексные программы больше применялись в начальной школе и менее — на последних ступенях обучения.

Педагогическая литература того времени посвящена в основном воспитанию нового человека в новом коллективе. Из отечественной литературы постепенно уходит образ человека мыслящего, незаурядного, сочувствующего и мучающегося в переживаниях, признающего свои слабости. На смену ему приходит и соответственно предлагается для школьного изучения бесстрашный герой с четко определившейся жизненной позицией.

В эти годы ухудшается материальное положение учителей, и особенно сельских. Им месяцами не выплачивают жалованье, не выдаются положенные пайки. Все больше ужесточается идеология. Перед школой ставилась цель воспитания не гражданина отечества, а солдата всемирной революции. Именно этому делу обязаны были служить и массовые детские организации.

Как к новым установкам относились учителя? По- разному. Одни послушно следовали указаниям, поступающим «сверху». Но были и те, кто оставался верен своей профессии и идеям гуманизма. Лучшие педагоги, философы, ученные пытались возражать против вводимых в стране и школе порядков. В педагогике продолжаются споры о том, нужна ли школа при социализме.