Русские святые 20 века

Жизнеописания, чудеса, духовные наставления.

Издание второе, исправленное и дополненное.

От издательства

Преподобный Нил Сорский (1433–1508) Духовные наставления Преподобный Паисий Величковский (1722–1794) Из духовных наставлений Преподобный Феодор Санаксанрский (1718–1791) Духовные наставления Архимандрит Феофан Новоезерский (1752–1832) Духовные наставления Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) Новоспасский (1758–1841) Преподобный Серафим Саровский (1759–1833) Духовные наставления Беседа преподобного Серафима с Богдановым Из беседы преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым о цели христианской жизни Преподобный Марк Саровский (1733–1817) Иеромонах Иларион (1770–1841) Духовные наставления Преподобный Назарий Валаамский (1735–1809) Духовные наставления Игумен Дамаскин (1795–1881) Духовные наставления Преподобный Герман Аляскинский (1757–1837) Из духовных наставлений Схигумен Иоанн (1873–1958) Духовные наставления Иеросхимонах Михаил (1877–1962) Духовные наставления Преподобный Старец Досифей, Киево-Печерский затворник (1721–1776) Преподобный Феофил Киевский (1788–1852) Духовные наставления Преподобный Парфений Киево-Печерский (1790–1855) Духовные наставления Старец Вонифатий (Виноградский) (1785–1871) Ответы на вопросы от разных лиц Преподобный Алексий Голосеевский (1840–1917) Духовные наставления Старец Николай (Цариковский), духовник Киево-Печерской лавры (1829–1899) Духовные беседы Преподобный Иона Киевский (около 1802–1902) Рассказы о преподобном Схиархимандрит Феофил (Россоха) (1929–1996) Духовные наставления Преподобный Антоний (1792–1877) Из писем преподобного к Е. И. М. Иеросхимонах Александр, затворник Гефсиманского скита (1810–1878) Духовные наставления Преподобный Варнава Гефсиманский (1831–1906) Духовные наставления Схиархимандрит Захария (1850–1936) Духовные наставления Преподобный Зосима (Верховский) (1767–1833) Духовные наставления Старец Агапит Задонский (1750–1825) Духовные наставления Архимандрит Агапит Нило-Столобенский (1805–1860) Духовные наставления Иеромонах Адриан Югской Дорофеевой пустыни (1800–1853 Духовные наставления Иеромонах Амфилохий Ростовский (1748–1824) Духовные наставления Иеромонах Арсений (Минин) (1823–1879) Духовные наставления Преподобный Аристоклий (1838–1918) Воспоминания о преподобном Аристоклии Схиархимандрит Кирик Духовные наставления Преподобный Силуан (1866–1938) Духовные наставления Старец Феофан (1744–1819) Духовные поучения Иеросхимонах Иероним (1765–1847) Духовные наставления Старец Наум (1777–1853) Духовные поучения Преподобный Георгий, Задонский Затворник (1789–1836) Духовные наставления Преподобный Иларион Троекуровский (1774–1863) Духовные наставления Преподобный Иоанн, Затворник Сезеновский (1791–1839) Духовные наставления Преподобный Стефан Вятский (1830–1890) Духовные наставления Преподобный Гавриил (Зырянов) Седмиозерный (1844–1915) Духовные наставления Преподобный Моисей (1782–1868) Духовные наставления Преподобный Лев (1768–1841) Духовные наставления Преподобный Макарий (1788–1860) Духовные наставления Преподобный Амвросий (1812–1891) Духовные наставления Преподобный Антоний (1795–1865) Духовные наставления Преподобный Иларион (1805–1873) Духовные наставления Преподобный Анатолий (Зерцалов) (1824–1892) Духовные наставления Преподобный Исаакий (1809–1894) Преподобный Иосиф (1837–1911) Духовные наставления Преподобный Анатолий (Потапов) (1855–1922) Духовные наставления Преподобный Варсонофий (1845–1913) Духовные наставления Преподобный Нектарий (1857–1928) Духовные наставления Преподобный Никон (1888–1931) Духовные наставления Преподобный Филарет (1777–1841) Духовные наставления Преподобный Иоанникий, в схиме Илиодор (1795–1879) Духовные наставления Преподобный Архипп (1835–1896) Духовные наставления Преподобный Серафим (Амелин) (1874–1958) Преподобный Андроник (1889–1973) Духовные наставления Преподобный Серафим (Романцев) (1885–1976) Духовные наставления Преподобный Герман (1844–1923) Духовные наставления Преподобный Алексий (1846–1928) Духовные наставления Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908) Воспоминания игумения таисии Святой Праведный Алексий Московский (Мечёв) (1859–1923) Духовные наставления Святой Праведный Иона (1855–1924) Преподобный Кукша (1875–1964) Преподобный Серафим Вырицкий (1866–1949) Духовные наставления Преподобный Севастиан Карагандинский (1884–1966) Духовные наставления Преподобный Лаврентий Черниговский (1868–1950) Воспоминания духовных детей старца Преподобный Симеон (Желнин) (1869–1960) Духовные наставления Старец Афиноген (в схиме Агапий) (1881–1979) Духовные наставления Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910–2006) Духовные наставления Архимандрит Геннадий (в схиме Григорий) (1911–1987) Духовные наставления Схиархимандрит Серафим (Тяпочкин) (1894–1982) Духовные наставления Архимандрит Павел (Груздев) (1910–1996) Духовные наставления Схиархимандрит Зосима (Сокур) (1944–2002) Духовные наставления Протоиерей Николай Гурьянов (1909–2002) Духовные наставления Библиография

Книга охватывает двухсотлетнюю историю русского старчества – от преподобных Нила Сорского и Паисия Величковского до наших современников – архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и протоиерея Николая Гурьянова.

В поучениях великих старцев указан не только путь ко спасению, но и отражен духовный опыт русского народа, церковные обычаи и предания. Любой из нас найдет здесь ответ на волнующий вопрос, получит совет, как жить, как верить, как поступать православному христианину в том или ином случае.

Это поистине бесценное сокровище.

От издательства

Дорогой читатель, удивительная книга, которую вы держите в руках, изданная многими тиражами, стала настольной книгой десятков тысяч православных христиан. В ней впервые собраны жития, чудеса и духовные наставления великих русских старцев – от первого известного нам русского старца, преподобного Нила Сорского, до великих старцев двадцатого и начала двадцать первого века.

Вам предстоит встреча с теми, кто уже двести лет окормляет любовью Христовой, духовно просвещает, укрепляет и поддерживает Святую Русь. К этим великим старцам шли мудрецы и простецы, шли простые крестьяне и русские императоры, шли все, кто стремился узнать волю Божию, кто нуждался в помощи и совете. Особое значение приобрело старчество в годы богоборчества, в годы потрясения основ русской народной жизни.

«Старец – один из старших монахов, прошедший тяжелый путь самоотречения и взявший под свое духовное руководство молодых монахов и мирян, – писал исследователь старчества И. К. Смолич. – Свою задачу он видит прежде всего в руководстве и заботе о душе, воспитании воли тех, кто не имеет большого духовного опыта, стремясь провести их через все искушения и горести этой жизни. По собственной жизни и опыту он знает о разнообразии темных путей, на которых поджидает нас искуситель. Незнакомым, пришедшим извне, он дает советы, чтобы уберечь их от ошибок.

Старец есть воля к религиозному и общественному совершенству этих верующих сердец; люди, которые предали себя его руководству, совершенно отказываются от собственной воли.

В монастыре старец обычно не занимает никакой должности; он духовный вождь и советник. Вокруг него группируются в монастыре его ученики, и он смиренно и ответственно берет на себя эту тяжелую обязанность.

Ученик сам избирает того старца, которого хочет. И часто случается так, что человек, желавший поговорить со старцем только по одному вопросу, остается под его руководством на всю жизнь и даже принимает монашество.

Чистосердечие и послушание, смирение и готовность к исполнению воли отца со стороны духовного сына, сердечность и справедливая строгость со стороны руководящего старца образуют содержание двусторонних отношений, озаренных Божественной любовью, в которой живут оба. Так достигает ищущая душа сладости внутренней молитвы, всепобеждающей силы любви и полной благодатности жизни в Боге, с воскресшим Христом. В этом заключается очень коротко сущность старчества».

Старцы появились уже в IV веке в монастырях Египта, Палестины, Сирии. Первый известный русский старец – преподобный Нил Сорский. На Святой горе он учился у афонских старцев аскетической жизни, умной молитве, хранению сердца и трезвению ума. Вернувшись на Русь, преподобный Нил основал скит с уставом, в котором выразились многие его представления о духовном делании.

С середины XVI века начинается медленный распад древнерусского монастырского жития. Строгий аскет уже не находил в монастыре покоя, не мог удалиться от мира. Теперь аскеты стали убегать в новые «пустыни», прятаться в сибирских лесах, на берегу Белого моря.

Отпадение староверов в конце XVII века и церковные реформы Петра I в начале XVIII века нанесли религиозной жизни еще более глубокие раны.

Возрождение старчества началось в России в конце XVIII века. Толчок к этому дал митрополит Новгородский и Петербургский Гавриил, опиравшийся на учеников преподобного старца Паисия (Величковского).

К этому времени на Руси были почти забыты не только многие из древних аскетов, таких, как Макарий Египетский, Нил Синайский, Ефрем Сирин, но и сами творения преподобного Нила Сорского. Всю свою жизнь посвятил преподобный Паисий восстановлению того, что грозило быть утраченным. Преподобный Паисий создал школу духовной жизни, зажег сердца многих любовью к духовной жизни, возбудил стремление к внутреннему монашескому подвигу, к духовному деланию.

В Россию вышло много учеников преподобного Паисия, и под их воздействием начался подъем духовной жизни – возросли интересы и любовь к чтению и изучению книг, появились старцы и настоятели монастырей, хранившие заветы старца Паисия.

Традиционно русское старчество делится на три главных течения: северное, центральное и южное.

Старцы Севера подвизались в Соловецком монастыре, на Валааме, в Александро-Невской лавре и Александро-Свирском монастыре.

Старчество центральных районов сосредоточилось, главным образом, в Москве, во Владимирской губернии, в Оптиной пустыни, в Брянском монастыре, в Орловской губернии, в Рославльских лесах Смоленской епархии, в Белобережском монастыре.

Южные старцы подвизались в Площанской пустыни Орловской епархии, в Глинской пустыни Курской епархии.

Но в этой схеме указываются только наиболее заметные или начальные пункты движения старчества, которое на самом деле охватывало сотни русских монастырей – ведь старцы переходили из обители в обитель, оставляя в них своих учеников и последователей.

К сожалению, наставления многих старцев не были записаны в свое время или же были утрачены. Так, ничего не известно о духовных наставлениях дивного старца Клеопы, Рославльских старцев, старца Нила, подвизавшегося в Нило-Сорской пустыни, и многих, многих других.

Но то, что сохранилось и вошло в эту книгу, составленную по идее священника Владимира Котова, – это бесценное духовное сокровище, теперь доступное каждому благочестивому читателю.

Значение этой книги трудно переоценить еще и потому, что, как говорили сами старцы, во времена отступления от веры Христовой, на Руси оскудевает и нива духовного руководства, и тогда творения святых отцов и подвижников благочестия заменят христианам их духовных водителей. Именно потому данное издание можно причислить к тем книгам, где «недоуменный ум – алчущая душа» православного человека найдут ответ и утешение в различных жизненных обстоятельствах.

Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий
Святые и подвижники благочестия в истории Русской Церкви XX века

Доклад епископа Лидского и Сморгонского Порфирия, Председателя Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата на XXV Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. 26–27 января 2017 года)

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимые отцы игумены, матушки игумении, братия и сестры!

Тема, которая заявлена в названии моего доклада, весьма обширна, но я постараюсь в пределах времени, определенного регламентом собрания, лаконично дать ответ на вопрос: каким образом, под каким углом история святости людей праведных пересекалась с историей Русской Православной Церкви в XX веке, с историей нашего народа.

Во все времена в лоне Церкви появляются подвижники, достигшие совершенства в Духе Святом. В священной истории Ветхого Завета на примере еврейского народа мы видим, что Господь посылал народу своих праведников и пророков особенно тогда, когда наступали тяжелые времена, чтобы люди, видя добродетельную жизнь посланников Божиих, отходили от греха и укреплялись в вере. XX век в истории нашего Отечества был отмечен жестокими гонениями на Церковь Христову, и в этом же XX веке в нашей Церкви был явлен сонм святых и подвижников благочестия – людей большого мужества и самопожертвования, которые с помощью Божией, несмотря ни на какие препятствия, шли к Свету, одерживали победу над грехом и преображали не только свою душу, но, во многом, и свое время, свою страну, стойко исповедовали свою веру, являлись носителями и выразителями церковного предания и подлинной христианской жизни.

Первосвятители и архипастыри, пресвитеры и диаконы, монашествующие и миряне – вся полнота Русской Православной Церкви представлена в лике святых и подвижников благочестия в истории нашей Церкви в XX веке. Обратимся к их жизнеописаниям.

В 1917 году поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он был первым Патриархом Русской Церкви после 217-летнего перерыва. По этому поводу сам Патриарх Тихон писал следующее: «Прав­да, пат­ри­ар­ше­ство вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся на Ру­си в гроз­ные дни, сре­ди ог­ня и ору­дий­ной смер­то­нос­ной паль­бы. Вероятно, и са­мо оно при­нуж­де­но бу­дет не раз при­бе­гать к ме­рам запрещения для вра­зум­ле­ния непо­кор­ных и для вос­ста­нов­ле­ния по­ряд­ка церков­но­го. Но как в древ­но­сти про­ро­ку Илии явил­ся Гос­подь не в бу­ре, не в тру­се, не в огне, а в про­хла­де, в ве­я­нии ти­хо­го ве­тер­ка, так и ныне на на­ши ма­ло­душ­ные уко­ры: «Гос­по­ди, сы­ны Рос­сий­ские оста­ви­ли за­вет Твой, разруши­ли Твои жерт­вен­ни­ки, стреля­ли по хра­мо­вым и кремлев­ским святыням, из­би­ва­ли свя­щен­ни­ков Твоих”, – слы­шит­ся ти­хое ве­я­ние сло­вес Тво­их: «Еще семь ты­сящ му­жей не пре­кло­ни­ли ко­ле­на пред совре­мен­ным ваа­лом и не из­ме­ни­ли Бо­гу истинному”. И Гос­подь как бы го­во­рит мне так: «Иди и разы­щи тех, ра­ди коих еще по­ка сто­ит и дер­жит­ся Рус­ская зем­ля. Но не остав­ляй и за­блуд­ших овец, об­ре­чен­ных на по­ги­бель, на за­кла­ние, овец, по­ис­ти­не жал­ких”» .

В январе 1918 года в московской газете «Фонарь» журналист Коровин рассказывал о том, как брал интервью у Патриарха Тихона.

– Ваше Святейшество, – спросил он, – в лекции комиссара по вероисповедательным делам Шпицберга было сказано, что после свержения царя и буржуазии предстоит последний поход – против Бога. <…>

Патриарх пожал плечами… и пророчески сказал:

– Не так легко свергнуть Царя Небесного, как царя земного .

Несмотря на то, что епископство в те времена, как и в древности при гонениях, сулило голгофские страдания, в Русской Православной Церкви находились очень мужественные души, которые сознательно и осмысленно на это шли.

Вскоре после прихода к власти большевиков, в январе 1918 года, был издан Декрет об отделении Церкви от государства, который, среди прочих мер, лишал Церковь прав юридического лица и предусматривал конфискацию всего церковного имущества. Финансирование из казны всех церковных учреждений, в том числе и Учебного Комитета при Священном Синоде, прекратилось. В 1918 году Учебный Комитет был закрыт, и Петр Федорович Полянский прибыл в Москву, где принял участие в деяниях Поместного Собора, состоя в его секретариате. В 1920 году Патриарх Московский и всея России Тихон предложил священномученику Петру принять постриг, священство и епископство и стать ему помощником в делах церковного управления. Предложение это было сделано в пору кровавых гонений на Церковь, когда замучены были уже многие священнослужители и более десяти архиереев. И священномученик Петр отнесся к призыву Первосвятителя как к призыву свыше, от Бога. Поведав брату и родным о предложении Святейшего Патриарха, он сказал: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь, – я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор» . Так, в 58-летнем возрасте он выбрал стезю, которая, по его же словам, оказавшимся пророческими, возвела его на Голгофу. «Русская церковная история, – писал он, – едва ли знает такое исключительно трудное время для управления Церковью, как время в годы настоящей революции» . Его деятельность вызывала крайнее недовольство гонителей Церкви. В ГПУ был выработан план по устранению Митрополита Петра и учинению нового раскола.

25 марта 1944 года митрополит Алексий (Симанский) был вызван в Совет по делам Русской Православной Церкви для беседы по поводу деятельности архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Архиепископ Лука привлекал к служению по частным домам заштатное духовенство, активизировал проповедническую деятельность, что вызывало острое недовольство Совета. О своей деятельности он скажет: «При виде кощунственных карнавалов и издевательств над Господом нашим Иисусом Христом мое сердце громко кричало: «Не могу молчать!” И я чувствовал, что мой долг – защищать проповедью оскорбляемого Спасителя нашего и восхвалять Его безмерное милосердие к роду человеческому» .

Свое важное место в жизни нашей Церкви в XX занимало монашество. Практически все обители были закрыты, однако большинство монашествующих остались верными своим монашеским обетам. Некоторые монашествующие были причастны к судьбоносным событиям в жизни Церкви.

Преподобный Алексий Зосимовский был насельником и духовником Смоленской Зосимовой пустыни, располагавшейся недалеко от Троице-Сергиевой Лавры. Старчество стало главным делом его монашеской жизни. За советом к нему приезжали государственные деятели, епископы и архимандриты, священники и простые монахи, военные, врачи, чиновники, учителя, профессора и студенты, рабочие и крестьяне. Через подвижника и затворника старца Алексия Зосимовского, который из послушания участвовал в Поместном соборе, была открыта воля Божия русскому народу относительно кандидатуры новоизбранного патриарха. Описывается это так: «Из алтаря вышел старец о. Алексий в черной монашеской мантии, подошел к иконе Богоматери и начал молиться, кладя земные поклоны.<…> Молился старец долго. Затем встал с колен, вынул из ковчега записку и передал ее митрополиту. Тот прочел и передал протодиакону. И вот протодиакон своим знаменитым на всю Москву могучим басом медленно начал провозглашать многолетие. Напряжение в храме достигло высшей точки. «Патриарху Московскому и всея России Тихону!” – раздалось на весь храм, и хор грянул многолетие» .

Незадолго до революции, летом 1909 года в Сергиевой Лавре состоялся монашеский съезд, и старец Алексий был среди его участников. Его голос имел там большое значение, с его духовным опытом считались, и все с почтением прислушивались к его словам. Много внимания съезд уделил вопросам старчества. Вот что написал иеромонах Серафим (Звездинский) об этом событии: «Много утешения получил на монашеском съезде, беседуя со многими препо­добными старцами. На съезде особенно властно, горячо, убежденно говорил отец Алексий Зосимовский, большая часть постановлений была сделана прямо-таки под его непосредственным влиянием. Блаженны очи мои, видевшие сие, и уши, слышавшие мудрые, глубокие речи старцев» .

В июле 1930 года Рязанский отдел ОГПУ сообщил своему руководству в Москве, что в селе «Срезнево Шиловского района 11 июня по случаю престольного праздника имел место массовый наплыв богомольцев – всего около восьми тысяч человек. Такое большое скопление, как выяснено, объясняется тем, что в селе Срезнево служит в качестве священника некто Филарет. <…> Окружным отделом ОГПУ принят ряд срочных мер к парализации деятельности Филарета» . Так рапортовали своему начальству сотрудники Рязанского ОГПУ об иеромонахе Филарете (Пряхине), впоследствии преподобномученике, насельнике Спасской Пронской Пустыни, который, несмотря на закрытие монастыря, хранил монастырский обычай: со списком чудотворной иконы Божией Матери «Споручницы грешных» ходил по селам. А на приходе, где он служил, был установлен день празднования этой иконы, когда туда стекалось до восьми тысяч богомольцев .

Священнический и диаконский чин в годы гонений на Церковь представлен замечательными священниками и диаконами, неутомимыми тружениками и исповедниками.

Великим утешением и духовной поддержкой в первой половине XX века для москвичей и не только стал протоиерей Алексий Мечёв, настоятель храма святителя Николая в Кленниках. Батюшка имел благодатный дар прозорливости, многим оказывал молитвенную помощь, предстательствуя за них перед Господом и принося избавление от трудностей и бед, за что неоднократно его вызывали на собеседование в ГПУ, запрещали принимать народ.

Когда умерла жена отца Алексия, и он пребывал в глубокой печали, его посетил отец Иоанн Кронштадтский. На вопрос отца Алексия: «Вы пришли разделить со мной мое горе?» – отец Иоанн ответил: «Не горе твое я пришел разделить, а радость: тебя посещает Господь, будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя – и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет». По выражению одного из духовных чад отца Алексия, «верным и несменяемым стражем стал он у скорбного сердца человеческого» в это трудное для всех время .

Протодиакон Николай Тохтуев, впоследствии священномученик, на предложение сотрудничать с органами НКВД дал письменный ответ, в котором между прочим написал: «Что вы от меня требуете, то я сделать не могу. – Это мое последнее и окончательное решение. Большинство из нас идет на такое решение, чтобы спасти себя, а ближнего своего погубить, – мне же такая жизнь не нужна. Я хочу быть чистым перед Богом и людьми, ибо, когда совесть чиста, то человек бывает спокойный, а когда не чиста, то он не может нигде найти себе покоя» .

Многие благочестивые миряне, преодолевая страх смерти, проявили себя в те тяжелые времена как верные чада Православной Церкви, ревностно отстаивая право верующих исповедовать свою веру.

В день выборов в Верховный Совет 12 декабря 1937 года Иван Алексеевич Чернов, благочестивый мирянин, а впоследствии мученик, придя на избирательный участок, вместе с бюллетенем опустил в урну письмо на имя кандидата в депутаты от их района, в котором между прочим было написано следующее: «Мы, граждане Советской республики, считаем себя свободными гражданами по сталинской конституции. Можем свободно выявлять свои нужды от лица верующих в Бога и Святую Церковь. Посодействуйте за нас, дайте нам молиться Богу за весь мир и за Вас, чтобы нам под Вашим руководством проводить тихую жизнь и ходить в церковь молиться Богу, где мы ощущаем отраду души. <…> Вот что нам дороже всего земного богатства, всё на земле временно, а за гробом вечно» .

За это письмо Иван Чернов был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он скончался от голода в лазарете.

История Русской Православной Церкви XX века и нашей страны очень поучительна. Сегодня собрано, обработано и систематизировано огромное количество свидетельств о том, через что прошла наша Церковь в XX веке. В каждом событии, в каждом жизнеописании того или иного новомученика или исповедника засвидетельствована определенная истина, определенный урок, имеющий большое значение для нас сегодня.

История их святости в истории нашей Церкви XX века подобна несокрушимому фундаменту, который возвел глава Церкви – Христос для того, чтобы Церковь выстояла, несмотря на огненные испытания. Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается, – говорится в книге Притчей (Притч. 11:11).

На протяжении всей истории человечества идет непрерывная борьба за человеческие души в разных масштабах и на разных полях боя: от личной жизни человека до таких государственных систем, при которых ведется контроль над всеми сферами жизни общества, и все, что связано с Богом и Его Святой Церковью, целенаправленно вытесняется. Эпоха мученичества, исповедания веры и верности Христу начинается тогда, когда мир сей открыто начинает воевать против Христа и Его Церкви.

Грубое давление, тюремное заключение, угрозы смерти, массовые репрессии, изощренные действия, направленные на раскол Церкви, стремление к полному ее уничтожению, периоды затишья и новые гонения… Русская Православная Церковь должна была выстоять в условиях все более ожесточающихся преследований. И она выстояла. Святые и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX века, известные нам и не известные, имена которых знает один Господь, которые противостояли безбожному засилию, каждый на своем месте, добросовестно и со страхом Божиим совершая свое служение, – явили необычайное мужество, мудрость, выносливость и стойкость в вере, тем самым засвидетельствовав непреложную евангельскую истину: Церковь Христова – не от мира сего, а Главой ее является Сам Господь, Который сказал: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18).

Житие святителя Тихона (Белавина), Патриарха Московского и всея Руси // Монастырский хронограф . Режим доступа: http://monasterium.by/biblioteka/pateriki/sobor-belorusskikh-svyatykh/svyatitel-tikhon-patriarkh-moskovskiy-i-vseya-rossii-1925-/ Дата доступа: 22.01.2017

Интервью с Патриархом Тихоном: «Не так легко свергнуть Царя Небесного, как царя земного» // Православие и мир . Режим доступа: http://www.pravmir.ru/intervyu-s-patriarxom-tixonom-ne-tak-legko-svergnut-carya-nebesnogo-kak-carya-zemnogo/ Дата доступа: 22.01.2017

Священномученик Петр (Полянский) // Православная энциклопедия «Азбука веры» . Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanskij/ Дата доступа: 22.01.2017

Священномученик Петр, митрополит Крутицкий, местоблюститель патриаршего престола // Православие.ру . Режим доступа: http://days.pravoslavie.ru/Life/life353.htm / Дата доступа: 22.01.2017

Житие священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. Святитель-хирург // Православие и мир . Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2291 / Дата доступа: 22.01.2017

Русская Православная Церковь. XX век. М., 2015. С. 87.

Иеросхимонах Алексий (Соловьев). Древо. Открытая православная энциклопедия . Режим доступа: https://drevo-info.ru/articles/2992.html / Дата доступа: 22.01.2017

Жития новомучеников и исповедников российских XX века. Февраль. Сост. игум. Дамаскин (Орловский). Тверь, 2005. С. 395.

Там же.

Святой праведный Алексий Московский // Православие.ру . Режим доступа: http:// http://www.pravoslavie.ru/54415.html / Дата доступа: 22.01.2017

Жития новомучеников и исповедников российских XX века. Май. Сост. игум. Дамаскин (Орловский). Тверь, 2007. С. 47.

Жития новомучеников и исповедников российских XX века. Март. Сост. игум. Дамаскин (Орловский). Тверь, 2006. С. 260.

30 января 2017

Социальные сети

Короткая ссылка:

скопировано