Русский иконостас

Кирилло-Белозерский музей-заповедник обладает уникальным собранием русской средневековой живописи и обширной коллекцией произведений церковного искусства.

Значительное место в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника занимают произведения лицевого и орнаментального шитья. Все эти предметы – высокохудожественные произведения прикладного искусства.

Комплекс 1. Иконостас Успенского собора. XV – XVII века

Каменному Успенскому собору монастыря предшествовали две деревянные церкви. В экспозиции представлены два памятника, происходящие из этих деревянных храмов. Во-первых, это икона «Успение Богородицы», происходящая из самого раннего храма и, возможно, написанная по заказу Кирилла Белозерского в первой четверти XV века. Образ является списком с византийской иконы более раннего времени, чем объясняется ее необычный колорит. Из второго храма происходят царские врата, вложенные в монастырь, что можно утверждать с большой степенью достоверности, великим князем Василием Темным во второй половине 40-х годов XV века. Изящество и уверенность исполнения резьбы указывают на один из ведущих художественных центров Руси, а живопись в клеймах столбиков и двух сохранившихся клейм врат позволяют назвать Ростов Великий местом создания памятника. Необычной особенностью врат стало изображение на лицевой стороне яблок на столбиках образа Спасителя. Это объясняется отсутствием икон Спасителя в местном ряду иконостаса.

В конце XV века второй деревянный храм сгорел и вскоре был построен каменный собор: «Лета 7004 (1496) почали ставить церковь в Кирилове монастыре каменную Успения Богородицы, а поставили в пять месяцев, а стала в пол-третья ста Рублев, а мастеров было стенщиков 20, а был болшой мастер Прохор Ростовский». 8 сентября 1497 года собор освятили, к этому времени артель из трех мастеров написала новый тябловый иконостас.

Соборный иконостас уникален в истории древнерусской иконописи. Это самый крупный комплекс одновременных произведений станкового искусства Руси, дошедший до нашего времени. Он насчитывает сейчас 60 икон (одна утрачена). По описям русских монастырей известно немало таких комплексов, но сохранился только кирилловский. Он дает возможность почувствовать всю грандиозность ансамбля классического русского иконостаса.

В экспозиции представлены 16 икон Деисуса, 15 икон праздничного ряда, местный образ «О Тебе радуется» и пророческая икона «Осия, Амос и Софония».

Первоначально верхний ряд иконостаса был составлен из образов ветхозаветных пророков предсказывавших приход девы Марии и Спасителя. Ниже находился ряд икон с изображениями основных церковных праздников, связанных с евангельским рассказом о жизни Богородицы и Иисуса Христа.

Деисусный ряд был смысловым центром иконостаса и нес основную тему моления (Δήισις – моление) святых за род человеческий перед Спасителем во время Страшного Суда. В центре ряда стоит образ «Спас в силах», изображающий сидящего на престоле Спасителя в окружении серафимов и херувимов. У ног его – Силы (один из ангельских чинов, описываемых как крылатые колеса с очами).

В XVI веке иконы иконостаса были обложены серебряными с позолотой окладами. В середине – второй половине этого века в местном ряду появился образ «Богородица Неопалимая Купина», написанный московским мастером. В 30–40-е годы XVII века икона была обложена чеканным окладом, выполненный ювелирами царской Серебряной палаты. Примерно в то же самое время московскими мастерами были написаны иконы «Предста царица», «Троица», Спас Смоленский».

На 9 иконах пророческого ряда Успенского собора было представлено 26 поясных изображений пророков. Не сохранилась только одна – пророки Захария, Аарон, Моисей.

В 1630 году на средства московского боярина Василия Ивановича Стрешнева художник Ждан Дементьев, начавший работать в Вологде, а в 1626 году переехавший в Москву, написал праотеческий ряд иконостаса, помещенный выше пророческого.

Позже тябла (брусья, на которых стояли иконы) заменила резная иконостасная рама. В XVIII и XIX веках в собор были принесены новые образы, но этот период жизни храма не отражен в экспозиции.

Комплекс 2. Лицевое и орнаментальное шитье XV – XVII веков из церквей монастыря

Красочность, выразительность образов в произведениях лицевого шитья, их высокая материальная ценность привлекали к ним особое внимание современников. Приезжавшие на Русь иностранцы отмечали: «Лучшее, что здесь умеют делать женщины – это хорошо вышивать шелком и золотом». Вышивальщицы были почти в каждом богатом доме или женском монастыре. В работе над большим произведением участвовало несколько вышивальщиц. Рисунки для них выполняли специальные художники-знаменщики, но красота вышивки зависела не только от рисунка знаменщика, но и от умения мастериц передавать его нюансы, подобрать цвет ткани для фона, выбрать нужные швы. Особенностью древнерусского шитья являлся шов «в прикреп»: нить из драгоценного металла (золото или серебро) накладывалась на ткань и прикреплялась к ней тончайшим шелком или льном. Золотошвеи владели большим запасом разнообразных узоров-прикрепов, создающих на поверхности шитья дополнительные геометрические фигуры с касочными названиями «ягодка с черенком», «клопчик», «денежка», «ягодка простая». Русские мастерицы знали до ста различных художественных швом, что позволяло им создавать живописные произведения, сравнимые с иконой или фреской. Вышивальщицы применяли и особу технику шитья, так называемый «атласный шов» и шов «раскол», когда иглой как бы раскалывалась нить предыдущего стежка, чем достигалась особенная плотность и прочность шитья. Шитье дополнялось жемчугом, драгоценными камнями, самоцветами, мелкими бляшками и блестками. Многие произведения шитья воспринимаются уже не только как живописные полотна, но и как декоративные и драгоценные предметы.

Комплекс 3 Иконы конца XVI – XVII веков из церквей монастыря

Вторая половина – конец XVI века были временем активной строительной деятельности монастыря над Святыми и Водяными воротами были возведены церкви Иоанна Лествичника и Преображения, строятся паперти Успенского собора, церковь Кирилла Белозерского, Сергия Радонежского и крепостные стены. Иконостасы надвратных церквей сохранились на своих местах. Иконостас церкви Иоанна Лествичника выполнен, возможно, тем же мастером, что и иконостас середины XVI века Успенского собора города Белозерска. Преображенский иконостас написан артелью художников из Сольвычегодска. Поражает их мастерство и каллиграфическая точность в деталях.

В экспозиции представлены иконы из придельных иконостасов, которые при установке в приделы не видны зрителям – царские врата и местный образ великомученицы Ирины из Ирининского придела, местный образ Николы с житийными клемами из Никольского придела. Если иконы сольвычегодских мастеров демонстрируют приемы, которые станут характерны для живописи XVII века, то художник житийной иконы ориентировался на искусство предшествующей эпохи.

Сольвычегодским художникам принадлежит еще несколько икон в музейном собрании. Икона «Иоанн Предтеча в пустыне», написанная для церкви Кирилла Белозерского, где она стояла недалеко от раки чудотворца. Из Горицкого монастыря происходит житийная икона великомученицы Екатерины, сейчас это единственная иконы с многофигурными композициями, выполненными мастерами этой артели.

Комплекс 4. Иконы из иконостаса церкви Пророка Илии в г. Белозерске (конец XVII века)

Белозерск считается древнейшим городом и художественным центром на Русском Севере. Годом основания города считается 862, отсчитывая свою историю с древнего города Белоозеро, возникшем на восточном берегу Белого озера, на водоразделе Северо-Восточ­ной Европы, откуда расходятся водные пути во все четыре стороны света, в 2012 году – древний Белозерск планирует отметить свое 1150-летие. Две иконы домонгольской эпохи «Богоматерь Умиление» XII–XIII века и «Петр и Павел» XIII века, экспонирующиеся в ГРМ, говорят о том, что в Белозерске художественный уровень был достаточно высок.

В центре современного Белозерска, прославленного своими каменными храмами, крепостным валом и удивительными неповторимыми в своем очаровании купеческими особняками, находится деревянная церковь Пророка Илии, датированная 1692–1696 годами. Многие годы храм находится в остро аварийном состоянии. Сохранился огромный иконостас, он насчитывает 120 икон. В 1970-е годы иконы были вывезены в фонды Кирилло-Белозерского музея. Планомерно год за годом с 1980-х годов началась реставрация иконостасного комплекса. Расчисткой икон занимались Вологодские реставраторы из специальных научно-производственных реставрационных мастерских. (А.В. Астафьев, С.П. Белов, С.Б. Веселов, В.А. Митрофанов, О.А. Соколова). Реставрация позволила назвать имена художников работавших над иконостасом. На иконе «Иоанн Предтеча ангел Пустыни» с житийными клеймами (1690–1691) сохранилась авторская надпись с именами мастеров Михаила и Дмитрия Белозерцев и дата написания иконы. Отреставрированные памятники говорят о высоком уровне исполнителей. Они прекрасно владеют основами прямой перспективы, отказываются от условных иконописных форм в написании пейзажа и архитектурных строений, необычно решают колористическую гамму. Интерес вызывает выбор сюжетов.

После реставрации иконы возвращались в Белозерск в экспозицию историко-краеведческого музея – филиала Кирилло-Белозерского музея-заповедника. По перспективным планам развития, после реставрации деревянной церкви планировалось восстановить иконостас. В 1990-е годы Белозерский музей получил статус самостоятельного музея, но перейдя в категорию муниципальных учреждений, сотрудники не смогли обеспечить хранение уникальных памятников. Было принято решение вернуть отреставрированные иконы в фонды Кирилловского музея.

Комплекс 5. Иконостасы церквей Архангела Гавриила и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Около 1534

В 1531–1534 годах в монастыре были построены две церкви на вклад Василия III: в большом монастыре у колокольни – церковь Архангела Гавриила, в память дня рождения великого князя, а вблизи от того места, где поселился Кирилл Белозерский – церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, в честь дня рождения Ивана Грозного. Строительство второго храма дало начало малому Ивановскому монастырю.

Первоначальные иконостасы обеих церквей без изменений до второй половины XIX века. Около 1668 года в иконостасе церкви Архангела Гавриила появился праотеческий ряд и иконы обложили басмой. Сохранились царские врата этого иконостаса. Реставрация створок еще ждет своего часа, а столбики раскрыты в Государственном институте реставрации (Москва). Живопись сохранилась хорошо и можно уверенно говорить, что их творец был воспитан в традициях московской школы иконописания. Если сравнить образы Василия Великого с лицевой грани правого столбика и из Деисуса иконостаса церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, то легко увидеть общность приемов письма. В 1918 году врата находились в церкви Архангела Гавриила, но они туда могли попасть вместе с Деисусом при переносе в храм малого монастыря иконостаса церкви Кирилла Белозерского.

К сожалению, праздничные ряды обоих иконостасов не сохранились, не дошли деисусные иконы церкви Архангела Гавриила, кроме двух икон весь Деисус второго храма находится в собрании Русского музея.

Пророческий ряд гаврииловского иконостаса создан северным мастером, ему же принадлежит икона из местного ряда.

2012-08-01-30С декабря 2010 г. в нашем соборе начался сбор пожертвований на изготовление иконостаса верхнего – Троицкого – храма и написания икон для него. В настоящее время разработан проект классического пятиярусного иконостаса, написана храмовая икона Живоначальной Троицы для местного ряда. В работе находится икона Божией Матери «Боголюбская». И сегодня мы хотим рассказать нашим читателям об истории и символическом значении пятиярусного иконостаса.

Иконостас принадлежит к числу наиболее ярких явлений восточно-христианской православной культуры. Получив особое развитие на Руси, он стал национальным символом, воплощающим идею православного храма.

Икона Святой Троицы для иконостаса Троицкого храмаВ основе символики храма лежит учение Церкви об искупительной жертве Христовой и конечной ее цели, составляющей саму сущность христианства – грядущем преображении человека, а через него и всего мира. Исходя из такого толкования, каждая часть храма получает свое значение. Если сам храм, по Симеону Солунскому, знаменует Христа Богочеловека, то алтарь означает человеческую душу, а самый храм – тело; в алтаре нужно видеть таинство непостижимой по существу Троицы, а в храме – Ее познаваемый в мире Промысл и силы.

Священник Павел Флоренский в своей знаменитой работе «Иконостас», рассуждая о смысле и символике иконостаса в храме, пишет: «Невидимое недоступно взору чувственному, и алтарь был бы несуществующим для незрячих духовно глаз… Ограничение алтаря необходимо, чтобы он не оказался для нас, как ничто… Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделен только видимыми свидетелями мира невидимого».

Иконостас в том виде, в каком мы привыкли видеть его в православном храме, имеет длительную историю формирования и развития. Первые сведения об отделении алтаря от остального пространства храма преградой – резной решеткой или завесой, относятся к 4 в. В это время стал слагаться определенный канон христианского богослужения. В посланиях апостола Павла ветхозаветная завеса получила новозаветное толкование и была уподоблена плоти Христа, поэтому впоследствии на ней стали изображать крест.

В византийских храмах алтарные преграды были невысокими, они состояли из парапета, колонок и каменной балки, называющейся «темплон», в центре которой ставился крест. Со стороны алтаря за темплоном укреплялась завеса, которую можно было открывать и закрывать в определенные моменты службы. Со временем на темплон начали ставить иконы или на нем самом вырезали рельефные изображения. Крест стал заменяться иконой Христа, а она, в свою очередь, – деисисом (от греч. «прошение, моление», в русской традиции – «деисус»).

Эта трехчастная икона алтарной преграды, занесенная на Русь из Византии, и явилась тем ядром, из которого на русской почве развился православный иконостас. Развитие его происходило путем прибавления новых икон и нарастания отдельных ярусов. К 13–14 вв. в России уже существовали многоярусные иконостасы. Этот процесс развивался активно в деревянных храмах, где иконописи на дереве предназначалась та же роль, как стенописи в храмах каменных. Иконы увеличивались в размерах, возрастало количество ярусов в иконостасе, который целиком закрыл алтарь от глаз молящихся.

Если в деревянных храмах опорой для иконостаса служила сама алтарная стенка, то в каменных храмах с развитием полнофигурных многоярусных иконостасов зачастую строилась каменная алтарная преграда, прорезанная проемами врат. В таких случаях иконостасы писались фресками прямо по восточной стене храма, врата выделялись пышными порталами. Такие формы иконостасов характерны для храмов Ростова Великого.

Поскольку в великокняжеской Москве масштаб возводимых церквей увеличивался из года в год, это неизбежно влекло за собой увеличение алтарного проема и иконостаса, приобретавшего все большую монументальность. Крупные иконостасы – специфически русское явление, типичное для рублевской эпохи.

Русский иконостас 15 в. рассчитан на охват его одним взглядом. Отсюда его строгая «построенность». Он имеет подчеркнутую центральную ось, к которой движение направляется с обеих сторон; горизонтальные и вертикальные членения даются в нем в тонко продуманных ритмических сочетаниях; он образует стройное целое. Русские иконописцы всегда обращали особое внимание на силуэт, т.к. именно он, прежде всего, воспринимался глазом на далеком расстоянии. Иконостас Благовещенского собора Кремля – первый дошедший до нас высокий иконостас с фигурами деисусного чина в рост.

Однако формирование классического русского иконостаса связано не только с особенностями архитектуры православного храма. По мнению ряда ученых, развитие системы декорирования храма продолжалось и совершенствовалось с момента ее появления во времена патриарха Фотия, и сложение иконостаса было неразрывно связано с этим процессом. Возникновение нового типа иконостаса связывают с движением исихазма и особенностями богослужения по Иерусалимскому уставу, введенному на Руси митрополитом Киприаном.

Иконостас Благовещенского собора Московского КремляРусский иконостас включил в себя все главные элементы стенной росписи. Пророки и праотцы, впервые встречающиеся в русских иконостасах 15 в., были перенесены из купола в пророческий и праотеческий ярусы, «праздники» – со сводов и стен в праздничный ярус, деисус – из центральной апсиды в деисусный ярус, евангелисты – с парусов на царские двери. Иконостасы 15–17 вв. в России называют «тябловыми». «Тябло» – это искаженное греческое слово «темплон». Расписанные орнаментом балки-тябла разделяли по горизонтали ряды икон, которые крепились к ним.

Иконостас каждого православного храма уникален. Форма, высота, стиль иконостаса зависят от того, в каком храме он возведен. Иконостас – это часть архитектурного облика храма, он должен быть связан со стилистикой оформления храма, быть сомасштабен его пропорциям. Стиль «московского барокко» украсил иконостасы объемной деревянной резьбой. В конце 17 – начале 18 вв. получили распространение иконостасы, которые превратились по своей форме в гигантские резные рамы для икон. Колонны, увитые виноградной лозой, заменили столбики и тябла. Последовательность вертикалей и горизонталей ордерной системы намеренно нарушалась, иконы делали круглой, овальной или другой более замысловатой формы. Оформление иконостасов нашего Свято-Троицкого собора традиционно выдержано в этом стиле в соответствии с его архитектурным обликом. Для классицистических храмов 18–19 вв. характерен высокий иконостас, открытое пространство верхней зоны алтаря, сам иконостас превращается в архитектурное произведение, он строится в форме портиков, триумфальных арок или храма в храме.

Классический тип иконостаса обычно состоит из пяти рядов икон – местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого, увенчанных Распятием, и напоминает книгу, читать которую следует сверху вниз.

Праотеческий ряд. Верхний ряд икон представляет первоначальную ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея в виде изображений ветхозаветных патриархов, предображающих Церковь новозаветную. В центре его обычно изображено явление Аврааму трех Ангелов у Мамврийского дуба.

Ниже – пророческий ряд. Этот ряд представляет Церковь ветхозаветную от Моисея до Христа. В то же время этот ряд, вместе с рядом праотеческим, изображает предков Господа по плоти. Ветхозаветные пророки изображаются с развернутыми свитками в руках, на которых написаны тексты из их пророчеств о Боговоплощении. Поэтому в центре этого ряда – образ Боговоплощения, икона Знамения Божией Матери. Эта икона указывает на непосредственную связь между Ветхим и Новым Заветами и служит связующим звеном между верхними ярусами и нижними.

1-24Следующий ярус иконостаса – праздничный. Здесь представлен период новозаветный, события, связанные с земной жизнью Христа, – иконы двунадесятых праздников. В праздничном ряду изображаются только те события, которые являются значимыми этапами Божественного домостроительства спасения. Обычно этот ряд состоит из икон Воскресения Христова и 12-ти главных праздников: шести Господних (Рождество, Крещение, Сретение, Вход в Иерусалим, Вознесение, Преображение); четырех Богородичных (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение); Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня.

Следующий ряд носит название деисусный чин. Этот ряд – важнейшая часть православного иконостаса, и даже если все остальные ярусы отсутствуют, Деисус есть в любой православной церкви. Основная тема деисусного чина – моление, заступничество Небесных сил за людей перед Христом. Достигшие святости и вступившие в Царство Небесное представители земного мира, образующие во главе с Христом Церковь Небесную, молитвенно предстоят Престолу Христа-Судии, испрашивая снисхождения к собранной в храме Церкви земной. В центре ряда находится изображение «Спас в силах». Эта иконография изображает Спасителя здесь, в центре чина, как Судию, пришедшего во славе, как Главу Церкви и как Искупителя, принесшего Себя в жертву за грехи людей. Поэтому на иконе Он держит Евангелие раскрытым на тексте «Приидите ко Мне вси труждающиися, и Аз упокою вы» (Мф.11,28). Спасителю молитвенно предстоят: справа Богоматерь, Архангел Михаил и апостолы, слева – Иоанн Креститель, Архангел Гавриил и апостолы. За апостолами могут быть изображения избранных святых, святителей, мучеников. В том случае, если по обе стороны от Христа изображены 12 апостолов (по шесть с каждой стороны), деисусный чин называется апостольским.

Нижний ярус храмового иконостаса – местный, в центральной своей части представлен царскими вратами. Они представляют собой двустворчатые двери и открываются во время Литургии – через них выносят Святые Дары. Входить через них могут одни священнослужители и лишь в определенные моменты богослужения. В соответствии с символикой алтаря, царские врата представляют собой вход в Царствие Божие. Поэтому на них изображаются благовестники этого Царствия – четыре евангелиста и над ними Благовещение, как олицетворение той вести, которую они возвещают. Над царскими вратами изображается «Причащение апостолов», или «Тайная Вечеря», в знак того, что в алтаре происходит причащение священников, а на солее перед царскими вратами – причащение верующих.

По обеим сторонам от царских врат помещаются иконы Спасителя и Божией Матери с Богомладенцем. Дальше, на северных и южных вратах, которые ведут в диаконник и жертвенник, изображаются два Архангела – Гавриил и Михаил (иногда – святые диаконы). Если остается свободное место в ряду – оно заполняется другими иконами. Как правило, образ справа от иконы Спасителя – это так называемая «храмовая икона». Она всегда подскажет, в честь какого праздника или святого освящена церковь. Выбор остальных икон этого ряда зависит от местных потребностей – здесь могут располагаться образы святых, наиболее почитаемые в данной местности или в данном храме.

В основе иконостаса, безусловно, лежит необходимость усвоения христианской догматики. Известный исследователь древнерусского искусства Л.А. Успенский так характеризует этапы домостроительства Божия, в строгой последовательности отображенные в иконостасе: «Они идут снизу вверх – через приятие евангельского благовествования и молитвенное общение, через сочетание воли человеческой и воли Божией – в этом аспекте икона Благовещения является иконографией сочетания двух воль; наконец, через причащение таинству Евхаристии осуществляет человек свое восхождение к чину, т.е. входит в соборное единство Церкви».

У каждого из вас, дорогие читатели, есть уникальная возможность принять участие в создании нового иконостаса Свято-Троицкого собора. Вы можете пожертвовать любую посильную для вас сумму. А при желании и возможности можно заказать икону в одном из рядов иконостаса, на которой будет указано имя жертвователя, а также имена его родных и близких.

Ирина Воронихина

Иконостас : / фото Т. И. Дьяконовой, А. А. Осина, В. М. Яроша ; сост., графическая концепция и дизайн А. А. Кассировой ; Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина. — Электронные графические данные. — Великий Новгород, 22-23 мая 2012 года. — (Экспозиция Новгородского музея-заповедника «Русская икона XI — XIX вв.»). —
Режим доступа: интернет-портал Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина.
Заглавие из сопроводительного документа.
Дата съемки: 22-23.05.2012.
Иконостас — алтарная перегородка, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма, символизирующую Рай, от средней части храма, символизирующую мир людей. Высокий иконостас имеет 5 рядов (чинов) икон и трое врат, ведущих в алтарь. Нижний ряд (чин) — называется местным. Главными вратами, расположенными в нижнем ряду напротив Престола называются Царские. Слева и справа от них расположены южные и северные дьяконовские врата. Далее за Местным, следуют Деисусный, Праздничный, Пророческий и Праотеческий чины. Завершается иконостас крестом или иконой Распятия. Иногда по сторонам креста ставятся иконы предстоящих: Богоматерь, Иоанн Богослов, жены-мироносицы. В частях альбома представлены местные, деисусные и праздничные чины храмовых иконостасов Новгорода и его окрестностей. Экспозиция «Русская икона XI – XIX веков», где располагаются экспонаты, представленные в альбомах, была открыта 18 мая 2004 г. и действует по настоящее время. — Использованы материалы сайтов: «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» (URL: http://novgorodmuseum.ru/chto-posmotret/67-ekspozitsiya-russkaya-ikona-x…; «Путешествие по Святым местам» (URL: http://www.vidania.ru/statyi/ikonostas.html) .

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

Анатолий ВлезькоГреческое «иконостас» состоит из двух слов: икона и «stasis» — место стояния. Это перегородка, которая разделяет алтарь и основную часть храма.

Чаще в русских православных храмах мы встречаем высокий иконостас. Он состоит из рядов, или ярусов, икон, которые располагаются друг над другом. «Чины», как их еще называют, выстроены не случайно, а в строго определенном порядке.

Но сейчас все чаще в храмах ставят не высокие иконостасы, а низкие перегородки — всего с несколькими иконами, центральное место среди которых занимают большие образы Иисуса Христа и Богородицы. Такой иконостас возвращает нас к византийской традиции построения храмового убранства, когда разделение между алтарем и молящимися людьми было чисто символическим. Сквозь такую перегородку можно увидеть все, что происходит в алтаре: действия и молитву священнослужителей, подготовку таинств.

Чины же высокого иконостаса, а их бывает от трех до пяти, визуально рассказывают нам историю богообщения — от Ветхого Завета до новозаветной истории о том, как Господь стал человеком и спас нас ценой крестной смерти, а затем воскрес.

В середине нижнего яруса расположены царские врата, рядом с ними всегда — икона Спасителя и икона святого или праздника, в честь которого освящена церковь. Икона Тайной Вечери располагается над вратами.

Поднимая взгляд вверх, мы движемся будто бы в прошлое — в начало истории общения человека с Богом. Второй ряд иконостаса — так называемый деисис, который состоит из трех основных икон: Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. Также в этом ряду можно увидеть апостолов, архангелов и разных святых. В третьем ряду помещаются иконы двунадесятых праздников. Двунадесятые праздники связаны с событиями земной жизни Спасителя и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Четвертый ряд — пророки. Пятый, верхний, ярус — это икона Пресвятой Троицы и иконы ветхозаветных праздников и ветхозаветных праотцев. На самой вершине высокого иконостаса — всегда крест.

Несмотря на строгую каноничность, иконостасы бывают очень разными по стилю. Строгие и аскетичные или пышно и витиевато украшенные; лаконичные или многоярусные, устремленные к самому куполу храма. По иконостасу можно изучать историю церковной архитектуры и наблюдать, как менялась из века в век иконописная традиция. Иконостас — это еще одно подспорье для тех, кто молится к храме, помощь человеку, который пришел поговорить с Богом.