Рыба в рождественский пост

Ежегодный Рождественский пост начался в ноябре 2020 года и закончится перед Рождеством Христовым. Этот пост длится сорок дней и является одним из самых длительных в году, вместе с Успенским и Великим постом. Он считается не очень строгим, поскольку в большинство дней разрешается употреблять рыбу, морепродукты и еду с маслом.

Смысл поста не только в воздержании от определенной пищи, но и в духовном очищении, самодисциплине и приближении к Богу. Во время поста стоит воздержаться от интимной близости, ссор и злословия, простить обиды и отдать долги, обращаться мыслями к Богу, отказаться от азартных игр.

Когда Рождественский пост в 2020 году

Дата Рождественского поста в православии фиксированная: с 28 ноября по 6 января. Католики и некоторые протестанты соблюдают пост с 15 ноября по 24 декабря, а Рождество они празднуют 25 декабря.

Рождественский пост: что можно и что нельзя употреблять в пищу

Рождественский пост считается не очень строгим, так как в большинство дней разрешается есть рыбу. С 28 ноября по 19 декабря включительно по понедельникам разрешается горячая пища без масла, по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям – рыба. По средам и пятницам предписывается сухоядение (хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед).

С 20 декабря по 1 января запрещается рыба по вторникам и четвергам. С 2 по 6 января по понедельникам, средам и пятницам соблюдают сухоядение, по вторникам и четвергам – разрешается горячая пища без масла, по субботам и воскресеньям – горячая пища с маслом.

Во время Рождественского поста разрешается есть любые овощи и фрукты, каши, бобовые, грибы. В пост нельзя употреблять мясо, яйца, сыр, молочные продукты, сливочное масло.

Календарь питания на Рождественский пост по дням

Календарь питания на Рождественский пост / фото kleo.ru

Календарь питания на Рождественский пост / фото kleo.ru

28 ноября, суббота — Разрешается есть рыбу и морепродукты, горячую пищу с маслом

29 ноября, воскресенье — Разрешается есть рыбу и морепродукты, горячую пищу с маслом

30 ноября, понедельник — Горячая пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы)

1 декабря, вторник — Разрешается есть рыбу и морепродукты, горячую пищу с маслом

2 декабря, среда — Сухоядение: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед

3 декабря, четверг — Разрешается есть рыбу и морепродукты, горячую пищу с маслом

4 декабря, пятница — Введение Богородицы, в честь праздника можно есть рыбу и выпить вина

5 декабря, суббота — Разрешается есть рыбу и морепродукты, горячую пищу с маслом

6 декабря, воскресенье — Разрешается есть рыбу и морепродукты, горячую пищу с маслом

7 декабря, понедельник — Горячая пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы)

8 декабря, вторник — Разрешается есть рыбу и морепродукты, горячую пищу с маслом

9 декабря, среда — Сухоядение: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед

10 декабря, четверг — Разрешается есть рыбу и морепродукты, горячую пищу с маслом

Рождественский пост 2020: когда начинается, что нельзя есть и запрещено делать11 декабря, пятница — Сухоядение: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед

12 декабря, суббота — Разрешается есть рыбу и морепродукты, горячую пищу с маслом

13 декабря, воскресенье — Разрешается есть рыбу и морепродукты, горячую пищу с маслом

14 декабря, понедельник — Горячая пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы)

15 декабря, вторник — Разрешается есть рыбу и морепродукты

16 декабря, среда — Сухоядение: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед

17 декабря, четверг — Разрешается есть рыбу и морепродукты, горячую пищу с маслом

18 декабря, пятница — Сухоядение: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед

19 декабря, суббота — Святителя Николая, можно есть рыбу и выпить вина

20 декабря, воскресенье — Разрешается есть рыбу и морепродукты, горячую пищу с маслом

21 декабря, понедельник — Горячая пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы)

22 декабря, вторник — Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла.

Рождественский пост что можно есть / фото ua.deposithpotos.com

Рождественский пост что можно есть / фото ua.deposithpotos.com

23 декабря, среда — Сухоядение: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед

24 декабря, четверг — Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла.

25 декабря, пятница — Сухоядение: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед

26 декабря, суббота — Разрешается есть рыбу и морепродукты, горячую пищу с маслом

27 декабря, воскресенье — Разрешается есть рыбу и морепродукты, горячую пищу с маслом

28 декабря, понедельник — Горячая пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы)

29 декабря, вторник — Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла.

30 декабря, среда — Сухоядение: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед

31 декабря, четверг — Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла.

1 января, пятница — Сухоядение: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед

2 января, суббота — Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла.

3 января, воскресенье — Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла.

4 января, понедельник — Сухоядение: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед

5 января, вторник — Горячая пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы)

6 января, среда — Рождественский сочельник, сухоядение: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед

6 января с появлением на небе первой звезды к столу подают 12 постных блюд, первым из которых является кутья.

Как подготовиться к Рождественскому посту

  • Готовьтесь к посту заранее, чтобы он не был стрессом для организма. Постепенно сокращайте количество мясных и молочных продуктов в рационе.
  • За день до вхождения в пост очистите кишечник, чтобы запустить механизмы внутриклеточного питания и избавиться от постоянно чувства голода.
  • Входить в пост со слабыми ограничениями и постепенно их устрожать.
  • Делать между основными приемами пищи фруктовые и овощные перекусы.
  • Увеличьте порцию блюд, чтобы набирать норму калорий.

Читайте также другие новости:

  • Выходные на Новый год в 2021 году: сколько будут отдыхать украинцы в январе
  • Религиозные праздники в декабре: православный календарь на этот месяц
  • Наряды на Новый год 2021: в чем встретить год Быка мужчинам и женщинам
  • Где встретить Новый год 2021 в Украине и в Киеве — идеи празднования и лучшие места
  • Подарки на Новый 2021 год: креативные и милые идеи презентов для всех
Рождественский пост

За пять дней до праздника Рождества Христова начинается его предпразднство.

Но ранее совершаются памяти ветхозаветных пророков, провозгласивших пришествие в мир Спасителя: пророка Аввакума (2 декабря), который «на Божественней стоя страже возгласил вселенной от юга пришествие Божие (Христа), плоть бренную от Девы понести восхотевшаго»; пророка Софонии (3 декабря), «ибо прорече спасительное пришествие Христа Бога нашего»; пророка Даниила (17 декабря), который «Иисуса Христа истиннаго Бога нашего, проповедуя нерукосечный камень, от горы приосененныя Девы происходящаго, Божественное ясно пришествие провозгласил»; святых трех отроков (17 декабря), которые «Слова крайнее на землю низшествие таинственно видеша», и всех пророков в Неделю святых праотцев, «несказанное рождество Христа Бога всем проповедавших»; всех ветхозаветных патриархов, ибо Бог показал «от них жезл силы единую неискусомужную Богоотроковицу Марию Чистую, из Неяже цвет пройде Христос».

«Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся». Этими словами ирмоса 1-го Рождественского канона Святая Церковь приготовляет нас к достойной встрече великого праздника Рождества Христова. Примечательно, что первое из рождественских песнопений, которым мы начинаем наше приготовление к празднику, не заключает в себе обращения к Самому грядущему на землю Господу Иисусу Христу. Оно возвещает нам лишь радостную весть о Его рождении и пришествии с неба на землю и призывает нас прославить грядущего Христа, выйти Ему в сретение и, как путь к этому, указывает на возвышение наших душ, которое сделает их достойными созерцания открывающейся Божественной тайны. Без этого Рождество Христово пройдет мимо нас, и мы не увидим его своими духовными очами. Церковь в своей материнской заботе о спасении людей открывает великую тайну Богоявления и вочеловечения Бога Слова и указывает путь, на котором мы можем удостоиться, чтобы рожденный от Девы Христос Спаситель родился и в наших сердцах и Младенец Христос, нашедший Себе приют в вертепе, сотворил Себе обитель в наших душах.

Церковь приуготовляет к этому постепенным раскрытием перед нашим духовным взором Божественного Домостроительства, раскрытием, начало которому положено праздниками Рождества Пресвятой Богородицы и Ее Введения во храм. Начиная с этого праздника, мы слышим за богослужением ирмосы Рождественского канона, и далее всё чаще звучат в церковных службах песнопения, посвященные приближающемуся празднику. Начиная с праздника Нового лета, Святая Церковь ведет нас путем очищения нашей души и сердца. Но наибольшего развития эта внутренняя, духовная подготовка достигает в дни Рождественского поста.

Рождественский пост – первый из четырех годичных постов, установленных Церковью для подготовки встречи великих праздников: Рождества Христова, Пасхи, святых первоверховных апостолов Петра и Павла и Успения Пресвятой Богородицы. Он называется также Филиппов пост, так как начинается на другой день после празднования памяти святого апостола Филиппа (14 ноября). Продолжается пост сорок дней, до навечерия Рождества Христова (24 декабря), и поэтому носит иногда название Четыредесятницы, но только малой, в отличие от Великой Четыредесятницы – великого поста. Слово «малая» относится здесь не к продолжительности, а к значению поста, меньшему по сравнению с Четыредесятницей Великой.

Обычай освящать постом время приготовления к великим праздникам восходит к практике древней Церкви. Уже в Апостольских постановлениях (II-III вв.) есть указания на посты Великой Четыредесятницы и Страстной седмицы, служащие приготовлением к празднику Пасхи. Несколько позднее появляются другие посты. Во всяком случае, уже в IV-V веках церковная практика знает все четыре годичных поста, которыми запечатлены четыре времени года. Посты учреждены христианской Церковью как средство, содействующее возвышению духа над плотью, господству духовно-нравственных стремлений над чувственными.

Пост существовал еще в Ветхом Завете. Так, Моисей перед получением на Синае заповедей от Бога сорок дней постился и молился. В Новом Завете пост установлен в подражание Иисусу Христу, как новому законодателю, постившемуся сорок дней в пустыне, а также в подражание примеру святых апостолов.

В древней Церкви пост был очень строг, христиане разрешали себе только сухоядение, и только вечером, а некоторые не принимали пищи несколько дней подряд. Согласно Апостольским постановлениям, в пост разрешается вкушать только хлеб и овощи, а мясо и вино употреблять запрещается. С XII в. постной пищей стала считаться рыба. Всякая радость считалась нарушением поста, и даже церковное «лобызание мира», по словам Тертуллиана (II-III вв.), считалось с постом несовместимым.

В последующее время возникли ереси, из которых одни ставили пост наравне с высшими нравственными обязанностями христианина, а другие совершенно отрицали даже малейшее его значение. На Востоке, по сравнению с Западом, церковное значение поста было усилено и нарушения его считаются грехом. Столь строгий взгляд на пост вместе с христианством пришел на Русь.

С появлением монашества пост вошел в число монашеских обетов и сделался принадлежностью иноческой жизни. Монастыри и оказали влияние на развитие у христиан любви к постничеству.

Посты по продолжительности делятся на многодневные и однодневные. К первым относятся: Великий, Петровский, Успенский и Рождественский посты.

К однодневным постам относятся: пост в среду и пятницу каждой недели, установленный в воспоминание предания Спасителя на страдания и Его страданий и смерти. Еще в древней Церкви среда и пятница были известны как постные дни. В некоторые седмицы в среду и пятницу поста нет. Таковы седмицы пасхальная и Пятидесятницы, святки – от Рождества Христова до Богоявления, кроме Богоявленского сочельника, седмица мытаря и фарисея и сырная седмица.

Пост в праздник Воздвижения Креста Господня установлен в честь воспоминания в этот день страданий Христовых.

Пост в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 29 августа, установлен для того, чтобы почтить память столь великого праведника и пустынножителя. Установление этого поста древнее, как и сам праздник (IV в.).

Пост в навечерие праздника Крещения – 5 января, установленный ради величия дня и освящения в этот день воды.

В Евангелии есть два места, особенно важных для понимания смысла и значения поста. На вопрос иудеев ко Христу, почему ученики Его не постятся, подобно ученикам Иоанновым и фарисейским, Господь ответил: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними Жених? Доколе с ними Жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2, 19-20). Смысл этих слов не исчерпывается лишь указанием на время, когда окончится пребывание Христа во плоти со Своими учениками; они указывают и на духовные состояния, знакомые каждому, проходящему путь духовной жизни и борьбы со грехом, когда человек чувствует себя отделенным от Христа одолевающими его грехами и страстями, чувствует себя уже здесь, на земле, вверженным во тьму кромешнюю. Средствами освобождения человеческой души от подобных состояний и возвращения ее ко Христу являются, по слову Спасителя, лишь пост и молитва: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21). Пост, по учению Спасителя, очищает душу от греха, освобождает ее от власти диавола и возвращает к общению со Христом.

Если таково значение поста в жизни каждого отдельного христианина, то нет ничего удивительного, что Церковь определенные дни на протяжении года освятила соблюдением поста, обязательным для всех ее членов. Вместе с церковными службами, положенными во время их прохождения, посты органически вплетены в духовную ткань седмичного и годичного богослужебных кругов. Каждый из них имеет особенности, и вместе с тем, будучи обращены к духовно-нравственной жизни каждого христианина в отдельности, они связывают ее с богослужением, способствуют преображению духовной жизни каждого человека и преобразованию ее в непрестанное богослужение.

Все посты имеют общую цель и назначение – очищение и обновление духовной жизни, но каждый из них, как говорит блаженный Симеон Солунский (XIV-XV вв.), имеет свою особую мысль. Так, Рождественский пост связан и с праздником Рождества Христова, приготовлением к которому он служит, и имеет отношение к началу церковного года – времени, когда, собрав от земли плоды трудов предшествующего года и плоды духовного делания, человек бросает в землю новое семя и терпеливо ждет его созревания и нового плодоношения.

Упоминания о Рождественском посте встречаются в IV веке (святой Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, папа Лев Великий и святой Иоанн Златоуст). Продолжительность этого поста в древности в разных Церквах соблюдалась не одинаково. Продолжительность его была определена на Константинопольском Соборе 1166 года при патриархе Луке Хрисоверге, где было постановлено перед Рождеством поститься сорок дней – с 14 ноября по 24 декабря включительно.

Как и все другие христианские посты, Рождественский пост прежде всего характеризуется определенными правилами воздержания от пищи. В этом отношении он по строгости уступает и Великому, и Успенскому постам. Церковный устав предписывает в эти дни следующие правила воздержания: в понедельник, среду и пятницу – сухоядение, то есть не разрешается вкушение вареной пищи, и пищу разрешено принимать раз в день. Во вторник и четверг назначена средняя степень воздержания, так называемое разрешение вина и елея. В субботу и воскресенье назначена самая легкая степень поста: разрешение на рыбу. Особо выделяются по строгости поста последние дни, начиная с 20 декабря, соответствующие по своему духовному смыслу и богослужебному строю Страстной седмице. Уставом в эти дни запрещено вкушение рыбы, даже в субботу и в воскресенье, если они падают на этот промежуток поста. В последний день поста, 24 декабря, именуемый в Уставе навечерием Рождества Христова, предписывается самый строгий пост: полное воздержание от пищи до отпуста рождественской вечерни, соединяющейся в этот день с литургией Василия Великого. По окончании литургии или вечерни, если она совершается отдельно, следует пение рождественского тропаря и кондака, и, как сказано в Уставе, «ходим в трапезу и едим варение с елеем».

Наряду с воздержанием от пищи Святая Церковь в течение Рождественского поста, как и в другие посты, запрещает совершение таинства Брака, а находящимся в браке предписывает воздержание от супружеского общения. Запрещается также участие в каких-либо светских увеселениях.

Вместе с правилами воздержания от пищи на период Рождественского поста Святая Церковь установила ряд богослужебных особенностей, отличающих его от прочих дней годичного богослужебного круга. Как и самый пост, богослужение этого периода служит одной цели – приготовлению души к восприятию рожденного от Девы Христа Спасителя.

Для уяснения этих особенностей лучше всего сравнить богослужение Рождественского поста с великопостным. Православное богослужение состоит из двух основных частей: неизменяемой, составляющей основу каждой службы независимо от дня седмицы, числа и месяца, в которые оно совершается, и изменяемой, состоящей из песнопений и молитвословий, меняющихся в зависимости от дней седмичного или годичного круга.

Великопостное богослужение отличается покаянным характером, распространяющимся как на изменяемую, так и на неизменяемую часть богослужения. И если твердый порядок каждой службы остается неизменным, в него вносятся особенности, усиливающие ее покаянный характер. К ним относятся прежде всего замена на утрене, после шестопсалмия и великой ектении, торжественных и радостных стихов «Бог Господь, и явися нам» со следующим за ним тропарем празднику или празднуемому святому покаянным «Аллилуиа» и троичными тропарями. На часах, вечерне и повечерии также не поются и не читаются дневные тропари, которые заменяются другими, более соответствующими духу и смыслу великопостного богослужения. Кроме того, на всех службах суточного круга в течение всей Четыредесятницы читается покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», сопровождаемая земными поклонами. Для определения этих особенностей, характеризующих строй великопостного богослужения, Церковный устав пользуется словом «Аллилуиа». В дни, когда по Уставу положено править службу по постному чину, в нем говорится: поем «Аллилуиа» или просто «Аллилуиа».

Изменяемая часть служб Четыредесятницы также имеет свои особенности. В этот период, за исключением воскресных дней, не поется Октоих; кроме того, на каждый день поста положены особенные песнопения, составляющие содержание Триоди постной. Сочетание песнопений Триоди с пением «Аллилуиа» создает неповторимый покаянный характер великопостного богослужения.

Сопоставляя великопостное богослужение с богослужением Рождественского поста, следует отметить, что по Церковному уставу в некоторые его дни положено петь «Аллилуиа», то есть строй богослужения в эти дни в точности соответствует великопостному: часы, молитва Ефрема Сирина, поклоны. Всего по Уставу петь «Аллилуиа» в течение Рождественского поста положено одиннадцать раз: 19, 26 и 29 ноября и 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 декабря. Богослужение в эти дни, так же как и во время Великого поста, носит существенно покаянный характер. В течение Рождественского поста положен также целый ряд торжественных служб. В чередовании праздничных и покаянных дней и заключается существенная особенность богослужения Рождественского поста, отличающая его от других дней церковного года, и в особенности от Великого поста.

Впервые рождественские песнопения звучат через неделю после его начала: на утрене праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. С этого дня начинают петь в качестве катавасии рождественские ирмосы. А в праздники святого апостола Андрея Первозванного (30 ноября), Святителя Николая (6 декабря) и святого пророка Даниила (17 декабря) в службы этим святым введены особые предпраздничные стихиры, которые постепенно подводят нас к духовному восприятию праздника. Наконец, 20 декабря начинаются дни предпразднства Рождества Христова, раскрывающие перед нами тайну истощания Сына Божия. Эти службы и отдельные песнопения представляют собою связанные друг с другом вехи духовного пути, по которому ведет нас Церковь в дни Рождественского поста.

Период этого поста характеризуется также особым подбором священных памятей, которые Церковь предлагает нам в эти дни.

Особое место среди них, как уже отмечалось, занимают памяти ветхозаветных пророков и праведников. В течение поста мы совершаем памяти пророков Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Даниила и трех отроков – Анании, Азарии и Мисаила. Два последних воскресенья поста посвящены памяти всех вообще ветхозаветных праведников и пророков. В Церковном уставе они именуются Неделями святых праотец и святых отец. Как уже говорилось, первая часть церковного года, охватывающая время от Новолетия до Рождества Христова, посвящается преимущественно ветхозаветным воспоминаниям и богата памятями ветхозаветных праведников, что особенно заметно в период Рождественского поста.

Из одиннадцати дней его, когда положено петь «Аллилуиа», 5 падает именно на дни памяти пророков. В противоположность новозаветным святым, службы которым носят особо торжественный характер и озарены светом духовных дарований, полученных ими от Христа, службы пророкам, жившим до Его пришествия, когда над человечеством тяготело бремя первородного греха, построены так, чтобы напомнить нам о наших грехах и возбуждать покаянные чувства. Способствует этому прежде всего самый строй служб с пением «Аллилуиа» и чтением умилительной молитвы Ефрема Сирина. Церковь призывает нас заглянуть в свои сердца, чтобы узреть наши прегрешения. Раскрыв бездну грехов, отделяющих нас от Христа, она указывает и путь, ведущий к свету. Путеводительницей на этом пути Церковь предлагает нам Пресвятую Богородицу. В богослужении это выражается в том, что в дни, в которые положено петь «Аллилуиа», покаянные стихиры обращены не ко Христу, а к Божией Матери.

Вместе с Божией Матерью Церковь предлагает в путеводители покаяния и очищения наших душ святых пророков. В службах им, как и в образе пророка Моисея, нам дан пример очищения души от страстей путем поста и подвига. Другая мысль, проходящая через службы пророкам, – благодатный характер их духовной жизни.

Еще важнее в них для нас та мысль, что благодать Святого Духа, вселившаяся в сердца пророков, соделала их, подобно пророку Моисею, боговидцами, приоткрыв для них зарю грядущего дня пришествия на землю Мессии. Предлагая нам ветхозаветных пророков как пример очищения души и восхождения к Боговидению, Святая Церковь призывает их быть нашими молитвенниками в покаянном делании, которое с особой полнотой раскрывается в службах пророкам. Праздник Рождества Христова занимает особое место в годичном богослужебном круге. В старых изданиях Типикона, подобно Светлому Христову Воскресению, он именовался Пасхой, чем подчеркивалась его тесная связь с тайной нашего спасения и избавления от греха и смерти, тайной, которую Святая Церковь проповедует в своем вероучении и с которой она вводит нас в непосредственное духовное соприкосновение своим богослужением и таинствами.

Рождество Христово в хронологическом порядке занимает первое место в литургическом цикле, посвященном земной жизни Иисуса Христа. Но и по существу оно предваряет Страстную седмицу и Пасху, являясь необходимым условием и первой ступенью нашего спасения, ибо в воплощении Слова Божия, как говорит определение Халкидонского Собора (451), Христос, Единосущный отцу по Своему Божеству, становится Единосущным нам по человечеству, чем полагается начало новой твари, Нового Адама, призванного спасти и заменить Собою Адама ветхого.

Что касается богослужения, в котором раскрывается нам тайна любви и Домостроительства Божия и через посредство которого мы получаем возможность жить премирной богочеловеческой жизнью, то именно Рождество Христово, как воплощение Бога Слова, делает возможною такую жизнь. Если богослужение – не только наше служение Богу, но и служение нам Богочеловека Иисуса Христа и если оно снисхождение к нам Бога Невидимого в образах видимых, явление во времени Превечного Бога и откровение Бога Единого в сонме святых, то только благодаря тому, что «Слово стало плотию» (Ин. 1, 14), и явилось нам во времени («когда пришла полнота времени», Гал. 4, 4), соединив раздробленное грехом человеческое естество в Единое Тело Христово (Рим. 12, 5). Таким образом, в празднике Рождества Христова и его богослужении впервые во всей полноте раскрывается тайна Богочеловеческой жизни, которая в предшествующих праздниках, относящихся к первой части церковного года, только приоткрывается в образах и символах Ветхого Завета.

Рождественский пост, по церковному календарю, длится 40 дней – в этот период люди очищают себя покаянием, постом и молитвою, чтобы с чистыми душой, сердцем и телом встретить Сына Божьего, явившегося в мир.

Рождество в Грузии: праздничная служба в соборе Самеба — видео>>

Рождественский пост, как и любой другой в церковном календаре, – это не просто воздержание от скоромной пищи, но и отказ от вредных привычек и страстей, а также от грешных мыслей.

Sputnik Грузия рассказывает, что можно и нельзя есть в Рождественский пост, и предлагает календарь питания по дням.

Что можно или нельзя есть

В Рождественский пост правила воздержания в питании, определенные церковью, не такие строгие, как в Великий и Успенский, — во время поста нельзя есть мясные и молочные продукты, но можно — рыбу.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Люди, соблюдающие пост, могут разнообразить свое питание овощами, грибами, фруктами, ягодами, зеленью, сухарями, кашами, орехами, семечками, сухофруктами, медом и другими продуктами. В определенные дни можно также есть рыбу, морепродукты, растительное масло и вино.

В Рождественский пост можно есть сырые, тушеные, запеченные, вареные, а также соленые блюда. В меню можно включить различные салаты, консервированные овощи и фрукты, супы, рагу, вареники, соленья, запеканки, пироги и другую постную выпечку, а также соки, морсы, чай и кисели.

По строгости различают пять степеней поста: полное воздержание от пищи; сухоядение; горячая еда без масла; горячая пища с маслом (растительным); вкушение рыбы. Соблюдать в определенные дни более строгую степень поста, чем установлено, можно с благословения священника.

Календарь питания

По понедельникам в Рождественский пост монастырским уставом дозволено есть горячую еду, но без масла. В такие дни в меню можно включить различные каши и супы, а также соленья, варенья, зелень и так далее.

В Рождественский пост — по вторникам и четвергам можно есть горячую еду, с маслом. То есть можно приготовить самые различные блюда – супы, постные котлеты, пловы, салаты и так далее.

Кстати, для мирян допускаются определенные послабления – по вторникам и четвергам они могут включить в питание рыбные продукты.

В среду и пятницу — самые строгие дни Рождественского поста, положено сухоядение. Можно есть фрукты, овощи, орехи, сухофрукты, то есть исключительно сырую, термически необработанную пищу и постный хлеб. Не рекомендуется в эти дни пить даже чай или компот.

В Рождественский пост по субботам и воскресеньям можно вкушать рыбу, горячие блюда, заправленные постным маслом и выпить немного вина. Так что питание может быть очень разнообразным.

Рыбу в Рождественский пост также можно есть в церковные праздники и в дни поминовения великих Святых, если они не приходятся на среду и пятницу.

Календарь питания по дням

Дни недели 28 ноября —
19 декабря
20 декабря —
1 января
2 января —
6 января
Понедельник Горячая пища без масла Горячая пища без масла Сухоядение
Вторник Горячая пища с маслом Горячая пища с маслом Горячая пища без масла
Среда Сухоядение Сухоядение Сухоядение
Четверг Горячая пища с маслом Горячая пища с маслом Горячая пища без масла
Пятница Сухоядение Сухоядение Сухоядение
Суббота Горячая пища с маслом, рыба Горячая пища с маслом, рыба Горячая пища с маслом
Воскресенье Горячая пища с маслом, рыба Горячая пища с маслом, рыба Горячая пища с маслом

Так, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, который по церковному календарю отмечают 4 декабря и в 2020-м выпадает на пятницу, можно выпить немного вина. А в день памяти Святого Николая Чудотворца — 19 декабря, которое в 2020 году выпадает на субботу, можно вкушать рыбу.

© Sputnik / Olga Kiknavelidze

Более строгим Рождественский пост становится со 2 по 6 января – в эти дни рыбу есть нельзя. В частности, в понедельник, среду и пятницу положено сухоядение, а во вторник и четверг в питание можно включить горячую еду без масла. В субботу и воскресенье постящиеся могут добавить в блюда постное масло.

Канун Рождества или Сочельник — самый строгий день поста. Многие из соблюдающих пост 6 января полностью отказываться от еды до первой звезды, а вечером едят кутью или сочиво — сладкую кашу, приготовленную из целых зерен пшеницы с добавлением орехов, изюма и меда.

Что еще нельзя

Пост – это время молитв и покаяния, без которых пост – просто диета. Поэтому, в Рождественский, как и в любой другой пост, нельзя устраивать веселые застолья и напиваться.

© REUTERS / Mussa Qawasma

Нельзя также раздражаться, ссориться, обижать родных и близких, совершать любые другие поступки, которые разрушают мир между людьми.

В Рождественский пост по субботам и воскресеньям, а также в церковные праздники можно выпить до 200 грамм вина или примерно 400 грамм пива.

Свадебные торжества нужно планировать или до начала Рождественского поста, или после Рождества Христова, так как венчаться во время поста нельзя.

Для проведения светских праздничных мероприятий, в том числе и регистрации брака в ЗАГСе, церковь советует выбрать более уместное для веселья время.

Материал подготовлен на основе открытых источников