С богом

Говорят, в шторм на море атеистов нет. Правда, для того чтобы начать общаться с Богом, совершенно необязательно оказаться на корабле в плохие погодные условия.

В жизни каждого человека бывают моменты, когда крайне необходимо что-то получить и когда список людей, которые могли бы помочь, но по какой-то причине не помогли, исчерпывается, мы — вне зависимости от степени своего атеизма — обращаемся с просьбой наверх. Вот только одни получают то, что просят, а другие — нет, потому что не умеют общаться с Богом. Как научиться говорить и — что не менее важно — договариваться с ним?

Какого пола ваш Бог

Поскольку у каждого из нас Бог свой, прежде всего нужно определить, какого пола ваш — мужского или женского. Говоря «Господи!», мы можем подразумевать под ним Иисуса Христа, Деву Марию, пророка Мухаммеда, Будду, Шиву, Амму и Бхагаван, а также Истину, Абсолют, Вселенную и множество других имен или явлений. А возможно, ваш Бог — ваши родители, и обращаетесь к ним по имени? Когда вы поймете, кому именно молитесь, можно будет идти дальше.

«Господи, какой ты обалденный!»

Второй шаг на пути общения — сделать так, чтобы вашему Богу было приятно беседовать с вами. Неважно, как вы будете к нему обращаться, можете даже воскликнуть: «Господи, какой ты обалденный!» — если вам свойственна такая лексика и эмоциональность, не изменяйте себе.

Не стоит становиться святошей ради общения со своим Богом, он все равно поймет, что вы прикидываетесь. Как мы обычно ходим в церковь? Надеваем на голову платок, а на лицо — скорбное выражение, поскольку нам почему-то кажется, что с высшими силами нужно общаться именно так. А вот индуисты беседуют с богом, как со своими родителями, а ведь, разговаривая с папой или мамой, никто не «включает» пафос, из-за которого уходит искренность, и не играет роль смиренного верующего.

Если вы раньше никогда не общались с Богом и у вас с ним нет контакта, не стоит делать вид, что он есть, и вы с ним запанибрата. Лучше скажите честно: «Господи, я, конечно, ни разу в жизни слова от тебя не слышала, но говорят, что ты есть, значит, давай с тобой поговорим — мне это очень нужно». Чем больше искренности и меньше обмана будет в ваших отношениях, тем легче и проще будет вам.

«О, Гудвин, великий и прекрасный!»

Возможно, кому-то трудно в это поверить, но Бог обязательно оценит наше чувство юмора. Поэтому можете обратиться к нему соответственно — например, сказать: «О, Гудвин, великий и прекрасный, я — жительница планеты Земля, обращаюсь к тебе. Ты меня слышишь?» Можете быть уверены: такое воззвание не останется без внимания.

Благодарность как начало и окончание разговора

Следующая ступень общения — выражение благодарности, именно с этого нужно начинать и заканчивать любой разговор с Богом. Расскажите ему — вслух или мысленно — как вы цените его присутствие в вашей жизни и его помощь, и какое это знаменательное для вас событие, что вы можете с ним говорить.

Вот приблизительный текст вашей речи: «Господи, как же я тебе благодарна за все, что ты для меня делал и делаешь! Помнишь, как-то, еще во время учебы в университете, я шла по улице и страдала из-за того, что у меня нет денег даже на булочку с маком. А ты мне вдруг — раз! — и бросил под ноги кошелек, а в нем — десять долларов. Это ты тогда здорово придумал!» Только поблагодарив Бога за то, что у вас – благодаря ему! – уже есть, можете обращаться к нему с новой просьбой. Высшим силам важно знать, что вы цените их заботу о себе, в противном случае вы будете выглядеть в их глазах неблагодарным, а какой смысл помогать такому человеку?

Разговаривайте по скайпу

Не менее важный вопрос — где и как разговаривать с Богом, но тут право выбора за вами. Если вы считаете, что это нужно делать на коленях перед иконами, так и поступайте. Если уверены, что такое общение возможно только в Иерусалиме, в Храме Гроба Господня, то так и делайте. Правда, сначала подумайте, сможете ли вы каждый раз, когда вам нужно будет что-то попросить, летать в Израиль, и вы наверняка придумаете какой-то другой — упрощенный — вариант. Это будет несложно, особенно если учесть, что Бог — везде. Поэтому, если вы скачаете из интернета фотографию иерусалимского храма и будете общаться с Богом… по скайпу, он оценит ваш креатив — о том, что Бог ценит чувство юмора, мы уже говорили.

Номер телефона Бога

И последнее — по счету, но не по значению — правило общения с Богом: его лучше начинать с молитвы — с любой, какую вы знаете, прочтите хотя бы «Отче наш». Она поможет вам как можно быстрее связаться с Богом, потому что молитва — его номер телефона.

Александра Волошина

За помощь в раскрытии темы благодарим учителя с многолетней практикой, мастера, владеющего древними энергетическими техниками и знаниями, прошедшего обучение в Университете «Единства» в Индии, Диану Щербанскую (+38(067)401-92-32).

Как поговорить с Богом?

Каждый человек в жизни сталкивается с вопросами веры. Один из наиболее важных вопросов, которые задают люди, касается того, как же общаться с Богом? Бог – создатель всего нашего мира, Единый и Всемогущий Творец, какое Ему дело до меня и моих проблем? Как обратиться к Богу, чтобы Он услышал и помог? Веками люди ищут способов достучаться до Бога. Одни хотят улучшить свое материальное положение, другие ищут руководства и направления, третьи хотят решить какие-то жизненно важные проблемы. Какими бы ни были причины для общения с Богом, важно, чтобы оно, в конце концов, состоялось. Этого очень хотим мы, но еще больше этого хочет Бог.

С чего же нам начать разговор с Богом? Как построить наше с Ним общение? Ну, прежде всего, не следует ожидать что отношения, которых никогда раньше не было или которые были когда-то разрушены, будут построены или восстановлены за один миг. Этого не происходит в отношениях между людьми, не нужно ждать, что это вдруг произойдет во взаимоотношениях с Богом. Для построения отношений нужно время. Оно нужно нам для того, чтобы научиться доверять Богу, также и Богу требуется время.

Для начала назначьте Богу встречу. Пусть в вашем расписании появится специальный пункт – «встреча с Богом». Это необходимо для того, чтобы подготовиться и определиться. Прежде чем говорить с Богом о том, что вас волнует, необходимо хотя бы создать общую среду, основу для встречи. Выберите для разговора время, когда вас никто не будет отвлекать, и предупредите об этом Бога. Подумайте, о чем бы вы хотели поговорить с Богом, какие вопросы вы хотели бы Ему задать?

Для разговора с Богом лучше всего выбрать какое-то тихое место. Пусть это будет скамейка в парке или камень в лесу, а может быть кому-то легче разговаривать с Богом прямо в комнате, сидя на диване. Важно чтобы в этом месте вы чувствовали себя спокойно и могли разговаривать, не отвлекаясь на посторонний шум.

Может быть, это и не имеет особого значения, но лучше всего для разговора с Богом одеться опрятно. Конечно, Бог видел нас в разных обличиях – Он был с нами в момент рождения, Он видел нас во время сна, видел нас во время работы, видел нас уставшими или радостными. И Бог будет рад общаться с нами, как бы мы ни выглядели. Однако наш внешний вид это тоже своего рода знак уважения к Богу и повод для более открытых отношений с Ним.

Прежде чем обращаться к Богу, дайте себе время, чтобы успокоиться. Не нужно с ходу бросаться в разговор. Прислушайтесь к себе, прислушайтесь к окружению, зажгите свечу, включите спокойную музыку, чтобы немного расслабиться. Для хорошего разговора необходим настрой, атмосфера доверия и теплоты.

Начните разговор с Богом с простых вещей. Как вы начинаете беседу с человеком, которого давно не видели? Вы же не начнете сразу же с обсуждения глубоких личных вопросов? Можно поблагодарить Бога за этот день, рассказать Ему как у вас идут дела. Если вы не чувствуете присутствия Бога, можно так и сказать Ему об этом: «Боже, я пока не чувствую Тебя, мне трудно говорить с Тобой». Такая молитва тоже очень важна. Даже если вы скажете «Боже, я не знаю с чего начать наш разговор» – это уже будет очень важным шагом в ваших отношениях.

Будьте честны и открыты в общении с Богом. Бог знает вас лучше, чем кто-либо. Он создал вас, Он заботился о вас в течение всей вашей жизни. Кто еще в мире может больше знать о ваших трудностях? Бог знает, как и чем вам помочь. Говорите с Богом о том, что вас действительно волнует, расскажите Ему о своих проблемах, о своей жизни. Задавайте Богу вопросы, которые вас давно мучают.

Нет какого-то единого решения того, как поговорить с Богом. Каждый понимает Бога по-своему, каждый может построить с Богом свои, уникальные взаимоотношения. Эти несколько простых советов – лишь первая ступень, с которой можно начать. Но способов общения с Богом бесчисленное множество. Ваш путь к Богу и ваш разговор с Ним будет совершенно особым.

В современном обществе широко используются различные средства связи, благодаря которым мы имеем возможность в любое время и где бы мы ни находились пообщаться с друзьями, сотрудниками, семьей, связаться с любой организацией или предприятием, позвонить в любую страну мира. Это очень удобно и экономит время.
Но часто ли мы общаемся с людьми с глазу на глаз? Ведь телефон или компьютер не заменит удовольствия беседовать с человеком, когда видишь его лицо и смотришь ему в глаза. Но самое главное – много ли времени мы уделяем личному общению с нашим Господом? В каких отношениях мы с Ним? Кто Он для нас: ближайший Друг или далекое божество?

Я думаю, что все люди (верующие и неверующие) имеют связь с Богом просто потому, что Он их создал. Грустно, что большинство людей этого мира не знают своего Создателя.

Мы созданы для общения с Богом.
Господь сотворил нас для того, чтобы общаться с Себе подобными.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему»
(Бытие 1:26).

Человеку был дан дух, через который он мог общаться с Духом Бога. Господь не общался с солнцем, горами, звездами, которые тоже были созданы Им, Он установил контакт с нами, людьми. И нет большей чести, славы и награды, чем быть созданными по образу и подобию Бога и иметь возможность быть в общении с Ним.

Когда грех вошел в человеческую природу, люди стали духовно мертвыми и поэтому отдалились от Бога. Дух человека больше не мог общаться с Духом Господа, как раньше, и связь между людьми и Богом была нарушена. Но по Своей великой любви к человечеству Господь пожертвовал Своим Сыном, Который Своей смертью искупил грехи людей; и сейчас все, кто верит в Иисуса Христа как своего Спасителя, духовно возрождены. Связь человечества с Богом возобновилась через Христа.

«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатию вы спасены…»
(Ефесянам 2:1-5).

После того, как мы получаем спасение, именно тогда начинается наше личное, глубокое и столь необходимое нам общение с Богом. Если мы общаемся с Господом поверхностно, мы обманываем сами себя и мешаем выполнению главной цели, для которой Он нас создал, – личной связи и общения с Ним. Бог желает близких отношений со всеми Своими детьми, однако многие верующие не имеют контакта с Господом и далеки от Него.

Некоторые верующие, получившие спасение, проявляют мало интереса к духовному служению и не понимают ограниченности своего общения с Богом. Другие разочарованы, огорчены и озадачены тем, что не слышат голоса Господа и не чувствуют Его присутствия. Несмотря на то, что они посещают церковь, читают Библию и молятся, контакт с Богом прерван, и они далеки от своего Спасителя.

Что означает личное и близкое общение с Богом?
В последнее время термин «личное общение с Богом» стал очень популярен и часто употребляется в проповедях и разговорах, но многие ли из нас действительно понимают его истинный смысл?

Обратимся к героям Библии, которые были в тесном общении с Богом. Царь Давид, о котором Бог сказал: «Нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» (Деяния 13:22), дает нам описание своей всепоглощающей любви к Богу в Псалме 62:1-9.

Жажда общения с Богом. В стихе 1, который является ключевым в этом псалме, говорится о жажде и томлении души царя Давида по общению с Господом. Все стремления и поиски Давида кажутся ему иссохшей и безводной пустыней.

Пробуждение чувств. В стихе 3 говорится о способности Давида видеть Господа, что является показателем глубокой духовной связи его с Богом. «Чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище». Когда мы учимся глубже познавать Бога, мы начинаем «видеть» Того, Кто невидим. Наше понимание Его природы и путей стремительно растет, Святое Писание становится живым, и новое чувство понимания охватывает нас; мы ясно начинаем осознавать, что все от Бога, а не от нас.

Новые ценности и приоритеты. Когда наши взаимоотношения с Богом растут и укрепляются, мы убеждаемся, что общение с Ним – это самые прекрасные моменты в нашей жизни. Давид писал: «Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя» (стих 4). Мы начинаем осознавать, что нет ничего более ценного в жизни, чем познание Бога и общение с Ним. Все, что мы имеем в этом мире: власть, удовольствия, престиж и слава – все пустота и не имеет никакой ценности в сравнении с радостью слушать Бога и говорить с Ним.

Ощущение полного удовлетворения. В стихе 6 Давид говорит нам, что наша душа никогда не почувствует полного удовлетворения, если мы не будем ощущать радость от того, что наша жизнь принадлежит Господу и посвящена Ему, потому что только Он может восполнить пустоту наших сердец. Он царит в нашем сердце, Он владеет нашими мыслями и чувствами. Давид писал: «Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои». Вспомним, что мы чувствовали, когда впервые полюбили. Никто не заставлял нас все время думать только о своей любимой или любимом. Наши мысли невольно всегда были с ней или с ним. То же самое мы ощущаем, когда любим нашего Спасителя. Радость быть с Ним, чувствовать Его присутствие, общаться с Ним дает нам такое удовольствие и удовлетворение, какого никто и ничто не может нам дать.

Доверие Богу и зависимость от Него. В стихах 8 и 9 Давид говорит о своей зависимости от Бога и полном доверии Ему. «Ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь. К Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня».

Когда в нашей жизни бушуют штормы, Бог становится нашим убежищем. Мы ищем защиты и ощущаем полную зависимость от Него. Люди, близкие к Богу и подчиняющиеся Его воле, чувствуют себя в безопасности. У таких верующих нет страха, потому что они знают сердце Господа и верят в Его благость и мудрость. У них просто нет причин бояться.

Я думаю, что всем бы хотелось быть в таких отношениях с Богом. Но близкая связь с Господом не возникает автоматически или случайно. Ведь глубокая и настоящая дружба между людьми тоже не может быть внезапной: для этого требуются частые встречи, время, проведенное вместе, беседы, понимание и познание друг друга. В наших отношениях с Господом мы должны терпеливо и неотступно познавать Его и добиваться духовного единства.

Как можно познать Господа?
Познание Господа – это первый шаг для установления близких отношений с Ним. Нам нужно узнать Его характер, дела, мысли, планы и желания. Физически мы не слышим и не видим Бога, но наши отношения с Ним устанавливаются и развиваются так же, как и дружба между людьми, то есть для этого необходимо время, проведенное вместе, беседы, открытость, общие интересы, понимание и участие.

Время, проведенное в общении. Нам никогда не достигнуть близких отношений с Богом, если мы не будем тратить время и усилия на то, чтобы познать Его. Наше общение с Богом никогда не перерастет в хорошую и настоящую дружбу, если мы будем невнимательны и небрежны в отношениях с Ним. Если мы слишком заняты, чтобы общаться с Богом, мы обкрадываем себя, лишаем самого ценного и вечного сокровища – глубокого общения, которое дает самое большое удовлетворение нашей душе.

Двусторонняя связь. Лучше всего мы можем познать Бога, если установим с Ним двустороннюю связь. Наши молитвы часто бывают скорее монологами, чем диалогами.

Мы обращаемся к Господу с целым списком просьб, но слушаем ли мы Его ответы? Господь любит слушать нас, но Он также хочет, чтобы мы слушали Его.

Бог говорит с нами через Свое Слово, поэтому, читая Библию, мы можем слышать Его голос. Нужно беседовать с Господом во время молитвы или чтения Писания. Рассуждая о прочитанном, можно задать Ему вопросы: «Что Ты говоришь мне в этом стихе? Как можно применить его в моей жизни?» После этого нужно слушать, что Господь скажет нашему духу.

Помните, что все, что говорит Бог, никогда не противоречит тому, что написано в Библии. Чем больше мы слушаем Господа, тем больше понимаем и познаем Его, и это время общения с Ним становится нашим величайшим удовольствием.

Открытость. Для нашего познания Господа нам необходимо быть открытыми и честными, когда мы раскрываем Ему все стороны своей жизни. Глубина наших отношений с Богом зависит от степени нашей открытости и честности. Не нужно ничего скрывать от Господа, хитрить или говорить неправду, потому что Он знает все о нас: наши мысли, намерения и поступки. Помните, что Бог любит нас гораздо сильнее, чем мы можем себе представить.

Нужно разделять интересы Бога. Если мы хотим быть в близком общении с Богом и познать Его, нам нужно научиться разделять Его интересы. Он всегда внимателен к нашим нуждам, но хотим ли мы узнать Его желания, планы и цели? Может быть, мы думаем только о том, чтобы получить от Него помощь и дары, а не о Нем Самом?

Молитвы, сосредоточенные на самих себе, небрежное отношение к Его Слову, наша чрезмерная занятость – все это говорит о том, что Бог, Его желания, намерения и деятельность нас не интересуют и мы думаем только о своих проблемах. Наш эгоцентризм мешает нашей дружбе с Богом и близкому общению с Ним.

Каковы результаты познания Бога?
Некоторые верующие не видят разницы между двумя понятиями: знать Бога или знать о Боге. Все наши знания о Господе не должны быть чисто академическими; они должны непрерывно изменять нас, наш характер, влиять на других и готовить нас к вечности.

Изменение характера христианина. Мы не можем не изменяться, если имеем близкое общение с Господом. Наш стиль жизни «христианина по воскресеньям» уже не удовлетворяет нас; мы начинаем понимать, Кто есть Бог, наша любовь к Нему растет и побуждает нас к полному послушанию и подчинению Его воле. Общаясь с Господом, мы все больше и больше убеждаемся, что Он верен и мы можем на Него полагаться. Познание мудрости и благости Его планов рождает в нас желание подчиниться Его руководству. Время, проведенное в общении с Господом, становится для нас самым желанным и необходимым. Мы забываем смотреть на часы, и нам хочется быть в тишине с Господом бесконечно, потому что Его присутствие удовлетворяет наши души так глубоко, как не может удовлетворить ничто иное.

Воздействие на окружающих. Любовь к Господу заразительна и оказывает огромное влияние на окружающих нас людей. Мой дед знал Бога и был в близком общении с Ним. Помню, когда он рассказал мне, как Христос изменил его жизнь, меня охватило сильное желание познать Бога. С тех пор Господь направляет меня и изменяет мою жизнь. Я, конечно, не изменился за один день; это был длительный и нелегкий процесс. Но сегодня моим самым сильным и прекрасным ощущением является чувство слияния моего духа с Духом Бога, когда я в молитве склоняюсь перед Ним.

Подготовка к вечности. Настанет день, когда каждый верующий предстанет перед Богом. Будет ли он чужим или близким Господу?

Самое ценное, что мы можем сделать в нашей земной жизни, – это обрести глубокую личную связь с Богом. Земные недолговечные награды нам нравятся больше, чем жертвы, которые иногда приходится приносить. Но помните, что сокровище, ожидающее нас на небесах, выше нашего воображения и понимания. Вечная жизнь начинается с момента, когда мы получаем спасение. Апостол Иоанн писал:

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»
(Иоанн 17:3).

Мы имеем вечную жизнь уже сегодня, поэтому познавайте нашего изумительного и прекрасного Господа сейчас; вы обретете мир и удовлетворение в ваших душах и, когда предстанете перед Богом в вечности, не будете Ему незнакомцами, но близкими, родными и желанными детьми.Привет

Господь Вседержитель. Мозаика храма св. Софии КонстантинопольскойГосподь Вседержитель. Мозаика храма св. Софии Константинопольской

Повседневность не мешает нам почувствовать Господа, достаточно лишь иметь чистую и спокойную совесть, мир в душе, иметь Христово благословение в повседневной жизни, в том, что мы делаем. И ты, почтенный человек, почтенная мать, трудящаяся по дому или в офисе, на любой работе, ты изо дня в день всё готовишь, чистишь, моешь, подметаешь – но ты тоже не обижена Богом, и ты не обижен Богом.

Ты не творение иного Бога, Господь и тебя создал с тем же невероятным и превосходным предназначением – познать Христа, Которого любят все великие святые, чтобы и ты полюбил Его. Господу, проходящему сквозь запертые двери, никакого труда не составляет найти тебя там, где ты есть: на кухне, с бельем, которое стираешь, когда ты вяжешь, наводишь порядок, делаешь покупки, – и там тоже находится Христос, среди нас, в нашей повседневности.

Те, у кого есть дети, старательно и искренне трудятся, ожидая чего-то лучшего; они не знают, чем именно будет это лучшее, но надеются испытать нечто хорошее, а подсознательно они ищут Христа, исполняющего все благие желания честного человека. Эти люди в какой-то момент тоже могут почувствовать Христа, и это уникально и делает нашу жизнь ценной. Эта жизнь обретает ценность, когда мы немного почувствуем Христа, познаем и ощутим Его.

Архимандрит Софроний (Сахаров), ученик преподобного Силуана Афонского, списатель его жития, говорит, что, когда он жил в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон, духовник велел ему выучить греческий язык, чтобы отвечать на корреспонденцию греческого правительства, иных греков, писавших в монастырь, потому что у них все говорили на русском. А отец Софроний очень любил молитву, у него имелось ощущение Господа, и он сказал своему духовнику:

– Отче, если придется учить греческий язык, мне надо будет иметь словари, читать, изучать грамматику, но это отвлекает внимание, и я боюсь, что утрачу молитву, потеряю Христа ради того, что вы мне велите делать. Можно ли мне этого избежать?

– Нет, дитя мое, – ответил ему духовник, – ты сделаешь то, что я тебе говорю. Выучишь греческий и увидишь, что если будешь делать это со смирением, любовью, послушанием и доверием, как говорит святой апостол Павел: словно делаешь это для Господа, как для Самого Христа, – то почувствуешь Христа в том, что будешь делать.

Архимандрит Софроний оказал послушание и перестал читать книги «Добротолюбия», постоянно молиться по четкам, как делал это раньше, и стал читать учебники, учить глаголы, выполнять упражнения по синтаксису, грамматике. И когда он уже думал, что не почувствует Христа и лишится того благого чувства, которое имел в душе, он вдруг почувствовал в точности обратное – душа его преисполнилась еще большей любви ко Христу, и он весьма сильно ощутил Господа рядом с собой.

Повседневность не мешает Христу войти в твою жизнь. В душе у тебя есть пространство, которое предназначено только для Христа

Таким образом, повседневность не мешает Христу войти в твою жизнь. Неважно, что ты ученик, студент, трудящийся, что работаешь в супермаркете, магазине или где бы то ни было еще, даже если будут иметься внешние раздражители, то тебе уже ничего не мешает, всё то, что ты слышишь: эти звуки, шум, машины, движение. Но в душе у тебя имеется тайное пространство, очень тихое, очень бесшумное, куда не может проникнуть ни один звук из мира сего: там лишь сильный ветер Утешителя, Святого Духа, этот глас Святого Духа, который ты можешь услышать, даже если будешь находиться в чрезвычайно шумных Афинах.

В душе у тебя есть такое пространство, которое предназначено только для Христа, и если Христос увидит тебя готовым, смиренным, что ты трудишься честно там, где ты есть, Он придет и найдет тебя. Даже если ты не будешь совершать дел чисто духовных. Это очень большое заблуждение, порой преобладающее в нашей христианской жизни, – думать, будто Господь наш близок к нам в духовных вопросах, другими словами, только в те два часа воскресной Литургии или в те несколько минут, когда мы молимся утром и вечером, когда читаем что-нибудь духовное, и на этом всё. Это ошибка. Господь присутствует в нашей жизни не только в определенные моменты. Разве только одна часть нашей жизни духовна? А другая что представляет собой?

И что значит духовная жизнь? Это жизнь, облагодатствованная Святым Духом. То есть, извини, что, Святой Дух облагодатствует твою жизнь лишь в редкие моменты? Ты что, раздробил свою жизнь? Ты разделил свою жизнь на части? И говоришь: «Эта часть принадлежит Богу, эта работе, эта еде, эта сну, а эта уборке»? Это напоминает мне одного ребенка, игравшего на школьном дворе, который и то и дело изрекал непристойные слова. Я сказал ему:

– Смотри, что говоришь, потому что ты говоришь неприличные слова.

– А-а-а, отче, – сказал он, – сейчас же у нас не урок религии! Мы же сейчас играем!

И я сказал ему:

– То, что ты делаешь, – ошибка.

Это ошибка – не верить, что Христос может войти в то место, где ты тренируешься, туда, где играешь с друзьями, туда, где работаешь, всюду, где ты есть: в спальню, на кухню, куда угодно.

Ты можешь представить себе, чтобы Господь отсутствовал даже один миг в твоей личной жизни? Неужели ты веришь в такого Христа, Который не входит в твою жизнь, в твою повседневность, туда, где ты со своими детьми, со своим супругом, что бы ты ни делал? То есть ты что, разделил жизненные дела на хорошие и плохие, на честные и нечестные? Христос всегда должен отсутствовать, если ты делаешь что-нибудь греховное, и ты всегда должен избегать этого греховного дела, но если то, что ты делаешь, не плохо и не греховно, тогда неправильно будет выводить Господа из этих деталей своей жизни.

Мы «отрезали» Христа, считаем духовным только то, когда говорим на богословские темы, а это не так

Мы «отрезали» Христа, считаем духовным только то, когда говорим на богословские темы. Но духовно говорить может какой-нибудь духовник, даже если он ничего не станет говорить о Боге. Он будет говорить о других вещах, а между тем среди его шуток, прибауток и еще чего-то, касающегося актуальности, все его слова напояются присутствием Христа. Впечатляюще, что старцы и святые, жившие в прошлом веке (старец Порфирий, старец Иаков, старец Паисий, все эти духовные люди), говорили не только о Господе: они произносили забавные шутки, говорили о чем-то, связанном с действительностью, с историей, последними новостями, и во всё вкладывали Господа, Христа.

Это нечто великое – Господь входит и является нам в повседневности. Всё духовно, всё свято в благодати Святого Духа.

Святой Дух наполняет всю вселенную, у всего есть свое бытие, и всё существует потому, что Святой Дух напояет его и поддерживает в нем жизнь. Даже игры ребенка. Когда твой ребенок играет, Бог покрывает его, и это движение ребенка, которое представляет собой игру, является духовным движением, оно – в благодати Святого Духа.

Молитва – это прямая связь с Богом, и что бы ты ни делал, всё это содержит в себе Божию благодать. Когда ты подрабатываешь извозом, разве это не духовное действие? Поскольку ты делаешь это со страхом Божиим, а не просто, чтобы принести деньги своим домочадцам, – разве это не любовь, не смирение? А туда, где есть смирение, разве не привлекается Божия благодать? Там всё облагодатствовано и освящено.

Давайте же с этого момента перестанем раздваивать свою жизнь и говорить: «Сейчас я принадлежу Христу, а сейчас – мирской жизни». Это ошибка. Некоторые люди приходят из церкви, снимают нарядную одежду, надевают другую, моют машину, начинают другую жизнь и думают: «Поскольку закончилась Святая Литургия, то я могу сейчас сквернословить, говорить по-мирски, отпускать грязные шутки, говорить без благоговения и уважения, которые были у меня прежде, ведь здесь же не церковь!»

Но церковью может стать и твой дом, твой автомобиль, твоя комната, что бы ты ни делал. Пусть же наша жизнь не уподобляется рынку, на котором продается куча всякой всячины, а в уголочке стоит дама, продающая ладан. Среди всей этой прорвы вещей есть кто-то, кто продает немножечко ладана. Так мы думаем и о своей жизни, так думаем о Церкви, будто Церковь это что-то такое, что мы найдем в уголке своей жизни, найдем среди хаоса мира в уголочке, а всё остальное не имеет значения. Нет. Церковь – она во всем. Она то, что наполняет все мои проявления, самовыражения, все мои труды: политику, историю, искусство – всё – благодатью Божией, и всё становится поводом к тому, чтобы явился Христос.

Вот как человек может увидеть Христа, когда копает в своем саду и дышит пылью – тогда душа его смиряется, и он помнит, что он прах, земля. И надо, чтобы в этой пыли он увидел творческое дыхание, которое Бог вложил в него. А чтобы всё отводило нас от мира и приводило к Богу, то есть чтобы всё это становилось для тебя средством восхождения к Богу от того, что ты видишь, достаточно одного – чтобы ты был искренним. Всё это будет, если есть искренность в твоей жизни, если есть настоящее желание, настоящий поиск Бога, – тогда Христос придет, чтобы найти тебя, что бы ты ни делал.

Христос найдет тебя в какой-то момент. Ты не веришь во Христа? Если не веришь, но у тебя есть хоть немного благого произволения, то помолись Ему, чтобы Он пришел и нашел тебя. И Он придет. Взыщи у Христа Его присутствия и скажи Ему:

– Господи, я слышал, что Ты существуешь, слышал о Тебе. Я сам не могу Тебя почувствовать, я не верю в Тебя, но хочу, чтобы Ты меня нашел! Я сам не могу. А Ты можешь, Ты должен прийти!

Как я могу понять Бога? Как мой ограниченный ум может постичь неограниченного Бога, как моя душа может почувствовать Христа, Который выше сего, о чем мы думаем и что делаем? Первое движение принадлежит Ему. Он нас возлюбил, Он первым сделал это движение к нам, чтобы полюбить нас. Но, чтобы сделать это движение, Он должен найти Себе место в нашей душе – найти настоящий поиск, даже настоящее сомнение, настоящее стремление с нашей стороны найти Бога.

Достаточно одного помысла, чтобы прогнать Христа, одной плохой мысли

Преследуйте Бога: Он отбегает от нас для того, чтобы мы поискали Его лучше. Бог отбегает от нас потому, что это динамическое, а не статическое состояние. Бог – Личность, Которая отбегает от людей, привыкших к легкому, удобному, привыкших искать Бога при всей своей греховности, но Бог удаляется оттуда. Достаточно одного помысла, говорит святой Силуан Афонский, чтобы прогнать Христа, одной плохой мысли: ревности, ненависти, неприязни, презрительного взгляда на другого – уже одно это отгоняет Христа. Однако если в тебе есть настоящая искренность и жажда увидеть Господа, то Он тебя найдет, даже если ты запутаешься, даже если поколеблешься, даже если немного утратишь веру, но наступит момент, когда Христос тебя найдет.

Когда увидишь Христа, когда обретешь личный опыт, когда почувствуешь прикосновение Христа к своей душе, как чувствуешь прикосновение человека, ты поймешь, что то, что ты видел, не ложь. Ты убедишься, душа твоя убедится очень твердо. Это и значит иметь благое произволение, искать искренне Христа, и тогда ты Его реально увидишь, так как Он захочет приблизиться к тебе.

Я не знаю способа, каким Он найдет каждого, но это будет нечто очень сильное, такое, чего никто не сможет поколебать в тебе. Другие будут говорить тебе разное, а ты будешь думать: «Ну что они говорят мне?»

Представьте себе двух супругов, любящих друг друга, они влюблены, и тут пришел какой-нибудь чужой человек и стал городить им всякую ерунду. Но когда есть пламенная любовь, то, что бы ни сказали тебе другие, ты не понимаешь, что они тебе говорят, их слова тебя не трогают, потому что ты витаешь где-то в другом месте, ты живешь чем-то другим, ты живешь своей любовью, эросом, счастьем, и слова людей тебя не трогают. Ты говоришь им:

– Я тебя не понимаю. Я вас не понимаю, что вы мне говорите? Я не могу вас убедить и даже не хочу убеждать. Если вас не убеждают моя радость, мое лицо, счастье, ну, тогда я уже ничего не могу сделать! Хотите – понимайте сами!

Конечно, это видение лица Христа, опыт Христа, этот осязаемый опыт приходит через отношения с нашими братьями, то есть мы не можем обойти своего брата и пойти прямиком ко Христу. Поэтому важно, как ты находишь общий язык с другими: если у вас хорошие отношения и ты любим, дружелюбен, смирен, снисходителен, не гневаешься, не яришься, не говоришь резко, тогда ты реально открываешь Ему путь, чтобы Он появился в твоей жизни.

Поэтому в своих соборных посланиях святой Иоанн Богослов говорит, что нельзя любить Бога, не любя брата своего, которого видишь рядом и не воспринимаешь как близкого человека. Бог нечто далекое, ты Бога не видишь, так как же говоришь, что у тебя живая вера и ты любишь Бога, если ты Его не видишь, а огорчаешь брата своего, которого видишь?

Господь говорит нам: «Даже молитвы вашей не желаю, если между вами нет мира (ср.: Мф. 5: 23–24). Ты пойдешь и помиришься. Ты не можешь приносить Мне даров в церковь, не можешь приносить в храм просфор, свечей, елея, приносить всех тех даров, которые приносишь, и не быть в дружбе с другим, но хотеть почувствовать Христа. Ничего ты не почувствуешь. Ничего».

Бога невозможно купить, опыт Христа невозможно купить. Господь предпочитает, чтобы мы любили друг друга, сначала мы, люди, а затем Он принимает наше служение и является в нашей душе.

Господь часто открывается в образе обычных людей

Поэтому Господь часто открывается в образе обычных людей. То есть люди видели своего ближнего и в нем чувствовали Христа, через своего ближнего видели ответ, который дает Христос, где скрывается само присутствие Христа. Помните пример, где одна женщина сказала:

– Господи, приди, найди меня!

И вот пришли три гостя, три бедных человека, а она захлопнула перед ними дверь.

Вечером женщина эта думала: «Христос не пришел! А обещал, что придет, чтобы открыться мне!» И Господь говорит:

– Там был Я. В этом бедном человеке скрывался Я. А ты закрыла дверь.

Господь входит в людей, которые рядом с тобой. Ты не можешь полюбить ближнего, человека, а хочешь почувствовать Христа? Это очень трудно. Поэтому святой Силуан, превосходный святой, очень любимый святой, любимый многими христианами, говорит, что для того, чтобы почувствовать Христа, существует удивительный критерий – это любовь к врагам. Если любишь врага своего, всё! Если любишь врага своего, ты непременно увидишь Христа!

Самое совершенное – не иметь врагов. А у нас реально и нет врагов – если хорошенько подумать, что значит враг, то мы увидим, что врага не существует: единственный враг – это диавол и наше скверное «я». Никто нам не враг. Бог позволяет всем людям войти в нашу жизнь, притеснять нас, чтобы помочь нам, – они в этом не виноваты, это мы виноваты, что мы злы и вступаем в этот процесс злобы, мести, ненависти, зависти. Никто не плох.

Итак, когда научишься любить брата своего, тебе легче будет почувствовать Христа, и это весьма сильно и хорошо. Многие люди чувствуют Христа, но больше всего те, кто испытывает боль. Те, кто испытал боль, кто испытывает боль, и спектр и масштаб этой боли очень велик. Боль – это когда у тебя болит зуб, болит голова, у тебя головокружение, когда ты страдаешь от бессонницы, не можешь спать, когда у тебя какая-нибудь болезнь: ты страдаешь почками, тебе регулярно делают уколы, ты часто ходишь в больницу. Боль – это химиотерапия, лучевая терапия, тяжелая беременность, когда женщина бывает вынуждена оставаться прикованной к постели по нескольку месяцев, и все это время она почти не будет двигаться. Боль – это паралич, это всё, что вызывает внешние страдания, что гнетет нас внутренне и притесняет.

Все испытывают боль, нет человека, который не испытывал бы боли, однако не все видят Христа, потому что боль не приносит плода, если ты не примешь этот Божий дар со смиренным расположением. Если ты испытываешь боль, но ропщешь, хулишь, говоришь: «Почему это со мной случилось!» – и нервничаешь, то исключено, чтобы ты увидел Христа посреди боли. Не сказано, будто все, кто испытывает боль, спасутся, но те, кто испытывают боль смиренно, благоговейно, как должно, как подобает Богу, как подобает отвечать Богу, – этот человек сквозь боль увидит Бога.

Боль дает знание, Божественное просветление и Божественный опыт. Много раз Сам Господь, Пресвятая Богородица и Ангелы являлись людям, которые испытывали боль оттого, что были оклеветаны, являлись людям в больницах, в реанимации, – таким людям являлись святые и Сам Господь в болезни. Потому что Он тебя видит, что ты беспомощен, безутешен, то есть неутешим, и приходит, чтобы утешить тебя, Тот, Кто есть Утешитель. Ведь Утешителем является не только Святой Дух, Утешитель и Господь, и Бог Отец, вся Святая Троица является Утешителем и утешает нас.

А кто-то в сильной агонии и боли видел своего духовника, как он преображается и становится подобным Христу. Об этом пишет преподобный Силуан, это произошло на Святой Горе Афон: он видел своего духовника, как он уподобляется Христу. А другой видел священника на Святой Литургии, что он уже выглядит не как священник такой-то, а как Христос.

Но то, что я сказал тебе, эти два примера, которые почти естественны, то есть видеть чудо во время Таинства. А видеть Христа в своей личной боли – это потрясающее чудо, это парадокс, которого ты не ждешь. Видеть Христа на Святой Литургии – тогда ты говоришь: «Да, я понимаю это». Но увидеть Христа в отделении интенсивной терапии, в больнице, где все тебя оставили, и ты один лежишь в больничной палате, – этот вид Христа там дивен и весьма утешителен.

Одна монахиня видела Христа живого в Святом Причастии, то есть чувствовала Христа, и старец Паисий сказал о ней:

– Она, без сомнения, таит какую-то боль.

Он позвал ее и сказал напрямик:

– Поговори со мной, расскажи мне о себе!

И она рассказала ему о некоторых своих проблемах, бывших у нее дома, с родителями, которые ранили ее душу, но она им не возражала, не обвиняла никого, проявляла огромное терпение день и ночь, пока годы не прошли и они не умерли. И старец Паисий говорит:

– Вот сейчас всему нашлось объяснение, сейчас я понял.

Эта монахиня потому чувствовала Господа, что согласилась на то, чтобы испытывать боль. Она испытывала боль не протестуя

Эта монахиня потому чувствовала Господа, что согласилась на то, чтобы испытывать боль. Она испытывала боль не протестуя.

Боль дает Божественное знание, дает Божие знание. Сейчас мы проходим теорию: когда слушаешь передачу, ты еще не познал Христа. Да, может произойти какой-нибудь невидимый переход: Господь и из слов людей или из какой-нибудь передачи может сделать плавный переход к нам, но это только наводит тебя на мысль, что что-то происходит, что-то имеет место, чтобы ты сам попытался найти «многое». Я даю тебе «малое», легкий намек на чудеса и присутствие Христа, а ты стремишься увидеть, взять, насытиться, вкусить не это малое, что дает одна передача, что дают слова, а то изобильное, бескрайнее, что дает Христос.

Всё это, все эти дары Христа, приближение ко Христу происходит внезапно там, где ты его и не ждешь. Ты не можешь провести границу и ограничить Бога и сказать: «Сейчас я хочу сделать вот это, и я Тебя почувствую. Сейчас я хочу, чтобы Ты пришел, сейчас хочу, чтобы Ты мне явился!» Нет. Господь является неожиданным образом, не существует способа, тактики, метода, где ты сделаешь пять движений, как говорят философские и парарелигиозные движения – йога, буддизм, – в которых существуют разные уровни: первый, второй… а на пятом ты просветляешься, ты уже достиг просветления.

Бог непредвидим. Там, где ты не ждал, приходит Христос; там, где ты начинаешь отчаиваться, Господь неожиданно появляется и удивляет тебя

В Церкви не существует ничего подобного, Божия благодать не вмещается в схемы, Христос не вмещается в схемы, не входит в границы, которые ты хочешь провести, а приходит внезапно, как говорит святой Исаак Сирин. Внезапно, там, где ты Его не ждешь. Это не плод техники, а зависит от твоей борьбы. Нет ничего абсолютного, предопределенного, предвидимого, Бог непредвидим. Там, где ты не ждал, приходит Христос; там, где ты начинаешь отчаиваться, Господь неожиданно появляется и удивляет тебя.

Вспоминаю, что на Святой Горе Афон один подвижник сказал мне:

– Я, особенно за последние три года, утратил ощущение Бога, не чувствую Христа. Раньше чувствовал Его. Он внезапно пришел, и так же внезапно Господь пожелал меня оставить. Для чего? Чтобы я научился Его любить без того, чтобы Он давал мне ощущение Своего присутствия, чтобы любил Его, веруя; чтобы я просто верил, несмотря на то, что подвизаюсь, не чувствуя многого, что душа моя иссохла, стала похожей на пустыню, на Сахару. Я как пустыня тут, где живу, на Святой Горе. Я подвизаюсь, но у меня нет ни одной слезы, я молюсь и чувствую, что Господь не дает мне того, что давал. Однако Он Бог, и я не могу вложить Бога в свою схему. Если хочет, Он придет, и когда хочет, тогда придет. Спустя какое-то время снова пришел этот Божий дар, хоть я вел ту же борьбу. Господь знает, как и что, во всяком человеке. Иной постится много и не чувствует ничего, а другой может есть и славить Бога, пить и спать, но Бог может подавать ему богооткровенную любовь. Дух дышит, где хочет, Святой Дух, Христова благодать и Его присутствие направляются туда, куда Он Сам хочет.

Когда мы почувствуем Господа, мы поймем Его и перестанем спрашивать, существует ли Христос, потому что лично будем ощущать Его. А о том, что существует, ты уже не спрашиваешь, существует ли оно. Никто не спрашивает о своей матери: «Существует ли моя мать, она ли моя мать, она ли это?» Он это чувствует, у него есть внутреннее извещение и убеждение, он ощущает это своими клетками, своим дыханием, что это мать к нему прикоснулась, что она его мать. Это его отец, это его братья, это его дом.

Когда Христос станет нашим домом, когда Он станет нашим пространством, нашим Человеком, нашим Другом, Господом и Богом нашим, тогда недоумения исчезнут, и на их место придет огромное удивление. Придет бескрайнее славословие, мы будем чувствовать Господа и радоваться, что в Афинах, посреди этого движения, автомобилей, деятельности, в своей повседневной жизни мы живем вечным, абсолютным, совершенным, превосходным, и тогда мы поймем, для чего Бог привел нас в мир, – именно для того, чтобы мы Его познали и полюбили.

Не существует другой причины жить по 90–100 лет на этом свете, все остальные причины – это вспомогательные ступени, вспомогательные способы, чтобы привести нас к этой конечной цели. Если хотите, чтобы я убедил вас в том, что говорю, то посмотрите, сколько продолжается всё, что мы считаем целью. В какой-то момент это проходит и оставляет нас. А Христос и Его любовь никогда не прекращаются, потому что Он – Цель, Он – абсолютное Благо, совершенный Дар.

Да даст же нам Господь этот дар, будем простирать руки, ища этого дара. Пусть наши руки будут такими чистыми и такими пустыми, чтобы они могли преисполниться этого дара и чтобы мы могли удержать его, чтобы чтили его и передавали миру с любовью ко всем.

Пресвятая Богородица сказала старцу Парфению в видении, что стать монахом значит освятить себя ради всего мира, стать святым. Что значит святым? Посвященным Христу: чтобы, что бы ты ни делал, чувствовать Христа – к своему бескрайнему счастью и в благословение всего мира. Когда ты свят, когда ты чувствуешь Христа, ты получаешь от этого пользу, но точно так же ты – великое благословение для мира, великий дар земле. Ты невидимым и видимым образом оказываешь пользу всем – что Бог ни призовет тебя делать в жизни.