С крещением Руси

Описание картины Клавдия Лебедева

Клавдий Васильевич Лебедев был выходцем из простой крестьянской семьи. Уже с детства юный художник проявлял интерес к истории Отечества и церковной тематике. Затем расписывал стены и купола соборов, писал иконы и иллюстрировал Библию. На протяжении многих лет преподавал азы живописи молодым дарованиям.

Свои работы Лебедев писал в стиле реализма. Множество из его картин отражает быт русских бояр, особенности и образ их жизни. Кроме того, Клавдий Васильевич выполнил огромное количество рисунков по мотивам народных сказок. Художник поддерживал долговременное сотрудничество с различными печатными изданиями, где публиковались его работы.

Среди его знаменитых полотен выделяют «Крещение киевлян». Произведение иллюстрирует одно из важнейших событий в истории государства – принятие христианства русским народом. Центральной фигурой картины является князь Владимир. Вокруг него столпились старцы с иконами, позади их виднеется крест. Множество людей погрузились в воды реки. Среди собравшихся и дети, и взрослые, и старики.

Отраженные события датированы 988 годом. Именно этот период официально признан этапом становления религии на Руси. Однако более верным будет считать это лишь началом процесса, так как принятие веры и ее канонов продолжалось еще несколько лет после крещения князем Владимиром.

В течение долгого времени повсеместно христианство встречало сопротивление народа. Причиной этому стала феодальная раздробленность и нежелание подчиняться одному князю. Однако спустя практически 50 лет, первые церкви начинают появляться повсеместно.

— введение в Древнерусском государствехристианства как государственной религии, осуществлённое в конце X векакнязем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указанияна точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией,событие принято относить к 988 году и считать началом официальнойистории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещениеРуси состоялось позже: в 990 или 991 году).

Христианизация народов будущей Российской империи быладлительным процессом, продолжавшимся в течение девяти последующих веков.

Ряд авторов считает вполне установленным фактом, чтокнязья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторымколичеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланногоКонстантинопольским Патриархом Фотием I в начале или середине 860-х,вскоре после похода русов на Константинополь в 860 году, по другимисточникам — во времена Василия I (867—886) ипатриарха Игнатия (867—877). Эти события иногда именуютпервым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси.Христианкой была супруга князя Игоря — бабка князя Владимира,княгиня Ольга. Согласно В. Н. Татищеву (на основе спорной Иоакимовскойлетописи), симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь(972—978 или 980) Ярополк Святославич, убитый варягами поприказу своего брата Владимира Святого.

Согласно «Повести временных лет», докрещения князя Владимира имело место «испытаниевер»: Владимиру предлагались, в частности, ислам из ВолжскойБулгарии, иудаизм от хазар и латинство. Все они были отвергнуты княземпо различным причинам.

Согласно «Повести временных лет», в6496 году «от сотворения мира» (то естьприблизительно в 988 году н. э.) Киевский князь Владимир Святославичпринял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, вцарствование Императоров Василия II и Константина VIII Багрянородных,присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергомдуховенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны.Согласно русской летописи Повесть временных лет, князь во времякрещения своего народа вознёс следующую молитву: «Боже великий,сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи,уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, иутверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, насупротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козниего!»

Многие историки относят крещение самого Владимира к 987году. Из византийских хроник о «крещении Руси» в988 году сообщают только «Аноним Бандури», вкотором передаётся сюжет о выборе вер князем Владимиром, и»Ватиканская хроника»:В году 6496 был крещен Владимир, который крестил Росию.

Первый русский по происхождению митрополит КиевскийИларион (XI) так объясняет мотивы князя Владимира: «<…>и въсиа разумъ въ сердци его, яко разумѣти суету идольскыи льсти ивъзыскати единого Бога, сътворьшааго всю тварь видимую и невидимую.Паче же слышано ему бѣ всегда о благовѣрьнии земли Гречьскѣ,христолюбиви же и сильнѣ вѣрою, како единого Бога въ Троици чтуть икланяются, како въ них дѣются силы и чюдеса и знамениа, како церквилюдии исполнены, како веси и гради благовѣрьни вси въ молитвахпредстоять, вси Богови прѣстоять. И си слышавъ, въждела сердцемь,възгорѣ духомъ, яко быти ему христиану и земли его».

Цивилизационное значение крещения Руси труднопереоценить. Известный филолог В. Н. Топоров, оценивая значениепринятия христианства для Русской цивилизации, пишет: «Эти два события, сыгравшие исключительную роль вистории этих стран и предопределившие на многие столетия их место вистории, должны расцениваться и как события вселенскогохарактера… Принятие христианства на Руси не только приобщилок уже христианскому миру наиболее обширную и самую отдалённую частьединого пространства — Восточную Европу, но и тем самым висторически ближайшем будущем открыло новый огромный мир, которыйдолжен был христианизироваться с помощью русских христиан,»тружеников одиннадцатого часа»… Икаковы бы ни были последующие судьбы христианства в Восточной Европе,его наследие стало неотменимой составной частью духовной культуры издесь, — может быть, особенно здесь.»

По материалам Википедии

В фонде библиотеки имеются следующиеиздания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькомуизображению внизу

До середины 10 века на Руси господствовало язычество. Ментальность славян — язычников основывалась на идее равнозначности и вечности противоположных начал («добра» и «зла»). И мир воспринимался ими на основе парных понятий. Символом защиты от злых сил считался круг. Отсюда появление таких украшений, как венки, цепи, кольца. У славян существовал собственный пантеон, в который входили Перун, Семаргл, Стрибог, Велес, Даждьбог, Мокошь.

Но укрепление государства требовало принятия единой веры. Именно это стало одной из важнейших причин крещения Руси. Подробно выбор Владимиром веры описывается в «Повести временных лет». Согласно летописям, князя покорила красота византийских храмов и обрядов. К тому же, еще до 988 г, года крещения Руси, многие в жители Киева уже приняли христианство по византийскому образцу.

Датой крещения Киевской Руси считается именно 988 г. В этом году в Корсуни принял новую веру князь Владимир Красно Солнышко. Вернувшись в Киев, он начал процесс христианизации страны, крестив приближенных дружинников, бояр, купцов. Серьезной причиной, повлиявшей на выбор Владимира, стали политические амбиции римской церкви. Ее возвышение над властью светской для киевских князей было абсолютно неприемлемым. Восточное христианство, напротив, привлекло настроем на взаимодействие власти религиозной и светской.

Массовое крещение на Руси начавшееся при князе Владимире далеко не всегда было добровольным и процесс христианизации страны растянулся на долгое время. Многие летописи сохранили скупые сведенья о насильственном крещении Руси. Стоит отметить, что в народе языческие верования и обряды сохранялись в течение многих веков.

Историческое значение крещения Руси для развития государства переоценить сложно. После 988 г. Русь, как христианское государство, смогла претендовать на более высокий статус в отношениях с другими странами Европы, что упрочило международные связи. Одним из важнейших последствий крещения Руси стало постепенное сплочение общества, смягчение нравов. Для развития культуры э то событие, так же, стало эпохальным.

Провозглашение в качестве государственной религии христианства (по византийскому образцу) является одной из важнейших вех в истории нашей страны. В честь этого события отмечается ежегодно праздник 28 июля День крещения Руси.