С сухарево новый Иерусалим

Много легенд я слышал насчёт чудного места — Спасительный град «Иерусалим Новый», который расположен в селе Сухарево Валуйского района. И вот наконец-то я туда добрался.
— Серёга, поехали в село Сухарево. Там спасительный град «Иерусалим Новый». Там священное место. Я тебя познакомлю со старцем Иеросхимонахом Феодором и матушкой Феодорой, — говорит мой друг Артём.
А почему бы и нет. И вот мы все вместе поехали.
Будет 4 статьи об этом чудном месте. Первая — общая, вторая — о Церкви Введения Пресвятой Богородицы Во Храм, третья — с высоты птичьего полёта, четвёртая — проект будущего града «Иерусалим Новый». Я вас уверяю, вам понравится.

Село Сухарево расположено в 170 км от областного центра. Численность населения около 300 человек.
Новый храмовый деревянный комплекс виднеется вдалеке на холме, а внизу, практически на самом выезде из села, стоит более старая кирпичная церковь, о ней я расскажу в другой статье. К комплексу можно проехать на машине, но мы решили пойти пешком, так как хотели посетить обетные кресты. Они расположены на холмах, их 8 штук. Забегая вперёд, со слов отца Феодора, у него в планах построить на местах крестов обители. Мы решили ему помочь и хотим создать виртуальную карту проекта. Уже приступили, но об этом позже.
Территория, на которой должен разместиться Спасительный град, составляет более 170 гектар. Благословение на строительство града отец Феодор получил и от старца Иоанна Крестьянкина, и от патриарха Иерусалимского Феофила III, и от схимитрополита Курского и Рыльского Ювеналия.
Вот их сайт http://sikhem.ru/gallery.html. Я не буду переписывать историю возникновения этого божьего места, на сайте всё подробно описано. Также часть информации я возьму из статьи «Спокойствие и благодать небесная».
Это паломнический центр. Также тут расположена трапезная, комнаты для паломников, которые могут тут жить. Об этом я расскажу в конце статьи.

Прежде чем подняться к комплексу, нас очень вкусно накормили!

Отец Феодор любит лошадей. Поэтому на территории комплекса имеется своя конюшня.

Красавец!

А вот наш путь.

По пути к обителю Воскресения Христова мы подходим к обетному кресту.

Почему Новый Иерусалим начали строить здесь? Оказывается, ходит легенда, что в давние времена здесь действительно существовал Новый Иерусалим. Память об этом имеется в топографических названиях. Самое удивительное, что строительство идёт на пожертвования обычных людей. На бюджетные средства в селе Сухарево построили только дорогу к храмовому комплексу, все остальное возводится за счёт людей.

Вот второй обетный крест. Как я ранее сказал, на этих местах отец Феодор хочет построить комплексы и воспроизвести в них все иерусалимские святыни — Спасительный град «Иерусалим Новый». В большие праздники совершают по холмам крестный ход с молитвами.

А мы всё ближе приближались к обителю Воскресения Христова.
В 1999 году по неясным причинам (скорей всего из-за наветов) вдруг запретили в служении отцу Александру (Феодору), вышел указ, запрещающий служение, а батюшка тем временем был в Москве, по церковным делам. В Сухарево же в это время приехали милиция, пожарные, представители власти и опечатали церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, где батюшка был настоятелем.
Но собрались прихожане, движимые искренним непониманием ситуации, и стали собирать подписи в поддержку отца Феодора. Отправили делегацию с надеждой и молитвой к владыке архиепископу Белгородскому Иоанну. Владыка рассудил и запрет в служении отца Феодора снял. Это было 24 сентября 1999 года.
В 2001 году, на праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, на сухаревской Голгофе был установлен обетный крест — вырезанный отцом Феодором из дуба. С этого столба и началось строительство обители Воскресения Христова.

Это место необыкновенное.

Обитель Воскресения Христова представляет собой храмовый комплекс, обнесённый бревенчатым забором. В центре его стоит большая деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи, рядом две часовни — в одной икона Скорбящей Божьей Матери, а в другой — икона святой равноапостольной Марии Магдалины. Есть тут и Камень помазания, и Гольфа, и даже Гроб Господень с Кувуклией.

Весь град «Новый Иерусалим» огорожен деревянными струганными брёвнами, заострёнными на вершине.

Святые входные врата.

Прямо на входе стоит шкафчик, где вы можете взять платки и юбки. Абсолютно бесплатно. Те, кто хоть раз бывал здесь, уже знают, что никаких фиксированных цен нет. Никакие свечи тут не продают, всё лежит так и каждый может взять сколько хочет. Везде стоят небольшие ларцы, в которые каждый кладёт столько, сколько посчитает нужным. Богатых благотворителей создатели «Иерусалима Нового» не ищут, да и никогда не искали. Отец Феодор убеждает всех, что настоящая святыня строится «по копеечке» и что любое пожертвование на храм должно идти прежде всего от души.

Часовня Иконы Божией Матери Самодержавная http://sikhem.ru/gallery_6.html

На иконе «Самодержавная» Царица Небесная изображена в царской порфире, с короной на голове, со скипетром в руке. Только царским троном является двуглавый орел — символ самодержавия Российской империи, перешедший к нам от Византии. Младенец Иисус Христос восседает на левой руке Богоматери и благословляет двумя руками. Рядом с троном предстоят святые: великий равноапостольный царь Константин, первомученица Фекла Иконийская, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Варлаам Хутынский. Царский орел стоит на «Камне Веры», он же — Христос («камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла»).

Голгофа http://sikhem.ru/gallery_2.html
Место страдания Иисуса Христа. Этот невысокий холм за городскими стенами Иерусалима — был традиционным местом публичных казней. После 132—135 гг. Иерусалим был окончательно перестроен и превратился в римский город Элия Капитолина. На месте Гроба Господня и Голгофы был возведен огромный храм Афродиты. Голгофа же, находилась вне стен города и возвышалась над участком каменоломни, который был полностью засыпан и выровнен. При этом, скалистый выступ Голгофы высотой около 5 метров стесан не был, а выходил прямо на улицу. Поэтому, когда епископ Макарий и равноапостольная царица Елена искали Крест и Гроб Господень у них был заметный ориентир, и место не могло потеряться. Крест Господень был сброшен в водосборную цистерну, ставшую непригодной из-за трещины. Отверстие цистерны видно и сейчас в потолке над местом обретения Креста.
Тут копия как в Иерусалиме.

Каминь Помазания (повития).

В Воскресенском монастыре Града Обительного Иерусалим Новый, вскоре после установки Камня Помазания, плита неожиданно чудесным образом явила трещину подобную Камню Помазания, находящемуся в Воскресенском храме Иерусалима на Святой Земле. А в январе 2012 г. на праздник Рождества Христова Камень начал благоухать и источать миро. Ликованию людей не было предела, люди промокали одежду, но миро не иссякало, продолжалось это событие несколько дней. Камень продолжает благоухать по сей день.

Впечатляет…

А вот часовня Святой Равноапостольной Марии Магдалины.


Икону привезли из Иерусалима.

Храм Гроба Господня. Кувуклия.
Гробница Иисуса Христа – заключена в прямоугольной формы часовню, так называемую Кувуклию, внутри часовня состоит из двух помещений – Придела Ангела и Гробницы Христа, – и таким образом повторяет планировку древнейших гробниц. Как свидетельствует Евангелие гробница, в которую был положен Иисус Христос после Распятия, была выдолблена в склоне горы: «И взяв тело Иосиф обил Его чистою плащаницею И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф, 27:59-60). «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен: Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко». (Ин., 19:41-42).
В Храме Гроба Господня в Воскресенском монастыре Града Обительного Иерусалим Новый чудесным образом, вскоре после установки плиты Гроба, рисунок на мраморе изменился, сложившись в Образ Иисуса Христа.


Точная копия Кувуклии Гроба Господня, из которой воскрес распятый Христос.

Храм Рождества Иоанна Предтечи.


Давайте я вам покажу как он выглядит изнутри.

Икона — Царская семья.
С иконы, изображающей царскую семью, на нас смотрит император Николай Второй, его жена императрица Александра, сын Алексей, дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Матушка Афанасия подробно рассказала нам истории возникновения этого чудного места. А также показала множество фотографий, на которых можно увидеть подтверждение святости этого места. То звёзды на небе принимают форму ангелов, то солнце над храмом восходит с ликом святого. Артём (мой друг) был тут недавно на праздновании летней Пасхи, так он показал мне фотографии, сделаные им самим на телефон, и там отчётливо видны лики! Я их выложу в комментариях.
Обратите внимание на икону, на ней видно мироточение…

Лик иконы Скорбящей Божьей Матери…

Матушка Афанасия показала нам журнал «Славянка», где размещены фотографии отца Феодора.

Сильно.

К 15.00 нас должен принять отец Феодор, поэтому мы отправились назад.

Красота!

Вокруг града «Новый Иерусалим», вы можете насладиться прекрасными видами.

Перед встречей с отцом Феодором мы решили искупаться в Святой Купели Апостола Иоанна Богослова.

Хорошо.

Дом и мастерская отца Феодора. Никакого забора тут нет, вход свободный для всех.

Рядом с домом стоит голубятня.

А тут живут белки.

Отец Феодор, в мирной жизни Александр Васильевич Маньшин, родился 18 августа 1946 года в селе Измайлово под Москвой. Будующий батюшка с детства любил рисовать, закончил одно из художественных училищ и пошёл работать на комбинат художественных работ при Художественном фонде России. Там он занимался оформлением выставок, но мечтал писать иконы и быть священником.
В 26 лет уволился из фонда и пришёл в Елоховский (ранее Патриарший) собор Москвы. Работал там и сторожем, и чтецом, прислуживал в алтаре, занимался реставрацией. Позже по благословению начал писать иконы для московских церквей и для Псково-Печорского моныстыря. В 1980-м был рукоположен в сан священника и отправлен вместе с семьёй служить в село Сухарево. Вот тут полная его биография http://sikhem.ru/gallery_12.html Обязательно прочтите, там много интересного.
После его приезда в село не прошло и года, как местная церковь Введения Пресвятой Богородицы сгорела дотла. Сам священник чудом остался жив. Во время пожара он был в храме и спасал иконы и утварь. Отец Феодор 6 лет восстанавливал разрушенную церковь, собирая пожертвования на новую. Ему несколько раз предлагали уехать в другие приходы, но он остался в Сухарево. Он знал и верил, что с божьей силой у него всё получится. Он каждый день продолжал совершать молитву на холмах, где мечтал построить новый Иерусалим. И как мы видим, получается! В 1993 году умерла его супруга, и он остался один с 4 детьми.
Когда его спрашивали, как наладить жизнь прихода он отвечал: «Молитесь!».
А вот и сам отец Иеросхимонах Феодор и матушка Феодора.
Матушка Феодора живёт здесь больше четырёх лет. С отцом Феодором она познакомилась в паломнической поездке на Святую Землю. Через год после этой встречи бросила престижную работу международного логиста в крупной транспортной компании, приняла монашеский постриг и из Москвы переехала в Сухарево.
— Когда в паломнической поездке мы встретились с отцом Феодором, у меня был непростой период в жизни, — рассказывает матушка.
— Умер мой супруг, и я почти два года не могла справиться с этим горем. Не могла уже ни жить, ни умереть, ничего не помогало. И батюшка тогда сказал: «Приезжай к нам, в «Иерусалим Новый»». Едва вернувшись из паломнической поездки, я поехала сюда. Батюшка стал молиться, и для меня это было чудом — мне стало легче.
Матушка Феодора интересный собеседник, с ней можно говорить на любые темы. С ней очень легко общаться. О ней мы ещё поговорим.

Кстати, отец Феодор сам рисует эскизы будущих храмов, выступает как архитектор, сам пишет иконы или вырезает их из дерева. Вот тут http://sikhem.ru/gallery_15.html можете посмотреть его творения и иконописную мастерскую.
Отец Феодор — поистине духовный человек. У меня сложилось впечатление, что ему известна вся наша жизни, как её внешние события, так и их душевные устремления, мысли. По своему глубокому смирению, стремиться не показывать полноты этого дара. Отец Феодор весёлый и харизматичный, простой в общении и разносторонний человек.
Каждое утро отец Феодор ходит молиться к 8 крестам. И он верит, что на этих местах появится Спасительный град «Иерусалим Новый»! Вы знаете, он даже не верит, а он знает…

После общения с отцом Феодором и матушкой Феодорой, мы пошли помолиться.

Отец Феодор делится своими мыслями о том, что Спасительный град «Иерусалим Новый» строится в селе Сухарево, конечно, не случайно.
— Сейчас в Малороссии совершается братоубийство, — рассуждает батюшка. — И наша обитель, думаю, не просто так рождается именно на приграничной территории. Сюда до сих пор едут очень многие паломники с Украины, они все просят мира своей земле и понимают, что мы — братья. И этот Спасительный град строится ведь на братские — народные средства, это воля народная и Божья, а мы все здесь просто исполнители этой воли.
Из-за экономической ситуации в стране получать материалы для строительства стало сложнее. Но возведения «Иерусалима Нового» в Сухарево не останавливается ни на день. В верхней обители мастера из Курска, Архангельска, из украинских Черновцов продолжают отделывать купола, а внизу — рядом с домом батюшки — строят паломнический центр.

— Строительство этого центра, — говорит матушка Феодора, — можно сказать, для нас вынужденная мера. Очень многие интересуются, как к нам можно приехать и где остановиться. Сейчас в этом недостроенном доме уже поселились первые группы паломников из Москвы.
А совсем недавно тут было размещено 93 поломника.
Паломнический центр.

Одно крыло здания полностью готово. Совсем недавно здесь размещались поломники со всего мира.

Вот такие комнаты.

А тут всё пока на стадии ремонта.

Вот так мы провели свой день. Я полюбил это место, поэтому продолжение следует…

Находится на пересечении улицы Шаранговича с ул. Янковского, микрорайон Сухарево.

строительство Храма Архистратига Михаила
июль 2009 г. Фото Воложинского В.Г.

По состоянию на июль-август 2009 г. храм еще строился.

строительство храма в честь Архистратига Михаила, Минск
июль 2009 г. Фото Воложинского В.Г.
строительство храма в честь Архистратига Михаила, Минс
июль 2009 г. Фото Воложинского В.Г.

Храм Архистратига Михаила
июль 2009 г. Фото Воложинского В.Г.
Храм Архистратига Михаила
июль 2009 г. Фото Воложинского В.Г.

Рядом с храмом находится воскресная школа.

Храм Архистратига Михаила
июль 2009 г. Фото Воложинского В.Г.
Храм Архистратига Михаила
июль 2009 г. Фото Воложинского В.Г.
строительство храма в честь Архистратига Михаила, Минс
21 января 2012 г. Фото Антона Шемета
строительство храма в честь Архистратига Михаила, Минс
21 января 2012 г. Фото Антона Шемета
строительство храма в честь Архистратига Михаила, Минс
21 января 2012 г. Фото Антона Шемета
Установка купола на Храм Ар. Михаила. 21 января 2012 г. Фото Антона Шемета

Архангел Михаил, Архистратиг Михаил (ивр. Михаэль — «Кто как Бог») — ангел,
упоминаемый по имени в ряде библейских книг. В христианстве Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей.

В православии архангел Михаил именуется архистратиг (греч. — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона, этот образ присутствует уже начиная с апостольских времён. Следуя этой традиции, в Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.
Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал почитаться как защитник душ умерших. Ему были вверены Богом души Авраама и Богородицы при перенесении их на небо.

Михаил Архангел, Рафаэль
«Михаил Архангел, побеждающий дьявола», Рафаэль, 1518 год

К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении. Это связано с указанным выше почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые святому Михаилу ( наиболее известный источник — в Хонех). В Константинополе святой Михаил также почитался как великий небесный исцелитель и его главная святыня — Михалион, находился примерно в 80 км от столицы Византийской империи (в этом месте он по преданию явился императору Константину). Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта — Нил. Копты приняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, был установлен праздник в честь святого Михаила и в благодарность за разлив реки.
В христианстве принято считать, что вооруженным мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил. В частности, этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах. На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает на то, что он небесный страж, стоящий у врат рая. Об этом свидетельствует и средневековый сборник чудес архангела Михаила «Пандолеонта диакона и хартофилака великиа церкве сказание чудес превеликого и преславного Михаила, Архистратига».

Архангел Михаил, Торос Рослин
«Архангел Михаил и три отрока в пещи огненной», армянская миниатюра, Торос Рослин

Архангел Михаил издавна считается святым покровителем Беларуси.
Перед Красным костелом установлена бронзовая скульптурная композиция высотой 4,5 метра, символизирующая победу небесного воинства над силами тьмы. Архангел Михаил с распростертыми крыльями пронизывает копьем ощеренную пасть крылатого змея.

Похоже, что Архангелу Михаилу посвящена еще одна скульптура, установленная недавно рядом с площадью Ванеева.

Удивительное во всех отношениях место есть в Белгородской области. Иерусалим Новый

Почему его начали строить здесь, близ села Сухарево? Оказывается, местные жители из уст в уста передают легенду о том, что в давние времена здесь действительно существовал Новый Иерусалим. Память об этом — в топографических названиях. Есть рядом с селом бугор пророка Михея, или гора Голгофа, есть Масличная (Елеонская) гора, родник Иакова.

По версии священника Введенского храма Александра Маньшина (позже, после принятия схимы, наречённого Феодором), в древние времена ученики и последователи апостола Андрея Первозванного основали тут селение. Здешние места напомнили им Святую землю, откуда они пришли. Селение назвали Сихем, или Сихарь. (По Новому Завету в этом городе Спаситель беседовал с самарянской женщиной у колодца Иакова). Отсюда якобы и нынешнее название села — Сухарево.

«Место здесь удивительное, — произносит матушка Алексия. — На этом холме ощущается необычайная благодать. Люди приходили сюда молиться за много лет до постройки нового храма. Они ощущают лёгкость, их душа наполняется радостью».

«Рисунок плиты Гроба Господня вскоре после установки в кувуклии вдруг изменился. И теперь некоторые из прихожан, глядя на эту плиту, видят на ней тело Спасителя, — сообщила матушка Алексия. — А цветы, которыми украшаем часовню, меняют свой цвет. Недавно белые хризантемы вдруг стали розовыми. Два года назад над храмом Иоанна Предтечи и кувуклией появилось небесное свечение в виде благословляющей руки».

По словам монахини, Камень помазания (повития) сейчас изрезан трещиной, как и тот, что находится в Иерусалиме. Между тем, когда его устанавливали, он был целым. А два года назад на праздник Рождества он начал благоухать и источать миро. Мироточат и некоторые иконы в храме Иоанна Предтечи. А лик иконы Скорбящей Божьей Матери в одной из часовен вдруг поднимает прикрытые глаза на человека, творящего молитву.

Заветной мечтой и неизбывным желанием каждого православного было посетить Святую землю Господню в Иерусалиме. Москва, ставшая в духовном мире Третьим Римом, явила всем в 17-м веке Новый Иерусалим с главным собором — храмом Гроба Господня на холме в излучине Истры. И хотя масштабы его уменьшены по сравнению с настоящим Иерусалимом, образ Святой земли — в каждом архитектурном строении, в библейских названиях окружающей флоры.

По устным преданиям, передававшимся из поколения в поколение, на Михеевой горе, получившей название Голгофа, в стародавние времена в селении Сухарево Валуйского района существовал духовный град Иерусалим. Трудами иеросхимонаха Феодора, ревнителя благочестия, талантливого иконописца, резчика по дереву, архитектора, которому судил Бог быть храмоздателем, вырос на Святой горе храмовый комплекс, названный обителью Воскресения Христова, — Новый Иерусалим села Сухарево.

Теперь у каждого белгородца и жителя соседних городов Черноземья появилась возможность прикоснуться к духовному источнику Иерусалима и поездка будет не длительной, всего лишь Валуйский район Белгородской области.

А начиналось все с постановки на сухаревской Голгофе обетного креста в 2001 году на праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня. Как свидетельствуют очевидцы, в этот день был совершён крестный ход на свою святую гору Голгофу.

Читали акафист, поднявшись на гору, страстотерпцу царю Николаю II и Святое Евангелие. Окропляли все святой водой. «Множеством икон, хоругвями и пением освящалась вся Русь», — запечатлел позже отец Феодор в своей исторической записке. Так в день Воздвижения была обретена великая святыня — Державный Крест Христов. «И этот день определил — быть обители Воскресения Христова под куполом неба» (о. Феодор).

Уже на следующий год была изготовлена святая икона — часовня Воскресшего Господа Иисуса Христа с киотом.

Мы с упоением погрузились в духовный мир истории и реальности, по-особому, как елей, воспринимая рассказ схимонахини Алексии, с 1994 года нашедшей здесь приют и душевное успокоение. В роли экскурсовода она была неистощима на библейские сюжеты, которые раскрывались перед нами, изумлёнными, восторженными, упоёнными духом праведности и святости.

Для строительства Нового Иерусалима был создан Фонд по созданию града спасительного Иерусалима нового в селении Сухарево «СИХЕМЪ».

Строительство комплекса ещё ведётся.

Уникальная достопримечательность Новый Иерусалим являет собой репродукцию библейского Иерусалима. Место расположения – на Михеевской горе в селе Сухарево, находится в 30 километрах от города Валуйки. История святыни началась в 2001 году с установки обетного креста. Сейчас крестов восемь, располагаются на холмах. В церковные праздники по холмам проходит торжественный Крестный ход. Дубовый крест распятия Иисуса Христа, Камень Помазания, Кувуклия Гроба Господня, колокольня Святого Иоанна Предтечи (храм), часовня иконы Божьей Матери «Державная» разместились на площади 6163 квадратных метра и уже служат прихожанам. Сейчас ведется строительство братского корпуса для будущего мужского монастыря, который предполагается здесь создать.

Строительство храмового комплекса обители Воскресения Христова ведется с 2003 года как аналог священного города. Сегодня комплекс включает в себя: Дубовый крест распятия Иисуса Христа, храм Иоанна Предтечи с колокольней; часовню иконы Божьей Матери «Державная»; часовню святой Марии Магдалины; Кувуклию Гроба Господня; Камень помазания — самостоятельно треснул по подобию библейского и источает миро; местную Голгофу; святую купель Апостола Иоанна Богослова. Храмовый комплекс Новый Иерусалим в Валуйках обнесен бревенчатым забором с заточенными кольями, а вход украшают святые Входные врата. Постройки разместились на площади 6163 кв. м и уже служат прихожанам. Сейчас ведется строительство братского корпуса для будущего мужского монастыря, который предполагается здесь создать.