Сады гаморы

СОДОМ И ГОМОРРА
два города, упоминание о которых в Библии связано прежде всего с исключительной порочностью их жителей. В Книге Бытия они описываются как «города равнины», которые Бог уничтожил «огнем и серой». Два других города, Адма и Цевоим, также были уничтожены, а пятый, Сигор, Бог пощадил, чтобы там мог найти убежище племянник Авраама Лот со своими двумя дочерьми. Ослушавшись Бога, жена Лота оглянулась на гибнущий Содом и превратилась в соляной столп. Содом и Гоморра — едва ли не самые знаменитые библейские города, ставшие универсальным символом порочности и безнравственности и божественного возмездия. Содом ассоциируется, в частности, с грехом содомии, однако развращенностью жителей и дурным обращением с пришельцами отличались оба эти города. Согласно одной из легенд, гостю здесь предлагали кровать, длине которой он должен был соответствовать: слишком высоким обрубали конечности, а низкорослых растягивали. Точное местонахождение и обстоятельства уничтожения Содома и Гоморры остаются тайной. По свидетельству Библии, они располагались в южной оконечности окруженной горами впадины (Иорданская долина и Мертвое море), лежащей приблизительно на 400 м ниже у.м. Лот, избравший местом жительства плодородную долину Иордана, раскинул свои шатры близ самого Содома. В Библии рассказывается о битве четырех царей против пяти царей (Быт 14) в «долине Сиддим», где было множество асфальтовых озер (в старых переводах — «смоляных ям»). И древние авторы, и современные исследователи указывают на присутствие асфальта (или битума) в окрестностях Мертвого моря, особенно на юге. У юго-западной оконечности Мертвого моря возвышается скала, состоящая в основном из кристаллической соли; арабы называют ее Джебель-Усдум, т.е. «гора Содома». Эта соляная глыба (высотой ок. 30 м) в результате эрозии и выветривания превратилась в скалу, напоминающую человеческую фигуру. Библейская и мусульманская традиции, а также путешественники древности и наших дней отождествляют ее с Лотовой женой. Археологические находки также подтверждают локализацию Содома и других «городов равнины» в этом регионе. Баб-Эд-Дра, место паломничества, было обнаружено археологами в горах к востоку от южного побережья Мертвого моря; судя по найденной там керамике, оно особенно часто посещалось между 2300 и 1900 до н.э. Никаких поселений, где могли размещаться участники религиозных празднеств, проводившихся в Баб-Эд-Дра, ученые не нашли, хотя таковые должны были располагаться где-то поблизости. Остается только одно место, где могли располагаться злосчастные «города равнины», — под водой теперешнего южного залива Мертвого моря. Там, к югу от полуострова Эль-Лисан («Язык»), максимальная глубина воды не превышает 6 м, между тем как к северу от полуострова эхолоты зафиксировали глубину более 400 м. Эта область некогда была плодородной равниной, называвшейся долиной Сиддим. С тех пор уровень воды в Мертвом море поднимался (сейчас он повышается на 6-9 см в год). Разрушение Содома и Гоморры Господом произошло после того, как Аврааму не удалось обнаружить в Содоме даже десяти праведников. Согласно Книге Бытия (19:24-28), Господь пролил дождем «серу и огонь» на «города равнины». Современные исследования показали присутствие нефти и месторождения асфальта. Неприятный запах и испарения, которые, согласно древним авторам, поднимались от Мертвого моря и заставляли тускнеть металлы, можно объяснить действием какого-то природного газа, происхождение которого древним было, естественно, неизвестно. Тогда катастрофа разразилась оттого, что нефть и сопутствующие газы воспламенились либо от удара молнии, либо вследствие землетрясения (они не редкость в этом регионе), которое могло разрушить домашние очаги и вызвать большой пожар. Примечательно, что Авраам, находившийся близ Хеврона, мог оттуда наблюдать дым, поднимающийся над долиной, как «дым из печи», что вполне соответствует картине горящих месторождений нефти и газа. Поэтому прекращение паломничеств в Баб-Эд-Дра ок. 1900 до н.э. может свидетельствовать о времени гибели Содома и Гоморры в конце 20 в. до н.э.
ЛИТЕРАТУРА
Библейская энциклопедия. М., 1996

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Процент сумасшедших в нашей квартире

Увеличится, если ты не придёшь

И весна — не весна, если ты позабыла

Свой город дождей, этот садик и дом

В коммунальной квартире — Содом и Гоморра

Кошки рожают, дети орут

И посудой гремят соседские монстры

Курят, курят, и счастье куют

Весна, весна идёт!

Весне дорогу!

Весна, весна идёт!

Весне дорогу!

Но я понимаю, что всё тебе это

Давно надоело и больше чем жить

Что нет пустоты, есть отсутствие веры

Что нет нелюбви, есть присутствие лжи

А март своим безразборчивым бредом

Уложит в свой грунт тела молодых

Да так, чтоб не смог реаниматор

В искусстве своём сам себя превзойти

Весна, весна

И что из того, что расторгнуты связи?

И что из того, что молчат провода?

И что из того, что все песни похожи

Одна на другую, а та — на тебя?

В моей преисподней как будто бы людно

Но поздно сшивать уже рану край в край

И я разделяю все случаи жизни

На что было до и после тебя!

Весна, весна

Процент сумасшедших в нашей квартире

Увеличится, если ты не придёшь

И весна — не весна, если ты позабыла

Свой город дождей, этот садик и дом

В коммунальной квартире — Содом и Гоморра

Кошки рожают, дети орут

И посудой гремят соседские монстры

Курят, курят, и счастье куют

Весна, весна

Весна, весна

Примеры употребления слова гоморра в литературе.

Когда же он услыхал, что все места богослужения в Чарлстоне переполнились бездельниками и глупцами, собравшимися на бунтовщическую молитву, когда собственными глазами увидал членов Провинциального конгресса во главе со спикером Палаты общин Лаундсом в пурпурной мантии, алонжевом парике и с серебряным жезлом, которые торжественной процессией шли к церкви святого Филиппа, негодование сэра Эндрю не позволило ему оставаться более в городе, который, как он ожидал, могла в любую минуту постичь та же кара, что обрушилась на Содом и Гоморру.

От Светлого будущего, а заодно и от Неба враз отреклись, как увидали наши наживки — баксы, тряпки, Маргошек всех мастей, разные там остренькие блюда, клубничку, за которые Господь еще Содом и Гоморру дотла спалил.

Содом и Гоморру, как бы низвержение Богом гордыни, с другой стороны — Пятидесятницу.

Я оставался под столом, когда со свечами вернулась бабушка, подобно гневному архангелу узрела в пламени свечи Содом, признала в пламени свечи Гоморру и с задрожавшими в ее руках свечами подняла крик, устроила скандал и, назвав все это свинством, положила конец идиллии о том, как прогуливается Рюбецаль по Исполиновым горам, потом, расставив свечи по блюдечкам, достала карты из буфета, кинула их на стол и, попутно утешая все еще хнычущего Стефана, провозгласила вторую часть праздника.

Михайлов Содом и Гоморра Часть первая У женщин будет Гоморра, а у мужчин — Содом.

Замечу в скобках, что именно с помощью такого рода материализации, как бы неопределенны они ни были, благодаря этим астральным знакам, озарявшим целый участок атмосферы, рассеянная Гоморра стремится в каждом городе, в каждом селении воссоединить свои распавшиеся звенья, восстановить библейский город, между тем как те же самые усилия предпринимаются — хотя бы ради временного возрождения — изгнанными из Содома и тоскующими по утраченной родине, предпринимаются иногда людьми двуличными, а кое-когда и смельчаками.

Содом и Гоморра являлись высокоорганизованными городами-государствами аккумулирующими грандиозные богатства.

Содом, Гоморра, Вавилон, Ниневия, Карфаген, Итиль, —каждый желающий может составить свой список.

Содом, Гоморра, Сихем, Мегиддон, Газа и — предположительно — Иерусалим.

Содом и Гоморра, а также лежавшие вблизи них Ацма, Севоим и Цоар, были уничтожены серным дождем.

Содома и Гоморры, — довольно стабильный период с максимально возможным развитием товарно-денежных отношений, в ущерб всем остальным.

Нету более ни тебе Содома, ни тебе Гоморры, как я, впрочем, и предрекал.

Он пришел испытать как веру Авраама, так и жителей Содома и Гоморры, грех последних исполнил меру долготерпения Божия.

Грехи Содома и Гоморры выглядели невинными по сравнению с моралью допотопного мира.

В ходе дальнейшей работы Пруста над своим циклом тема современных Содома и Гоморры, то есть морального падения бур609 жуазного общества, все более занимает писателя.

Источник: библиотека Максима Мошкова