Самопожертвование в жизни

Самоотверженность Мужество Самоотверженность. Кто такой самоотверженный человек?
  • KtoNaNovenkogo
  • ЧаВо
  • Вы здесь

14 апреля 2020

  1. Самоотверженность — это…
  2. Негативная интерпретация
  3. Примеры самоотверженного поведения

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Не многие задумываются над смыслом слов, которые стали шаблонными. Одним из таких слов является самоотверженность.

Вроде ничего сложного в нем нет и понять, что это такое не составляется труда, но если вдуматься, то далеко не все, кто хочет казаться самоотверженным таковым является.

Что такое самоотверженность

Чтобы дать ответ на вопрос, что такое самоотверженность, обратимся к определению Интернет-энциклопедии. Итак, ею называется позитивное социальное и моральное личностное качество, что проявляется в умении подчинять собственные интересы и жертвовать ими во имя других.

Самоотверженность. Кто такой самоотверженный человек?

Эта черта человека базируется на осознании личностью собственных обязанностей, на чувствах дружбы и любви, патриотизме, вере в справедливые цели. Собственные интересы приносятся в жертву во имя этого.

Это свойство выступает первичной психологической и моральной чертой для военных. Во время войны самоотверженность выражается в способности военного преодолевать страх, в стойкости и вере в правильность его деяний, готовности осознанно положить жизнь для выполнения общей цели или спасения других.

Самоотверженность представляет собой преодоленный эгоизм. Для жертвования собственными интересами, требуется стойко стоять на стороне совести, бескорыстия и морально-этических норм. Наряду с этим, есть и осуждаемые моралью виды данного качества. Они основываются на систематическом принуждении себя и насилии над личностной природой. Фанатики, террористы, секты – все это провоцирует легковерных личностей проявить аморальную и губительную самоотверженность, что становится причиной жесткости и насилия.

Самоотверженность фанатичных личностей является аргументом для оправдания злых деяний по отношению к другим. Подобная жертва собой не базируется на любви к человечеству, а на горделивом желании стать спасителем мира или миссионером.

Но если добровольное соблюдение морали и бескорыстие типичны для любой нравственно обоснованной позиции, то жертвование собой требуется в особом случае и при чрезвычайных обстоятельствах, когда от личности требуется превысить собственные обязательства, которые налагаются на человека в обыденной жизни. В подобном случае самоотверженность ближе по моральной оценке к героизму. По этой причине она не является непременным правилом морали, которая требует от личности полного отказа от личных интересов во имя других.

В этой связи самоотверженность, хотя и нужна для увеличения нравственной ценности деяний, не может быть навязана личности и не выступает в виде абсолютного требования и правила. Это исходит еще из того, что мораль является методом самостоятельного регулирования поведения на базе личного желания действовать в чрезвычайных ситуациях на пределе собственных возможностей.

Самоотверженность. Кто такой самоотверженный человек?

В сущности, самоотверженность являет собой другую сторону осознания морали и долга, который требует ради достоинства действий, что не приведут к выгоде. Они, наоборот, связаны с преодолением угрозы и сложностей, с демонстрацией храбрости и силы воли ради высоких ценностей – сбережения добра и мира. Из-за такой связи самоотверженности и нежелания достичь личной выгоды, ее направленностью на гуманистические цели, минимальной демонстрации желания жертвовать собой достаточно, чтобы оценить поступки с позиции высокой морали.

Примечания

  1. 1234
    Ф. В. Клочков. Самоотверженность // Радиоконтроль — Тачанка / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1980. — С. 232. — (Советская военная энциклопедия : ; 1976—1980, т. 7).
  2. 12
    Самоотверженность // Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии С. Ф. Ахромеев, и. о. глав. ред. С. Г. Шапкин. — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1986. — С. 653. — 863 с. — 150 000 экз.
  3. 12
    Самоотверженность // Словарь военных терминов / Сост. А. М. Плехов, ред. С. Г. Шапкин. — М.: Воениздат, 1989. — С. 263. — 335 с. — 65 000 экз. — ISBN 5-203-00175-8.

Примеры самоотверженности

Наилучшим примером самоотверженности выступает материнская любовь к малышу. Почти каждая мать, не думая ни секунды, пожертвует собой, когда нужно. Не потому, что собственная жизнь не имеет для нее цены, а поскольку ее чувство так мощно, что счастье ребенка наполняет ее особой энергетикой. Женщина не думает, что это ее возвысит, поскольку для нее жертвование собой становится природным качеством. В определенной мере это приносит счастье.

Другой готов жертвовать жизнью ради любимого, и данное побуждение – это демонстрация силы любви. Пожарные подвергают себя опасности, но для них жертвование собой не стоит впереди. Для них это работа, где человек действует, не включая эмоции. В таком же состоянии хирурги делают длительные сложные операции.

Невзирая на то, что жертвование собой, мораль и честь мы относим к благородным качествам, данная черта имеет логичное толкование. В природе встречается аналог данного поступка у пчел, которые умирают, жаля противника. Но смысл данной смерти – вызвать у пострадавшего трепет перед остальными представителями вида и сохранить улей. Так же и самка, умирая за малыша, спасает собственные гены.

В ходе развития жизни, любовь подвергалась эволюции. Если не все представители животного мира испытывают к матерям искреннюю любовь, то ребенок человека безусловно любит мать. Ученые пришли к заключению, что истоки готовности жертвовать собой лежат в заботе о потомках. Остальные ответвления являются в своем роде «побочными эффектами».

Негативная интерпретация понятия

Мания величия — что это значит у людей

Самоотверженность может быть плохим качеством, когда она чрезмерная или когда является проявлением инфантилизма. Такая деструктивная форма впервые появляется в подростковом возрасте и может оставаться привычной вплоть до конца жизни. Человек не готов брать ответственность и может терпеть любые лишения, лишь бы избежать того, чего он боится.


Самоотверженность могут проявлять и животные

Например, когда женщину муж регулярно избивает, а она не хочет разводиться, это не говорит о ее огромной любви к нему. Она просто боится остаться одной или лишить себя ресурсов, которыми насильник ее обеспечивает. Тот считает себя правым в любой ситуации только на основании того, что он кормит семью. Никакой самоотверженности здесь нет, это проявление эгоизма, пусть и такого извращенного.

Также самоотверженность может быть мнимой, когда человек размышляет таким образом: «сегодня я тебе сделаю то, а ты мне завтра – то». Нередко такая логика не осознается. Если другая сторона отказывается помочь, человек обижается.

Часто самоотверженностью считают гиперопеку матерей. Женщина жертвует своим здоровьем, молодостью, мечтами и желаниями ради детей, нередко не отвечающих даже благодарностью. Она может давать им деньги, вытаскивать из жизненных трудностей, постоянно прикрывать их в тяжелых ситуациях, считая это своей обязанностью. В крайних случаях матери помогают детям достать наркотики, чем наносят вред и себе, и им.


Женщины очень часто проявляют самоотверженность

Мотивы таких женщин могут отличаться. Это и знаменитый «стакан воды», который женщина мечтает получить на старость лет в качестве благодарности, и желание чувствовать себя нужной кому-то, и страх потерять детей, и боязнь встретиться с собой. Реальной самоотверженности здесь мало. Если она истинная, человек жертвует собой просто потому, что ему приятно делать добро кому-то.

Негативный окрас имеет самоотверженность радикалов. Типичный пример – террористы-смертники. Они верят, что их смерть нужна для достижения целей, которые они считают благими. То же касается националистов.

Важно! Основная причина инфантильной самоотверженности – созависимость. Это негативное состояние, при котором одна личность полностью поглощена другой. Чаще всего этот термин употребляют, когда идет речь о родственниках алкоголиков, наркоманов. Но созависимых людей значительно больше.

Эмоции такой личности полностью зависят от действий объекта зависимости. Поэтому для чужого благополучия созависимый готов жертвовать собственным. Помимо самоотверженности, для этого явления характерны такие признаки:

  1. Низкая самооценка.
  2. Чувство вины. Даже в норме, если человек ощущает себя виноватым, он старается сгладить переживания, жертвуя собой. Но когда это состояние постоянно сопровождает созависимую личность, она будет проявлять удивительную самоотверженность, корень которой – невротический.
  3. Гнев, не осознаваемый самим человеком. Внутренне такой самоотверженный злится, что ему приходится жертвовать собой. Поэтому такое самопожертвование не может считаться истинным. Это не акт доброй воли, человек чувствует себя обязанным так поступать. Он не испытывает радости от помощи кому-то.
  4. Депрессивные настроения.
  5. Эффект предсказателя. Созависимые люди считают, что лучше других знают, что им нужно. В результате они делают то, что другие не хотят, при этом жертвуя собой.


Самоотверженность взращивается постепенно

Важно! Созависимость не являет собой истинную самоотверженность. Пример из жизни, подтверждающий этот тезис, – мать, которая лишает себя чего-то хорошего ради того, чтобы ее ребенок тусил ночи напролет. Такие действия будут только во вред. Разумный родитель пожертвовал бы своими деньгами ради обучения ребенка в заграничном ВУЗе.

В целом настоящей самоотверженности не существует вовсе. Все люди преследуют свои интересы, пусть даже не осознаваемые.

Отвержение себя

Но зададим странный вопрос, считается ли принесение себя в жертву позитивной чертой? Что означает данное понятие?

При первом взгляде может показаться, что жертвование собой – это демонстрация высочайших гуманистических качеств, желание принести в жертву собственные интересы во имя других. Схожими по значению с данным понятием выступают «альтруизм» и «жертвенность».

Самоотверженность. Кто такой самоотверженный человек?

Но при этом, значением данного понятия выступает словосочетание «отвержение себя». Если считать жизнь невероятным подарком, то разве можно его так легко отбрасывать? Если человек не ценит себя, то есть ли шанс подарить другим свою любовь? И не считается ли эта черта одним из проявлений мазохистского эгоизма, желанием поставить себя над остальными?

Нередко случается, что личность ставит себя на кон во имя интересов других, даже если ее никто об этом не просил. Нередко такая жертва превращается в тягость, но тот, кто принял решение подарить собственную жизнь другим, упорно идет к ее обесцениванию. Если подумать, то такое отвержение собственной судьбы – это ничто иное как лишение ценности собственной личности. Но на уровне подсознания человек уверен, что он выше других. Он ощущает радость от сознательного обесценивания.

В подобной ситуации жертвование собой не является оправданным с биологической позиции и со стороны морали и этики. Это разрушение себя. Его поощрение закончится психическим расстройством. Только уважение к себе и другим поможет улучшить мир.

Литература

  • Радиоконтроль — Тачанка / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1980. — 693 с. — (Советская военная энциклопедия : ; 1976—1980, т. 7).
  • // / под ред. И. С. Кона. — 1981. — 432 с. — 400 000 экз.
  • Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии С. Ф. Ахромеев, и. о. глав. ред. С. Г. Шапкин. — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1986. — 863 с. — 150 000 экз.
  • Словарь военных терминов / Сост. А. М. Плехов, ред. С. Г. Шапкин. — М.: Воениздат, 1989. — 335 с. — 65 000 экз. — ISBN 5-203-00175-8.

Это заготовка статьи по социологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Это заготовка статьи по военному делу. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Флоренс Найтингейл. Самоотверженность женщины

Как свидетельствуют исторические факты, у великих женщин самопожертвование нередко содержало разрушительный элемент для самих представительниц слабого пола. Но случалось и так, когда получалось превращение жертвы в великую идею. Тогда любовь трансформируется и направлена на спасение других или всего мира. В этом случае в человеке накапливается энергия сострадания. Она помогает развитию не только собственной личности, но и всех людей. Это сложная миссия.

Образцом подобного самопожертвования выступает Флоренс Найтингейл. Она была одной из наилучших невест Британии, которая могла похвастаться превосходным уровнем образования, изысканным поведением. Но после того как она однажды посетила нищенский приют, ее желание создать семью и родить детей потускнело. В ее мыслях ярко проявилось другое предназначение.

Высший свет оценил порыв работать сиделкой для нищих в больнице в качестве прихоти аристократки, которая не видела жизни. Мощный духовный порыв никто не понял, но настойчивость молодой красавицы оказала ей помощь. На протяжении будущих 7 лет Найтингейл, которая имела глубокие знания естественных наук, самостоятельно создала способ ухода за больными, в том числе обоснованные требования карантина. Отказавшись от создания семьи окончательно, женщина потратила собственную жизнь на сострадание.

В результате она стала основным экспертом комиссии, контролирующей положение военных госпиталей в Англии. Она основала школу для медсестер, создала награду за милосердие.

Подобный пример убедительно показывает, что самоотверженность обладает правом на собственные проявления. Хотя бы по той причине, что чувство счастья и понимание его у людей отличается. Флоренс Найтингейл прожила в гармонии с собой долгую и счастливую жизнь. Это еще раз подтверждает тот факт, что ее готовность помогать явилась истинным проявлением добровольной жертвы собственными интересами.

Мужество в недалеком прошлом

Четкое понимание мужества можно получить, вернувшись в годы Великой отечественной войны. Советским солдатам, как никому другому было присуще это качество. Солдаты отважно, до последнего сражались на фронте, осознавая, что за ними стоят судьбы многих людей и поколений. Именно во времена Великой отечественной войны многие удостоились звания «Герой”, которое является высшей степенью мужества, чести и отваги.

Мужество в эти времена проявили и женщины с детьми, которые работали в тылу на заводах, выполняя тяжелый труд, во благо страны.

Андрей Евгеньевич СЕРИКОВ / Andrei SERIKOV

| Смыслы самопожертвования и его прототипы в традиционной культуре / Meanings of Self-Sacrifice and its Prototypes in Traditional Culture |

Андрей Евгеньевич СЕРИКОВ / Andrei SERIKOV

Самарская гуманитарная академия, Самара, Россия Заведующий кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Кандидат философских наук, доцент

СМЫСЛЫ САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ И ЕГО ПРОТОТИПЫ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

Рассматриваются примеры самопожертвования, описания которых встречаются в «Национальном корпусе русского языка». На основе этих примеров выявляется несколько значений самопожертвования, между которыми наблюдается семейное сходство. Какие-то примеры и значения воспринимаются как типичные, другие — как периферийные, метафорические. Наиболее прототипи-ческими можно считать случаи, когда кто-то реально, а не только символически, отдает собственную жизнь ради блага других людей, во имя религиозных или моральных принципов. Мифологические, исторические и антропологические данные свидетельствуют о том, что прототипы самопожертвования — это ритуальные самоубийства. С этической точки зрения, самопожертвование опирается на уже существующие моральные ценности, жертвующий собой делает это во имя этих ценностей. Но с антропологической и социологической точек зрения, возможно, именно ритуал порождает и возобновляет переживание этих ценностей. Когда человек оказывается в ситуации самопожертвования и отдает свою жизнь, выжившие участники ритуала сохраняют опыт реальности самопожертвования и соответствующих ему ценностей, идей и эмоций.

Ключевые слова: жертва, самопожертвование, ритуал, ритуальное самоубийство, корпусная лингвистика, фамильное сходство, прототипи-ческие значения, социальная ситуация.

MEANINGS OF SELF-SACRIFICE AND ITS PROTOTYPES IN TRADITIONAL CULTURE

|4 (29) 20171

Андрей Евгеньевич СЕРИКОВ / Andrei SERIKOV

| Смыслы самопожертвования и его прототипы в традиционной культуре / Meanings of Self-Sacrifice and its Prototypes in Traditional Culture |

Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых.

Никто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная их поднял — и с древа рухнул.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Речи Высокого, 138-1391

Ниже обсуждается вопрос о том, что такое самопожертвование. Один из возможных способов говорить о самопожертвовании представлен в нормативной этике. Тот, кто жертвует собой, ориентируется на высшие религиозные и нравственные ценности, совершая свой поступок во имя веры или ради других людей. Например, Павел Евлампие-вич Матвеев предлагает феноменолого-аксиологический анализ самопожертвования, начало которого «отправляет нас к автору поступка, к его нравственному сознанию, где прошла мотивация выбора»2. Вслед за Гуссерлем он признает «существование определенных эйдосов, аподиктических истин как в сфере трансцендентного, так и в сфере трансцендентального», которые и определяют, в конечном счете, содержание нравственного выбора при самопожертвовании. Но такой подход является вариантом платонизма. Если сущность самопожертвования — в ориентации на определенные нравственные ценности, то последние должны пониматься как метафизические сущности, предшествующие человеку, обществу и культуре. Ина-

1Старшая Эдда // Скандинавский эпос. Старшая Эдда. Младшая Эдда. Исландские саги. М.: АСТ, 2008. С. 50.

2Матвеев П.Е. Поступок самопожертвования // Этическая мысль. М: ИФ РАН, 2013. С. 200. URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/em/em13/10.pdf (Дата обращения: 10.10.2017).

че не объяснить, откуда взялись ценности, на которые ориентировались самые первые герои.

Другой распространенный способ рассуждать о самопожертвовании — это определить его как разновидность принесения жертвы вообще и опираться на один из существующих подходов понимания сущности жертвы: жертва как форма дара и обмена, как способ коммуникации, как перенаправление агрессии и т.п. Одна из проблем при таком подходе заключается в том, что поиск существенных признаков, общих для принесения жертвы или самопожертвования как такового, — задача неблагодарная. Формально-логические подходы здесь не срабатывают, и исследователь разрывается между стремлением включить в понятие жертвоприношения почти все социальные и культурные формы (все есть в каком-то смысле жертва) или определить его настолько узко, что привычные для большинства формы жертвоприношений не будут им охвачены. Другая проблема заключается в воз- 105 можности того, что «древнейшей формой жертвоприношения могло быть самопожертвование»3. В этом случае не самопожертвование следует определять через жертвоприношение, а наоборот.

Чтобы избежать подобных трудностей, можно опереться на эмпирические примеры того, как жертвоприношение понимается в русской культуре. Один из способов это сделать — обратиться к средствам корпусной лингвистики. «Национальный корпус русского языка» — это информационно-справочная система, созданная на основе репрезентативной выборки русскоязычных текстов, созданных в период от середины ХУШ до начала XXI века4. Для уточнения значения выражений «самопожертвование» и «жертвовать собой» в русском языке я сделал на сайте корпуса запросы

3Дмитриева Т.Н. Жертвоприношение: поиски истоков // Жертвоприношение: Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней / Науч. ред. Л. И. Акимова и А. Г. Кифишин. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 7.

4Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/index.html (Дата обращения: 10.10.2017).

|4 (29) 20171

Андрей Евгеньевич СЕРИКОВ / Andrei SERIKOV

| Смыслы самопожертвования и его прототипы в традиционной культуре / Meanings of Self-Sacrifice and its Prototypes in Traditional Culture |

по этим ключевым фразам, а также по фразам «жертвует собой», «жертвовал собой», «жертвовала собой», «пожертвует собой», «пожертвовал собой», «пожертвовала собой», что дало выборку из нескольких сотен текстовых отрывков, которые были проанализированы с целью выявления основных встречающихся значений. Я рассматривал только тексты, в которых ситуации самопожертвования описаны непосредственно. В основном, это были художественные произведения. Тексты, где «самопожертвование» выступает как абстрактная категория, не были использованы. Также были опущены примеры, где из приведенного в корпусе отрывка не было понятно, о каком именно поступке идет речь.

В итоге я выявил следующие обобщенные значения:

1)Часто речь идет о жертве Христа и подражающих ему христианских мучеников. Жертвоприношением также называется принятие монашеского обета или просто жизнь того, кто отрекся от мирских забав и отказался от личного счастья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2)Также часто пишут о самопожертвовании на войне. Пожертвовать собой — значит исполнить приказ и решить поставленную задачу, уничтожить и победить противника ценой собственной жизни. Или совершить ритуальное самоубийство во время вторжения иноземцев, победить которых не получается. Ослабленный вариант этого значения не подразумевает обязательной гибели героя. Жертвовать собой — значит участвовать в войне, рискуя погибнуть ради победы, добровольно поехать на фронт, чтобы стать солдатом, санитаром или медсестрой. Это также значит сжечь свой город, занятый противником.

3)Говорят о самопожертвовании шахидов и других террористов, гибнущих в ходе совершения теракта.

4)Пожертвовать собой — значит погибнуть, спасая других людей. Ослабленный вариант — помогать другим, спасать их с риском для жизни. Например, участвовать в тушении пожара, рискуя своей жизнью.

5)Пожертвовать собой — значит погибнуть ради того, чтобы кто-то узнал правду. Сказать вслух истину, которую боятся произнести другие, рискуя пострадать. Призвать к справедливости там, где это смертельно опасно. Пойти на каторгу ради революционных идей, ради справедливости. Или наоборот, поддержать правительство в то время, когда другие протестуют.

6)Жертвовать собой — значит терпеть лишения во имя светлого будущего или общественного порядка, во время войны или революции, во время кризиса. Вести себя достойно, по-человечески, в то время, как другие воруют, грабят и убивают.

7)Пожертвовать собой — значит погибнуть ради выяснения научной истины, ради постановки эксперимента. Или потратить свою жизнь в космическом путешествии ради того, чтобы человечество добралось до звезд. Пренебрегать собственной безопасностью. Лишить себя семьи и обычного 106 человеческого счастья, рисковать здоровьем или терпеть боль ради выполнения дела. Например, работать на стройке или на целине по комсомольскому призыву. Упорно трудиться, лишая себя отдыха ради науки или искусства, во имя общего блага, во имя идеи. Или лишить себя радости самому участвовать в научных исследованиях из-за необходимости заниматься организацией научной деятельности.

8)Жертвовать собой — значит добровольно выполнять трудную работу. Или работу, которую выполнять не обязан, от которой можно было отказаться. Жертвовать собой — значит трудиться и быть полезным вместо того, чтобы просто жить в свое удовольствие, отказываясь от труда. Выкладываться на работе по полной, не щадить себя, честно выполнять свои обязанности. Просто много работать.

9)Жертвует собой тот, кто ради дела и других людей готов опорочить себя, отказаться от доброго имени, от доброй памяти о себе.

10)Жертвовать собой — значит делать что-то в соответсвии со своими представлениями о ре-

|4 (29) 20171

Андрей Евгеньевич СЕРИКОВ / Andrei SERIKOV

| Смыслы самопожертвования и его прототипы в традиционной культуре / Meanings of Self-Sacrifice and its Prototypes in Traditional Culture |

лигиозном или моральном долге, отказываясь от удовольствий. Рисковать жизнью, служить не ради денег, а ради высших ценностей. Делать что-то трудное или неприятное во имя идеи, чтобы соответствовать своим представлениям о долге и приличиях. Лишать себя удобств ради как-либо понимаемых приличий. Например, вставать рано или ложиться поздно для того, чтобы проводить или встретить кого-то из членов семьи (даже не потому, что им это нужно, а потому что существуют представления и смутное ощущение о том, что так положено делать). Или одеваться особым образом, потому что ощущаешь, что так нужно. Например, одеваться скромно, хотя хочется ходить в красивых нарядах. Или, наоборот, одеваться официально, хотя хочется ходить в повседневном.

11)Самопожертвование — это такая деятельность, в которой нет выгоды для самого себя. Жертвовать собой — значит жить не ради своих собственных интересов, а ради интересов других людей, отказать себе в чем-то во имя любви или дружбы, пострадать самому из сострадания к другим. Например, ухаживать за больным. Или сдерживать свои эмоции, идя навстречу супругу ради семейного благополучия, ради сохранения семьи.

12)Самопожертвование — это либо радостное служение, либо страдание и гибель ради любви и любимого (любимой). Это смерть или страдание вместо любимого. Материнство — это самопожертвование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13)Самопожертвование — это отказ от любви, от жизни с любимым ради спокойствия своих родных, ради приличий.

14)Пожертвовать собой — значит жениться или выйти замуж без любви, чтобы спасти партнера от гибели или избавить от страданий. Связать свою жизнь с тем, кого не любишь, но кто любит тебя и хочет быть с тобой. Жениться на девушке, беременной от другого, чтобы она не оказалась в неловком положении.

15)Самопожертвование мужчины ради дружбы заключается в том, что он предоставляет другу ухаживать за женщиной, которая нравится

ему самому, или отказывается от любовных отношений с женщиной своего друга. Самопожертвование женщины заключается в том, что она уступает своего мужчину другой женщине.

16)Девушка жертвует собой, когда уступает просьбам возлюбленного и соглашается на секс до брака, если это считается аморальным или противоречит ее желаниям.

17)Пожертвовать собой — значит признать себя виновным в том, что сделал кто-то другой, или взять на себя всю вину в том, что сделано сообща. Для того, чтобы избавить других от наказания и понести наказание за них.

18)Жертвует собой тот, кто отказывается от своего права на что-то; уступает другому, не настаивая на своем праве.

19)Жертвует собой скромный человек. Например, автор, который не выпячивает себя. Или гость, который стесняется попросить что-либо.

20)Жертвует собой тот, кто тратит свои 107 силы и время на то, чтобы научить других чему-то хорошему или полезному, поделиться с ними своим опытом и мыслями.

21)Самопожертвование — это любой бескорыстный дар. Пожертвовать собой — значит просто сделать что-то для других, ничего не требуя взамен.

Приведенные значения невозможно объединить в рамках какого-либо формального определения: нет таких существенных признаков, которые обнаруживались бы во всех примерах самопожертвования, но были присущи только самопожертвованию. Скорее мы видим то, что Витгенштейн называл семейным сходством. При этом какие-то значения и стоящие за ними примеры в большей мере могут претендовать на образцы самопожертвования, чем другие. Если использовать терминологию Элеанор Рош5, какие-то значения

artsdean/pub/gestens/f/as/files/4610/9778_083247.pdf (Дата обращения: 10.10.2017).

|4 (29) 20171

Андрей Евгеньевич СЕРИКОВ / Andrei SERIKOV

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| Смыслы самопожертвования и его прототипы в традиционной культуре / Meanings of Self-Sacrifice and its Prototypes in Traditional Culture |

можно рассматривать в качестве прототипических, а какие-то скорее являются периферийными.

Например, революционных террористов второй половины XIX века долго почитали как самоотверженных героев, но сегодня их нравственный статус сомнителен. Еще труднее утверждать, что современные шахиды жертвуют собой во имя высших нравственных ценностей. Хотя сами-то они убеждены именно в этом. В целом, их поступки похожи на самопожертвование, но в нашей современной культуре не могут быть преподнесены как нравственный образец. Еще один пример неоднозначного самопожертвования — помощь близким. Она обычно связана с неявным ожиданием ответных действий или особого отношения и поэтому тоже не может быть явным образцом самопожертвования. Как и тяжелый труд, если он связан с высокой зарплатой или какими-то льготами. Или служение науке, если оно удовлетворяет любопытство ученого и доставляет ему удовольствие. Т.е., если самопожертвование можно описать как обмен, оно уже не воспринимается как прототипиче-ское. Потому что жертвующий продолжает жить и может надеяться на какие-то блага.

Прототипы самопожертвования — это значения и примеры, по поводу которых почти ни у кого не возникает сомнения. Например, прототи-пическое самопожертвование должно быть добровольным, а не вынужденным. Затем, оно должно быть бескорыстным. Поэтому реальная смерть жертвующего более прототипична, чем ее символическое представление. Если человек идет на верную гибель, он уже не может надеяться на какие-то ответные блага, а значит, действительно жертвует собой. Правда, многие из тех, кто жертвует собой, верят в жизнь после смерти, в возрождение. Тем не менее, они не ждут благ уже при этой жизни.

Жертва человека, любящего жизнь и боящегося смерти, более прототипична, чем жертва того, кто мечтает о смерти и идет на нее радостно. Марсель Портхэус по этому поводу пишет, что жертва, принесенная тем, кто желает умереть — это

не жертва6. Он приводит пример новеллы Гертруды фон Лефорт «Последняя на эшафоте»7, второй по популярности после «Исповеди» Августина среди новообращенных католиков. В новелле рассказывается о кармелитках, давших во время Французской революции священный обет пожертвовать собой во имя веры. Большинство монашек радостно стремились к мученичеству и боялись только того, что их могут лишить такой возможности. Но самая младшая из них испытывала смертный страх перед возможными мучениями, и именно ее самопожертвование обладает особой ценностью.

Если внимательно присмотреться к наиболее явным, не вызывающим сомнений примерам самопожертвования, выясняется, что это поступки богов, святых и героев. Они либо изначально были сакральными фигурами, либо были сакрализованы накануне принесения жертвы, во время самопожертвования или после него. То же можно сказать 108 об адресатах жертвы, а также о ценностях и идеях, во имя которых она была совершена. Жертва должна быть сакральна и она становится таковой в ходе особого ритуала освящения. Поэтому жертвоприношение вне религии может восприниматься как что-то не вполне настоящее. Например, в «Живом трупе» Льва Толстого говорится об одном из героев, что он «хоть и незаконно, нерелигиозно, но пожертвовал собой для тех, кого любил»8.

Вне ритуала поступок может быть не воспринят как жертва, даже если отдающий свою жизнь человек думал о высших материях, так как для полноты самопожертвования нужны и другие

7Фон Лефорт Г. Последняя на эшафоте. Новелла. URL: http://ru.calameo.com/read/000192864afc3690f6d3c (Дата обращения: 10.10.2017).

8Толстой Л.Н. Живой труп // Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/index.html (Дата обращения: 10.10.2017).

|4 (29) 20171

Андрей Евгеньевич СЕРИКОВ / Andrei SERIKOV

| Смыслы самопожертвования и его прототипы в традиционной культуре / Meanings of Self-Sacrifice and its Prototypes in Traditional Culture |

участники ритуала, благословляющие героя на его поступок, принимающие жертву или свидетельствующие о ней, благодарящие героя и воздающие ему почести. С другой стороны, даже если сам жертвующий в момент совершения поступка не думал о нравственных ценностях и не переживал свою сакральность, это не очень важно, если были другие, кто воспринял его как героя и завершил ритуал. Потому что самопожертвование — не столько индивидуальное, сколько социальное явление. Мы редко знаем, что на самом деле переживал в момент смерти тот или иной герой, но точно знаем, что он должен был переживать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, самопожертвование в своем предельном прототипическом выражении — это ритуальное самоубийство. В религии прототипом самопожертвования является самопожертвование бога, который затем возрождается, получив новые знания и новые способности. Это такой божественный обряд перехода. Чтобы стать настоящим богом или богочеловеком, нужно пожертвовать собой. Таковы Один или Христос. Таков персонаж индийских преданий Равана (Дашагрива), имевший 10 голов и отрубавший по одной из них раз в тысячелетие в качестве жертвоприношения Шиве.

Чтобы стать настоящим человеком, человеку тоже нужно пожертвовать собой. В прототипи-ческом варианте — погибнуть в качестве простого человека, чтобы вечно жить в памяти людей и, возможно, продолжить жизнь в загробном мире, переродиться и т.п. В каком-то смысле, чтобы быть человеком, не обязательно реально жертвовать собой, но нужно быть готовым к такой жертве. И эту готовность нужно возрождать ритуально. Один из способов это делать — приносить символическое самопожертвование: проливать часть крови, наносить шрамы на тело и т.п. Однако наиболее эффективный способ — это участие в реальном, а не символическом ритуальном самоубийстве, когда кто-то из участников реально умирает в этой жизни. Или участие в воинских ритуалах, таких как присяга, готовящих людей к тому, что в любой момент они могут пожертвовать собой. Служба в дейст-

вующей армии, участие в военных действиях — это отсроченное ритуальное самоубийство, это отсроченный героический подвиг. Недаром в определенных обществах и в определенные эпохи вполне человеком считался только мужчина, служивший в армии. Что касается женщин, то готовность рожать детей — это тоже готовность к реальному, а не только символическому самопожертвованию. Возможно, свадебный ритуал в традиционных обществах можно интерпретировать как подготовку девушки к самопожертвованию. В обычае ритуального (само)убийства матери наследника престола в Северном Вэй это (само)пожертвование женщины было доведено до логического конца9. Пишу в скобках, потому что женщину там скорее приносили в жертву, чем она делала это сама. Это было так называемое вынужденное самоубийство.

В исторической и антропологической литературе можно найти довольно много описаний ритуальных самоубийств10. Чем они отличаются от 109 простого неритуального самоубийства? Возможные признаки или составные части ритуала следующие: пост и очищение участников ритуала до и после его совершения; посещение храма или другого священного места; украшение участников ритуала и места проведения ритуала; освящение орудий и места убийства; ритуальные танцы; произнесение или распевание ритуальных формул, молитв, заклинаний (возможно, в письменном виде, в форме духовных завещаний или обращений к потом-

Головачев В.Ц. Самоубийство как родовой обычай и сакральный ритуал в традиционном Китае (На примере средневековых государств северного Китая) // Таврический Журнал Психиатрии (Acta Psychiatrica, Psychologica, Psychotherapeutica et Ethologica Tavrica). Симферополь, 2006. С. 83-91.

10 См.: Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: АСТ, 1998. Гл.24. Предание смерти божественного властителя; Ивик О. История человеческих жертвоприношений. М.: Ломоносовъ, 2010. URL: https://scisne.net/a-1977; Трегубов Л. З., Вагин Ю. Р. Эстетика самоубийства. Пермь: КАПИК, 1993. Гл.8. Эстетика ритуального самоубийства. URL: https ://www. litmir. me/br/?b=233834&p=51#section_18 (Дата обращения: 10.10.2017).

|4 (29) 20171

Андрей Евгеньевич СЕРИКОВ / Andrei SERIKOV

| Смыслы самопожертвования и его прототипы в традиционной культуре / Meanings of Self-Sacrifice and its Prototypes in Traditional Culture |

кам и последователям); ритуальная еда и напитки; разбрызгивание вина, разбрасывание зерна и других угощений; зажжение ритуальных свеч, лучин или других огней; предсказания и гадания; ритуальный обмен подарками; совершение самоубийства особенным регламентированным способом; поклонение жертве, сооружение памятников. Признаком ритуального самоубийства может быть также заведомо мучительный способ принесения себя в жертву, демонстрирующий мужество, выдержку и презрение к боли (по сравнению с этим неритуальное самоубийство может быть исполнено максимально безболезненным способом, поскольку целью является не демонстрация мужества или преданности, а уход от страдания). Также признаком ритуального самоубийства является присутствие других людей, участвующих в ритуале — помощников, родственников, товарищей по оружию, жрецов, представителей власти и т.п. В современном самопожертвовании они могут отсутствовать в момент геройского поступка, но присутствуют до и после него (принимая воинскую присягу, провожая в армию или в командировку, подписывая приказы, торжественно провожая тело погибшего в последний путь, открывая мемориалы, и т.д.).

Те герои, которые совершают незапланированное самопожертвование, сакрализуются позже, поэтому входная часть ритуала, ритуальная подготовка к самопожертвованию минимизируется. Таких героев никто не принуждает, они следуют внутренним импульсам и своей совести. Но есть самопожертвования по обету, когда отступить назад — значит стать предателем и изгоем. В этих случаях входная часть ритуала выражена в максимальной степени. Будущая жертва сакрализуется еще до акта самоубийства и пути назад у нее нет. Если человек проявил слабость уже на алтаре, его даже могут принести в жертву принудительно, силой загнать в огонь или убить каким-либо другим способом.

Серьезная попытка ритуального самоубийства, если она по какой-то причине не завершается реальной смертью, очень сильно повышает статус

человека, который жертвует собой. Наряду с верой в бессмертие души, это могло стать одним из источников символических ритуалов самопожертвования, таких как имитация самоубийства и возрождения, членовредительство. С учетом того, что мы знаем об обрядах перехода, ритуальное самопожертвование — это непременный элемент перехода, поскольку без самопожертвования не может быть изменен социальный статус. Такие ритуалы, как реальное самоубийство вдов или сеппука, — это лишь примеры окончательного обряда перехода. В случае реального самосожжения он фактически совпадает с обрядом погребения. В той мере, в какой всякий обряд перехода предполагает, что ради изменения статуса нужно пострадать, и что в этом обряде человек участвует «добровольно», всякий обряд перехода фактически должен включать элементы символического ритуального самоубийства. Это всегда повышение статуса через самопожертвование.110

Представление об индивидуальном «Я» не является культурной универсалией. Поэтому, когда историки или антропологи описывают обряды, которые выглядят как самоубийство, речь может идти о том, что группа приносит в жертву лишь часть (возможно, самую ценную) себя, для того, чтобы возродиться. Ритуал принесения в жертву одного из членов рода, семьи, династии — даже если он предполагает реальную смерть приносимого в жертву — это всегда своеобразное символическое членовредительство. Один из группы приносится в жертву, чтобы группа возродилась. С такой точки зрения, китайский матрицид и принесение в жертву вдов не является самоубийством, поскольку приносимая в жертву или жертвующая собой женщина является чужой, членом другого рода, другой семьи. Такие случаи следует рассматривать скорее как своеобразный обмен жертвами между семьями. Отдавая женщину в другую семью, выдавая замуж дочь или сестру, мужчины приносят ее в жертву. И в той мере, в какой она выходит замуж добровольно, она совершает ритуальное символическое самоубийство, выражая тем самым готовность уме-

|4 (29) 20171

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Андрей Евгеньевич СЕРИКОВ / Andrei SERIKOV

| Смыслы самопожертвования и его прототипы в традиционной культуре / Meanings of Self-Sacrifice and its Prototypes in Traditional Culture |

реть реально уже в новой семье. Например, при деторождении. Получается, что наиболее выраженным типом ритуального самопожертвования является самопожертвование не в коллективистской, а в индивидуалистической культуре. Точнее, не в индивидуалистической, но в такой, где существует индивидуальное «Я».

Приносящий себя в жертву может жаждать смерти, не бояться ее. Или он может любить жизнь и бояться смерти, но преодолевать страх во имя высших ценностей. Такими ценностями могут быть те, что связаны с верой в богов и загробную жизнь. Но человек может жертвовать собой, не веря в богов и будучи атеистом, только ради других людей, во имя ценностей семьи и патриотизма. Поэтому наиболее выраженный тип самопожертвования -это ритуально оформленное самоубийство человека, который не верит в загробную жизнь и любит жизнь земную, но преодолевает страх смерти во имя других людей. Таковы герои, гибнущие на войне, и именно их смерть является прототипом самопожертвования в современном секулярном обществе.

Традиционные религии развитых стран ритуальных самоубийств не признают. До последнего времени единственным исключением были индийские джайны, практикующие саллекхану (сатхару) — традиционный ритуал отказа от пищи и воды тех пожилых и больных людей, кто решил добровольно умереть. Но в 2015 г. суд штата Раджастан признал сатхару самоубийством, а самоубийство запрещено индийским законом, в связи с чем джайны протестуют и практикуют сатхару в тайне от пра-вительства11. Все признаваемые религиозные самопожертвования в развитых странах — символические. Жертвовать собой ради богов тех религий, которые нетрадиционны, считается неправильным. Такие ритуальные самоубийства объявлены след-

ствием деятельности тоталитарных сект или террористов.

Поэтому в современном обществе существуют легитимные и нелегитимные ритуальные самопожертвования. Буквально жертвуют собой только герои. Жертвовать собой ради родины или при спасении других людей — это правильно, это даже является обязанностью военных, пожарных и спасателей. Только героическое самопожертвование не ради богов, а ради человеческого общества и государства, ради других людей, признается легитимным.

Когда в современном обществе речь идет о жертвах насилия, то в свои права вступает наука виктимология, утверждающая, что жертвами чаще других становятся те, кто ведет себя как жертва и оказался в ситуации козла отпущения. Говорить и писать об этом легко, поскольку не противоречит морали. Но предположить по аналогии, что большинство самопожертвований также совершаются 111 людьми, которые склонны к самопожертвованию и оказались в подходящей ситуации, значит нарушить неписаные правила почитания героев. Я искренне уважаю тех, кто жертвует собой, но все же рискую высказать эту гипотезу: человек жертвует собой вследствие того, что оказывается в ситуациях самопожертвования. Что это за ситуации? Те, что включают элементы ритуалов принесения жертвы. В такой ситуации и сам жертвующий, и окружающие чувствуют необходимость совершения соответствующих действий.

Если в своей основе жертвоприношение -это священный обряд, то обыденные действия в современном обществе являются наследниками этого обряда в той мере, в какой сохраняют в себе элементы, не объяснимые сами по себе, но понятные в качестве элементов исходного ритуала. Например, почему при создании новой семьи нужно обязательно играть свадьбу, венчаться и оформлять брак официально? Некоторые молодые люди этого не понимают, потому что не видят рациональных причин. А их родители хотят, чтобы «все было как у людей». Ведь на иррациональном уровне данная

|4 (29) 20171

Андрей Евгеньевич СЕРИКОВ / Andrei SERIKOV

| Смыслы самопожертвования и его прототипы в традиционной культуре / Meanings of Self-Sacrifice and its Prototypes in Traditional Culture |

культурная ситуация требует сакрализации и принесения жертвы.

Рой Раппапорт высказывал идею, что ритуал — это целостная структура, которая создает нечто, что не может быть создано или передано ни одним из его компонентов, взятых в отдельности. Согласно Раппапорту, именно ритуал является источником религиозных представлений и переживаний. Благодаря ритуалу религия производит «Слово, Истинное Слово, на котором держатся истины символов и создаваемых ими убеждений»12. В религиозных формулах нет логического смысла, но они наполняются смыслом в ходе ритуала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этом контексте возникает вопрос: что создают ритуалы самопожертвования? Существует ли нечто в обществе и культуре, в сознании, чего не было бы без этих жертвоприношений? Мой ответ: в ритуалах самопожертвования рождаются любовь, честь, патриотизм, долг, благодарность, мужество, храбрость, бескорыстие, самоотречен-ность. Поэтому в современной культуре самопожертвование определенно играет особенную роль. Возможно, оно является единственным по настоящему сильным источником социальной солидарности в условиях, когда принесение в жертву других осуждается.

Мир улыбался ей, играл с нею, завораживал. Пульсирующая зелёная жилка, ища своё отражение в каждом колоске, вливалась в стройные гладкие стебли и струилась по ним так неотвратимо, будто желала что-то познать. Вытекая из зёрен, она оставляла после себя удивительное ощущение благостного, Божественного вдохновения. Сильно, уверенно вторгалась в почву, сливаясь с ней, становясь коричневой, терпковато-сухой. Ласково касалась трепещущих лапок паучка и, доходя по ним до самого сердца, помогала ему биться. Для неё не было, казалось, ничего невозможного: изменить цвет, форму, способ вливания в создание, манеру пребывания в нём с ним: то ли напевно нежную, то ли настойчивую, вселяющую веру, то ли душевную и искреннюю до болезненного восторгания. Тот, кто разгадал суть пульсирующей жилки, удивлялся её невозможной неустанности, но это было заложено в самой её природе.
Для себя жилка не требовала ничего: «Самая лучшая награда, — шептала она, — это знать, что я вдохнула такую нужную часть себя в другое творение. Пусть даже и не все догадываются о самом факте моего существования – я хочу приносить пользу, служа Богу». Но, как это порой бывает в нашей жизни, мы обманываем себя, не получая некоторое время желаемого. Жилка, такая необходимая всем, казалось бы, такая совершенная, где-то глубоко внутри такой маленькой себя таила бессмертную мечту: найти себе определение. Своё предназначение она уже знала, но часто жилка задавалась вопросом: «Кто я?» — порой чуть не забывая следовать пути, который избрала ещё задолго до своего появления, пребывая во Вселенском вакууме.
«Дай мне имя… дай имя… дай имя…» — вопрошала она у всех, с кем соприкасалась. И наконец…
Это было, когда сумерки начали наносить на и без того тёмные перекладины скамейки вуаль лёгких мазков. В углу её маленьким комочком лежало забытое всеми тельце. «Я же совсем недавно была у тебя!?» – недоумевала жилка, стремясь в ответ на негласный зов. Ускоряя пульсацию, всё быстрей она летела на помощь маленькому человечку. Он ещё не умел говорить, но ползал так, словно это было всем смыслом его нынешнего времяпребывания.
Увидев его, жилка сразу поняла: за ним пришли Холодные Тени.
Малыш был окутан тёмной дымкой и оставался невидимым для человеческих глаз. За его душой пришли те, кому он впоследствии мог принести большой вред. Жилка знала, что уже ничего невозможно изменить, но зов ребёнка был так силён и в то же время беспомощен, что… она двинулась на них со всей решимостью своих маленьких сил, служащих добру.
Потеря сил… Потеря света… Потеря пульсации… Потеря цвета… Сквозь затуманенность Теней прошла бы лесть или даже просьба, но просить у злого означало бы унизить себя, умолять о спасеньи – удел слабых. С каждой минутой они покоряли маленькое создание. Ей неудержимо хотелось отдаться во власть тёмных сил, стать частью их. «Их так много… Они так сильны… Да! Я хочу гневно и одновременно презрительно смеяться в ответ на слабые попытки человека сделать добро. Я хочу перепутывать его планы. Я хочу создавать ложное впечатление одному человеку о другом. Я хочу насылать тяжёлые испытания не с целью укрепить силы человека, а чтобы разочаровать его в смысле существования, надавить на самые болезненные стороны сомневающихся». Эти предательские мысли начали становиться сутью жилки. Тёмные силы уговаривали её: «Без нас было бы бессмысленно добро, не чувствовалась бы его прелесть. Примкни к нам, и ты поможешь существованию контраста, иначе нарушится равновесие: ребёнок совершит нечто, ранее невиданное.»
«Свет! Ребёнок принесёт свет на планету!» Это осознание молнией прометнулось сквозь всё существо жилки, и теперь она знала, что делать. Она положит себя на жертвенный алтарь, отдастся вся ребёнку. Да, её больше не будет существовать отдельно, в самости, пусть даже и зная, что в мире есть ещё несколько таких, как она, и без неё мир окончательно не затухнет. Но предназначение её заключалось именно в биении чужих сердец, счастливых и не очень, и она не смогла бы себе простить упущение этого маленького сердечка.
«Я воплощусь, войду в это маленькое существо полностью.» Жилка рванулась из последних сил, зная, что уже нет пути назад. И, теряя остатки своего существа, чувствуя обжигающее прикосновение зла, она коснулась нежно-розовой детской кожи и стала ею.
Навстречу солнцу распахнулись маленькие щёлочки – глазёньки спасённого ею ребёнка. Из его уст прозвучало всего лишь 2 слова, 2 первых слова, обращенных к жилке: «Ты – жизнь!»