Саул, это что?

Примеры употребления слова саул в литературе.

И все же довольно странно, что такой опытный человек, как Авенир, которому приходилось к тому же проявлять особую осмотрительность из-за своей любовной связи с Рицпой, наложницей его верховного военачальника царя Саула, не упомянул в своих донесениях о единоборстве, сыгравшем решающую роль для всего похода против филистимлян.

Саулом до десяти тысяч, и битва происходила по всему городу на горе Ефремовой.

Услышав имя Саула Брузжака, Федор Иванович тут же решил все: — Поеду, Кассиан Дамианович.

Такое событие произошло в 1922 году, когда американский археолог и востоковед Олбрайт нашел в Тель-эль-Фулле, в пяти километрах от Иерусалима, развалины Гивы, столицы Саула.

У женщины же был в доме откормленный теленок, и она поспешила заколоть его и, взяв муки, замесила и испекла опресноки, 25 и предложила Саулу и слугам его, и они поели, и встали, и ушли в ту же ночь.

Роман на библейскую тему калининградского писателя Олега Глушкина рассказывает о первых царях Израиля — Сауле и Давиде, об их противостоянии.

Мать предупреждала — никогда не старайся приблизиться к властителям, не ищи их покровительства и дружбы, и всякие мысли о Сауле выкинь из головы.

На Сауле можно заработать больше, чем на этих жалких изгнанниках — как же он, Цофар, об этом не додумался сразу.

Много лет никто не слышал о царе Сауле ничего — ни плохого, ни хорошего.

Давид же говорил, что с каждым днем этот черный гнев нарастает в душе Саула, Давид был тому свидетель, он был при Сауле и ему нельзя было не верить.

Нет, сей отрок избран и приуготован для цели особой, а ныне он состоит при царе Сауле, которому поет и играет.

Правда, есть тут небольшое затруднение: ни в царских архивах, ни в архивах Авенира, начальствовавшего при царе Сауле над войском, не нашлось подтверждений второму походу — в пещеры Эн-Гадди и третьему походу — в пустыню Зиф.

Я вспомнил о двуглавом ангеле, о волшебнице из Аэндора, про которую народ говорил со страхом, и о царе Сауле, приказавшем волшебнице вызвать к нему дух пророка Самуила, но из ужаса, пронизавшего меня насквозь, родилась неутолимая жажда жизни и плотское желание, плоть моя распалилась страс-тью, и вошел я к наложнице моей Лилит.

Я уставился на него, не веря собственным глазам: неужели передо мною тот легендарный герой, который некогда взял штурмом Иерусалим, считавшийся столь неприступным, что его могли якобы защитить хромые и слепые, который покорил Сирию, Моав, Аммон и Амалик, царей филистимских и сервского царя Адраазара, который убил Авенира, начальствовавшего над войском при царе Сауле, и Авессалома, сына Давидова?

Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем.

Источник: библиотека Максима Мошкова

19: 1-24

1 Шауль (тогда) говорил своему сыну Йонатану и всем своим слугам, что (нужно) убить Давида, а Йонатан, сын Шауля, очень Давида любил. 2 И сказал Йонатан Давиду: Мой отец Шауль хочет тебя убить, так что завтра соблюдай осторожность – прячься, сиди в укромном месте. 3 А я выйду и буду стоять рядом с отцом в поле, где ты будешь находиться, поговорю о тебе с отцом, посмотрю, (что он ответит), и расскажу тебе.

4 И говорил Йонатан Шаулю хорошее о Давиде, и сказал ему: Да не согрешит царь против раба своего, против Давида, потому что он против тебя не грешил, и от его дел тебе была великая польза. 5 Он подверг опасности свою жизнь и убил филистимлянина, и Господь дал великое спасение всему Израилю – ты видел это и радовался. Зачем же проливать невинную кровь – понапрасну убивать Давида? 6 И послушал Шауль Йонатана, и поклялся Шауль Господом, что (Давида) не убьет. 7 И позвал Йонатан Давида, и пересказал ему Йонатан весь разговор, и привел Йонатан Давида к Шаулю, и Давид был при нем, как прежде.

8 Тут опять началась война, и пошел Давид воевать с филистимлянами, и нанес по ним сильный удар, и они бежали от него. 9 А на Шауля сошел злой дух от Господа, а он сидел дома, держа копье в руке, и Давид играл на инструменте. 10 И хотел Шауль пригвоздить Давида копьем к стене, но Давид ускользнул от Шауля, который попал копьем в стену, а Давид в ту же ночь убежал и спасся.

11 И отправил Шауль посланников в дом к Давиду, чтобы стеречь его и убить до утра. И сказала Давиду его жена Михаль: Если ты в эту ночь не скроешься, завтра тебя убьют. 12 Михаль спустила Давида через окно, и он бежал и спрятался. 13 А Михаль взяла терафим и положила на постель, а подушку из (козьей) шкуры положила у изголовья и покрыла (все) одеждой. 14 И послал Шауль посланников, чтобы забрать Давида, а (Михаль) сказала: он болен. 15 И послал Шауль посланников, чтобы посмотреть на Давида, и сказал: Принесите его ко мне в постели, и я его убью. 16 И пришли посланники, и увидели терафим на постели, а у изголовья подушка из козьей (шкуры). 17 И спросил Шауль у Михаль: Что же ты меня так обманула и дала моему врагу бежать? И говорила Михаль Шаулю: Он сказал мне – отпусти, а то убью. 18 А Давид бежал, добрался в Раму к Шемуэлю и рассказал ему все, что с ним сделал Шауль. И пошел он вместе с Шемуэлем, и остановились они в Найоте. 19 И сказали Шаулю: Давид в Найоте, в Раме.

20 И послал Шауль посланников, чтобы взять Давида, и увидел несколько пророков, которые (шли и) пророчествовали, а главным среди них был Шемуэль. И сошел на посланников Шауля дух Божий, и они тоже стали пророчествовать. 21 Об этом сообщили Шаулю, и он послал других посланников, которые тоже начали пророчествовать. И послал Шауль посланников в третий раз, и они тоже пророчествовали. 22 И пошел в Раму он сам, и дошел до большого колодца, что в Сеху, и спросил: где Шемуэль и Давид? И отвечали ему: вон там, в Найоте, в Раме. 23 И пошел он в Найот, что в Раме, и дух Божий спустился на него самого, и пошел он, пророчествуя, покуда не дошел до Найота, что в Раме. 24 И снял он тоже с себя одежду, и пророчествовал перед Шемуэлем, и лежал без одежды весь день и всю ночь. Потому говорят: неужели и Шауль среди пророков?

Пророк Самуил помазывает Саула на царство. Миниатюра, Библия Мациевского Пророк Самуил помазывает Саула на царство. Миниатюра, Библия Мациевского

С установлением закона Моисея в течение почти пяти веков у Израиля не было царской власти. Сам Господь был Царем. Пророки, судьи и старейшины являлись лишь исполнителями Его воли. Такой способ правления называется теократией (буквально — власть Бога). Будучи Богом и Небесным Царем всех народов, Господь был в отношении Своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы и постановления не только религиозные, но и семейного, общественного, государственного характера.

Когда состарился Самуил, то старейшины Израиля, собравшись, стали просить: поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов (1 Цар 8, 5). Слова эти не понравились Самуилу. Великий пророк усмотрел в них угрозу теократии.

Однако Господь позволил Самуилу удовлетворить народное желание, находя, что исполнение этого может и не противоречить установившейся среди евреев форме богоправления, так как земной царь теократического государства евреев мог и должен был быть не более как только ревностным исполнителем и проводником во вверенном ему народе законов Царя Небесного.

Первым царем, помазанным на царство пророком Самуилом, стал Саул, сын Киса. Произошло это так. У Киса пропали лучшие ослицы, и он послал сына Саула со слугой найти их. После трехдневных поисков они пришли в землю Цуф — отечество великого пророка Самуила. Ослицы не были найдены, слуга посоветовал Саулу спросить о них знаменитого прозорливца. Так Господь привел будущего царя к пророку Самуилу. Бог за день до прихода Саула открыл Самуилу это. Пророк Самуил взял сосуд с елеем и вылил на голову Саула, поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего (1 Цар 10, 1). До сих пор в Ветхом Завете говорилось о помазании святым елеем только первосвященника (см.: Исх 30, 30).

Царская власть возлагает на человека великую ответственность. Через миро (или святой елей) подавались Божественные духовные дары для успешного прохождения этого служения.

Когда Саул возвращался, встретился ему сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них. Пророчествовать на библейском языке не всегда означает предсказывать. В данном случае слово пророчествовал можно понимать в том смысле, что он прославлял Бога и Его чудеса в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает особый подъем духовных сил человека. Для всех знавших до того Саула это было крайне неожиданно, поэтому у евреев родилась пословица: Неужели и Саул во пророках? (1 Цар 10, 11).

Саул сокрушает аммонитян. Миниатюра, Библия Мациевского Саул сокрушает аммонитян. Миниатюра, Библия Мациевского

В первые годы Саул был вполне на высоте своего звания. Он одержал несколько побед над филистимлянами и амаликитянами, враждовавшими против избранного народа. Но постепенно власть опьяняла его. Он стал действовать самовластно, пренебрегая волей Божией, которую ему открывал пророк Самуил.

Своеволие Саула вызывало недовольство Самуила. Окончательный разрыв Самуила с Саулом произошел после победы над амаликитянами. Господь потребовал предать все добытое в сражении заклятию, то есть полному истреблению. Но Саул и народ пощадили лучших из овец, волов, откормленных ягнят и все ценное, что досталось им. Когда Самуил от лица Господа обличил его, Саул сказал, что удержал добычу для жертвоприношения Господу. Самуил ответил, что послушание Богу лучше любого жертвоприношения, а непокорность такой же грех, как волшебство.

Самуил и его сыновья. Одно время судьей и священником израильского народа был Самуил, который прославился своей любовью к Яхве. Пока Самуил был судьей, филистимляне не смели нападать на евреев.

Когда Самуил состарился, он поставил судьями своих сыновей. Но те были совсем не похожи на отца, и скоро народ уже не мог переносить их поведения. Старейшины Израиля пришли к Самуилу и сказали: «Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов”.

Самуилу очень не понравились эти слова, и он спросил совета у Бога. Огорченный Яхве сказал ему: «Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе, ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до нынешнего дня — оставляли Меня и служили другим богам,— так поступают они и с тобою. Итак, послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними”.

Самуил передал народу слова Бога и объяснил, как будет править ими царь: он заберет у них сыновей и дочерей и сделает их своими воинами, слугами и служанками, отберет у людей лучшие поля и сады, рабов и скот. Кроме того, он будет ежегодно брать у всех десятую часть мелкого скота, и все израильтяне будут его рабами. Но тогда уже поздно будет жаловаться — Бог не услышит их.

Но народ, даже выслушав грозное предостережение, стоял на своем: «Нет, пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить перед нами, и вести войны наши”.

Когда Самуил передал слова народа Богу, Господь сказал: «Послушай голоса их и поставь им царя”. После этого Самуил распустил собрание израильтян.

Облачение первосвященника
Облачение первосвященника:
1 — кидар (тюрбан) из льняной
ткани; 2 — золотой венец с
надписью «Святыня Богу»;
3 — хешед (наперстник) с 12
драгоценными камнями; 4 —
хранилище Урим и Турим; 5 —
три голубых шнура для венца;
6 — два камня (ониксы) с
именами 12 колен Израиля в
оправах; 7 — эйфорд (передник
из золота, шерсти и льна;
8 — меир (верхняя риза) из
голубой шерсти с гранатами
и золотыми колокольчиками по
подолу; 9 — хитон из льняной
ткани; 10 — пояс

Первый царь Израиля. У Киса, знатного человека из племени Вениамина, был молодой и красивый сын Саул, ростом на голову выше любого израильтянина. Однажды у Киса пропали ослицы, и он приказал сыну разыскать их. В напрасных поисках Саул пришел в город, где жил Самуил. А тому Бог заранее сказал, что в этот день он встретит будущего израильского царя и должен помазать его на царство.

Как только Самуил увидел Саула, Бог сказал: «Вот человек, о котором Я говорил тебе; он будет управлять наследием Моим”. Самуил и Саул познакомились, и священник пригласил молодого человека к себе обедать. За обедом повар по приказанию Самуила подавал Саулу лучшие куски, а затем старый священник предложил гостю заночевать у него, успокоив, что пропавшие ослицы уже нашлись.

Наутро Самуил проводил Саула за город. Когда они остались одни, Самуил взял сосуд с елеем, вылил драгоценное масло на голову Саула, поцеловал его и сказал: «Вот, Господь помазывает тебя в правители наследия Своего…” Затем он предсказал Саулу, что произойдет с тем в ближайшее время, и ласково попрощался.

После этого события Самуил созвал весь израильский народ и назвал ему имя Саула. Но того нигде не было, и только Бог указал, что Саула надо искать в обозе, куда тот спрятался от смущения. Когда побежали и привели Саула, который на голову возвышался над всеми собравшимися, Самуил, любуясь им, сказал: «Видите ли, кого избрал Господь? Подобного ему нет во всем народе”. И толпа радостно воскликнула: «Да здравствует царь!”

Однако не всем пришелся по нраву молодой царь Израиля. Некоторые с презрением говорили: «Ему ли спасать нас?” Они отвернулись от Саула и не поднесли ему даров, как было принято. Но Саул проявил ум и терпение: он сделал вид, что ничего не заметил.

Саул доказывает свое право на царствование. Вскоре после того, как Саул был объявлен царем, Наас, царь соседней страны, осадил израильский город Иавис. Не в силах больше терпеть голод, жители предложили врагу: «Заключи с нами союз, и мы будем служить тебе”. Тот ответил: «Я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз и тем положить бесчестие на всего Израиля”. Старейшины выпросили семь дней отсрочки и обещали, что, если не придет помощь, они сдадутся.

Весть об этом дошла до Саула. Тот, придя в бешенство от наглости врагов, разрубил своих волов на куски, разослал эти куски мяса по всем израильским племенам, пригрозив, что так же он поступил с волами всех тех, кто не откликнется на его призыв помочь несчастным жителям Иависа.

Рабочий скот — главное богатство земледельца. Поэтому угроза Саула произвела впечатление. Устрашенный народ тотчас собрался весь, как один человек. Царь произвел осмотр и обнаружил, что в его распоряжении триста тридцать тысяч воинов. Тогда сказали послам Иависа: «Завтра будет к вам помощь, когда обогреет солнце”.

На следующее утро израильское войско, разделенное Саулом на три отряда, с разных сторон напало на врагов. Те в панике разбежались, Иавис был спасен. Так Саул доказал, что способен быть царем и защитить свой народ. Народ потребовал смерти тех, кто не желал видеть Саула царем. Но Саул не допустил этого.

Ссора Самуила и Саула. Предлагая избрать царем неизвестного молодого израильтянина из маленького и слабого племени, Самуил рассчитывал на то, что Саул будет ему во всем послушен. Но тот скоро дал понять старому первосвященнику, что намерен править самостоятельно. Один случай вызвал особенно сильный гнев Самуила. Саул набрал дружину из трех тысяч воинов и решил начать борьбу против филистимлян. В то время израильтяне и филистимляне жили в мире, но даже в Гиве, городе Саула, стоял филистимский охранный отряд. Старший сын Саула, Ионафан, с тысячей воинов напал на филистимлян и разбил их.

Узнав об этом, филистимляне двинулись войной на Израиль. В их войске насчитывалось тридцать тысяч колесниц, шесть тысяч конников, и, кроме того, «народа множество, как песка на берегу моря”. Когда израильтяне услыхали о приближении вражеских полчищ, они начали разбегаться по горам, прячась там в ущельях и пещерах. У Саула и Ионафана осталось всего шестьсот человек. Но даже с ними нельзя было выступить на войну, пока не придет Самуил и не принесет жертву Яхве.

Но Самуил не показывался. Прошло семь дней, войско Саула, и без того крохотное, таяло, и царь решился принести жертву Яхве сам. Как только он закончил жертвоприношение, появился Самуил и гневно спросил: «Что ты сделал?” Саул все объяснил ему, но оправдания не были приняты. Самуил зловеще изрек: «Худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа, Бога твоего, которое дано было тебе: ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда. Но теперь не устоять царствованию твоему: Господь найдет себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом”. И Самуил ушел, не пожелав оставаться с царем.

Подвиги Ионафана и разгром филистимлян. Казалось, мрачное предсказание Самуила сбудется немедленно: у Саула осталась горстка воинов, да и те были вооружены очень плохо, ведь во всем Израиле не было ни одного кузнеца. Секрет выплавки и обработки железа знали и ревниво охраняли филистимляне — это была главная тайна их военного могущества. Железные лопаты, вилы, топоры и другие орудия труда они продавали евреям, но даже точить их продолжали сами, взимая за это плату. Из всего войска Саула лишь у него самого и у его сына Ионафана были копья и мечи.

Тем временем филистимляне разделились на три отряда и, не встречая сопротивления, начали грабить страну. Тогда Ионафан тайком от отца, взяв с собой только оруженосца, отправился через горное ущелье навстречу врагу. Филистимляне увидели их сверху и решили: «Вот евреи выходят из ущелий, в которых попрятались они”. Самим стражникам лень было спускаться, и они крикнули: «Взойдите к нам, мы вам что-то скажем!”

Ионафан и его оруженосец быстро поднялись наверх. Оказавшись там, Ионафан неожиданно для филистимлян пустил в ход копье и меч. Враги падали один за другим, а оруженосец добивал их. Паника охватила весь вражеский лагерь, филистимляне начали разбегаться, как испуганные овцы.

Саул с крепостной стены увидел, как по неприятельскому лагерю мечется толпа, и смятение все более усиливается. Не теряя времени, он вывел в поле своих людей, ударил по филистимлянам, и те побежали. Евреи, бывшие в филистимском войске, перебежали к израильтянам, присоединились к ним и те люди, которые прятались в горах.

Сражение продолжалось весь день, израильтяне устали и проголодались. Но Саул предупредил, что тот, кто поест что-либо до вечера, пока враги окончательно не разбиты, будет казнен. Все страшились наказания и оставались голодными. Но Ионафан, оказавшись во время битвы в лесу, не знал о запрете и отведал найденного там дикого меда.

Когда сражение завершилось, Саулу не удалось отправиться в погоню за филистимлянами, так как Бог дал понять, что кто-то разгневал его. Бросили жребий, он пал на Ионафана. Тот признался, что во время битвы съел немного меда, и Саул сказал: «Ты, Ионафан, должен сегодня умереть”. Но тогда воспротивился весь народ: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь: и волос не упадет с головы его на землю, ибо с Богом он действовал ныне”. Так Ионафан остался жив.

Окончательный разрыв Самуила и Саула. После блестящей победы над филистимлянами успех сопутствовал Саулу во всем. Но филистимляне были сильны и борьба с ними, то затухая, то вспыхивая вновь, продолжалась все царствование Саула. Со временем царь сумел создать мощную и преданную ему армию.

Самуил, убедившись, что до утраты Саулом царства еще далеко, пришел к нему и сказал, что теперь Бог повелевает царю уничтожить племя амаликитян, которые когда-то, двести лет назад, воевали с евреями, шедшими из Египта. При этом первосвященник предупредил, что Саул должен быть беспощаден: «Предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла”.

Повинуясь приказу Бога, двести десять тысяч воинов с царем во главе отправились в поход. Амаликитяне не ждали нападения и не сумели оказать сопротивления. Израильтяне истребили все племя, оставив в живых только их царя Агага. Пожалел Саул лучший скот и имущество амаликитян, уничтожив лишь то, что похуже.

Тогда Бог сказал Самуилу: «Жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил”. Наутро Самуил встретил Саула, гневно выговорил ему за неповиновение воле Бога и подтвердил: «За то, что отверг ты слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем”. Раскаяние Саула не помогло ему. Самуил потребовал привести царя амаликитян и собственноручно убил дрожавшего от страха Агага перед жертвенником Яхве. Затем Самуил ушел к себе домой. Больше они с Саулом не виделись.