Счастлива как ребенок

Короткая Анна Викторовна

Короткая Анна Викторовна, воспитатель МБДОУ № 50 г. Невинномысска, Ставропольского края.

Литература:

1.Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? М.: Прогресс, 1985.

2. Т.Коваленко «85 вопросов детскому психологу».

Воспитание ребенка для большинства из родителей — это абсолютно загадочный процесс со всеми возможными неизвестными: от личности ребенка, собственно, необходимости процесса воспитания и в чем он должен состоять, до желаемого результата. Именно родители играют огромную роль в формировании личности ребёнка. Они должны быть наставниками, вдохновителями, хранителями, созидателями духовной жизни своего чада.

Часто современные родители рассматривают своих детей, как некие объекты инвестиций, появилось даже соответствующее выражение: вложиться в ребёнка- то есть потратить приличные деньги на его образование и развитие, приложить немалые волевые усилия, чтобы заставить заниматься тем, что имеет перспективу — чтобы в будущем получить » успешного человека».

Все хотят стать хорошими родителями, но мало кто знает, как это сделать. Существует несколько секретов, которые помогут вам надлежащим образом воспитать ваших детей.

1. Мотивация и поддержка. Отсутствие поддержки родителей убивает любые начинания ребенка еще в зародыше. Ежедневно тысячи детей прощаются со своими мечтами стать художниками, артистами или спортсменами из-за того, что родители не оказывают им должной поддержки. Главной причиной нежелания поддержать ребенка чаще всего является тот факт, что многие родители сами заранее избирают жизненный путь для своего чада. Если у вас есть подобные мысли, искорените их! Ребенок не игрушка для родителей, не персонаж из видеоигры, которым нужно управлять с помощью контроллера. Ребенок – новая личность, будущая полноценная ячейка общества, человек, который все равно выберет свой собственный путь. Поддерживайте начинания вашего ребенка, мотивируйте его на достижения целей, учите, как правильно это делать.

2. Самодостаточность при обучении. Самыми успешными родителями являются те, которые могут научить чему-нибудь свое чадо самостоятельно. Умные родители порождают умных детей! Однако происходит это не на генетическом уровне, как некоторые считают. Не перекладывайте ответственность за обучение ваших детей на детский сад, школу или репетитора. Учите своего ребенка сами! Учите тому, что знаете, а если не знаете – научитесь сначала сами. Представьте себе семью, в которой родители постоянно самообучаются, чтобы потом обучить своих детей. Самостоятельное обучение – не только секрет хороших родителей, но и крепких, успешных семей.

3. Кнут и пряник. Поразительно, но старый добрый метод кнута и пряника знает каждый родитель, а правильно используют его лишь единицы. Пряник – это свобода, которую вы даете ребенку. Она должна быть разумной. Так называемые «прогрессивные родители» кричат на каждом углу, что детям нужно давать стопроцентную свободу. Но практика показывает, что излишняя свобода превращает отношения «мама-сын» в «подруга-друг». Как порой относятся друзья по отношению друг к другу, каждый прекрасно знает. Обеспечьте ребенка разумной свободой, но не забывайте про кнут. Вы родитель, и, по крайней мере, до тех пор, пока вашему ребенку не исполнится 18 лет, вы – его царь, повелитель, командир.

4. Вовлечённость. Хороший родитель должен быть вовлечен в жизнь ребенка, а не просто делать вид, что интересуется ею. Причем быть вовлеченным нужно с самого детства, так как в подростковом возрасте ваше чадо просто «закроет двери на засов» и вы к нему не пробьетесь. Если вы не проявляли интереса к сыну или дочери в детстве, то можете забыть о стопроцентном доверии. Чтобы быть вовлеченным в жизнь своего ребенка, принимайте в ней непосредственное участие. Постоянно разговаривайте с ним, учите его чему-нибудь новому, играйте с ним и всегда отвечайте на его вопросы. Любознательность ребенка нужно удовлетворять. Со временем ребенок привыкнет к вашей вовлеченности и уже никогда не захочет, чтобы она пропала.

О чем дети будут помнить всегда.

Если мы хотим, чтобы у наших детей в будущем были яркие воспоминания о детстве, то нам нужно делать не так уж и много:

1. Читать им. Да, это красиво уже само по себе, но в чтении ребенку есть и своя магия. Книги создают мир, частью которого становится каждый читающий. Поэтому не важно, сколько лет ребенку, нужно читать ему, читать вместе с ним, просто читать…

2. Слушать их. В современном сумасшедшем мире так легко сказать: «Подожди секунду, мне некогда!», а реальность такова, что ничего не изменится ни через секунду, ни даже через минуту, и ребенок так и остается без желаемого внимания. А когда мы вроде бы готовы выслушать, то ребенок уже или перехотел рассказывать или даже забыл, что хотел сказать. Дети просто хотят поделиться с родителями какими-то своими моментами. Да, для взрослых это все кажется неважным и ненужным, но для малышей это является приоритетным! Поэтому, прежде чем сказать ребенку подождать секунду, нужно подумать о том, что телефон, компьютер, социальные сети и телевизор не обидятся, не получат душевные травмы и ничего не забудут. А дети – да.

3. Обнимать их. Неважно, маленькие мы или большие, но мы все нуждаемся в объятиях. Каждый ребенок индивидуален, кто-то хочет быть затисканным, кому-то одного объятия, будет более чем достаточно. Нужно просто обратить внимание на их потребности и не отказывать детям в них. Только не нужно спрашивать, обнять или нет! Скажите: «Я хочу тебя обнять!» и обнимайте. Объятия — это символ не только любви, но еще и уверенности, защиты и просто счастья.

4. Создавать семейные традиции. Например, устраивать раз в неделю ночь или вечер кино, когда вся семья, вооружившись попкорном, смотрит вместе фильм. И поверьте, это не будет просто просмотром фильма, когда речь идет о традиции!

5. Делить трапезу. Время летит быстро, готовка занимает много времени, а работа съедает все остальное. В силу разных графиков и просто желаний членов семьи, оказаться всем сразу за одним столом становится очень сложно. В результате дети перекусывают хлопьями, хот-догами, мороженым и т.д. Но даже не это самое страшное! Важно то, что отсутствие совместных трапез самым негативным образом сказывается на отношениях в семье, на доверительности и теплоте. Поэтому нужно выбрать хотя бы один прием пищи, будь то завтрак, обед или ужин, и всегда проводить его всем вместе, без вариантов.

6. Говорить им, что они самые любимые на свете. Детям так важно знать и помнить, что для своих родителей они избранные.

7. Праздновать! Опять же, все дети разные и достижения у них разные. Кто-то в 5 лет читает лучше, чем кто-то в 10 лет. Кто-то успешен в спорте, а у кого-то просто аллергия на мяч. Кто-то лучший ученик в классе, а кто-то занимается с репетиторами. Но у каждого ребенка есть что-то, что удается ему хорошо, и чем бы это ни было, родители должны это поддерживать и праздновать все достижения!

8. Играть вместе. Все дети любят играть, но взрослым эти забавы обычно кажутся неинтересными. Но нужно просто найти то, что будет приносить удовольствие всей семье — настольные игры, походы, рыбалка, отдых на природе, игровые виды спорта, езда на велосипеде, чтение, просмотр фильмов, любая деятельность, которая обеспечит веселое времяпровождение и объединит всех, создавая воспоминания, которые дети никогда не забудут.

9. Помнить о своих обещаниях. Да, мы столько всего обещаем и так часто забываем это сделать. А жизнь детей состоит из моментов, и эти ситуации становятся очень болезненными для них. Поэтому все те мероприятия, которые исключительно важны для ребенка — собрания, дни рождения, репетиции, конкурсы, спортивные соревнования, конференции, не должны быть забыты родителями никогда! И для детей станет самым важным именно тот факт, что о нем помнят, не забыли.

10. Любить их. Любовь порождает любовь. Но мало просто сказать ребенку, что вы его любите и потом продолжить его игнорировать, пренебрегать его желаниями и рассказами, отмахиваться от просьб. Любовь нужно показывать. Потому что только любовь порождает любовь.

Соблюдая эти несложные правила, с уверенностью можно сказать, что ваш ребёнок будет успешен во всём.

circleНи для кого не секрет, что трудности в воспитании маленьких детей — ничто в сравнении с усилиями, которые родители затрачивают на взаимодействие с ребятами в «переходном возрасте». Кристи, мама трех подростков и автор блога, раскрывает 7 главных принципов воспитания счастливых подростков.

Меня часто спрашивают мамы еще маленьких детей: что с ними делать в подростковом возрасте, чтобы они росли счастливыми. У меня, наверное, нет особых секретов как таковых. Мои дети такие какие ни есть ВОПРЕКИ тому, что я их мать. Конечно, этот мой ответ не очень полезен.

Не верьте мифам

Поэтому, поразмыслив над этим, я пришла к выводу, что определенные правила воспитания подросших детей все же есть. И первое, чтобы мне хотелось прояснить, это то, что вам совершенно нужно выбросить из головы миф о подростках как о злобных и замкнутых существах, которые только и делают, что хлопают дверьми и огрызаются с родителями. Некоторые, возможно, такие, но подавляющее большинство — нет. Подростки — удивительные. Они веселые, смышленые, у них щедрые сердца и они отчаянно хотят, чтобы их любили и ценили. Конечно, они шумные и не очень организованные, зато у них бесподобное чувство юмора. Приняв это за основу, вот какие я вывела правила взаимодействия с ними.

original

Любить

Да, любить без «но» и без «если». Любить за их дела и намерения. Обязательно говорить им о вашей любви. Каждый день. Любить их помятые футболки и дезодорант разбрызганный по всему телу. Любить их корявый почерк и пухлые щеки. Любить их беспокойный ум и неуклюжие руки. Представьте себе, что вы наблюдаете как формируется редкий алмаз: из их несовершенства в один прекрасный день появится ответственный и серьезный взрослый человек. Любящий муж и отец. Чудесная жена и мать. Это большая привилегия — быть свидетелем такого славного взросления. Тренируйтесь это чувствовать: вам повезло, что вы видите как растут ваши дети. Не воспринимайте их как обузу. Они почувствуют как вы к ним относитесь. Поэтому любите их.

Слушать и уделять внимание

Когда они приходят домой из школы, у вас есть драгоценные несколько минут, в которые они расскажут о том, что у них произошло за день. Радуйтесь их приходу. Отложите телефон. Посмотрите в их глаза и поймите, что говорит их взгляд. Пусть их победы и удачи станут и вашими. Сопереживайте. Средние и старшие классы — непростой период, поэтому не лезьте с непрошеными советами и не читайте нотаций. Просто слушайте и дайте им почувствовать себя значимыми и ценными. Это нужно любому человеку.

Говорить «да» чаще, чем «нет»

Мир всегда позаботится о том, чтобы сказать им «нет». Во взрослой жизни они все время будут плавать по бурному морю между «ты недостаточно хорош» и «это делать нельзя». Я хочу быть противоположностью жестокому миру в этом случае. Я хочу внушить им, что все в их силах, что у них все получится, если они готовы много работать для этого. Я хочу быть тем, кто несет лозунг «YES, YOU CAN» в их жизни. Я хочу, чтобы они чувствовали себя непобедимыми в моем доме.

o-HAPPY-TEENAGERS-facebook

Говорить «нет» достаточно часто

Вы должны сказать свое «нет» по поводу ситуаций, которые могут навредить вашим детям или сделать их несчастными. Не пускайте их на вечеринки, где в 16 лет их сверстники будут предлагать им алкоголь. Не разрешайте ходить по ночам с представителями противоположного пола. Вы — родитель, будьте им! Устанавливайте правила ради их безопасности — физической и психологической. Возможно, вы думаете, что это само собой разумеющееся правило, но достаточно много родителей об этом не знают.

Кормить

Кормить много, и всех их друзей тоже. Эти тела растут и развиваются с невероятной скоростью, а для этого нужно топливо. Они, конечно, предпочитают «заправляться» сладостями и гидрогенизированными жирами и всяким таким прочим. Когда их друзья будут знать, что в вашем доме их накормят, они будут просить ваших детей о приглашении. Это позволит вам не только познакомиться с их друзьями и узнать их поближе, но и приглядывать за подростками. Пусть ваш дом будет домом веселья: поставьте в нем стол для пинг-понга, новейшую игровую приставку, обзаведитесь бассейном или повесьте баскетбольную корзину. Поверьте, инвестиции стоят того.

health

Не беспокоиться по мелочам

Когда живешь с подростком, то на глаза постоянно попадается то валяющийся на полу рюкзак, то одежда по комнате разбросана. Но прежде, чем открыть рот и заорать на детей, постарайтесь посмотреть на вещи с их стороны. Сначала узнайте, как прошел их день. Может быть, дети расстроены каким-то происшествием и им надо собраться с духом какое-то время, чтобы рассказать вам об этом. Может быть, на них навалилась усталость от этого бесконечного взросления, учебы, работы и гормональных бурь. Если вы не разобравшись наорете на них, то дети не откроются вам. Оставьте эти мелочи в стороне и обнимите вашего большого потного ребенка. Поговорите с ним о его мире: что он делал, что он хочет делать, о чем мечтает. И только после этого попросите убрать рюкзак или сложить вещи на место.

Дать достаточно пространства

Постарайтесь не душить их надзором и назиданиями, дайте им пространство, чтобы дышать. И тогда произойдет нечто волшебное: дети откроют вам свои сердца и будут любить вас так сильно, что вы этого себе просто не представляете.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ,МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ .

Науменко Т.Н.Учитель начальных классов

Воспитание детей в семье имеет во многом субъективный характер и зависит от уровня нравственности и культуры родителей, их жизненных планов, идеалов и поступков, опыта социального общения, семейных традиций. Семья может способствовать или тормозить формирование всесторонне развитой личности.

Общую для всех семей формулу успешного воспитания дать нельзя. Но на основании обобщения передового опыта по воспитанию детей можно назвать некоторые слагаемые успеха, которые, будучи применимы в каждой конкретной семье с учётом её особенностей, могут обеспечить хорошие результаты воспитания. Особенно влияет на воспитание детей семейная атмосфера. Атмосферу семьи нельзя измерить объективно, выразить в определённых количественных показателях. Атмосфера-это совокупность многих факторов, действующих в семье, способов и приёмов влияния на детей, взаимоотношения между членами семьи. Воспитывает повседневная жизнь семьи с её внутренними и внешними связями, с её окружением, отношением к труду, отдыху, большим и малым событиям в родной стране.

Атмосфера в семье определяется прежде всего идейно-политической сознательностью родителей и всех старших членов семьи. Если дети знают о трудовых и общественных делах родителей и вместе переживают радость успехов, то тем самым создаётся благоприятная обстановка для воспитания детей.

Благоприятный нравственный микроклимат в семье обеспечивается также участием всех членов семьи в труде по самообслуживанию и организации быта семьи, когда каждый её член имеет постоянные трудовые обязанности.

Совместная работа вырабатывает у детей чувство ответственности за порученное дело, инициативу, стремление сделать людям приятное и радостное.

Нравственно-эмоциональный климат семьи создаёт общая духовная культура, царящая в ней: что и как читают родители? Делятся ли впечатлениями о прочитанном? Что их радует и огорчает? Родители должны знать, что читают дети, что из прочитанного их взволновало, обеспокоило, какие ответные поступки вызвали у детей прочитанная книга, увиденный фильм. В семье должно быть совместное обсуждение прочитанных книг, кинофильмов. В этих беседах родители видят, как формируются убеждения детей, помогают им вырабатывать оценочные суждения в отношении действий и поступков своих сверстников и взрослых людей.

Семья может и должна вооружить ребёнка человеческими ценностями, умениями устоять перед трудностями, сделать его неуязвимым против любого дурного влияния. Культура использования свободного времени закладывается в семье в совместных прогулках, походах в кино, театры, музеи ,на выставки, в поездках за город, за грибами, на рыбалку. Нравственному сплочению старших и младших в семье способствует увлечённость всех её членов каким-либо делом. Есть семьи книголюбов, театралов, спортивные семьи, туристские. Совместные занятия с детьми техникой, коллекционированием, цветоводством …обогащают и облагораживают внутрисемейные отношения.

Духовное общение с детьми-залог успешного решения сложных вопросов формирования личности.

Благоприятная обстановка в семье создаётся также и тем, что взрослые с большим уважением относятся к учебным и общественным делам своих детей. Интерес старших к школьным делам ученика помогает ему осознать сложность и ответственность того дела, которое он выполняет.

Духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни. «Общий тон семьи» воздействует на ребёнка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои несогласия, ссоры. Но ребёнок очень чуток к изменению общего настроения в семье, к малейшему проявлению лжи и обмана.

Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом, или общим тоном семьи, и результатами воспитания детей: крепкая, дружная семья воспитывает прямые, цельные и искренние характеры.

Важным условием успешного воспитания детей является авторитет родителей.

Под авторитетом родителей следует понимать влияние отца и матери на детей,основанное на уважении и любви к родителям,доверии к их жизненному опыту,их словам,делам,поступкам.

Далеко не все родители понимают значение их авторитета в воспитании детей и далеко не всегда педагогически оправданными являются действия и поступки по установлению авторитета.Существуют ложные основания авторитета.

А в т о р и т е т п о д а в л е н и я.Особенно страдают им отцы.По каждому поводу такой отец раздражается,сердится,повышает голос,хватается за ремень.При таком отцовском терроре положение матери в семье сводится к нулю,дети вырастают либо забитыми,безвольными,либо самодурами,мстящими за своё подавленное детство.

А т о р и т е т ч в а н с т в а. Родители кичатся своими заслугами на каждом шагу,высокомерны в отношениях с другими людьми.Как правило.и дети начинают чваниться перед своими товарищами.При таком авторитете дети вырастают хвастливыми,не умеющими самокритично отнестись к своему

поведению.

А в т о р и т е т п е д а н т и з м а-родители держат детей в повиновении на приказах,распоряжениях.В семье не советуются с детьми,не считаются с их мнением.Дети из таких семей не умеют проявить самостоятельность,инициативу,постоянно ждут распоряжения взрослых или сопротивляются их требованиям.

А в т о р и т е т р е з о н е р с т в а,при котором родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами.По каждому поводу родители начинают длинные и скучные речи,подчас одни и те же.Дети привыкают к ним,не реагируют на них,часто озлобляются и перестают слушать и уважать родителей.

А в т о р и т е т л ю б в и-самый распространённый вид ложного авторитета.Многие родители убеждены:чтобы дети слушались,нужно,чтобы они любили родителей.А как это заслужить?Необходимо показывать детям свою родительскую любовь,считают они.Для этого родители без всякой меры говорят нежные слова,целуют детей,ласкают.Если ребёнок плохо ест или не слушается,у него тут же спрашивают: «Значит,ты маму не любишь?»

В этой обстановке у детей воспитывается семейный эгоизм.Ребёнок скоро начинает понимать,что папу и маму можно легко обмануть,что угодно у них выпросить,стоит для этого показать,как ты их любишь.В таких семьях вырастают люди с холодным сердцем,циники,расчётливые дельцы.Страдают от такого воспитания в первую очередь сами родители.

А в т о р и т е т д о б р о т ы,где детское послушание покупается добротой родителей,их уступчивостью.мягкостью.Папа и мама выступают перед ребёнком как добряки,которые всё разрешают,ничего для него не жалеют.Родители боятся конфликтов в семье,они за мир даже с большими жертвами.В такой семье дети очень скоро начинают командовать родителями,у них появляются капризы,требования.

А в т о р и т е т п о д к у п а –самый безнравственный авторитет.когда послушание ребёнка покупается подарками и различными обещаниями.Родители,не стесняясь,так и говорят:будешь слушаться купим тебе…или пойдём туда-то…

Особенно тяжелы последствия этого авторитета в семьях,где нет слаженности между отцом и матерью,где наметилась конфликтная ситуация.В таких семьях родители задабривают ребёнка с целью перетянуть его на свою сторону.Ребёнок пользуется этим,но постепенно перестаёт уважать и отца ,и мать.Вырастает человек,который ничего не сделает по собственному,внутреннему побуждению,который приучен лавировать,приспосабливаться.

В чём же должет состоять настоящий родительский авторитет.на каких основаниях строиться?

Ребёнок должен знать ,где и кем трудятся его родители.Знание.чем заняты родители,неназойливая информация детей о важности данного предприятия или учреждения формируют у них сознательное понимание того,что все профессии важные и нужные,что только труд способен наполнить жизнь человека смыслом.А невзначай,в сердцах оброненное слово отца или матери,вызванное какими-то временными неудачами в работе,может сыграть отрицательную роль в формировании личности их ребёнка.Ведь его представления о мире,его ценностях зависят от взглядов и влияния родителей.Часто дети ничего не знают или мало знают о работе своих родителей.Так ,на вопрос,заданный ученикам : «Где работают твои родители?»,были получены ответы: «Моя мама работает на работе», «Мой папа-начальник».

Влияние на детей достойного личного примера.авторитет,основанный на активной жизненной гражданской позиции,создают в семье высокий идейно-нравственный климат,в котором процесс воспитания даёт наилучшие плоды.

Не менее важным фактором в воспитании ребёнка является искренняя любовь к детям в семье со стороны всех членов семьи.Какой же должна быть любовь родителей,чтобы она укрепляла их авторитет,помогала воспитанию?

Любовь должна быть основана на уважении личности ребёнка,знании его интересов,стремлений,умении вовремя оказать ему помощь,поддержку.дать дружеский совет.А.С.Макаренко учил сочетать высокую требовательность к детям с любовью к ним,выражать через предъявление требований к ребёнку своё уважение к его личности.По мере роста и развития ребёнка требования к нему усложняются.

Некоторые родители считают,что требовательность может оттолкнуть детей от родителей.но это не так.Всепрощение родителей ложное основание авторитета.

Значительно помогает в формировании авторитета родителей единство требований к ребёнку со стороны родителей и всех взрослых членов семьи.Единство требований – одно из важных условий успешного воспитания,которое ставит ребёнка в такие условия,когда не выполнить требования нельзя.

Если же отец не поддерживает требований матери или отец наказывает.а бабушка потихоньку прощает внука,то создаются условия ,при которых ребёнок начинает скрывать от требовательного отца свои промахи,лавирует.юлит,старается уйти от ответственности.В такой семье может вырасти неискренний человек.Поэтому важно.чтобы к ребёнку предъявлялись единые требования со стороны родителей,учителей и других работников школы.Эта единая линия предъявляемых к ребёнку требований будет способствовать воспитанию человека дисциплинированного,ответственного за свои действия и поступки.

Для становления авторитета родителей небезразлично их отношение в семье к старшему поколению,к своим родителям.В отношениях между тремя поколениями заключён особый смысл.Человек смертен,но бессмертен народ,и его бессмертие – в преемственности поколений.Старшее поколение –носитель духовных ценностей общества.Уважение,почитание старших –закон нашей жизни.Уважать старших надо потому.что они мудрее,духовно богаче.Учить детей с почтением и уважением относиться к дедушкам и бабушкам – это значит внушать им мысль о том,что возвышая человека,нравственность учит беречь и приумножать всё то,что накопил человек за годы своей жизни.Уважение к старшим тем сильнее,чем выше культура человека,воспитанность его чувств.

Таким образом,основной смысл авторитета старших в семье состоит в том,что родители своими делами и мыслями дают своим детям достойный образец поведения и поступков,рядом с ребёнком находится человек,кем он «дорожит,кем восхищается и одухотворяется как образцом нравственности».

Ответственность за будущее детей,стремление вырастить их для труда,для добра и чести –это долг родителей перед обществом.Родители ответственны за судьбу ребёнка перед собственной совестью и перед государством.Молодое поколение должно вырасти физически крепким,нравственно здоровым и трудолюбивым.