Седмицы, что это?

«Первая седмица великого поста завершается неделей Торжества Православия» — чудесная фраза. Она всегда заставляет задуматься даже тех, кто давно входит в храм. Неужели праздник длится целую неделю, то есть 7 дней? Попробуем ответить на этот вопрос.

Сразу скажем, что слово «неделя» в славянских языках означает воскресенье. Время, когда нужно ничего не делать, то есть оставить домашние дела и идти в храм. Это название связано с библейской историей о сотворении мира, когда Бог в седьмой день творения отдыхал от своих трудов.

Так что «неделя Торжества Православия» — это первое воскресенье Великого поста, когда Церковь вспоминает окончательную победу над иконоборцами. Привычная же для нас «неделя», то есть период времени с понедельника по воскресенье в церковно-славянском языке обозначается словом «седмица» — «Сырная седмица», «Вторая седмица Великого поста», «Светлая седмица».

Впрочем, недельный круг богослужения отличается от привычного деления суток. Для нас календарный день наступает в полночь. Воскресенье сменяется понедельником, и открывается новая неделя. Именно поэтому евхаристический пост перед Причастием отсчитывается с полуночи.

Фото Владимира Ештокина
Фото Владимира Ештокина

В храме все происходит немного иначе. Традиционно церковный день начинается накануне вечером, когда в храмах служат Вечерню, Утреню или Всенощное бдение. Если полностью следовать богослужебному уставу, то обычно Вечерня начинается вечером, затем монахи получают несколько часов на отдых, а потом на рассвете служится Утреня. Продолжительность же Всенощного бдения по Типикону без сокращений 8-10 часов, то есть всю ночь.

В начале ХХ века в Киевской духовной академии знаток церковного устава Михаил Скаблланович поставил эксперимент. Было отслужено «идеальное» Всенощное бдение. Героическими усилиями студенты академии за два месяца подготовили хор (скептики полагали, что на подготовку уйдет два года). Богослужение началось в шесть часов вечера и закончилась в два часа ночи.

Разумеется, в современных условиях вне монастырей такие долгие службы невозможны. Поэтому вечером совершается сокращенное Всенощное бдение, куда входит и Утреня, а в воскресенье совершается Литургия.

Поэтому воскресенье считается первым, открывающим днем недели (воскресным вечером совершается богослужение, относящееся к понедельнику), а не завершающим ее. (Например Светлая седмица длится от Пасхи до утра воскресенья, а потом начинается следующая богослужебная Седмица. То есть недельный круг богослужения всегда начинается вечером в воскресенье и заканчивается торжественной литургией утром в следующее воскресенье.

Рассмотрим вопрос понятия недели и седмицы на примере Великого поста. Первая седмица Великого поста в 2021 году заканчивается воскресной литургией 21 марта в неделю Торжества Православия.

При этом у Первой седмицы Великого поста есть два смысловых центра – Прощеное Воскресенье и воспоминание о дне Торжества Православия. Во второе воскресенье поста церковь воспоминает святителя Григория Паламу, и так далее. Каждое из 6 воскресений (Неделей) Великого поста посвящены какому-то событию или святому. Поэтому мы и говорим «Неделя о…». Особняком стоит Страстная седмица. Начиная с Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим Церковь, вспоминает события из последней недели земной жизни Спасителя, поэтому каждый из дней Страстной седмицы посвящен воспоминанию и проживанию какого-то события евангельской истории.

Наконец наступает Светлое Христово Воскресенье, и Великий пост заканчивается. Он продолжался семь седмиц, то есть 49 дней или семь наших привычных недель. Во время любого Великого поста в богослужебном календаре есть 6 недель (воскресений), не считая дня Святой Пасхи, каждое из которых, как мы говорили выше, имеет свое название:

  • Первое воскресенье (неделя) — Торжество Православия. В 2021 году 21 марта.
  • Второе воскресенье (неделя) —память святителя Григория Паламы. В 2021 году — 28 марта.
  • Третье воскресенье (неделя) — Крестопоклонная. В 2021 году — 4 апреля. В субботу вечером в центре храма устанавливается крест, который доступен для поклонения до пятницы четвертой недели (седмицы Великого поста).
  • Четвертое воскресенье (неделя) — память преподобного Иоанна Лествичника. В 2021 году — 11 апреля.
  • Пятое воскресенье (неделя) — память преподобной Марии Египетской. В 2021 году — 18 апреля.
  • Шестое воскресенье (неделя) — Неделя Ваий. Вход Господень в Иерусалим. В 2021 году — 25 апреля.
  • Дальше идет Страстная седмица и Пасха — в 2021 году — 2 мая.

Ровно сорок дней верующие приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!» и троекратным целованием — это называется «христосование» (ударение на «о» во втором слоге). Считается, что традиция именно троекратного целования идет с апостольских времен, но в этом году, по всем известным причинам она под запретом, и это правильно: жизнь и здоровье близких дороже самых распрекрасных обычаев. Ведь важнее, если мы явим свою любовь не поцелуем, а конкретно проявленной ответственностью за жизнь и здоровье людей.

Пасха — время радости, поэтому весь пасхальный период, и даже больше — до праздника Троицы (7 июня) — принято молиться стоя, не делая земных поклонов — ведь они символизируют недостоинство падшего человека. Но раз мы на Пасху празднуем победу Христа над последствием грехопадения — над смертью, то коленопреклоненность становится неуместной. И сами коленопреклонения отменяются — вплоть до Троицы, когда верующие преклоняются уже в молитве Святому Духу.

Первая неделя празднования Пасхи в Церкви называется Светлой седмицей («седмица» — это неделя по-церковнославянски). Вся Пасхальная неделя — как один день Светлой Пасхи, и богослужения Светлой седмицы фактически одинаковые, включая и торжественный крестный ход, который переносится на конец литургии. В Светлую седмицу все службы проходят при распахнутых Царских вратах — дверях, отделяющих алтарь от основного пространства храма. Открытые Царские врата — символ того, что отныне и рай открыт для нас! А для тех, кто смотрит телетрансляцию богослужений Светлой седмицы, это еще и возможность наблюдать за тем, что происходит во время богослужения в алтаре.

Еще одним отличительным признаком Светлой седмицы становится радостный колокольный звон. Помните, как у Есенина:

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Издавна колокольный звон считался знаком Божественной победы над древними врагами рода человечества — дьяволом и смертью.

Отменяются в Светлую неделю и однодневные посты — в среду и пятницу. Нет на Светлой седмице и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершается, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи. На кладбище в этот период не ездят, для этого отведен особый день — Радоница (28 апреля), второй вторник после дня Светлого Воскресения Христова. Возможно, в этом году медики запретят нам на Радоницу съезжаться кладбища, и это не трагедия. Потому что Радоница не единственный день, когда поминают близких — родительских суббот в церковном календаре семь. Кроме того, любая суббота — день поминовения ушедших близких. Ну и наконец, в любом молитвослове можно найти молитвы об усопших и читать их дома, в любое время.

В Светлую седмицу нельзя венчаться — ведь это время духовной радости о Воскресшем Христе, которую не стоит смешивать с радостями плотскими. Венчания начинаются на Красную горку — народное название Фомина воскресенья (26 апреля), первого воскресенья после дня Пасхи.

Считается, что добрые дела, помощь и пожертвования сиротам, вдовам, больным и обездоленным, совершенные во время Светлой седмицы, помогают снять грех с души. И в дореволюционной России на Светлую седмицу средств и времени на дела милосердия не жалели. Помнили: совершенство христианства состоит в совершенной любви к ближнему. А проявляться эта любовь должна действенно — помощью тем, кто нуждается. Некогда в России было отдельное явление — пасхальная благотворительность, которая охватывала всех, от самых бедных до семьи Государя Императора. Широко открывались на дни Пасхи двери домов — не только для друзей и родственников, но и для убогих, для нищих. Им, обездоленным, накрывался праздничный стол, заранее готовились денежные подаяния. Пожмотишься на Пасху, пожадничаешь, не видать тебе Царствия Божьего, и к тебе, грешнику, Господь не будет милостив. Корзины с пасхальными яствами посылали в приюты, больницы, богадельни, тюрьмы. Никому и в голову не приходило считать деньги, потраченные на пасхальную благотворительность, потерей. Нет, это было приобретение! «Не оскудеет рука дающего! Блаженнее давать, чем брать», — эти евангельские слова стали народными поговорками. Причем конверты с твердыми тогда рублями не просто посылали в богоугодные заведения и нуждающимся. Важно было лично засвидетельствовать уж если и не любовь, то внимание к обездоленным, а как же! В Страстную неделю в церквях вспоминали слова Иисуса о том, что когда ты помогаешь нуждающимся, ты помогаешь Самому Христу. А еще притчу о бесплодной смоковнице: засохла она, погибла, не дав потомства, без дел веры. Поэтому пасхальная благотворительность была обязательной — как у богатых, так и у тех, кто едва сводил концы с концами. «Хоть копейку, да подай! Мала копеечка, да всех спасет!». И чувство радости от того, что ты можешь быть щедрым, добавлялось к радости от праздника Воскресения Христова. В этом году, конечно, не до пасхальных благотворительных балов и базаров, но зато средства связи сейчас таковы, что можно помочь нуждающимся даже не покидая дивана. Помочь врачам, которые сегодня на передовой. Или, можно, если здоров, принести больному соседу лекарства и продукты. Приободрить пожилых из далекого дома престарелых: на Пасху нет места тоске и одиночеству, особенно в век Интернета. Или, можно подтянуть соседского ребенка в математике, химии, литературе — по видеосвязи! Да мало ли какое доброе дело может подсказать отзывчивое, милосердное сердце в дни пасхальной радости! Радость она ведь требует, чтобы человек ею поделился — с ближним, с дальним!

Святой IV века Григорий Богослов говорил, что «Пасха возвышается над другими праздниками, как Солнце над звездами». И Светлая неделя празднования Воскресения Христова пролетает как один миг, принадлежащий вечности, где, как сказано в Откровении Иоанна Богослова «времени уже не будет».