Секта мун

В понедельник на 93-м году жизни скончался основатель «Церкви объединения» Сан Мен Мун — корейский миллиардер, провозгласивший себя Мессией. В 1990 году он был принят на государственном уровне президентом СССР Михаилом Горбачевым, однако закрепиться на постсоветском пространстве мунитам так и не удалось. Сейчас последователями учения «преподобного» Муна являются около 300 тыс. человек, однако эксперты уверены: после смерти «истинного отца» «Церковь объединения» прекратит существование.

Будущий «истинный отец человечества» родился в Корее в 1920 году в крестьянской семье, строго следующей заветам конфуцианства. Когда Сан Мен Муну исполнилось десять лет, его родители перешли в христианство: они решили, что христианский бог сильнее. Сан Мен Мун начал серьезно изучать Библию и уже в 15 лет заявил, что получил откровение от самого Христа; позднее он также будет ссылаться на свои беседы с Конфуцием, Буддой и Мухаммедом. В итоге господин Мун начал проповедовать собственное учение, которое должно было объединить мировые религии. Для этого в 1946 году он основал «Церковь широкого моря».

Любовь к звучным названиям сохранится у него до конца жизни: среди многочисленных структур Сан Мен Муна есть и Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства, Международная федерация победы над коммунизмом, Международная конференция за объединение наук, Федерация женщин за мир во всем мире и другие подобные организации. Но главное его творение — «Церковь объединения», причудливая смесь католицизма, шаманизма, оккультизма и восточных культов.

Согласно учению, за «эпохой Христа» пришла «эпоха Муна», при жизни которого должна наступить эпоха всеобщего благоденствия. Сам господин Мун и его жена являлись «истинными родителями» для последователей. «Преподобный» Мун утверждал, что пропагандирует традиционные семейные ценности — в подтверждение этого он организовывал многочисленные свадьбы на стадионах, благословляя своих учеников на совместную жизнь. Большинство из них не были знакомы до «свадьбы», но безропотно соглашались с выбором своего Мессии. По данным «Церкви объединения», в мире насчитывается около 7 млн последователей преподобного Муна — впрочем, эксперты считают, что их количество в последние годы сократилось до 300 тыс. человек.

Параллельно с увеличением числа последователей учения Сан Мен Муна росло и его состояние — в 1970-е годы «преподобный» стал одним из первых корейских миллиардеров. «Семье Муна принадлежит настоящая торгово-промышленная империя,— рассказал «Ъ” президент Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского Александр Дворкин.— Кроме того, им принадлежит целая сеть газет, журналов и радиостанций в США, Азии и Латинской Америке». Также, по данным господина Дворкина, сыновья Сан Мен Муна владеют заводами тяжелого машиностроения в Южной Корее, линией сборки машин в Северной Корее, несколькими оружейными заводами в США. «Секта популярна в Латинской Америке, там у Муна громадные сельскохозяйственные угодья,— рассказал господин Дворкин.— В Корее и в США семья Муна владеет внушительным рыболовецким флотом, а также занимается легкой промышленностью и ресторанным бизнесом. В Европе ей принадлежит ряд ювелирных предприятий».

Одновременно господин Мун в разных странах становился фигурантом уголовных дел по обвинению в неуплате налогов. Также «преподобного» обвиняли в незаконном удержании людей и изнасилованиях.

«В наших краях секта Муна была чрезвычайно активна в 90-е годы,— напомнил господин Дворкин.— Он даже был принят Михаилом Горбачевым в качестве государственного гостя, после чего Мун попробовал распространить свое учение на постсоветском пространстве. Сам он писал, что на смену коммунизму должен прийти мунизм». Представители «Церкви объединения» решили действовать через школу: они массово приглашали учителей на образовательные семинары в санатории, где пытались сделать их адептами «преподобного». «С кем-то это сработало — часть учителей действительно возвращалась убежденными мунитами. В лучшие годы число активных российских приверженцев достигало 40 тыс. человек,— рассказал господин Дворкин.— Но Мун не учел, что большинство учителей просто отдыхало на море вместо того, чтобы слушать лекции об «истинных родителях”». В какой-то момент СМИ выяснили, что в нескольких десятках тысяч российских школ преподают по мунитским учебникам, и после крупного скандала церковь свернула свою деятельность в России. На данный момент в стране насчитывается не более тысячи мунитов.

Сейчас «Движение объединения» формально возглавит 68-летняя жена «преподобного» Хан Хак Джа, однако реальная власть сосредоточена в руках трех сыновей Сан Мен Муна. «Думаю, что они будут больше заниматься делами огромной финансово-промышленной империи отца,— считает Александр Дворкин.— Они уже враждуют между собой, так что, скорее всего, движение развалится на несколько частей. Без живого «Мессии” оно скоро угаснет».

«Для последователей он не просто духовный учитель, он является божеством,— заявил «Ъ” профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев.— Теперь «истинный родитель” умер, но вся организация была завязана на него. Если там еще остались думающие люди, для них эта ситуация должна обернуться кризисом веры, что хорошо: это выведет их на правильный путь».

Александр Черных

В России, пережившей десятилетия официального атеизма, духовные поиски людей принимали в силу своей массовости довольно странные формы. Такой поиск — это нормально. Ненормально, когда этим пользуются опасные психопаты и аферисты всех мастей. Такие, например, как покойный руководитель так называемой «Церкви объединения» Мун Сон Мен и возглавившая секту после его смерти в возрасте 92 лет в 2012 году его дочь — Мун Сон Джин. Подробности — в материале Федерального агентства новостей.

Эта псевдорелигиозная организация, а точнее — секта, прошла сначала в СССР, а потом в России долгий путь. От встреч ее лидера с первым и единственным советским президентом Михаилом Горбачевым и претензий на то, чтобы стать официальной религией в нашей стране, до полуподпольного существования.

Другое название «Церкви» — «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства». Официальная русскоязычная аббревиатура — АСД-ОМХ. Мун Сон Мен родился в 1920 году на территории современной Северной Кореи в семье протестантов. Тогда его звали Сун Мьюнг Мен. Согласно версии его биографии, которой придерживаются сами сектанты, в 16 лет Мену явился Иисус Христос и назначил его своим «преемником», поручив завершить начатое им дело спасения человечества. В дальнейшем новоиспеченный «пророк» сменил имя на Мун Сон Мен и создал целую мировоззренческую систему, в которой занял место мессии.

Почему
flickr.com &nbsp/&nbsp@Doug88888

Сумасшедшим в прямом смысле слова Мун, конечно, не был — в противном случае он не смог бы стать крупным бизнесменом. Но определенные странности за ним водились. В совсем тогда еще юной КНДР «пророку» сначала дали 100 дней за «сексуальные отклонения» и нарушения общественного порядка, потом — 5 лет за двоеженство.

Освободили Муна американцы. Возненавидев идеи коммунизма, он отправился в Южную Корею, представился там диссидентом, «узником совести» и основал в 1954 году «Церковь Объединения — Ассоциацию Святого Духа для объединения мирового христианства». Поначалу пользовался поддержкой, в том числе финансовой, южнокорейских властей, а также США. Однако в 1955 году, правда, снова сел — по схожему обвинению — в полигамии и половых извращениях. Против него дали показания десятки женщин. На одной из них Муну пришлось жениться. Невеста получила в подарок статус «матери мироздания».

Тема своеобразно понятого брака стала ключевой в его секте, ставящей своей целью создание некого нового человечества. По мнению Муна, из-за физического грехопадения Евы с сатаной, а затем — смерти Христа, не успевшего создать семью с идеальной женщиной, человечество так и живет неправильно.

Почему
wikipedia.org &nbsp/&nbspSteve Evans/CC BY 2.0

«Люцифер и Ева соединились в сексуальном союзе, что привело к духовному падению человечества… Через сексуальный союз Ева получила греховные черты Люцифера, а Адам получил их через сексуальный союз с Евой», — учил «пророк».

Но Мун-то это уж точно исправит, говорят адепты. С точки зрения христианства это является вопиющей ересью.

Пары для красочных массовых венчаний стали «визитной карточкой» секты. Причем в большинстве случаев молодожены видели друг друга до этого один раз или даже не были вообще знакомы. Во время церемонии используется вино, приняв которое, адепт связывается с семьей Муна. Есть информация, что ранее в вино добавлялась сперма Муна и молоко его жены.

«Эти святые бракосочетания символически являются процессами прививки, при которых вы отделяете себя от сатанинского мира и приживляете себя к семье Истинных Родителей», — так объяснял сам Мен необходимость подобных браков.

Почему
.com &nbsp/&nbspPexels

Таким образом, дескать, пары «получают кровь Истинных Родителей».

«Считать, что Корея — буддистская страна, не совсем верно. Там довольно много протестантов, была одно время даже небольшая православная община.

Общество достаточно консервативно, и поэтому ему удавалось играть на сексуальной теме — в силу сложных местных особенностей и традиций люди и замуж-то выйти иной раз не могли. По крайней мере это было непросто», — рассказал ФАН православный старообрядческий эксперт Андрей Езеров.

В Россию учение Муна попало на самом закате Советской Империи, хотя попытки делались еще в 70-х годах XX века. На территории СССР свободное распространение мунизм получил в начале 90-х.

В 1990 году Мун Сон Мен посетил СССР и встретился с Михаилом Горбачевым. 12 апреля 1990 года статья об этом событии вышла в газете «Известия». Жена Муна, Хан Хак Джа, выступила из Кремля в радиоэфире перед всей страной.

Почему
Global Look Press &nbsp/&nbspGlobe Photos / ZUMAPRESS.com

Во время встречи «пророк» обозначил свои идеи по экономическим и политическим преобразованиям в Советском Союзе. В результате началась официальная деятельность «Церкви объединения» в России. Также Мун посетил Успенский собор Московского Кремля и совершил там обряд посвящения храма себе.

В 1992 году Мун полагал, что в ближайшее время его учение станет государственной религией на постсоветском пространстве. Правда, по словам ведущего научного сотрудника Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константина Асмолова, всех, кто допустил встречу Муна с главой советского государства, впоследствии уволили — «слишком уж он был одиозной личностью».

Вместе с тем неизвестно, переосвящался ли Успенский собор. Священник Русской православной церкви протоиерей Всеволод Чаплин в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей заявил, что доподлинно это неизвестно. По его информации, сделано этого не было.

«Сейчас в храмы часто заходят самые разные люди, могут даже совершать какие-то ритуальные действия. После этого не всегда совершается переосвящение. Другой вопрос — был ли на тот момент Успенский собор освящен полным чином.

Но лучше все же в таких случаях делать переосвящение, потому что очевидно, что муниты — явные еретики и сектанты. Когда они совершают некое ритуальное действие в православном храме, это его однозначно оскверняет», — рассказал священник.

По мнению Муна, озвученному во время выступления на московской конференции «Федерации семей за мир во всем мире» 15 октября 1996 года, «Россия — огромная плодоносная земля. Она представляет золотую возможность». Мун собирался вложить в бизнес в России 500 тысяч долларов, приобрести компанию «Русское видео», а также вел переговоры с российским медиамагнатом Владимиром Гусинским о покупке медиаактивов. В 1993 году «Церковь объединения» провела семинар в министерстве внутренних дел Российской Федерации.

На 1994 год министерство образования и науки РФ предоставляло «Церкви объединения» «привилегированный доступ к тысячам средних школ с полными классами из заметных учащихся». Около 500 студентов вузов, включая МГУ, были отправлены в США для участия в 40-дневных семинарах «Церкви объединения». С означенной «Церковью» активно сотрудничал тогдашний глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов.

Почему
ru.wikipedia.org &nbsp/&nbspCC BY-SA 3.0

В пик распространения мунизма в России в 1994 году численность полноценных участников составляла не более 6000 человек. Из них 80-90% составляла молодежь, имевшая высшее образование, отлично владевшая английским языком. В число мунитов Санкт-Петербурга одно время входило большое количество учителей, включая директоров школ. В том же году муниты устроили конференцию, на которой собрали несколько бывших глав государств, включая Михаила Горбачева.

На содержании у Сон Мен Муна находились политики, известные общественные деятели, журналисты. Мун сумел организовать и провести семинар по борьбе с преступностью совместно с МВД России, семинар работников СМИ, семинар ректоров высших учебных заведений. С Муном были знакомы редактор «Известий» Игорь Голембиовский и главред «Московских новостей» Виктор Лошак, получившие от него, по некоторой информации, 100 тысяч долларов.

В 1994 году Мун даже взялся подготовить учебник для Вооруженных сил РФ — «Внутренний мир солдата». К счастью, до дела все же не дошло. Вместе с тем нараставшие проблемы секты к ее окончательному запрещению пока не привели.

24 мая 2001 года была ликвидирована в судебном порядке в связи с выявленными в уставе несоответствиями требованиям законодательства и несоблюдением порядка регистрации «Санкт-Петербургская вузовская ассоциация по изучению Принципа (Философии Единения)», зарегистрированная в качестве общественного объединения.

В этом же 2001 году появилась «Межвузовская Ассоциация Покров» — муниты маскировались в том числе под православие. До недавнего времени официальную регистрацию имели отделения в городах — Иркутске, Омске, Ростове-на-Дону, Республике Саха (Якутия) и Хабаровске. Продолжает действовать регистрация отделений в Уфе, Перми, Екатеринбурге.

Сеул (Южная Корея)
wikipedia.org &nbsp/&nbsptravel oriented / CC BY-SA 2.0

По данным на 1 января 2004 года, в России у «Церкви объединения» было девять зарегистрированных религиозных организаций. В 2006 году общественный резонанс вызвала программа Первого канала «Специальное расследование: Орден Муна», представляющая расследование о деятельности организации, пытающейся проникнуть во властные сферы российского общества — отраслевые министерства, Совет Федерации.

Учитывая, что в свое время интеграция мунитов во власть и медиа была заметной, можно предположить, что и сейчас данная организация может оказывать крайне высокое влияние на деятельность государства и общества. При этом «коллеги» мунитов — иеговисты и сайентологи — до относительно недавнего времени действовали на территории России совершенно легально.

Где осели воспитанные ими в 90-х кадры — остается только догадываться… Российское законодательство в отношении сект до сих пор достаточно либерально. Регистрация религиозной организации, по сути, не сложнее регистрации любой другой НКО.

При этом «Церковь объединения» является просто классической сектой. Фигура лидера является в ней центральной. Имущество адепты, как правило, передают на нужды организации, причем сами обязаны минимум три года своей жизни потратить на зарабатывание денег для секты, а еще три — на проповедь. Причем под заработком в данной секте подразумевается как попрошайничество, так и рабский труд.

С родителями, если они не члены секты, общаться запрещено, живут сектанты на съемных квартирах, переезжают из одного города в другой, что не позволяет обзавестись связями вне «Церкви». Причем даже со своей второй половинкой, подобранной либо высокопоставленным представителем секты, либо и вовсе компьютерной программой, сектант может воссоединиться только спустя три года — после того как поработал. Все это сопровождается промыванием мозгов молодежи. В обществе потребления, когда даже религии — часть глобального рынка, это делать особенно легко.

Формально не отрицая традиционные религии, мунизм отрицает саму их суть. Ее нетрадиционность, оторванность от любых традиционных конфессий — нечто целенаправленное, возведенное в принцип явление.

«Считать Иисуса Христа самим Богом — великая ошибка», — говорил Мун.

Нелишним будет упомянуть, что «Церковь объединения» — структура не бедная. Она владеет заводами, банками, кораблями, недвижимостью, СМИ. В частности, ей принадлежит газета «Вашингтон таймс». Также организация владеет в США огромной территорией, на которой функционирует мунистское высшее учебное заведение. Примечательно, что, хотя американцы и пытались возмущаться происходящим, реально местное правосудие привлекало Муна только один раз — за уклонение от уплаты налогов.

Почему
upf.org &nbsp/&nbspUniversal Peace Federation

Существует организация под огромным количеством названий, что значительно затруднит, если будет принято решение о запрещении «Церкви объединения», борьбу с этой сектой. «Академия профессоров за мир во всем мире», «Женская федерация за мир во всем мире», «Студенческая ассоциация по изучению принципа» (CARP), «Международный фонд образования» (МФО) — издатель учебных пособий «Мой мир и я», «Международный религиозный фонд», «Ассоциация профессоров за мир во всем мире», «Межрелигиозная федерация за мир во всем мире», «Международная женская ассоциация», «Международный культурный фонд», «Всемирная ассоциация работников средств массовой информации», «Международная конференция за единство наук» и великое множество других структур.

Психолог, эксперт по культам, кандидат психологических наук Александр Невеев в беседе с ФАН отметил, что опасность секты Муна в том, что она ориентирована именно на молодых людей.

«Им навязывается выбор брачного партнера, чтобы человек еще плотнее в этой секте увяз. Кроме того, время, которое молодой человек должен потратить на то, чтобы стать состоявшимся и полезным членом общества, время, на которое приходится становление личности, в итоге теряется. Человек полностью расходует его на нужды этого культа», — полагает он.

Почему
photl.com &nbsp/&nbsp

Психолог отметил, что секта сейчас уже не вербует людей на улице, однако, уйдя в подполье, продолжает вербовать новых членов в Интернете. В частности, это делается под предлогом вовлечения в благотворительность.

«Это может быть организация типа «Союз молодых людей в поисках истины», «Союз защиты нравственности студенчества», например.

Отследить их достаточно сложно. Практически любой проект, связанный с благотворительностью, возрождением нравственности, молодежный — может оказаться мунитским», — объяснил Невеев.

Другой известный российский психолог и общественный деятель, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии психологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Асмолов (не путать с Константином Асмоловым. — Прим. авт.), в бытность заместителем министра образования России имевший тесные связи с «Церковью объединения», также полагает, что муниты опасны в первую очередь для юных умов.

Почему
Агентство городских новостей Москва &nbsp/&nbspКардашов Антон

«Я достаточно знаю о том, как они пытаются войти в школу и борются за умы детей.

Это движение, по большому счету, нацелено на манипуляцию сознанием, в том числе сознанием ребенка. И оно представляет серьезнейшую опасность» — полагает он.

Секта время от времени проводит встречи, проповеди и тому подобное в разных российских городах. И хотя, конечно, к масштабу начала 90-х они уже не вернутся, окончательно свою деятельность секта, очевидно, добровольно не свернет.

«Это, конечно, типичная секта и православные христиане имеют полное право их так называть, это термин не юридический, а богословский. Из-за нее в 90-х пострадали многие люди. В 90-х эта организация устраивала ответственным работникам различных учреждений поездки в Америку, активно вербовала людей под прикрытием благотворительности и борьбы за мир во всем мире.

Именно их «миротворчество» привлекло тогда внимание советских властей, которые были готовы взаимодействовать с самыми экзотическими группами, придерживающимися тогда идей так называемого «мира во всем мире». Массово распространялась мунитская литература. Но после того, как люди разобрались, что это за организация, а у многих начали разрушаться семьи и расстраиваться жизненные планы, энтузиазм относительно мунитов пошел на спад», — констатировал Всеволод Чаплин.

Протоиерей Всеволод Чаплин
wikipedia.org &nbsp/&nbsp

За вычетом духовно-психологического аспекта любая секта — это еще и НКО. То есть формально — некоммерческая организация. И очень важно понимать, в чьих интересах она осуществляет свою деятельность. Штаб-квартира секты Муна находится в Сеуле. То есть в столице Южной Кореи, фактически оккупированной США.

«Надо помнить, что на самой заре своего существования «Церковь объединения» работала в очень тесном контакте с южнокорейскими спецслужбами. И использовалась для пропаганды хотя бы потому, что Мун был одним из первых, кто напрямую заявил: коммунизм и сатанизм — это одно и то же.

Бывших спецслужбистов в окружении преемницы Муна много до сих пор», — заявил ФАН Константин Асмолов.

Как известно, бывших сотрудников спецслужб не бывает. Картина, учитывая большие финансовые возможности и внедренных на разных уровнях «спящих», получается нехорошая. На Украине во время всех «майданов» мгновенно активизировались все иностранные НКО, включая секты, являющиеся не только «ловцами душ» в буквальном смысле этого понятия, но и агентурной сетью.

Обеспокоенность также вызывает информация, согласно которой последователи Муна уже много лет налаживают связи с другими псевдорелигиозными объединениями. В том числе и с организациями, попавшими в России под полный либо частичный запрет в связи с их деятельностью, деструктивной как для отдельной личности, так и для государственной безопасности РФ.

Очевидно, что существующая под разными масками «Церковь объединения» — одна из угроз. Неочевидных, но представляющих опасность как для суверенитета России, так и для личного благополучия ее граждан.

Мунизм — это религиозно-общественное движение, ядром которого является религиозная организация объединяющая людей исповедующих учение «Сон Мён Муна”. Эта организация (ядро) обросла полурелигиозными, полу-общинными организациями, чтобы доводить до сознания общественности те идеалы, которые предлагает «преподобный Мун”. Ряд российских и зарубежных исследователей причисляют эту «Церковь” к тоталитарным сектам. Первоначальное название этой секты — «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства”. Другие её распространенные наименования — «муниты” и «Церковь объединения”. С 1997 года она переименована во «Всемирную ассоциацию семьи за мир во всем мире”. Здесь есть определенное лукавство, потому что буквальный перевод с корейского, означает «Спиритическая ассоциация объединение мирового христианства «, но они сознательно переводят это на европейский язык, как «Движение Святого Духа”. Стать членом этой «церкви” можно лишь прошедши определенный испытательный путь. Церковь Муна включает в себя множество всяких культурных и общественно-политических организаций, учредителями или соучредителями которых она и является. «Движение объединения” призвано собрать сочувствующих, особенно тех кто занимает ответственные посты в государственных структурах или пользуется известностью в обществе, чтобы через них оказывать большое влияние, прививая им мунистский менталитет и систему ценностей. Членами этих общественных организаций могут быть не только мунисты, но любые люди, которые разделяют их взгляды по какому то вопросу: например о браке, семье, образованию и прочее.. Еже годно в мире проводятся различные сборы и симпозиумы которые посвящены вопросам брака и семьи. Инициаторами этих съездов зачастую бывают просто общественные инициативы, которые исповедуют институт семьи, как самый важный элемент в жизни человека. Для мунистов это просто идеальная возможность здесь проявить себя. К наиболее известным мунистским организациям относятся: -«Вузовская ассоциация по изучению принципа” (или GARP-английская аббревиатура). На улицах можно увидеть юношей и девушек собирающих пожертвования для бедных студентов или торгующих мелочевкой. Эти юноши и девушки занимаются «фандрейзингом”, т.е. «сбором средств”. Они путешествуют по стране в фандрейзинговых командах (Mobile Fundraisingteam), живут в жутких санитарных условиях и должны к вечеру принести определенную сумму. Не выполнившим разнарядку приходится туго. Подстегивают высоту сборов и соревнования между группами уличных попрошаек. Это у них считается духовной практикой и количество принесенных денег свидетельствует о духовной «продвинутости” собравшего их. -«Международный фонд образования”, известен тем, что в России подготовил в 1993 году школьный курс «Мой мир и я”, т.е. он предложил методику преподавания мунистского представления о нравственности для средних школ.-«Международная ассоциация женщин за мир во всем мире”. Её задачи: расширение прав и возможностей женщин во всем мире, укрепление семейных ценностей, воспитание детей, налаживание партнёрских отношений для мира, посредством сотрудничества женщин. -«Всемирная информация”. Это международный консорциум журналистов и других профессионалов формирующих общественное мнение, которые разделяют видение нового, более мирного общества, где отдается должное высоким образцам этического поведения, межкультурному и межрасовому сотрудничеству и вовлечению всего населения земли в планировании общего будущего. Кроме того, к движению объединения «церкви Муна” принадлежат: -Предприятия станко-судостроительной и перерабатывающей промышленности, а так же, заводы, производящие военные детали для технического вооружения; -Два университета; — Газеты, журналы, среди которых и «Вашингтон Таймс”. Конечно, это не значит, что мунисты полностью диктуют политику, но влиять на освещение каких либо<br />\r\nвопросов они могут. Суть лжеучения мунизма составляет вера в Муна, как в Господа Бога, сумевшего совершить спасение человечества от последствий грехопадений. То есть Мун сумел сделать то, что по мнению сектантов не удалось сделать Христу. Процесс спасения, согласно мунизму возможен путем биологического происхождения от Муна. Именно он, Мун, восстановил в себе падшую природу человеческую, а генетическое единство мунистов должно стать основанием образования на земле единого народа с единой культурой, наследующей традиции корейца Муна. Эта земная мунистская цивилизация должна явить в себе образ Царства Божия на земле. Мунизм — это, пожалуй, единственная секта, которая не замыкается в кругу своих религиозных интересов. Она ставит целью создать на земле доминирующую культуру (корейскую), как «самую развитую в мире”.мунистов существует мнение и вообще поощряется изучение корейского языка, ибо это считается подражанием самому основателю секты, Муну…

Можно не любить отдающий шаманизмом стиль покойного «харизматика», но стоит признать: «империя Муна» никогда не стала бы столь мощной и не имела бы последователей в 190 странах, если бы ее основатель не восполнил (или не попытался восполнить) какой-то важный дефицит в современном обществе.

В случае Муна этим дефицитом стало характерное для современного мира чувство одиночества, бессемейности, обрыва традиционных связей. Этот дефицит он – порой творя, а порой и ломая людские судьбы – предложил восполнить своей «истинной семьей» под названием Церковь Объединения.

В этой семье он сам играл роль «истинного отца», а своей жене Хан Хакча отвел роль «истинной матери». Скорее всего, именно она и возглавит дела после его смерти, а через некоторое время ее сменит сын – признанный еще в 2009 года преемником Мун Хен Джин.

Руководство такой империей – дело непростое: кроме преданной паствы, члены которой готовы за гроши продавать постеры ЦО на улицах, ей принадлежат газета «Вашингтон таймс» (не путать с качественной «Вашингтон пост»), еще много газет в разных странах, целый ряд предприятий в Южной Корее и даже автомобильный завод в Корее Северной…

Шаг в Россию

Пик влияния Церкви Объединения в России пришелся на девяностые годы прошлого века. Уже миновавший к тому времени зенит своей популярности на Западе семидесятилетний Мун действовал в бывшем СССР по схеме другого американского миллиардера, Арманда Хаммера, которому встреча с Лениным в двадцатые годы на многие десятилетия открыла все важнейшие кабинеты в Москве.

Мун встретился с Горбачевым в 1990 году – он и его жена просто подошли к Михаилу Сергеевичу и Раисе Максимовне на одном из многочисленных международных форумов, проходивших тогда в Москве. Фото «семейной» встречи Мун сделал для себя пропуском на только-только открывавшийся рынок нетрадиционных религий в России.

Уже в ближайшие два года США и Южную Корею по «мунистской» линии посетили с короткими визитами сотни студентов российских вузов, а в нескольких городах бывшего СССР прошли семинары по «божественному принципу» (основа идеологии ЦО) и школьному курсу «Мой мир и я», за которым стояли лишь слегка замаскированные идеи «преподобного».

Вплоть до «нулевых» наблюдался неуклонный рост влияния церкви Муна в России, и только более жесткое законодательство 1997 года и последовавшая за ним жесткая правоприменительная практика остановили дальнейшую распашку нашей духовной пустыни по рецептам преподобного Муна.

История его фото с Горбачевым – типичная для тех времен: так же пробирался в Россию страшноватый японский проповедник Секо Асахара (он фотографировался с вице-президентом Александром Руцким), да и другие «харизматики» тоже.

Постсоветский расцвет

В начале девяностых краткие бесплатные поездки в США стали настоящим откровением для студентов МГУ и нескольких других элитных вузов страны. Подавляющее большинство – включая ребят, которые уже через несколько лет на волне 90-х займут ключевые позиции в российском бизнесе и власти – впервые были за границей или уж во всяком случае – в США.

Мне, тогда студенту журфака МГУ, довелось участвовать в одной из таких поездок – с заездом в Нью-Йорк, Филадельфию и Вашингтон. Результат можно обобщить так: если религиозная часть презентации и не произвела впечатления на советских студентов, вместо «истинной семьи» жаждавших индивидуальной свободы плюс побольше контактов с проклятым обществом потребления, то сама по себе Америка просто поражала и валила с ног. Потребительская победа капитализма над социализмом была столь очевидной, что с антикоммунистической частью учения «преподобного» невозможно было не согласиться.

Тем более, что старец Мун знал, о чем говорил: родившийся в 1920 году на севере Кореи, после короткой отсидки в только еще зарождающейся диктатуре Ким Ир Сена конца сороковых он стал убежденным антикоммунистом и единомышленником американских консерваторов.

Это не были иррациональные откровения – все было основано на его собственных впечатлениях от «чучхейского рая» в КНДР. Так что с «мунистскими» утверждениями о сатанинской природе Сталина и Ким Ир Сена спорить было невозможно. Да и сейчас не хочется: хоть выучившийся в юности в Японии на элетротехника Мун и бывал излишне педантичен в полярном разделении окружающих нас явлений на «плюсовые» и «минусовые», но полюс зла двадцатого века он определил точно.

Провидец дурного вкуса

Это вообще было характерной чертой покойного: часто ошибавшийся в деталях и не страдавший избытком хорошего вкуса, Мун почти всегда точно определял главный недуг эпохи и предлагал для него самое очевидное лечение.

Правда, лечение это по законам поп-культуры отдавало какой-то концертно-шаманской массовостью – вроде коллективных многотысячных свадеб по его рекомендациям, проводившихся им то в Мэдисон Сквер Гарден в Нью-Йорке, то на Олимпийском стадионе в Сеуле.

Во время нашей поездки в США нам, тогдашним студентам, довелось увидеть участников тех знаменитых бракосочетаний вблизи. Внешне – обычные американцы, с некоторым преобладанием выходцев из Юго-Восточной Азии и повышенной чувствительностью к вечным вопросам (запомнилось, как они плакали навзрыд на премьере культового фильма «Призрак» с его несколько прямолинейным, но вполне христианским посылом о бессмертии души).

В памяти рельефнее всего отпечатались двое: молодая американская японка Миюки и иммигрант из Южной Кореи, которому мы дали кличку Гуджок (от английского good joke – «хорошая шутка»: этот немного грустный молодой человек часто восхищался нашим советским юмором).

Впрочем, однажды Гуджок посерьезнел: кто-то из нас на обсуждении теорий «преподобного» назвал себя индивидуалистом. «Если вы будете индивидуалистом, вы никогда не будете счастливым человеком и никогда нас не поймете»,- сказал Гуджок.

Судьба послушников

Не знаю, как насчет счастья, а вот насчет понимания – Гуджок был точно прав. Было даже забавно наблюдать, как «послушники» Церкви Объединения – часто дети разведенных родителей или сироты – старательно создают вокруг себя подобие семьи.

Интересно, что даже отколовшиеся от «церкви» (как говорят в Америке, депрограммированные) мунисты сохраняют привычку благодарить за свои успехи других и винить в своих неудачах самих себя – очень христианское и весьма полезное в семье качество.

Вот вам пример. Уже в конце «нулевых» я наткнулся в американской газете на исповедь, как я понял, вышедшей вскоре после нашей поездки замуж Миюки. Исповедь, в которой она подытоживала прожитые с «рекомендованным» ей Муном мужем годы.

После 18 лет брака, рождения троих детей и явного дистанцирования от «церкви» она приняла решение о разводе. Но при этом все упреки Миюки высказывала только в свой адрес: «Не нужно становиться мунистом, чтобы потерять собственную личность: почти каждый закрытый клуб, политическая партия или организованная религиозная организация имеют все ингредиенты, необходимые для такой потери. Во всем виновата я сама: моя религия учила меня возлюбить ближнего как самого себя, а я себя не любила».

Не знаю, может, Миюки и ошиблась в семейной тактике – не стоило выбирать мужа по чужой рекомендации, основанной, как и любые массовые брачные советы, на анкетных данных и фото. Но что-то мне подсказывает, что детей своих она по-прежнему любит и никогда не бросит, да и вообще случай ее – совсем не такой безнадежный, как у некоторых особ, у которых с любовью к самим себе все в порядке.

Проверка временем и смертью

И сегодня, когда множество бывших единоверцев Миюки в скорби, не будем над этой скорбью иронизировать. Ведь в главном лозунге Церкви Объединения – «Живи для других!» – есть большая правда, которую не должно заслонять множество частных несчастий, хотя и их игнорировать ни в коем случае нельзя.

Вот что, например, думает об этой ситуации читатель «Нью-Йорк таймс», подписавшийся псевдонимом Steam Times: «Семидесятые годы были временем множества мессианских лидеров… И сегодня, когда «преподобного» критикуют, стоит вспомнить, например, пророка Авраама, который наверняка оставил в своем родном городе Ур пару недовольных, когда презрел старых богов во имя таинственного ветхозаветного Бога. Наверняка был недоволен и кое-кто из выведенных Моисеем из египетского плена иудеев, если жить им пришлось в пустыне на одной манне небесной. А давайте еще вспомним, что случилось с некоторыми последователями Иисуса Христа, считавшегося большинством знавших его людей всего лишь еретиком от иудаизма. (…) Смогут ли последователи «преподобного» развить из его церкви долговечную религиозную традицию после его смерти? Не будем забывать – последователь иной религиозной традиции, основанной первым мормоном Смитом в 1844 году, сегодня идет в Белый дом. Смита, кстати, убила разбушевавшаяся толпа».

Сегодня эта толпа, наверное, сидела бы в «Фейсбуке»…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции