Секта

  • Авторы
  • Файлы
Черкесов Б.А.

133 KB

Религиозная секта в переводе в латыни означает образ мыслей, учение. Это один из типов религиозных объединений. Секты возникают как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для них характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к духовному возрождению, признаком которого считается строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний. Будучи авторитарной иерархической организацией, они для достижения своих целей используют такие методы как привлечение людей при помощи сознательного обмана, вербовки, механизма влияния, позволяющие контролировать психику и поведение человека без его добровольного и осознанного согласия.

Религиозные секты отрицают институт священства, лидерство считают харизматическим, право на него признают за лицом, которое получило якобы как милость божью особую способность к руководству. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения. Указанные черты характерны для религиозных объединения различных типов и возникают в ранние периоды формирования вероучений.

Так, например, секты раннего христианства возникают уже в 1-2 веках.

Христианство никогда не было единой религией. Одной из ранних христианских групп были иудеохристиане, т.е. христиане не порывавшие с иудаизмом. В борьбе с этой группой выделяется направление, которое затем станет господствующим (ортодоксальным). Ко второму веку получает распространение гностицизм, создается много разных не связанных между собой групп христиан-гностиков. Во второй половине 2 века появляется секта монитанистов. Они занимались пророчеством, ожидали скорого второго пришествия, проповедовали аскетизм, не признавали власти епископов. Между всеми этими сектами велась непрерывная борьба.

В XVIII — XIX веках возникают новые протестантские течения в христианстве: методисты, пятидесятники, адвентисты, свидетели Иеговы.

В настоящее время в России действуют сотни тоталитарных сект численностью более миллиона человек.

По словам ведущего специалиста в области сектоведения А.Л. Дворкина конец XX и начало XXI века характеризовалось невероятным наплывом тоталитарных сект в нашей стране. Набрав побольше людей, они достигли потока своей численности и стараются укрепить свои позиции, обзаводясь недвижимостью, приобретая политическое лобби, инициируя судебные процессы против неугодных им лиц и конфессий. Чем дальше, тем больше появляется отечественных сект, в числе которых — неязыческие и оккультные группы, психокульты, действующие под видом психологических тренингов и курсов.

Попавший в секту подвергается регулярному насилию. Когда же он заболевает физических, начинает проявлять признаки душевного расстройства или когда ему нечего больше заплатить секте, отработанный человеческий материал попросту выбрасывают на улицу и заменяют новым. Чтобы оправиться от последствий пребывания в тоталитарной секте, человеку требуется от года до трех лет, однако целый ряд сект наносят такой непоправимый ущерб личности, что полностью восстановиться бывает невозможно.

И на фоне всего этого своей изощренностью выделяется одна из многочисленных сект, получившая довольно широкое распространение у нас в стране, и в частности, на Северном Кавказе — свидетели иеговы. Это религиозная организация, возникшая в США в начале 70х годов XIX века. Руководит организацией Бруклинский центр, имеющий 95 филиалов. Организация строго централизована: ее президент имеет практически неограниченную власть. Сверху вниз идут инструкции и литература, снизу вверх — отчеты и деньги. Свидетели Иеговы располагают своими печатными органами, в частности такими, как «Сторожевая башня», «Пробудитесь». Литература издается на 163 языках мира. Они ведут активную миссионерскую деятельность, их вероучение имеет некоторую специфику: они отрицают триединство Бога, объявив Христа и духа святого порождением Иеговы, признавая вместе с тем искупительную миссию Христа. История общества предоставляется бруклинским теологам полем противоборства божественных и сатанинских сил. Весь современный мир — олицетворение сатаны, борьба с которым священна. Они — непримиримые противники самой идеи преобразования мира людьми на основе равенства и справедливости.

Спекулируя на нерешенных проблемах, стоящих перед людьми, богословы свидетелей Иеговы заверяют, что «универсальное средство от всех человеческих бед можно найти только в распространяемой ими вести о царстве».

Свидетелей Иеговы побуждают ограничивать себя в самом необходимом: питании, одежде, жилище, рекомендуют не дорожить своей жизнью, поменьше заботиться о своих близких. Советуя верующим отдавать все «вплоть до последнего гроша», авторы «Башни стражи» № 1 за 1961 год внушают своим последователям, что они не могут рассчитывать на какую-либо материальную помощь от организации, а должны быть «полны решимости нести все личные расходы… отрешаться от всего эгоистического имущества».

Издания свидетелей Иеговы (например, журнал «Сторожевая башня» № 3-5 за 1975 год) постоянно призывают не думать о будущем, отказаться от забот о создании жизненных удобств, «каждый день жить так, как будто бы это был последний день жизни».

Антигуманный характер наставлений бруклинских пастырей проявляется и в том, что они внушают свидетелям Иеговы мысль о недопустимости переливания крови. Не так давно в российских СМИ появились сообщения о 13-летнем Антоне, умирающем от лимфосаркомы в Ростовской больнице. Ему срочно понадобилось переливание крови. Когда врачи сказали об этом родным, бабушка, фанатичная иеговистка, ответила резким отказом. Антон — один из множества жертв данной секты.

Иеговисты постоянно ссылаются на Библию, уверяя, что только они являются настоящими библейским христианами. Однако ее лидеры используют вырванные из контекста цитаты лишь для того, чтобы держать в беспрекословном повиновении своих последователей. Когда это выгодно, учение секты меняется коренным образом и находятся другие цитаты, доказывающие правильность новой позиции.

Свидетели Иеговы предсказывают конец света. Их руководители клялись и божились, что второе пришествие Христа и уничтожение всего «злого порядка вещей» произойдут в 1914 году, затем в 1915, 1918, 1920 и 1925 годах. Каждый раз секта готовила своих последователей к началу «нового мирового порядка», который так никогда и не наступал. Многие иеговисты продавали свои квартиры и дома в уверенности, что они им больше не понадобятся. Деньги были перечислены на счет секты. Последняя «точная» дата конца света была назначена на 1975 год, но, как видим, и это пророчество оказалось ложным.

Свидетели Иеговы лгут и богохульствуют. В материалах «для внутреннего использования» они провозглашают себя врагами всякой религии, но официально объявляют себя религиозной организацией — для того, чтобы пользоваться всеми соответствующими льготами.

Свидетели Иеговы отрекаются от Родины, отрицают все земные власти и признают только иеговистскую «Руководящую корпорацию» в Нью-Йорке. Сектанты отвергают историю, культуру, литературу, народные традиции своей страны, не отмечают никаких праздников, дней рождения, отказываются от гражданских прав и обязанностей — в том числе не считают нужным защищать Родину в минуты опасности.

Свидетели иеговы являются тоталитарной сектой. Это организация, использующая обман при вербовке, практикующая различные методы контролирования сознания своих членов, вплоть до гипноза и кодирования.

Ничего не подозревающий человек превращается в раба, при помощи всеобъемлющей системы запретов и предписаний вся его жизнь регламентируется до мельчайших деталей, между ним и остальным миром создается стена отчуждения. Он живет в полном подчинении лидерам организации, которые могут заставить его бросить работу и учебу, разорвать отношения с близкими и родными, отказаться от жены и детей, пожертвовать своей жизнью, совершить любое преступление.

Возникает вопрос: почему в нашей стране за последние 10-15 лет так резко активизировали свою деятельность секты различного толка? Почему они так легко прижились?

Россия последних 15 лет — это место для духовных кризисов, растерянных жизненных ценностей, испытывающая сложные времена. Это страна, в которой информация, дающая пищу для ума, длительное время была недоступна. А растерянность и тревога, одиночество и духовный вакуум, неустроенность в завтрашнем дне — желанная почва для дурманящих зерен, заботливо заготовленных сомнительными организациями разных мастей.

С одной стороны, информированность и настороженность людей к малоизвестным организациям, обещающим райскую жизнь, растет с каждым годом. Но, с другой стороны, становятся еще сильнее и изощреннее способы, при помощи которых эти организации пытаются взять под свой контроль человека.

Исходя из этого, нетрудно сделать вывод, в чем заключается секрет успеха сект.

На наш взгляд, сектанты просто активно используют три основные потребности каждого человека: потребность в общности, структурированности и значимости для окружающих.

В современном обществе очень распространен вирус одиночества. Потребность в общности требует крепких связей и преданности между индивидумами и организациями. А религиозные культы, в первую очередь, предлагают одиноким людям безусловное принятие. Их окружают люди, которые предлагают им дружбу и излучают одобрение. Эти неожиданные сердечность и внимание так высоко ценятся, что члены сект часто предпочитают отказаться от контактов со своим семьями и бывшими друзьями, жертвуют заработанные на протяжении всей жизни деньги, отказываются даже от супружеских отношений.

Секты продают и нечто значительно большее — структурирование окружающей действительности. Они налагают жесткие ограничения на поведение. Они требуют и создают дисциплину. Современное общество так богато альтернативами, и люди вынуждены так много из чего выбирать, что часто не способны эффективно принять свои собственные решения. Часто они готовы существенно ограничить свою свободу, лишь бы принести какую-то определенность в свою жизнь.

И, наконец, секты используют такую потребность человека — как значимость, осмысленность существования. Каждый культ имеет свою собственную версию реальности — религиозную, политическую, культурную. Культовая секта всегда претендует на обладание окончательной истиной. Те, кто живет во «внешнем мире» и неспособны принять ценность этой истины, объявляются либо заблуждающимися, либо «слугами сатаны».

На основании Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года за № 125 — Ф 3 на территории России религиозные образования могут существовать в организационно-правовой форме религиозного объединения.

Вместе с тем, как показывает жизнь, необходимы поправки в действующий Закон. Государство рано или поздно должно прийти к идее законодательного ограничения тоталитарных сект. Об этом недавно заявил и глава думского комитета по связям с общественными объединениями и религиозными организациями С. Попов. В стране есть примеры акций противодействия наиболее значительным сектанским начинаниям. Например, в Саратове, когда мормоны пытались построить свой громадный офис в центре города, Епархиальное управление оказало этому начинанию активное противодействие. В результате решение о строительстве мормонского центра городскими властями было отозвано. То же самое произошло в Южно-Сахалинске, где иеговисты построили «Зал царств» прямо в центре города. Но под давлением общественности это здание они не получили. (В отличие от города Буденновска Ставропольского края, где иеговисты выкупили одно из лучших зданий города в ста метрах от Белого дома).

А Головинский суд Москвы 26 марта 2004 года принял решение о закрытии общины свидетели Иеговы, тем самым, удовлетворив ходатайство прокуратуры Северного округа столицы. Прокуратура обвиняет членов общины в экстремистской деятельности. В ходе многолетней проверки общины, прокуратура пришла к выводу, что деятельность «свидетелей» направлена на разжигание религиозной розни, разрушение семьи. Члены общины склоняли тяжело больных людей к отказу от медицинской помощи по религиозным мотивам. Прокуратура заявила о необходимости ликвидировать организацию на основании статьи 14 Закона о Свободе совести.

Не будет преувеличением сказать, что тоталитарные секты — это угроза национальной безопасности России. И их миссионерская деятельность, носящая характер неприкрытой экспансии, наносит непоправимьгвред как физическому, так и моральному здоровью людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А.А. Радугин. Введение в религиоведение. Изд-во «Центр». М., 2001.
  2. И.Н. Яблоков. История религий, тт. 1-2 изд-во «Высшая школа», М., 2002.
  3. Журнал «Наука и религия» № 1-12 за 2002 г.
  4. Епархиальная газета «Ставропольский Благовесть» № 1(95) январь 2005 г.

Работа представлена на III научную конференцию с международным участием «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники», 22-29 октября 2005г., Хургада (Египет). Поступила в редакцию 20.09.2005г.

Библиографическая ссылка

Черкесов Б.А. СЕКТАНТЫ. КТО ОНИ? // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 9.;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=6608 (дата обращения: 28.05.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
«Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909

«Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570

«Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431

«Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303

«Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380

«Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600

«Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308

«European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369

Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Ежегодно тысячи людей во всем мире становятся заложниками тоталитарных религиозных сект. Что мы знаем об этих организациях? Не так уж и много, несмотря на то, что само слово «секта» известно всем. Другое дело, что в обиходе мы его, как правило, используем как нарицательное понятие. Нередко и вовсе в юмористическом ключе. Но если разобраться, то в этом нет ничего смешного. О том, что такое классические и тоталитарные секты, каким образом можно избежать их влияния и как надо спасать людей, ставших адептами деструктивных культов, в интервью радиостанции «Липецк FM» рассказала доцент кафедры философии, социологии и теологии Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, кандидат философских наук Наталья Фролова.

— Как минимум, последние лет 30, слово «секта» используется как оскорбительное, непременно связанное с обманом или жульничеством. Но ведь так было не всегда? Каким образом секты стали представлять собой то, чем они сейчас и являются?

— Слово «секта» изначально не несло в себе никакого негативного смысла. В переводе с латыни этот термин означает «партия, школа, фракция». Термин служил для обозначения образа мышления, образа жизни, а в более конкретном смысле — политической партии или философской школы, к которой принадлежал человек. Философский союз Пифагора и школа Эпикура — образцы «безвредных» сект в древнегреческой культуре. Однако сегодня термин «секта» наполнен несколько иным смыслом и виной тому — особый характер функционирования этих религиозных организаций. Секта — это такая религиозная организация, для которой характерно строго контролируемое членство адептов, харизматический тип религиозного лидерства и претензия на исключительную роль, сакральность учения. К примеру, в другой разновидности религиозных организаций – Церкви — всех этих характеристик мы не встречаем. Как правило, секта — это всегда молодая религиозная организация. В определенном смысле даже можно утверждать, что Церковь — это итог эволюции секты. Для подтверждения этого тезиса предлагаю вспомнить самую молодую из христианских конфессий — протестантизм, который ныне существует как калейдоскоп разнообразных протестантских сект. Секта для того, чтобы «выжить», вынуждена прибегать к «авторитарным» мерам воздействия на человека. В противном случае ей не выдержать конкуренции с другими религиозными организациями. Борьба идёт за каждую душу. А здесь уже происходит нарушение границ свободы человека и, как следствие, протест, противостояние, сигнал тревоги.

— Существует такое понятие как «культ». Это слова-синонимы с сектой или не совсем? Разумеется, если мы говорим о современных культах, а не колдовстве Вуду и тому подобных «традициях» африканских стран.

— Безусловно, есть некое смысловое пересечение на содержательном уровне. И то, и другое связано с религиозностью, религией, верой. Но это разные понятия. Секта — разновидность религиозной организации. Культ — разновидность религиозной деятельности. Как, например, мы отделяем Церковь, от таинства крещения или евхаристии (причастия), так и секта отличается от культовой практики.

— Чем можно охарактеризовать секты тоталитарного толка? Каковы признаки именно деструктивного учения?

— Тоталитарная секта – это группа людей, которая широко использует средства манипуляции и эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. В этом и заключается разрушительное влияние такой секты на человека.

Существуют чёткие признаки, по которым можно определить тоталитарную секту:

— контроль за поведением, мыслями и эмоциями своих членов;

— обладание лидера секты особым статусом, который выносит его за рамки общества или семьи и противопоставляет им;

— обманные методы для вербовки и привлечения новых членов – например, приглашение на концерты;

— преданное служение членов секты ее лидеру, когда ни одно его слово или действие не подвергается сомнению;

— решения относительно того, как люди должны мыслить, действовать или чувствовать, принимаются руководством группы, например, члены секты должны получать разрешение, чтобы пойти на свидание, переменить работу или вступить в брак, существуют правила, определяющие, как одеваться, каким образом воспитывать детей, где жить;

— чрезвычайное внимание тому, как добыть побольше денег;

— лидер секты ни перед кем не несет ответственности и не подвластен каким-либо властям или авторитетам;

— адепты секты часто порывают связи с семьей, близкими и друзьями, они отказываются от целей жизни и личных интересов, которые были раньше, до вербовки в группу;

— поощрение сожительства адептов друг с другом;

— вопросы, сомнения и недовольство искореняются или даже наказываются.

— А много ли религии в сектах в принципе?

— Концентрация религии в тех или иных сектах разная. Где-то больше, где-то меньше. Сама атрибутика секты, о которой говорилось ранее, чаще всего приводит к преобладанию формы над содержанием. В погоне за построением «идеальной» религиозной структуры — послушной, подконтрольной, широко представленной приверженцами, вопросы вероучения чаще всего отодвигаются на второй план. Нельзя не вспомнить всем хорошо известные слова Рона Хаббарда — основателя одной из современных тоталитарных сект: «Хочешь заработать миллион? Создай свою религию!», которые также подтверждают мысль о том, что собственно религии тут не так уж и много.

— Какие схемы манипуляции, как правило, применяются при вербовке людей в религиозные секты?

— Вербовщик выглядит искренне дружелюбным и откровенным. Это подкупает. Если вы физически отделены от общества и привычного окружения, вы можете утратить собственное ощущение действительности. Учение группы о спасении подкрепляется намеренным преувеличением «грехов» вашей прошлой жизни. Лояльность группе и подчинение ее правилам и идеологии может достигаться путем запугивания, а также угрозой серьезных духовных и физических последствий, вытекающих из различных нарушений. При этом чувство единой семьи и принадлежности к ней может быть искусственно создано постоянными объятиями, поцелуями, прикосновениями и непрекращающейся лестью. Если вам не оставляют времени на самого себя, если нельзя побыть в одиночестве, вы можете утратить способность объективно мыслить и оценить ситуацию со стороны. К тому же, если вы не получаете необходимого отдыха, то можете утратить способность ориентироваться в обстановке и сделаться сугубо подверженным влиянию, особенно если при этом вас постоянно ставят во все новые, непривычные для вас положения и предоставляют противоречивую информацию.

— Есть такая точка зрения, что люди запросто в секты не попадают. То есть, была некая «душевная пустота», и человек подсознательно искал подобную общину, чтобы она заполнила этот вакуум. Насколько эта точка зрения имеет право на существование?

— Чтобы поддаться на манипуляции секты, вовсе не обязательно переживать состояние потерянности, депрессии или неуверенности в себе. Одна моя знакомая – она музыкант, на одном из концертов услышала песню, которая её заинтересовала. Она захотела найти слова и ноты, и поиски привели её в одну из протестантских сект. После первого посещения её взяли в жёсткий оборот, из которого вырваться было очень нелегко. Вот так любовь к искусству почти подтолкнула человека к вступлению в секту. К счастью, всё закончилось благополучно. Хотя, конечно, чаще всего жертвами сект становятся именно страдающие, лишенные духовного опыта люди.

— А бывает так, что люди добровольно приходят в религиозные секты? Что их привлекает в такого рода объединениях?

— Бывает и такое. Здесь может быть разная мотивация — любопытство, одиночество, жажда общения, желание быть не таким как все, жизненная трагедия. Моя соседка стала членом секты «Исход» на добровольных началах в результате того, что её дочь страдала наркоманией и это было её утешение.

— Вне зависимости от того, каким образом человек стал адептом религиозной секты, последствия будут негативными?

— Я лично знакома с адептами сект — преимущественно протестантских, которые считают себя абсолютно счастливыми людьми. И эту эйфорию они напрямую увязывают с принадлежностью к секте. Однако взгляд со стороны чаще всего даёт нам примеры негативного влияния секты на человека и общество — духовное рабство, имущественные потери, нарушение социальных связей.

— Как не попасть в тоталитарную религиозную секту?

— Как православный человек отвечу так: идите в православный храм, воцерковляйтесь, живите во Христе и никакой секте вас не удастся завербовать в свои ряды. Как учёный посоветую вам изучить все приемы манипуляции, которые используют сектанты. В Германии, к примеру, среди школьников распространяют памятки, в которых тезисно обозначены основные характеристики сект. И в конце сказано, что если у вас есть подозрение хотя бы в отношении одной характеристики, срочно оградите себя от этой группы.

— Если человек попал под влияние сомнительной религиозной общины, но еще не переписал квартиру на своих новых настоятелей, можно ли как-то безболезненно самому покинуть ряды секты?

— Сложно, но можно. Примеры есть, и их немало. Но это, как правило, «сценарий переключения». Потребность ведения духовной жизни, удовлетворяемая так или иначе сектой, должна проявляться в равноценном духовном опыте. Как правило, бывшие сектанты становятся православными христианами или правоверными мусульманами.

— Что делать родственникам, друзьям и знакомым, если человек, находясь под воздействием религиозной секты, уже не контролирует свои действия и не отдает отчета своему поведению?

— Разорвать связь с сектой в одночасье невозможно. Это длительный процесс, как если бы вы отвоёвывали у врага в год по сантиметру своей земли. Нужен альтернативный духовный опыт, а также установление реальной пространственной преграды с другими членами секты, поскольку они будут всеми правдами и неправдами пытаться вернуть «отпавшего брата или сестру».

Как отличить настоящее христианство от подделки?

Возможно, вам уже приходилось сталкиваться с фальшивыми деньгами. Тогда вы знаете, что отличить подделку от настоящей банкноты непросто. Именно поэтому кассиры внимательно проверяют каждую купюру, а в кассах банков висят плакаты, объясняющие, по каким признакам можно удостовериться в подлинности денежных знаков.

Аналогичным образом сегодня в мире есть много религиозных течений, называющих себя христианскими. Понять, какие из них говорят правду, человеку неподготовленному довольно трудно. Для того чтобы немного облегчить вам задачу, мы подготовили этот материал.

Все религиозные течения чем-то отличаются друг от друга. Даже между христианскими конфессиями есть некоторые различия — иногда поверхностные, иногда глубокие и серьезные. Однако все христиане одинаково принимают и исповедуют одни и те же истины, которые можно назвать историческим христианством.

Какие ключевые доктрины являются неотъемлемой частью вероучения в историческом христианстве?

  • Авторитет Библии: Библия — это безошибочная книга, которую создал Бог руками пророков, апостолов и евангелистов. Все христианские течения признают ее непререкаемый авторитет и в своем богословии опираются именно на нее.
  • Триединство Бога: Есть только один истинный и живой Бог, сотворивший вселенную. Этот Бог триедин, то есть три божественные Личности (Отец, Сын и Святой Дух) обладают одной и той же божественной природой.

  • Божественная и человеческая природа Христа: Бог-Сын, Иисус Христос, облекся в совершенную человеческую природу, чудесным образом родившись от непорочной Девы по имени Мария.

  • Смерть Христа за грехи — путь спасения человека: Иисус Христос победил смерть, воскреснув из мертвых, и вернулся на небеса к Отцу. Всякий искренне верующий во Христа и раскаявшийся в своих грехах получает прощение и вечную жизнь.

  • Иисус грядет: Однажды Иисус Христос вернется, чтобы совершить суд над человечеством, и тогда прощенные войдут в вечное Божие царство. А тех, кто не захотел уверовать во Христа, ожидает вечное мучительное существование без Бога.

Ни одну религиозную группу, которая не признает и не исповедует эти учения, нельзя назвать христианской в историческом смысле слова. Это не означает, что нехристианские течения непременно опасны для вашей жизни и здоровья или что их последователи — обязательно нехорошие и неприятные люди. Но если вы хотите познакомиться с настоящим, а не поддельным христианством, в таких течениях его не найти.

В современных публикациях подобные группы, исповедующие и проповедующие поддельное христианство, называют «сектами», «культами» и «новыми религиозными движениями». У каждого из этих терминов есть много разных определений, но чаще всего их используют не из желания кого-то оскорбить или унизить, а просто для обозначения определенного вида религиозных течений — так же, как мы говорим «церковь», «конфессия» или «деноминация».

Группы эти весьма разнообразны. Некоторые из них откровенно отрицают историческое христианское учение. Другие сектантские группы пользуются христианской терминологией, но вкладывают в эти слова совершенно небиблейский смысл. Отрицания даже одного принципиального учения христианства достаточно, чтобы считать группу культом. Но культы, как правило, отрицают или искажают целый ряд библейских учений. Вот некоторые примеры.

Что обязательно должно насторожить в учении группы?

Как используется Библия (внебиблейский источник авторитета):

Зачастую подобные группы считают Библию устаревшей и недостоверной. Они искажают ее исторический текст в угоду собственным учениям, дополняя ее новыми откровениями и пророчествами.

Самые важные из этих истин, общие для всех христиан, были записаны во вселенских Символах Веры: Апостольском, Никео-Цареградском и Афанасьевском.

Принижение роли и величия Христа:

Большинство последователей поддельного христианства искажает библейский образ Христа. Одни считают Его простым человеком, другие — сотворенным ангелом. Встречаются и те, кто отрицают Его непорочное зачатие и воскресение, утверждая, что на самом деле Он только притворялся человеком.

Акцент на исключительности группы:

Зачастую вероучение таких групп подчеркивает собственную исключительность в вопросе спасения. Участники группы верят в то, что они — единственные спасенные люди. А остальные обречены на погибель потому, что не разделяют учения секты. При этом члены секты стараются намеренно отделиться в своем образе жизни от традиционных ценностей и общества.

Роль лидера:

Лидеры сект часто претендуют на беспрекословный авторитет среди участников группы и склонны к высокому уровню контроля. Иногда основатели или руководители сект выдают себя за новые воплощения Иисуса Христа. Другие заявляют, что пришли завершить миссию Христа, которую Он якобы не выполнил.

Представление о центральной роли группы в событиях последних времен:

Зачастую секты чрезмерно сосредоточены на попытках определить и назвать конкретную дату пришествия Христа или конца света, возбуждая страх перед близким концом света.

Знать основы христианского вероучения — самый верный способ не ошибиться

Понять, что вы имеете дело с псевдохристианской группой, не так просто. Название ее чаще всего вам ничего не скажет. Количество верующих само по себе тоже ни о чем не говорит. Иногда вас может насторожить необычное поведение людей, но зачастую при первом знакомстве вы ничего подозрительно не увидите. Насторожиться следует в том случае, если вы заметите, что от вас что-то скрывают.

Однако по-настоящему надежным критерием является только учение. Все секты и культы так или иначе искажают библейское учение и отвергают историческое христианство, существовавшее две тысячи лет, в пользу новых идей (возникших, как правило не более 100–150 лет назад). Чем больше вы знаете о настоящем христианстве, тем труднее вас обмануть.

Помните: чтобы распознать любую хитрую подделку, нужно хорошо изучить оригинал!

В словаре Даля

ж. франц. братство, принявшее свое, отдельное ученье о вере;согласие, толк, раскол или ересь. Сектатор, последователь секты. Секторкруга, в геометр. вырезка, треугольная часть его, меж двух лучей(радиусов его). Сектор шара, вырезка шара, в виде сахарной головы, скруглым основаньем, вершиною в остии шара.

В словаре Ожегова

СЕКТА, -ы, ж. 1. Религиозное течение (община), отделившееся от какого-н. вероучения и ему противостоящее. С. духоборов. 2. перея. Группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах (книжн. неодобр.).

В словаре Фасмера Макса

се́кта
начиная с Петра (Смирнов 273), народн. также сект м. (Мельников 8, 108). Первое, возм., через нем. Sekte – форма м. рода – из франц. sесtе. Источником этих слов является лат. sесtа (раrs) «отколовшаяся часть религиозной общины»: sесārе «резать»; см. Клюге-Гётце 558.

В словаре Д.Н. Ушакова

СЕ́КТА, секты, ·жен. (·лат. secta, ·букв. отрезанная, отделенная).
1. Религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение. Секта баптистов.
2. перен. Отгородившаяся от общения с другими, замкнувшаяся в себе группа лиц (·неод. ).

В словаре Синонимов

общество, разряд, сословие; толк, бабизм, джайна, хлыстовство, нанакизм, нанак-шахи, езиды, пятидесятник, упадишад

В словаре Энциклопедии

(от лат. secta — учение, направление, школа), религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле — группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах.

В словаре Синонимов 3

См. общество» title=’общество, общество синонимы, синонимы к общество, словарь русских синонимов’>общество, разряд» title=’разряд, разряд синонимы, синонимы к разряд, словарь русских синонимов’>разряд, сословие…

В словаре Синонимы 4

бабизм, джайна, езиды, нанакизм, нанак-шахи, пятидесятник, разряд, упадишад, хлыстовство

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

се́кта,
се́кты,
се́кты,
се́кт,
се́кте,
се́ктам,
се́кту,
се́кты,
се́ктой,
се́ктою,
се́ктами,
се́кте,
се́ктах

В словаре Словарь иностранных слов

ы, ж.

1. Религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви. С. молокан. Старообрядческая с.

2. перен. Группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах.||Ср. КАСТА» title=’КАСТА, КАСТА это, что такое КАСТА, КАСТА толкование’>КАСТА, КЛАН» title=’КЛАН, КЛАН это, что такое КЛАН, КЛАН толкование’>КЛАН.

logo