Семья для ребенка

Что делать, для того чтобы семья стала заниматься своими непосредственными задачами и как ей в этом помочь, — пока не совсем ясно. Такое противоречие не случайно. Само понятие «семья» у современных родителей определяется совершенно по-разному. Для кого-то семья это ведение совместного хозяйства независимо от того, состоят ли родители в официальном браке. Другие считают, что семья — это законный брак. Третьи уверены в том, что не благословлено церковью, семьей назвать нельзя. Четвертые утверждают, что ни о какой семье не может идти речи, если нет детей. Бывает так, что все вроде бы есть: и брак оформлен, и дети есть, но каждый живет своей собственной жизнью нет единой концепции семьи.
Даже для взрослых людей вопрос о том, что такое семья, является не простым. Характеристик семьи с точки зрения ребенка значительно больше, и у них есть некоторые закономерности. Что такое семья для ребенка?
семья для ребенкаСемья для ребенка дошкольного возраста:
— это обязательное наличие ребенка в семье, а вотчленами семьи они могут считать не только папу и маму, это может быть соседка по дому, бабушка, мамина подруга, папин приятель или, например, рыбка. Ребенок — дошкольник, главным качеством члена семьи считает непосредственное отношение к нему. Если речь идет о сказочных персонажах, то дошкольники относят к своей семье тех, кто непосредственно связан с героем-ребенком. По той же причине многие дошкольники часто «вычеркивают» из семьи тех, кто, как им кажется, мало с ними связан.
— это совместное пространство, где обитают ее члены. Именно поэтому членом семьи может оказаться кошка, живущая в той же квартире, а бабушка или кто-то из родителей, живущие отдельно, в члены семьи не попадает.
— это общая жизнь, которая объединяет действия ее членов. Например, если семья ждет гостей, то бабушка пылесосит, мама печет пирог, папа уехал за продуктами, а ребенок накрывает на стол. Для ребенка — дошкольника семья, это наличие общего смысла деятельности. Если разные люди выполняют отдельные действия, которые, по мнению ребенка, никак не связаны между собой, то это может быть чем угодно, но семьей в сознании ребенка не является. Если дошкольник ощущает внимание к себе со стороны членов семьи, наблюдает своих близких в общем пространстве и, наконец, осмысляет и оценивает разнообразные действия членов семьи как такие, с помощью которых все они реализуют общие цели и задачи, общую для них жизнь, он воспринимает свою семью как семью.
Только такая семья является для ребенка — дошкольника благоприятной средой, которая способствует его полноценному психическому и личностному развитию.
Многие родители стараются оградить ребенка от общих дел, не привлекают его к совместным действиям, ребенок живет в своего рода изоляции от того, что по мнению ребенка является семьей. В других случаях семейная жизнь может провоцировать возникновение проблем в поведении и развитии малыша, общении с окружающими.

Влияние семьи на развитие ребенка
Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка.
Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.
Родители для ребенка являются источником необходимого жизненного опыта.
Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения.
Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка.
Семья — это школа отношений с людьми. Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.
Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!

Цель: Раскрыть роль семьи в жизни каждогочеловека;

Задачи:

  • Раскрыть значение понятий «семья”, «счастливая семья”, «семейные ценности”;
  • Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;
  • Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;
  • Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
  • Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Ход занятия

I. — Добрый день, уважаемые коллеги! Мы радыприветствовать всех, кто собрался сегодня нанашем мероприятии и присутствует намастер-классе.

— Ребята! Что всегда в вашем сердце, мысль о чёмсогревает в трудные минуты, где вас всегдаподдержат и любят, безусловно. Чтобы понять, о чемя говорю, предлагаю вам внимательно посмотретьна «ОБЛАКО СЛОВ” (работа по группам –визуализация для выведения темы занятия) СЛАЙД1. Приложение 1.

— Кто догадался: о чём пойдёт сегодня речь?Ответы детей (Семья, какая должна быть семья).

— Да, ребята! Наше сегодняшнее занятие на тему –»Семья и семейные ценности” СЛАЙД 2.

Мы постараемся раскрыть роль семьи в жизникаждого человека. В течение 3-х лет мы изучалисвои семьи: составляли родословное дерево,составляли ленту времени «Я и время”, строили»Дом моей мечты”, объясняли значение своегоимени, искали истоки возникновения фамилиисвоей, создавали герб семьи, составляли»Летопись семьи”, ……

— Как вы думаете, на какие вопросы мы попытаемсянайти ответы сегодня? СЛАЙД 3.

— Что такое семья? Какая семья называетсясчастливой? Что такое семейные ценности?

— Какие ассоциации у вас вызывает слово»семья”? (мама, папа, родители, дом, братья,сёстры, семейный праздник).

— Посмотрите на «ОБЛАКО СЛОВ” ипостарайтесь ответить: «Что такое семья?” СЛАЙД4. (Приложение 1).

Слайд 5. «Семья — это то место, где человекдолжен учиться творить добро»

«Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебялюбят ”.

«Семья – это родные друг другу люди”.

«Семья – это близкие друг другу люди, которыхобъединяют общие интересы”.

«Семья – группа живущих вместе близкихродственников” (словарь С. И. Ожегова).

— Как вы понимаете слова «люди, живущие рядом”?(члены семьи, соседи, друзья, окружающиеродственники).

— А сколько в слове «семья” загадок ипоучительных открытий! Слово «семья” можноразделить на два слова — КАКИЕ? («семь” и «я”).

— И тогда оно как будто говорит нам: «Семья –это семеро таких же, как я”.

— И, правда, в семье все чем-то похожи друг надруга: лицом, голосом, взглядом, нравом ихарактером. Могут быть общие увлечения и занятия.

II. Притча о семье «Полная ли банка”.(Демонстрация учителем).

Учитель наполняет баночку камнями (большими)

— Полна ли банка? (ДА, полна)

Учитель высыпает горошек мелкий, потрястинемного (горошек занял свободное место междукамнями).

— Полна ли банка? (ДА, полна)

— Тогда взять коробку, наполненную песком(мукой, мелкая крупа), и насыпать его в банку.

— Полна ли банка? (ДА, полна)

— Учитель выливает воду

— Полна ли банка? (ДА, полна)

— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка —это ваш ДОМ.

Камни — это самые важные люди в доме и в жизникаждого человека — ..РОДИТЕЛИ Горошек — этоте, кто наполняет дом радостью, счастьем, смысломжизни:… ДЕТИ.

Песок — это те, кто дополняет семьюнежностью, заботой, любят своих внуков — …БАБУШКИИ ДЕДУШКИ.

Вода – скрепляет всё воедино и делаетсодержимое крепким. Тогда и рождается …..СЧАСТЛИВАЯСЕМЬЯ.

— А когда же родилась её величество семья???? …..Ответыдетей.

— Оказывается, давно. Когда-то о ней не слыхалаземля, но…

III. СЦЕНКА

Еве сказал перед свадьбой Адам:

Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихо ответила:

Ева: «Я!”

Адам: «Кто их воспитает, царица моя?”

И Ева снова ответила:

Ева: «Я!”

Адам: «Кто пищу сготовит, о радостьмоя?”

И Ева снова ответила:

Ева: «Я!”

Адам:

Кто платье сошьет? Постирает белье?
Меня приголубит? Украсит жилье?”

«Я, я — снова вторила Ева, — я, я…”

Сказала она знаменитых семь «Я”
С этой поры родилась семья!

— Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья!Как греет душу это слово! Оно напоминает оласковом голосе мамы, о заботливой строгостиотца. В семье мы желанные дети. Здесь нас нареклиименем. Слово «семья”, как и слово «хлеб”,»вода”, не требует расшифровки, оно впитываетсяс первых мгновений жизни. Семья- это муж и жена,это дом, родители и дети, бабушки и дедушки.Счастливая семья — это спасательный круг, спомощью которого мы каждый день вплываем вспокойную и надёжную гавань, где царят уют,радость, душевный покой.

— Какая семья называется СЧАСТЛИВОЙ?

— Учитель читает притчу. /СЛАЙД 6/

ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Не простая семья.Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало литаких семей? Да, не мало. Но это семья была особая.Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошелслух об этой семье до самого владыки. И решил онпроверить, правду ли говорят люди. Прибыл он всело, и душа его порадовалась: чистота и порядок,красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добиласьвсего этого семья. Пришел он к старейшине.»Расскажи”,- говорит. Долго писал что-то набумаге старейшина. А, когда написал, протянулвладыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ,ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ” А в конце листа: «СТО РАЗЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ”.

— И все?

-Да, — отвечал старик, — это и есть основа жизнивсякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: «Имира тоже».

— Так что же делает СЕМЬЮ СЧАСТЛИВОЙ? (СЕМЕЙНЫЕЦЕННОСТИ)

— Дополните ответы на эти вопросы, работая погруппам.

IV. РАБОТА ПО ГРУППАМ (определяем, клеим,составляем, вырезаем)/ СЛАЙДЫ 7,8

Детям даются кластеры в виде РОМАШКИ /Приложение 3/, клеим на кластервыбранные слова.

I группа. Используя «облако слов”, ответьтена вопрос: Какая семья называется счастливой,составив свой кластер из прилагательных. Можетедописывать и добавлять своё. /Приложение1/

II группа. Используя «облако слов”, ответьтена вопрос: Какая семья называется счастливой,составив свой кластер из глаголов. Можетедописывать и добавлять своё. / Приложение1/

III группа. Выберите семейные ценности исоставьте кластер./ Приложение 2/

Выносим кластеры на ДОСКУ и защищаем погруппам.

— Что мы не берём в счастливую семью?

— Мы нашли так много хороших светлых слов осемье: и существительных, и прилагательных, иглаголов. Что можем попробовать составить СИНКВЕЙН.

V. СЛАЙД 9. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строчка – существительное. Семья

2 строчка – два прилагательных. Какая она?

3 строчка – три глагола. Что она делает? Илиделают?

4 строчка – четыре слова – предложение.Предложение о семье или пословица.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним,или, как по-другому можно назвать семью

Дети пишут по группам и озвучивают. Например:

Семья.

Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Семья – лучшая школа жизни.
Ребенок.

Семья.

Большая дружная.
Любят, заботятся, живут.
Все вместе под одной крышей.
Любовь.

VI. Перед каждой группой лежит ГЕРБ СЕМЬИ, явзяла их из ваших летописей семьи.

А теперь задание группам: «Допишите девизсемьи на каждый герб”.

Можно использовать синквейн, пословицы,поговорки, облако слов……

/Приложение 4/.

VII. — Почему кластер составляли в форме РОМАШКИ?

— Символом семьи в России является ромашка.Как вы думаете, почему?

— Что символизируют лепестки цветка? /Членовсемьи/

— На чём держатся лепестки? /На сердцевине/.

— Что может случиться с лепестками, еслиповредить сердцевину? /Он погибнет/

Просмотр СОЦИАЛЬНОГО ролика «Молитва детей.Детские мечты со словами” (2.15) Слайд 10.

— Как вы думаете, о чем мечтают все дети?

— А у всех ли детей есть родители, семья?

Просмотр СОЦИАЛЬНОГО ролика «О детдоме” (0.51).Слайд 11.

О чем они мечтают?

— Так о чем же мечтают все дети планеты? ( Осчастье, мире в семье)

— Есть ли у них надежда?

VIII. Притча «Четыре свечи” (обыгрываем). Слайд 12.

Четыре свечи спокойно горели и потихонькутаяли. Стояла такая тишина, что было слышно, какони разговаривают.

Первая сказала:

— Я — Мир… К сожалению, люди не умеют меняхранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого,как погаснуть.

И огонёк свечи погас.

Вторая чуть слышно промолвила:

— Я — Вера… К сожалению, я никому не нужна. Людине хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нетсмысла гореть дальше. Едва она замолчала, подуллёгкий ветерок и погасил её.

Третья свеча опечалилась:

— Я — Любовь… У меня больше нет силподдерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и непонимают. Они забывают любить даже тех, кто ихлюбит больше всего — своих близких, — сказалаона и погасла.

Вдруг в комнату вошёл малыш и, увидев трипотухшие свечи, испуганно сказал:

— Что вы делаете!? Вы должны гореть — я боюсьтемноты! — плакал он.

Четвёртая свеча произнесла:

— Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можнозажечь и другие три свечи. Ведь я — Надежда.

С РАДОСТЬЮ В ГЛАЗАХ РЕБЕНОК ВЗЯЛ СВЕЧУ НАДЕЖДЫИ ЗАЖЕГ ОСТАЛЬНЫЕ СВЕЧИ. Огонь надежды никогда недолжен гаснуть в вашей жизни, чтобы в жизникаждого из нас была Надежда, Вера, Мир и Любовь !!!

— Мы должны сделать так, чтобы в наших сердцахвсегда пылали и не гасли все четыре свечи. Ведьмир, вера, любовь и надежда так нужны для того,чтобы семья и дети были счастливыми!

— В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное —
Домой так и тянет меня.

— Я думаю, что вы согласитесь со справедливостьюэтих слов. Что может быть важнее уютного дома, гдетебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют.Давайте подведем итог и построим дом «счастья”?С чего начать? /Приложение 5/. СЛАЙД13.

Дети выбирают слова, а потом клеим по группам удоски.

I группа. Строим фундамент. На «кирпичиках”,предложенных вам, записать как можно больше слов,которые можно связать со словом «Дом”.

— «Дом” – это…кров, начало начал, очаг,крепость, причал, тепло, уют .

II группа.: Возводим стены. Написать слова,которые ассоциируются со словом «Семья”. Семьяэто -… «Семья – это…. Бабушка, дедушка, брат,сестра, мама, папа, я….. (тётя, дядя, …)

III группа.: создайте «Технику безопасности”в конфликтных ситуациях, которые неизбежны всемье: «Что можно”…, «Что нельзя”…

Можно: быть внимательным, заботливым;помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе,любить свою семью, почитать родителей, уважатьмнение всех членов семьи.

Нельзя: огорчать; ругаться; предавать;грубить; повышать голос; быть агрессивным;выплёскивать на других свой гнев, обиду;бездельничать, когда взрослые трудятся.

И все вместе возведем крышу. Что нужно длякрепости семейных отношений?

Ученики зачитывают ответы: понимание, уважение,любовь, доверие, верность, терпимость, доброта,сочувствие.

— Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбралипрочный строительный материал. Каждый из васотдал частичку души.

IX. Слайд 14. Дети читают по цепочке.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!

— Давайте вернемся к моей заветной БАНОЧКЕ.

— Сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — этоещё и ваша будущая ЖИЗНЬ.

Камни — это важнейшие вещи вашей жизни:семья, здоровье, родители, дети — всё то, чтонеобходимо, чтобы семья счастливой даже в случае,если всё остальное потеряется.

Горошек — это вещи, которые дополняют жизньсемьи: работа, дом, автомобиль.

Песок — мелочи, все остальное. Что можетдополнять семью.

— Если сначала наполнить банку песком…… Ответыдетей, не останется места, где могли быразместиться горошек и камни.

И также в жизни, если тратить всё время и всюэнергию на мелочи, не остаётся места дляважнейших вещей, которые делают жизнь и семью СЧАСТЛИВОЙ.

X. РЕФЛЕКСИЯ.

— Интересно вам было строить дом, создаватькластеры?

— Работать в группах?

— Считаете ли вы полезной работу, которую мыделали с вами?

— Какой цвет ромашки выбрали бы вы, чтобыоценить нашу работу на занятии?

Отлично, все удалось, мне было уютно и комфортнов группе — …. (оранжевый, розовый, желтый) Ещене всё мне удаётся – … (зелёный). Мне былотрудно, некомфортно — … (синий).

— Давайте составим БУКЕТ ЛЮБВИ РОДИТЕЛЯМ изнаших впечатлений от нашей работы. (Клеим возледома ромашки, выбранного цвета). СЛАЙД 16.

— Ответьте на мои вопросы

— Что на свете всего дороже? Семья.

— А что значит семья?

Это – семь я.

— Без чего не может быть она?

Без папы, мамы и меня.

— А чем же скреплена она?

Любовью, заботой и теплом.

— Ведь все мы связаны семьёй.

Пусть всё это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Нет в жизни важнее цели!
Храните её! Берегите!

Классный час «Я и моя семья»

Цель:

— воспитывать у учащихся чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям.

Задачи:

-формировать у учащихся уважительное отношение к своему дому, семье;

-обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;

— способствовать сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций;

-содействовать сплочению классного коллектива.

Ход урока.

«Дружная семья гору свернёт».

— Как вы понимаете эти мудрые слова?

— Сегодня наш классный час «Я и моя семья», поможет нам больше узнать друг друга и наши взаимоотношения с родителями.

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? СЕМЬЯ.]

Сегодня я бы хотела поговорить с вами о семье, семейных ценностях, ведь класс – это тоже семья, и от того, как каждый из нас будет относиться к нашей школьной семье, зависит, будет ли хорошо всем нам, всему классу.

— А что такое семейные ценности?

Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

— Что же может объединять семью? (Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи). Это и есть семейные ценности.

Каждый человек вкладывает свой смысл в слова: «семья», «родители».

1.У каждого из вас сегодня есть возможность высказать своё мнение, поделиться своими мыслями. Перед каждым из вас лежит лист бумаги и незаконченными предложениями.

Вы внимательно прочитайте их и допишите так, как вы понимание, как вы чувствуете, представляете.

Тест «Незаконченное предложение»

  • Семья — это….
  • Мои родители – это
  • Радость в моей семье – это
  • Горе в моей семье – это
  • Вдали от родного дома я буду вспоминать …
  • Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей – это…
  • Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью…

Дети зачитывают свои ответы по желанию.

2.Мы начинаем игру «Родители глазами детей»

Учитель:

У меня в руках 3 конверта, в которых по 1 ситуации.

Каждая команда будет представлять себя на месте своих родителей.

Вы коллективно прочитаете ситуацию, обсудите её и постараетесь дать ответ, обыгрывая свою ситуацию.

От команды может выступать один или два участника, можете представить два ответа на вопрос. Но должны всё это обыграть мимикой, может быть даже жестами, так, как вы будете разговаривать со своим ребёнком.

Все вместе обсудим: правильный ли выход из данной ситуации нашли вы -наши «родители».

Задания для детей:

  1. Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребёнка двойка. Вам надо выяснить причину этого и принять решение.
  2. Ребёнок пришёл из школы без сменной обуви, потерял её в школе. Ваша реакция.
  3. Вы поручили ребёнку прибрать и помыть посуду, а он (она) проиграл всё это время в компьютер, ничего не сделал. Ваша реакция?

Учитель:

Решая эти ситуации, каждый из вас посмотрел на себя со стороны родителей, возможно, узнал свои поступки, свои слова, может быть и свое поведение.

Я думаю, что каждый теперь может лучше понять поведение своих родителей. Постарайтесь никогда не огорчать своих родителей, а чаще их радовать, проявлять заботу и уважение к старшим, помогать им.

Учитель:

3.Вспомните пословицы о семье, доме, родителях, об отношении в коллективе.

Когда все вместе, то и душа на месте

При солнышке тепло, при матери — добро

Семья в куче – не страшна и туча.

На что клад, когда в семье лад.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

4.Ребята послушайте притчу «Тепло семейного очага»

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.

Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!

5.Проект «Моя семья»:

Создавайте проект, используя цветные карандаши и фломастеры. Выполняйте работу аккуратно, красиво.

  1. В верхнем левом углу заготовки напишите название проекта – «Моя семья».
  2. В верхнем правом углу нарисуйте герб своей семьи.
  3. В нижнем левом углу перечислите (можно ручкой) те семейные ценности (3-4 главных), которые присущи вашей семье.
  4. В нижнем правом углу напишите пожелания ваши родным, вашей семье.

Список семейных ценностей

Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи, дружба, чувство благодарности, взаимоуважение, равноправие и т.д.

Собираем проекты в одну папку.

Посмотрите, ребята, какая у нас большая семья. Хочется верить, что она добрая и дружная.

6.Рефлексия

Учитель:

— Вот и подошёл к концу наш классный час «Моя семья».

— Какой мы можем подвести итог?

— Что мы старались с вами сегодня понять о нашей семье?

— Я хочу сказать большое всем вам спасибо за работу и надеюсь, что мы всем классом всегда будем такими же дружными как сегодня! Будем уважать мнение других, учиться высказывать и отстаивать своё мнение!

Памятник семье в Саранске

Библиографическое описание:

Асадуллина, М. Н. Роль семьи в воспитании ребенка / М. Н. Асадуллина, Т. П. Колодяжная. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1879/ (дата обращения: 28.05.2021).

Семьябыла, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средойдуховно-нравственного формирования личности ребенка и глав­нейшиминститутом воспитания, отвечающим не толь­ко за социальноевоспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образаего жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации инаучно-технического прогресса привели к определенному сужению ролисемейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательнойфун­кции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства вформировании личности.

Семью можно определить какобладающую исторически определенной организацией малую социальнуюгруппу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями,общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальнаянеобходимость в которой обусловлена потребностью общества вфизическом и духовном воспроизводстве населения (А.Г. Харчев).

Семья в силу глубокойспецифичности ее воздействия на ребенка является обязательнымфактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участиясемьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего илизапоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейныхколлективов.

Необходимость семейноговоспитания объясняется следующим:

1. Семейное воспитаниеболее эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание,ибо «проводником» его является родительская любовь кдетям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.

2. Ребенок, особенно враннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем клюбому другому воздействию.

3. Представляя собой малуюгруппу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболеесоответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальнойжизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

4. Вместе с тем, семья — неоднородная, а диффе­ренцированная социальная группа, в которойпредстав­лены различные возрастные, половые, а подчас ипро­фессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенкуактивнее проявлять свои эмоциональные и интеллек­туальныевозможности, быстрее реализовать их.

Семья является важнейшимфактором социализа­ции не только для детей, но и для взрослых, отнее во многом зависит то, как идет физическое, эмоци­ональное исоциальное развитие человека на протяже­нии всей жизни.

Семейноевоспитание отвечает не только обще­ственной заинтересованности всоциализации личнос­ти ребенка, но и индивидуальнойзаинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях,а детей — в покровительстве, защите, нравственной по­мощи состороны родителей.

В семейной жизнискладываются социально-био­логические, хозяйственно-бытовые,нравственно-пра­вовые, психологические и эстетические отношения.Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важнуюсоциализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовыенавыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшимв домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогаеторганизовать досуг и развлечения; учится потреблению различныхматериальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущейпрофессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд другихлюдей: родителей, родственников; происходит воспитание будущегосемьянина.

Воспитание детей в семье -дело сложное, дели­катное, требующее от родителейзаинтересованности в положительных результатах, терпения, такта,знании в области детской психологии и педагогики. Спецификавоспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, истепенью подготовленности родителей к реализации воспитательнойфункции в семье.

Всеродители стремятся к завоеванию авторитета у детей, но не всем этоудается. Авторитет, «сделанный» специально во имя детей,существовать не может. Его нельзя создать искусственно, нельзянавязать угрозами, роди­тельской властью. Он должен заключаться всамих ро­дителях. Определенную роль в формировании авторитетародителей играет их ответственное отношение к сло­ву -приказанию, требованию. Требования должны быть твердыми и серьезнымипо тону и содержанию.

Воспитание детей в семьезависит от возраста роди­телей, их жизненного опыта. Сталисупруги родителями в17 лет, 25 или 35 лет — это существенно скажетсяна их отношении к ребенку (возможно, нежелательному или, наоборот,долгожданному). Чем выше уровень образования родителей, тем большевремени они уделяют воспитанию детей. И если женщины с высокимуровнем образования имеют мень­шее количество детей, то объяснитьэто можно тем, что они, как правило, стремятся дать детям образованиене ниже своего собственного. Увеличивается и требова­тельность квоспитанию каждого ребенка.

В каждойсемье объективно складывается определенная система воспитания. Подсистемой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка задач,более или менее целенаправленная преемственность методов и приемоввоспитания, учет того, что можно и что нельзя допустить в отношенииребенка. Родители составляют первую общественную среду ребенка.Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждогочеловека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями,определяется главным образом тем, что забота родителей необходима дляподдержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к своимродителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если впервые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь ибезопасность, то по мере взросления родительская любовь все большевыполняет функцию поддержания безопасности внутреннего,эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь– источник и гарантия благополучия человека, поддержаниедушевного и телесного здоровья.

Как всякий организационныйпроцесс, семейное воспитание предусматривает определеннуюцелеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашемобществе интересы государства и родителей в отношении воспитанияподрастающего поколения чаще всего совпадают, цели и задачиобщественного и семейного воспитания в основном также являютсяидентичными, следовательно, главную цель воспитания детей в семьесоставляет всестороннее развитие личности, сочетающее в себе духовноебогатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижениемэтой цели является осуществление таких задач, как физическое,умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

В семейном воспитанииважное место занимает заботао здоровьеребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы,ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитыйчеловек, способен более успешно заниматься умственным и физическимтрудом, у него обычно хорошее и бодрое настроение, он, как правило,доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, остреевоспринимает красоту, и сам стремится все делать красиво. Главное –пример родителей.

Воспитание детей в семьенеобходимым компонентом включает умственноеразвитие.Первые обращения матери к младенцу уже заключают начала умственноговоспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтениекнижек, стимулирование, поощрение детской любознательности, ответы навопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. – все этоотвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения,служит важной задаче подготовки обучения в школе.

Родителидолжны много внимания уделять нравственномувоспитаниюдетей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникаютразнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениямимежду людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбукунравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатсяпроявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. Помере взросления ребенка моральные требования к нему значительновозрастают и углубляются. Нравственное воспитание в семьепредполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству,гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости,ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столькоспециальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизниребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали,повседневная практика надлежащего поведения.

Чрезвычайно ответственноеместо в системе семейного воспитания принадлежит трудовомувоспитанию детей.С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих возможностей,стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своихиграх имитировать различные виды труда. Важная задача родителей –не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этомотношении, оказывать всяческое содействие. Доступные формысамообслуживания, участие в домашних хлопотах, вооружение ребенкаразнообразными трудовыми умениями и навыками, разъяснение роли трудав жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрениеучастия в общественно полезном труде – все это весьмасущественно для подготовки добросовестного труженика, способного вбудущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принестипользу обществу.

Среди конкретныхнаправлений всестороннего развития личности ребенка в условиях семьинемаловажную роль играет эстетическоевоспитание.Тесно связанное с другими сторонами воспитания, оно способствует кприобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту вжизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. Вэтих целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой,совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре намузыкальных инструментах, посещение театров, музеев, экскурсий породным местам, выставок и многое другое. Задача семьи –воспитать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но иактивных участников его созидания во всех возможных областях исферах.

У родителей каквоспитателей ничего не получится, если они не будут знатьособенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему нибыло лет, — это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу иматери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своемребенке. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучениеребенка, выделение его интересов, запросов, увлечений, склонностей испособностей, достоинств и недостатков, положительных и отрицательныхчерт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно иобоснованно, последовательно и планомерно влиять на формированиеличности растущего человека, акцентируя внимание на ее позитивныхсторонах и развивать их, а с другой стороны, настойчиво преодолеваянегативные черты. В изучении ребенка помогут непринужденные беседы поинтересующему вопросу, наблюдение за его поведением, как дома, так ина улице, в общественных местах, в школе, во время труда, отдыха, чточитает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какиеигры играет. Доверие – вот главная линия поведения отца иматери. Очень важно, чтобы и ребенок им доверял.

Воспитание ребенка иорганизация его жизни начинаются, прежде всего, с воспитания самихсебя, с организации жизни семьи, создания высоконравственныхвнутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Семья– школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, ихэмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявленийчувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно– эмоциональныйопыт.В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувствозащищенности, эмоциональной уравновешенности. Ребенок по своейприроде активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит ислышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какиеэмоциональные впечатления он получает: положительные илиотрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность,заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор илисуету, взвинченность. Ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица.Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущемздании личности.

Сфера свободного временисемьи создает возмож­ности прежде всего для воспитания детей,духовного развития членов семьи, их психической и физическойподготовки к дальнейшей трудовой деятельности и т. д. Внутрисемейноеобщение в рамках межпоколенного общения (родители — дети) приобретаетчерты воспи­тательной функции и предполагает совместноеосуще­ствление супругами досуговых занятий. Особенно большимвоспитательным потенциалом в сфере семейного досуга обладают семейныетради­ции. Ими могут быть: семейные праздники, совмест­ныепрогулки, выезды за город и др. Традиции как ос­нова, какпорядок, принятый всеми членами семьи, способствуют сплочениюсемейного коллектива.

Врезка1Эффективностьвоспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку состороны родите­лей и педагогов (воспитателей детского сада,учителей школы).

Взаимодействие семьи и ДОУ- важнейшее ус­ловие успеха в воспитании детей, но оно возможно втом случае, когда воспитатели и родители становятсяеди­номышленниками, способными вовремя заметить и устранитьпричины тревожного поведения ребенка; найти эффективные средствавключения его в лично­стно и общественно значимую деятельность,обеспечи­вающую развитие внутренних сил и нравственноеста­новление растущего человека.

Знание общих тенденцийразвития семьи и факто­ров, влияющих на социализацию личности всемье, воспитателю необходимы знания в области социальной педагогидля выработки стра­тегии и тактики педагогически грамотноговоздействия на конкретную семью, оказания ей квалифицирован­нойпсихолого-педагогической и социальной помощи.

Литература:

  1. Азаров Ю.П. Семейнаяпедагогика: Педагогика Любви и свобо­ды. М., 1993.

  2. Аркин Е.А. Родителям овоспитании. М., 1957.

  3. Арнаутова Е.П. Основысотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.

  4. Земска М. Семья иличность, М., изд. Прогресс, 1986

  5. Люблинская А.А. Очеркипсихического развития ребенка, М., изд. АПН РСФСР, 1959

  6. Семья и формированиеличности / ред. Бодалев А. А., М., Просвещение, 1989

  7. Титаренко В.Я. Семья иформирование личности, М., изд. Мысль, 1987

  8. Эльконин Э.Г. Детство иобщество, СПб, изд. Ленато, 1996

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитание детей, семейное воспитание, семья, родитель, воспитательная функция, родительская любовь, главный образ, ранний возраст, физическая подготовка.