Сенсорная комната

Ребенок дошкольного возраста активно познает окружающий мир, и от того, насколько богатыми и разнообразными будут его сенсорные ощущения, зависит полнота развития его психики, эмоциональной и физической составляющей. Помочь дошкольнику в познании мира и себя самого поможет детская сенсорная комната. В ней достаточно находиться несколько часов в неделю, чтобы открыть перед ребенком разнообразие окружающего мира, научить его взаимодействовать с ним и понимать суть происходящего.

Для чего нужна сенсорная комната в детском саду

Преимущества сенсорной комнаты перед обычными занятиями

Оборудование для сенсорной комнаты в детском саду

Зонирование сенсорной комнаты

Организация занятий в сенсорной комнате

Требования безопасности для сенсорных комнат в детском саду

Для чего нужна сенсорная комната в детском саду

сенсорная комната в детском садуПреимущества сенсорной комнаты перед обычными занятиями

Занятия в сенсорных комнатах в детском саду считаются элементами экспериментальной педагогики. Тем не менее они зарекомендовали себя как универсальный и эффективный метод для развития и воспитания подрастающего поколения. Потрясающие результаты были достигнуты как в групповых, так и в индивидуальных занятиях с детьми, имеющими разнообразные проблемы развития:

· гиперактивные дети и дети с синдромом дефицита внимания в сенсорных комнатах ведут себя более сдержанно и могут концентрироваться на деталях, избавляются от стресса и полноценно расслабляются в физическом и эмоциональном плане;

· дети со сниженной мотивацией к взаимодействию и обучению, потерей внимания и замкнутостью легко активируют эмоциональный фон, проявляют интерес к обучению и общению со сверстниками и воспитателями;

· аутичные дети устанавливают контакт с педагогом, а затем и со сверстниками, учатся взаимодействию и приобретают необходимые для обучения и развития навыки.

Такие особенности делают сенсорные комнаты универсальным инструментом для комплексной коррекции физических и психологических расстройств у детей младшего возраста. Занятия проводятся в форме игры, а элементы стимуляции отдельных качеств и чувств чередуются с релаксацией, благодаря чему они без усилий обогащают чувственные и физические способности. В будущем это позволит управлять эмоциями, налаживать коммуникацию, выстраивать жизненную позицию и создавать мотивационный настрой к любым видам деятельности.

Оборудование для сенсорной комнаты в детском саду

Для оснащения сенсорных комнат в детских садах используют разнообразное оборудование, которое обладает стимулирующим или релаксирующим действием:

1. Воздушно-пузырьковые колонны, которые стимулируют зрительное восприятие ребенка, заставляют его концентрироваться, следить за движущимися элементами (пузырьками). Помимо стимуляции такие колонны помогают малышу расслабиться психологически.

2. Оптоволоконные панели, которые развивают способность концентрировать внимание. Подобные устройства используются для релаксации и развития способности удерживать внимание на одном действии. Оптоволоконные устройства используются для развития усидчивости у гиперактивных и склонных к агрессивности детей.

3. Интерактивные панели с сенсорными датчиками, которые стимулируют зрительное и звуковое восприятие, помогают малышам установить причинно-следственные связи, а также развивают мелкую моторику, воображение и память. Они незаменимы для малышей в плане развития творческих способностей и логического мышления.

4. Тактильные панели и дорожки, бизборды и балансировочные панели, лабиринты и модули, которые развивают мелкую моторику, активируют двигательную и физическую активность ребенка, развивают логическое и пространственное мышление. Подобные элементы сенсорной комнаты незаменимы для малышей с задержкой речевого и умственного развития, а также при недостаточной коммуникации со сверстниками.

5. Реабилитационные и развивающие элементы (паззлы, конструкторы, симуляторы и тренажеры, сухие бассейны), которые необходимы дошколятам для стимуляции деятельности ЦНС, общего физического развития и бытовых навыков. Такие элементы сенсорной комнаты используются для тонизирования или расслабления в зависимости от особенностей ребенка.

6. Звуковое оборудование, которое воспроизводит музыку, звуки природы и окружающего мира. Используется для формирования представления об окружающем мире, релаксации или мобилизации.

Помимо этого сенсорная комната для детей наполняется различными элементами для создания уютной, комфортной для малышей атмосферы. Для этого используют бескаркасную мебель: пуфики, кресла-мешки, мебель в форме мягких кубиков, матрасы с сухим наполнителем или водные, пушистые ковры и ширмы для зонирования. Текстура элементов должна быть разнообразной, то есть гладкие элементы сочетаются с ворсистыми или структурными.

Создать благоприятную для получения новых знаний и навыков атмосферу помогают декоративные элементы: светильники, подвесные светящиеся потолки, проекторы, увлажнители воздуха и генераторы запахов.

Зонирование сенсорной комнаты

Для планомерного влияния обучающих, стимулирующих и релаксирующих элементов сенсорная комната в детском саду разделяется на несколько изолированных зон:

1. Стимулирующая зона. В ней собраны преимущественно интерактивные элементы и декор, который пробуждает фантазию, заставляет ребенка быть активным физически и эмоционально: конструкторы, бизборды, интерактивные панели, тактильные и балансировочные элементы, сухой бассейн, аквапанель для рисования и многое другое. Звуковой фон активный и жизнерадостный, освещение яркое.

2. Зона реабилитации и развития. Здесь располагают разнообразные тренажеры, тактильные панели и дорожки, напольные конструкторы и дома-трансформеры с интерактивными элементами, паззлы, столы с карточками, книгами и игрушками. На полу развивающие маты и матрасы, яркие коврики с сочетанием различных текстур. Освещение в этой зоне должно быть ярким.

3. Зона релаксации. Самая уютная и наиболее затемненная зона с обилием мягких элементов и бескаркасной мебели: кресел-мешков и пушистых ковриков, водяных матрасов, пуфиков и специальных шезлонгов. Именно здесь рекомендуется устанавливать воздушно-пузырьковые колонны, лава-лампы, оптоволоконные панели, проекторы с отображением медленно движущихся изображений на потолок, генераторы запахов. Звуковой фон в зоне размеренный и расслабляющий, верхний и дневной свет нежелательны.

Так как не всегда можно оборудовать несколько изолированных помещений, сенсорные комнаты в детских садах нередко делают универсальными: изменяют техническое оснащение, интенсивность освещения и звуковое сопровождение по мере необходимости, убирая ненужные элементы обстановки за ширмы.

Организация занятий в сенсорной комнате

Занятия в сенсорной комнате в детском саду проводят в групповой или индивидуальной форме в зависимости от физических, психологических и эмоциональных потребностей воспитанников. Выделяют несколько направлений педагогического и психологического воздействия на малышей:

1. Психокоррекция и коррекция поведения. Используется для детей, страдающих от вспышек агрессии, вспыльчивости, неуверенности в себе и замкнутости. Также такие занятия направлены на выведение ребенка из пассивного состояния или гиперактивности. В зависимости от имеющейся проблемы проводятся стимулирующие или релаксирующие мероприятия, в ходе которых ребенок избавляется от навязчивых состояний, учится контролировать эмоции, налаживать контакты с окружающими.

2. Нейропсихологическая коррекция. Используется для детей преимущественно дошкольного возраста (5-7) лет, у которых отсутствует мотивация к обучению и интерес к познанию мира.

3. Развивающие занятия. Проводятся в младшем возрасте (от 1 до 3 лет), а также у детей постарше, у которых отмечаются проблемы с памятью, вниманием, образным мышлением и фантазией, речью. В результате дети расширяют пассивный и активный словарный запас, учатся ориентироваться в пространстве и управлять своим телом, наблюдать и запоминать информацию.

4. Психотерапия и коррекция психоневрологических проблем. Подобные занятия полезны для детей с заиканием, страхами, прочими нарушениями психологического и психоневрологического характера. Проводятся преимущественно индивидуально или в небольших группах (2-3 человека).

В старших группах детского сада сенсорные комнаты используются для психологической и эмоциональной подготовки детей к дальнейшему обучению. Педагоги работают над формированием мотивации, обучают навыкам самостоятельного эмоционального и физического расслабления, повышению устойчивости к стрессам.

Требования безопасности для сенсорных комнат в детском саду

Наполнение сенсорной комнаты в детском саду должно отвечать стандартным требованиям безопасности: не представлять угрозы физическому здоровью, соответствовать нормам гигиены и не быть токсичными.

Исходя из них все предметы обстановки не должны иметь острых углов, при контакте с которыми дошколята могут пораниться. Именно поэтому при оснащении комнат стоит отдать предпочтение бескаркасной мебели и элементам с мягким наполнением. Это относится к пуфикам, коврикам, креслам, игровым блокам (напольным конструкторам, домикам-трансформерам и т.д.). Мелкие элементы должны быть прочно прикреплены к основным конструкциям.

Материалы, из которых изготовлены элементы в сенсорной комнате детского сада должны легко мыться и обрабатываться. Ворсистые коврики и текстильные предметы интерьера должны быть обработаны пыле-, водо- и грязеотталкивающим составом, безопасным для детей младшего возраста. От них не должен исходить химический запах.

Особое внимание уделяют электронным и электрическим устройствам. Они должны быть устойчивыми к высокой влажности, а провода, розетки и выключатели необходимо размещать так, чтобы у детей не было доступа к ним.

Сенсорные комнаты в дошкольных учреждениях приобретают все большую популярность благодаря возможности комплексно решать проблемы психологического, эмоционального и физического развития детей. Они не могут заменить обычные игровые комнаты, так как имеют принципиально иное предназначение. Познание себя и окружающего мира, обучение и коррекция нарушений в них осуществляется через все органы чувств малыша, что делает занятия более результативными.

Проект Комната релаксации в МБОУ

Проект Комната релаксации в МБОУ «Арктическая гимназия»

Авторы: Федорова А., Стручкова Т., ученицы 10 класса

ПРОБЛЕМА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ НЕ СУЩЕСТВУЕТ КАБИНЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ В ПОЛНОСТЬЮ ОБОРУДОВАННОМ ВИДЕ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ И СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

ПРОБЛЕМА

  • В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ НЕ СУЩЕСТВУЕТ КАБИНЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ В ПОЛНОСТЬЮ ОБОРУДОВАННОМ ВИДЕ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ И СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Паспорт проекта

Адресаты проекта

Обучающиеся МБОУ «Арктическая гимназия» и педагоги

Авторы проекта

Федорова Алина, Стручкова Татьяна, обучающиеся 10 класса

Руководитель(и) проекта

Шагланова Ю.А., педагог-психолог Мухоплева Е.В., учитель русского языка и литературы

Характеристика проекта

Цель и задачи

Комната релаксации представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, может расслабиться и отдохнуть.

Разработка проекта продиктована стремлением создать максимально благоприятные условия для формирования здоровьесберегающей образовательной среды, на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности родителей, детей и педагогов, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива. Проект охватывает большую аудиторию: учащиеся школы, родители, педагоги, социальные партнеры.

— создать собственную комнату силами администрации поселка совместно с педагогами, учащимися и родителями.

Ресурсы проекта

1)Изучить материальную базу.

Необходимое оборудование для комнаты; финансирование

Предполагаемый продукт

2)Исследовать имеющиеся варианты

Комната психологической разгрузки в МБОУ «Арктическая гимназия»

3) Разработать свой вариант комнаты,

приемлемый для нашей школы.

Примерный план реализации проекта Поиск информации в Интернете – копилка сенсорных комнат, из копилки сенсорных комнат собираем идеи объектов, которые можно реализовать своими силами. Анализ полученной информации. Составление перечня оборудования, мебели, пособий, игрушек. Определение состава сенсорной комнаты. Разработка идей сенсорной комнаты. Составление поэтапного, подробного плана реализации проекта на предстоящий период.

Примерный план реализации проекта

  • Поиск информации в Интернете – копилка сенсорных комнат, из копилки сенсорных комнат собираем идеи объектов, которые можно реализовать своими силами.
  • Анализ полученной информации.
  • Составление перечня оборудования, мебели, пособий, игрушек.
  • Определение состава сенсорной комнаты.
  • Разработка идей сенсорной комнаты.
  • Составление поэтапного, подробного плана реализации проекта на предстоящий период.

Этапы реализации Срок реализации(примерный): июнь 2019 – январь 2020 Диагностический : - наблюдение за детьми; - анкетирование родителей и педагогов. Цель : выявить периоды времени в течение дня и виды деятельности, когда участники образовательного процесса наиболее всего нуждаются в психологической разгрузке.  Информационный: - работа с родителями и педагогами (консультации, беседы, мастер–классы).  Практический : - ремонт помещения для оборудования комнаты релаксации; - обучение детей, родителей и педагогов методам релаксации. Цель : выявить наиболее эффективные методы и приёмы психологической разгрузки, лаконично вписывающиеся в различные виды деятельности, обучить этим приёмам. - внедрение релаксационных пауз в образовательный процесс; - мастер – класс для родителей и педагогов

Этапы реализации

Срок реализации(примерный): июнь 2019 – январь 2020

  • Диагностический : — наблюдение за детьми; — анкетирование родителей и педагогов. Цель : выявить периоды времени в течение дня и виды деятельности, когда участники образовательного процесса наиболее всего нуждаются в психологической разгрузке.

 Информационный: — работа с родителями и педагогами (консультации, беседы, мастер–классы).

 Практический : — ремонт помещения для оборудования комнаты релаксации; — обучение детей, родителей и педагогов методам релаксации. Цель : выявить наиболее эффективные методы и приёмы психологической разгрузки, лаконично вписывающиеся в различные виды деятельности, обучить этим приёмам. — внедрение релаксационных пауз в образовательный процесс; — мастер – класс для родителей и педагогов «Игры – релаксации для детей и взрослых».

 Заключительный : — открытие комнаты релаксации; — наблюдения за детьми и педагогами. Цель: выявить эффективность внедрения релаксационных пауз в образовательный процесс.

План мероприятий № пп Содержание 1 Наблюдение за психологическим состоянием детей и педагогов в различных видах деятельности 2 Разработка письменной информации для родителей и педагогов (анкеты, памятки, консультации) 3 Приобретение оборудования для комнаты релаксации Приобретение дидактического материала для детей 4 Приобретение мебели для комнаты релаксации 5 Открытие комнаты релаксации 6 Проведение мастер-классов для детей и родителей Свободное посещение комнаты релаксации

План мероприятий

№ пп

Наблюдение за психологическим состоянием детей и педагогов в различных видах деятельности

Разработка письменной информации для родителей и педагогов (анкеты, памятки, консультации)

Приобретение оборудования для комнаты релаксации

Приобретение дидактического материала для детей

Приобретение мебели для комнаты релаксации

Открытие комнаты релаксации

Проведение мастер-классов для детей и родителей

Свободное посещение комнаты релаксации

РЕАЛИЗАЦИЯ 1. Оборудование и функциональные возможности Уголка психологической разгрузки школьников: На 2 этаже рядом с библиотекой есть помещение (фотарий - общая площадь 28 кв. м), которое уже давно не используется как школьный кабинет, а представляет собой склад старой мебели, различного школьного инвентаря. Именно его и планируется использовать для создания Уголка психологической разгрузки.

РЕАЛИЗАЦИЯ

  • 1. Оборудование и функциональные возможности Уголка психологической разгрузки школьников:
  • На 2 этаже рядом с библиотекой есть помещение (фотарий — общая площадь 28 кв. м), которое уже давно не используется как школьный кабинет, а представляет собой склад старой мебели, различного школьного инвентаря. Именно его и планируется использовать для создания Уголка психологической разгрузки.

Приобретение оборудования № Наименование 1 Затраты Телевизор ,колонки 2 35000 3 Пузырьковая колонна 4500 4 Увлажнитель воздуха 2500 Декоративный фонтан 5 6 3000 Пуфик-кресло с гранулами (6 шт.) 7 Журнальный столик 30000 Аквариум 8 5000 8000 Пучок фибероптических волокон с боковым точечным свечением 9 10 12000 Световой стол для рисования песком 11. 15000 Массажное кресло 100000 Зеркало, дидактическая литература, панно, комнатные растения, кулер, чайник, посуда, релаксационнные игрушки и др. 12. 0 (спонсорская помощь) Примерные расходы Итого: 215.000

Приобретение оборудования

Наименование

Затраты

Телевизор ,колонки

Пузырьковая колонна

Увлажнитель воздуха

Декоративный фонтан

Пуфик-кресло с гранулами (6 шт.)

Журнальный столик

Аквариум

Пучок фибероптических волокон с боковым точечным свечением

Световой стол для рисования песком

Массажное кресло

Зеркало, дидактическая литература, панно, комнатные растения, кулер, чайник, посуда, релаксационнные игрушки и др.

0 (спонсорская помощь)

Примерные расходы

Итого: 215.000

Варианты дизайна комнаты релаксации

Варианты дизайна комнаты релаксации

Дальнейшее развитие проекта Проект рассчитан на долговременное использование. Посещение комнаты релаксации учащихся будут проходить по индивидуальному расписанию, групповое посещение по графику работы комнаты релаксации. График работы будет составлен в начале 2020-2021 уч. г. Виды и формы работы с детьми и педагогами будут расширяться и совершенствоваться. Все необходимые материалы и дополнительное оборудование для функционирования комнаты психологической разгрузки и сенсомоторной интеграции в дальнейшем будут приобретаться самостоятельно школой.

Дальнейшее развитие проекта

  • Проект рассчитан на долговременное использование. Посещение комнаты релаксации учащихся будут проходить по индивидуальному расписанию, групповое посещение по графику работы комнаты релаксации. График работы будет составлен в начале 2020-2021 уч. г. Виды и формы работы с детьми и педагогами будут расширяться и совершенствоваться.
  • Все необходимые материалы и дополнительное оборудование для функционирования комнаты психологической разгрузки и сенсомоторной интеграции в дальнейшем будут приобретаться самостоятельно школой.

Релаксация - путь к здоровью!

Релаксация — путь к здоровью!

Кому будут полезны занятия на нашем оборудовании?

Игры и занятия с оборудованием в сенсорной комнате оказывают положительное воздействие при многих состояниях и заболеваниях у детей и подростков. В их числе:

  • аутизм и РАС;
  • посттравматический синдром;
  • ДЦП;
  • последствия сенсорной депривации;
  • ЗПРР;
  • дислексия и дисграфия;
  • психологические нарушения;
  • различные логопедические проблемы;
  • диспраксия;
  • нарушение чувства равновесия, осознания положения тела в пространстве;
  • утомляемость, нарушение внимания и памяти;
  • стрессовые состояния;
  • СДВГ;
  • нарушения сна.

Это неполный список состояний, при которых показаны занятия с элементами сенсорной интеграции. Положительный эффект от занятий на игровом оборудовании в комнате сенсорной интеграции отмечают для своих маленьких пациентов психологи, неврологи, дефектологи и другие специалисты.

Ассортимент оборудования для сенсорной комнаты от «Совы-Няньки»

Мы предлагаем все виды нового развивающего оборудования для сенсорной комнаты – от крупногабарита до сопутствующих изделий, в том числе:

  • подвесные платформы, бочки, бревна, шары, батуты, тоннели;
  • Соволет, Соволет PRO, Соволента и другие уникальные разработки нашего центра;
  • прочные металлические каркасы для монтажа тренажеров;
  • напольное и настенное защитное покрытие для помещений;
  • карабины и мягкие крепления Крепыш;
  • готовые комплекты «Дом Совы» – Домашний, Игровой, Экспертный, Соводача.

Почему «Сова-Нянька»?

Сегодня на рынке появилось много компаний, предлагающих купить аналоги наших разработок по более низкой цене. К сожалению, копируя внешний облик наших товаров, конкуренты «забывают» скопировать качество материалов и комплектующих, выверенные до миллиметра расстояния между элементами и многочисленные тесты, подтверждающие безопасность продукции. Поэтому будьте внимательны и приобретайте только оригинальное оборудование для детской сенсорной комнаты от «Совы-Няньки» в нашем интернет-магазине. Наши изделия:

  • разработаны в собственном методическом центре в Санкт-Петербурге с участием ведущих ученых;
  • имеют все необходимые сертификаты;
  • произведены в России;
  • прошли испытания и доказали безопасность и эффективность;
  • прочные и долговечные;
  • подходят для влажной уборки и санитарной обработки.