Сербская православная церковь отличия от русской

Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси / ТАСС / Scanpix / LETA

истории
Meduza
{{ hourTwoDigit}}:{{minuteTwoDigit}}, {{day}} {{monthName}} {{year}}

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента. Что это за сообщение и почему оно повсюду на «Медузе»?

Конфликт Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом из-за Украины достиг такого масштаба, что о нем узнали даже те, кто обычно совсем не интересуется церковной тематикой. Журналист «Медузы» Александр Борзенко попросил публициста и издателя, бывшего ответственного редактора «Журнала Московской патриархии» и главного редактора альманаха «Дары» Сергея Чапнина объяснить, из-за чего поссорились патриархаты и к чему это может привести.

Короткая справка для тех, кто совсем не следил

Константинополь готовится предоставить автокефалию — полную церковную независимость — новой Украинской православной церкви, которая должна образоваться на базе двух неканонических украинских церквей и, частично, одной канонической. Сейчас крупнейшая каноническая православная церковь на Украине — УПЦ МП — подчиняется Московскому патриархату, и в Москве не хотят никаких перемен и называют действия Константинополя «вторжением» и «расколом». В сентябре Синод РПЦ решил, что патриарх Кирилл больше не будет поминать патриарха Константинопольского Варфоломея во время богослужений, а епископы Московского патриархата не должны совершать совместные богослужения с константинопольскими. 11 октября Священный Синод Константинопольской церкви решил прекратить действие указа 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату и признать недействительным решение РПЦ лишить сана и подвергнуть анафеме предстоятелей неканоничных украинских церквей — Филарета (Денисенко) и Макария (Малетича). В ответ Московский патриархат пригрозил полным разрывом с Константинополем; такое решение было принято Синодом 15 октября.

Раскрыть

— В РПЦ часто подчеркивают, что в православии поместные церкви равны между собой, а первенство Константинопольского патриархата скорее символическое. И патриарх Константинопольский Варфоломей не должен считать себя главным. Как устроена эта иерархия?

— Титул патриарха Варфоломея — архиепископ Константинополя Нового Рима и Вселенский патриарх. Правильно называть его Вселенским патриархом, и в большинстве стран мира православные называют его именно так. Но поскольку у нас есть постоянная борьба с греками за первенство, то мы в России, в Русской православной церкви в большинстве случаев отказываемся его называть Вселенским, считая, что титулы времен Византийской империи следует решительно пересмотреть.

— Правильно ли я понимаю, что другие поместные церкви признают первенство Варфоломея, и только Московский патриархат против?

Реклама

— Да, совершенно верно. Первенство Вселенского патриарха признают древние патриархаты — Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский, прочие греческие церкви, церковь Кипра и Элладская церковь, все славянские церкви — Сербская, Болгарская, Польская, а также Румынская церковь и Грузинская. Самое серьезное соперничество и призывы не признавать особый статус Константинополя исходят только из Москвы.

Можно привести такой пример. Считается, что есть 15 поместных церквей, которые признает Русская православная церковь, и 14 поместных церквей, которые признает Вселенский патриархат. Отличие заключается в небольшой церкви, которая называется Православная церковь в Америке, и находится на территории США и Канады. Московский патриархат дал ей автокефалию в начале 70-х годов прошлого века, но Константинополь до сих пор считают ее митрополией в составе РПЦ. Почему я об этом упоминаю? Это была последняя попытка дать автокефалию не томосом Вселенского патриарха, а томосом Московского патриарха. И мы видим, что томосы Вселенского патриарха признаны всеми церквями, а томосы Московского патриарха греками не признаются.

— Можете рассказать, чем регулируются такие вопросы в православии? Церковное право можно сравнивать с какими-то международными конвенциями? Патриарх Константинопольской православной церкви и правда может отменять решения Московского патриархата?

— Есть каноническое право — свод правил и установлений, по которым живет православная церковь в разных странах мира. Основной корпус канонического права, который утвержден решениями Вселенских соборов, является обязательным для всех поместных православных церквей. Кроме этого своего рода международного законодательства может быть еще национальное. Синоды всех поместных церквей принимают решения, которые регулируют церковную жизнь уже внутри поместной церкви.

Поскольку каноническое право сформировалось в первом тысячелетии истории Церкви в Византийской империи, то привилегии первенства получил именно патриарх столичного града империи, на тот момент Константинополя. Конечно, мы все прекрасно понимаем, что Византии уже более 500 лет как нет, но каноническое право не изменилось: именно епископ Константинополя как столичного города Византийской империи обладает преимуществом перед всеми остальными епископами.

Сегодня поместные церкви, отдавая дань исторически сложившейся ситуации, эти привилегии признают. Одна из привилегий — это так называемое право апелляции: Вселенский патриарх рассматривает обращения епископов, в случае, если они считают, что внутри их поместной церкви их судили неправильно.

— В законы иногда вносят поправки — даже в конституции и международные конвенции. Каноническое право не меняется?

— Конечно, с учетом реалий современного мира, многое устарело, но поменять канонические правила может только Вселенский собор, который тысячу лет не собирался. Была попытка начать процесс нового соборного движения, и в 2016 году был созван Православный собор на Крите, но патриарх Кирилл на него демонстративно не приехал.

Таким образом, создана патовая ситуация. В том числе с автокефалией. Ее должен предоставлять тоже Вселенский собор, но перспективы собора весьма туманны. В его отсутствие автокефалию предоставляет Вселенский патриарх.

— Что произошло 11 октября? Константинопольский Синод признал недействительным решение 1686 года о подчинении Киевской митрополии Москве. Что это значит?

— В конце 17 века на тех землях, которые входят сейчас в состав Украины, сложилась довольно сложная ситуация, поскольку у Константинопольского патриарха Дионисия не было физической возможности рукополагать киевских митрополитов, которые находились в его юрисдикции. Москва в результате сложных переговоров и богатых подношений добилась, что патриарх Дионисий передал право рукоположения киевских митрополитов патриарху Московскому.

При этом патриарх Дионисий поставил несколько условий. Этот митрополит должен быть избран на Соборе с участием духовенства и мирян в самом Киеве, первым во время богослужений Киевский митрополит должен поминать Константинопольского патриарха, а вторым Московского, и патриарху Московскому передается право церковного суда над Киевским митрополитом. Собственно говоря, вот тот объем прав, который перешел в 1686 году от Константинополя к Москве.

Таким образом, речь никогда не шла о передаче территорий Киевской митрополии в состав Русской православной церкви. Это было, по сути, техническое решение проблемы с невозможностью рукоположения епископов. Практика, в рамках которой было передано Москве право рукоположения киевских митрополитов, была не исключительной, а довольно традиционной для Константинополя.

Развернуть

Сергей Чапнин

— А что было дальше?

— Потом земли Украины вошли в состав Московского княжества и де-факто перешли в управление Московского патриарха — так было удобнее. Под вопрос это все не ставилось именно потому, что действовал территориальный принцип: поскольку вся Украина находилась в составе Российской империи, то Константинополь не претендовал на эту территорию. Теперь Украина — независимое государство с большой церковной общиной. И неизбежно встает вопрос о том, почему на Украине не может быть автокефальной, независимой православной церкви. Константинополь, видя, что Москва на протяжении 30 лет ничего не предпринимает для решения этой проблемы, воспользовался своим правом и в соответствии с канонами провел те решения, которые стали важным этапом для получения автокефалии в ближайшием будущем и, в частности, отменил грамоту патриарха Дионисия 1686 года.

— Если Украинская православная церковь получит автокефалию, что произойдет с украинскими приходами? Ведь это и общины, и земли, и имущество. В РПЦ все время говорят, что православные приходы Московского патриархата будут выселять силой, а прихожане готовы защищаться — вплоть до кровопролития.

— Никто на сегодняшний день существование Русской православной церкви на территории Украины под вопрос не ставит: так или иначе, приходы в подчинении РПЦ на территории Украины сохранятся. Вопрос в том, как все это будет юридически оформлено. Скорее всего, приходы Московского патриархата будут называться не Украинской православной церковью как сегодня, а, скажем, это будет митрополия РПЦ на Украине.

Если сложить вместе все православные церкви на Украине — Московский патриархат и неканонические Киевский патриархат и Украинскую автокефальную православную церковь — получится порядка 18 тысяч приходов. После образования новой единой церкви и получения ею автокефалии, каждый из приходов должен будет принять решение, где он будет. По сути, на сегодняшний день у приходов Московского патриархата есть две опции: войти в новую Украинскую автокефальную церковь, которая будет создаваться в ближайшее время, либо остаться в РПЦ. Это будет большой и, наверное, довольно долгий процесс. Я подозреваю, что возможны различные сценарии развития, но это может затянуться и на несколько лет.

Что касается разговоров о силовом выселении и кровопролитии, то я не сомневаюсь, что провокации возможны и весьма вероятны, но это будут именно провокации, а не системные действия. И президент Украины Петр Порошенко, и патриарх Варфоломей, и даже восстановленный в сане Филарет (Денисенко) — они все говорят, что категорически против какого-либо насилия и будут с ним бороться. Имеется в виду, конечно, насилие по отношению к тем, кто не войдет в состав новой автокефальной церкви.

— Получается, что Московский патриархат на Украине окажется в полной изоляции?

— Да, вероятно. Украинская православная церковь Московского патриархата на Украине была самой крупной религиозной общиной — у него было более 12 тысяч приходов. Если значительная часть приходов перейдет в состав новой церкви, то УПЦ МП окажется церковью меньшинства. Безусловно, с точки зрения патриарха Кирилла, да и Кремля тоже, это гигантское политическое поражение.

— Вы говорили, что причины всего этого процесса политические. Но есть же еще и церковная дипломатия. Конфликта можно было избежать?

Реклама

— В этом конфликте большая вина Московского патриархата, потому что впервые украинские епископы обратились к патриарху Московскому и Всея Руси Алексею II с просьбой даровать автокефалию еще в 1991 году. Тогда были предприняты гигантские усилия, чтобы погасить всякое стремление к автокефалии. После этого был фактически «выдавлен» из Русской православной церкви митрополит Филарет, который основал новую украинскую неканоническую православную церковь Киевского патриархата.

На Украине возник раскол, и Русская православная церковь не предпринимала ничего, чтобы этот раскол уврачевать. За прошедшие 30 лет у РПЦ были возможности дать автокефалию украинской церкви и договориться с патриархом Варфоломеем, но никакие действия предприняты не были. Видя это, в 2018 году патриарх Варфоломей заявил, что он принимает на себя ответственность за единство православия, за исцеление раскола на Украине.

— И другие поместные церкви его, скорее, поддерживают.

— Да, безусловно, потому что канонические документы однозначно говорят, что патриарх Варфоломей вправе принять единоличное решение по Украине.

— Если Московский патриархат действительно полностью разойдется с Константинопольским, как отреагируют другие поместные церкви? Тоже поссорятся с Москвой?

— Не думаю. Большинство церквей считают этот конфликт исключительно двусторонним и не собираются в нем участвовать. Полагаю, практически все они готовы одобрить решение Константинополя. Русская православная церковь останется в меньшинстве, если не в изоляции.

Вы читали «Медузу». Вы слушали «Медузу». Вы смотрели «Медузу» Помогите нам спасти «Медузу»

Александр Борзенко

В соседних с Болгарией регионах Балкан происходило складывание сербской народности и развитие в ее среде феодальных отношений. Однако из-за географической разобщенности, постоянной борьбы с Византией и Болгарским царством эти процессы носили замедленный характер. Тем не менее, в период VIII—X вв. произошло оформление раннефеодальной государственности у сербов, которые в IX в. приняли христианство, ускорившее развитие феодальных отношений.

В XII в., в правление Стефана Немани, сербское государство объединило большинство сербских земель вплоть до Адриатического побережья. В 1217 г. Сербия стала королевством. Наступил период расцвета феодальных отношений. Наибольшего усиления и величия Сербия достигла в правление Стефана Душана (1308— 1356), при котором был издан один из наиболее значительных памятников сербского права — Законник Стефана Душана.

Господствующий класс Сербии состоял из двух сословий: вла- стелей и властеличей. Высшей феодальной знатью являлись вла- стели, земельная собственность которых носила наследственный характер и нс зависела от воли короля. Властели занимали все важнейшие должности в центральном и местном аппарате. Вла- стеличи относились к феодалам низшего ранга.

Сербское крестьянство распадалось на три основные группы: свободные люди; закрепощенные (меропхи), которые должны были нести в пользу феодалов определенные натуральные и денежные повинности; отроки-рабы.

После смерти Стефана Душана Сербия стала быстро распадаться на уделы, что ослабило мощь государства. В 1389 г. в сражении на Косовом поле сербы были разбиты турками, и вскоре вся Сербия оказалась иод турецким господством. К 1436 г. турки подчинили и Болгарию.

С покорением Сербии и Болгарии на длительное время прекратилось их самостоятельное государственное развитие.

Сербское царство
серб. Српско Царство, Srpsko Carstvo
Flag of Serbia 1281.svg 1346 — 1371

Grb Lazarevic.jpg
Balsic small COA.jpg
Mrnjavcevic small COA.jpg
Nemanjic small COA.jpg
Brankovic small COA.jpg
Flag of None.svg
Vojinovic small COA.jpg
Serbian Empire Flag.png Coa Serbia Country History (Fojnica Armorial) (14th century).svg
Флаг Герб
Dusanova Srbija200.jpg
Сербское царство при Стефане Душане, 1350
Столица Скопье и Призрен
Язык(и) Сербский
Религия Сербская православная церковь
Форма правления монархия
Династия Неманичи
Царь сербов и греков
— 1346—1355 Стефан Урош IV Душан
— 1355—1371 Стефан Урош V

Сербия История Сербии

Герб Сербии

Доисторическая Сербия

Старчево

Винча

Античная Сербия

Мёзия

Средние века

Рашка

Дукля/Зета

Захумье

Травуния

Сербское царство

Моравская Сербия

Битва на Косовом поле

Сербская деспотия

Османская/Габсбургская Сербия

Первая Габсбургская Сербия

Вторая Габсбургская Сербия

Сербская революция

Первое сербское восстание

Второе сербское восстание

Современная Сербия

Княжество Сербия

Королевство Сербия

Первая мировая

Создание Югославии

Королевство Югославия

Вторая мировая

Ужицкая республика

СР Сербия

Сербия и Черногория

Республика Сербия

Портал «Сербия»

Стефан Душан, сербский царь (1346—1355)

Се́рбское ца́рство (серб. Српско Царство, Srpsko Carstvo), Сербско-греческое царство или (применительно к первому его периоду) Ду́шаново ца́рство — эпоха в развитии сербского государства, когда оно достигло своего величайшего могущества и расширило свои пределы до максимальных за всю историю. Эпоха эта обычно определяется от коронации сербского короля Стефана Душана царским титулом до поражения сербских войск на реке Марице, то есть с 1346 по 1371 год. Сербское царство было одним из самых могущественных государств Европы своего времени.

Предыстория

6 января 1322 года Стефан III, впоследствии названный Дечанским, после смерти своего отца Милутина победивший в гражданской войне других претендентов на сербский престол, был коронован «богоданным венцом королевства сербского». В 1325 году он женился на Марии Палеолог, дочери византийского пангиперсеваста Иоанна, племянника императора Андроника II. В борьбе последнего с его внуком Андроником III Стефан занял сторону своего тестя, и, несмотря на его поражение, приобрел Велес, Просек и несколько городов в Македонии.

В результате войн с Дубровником Стефан получил Стон, Пелешац, а также, вероятно, часть Хума.

Растущая сила Сербии объединила против неё болгарского царя Михаила и Андроника III. В 1330 году болгарская армия была разбита в битве под Велбуждом: Михаил погиб, а шедший на помощь Андроник при известии об этом вернул свои войска домой.

Однако замирение с Византией настроило против Стефана значительную часть сербской знати, которая считала это результатом козней королевы-византийки. Последняя упорно настаивала, чтобы наследником Сербии был не старший сын Стефана — Душан (Стефан Душан), а другой — Синиша.

Королевич Душан и знать Зеты решили, что пора покончить с властью короля Стефана. Их намерениям способствовал переворот в Болгарии, в результате которого царем там стал Иван Александр, вновь возбудивший угрозы против Сербии. Вскоре Душан при помощи зетской знати легко сверг своего отца и 8 сентября 1331 года короновался как король Сербии; свергнутый отец его умер в заточении в ноябре.

Душан вскоре женился на Елене, сестре болгарского царя Ивана Александра. Во многом благодаря этому браку отношения между Сербией и Болгарией во время правления Душана оставались дружественными.

В том же году Душан был торжественно встречен жителями Дубровника. Через два года они получили от него побережье Далмации от Стона до Дубровника.

Вскоре молодой сербский король напал на Византию и занял почти всю Македонию, города Прилеп, Охрид, Костур и Струмицу (лишь Солунь выдержала осаду и осталась за Византией). Мирный договор 1334 года закрепил новые границы.

В 1336—1340 гг. Душан захватил большую часть Албании и расширил свою державу до Янины. К 1345 году под его властью была вся Македония (кроме Солуни), Албания и Эпир.

История

Стефан Душан был торжественно коронован в Скопье 16 апреля 1346 года с титулом «Царь и самодержец сербов и греков», а его сын Урош был провозглашен королем Сербии. В силу того, что царскую коронацию мог совершить только патриарх, сербский синод первым делом возвел архиепископа Иоанникия в патриархи. При помощи болгарского патриарха Симеона и охридского архиепископа Николая тот и провел коронацию.

Завоевания Душана

Войны и захваты Стефана Душана никогда не прекращались. До конца 1348 года он занял Этолию, Акарнанию и Фессалию. В 1349 году пошёл на Боснию, но Хум взять не смог, хотя и опустошил некоторые боснийские области.

В начале 1350-х Душан двинулся на север. После столкновений с венгерским королем Лайошем он занял Мачву и Белград (1353).

В 1352 году произошла первая битва на Марице, когда впервые сербским и болгарским войскам пришлось столкнуться с турками. Даже поражение сербов в этой битве не остановило завоеваний Душана.

В конце 1355 года началась война между Сербией и Венецией, с одной стороны, и Венгрией с Боснией — с другой. Вскоре после её начала царь Душан умер (20 декабря 1355). Война длилась три года; в результате Далмация и Дубровник отошли к Венгрии.

Культура и экономика Душанова царства

Вероятно, величайшим документом Душановой власти в Сербии является его «Законник» — свод законов, составленный в 1349 году (дополнен в 1354 г.) и уникальный для Европы того времени. Душанов «Законник» кодифицировал и юридически оформил все правовые нормы и обычаи, которым тогда следовали в Сербии.

Царь Душан открыл новые торговые пути и способствовал развитию экономики своей страны. Царство процветало и было одним из самых развитых государств Европы. В это время были созданы некоторые из величайших памятников сербской культуры, например «Номоканон» святителя Саввы.

Царство после Душана

После смерти Душана Сербия вошла в новый период своей бурной истории: возвысились местные феодальные владыки. Наследовавший Стефану сын Урош, прозванный Слабым, не имел ни силы, ни мудрости для того, чтобы противостать этому; при нём государство быстро сползло к феодальной анархии и фактически распалось. Выдвинулось семейство Мрнявчевичей и несколько других; некоторые признавали верховную власть Уроша (Лазарь Хребелянович в Южной Сербии, Вук Бранкович на Косове, братья Балшичи в Зете, Никола Альтоманович из Златибора и Рудника), тогда как Вукашин Мрнявчевич отделился и в 1366 г. в своей столице Прилепе провозгласил себя королем. Но все — независимо от отношения к Урошу — самостоятельно управляли своими владениями и старались защищать их, тогда как Урош этого не мог и не умел.

В таком состоянии Сербия, разделенная и слабая, предстала перед новой угрозой: государство турок-османов постепенно распространялось из Азии в Европу, сперва захватывая земли Византии, а позже — и других балканских государств.

Урош умер бездетным в декабре 1371 года.

Сербские цари

  • Стефан Душан или Стефан Урош IV (1346—1355)
  • Урош II или Стефан Урош V (1355—1371)

Примечания

  1. В сербской и русской литературе используется термин «царство», в англоязычной — «империя» (англ. empire).
  2. В Константинополе создания сербской патриархии не признали, и царь Душан, патриарх Иоанникий и всё сербское священство с 1350 по 1375 год находились под анафемой. Византийцы именовали Душана и его наследника только королями Сербии.

См. также

  • История Сербии

Литература

  • Илустрована историја Срба, том 3: Српска држава Немањића 1321—1371 — Illustrated history of the Serbs, vol. 3: The Serbian state of the Nemanjićes / Приредили Милан Ст. Протић, Никола Кусовац, Десанка Милошевић. — Београд: КИЗ ЛИТЕРА, 1992; Melbourne: Perfect Ideas Pty Ltd, 1993. ISBN 86-7467-011-3.
Просмотр этого шаблона Славянский флаг Страны и регионы со значимым присутствием славянских этносов
Славянские
страны
восточные
западные
Польша • Словакия • Чехия
южные
Страны и регионы
с присутствием
славянского этноса
более 20 %
Казахстан • Латвия • Шпицберген • Эстония
10—20 %
Абхазия (частично признана) • Литва • Греческая Македония • Молдавия • Канада
5—10 %
2—5 %
Исторические
государства
средние века
Блатенское княжество • Боснийская бановина • Боснийское королевство • Велбыждское княжество • Великая Моравия • Великое княжество Литовское • Вендская держава • Видинское царство • Владение Николы Альтомановича • Второе Болгарское царство • Вукова земля • Добруджанское княжество • Дубровницкая республика • Дукля • Княжества средневековой Далмации • Захумье • Княжество Зета • Княжество Хорватия/Хорватское Королевство • Карантания • Киевская Русь • Княжество Чехия • Конавлия • Королевство Польское • Королевство Руси • Королевство Чехия • Куявия • Мазовецкое княжество • Моравская Сербия • Моравские княжества • Нитранское княжество • Пагания • Первое Болгарское царство • Паннонская Хорватия • Прилепское королевство • Приморская Хорватия • Рашка • Русские княжества • Государство Само • Северные архонтства • Сербская деспотия • Сербское царство • Силезские княжества • Травуния • Царство Русское
с нового времени
Источники и проценты