Сергии радонежском

О жизни преподобного Сергия мы знаем от Епифания Премудрого – мастера «плетения словес». «Житие Сергия Радонежского» было написано им на склоне лет в 1417-1418 гг. в Троице-Сергиевом монастыре. По его свидетельству, в 1322 г. у ростовского боярина Кирилла и его жены Марии родился сын Варфоломей. Некогда эта семья была богата, но затем обеднела и, спасаясь от преследований слуг Ивана Калиты, около 1328 г. вынуждена была переселиться в Радонеж – город, принадлежавший младшему сыну великого князя Андрею Ивановичу. В семилетнем возрасте Варфоломея стали обучать грамоте в церковной школе, учение давалось ему с трудом. Он рос тихим и задумчивым мальчиком, у которого постепенно возникло решение уйти от мира и посвятить свою жизнь богу. Его родители и сами приняли постриг в Хотьковском монастыре. Там же обет монашества принял его старший брат Стефан. Варфоломей, завещав имущество младшему брату Петру, отправился в Хотьково и стал монашествовать под именем Сергия.

Братья решили покинуть монастырь и поставили в лесу, в десяти верстах от него келью. Вместе срубили церковь и освятили ее в честь Св. Троицы. Около 1335 г. Стефан не выдержал тягот и ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив Сергия одного. Для Сергия начался период тяжелых испытаний. Его уединение длилось около двух лет, а затем к нему стали стекаться иноки. Построили двенадцать келий, обнесли оградой. Так в 1337 г. зародился монастырь Троице-Сергиевский монастырь, а Сергий стал его игуменом.

Он руководил монастырем, но это руководство не имело ничего общего с властью в обычном, светском смысле этого слова. Как говорится в «Житии», Сергий был для всех «точно купленный раб». Он рубил кельи, таскал бревна, выполнял трудные работы, исполняя до конца обет монашеской бедности и служения ближнему. Однажды у него закончилась еда, и он, проголодав три дня, отправился к монаху своей обители некоему Даниилу. Тот собирался пристроить сени к своей келье и ждал плотников из села. И вот игумен предложил Даниилу выполнить эту работу. Даниил испугался, что Сергий с него много попросит, но тот согласился работать за гнилые хлеба, которые есть уже было нельзя. Сергий работал целый день, а вечером Даниил «изнесе ему решето хлебов гнилых».

Также, согласно сведениям Жития он «пользовался всяким случаем завести обитель, где находил то нужным». По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей. В 1365 г. Дмитрий Донской послал его в Нижний Новгород мирить ссорившихся князей. По пути, мимоходом, Сергий нашел время устроить пустошь в глуши Гороховецкого уезда на болоте при реке Клязьме и воздвигнуть храм Святой Троицы. Он поселил там «старцев пустынных отшельников, а питались они лыками и сено по болоту косили». Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками, например, Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский). Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Умер Сергий 25 сентября 1392 г. и вскоре был канонизирован. Произошло это еще при жизни людей, знавших его. Случай, более никогда не повторявшийся.

Через 30 лет, 5 июля 1422 г., были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет. Поэтому этот день является одним из дней памяти святого.11 апреля 1919 г., во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. О предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому, и при его участии (чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно. В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Сергий Радонежский воплотил идею общежитийного монастыря на Руси. Ранее монахи, уходя в монастырь, продолжали владеть имуществом. Встречались бедные и богатые монахи. Естественно, бедные скоро становились служками у более обеспеченных собратьев. Это, по мнению Сергия, противоречило самой идее монастырского братства, равенства, устремленности к Богу. Поэтому в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа, Сергий Радонежский запретил монахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать монастырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в частности земля, нужны были обители, только для того, чтобы инокам, посвятившим себя молитве, было чем питаться. Как мы видим, Сергий Радонежский руководствовался самыми высокими помыслами и боролся с монашеским богатством. Ученики Сергия стали основателями многих монастырей подобного типа. Однако в дальнейшем общежитийные монастыри стали крупнейшими земельными собственниками, обладавшими, кстати, и большим движимым богатством — деньгами, драгоценными вещами, полученными как вклады на помин души. Троице-Сергиев монастырь при Василии II Темном получил невиданную привилегию: его крестьяне не имели права перехода в Юрьев день — так, в масштабе одной монастырской вотчины впервые появилось на Руси крепостное право.

Краткое житие святой блаженной Ксении Петербургской.

празднование совершается 24 января/6 февраля

Святая Ксения была женой полковника Андрея Федоровича Петрова, служившего придворным певчим. Двадцати шести лет Ксения овдовела и, казалось, лишилась ума от горя. Она раздала свое имущество бедным, оделась в одежды покойного мужа и, как бы забыв свое имя, называла себя именем своего покойного мужа — Андреем Федоровичем.

Эти странности не были связаны с потерей рассудка, а лишь означали полное презрение к земным благам и человеческому мнению, ставящему эти блага в центр бытия. Так Ксения Петербургская взяла на себя тяжелый подвиг юродства Христа ради.

Познав через смерть любимого мужа всю непостоянность и призрачность земного счастья, Ксения всем сердцем устремилась к Богу и только у Него искала покровительства и утешения.

Земные, скоропреходящие блага перестали иметь для нее какую-либо цену. У Ксении был дом, но она передала его одной знакомой с условием давать в нем приют беднякам. Сама же, не имея пристанища, скиталась среди бедняков Петербурга, а по ночам уходила в поле, где проводила время в горячей молитве.

Когда на Смоленском кладбище начали строить церковь, Ксения после наступления темноты тайно носила кирпичи на верх постройки, чем помогала каменщикам возводить стены храма.

Некоторые из родных Ксении хотели устроить ее у себя и снабдить всем необходимым для жизни, но блаженная отвечала им: «Мне ничего не надо». Она была рада своей нищете и, приходя куда-нибудь, порой замечала: «Вся я тут». Когда одежда ее покойного мужа истлела, Ксения оделась в самую бедную одежду, а на ноги надела рваную обувь без чулок. Теплого платья она не носила, а заставляла свое тело страдать от стужи.

Чувствуя величие духа блаженной Ксении, петербургские жители любили ее, потому что она презрела земное ради Царства Небесного. Если Ксения входила в чей-то дом, это считалось хорошим признаком. Матери радовались, если она поцелует ребенка. Извозчики просили у блаженной позволения немного провезти ее, так как после этого выручка была обеспечена на целый день. Торговцы на базарах старались дать ей калач или какую-нибудь еду. И если блаженная Ксения брала что-либо из предложенного, то весь товар продавца быстро раскупался.

У Ксении был дар прозорливости. Накануне Рождества 1762 года она ходила по Петербургу и говорила: «Пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины». На другой день императрица Елизавета Петровна скоропостижно скончалась. За несколько дней до убиения царственного юноши Иоанна VI, который в младенчестве был провозглашен Русским императором, блаженная плакала и повторяла: «Кровь, кровь, кровь». Через несколько дней после неудачного заговора Мировича юный Иоанн был убит.

Блаженная Ксения скончалась в конце XVIII века, но предание не сохранило ни года, ни дня ее кончины. Ее погребли на Смоленском кладбище, где она помогала строить церковь. Паломничество на ее могилу началось в скором времени после кончины. Блаженная Ксения часто являлась в видениях людям, находящимся в трудных обстоятельствах, предупреждала об опасностях и спасала от бедствий.

Император Александр III в бытность свою наследником, заболел тифом в тяжелой форме. Царица Мария Федоровна очень встревожилась болезнью супруга. Один из камердинеров, увидев ее в коридоре, рассказал ей, как блаженная Ксения помогает болящим, дал ей песок с заветной могилки и добавил, что сам был исцелен от болезни по молитве праведницы. Великая княгиня положила песок под подушку больного, и в ту же ночь она, сидя у изголовья, имела видение блаженной Ксении, которая сказала ей, что больной выздоровеет и в их семье родится дочь, которую следует назвать Ксенией. Предсказание блаженной исполнилось в точности.

В дни празднования Тысячелетия Крещения Руси митрополит Алексий всенародно огласил перед часовней Деяние Поместного Собора Русской Православной Церкви 1988 года о причислении блаженной Ксении Петербургской к лику святых.

Сергий РадонежскийВ 2014 году в России будет широко отмечаться юбилей Преподобного Сергия Радонежского — событие общегосударственного значения.

В литературе встречается несколько разных дат его появления на свет. В сочинениях XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Высказывалось мнение, что Сергий появился на свет или в 1315, или в 1318 году. Днём рождения Сергия называлось либо 9 мая, либо 25 августа 1322 года. Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года.

«Год рождения отрока Варфоломея потерян (от 1314 до 1322). Время отшествия Преподобного Сергия известно точно — через двенадцать лет после Куликовской» (В. Г. Распутин).

В семье было три сына: Стефан — старший, Сергий — средний и младший — Пётр. В том месте, где стоял их дом, сейчас — Троице-Сергиев Варницкий монастырь, основанный в 1427 году после причисления Сергия к лику святых. Есть, впрочем, версия, что монастырь стоит на месте явления Варфоломею ангела в виде монаха. Не смотря на то, что родители Варфоломея были «бояре знатные», образ жизни они вели по-крестьянски простой.

Преподобные Кирилл и Мария «Избрал же его Бог на Свое служение еще от утробы матери. Ибо она пошла, будучи беременной, как обычно, в церковь на святую литургию, и когда начали читать Святое Евангелие, вскричал младенец во чреве, и все стоящие около нее услышали крик. Также и во время Херувимской песни вторично он вскричал. А когда священник возгласил: «Святая Святым»,— в третий раз голос младенца послышался из утробы матери. И все уразумели, что будет он великим светильником миру и явится служителем Святой Троицы» (Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца).

Нестеров М. В. Варфоломей был старательным ребенком, но, когда его отдали обучаться грамоте, выяснилось, что учеба дается ему крайне тяжело.

Так было до тех пор, пока однажды Варфоломей не встретил в лесу монаха «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Мальчик дождался, когда тот закончит молитву и старец обратился к нему «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?»

Варфоломей рассказал монаху о своих неудачах в учебе. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания …о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».

Варфоломей пригласил старца к родителям, те рассказали о знамениях, предшествующих рождению сына, и монах предсказал: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей».

Некоторое время спустя, вся семья была вынуждена перебраться в местечко Радонеж. Надо отметить, что название Радонеж происходит от того же корня, что и праздник почитания родителей — Радоница. И в субботу, предшествующую Дню Святой Троицы, поминаются усопшие. Таким образом, хорошо видно, что имя Сергия Радонежского тесно связано с семейными ценностями.

После смерти родителей Варфоломей и его старший брат Стефан ушли в пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построили небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы (произошло это в 1337 году), на месте которой стоит теперь Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Через год Стефан не выдержав сурового быта, ушел в Москву, где поступил в Богоявленский монастырь и сблизился с монахом по имени Алексий. Ему Стефан и поведал о своем брате.Юность Сергия РадонежскогоАлексий удивился, как же будущий подвижник и не монах. Вскоре к Варфоломею пришел некий игумен Митрофан и постриг его под именем Сергий, так как тогда был день памяти мучеников Сергия и Вакха.

Сергий остался один. Существует предание, что именно тогда будущий святой приручил медведя, разделив с ним кусок хлеба. Позже к Сергию стали приходить люди и проситься остаться с ним. Так образовывался монастырь. Сергий жил от своего труда и так же учил других, прошение милостыни запрещалось.

Была построена новая церковь, выросло число монахов, но монастырь по-прежнему оставался строгим и бедным. С благословения митрополита Алексия будущий святой установил общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.

Троицко-Сергиевская ЛавраТроице-Сергиевская обитель ширилась и богатела. Сергий находился в согласии и дружбе с митрополитом Алексием.

По своему душевному устремлению Радонежский был пустынник, любил тишину и уединение. В скором времени Сергий покинул Троицкую обитель для того, чтобы основать новую — близ Киржача. Так появился Киржачский монастырь. Потом был основан общежитийный Спасский монастырь в Москве, где игуменом стал ученик Сергия — Андроник.

Троице-Сергиева ЛавраВоспитанники Сергия Радонежского постепенно расходились по Русской земле и строили все новые монастыри, которым покровительствовала на ту пору уже Троицко-Сергиевская Лавра. По сути происходило становление святой Руси.

В то же время Орда собирала силы. Близилась решающая битва. Святой Сергий не был приверженцем кровопролитий. Прежде чем благословить Дмитрия, он спросил, все ли возможные мирные пути исчерпаны и, только услышав положительный ответ, дал благословление, в одном из источников — прислав ему грамотку и просфору, в другом – речь шла вовсе не о Куликовской битве, а о небольшом сражении, и лишь позже это благословление было привязано к более масштабной — Куликовской. Сергий желал русским победы.

Своими деяниями Сергий Радонежский способствовал главному — объединению Руси, становлению единой нации. В одной из книг о Святом хорошо сказано: «…на Куликово поле пришли костромские, суздальские, ярославские, псковские, а ушли — русские».

Памятник Сергию РадонежскомуСергий Радонежский не оставил после себя никаких писаний или учений. Сама жизнь Святого является примером для нас. Он не стремился к признанию, к власти, отказывался от церковных степеней и лишь при сильнейшем напоре своих учеников принимал почести как Божью волю. Сергий стремился к самосовершенствованию и делал лучше тех, кто окружал его.

Жизнь и подвиг Сергия РадонежскогоНаиболее подробно с жизнью и деяниями Сергия Радонежского, уважаемые читатели, вы можете узнать из книг, находящихся в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина. Часть из них представлена на книжной выставке, функционирующей на юношеском абонементе.

25 Сентября / 8 Октября

Память преподобного Сергия Радонежского отмечается несколько раз в году: 25 сентября / 8 октября – его преставление (1392).

Преподобный никогда не умирал

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Ны­нешний день памяти преподобного Сергия мы встречаем здесь, в его свя­той обители. Преподобный Сергий сам собрал нас сюда на это торжество, чтобы мы почтили его, прославили… А еще он позвал нас спросить, как мы живем, как спасаемся, как переносим различ­ные жизненные трудности.

Когда преподобный Сергий подвизался на этой земле, вся Русь шла к нему за советом, за благословением, все искали возможности его увидеть, поговорить, получить от него назидание и отеческую ласку. И мы тоже собрались с раз­ных концов, притекли за помощью и благослове­нием, и нас так много, что все мы не сможем по­дойти к нему, приложиться к его святым мощам. Не скорбите об этом, дорогие мои. В прошлые времена в этот день народ собирался здесь ты­сячами, так что не только в храмах, но и во дворе было тесно, и люди стояли за монастырскими сте­нами, заполняя все кругом. И вот тогда далеко от Лавры, внизу, остановился старичок. Он пришел из дальних мест, в лапотках, с котомкой за пле­чами, встал и начал молиться. Кто-то сказал ему: «Дедушка, ты напрасно трудился, шел… Столько народу, что тебе ни за что не подойти к Препо­добному, не увидать его». — «Нет, голубчик, — от­вечал старичок со слезами, — не напрасно я при­шел, если я не вижу Преподобного, это не беда, главное, что он-то, преподобный Сергий, меня видит». И старичок залился снова слезами радости и умиления.

Возлюбленные братья и сестры, к нашему уте­шению я должен сказать, что Преподобный нас не только видит, но и читает наши мысли. Ведь в глубине души каждого из нас столько скрыто, таится столько всяких неприятностей, огорчений и скорбей личных и семейных, служебных и об­щественных, и Преподобный все это знает, видит и помогает нам. Он — Игумен всей России, и не только в Лавре слышит нас, но и везде, где бы мы ни были, — в самом дальнем месте, в Сибири или Донбассе, — он всем близок, и память его жива в народе, о чем свидетельствует священная рака с его нетленными мощами, оставленная нам как залог его пребывания с нами, как неиссякающий источник исцелений и утешения, к которому люд­ской поток неостановим. Если спросить нас: «За­чем мы пришли сюда? Ведь Сергий-то Радонеж­ский давно умер. Как это так, что к мертвому из года в год, из поколения в поколение идут тысячи, миллионы людей? Зачем?»

Дорогие мои! К нашему утешению я должен сказать с этого священного места, что Преподоб­ный никогда не умирал. Когда умирает великий человек, ему устраивают пышные похороны, но проходит год, проходят десять лет, и его забывают, самое имя его стирается из памяти людей, и ни­кто уже не придет на его могилку. А преподобный Сергий был скромный, смиренный инок. Шесть столетий протекло со времени его кончины, а на­род, как волны, все идет и идет к нему.

Писание говорит, что праведники вовек живут! В том-то и отрада наша, что мы пришли к нему не к мертвому, а к живому, и он нас принимает, слы­шит и покрывает во всех наших трудностях. И ког­да вы будете подходить, когда приклонитесь пред его святыми мощами, шепните ему о самом важ­ном, о том, что наболело у вас на душе.

Русский народ издавна искал себе у старцев подкрепления, назидания, благословения и раз­решения всех жизненных вопросов. И мы с вами пришли к нашему старцу, к нашему отцу, препо­добному Сергию, и он нас принимает и молится о нас, воздев свои руки к престолу Божию. И где бы вы ни были, возлюбленные братья и сестры, при­зывайте его на помощь в своих скорбях и труднос­тях. Благодать великого угодника покроет нас во всем и всегда. И с его помощью и благословением мы пойдем дальше по жизненному пути.

О, прости нас, святая Лавра! Мы пришли из да­леких краев, чтобы помолиться тебе, отче. Прос­ти нас, Сергий преподобный, что мы, грешные, непослушные твои духовные дети, докучаем тебе своими скорбями и болезнями. Простите нас, свя­тые ученики Сергиевы, и вам мы своими скорбями не даем покоя. Куда же нам идти, как ни сюда — в дом Святой Троицы, кто пожалеет нас, беззащит­ных, в эти дни скорбей и искушений?

Отче Сергие! Ты — наш отец. Прибегая к мо­щам твоим, яко тебе живу сушу, припадаем и мо­лимся… Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся бла­гая от благосердия Владыки… Ему же слава и дер­жава во веки веков. Аминь.

Источник: Архимандрит Тихон (Агриков). Слава, пережившая века. Сборник проповедей, посвященных преподобному Сергию Радонежскому. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2014

STSL.Ru

Тропарь, глас 4

Иже добродетелей подвижник,/ яко истинный воин Христа Бога,/ на страсти вельми подвизался еси в жизни временней,/ в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником,/ темже и вселися в тя Пресвятый Дух,/ Егоже действием светло украшен еси;/ но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудрe,/ и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих,// Сергие, преподобне отче наш.

Кондак, глас 8

Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре.