Схима монаха

Как считается, монахи молятся за весь человеческий род, за каждого человека в отдельности и мир полностью. Эти люди полностью отдают себя служению человечеству и отрекаются от мира. Для того, чтобы выбрать такой путь в православии принимается схима, по сути, это высшая ступень отречения от мира. Что значит принять схиму.

Что такое схима

Структура монашества в Православной Церкви, состоит из трех ступеней:

  • рясофор;
  • малая схима;
  • великая схима.

    Одежда монаха — облачение тех, кто готовится принять малую схиму

Схимничество часто сравнивают с ангельским образом. Объяснение такому необычному названию кроется в переводе слова «схима». На греческом языке это обозначение образа, фигуры, вида. Люди, умершие для мирской жизни, преобразуются в бесплотные ангельские схимы или образы.

Также слово «схима» переводится, как сдерживание. Схимники обладают величайшей силой сдерживать себя для греха.

Важно! Великая схима является самой высокой ступенью монашества, на которой дается обещание полного отчуждения от земной жизни, принятие образа смерти в ожидании Небесной жизни через Крест.

Монашество в различных религиях

Традиция посвящать свою жизнь монашескому подвигу существует практически в каждой более-менее развитой религиозной традиции. Об этом свидетельствует Википедия и другие доступные источники. Безусловно, институт монашества является актуальным для общества в целом, а также для высоких духовных целей.

Люди приходят в монастыри зачастую с совершенно разными целями. Кто-то бежит от мира, другие просто не смогли ничего достичь и решили выбрать духовный путь. Есть и такие, которые намеренно решили полностью отдать себя служению Господу, к примеру, Серафим Саровский, который вполне мог бы стать богатым купцом, но решил уйти в монашество.

Обратите внимание! Монах представляет собой идеал человеческого образа. Однако, такая жизнь доступна не всем, поэтому общество вполне разумно разделяется на мирских и монашествующих.

Нужно ясно осознавать особенности этого религиозного института. Признаком развитого общества и человека в отдельности является глубокое почтение к служителям религии, которые поддерживают, передают и несут в себе определенную традицию.

Историческая справка

В III-V вв. н. э. на египетских и сирийских территориях появились первые монахи. Целью их являлось обретение спасения через жизнь во Христе. Первые христиане, отрекаясь от мирской суеты, понимали заповеди Христа и учение апостолов буквально. Поэтому, уходя в Египетские пустыни, они зачастую жили отшельниками.

При отсутствии возможности поселиться вдали от людей, монахи давали обет вселения в затвор, закрываясь в одиноких пещерах как в гробу и тем самым полностью отказывались для мира, оставаясь наедине с Богом. Они и стали называться схимонахами.

Некоторые из них стали основывать монастыри или присоединяться к уже существующим. Таким образом затворничество перестало быть основным обетом.

Первые схимонахи и схимонахини

В практике восточного монашества начала IX века окончательно установилось трехступенное деление монашествующих.

Они разделялись на:

  • новоначальных (послушников);
  • малосхимников;
  • великосхимников.

Уставом патриарха Алексия монахов разных степеней различали друг от друга по одежде.

В России разделение монахов на степени ввел преподобный Феодосий Печерский.

История развития:

  1. С XII по XIV век в богослужебной практике русской церкви господствовала сербская редакция посвящения в ангельский образ, которая шла с Афона и отличалась от греческого оригинала.
  2. С XV в. чин малой схимы был исправлен по греческим молитвословам.
  3. Чинопоследование великого ангельского образа подверглось значительному сокращению лишь в XVII веке.

Иноки — древнее русское название монахов, которое происходит от слова «иной». Чернецом (черницей) иногда называли монахов (монахинь) из-за черного цвета одежды.

Преподобный Пахомий Великий — один из первых схимонахов. Он упорядочил чин пострижения. На четвертом Вселенском Соборе произошло закрепление системы монашества, благодаря которой пустынники, жившие в монастырях, стали называться схимонахами, или затворниками. К лику святых были причислены многие из этих затворников.

Дальнейшая судьба схимонашества

В XVIII-XIX вв. государственная политика была такова, что пострижение в схиму прекратилось. Но в 1887 г. игумения Евфрасия (Лихарева) из Успенского женского монастыря осмелилась просить Владимирскую Духовную Консисторию о пострижении трех монахинь, отличавшихся высокой духовной жизнью, в великую схиму.

Прошение приняли с неподдельным удивлением. В июне того же года после разъяснительной переписки Архиепископом Феогностом (Лебедевым) пострижение было разрешено.

Благодаря сохранившимся в монастыре документам, об этих монахинях-схимницах Евфрасии, Анастасии и Анатолии имеются довольно подробные сведения.

Современное положение

Термин «малосхимники» не употребляют в современном православии. Постриженника в малую схиму называют просто — монах. Великосхимник — это идеальный образ монаха, путь обретения совершенства.

Первоначально схимонахи почти не общались ни с кем и без устали читали молитвы. Но в XIX–XX вв. в мужских и женских монастырях многие старцы и старицы (схимонахи) в самоотречении обретали дар предвиденья, особой премудрости. По этой причине правящий архиерей благословил схимонахов на утешение приходящего народа.

К схимонахам в Оптину Пустынь, Почаевскую лавру, Псково-Печерский монастырь, Лавру Преподобного Сергия и другие монастыри стали приезжать люди.

Многие схимонахи были причислены к лику святых после своей смерти. Самыми знаменитыми обителями являются Оптина Пустынь и Спасо-Бородинский монастырь.

В ХХ веке в России великий ангельский образ приняли многие монахини. Одна из принявших постриг в 1969 году в Вильнюсе — матушка Варвара, настоятельница Пюхтицкого монастыря. Обычно при постриге дают новое имя, но матушке Варваре оставили ее монашеское имя в честь святой великомученицы Варвары.

Монашеский постриг

Монахами могут становиться разные люди, порой, с совершенно разными целями. Чтобы сохранять этот религиозный институт в благости и чистоте, в православии используется специальная система ступеней, которая фактически каждому позволяет обрести желаемое духовное состояние.

Каждый из монахов, выбравших для себя путь служения Богу, может остановиться на определенной ступени и обрести, так сказать, покой. Благодаря этой системе никто не остается без дела, не печалится. При этом традиция получает людей соответствующей квалификации для каждого дела.

Познавательно! Как правильно соблюдать вечернее правило

Итак, ступени православного монашества:

  • трудник – такой человек работает в монастыре и проживает там, посещает службы, может приобщаться к укладу, но не принимает обетов и не постригается, сейчас распространено принятие трудников во многих монастырях, нередко православные приезжают туда ежегодно на 2-3 недели как на своеобразный отдых, чтобы немного отвлечься от мирского и приобщиться к духовному;
  • послушник – такой чин сразу получают пришедшие семинаристы и пономари, а также трудники, которые прошли через различные послушания, они благословляются духовенством и могут носить подрясники и скуфейки (это повседневная монашеская одежда);
  • рясофор – начальная стадия монашества, послушник получает благословение носить рясу, четки и другие предметы монашеского обихода, но ему не дают нового имени, и он не принимает на себя каких-то суровых обетов, по сути, этот этап является преддверием самого монашества, он может длиться существенный период, рясофорный послушник решает какой выбрать дальнейший путь, помимо всего остального, может спокойно завершать монашескую «карьеру» и вернуться в мир;
  • малая схима – тут, собственно, и начинается монашество как таковое, послушник принимает постриг в собственной обители и дает различные обеты, получает новое имя, причем этот этап состоит из двух: сначала идет иноческий (послушник становится иноком) постриг (тут обеты не так суровы), а следующим является мантийный постриг, который превращает послушника в настоящего монаха, который отрешается от мира и имеет собственной целью непрестанное духовное совершенствование, отсюда не существует обратной дороги, точнее, если такой монах разоблачиться, то последуют негативные последствия со стороны церковного института;
  • великая схима – окончательный этап, когда снова меняется имя, выполняется новый ритуал пострига, обеты дополнительно утверждаются и могут стать более суровыми.

Таким образом, система внешних формальностей также представляет собой и систему духовного развития от простого человека, который иногда трудится в монастыре, до полного отрешения от мира и принятия обета непрестанной молитвы.

Это интересно!Самые сильные православные молитвы на все случаи жизни

Принятие схимы

Существует три чина пострижения.

Последовательность постригов:

  • в рясофор — последование во одеяние рясы и камилавки;
  • в мантию;
  • в схиму.

Для чего нужно

Святой Православной Церковью выделяемы три состояния монашеского подвига: послушничество, монашество, схимничество.

Эти состояния определяются как приготовление к подвигу, сам подвиг и высшее исполнение подвига:

  1. Первая ступень — испытания послушников, готовящихся к принятию самого подвига (монашества). Новоначальные живут много лет в монастыре как послушники, изучая все, что должен знать каждый монах, усердно трудясь и пребывая в молитвах.
  2. Монашествующих второй ступени называют малосхимниками, или совершенными.
  3. Третья ступень — это схимонахи, или совершеннейшие.

Постриг в рясофор

Схима с ее двумя ступенями следует сразу после рясофора (по-гречески «носящий рясу») или послушника. При пострижении в рясофор никакие обеты послушником не даются. Над послушником читают специальные молитвы, а волосы крестообразно постригают. При этом постригаемый порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом (иноком).

Послушник получает право носить рясу, которая символизирует:

  • покаяние;
  • плач;
  • отречение от мирской суеты.

Слово «ряса» с греческого переводится как «ветхая, потертая».

Облачение инока состоит из:

  • подрясника;
  • рясы;
  • камилавки;
  • пояса;
  • четок.

На этой ступени инок готовится к принятию малосхимничества.

Постриг в малую схиму

Малая схима (мантия) — это, собственно, и есть монашество.

Продолжительный постриг делится на две части — оглашение и пострижение:

  1. Первая часть состоит из увещания, принесения обетов послушания, нестяжания, целомудрия и аскетизма, наставлений давшему обеты, молитвы и наречения новым именем.
  2. Во второй части обряда совершается сам постриг и облачение в одежды.

Пострижение власов является основным действием при этом постриге и этим самым напоминает собой обряд Крещения. Надевая не один, а два креста (большой деревянный на грудь и второй (параман) на спину), постригаемого нарекают новым христианским именем. В руки дается третий крест. Этот постриг называют вторым крещением.

Монашество — это призвание, а не выбор человека. И если настоятель монастыря не увидит в человеке этого призвания, то постриг может не состояться. Так как ответственность за постриг ложится именно на настоятеля, то он должен определить правильность выбора пути и намерений послушника.

Преподобный Антоний Печерский — один из самых первых монахов на Руси, основавший Киево-Печерский монастырь.

Постриг в великую схиму

Постриг в великий ангельский образ величествен и долог. При пострижении монах дает крайне суровые клятвы: отречение от земной жизни выражено еще сильнее, чем при постриге в малосхимники, ведь монах полностью отрекается от мира. Этот постриг является образом смерти для мирской жизни и начала жизни горней.

Постригаемого облачают в аналав и куколь, вновь нарекая новым именем. При этом за постригаемого теперь молится перед Богом еще один святой: он получает святого покровителя.

Куколь снимается только на восьмой день после пострижения, об этом произносится специальная молитва настоятелем. Это делают для того, чтобы вернуться к телесному труду и рукоделию. Снова надевается он без повторного благословения настоятеля.

Особенности великой схимы

Пострижение в великую схиму сейчас довольно часто разрешают престарелым монахам, которым целесообразно отправиться на покой. К примеру, когда игумену или архиерею более не представляется возможным управлять монастырем или епархией, соответственно, они переходят в схиму великого ангельского образа (второе название великой схимы) и постепенно отдаляются от мира.

Зачастую люди, которые живут на русской земле, ищут различных «гуру» или религиозного послушания в других традициях, хотя совсем рядом располагается бездонно глубокая православная традиция, которая включает в себя и непрерывную передачу учения, и отношения между духовными наставниками и учениками. Все то, что часто привлекает люди в восточных религиозных учениях.

Обратите внимание! Сейчас многие люди прельщаются различными восточными духовными течениями.

Служение схимников

Чем отличается послушание схимников от послушания рясофоров? У них остается только одно послушание — духовничество и отправление литургии. Одним словом, великосхимники не занимаются ничем, кроме молитвенного служения. Рясофор выполняет в монастыре разные работы наравне с трудниками (проживающими в обители работниками). Он проходит своего рода искус — испытание на выдержку.

После того как искус пройден успешно, начинаются посвящения. Сначала человека постригают в иноки, затем в схимники. Эти посвящения отличаются друг от друга числом даваемых обетов и особенностями аскетического поведения. Схимники полностью оставляют все земные дела и заботы, чтобы посвятить себя молитве. Молитва в христианстве является высшей добродетелью, так как позволяет соединяться духом с Господом.

Схимонах и схимонахиня стараются во всем уподобиться в своей жизни образу Богочеловека — Иисуса Христа. Это является самым главным и значимым в их жизни. Все остальное меркнет по сравнению со светом Господа и его благодатью.

Однако период послушничества может растянуться на многие годы, и человек может умереть послушником. Почему так происходит? Потому что монашество — это не выбор человека, а призвание. Если настоятель монастыря не видит призвания у человека, постриг так и не состоится. Человек может быть полностью уверен в своем избрании, но через несколько лет может и усомниться в этом. Потому ответственность за постриг ложится на настоятеля монастыря, который должен определить истинность намерений и выбора пути послушника.История появления схимников

По высказыванию Нила Мироточивого, монахи, принявшие великую схиму, символизируют опытное войско, готовое вступить в бой с сатанинскими силами, чтобы защитить православную землю.

Постригаемый в схиму дает обеты послушания, нестяжания и девства, и получает новое имя

Великосхимники исторически берут свое начало от отшельников, которые уходили в пустыни для усмирения своей плоти. Первые схимники, которые не имели возможности уединиться в пустыне, вступали в обет, вселяясь в одинокую пещеру — отвор, чтобы остаться наедине с Богом. По прошествии времени отворы были отменены.

По историческим данным первые схиномонахи появились в 4 веке, первая схима принадлежит Пахомию Великому. На Четвертом Вселенском Соборе было установлены правила, согласно которым многочисленные отшельники, живущие в пустынях, могли селиться в монастырских стенах. Они принимали решение жить в затворах вместо отшельничества. Так возникли монахи великосхимники.

В современном православии не употребляют слова «малосхимники». Представители Великой Схимы — монахи, которые стремятся познать неизмеримую высоту и глубины христианства через смирение, молчание, постоянное пребывание перед Богом. Для всего монашеского мира посвящение в великосхиничество является идеалом монашества, через которое достигается стяжание совершенства.

Многие схимники, а среди них было немало прозорливцев, после своей смерти были причислены к лику святых. Самым знаменитыми монастырями, куда к схимникам за советом и благословением, стекается множество народа, были и остаются пустыня Оптина и Спасо-Бородинский монастырь.

Подведем итоги

Изначально этот вариант монашества отличался от простого пострига отрешением от мирских дел, которое включало:

  • отшельничество — даже если схимонахи обитают в монастырской обители, они поселяются в затворе, то есть какой-то отдельной пещере, далекой келье, вдали от остальной братии;
  • непрестанная молитва – перешедшим в схиму этого типа более не требуется трудиться (хотя, как правило, по возможности они не пренебрегают изнурением плоти), они полностью посвящают себя практике непрестанной молитвы и духовного служения;
  • суровые обеты: принятие схимы ангельского чина, как правило, подразумевает более суровые обеты и духовные подвиги, эти люди по большей части постники, столпники или достигают духовных высот путем других подвигов.

Данное краткое описание позволяет понять, что такое схима у православных христиан. Тем не менее, тема этим не исчерпывается, является весьма глубокой и интересной.

Схима, высшая ступень православного монашества, подразделяется на малую и великую. Еще эти монашеские ступени называют малый ангельский образ и великий ангельский образ. Почему же их именно так называют, нам в рубрике «Толковый словарь» поможет понять греческий язык.

Вообще система монашества в Православной Церкви имеет тройственную структуру. То есть, монашеский постриг делится на рясофор, малую схиму (мантию) и великую схиму. Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду как раз великую схиму.

Итак, схима с ее двумя ступенями, низшей и высшей, следует сразу после рясофора (по-гречески это слово означает «носящий рясу») или послушника. Когда постригают в рясофора, то читают определенные молитвы и крестообразно постригают волосы, при этом постригаемый не дает монашеских обетов и порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом или иноком. На этой ступени он готовится к принятию малой схимы.

Как говорили святые отцы, постриг в рясофора можно сравнить с записью в войско Небесного Царя и беспрестанным изучением боевого дела для будущих походов и сражений. Рясофорному монаху, как следует из самого названия, дозволяется носить рясу и камилавку. Ряса (дословно по-гречески это слово значит «вытертая», «поношенная»), повседневное длиннополое одеяние черного цвета с широкими рукавами и наглухо застегнуты воротом, символизирует отречение от мира, плач и покаяние.

SximaПостригаемый же в схиму (сначала малую) дает обеты послушания, нестяжания и девства, и получает новое имя. Ему дозволяется носить мантию (длинную, до земли накидку без рукавов, которая покрывает рясу), отчего малая схима еще называется мантией. Также облачение малосхимника состоит из рясы, парамана (особый четырехугольный плат), клобука на голове, четок и особой обуви – сандалий. Постригаясь в малую схиму, монах вступает на путь строгого аскетизма.

Самая же высшая ступень, великая схима, означает как можно более полное, предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения с Богом. Схимники еще раз дают те же обеты, но в более строгой форме, что обязывает их к еще более строгому соблюдению, и им еще раз меняют имя. Так у схимников становится больше небесных покровителей, святых.

Схимники в монастырях обычно живут отдельно от других монахов и не имеют никаких послушаний кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники складывают с себя управление епархией (тогда их называют схиепископы), монахи-священники тоже освобождаются ото всех других обязанностей. Великосхимники или просто схимники носят рясу, аналав (особый параман), куколь (остроконечную шапочку с крестами), мантию, чётки, сандалии, пояс, хитон.

Таким образом, православное монашество невозможно представить без его высшей степени – великой схимы. По мысли святых отцов, великий схимнический образ — это и есть самая-самая вершина монашества… «Принятие схимничества, или великой схимы, — по пониманию Церкви, — есть не что иное, как высшее обещание Креста и смерти, есть образ совершеннейшего отчуждения от земли, образ претворения и преложения живота, образ смерти и предначатия иной, горней жизни».

Интересно посмотреть, как о трех ступенях монашества писал преподобный Нил Мироточивый:

«Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела.

Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом.

Принятие же великого образа схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность».

Но почему же схиму называют ангельским образом, малым или великим? Дело в том, что древнегреческое слово τό σχῆμα (shēma) означает вид, образ, фигуру и т.д. От него произошло и всем известное слово «схема». В данном случае же имеется в виду, что постригающиеся в малую или великую схиму приобретают вид или образ ангела, поскольку умирают для мира ради единения с Богом. Принесение ими обетов и следование им можно метафизически толковать так, что они призваны стать своего рода бесплотными ангельскими «схемами» или образами.

И еще одна интересная словесная и смысловая перекличка. Слово τό σχῆμα является однокоренным с глагольной формой σχεῖν, образованной от глагола ἔχω – иметь, сдерживать. Получается, что схема – это некий остов, сдерживающее или все держащее на себе начало. И о том, что схима является великим удерживающим средством от греха, писал тот же Нил Мироточивый:

«Воину, ради воинства его, присваивается право на ношение великолепных царских доспехов, которыми царь благоволил украсить войско свое; воин, видя себя украшенным царскими доспехами, очень бережется, чтобы не опозорить царских доспехов, чтобы не прикоснуться к чему-либо, от чего могли бы они запятнаться, дабы не подвергнуться Страшному Суду и не услышать страшного гласа Судящего: «Рабе лукавый и ленивый! – где одежда брачная?” Точно так же и монах, препоясанный обетованным спасением и благолепием веры, во все продолжение монашеской жизни или монашеского подвига весьма остерегается злых дел, дабы не опозорить ими своего крещения и не запятнать Великой Ангельской схимы.

Человек покусился бы сделать тысячи и тьмы зол, но, при воззрении на свою схиму, удерживается от многих грехов, вспоминая, что дал обет и не может его нарушить… Поэтому-то я и говорю тебе: не снимай с себя схимы, дабы не овладели тобою противники твои и не стать тебе пищею великого отступника».

Схима, высшая ступень православного монашества, подразделяется на малую и великую. Еще эти монашеские ступени называют малый ангельский образ и великий ангельский образ. Почему же их именно так называют, нам в рубрике «Толковый словарь» поможет понять греческий язык.

Вообще система монашества в Православной Церкви имеет тройственную структуру. То есть, монашеский постриг делится на рясофор, малую схиму (мантию) и великую схиму. Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду как раз великую схиму.

Итак, схима с ее двумя ступенями, низшей и высшей, следует сразу после рясофора (по-гречески это слово означает «носящий рясу») или послушника. Когда постригают в рясофора, то читают определенные молитвы и крестообразно постригают волосы, при этом постригаемый не дает монашеских обетов и порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом или иноком. На этой ступени он готовится к принятию малой схимы.

Как говорили святые отцы, постриг в рясофора можно сравнить с записью в войско Небесного Царя и беспрестанным изучением боевого дела для будущих походов и сражений. Рясофорному монаху, как следует из самого названия, дозволяется носить рясу и камилавку. Ряса (дословно по-гречески это слово значит «вытертая», «поношенная»), повседневное длиннополое одеяние черного цвета с широкими рукавами и наглухо застегнутым воротом, символизирует отречение от мира, плач и покаяние.

SximaSxima

Постригаемый же в схиму (сначала малую) дает обеты послушания, нестяжания и девства, и получает новое имя. Ему дозволяется носить мантию (длинную, до земли накидку без рукавов, которая покрывает рясу), отчего малая схима еще называется мантией. Также облачение малосхимника состоит из рясы, парамана (особый четырехугольный плат), клобука на голове, четок и особой обуви – сандалий. Постригаясь в малую схиму, монах вступает на путь строгого аскетизма.

Самая же высшая ступень, великая схима, означает как можно более полное, предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения с Богом. Схимники еще раз дают те же обеты, но в более строгой форме, что обязывает их к еще более строгому соблюдению, и им еще раз меняют имя. Так у схимников становится больше небесных покровителей, святых.

Схимники в монастырях обычно живут отдельно от других монахов и не имеют никаких послушаний кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники складывают с себя управление епархией (тогда их называют схиепископы), монахи-священники тоже освобождаются ото всех других обязанностей. Великосхимники или просто схимники носят рясу, аналав (особый параман), куколь (остроконечную шапочку с крестами), мантию, чётки, сандалии, пояс, хитон.

Таким образом, православное монашество невозможно представить без его высшей степени – великой схимы. По мысли святых отцов, великий схимнический образ — это и есть самая-самая вершина монашества… «Принятие схимничества, или великой схимы, — по пониманию Церкви, — есть не что иное, как высшее обещание Креста и смерти, есть образ совершеннейшего отчуждения от земли, образ претворения и преложения живота, образ смерти и предначатия иной, горней жизни».

Интересно посмотреть, как о трех ступенях монашества писал преподобный Нил Мироточивый:

«Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела.

Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом.

Принятие же великого образа схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность».

Но почему же схиму называют ангельским образом, малым или великим? Дело в том, что древнегреческое слово τό σχῆμα (shēma) означает вид, образ, фигуру и т.д. От него произошло и всем известное слово «схема». В данном случае же имеется в виду, что постригающиеся в малую или великую схиму приобретают вид или образ ангела, поскольку умирают для мира ради единения с Богом. Принесение ими обетов и следование им можно метафизически толковать так, что они призваны стать своего рода бесплотными ангельскими «схемами» или образами.

И еще одна интересная словесная и смысловая перекличка. Слово τό σχῆμα является однокоренным с глагольной формой σχεῖν, образованной от глагола ἔχω – иметь, сдерживать. Получается, что схема – это некий остов, сдерживающее или все держащее на себе начало. И о том, что схима является великим удерживающим средством от греха, писал тот же Нил Мироточивый:

«Воину, ради воинства его, присваивается право на ношение великолепных царских доспехов, которыми царь благоволил украсить войско свое; воин, видя себя украшенным царскими доспехами, очень бережется, чтобы не опозорить царских доспехов, чтобы не прикоснуться к чему-либо, от чего могли бы они запятнаться, дабы не подвергнуться Страшному Суду и не услышать страшного гласа Судящего: «Рабе лукавый и ленивый! – где одежда брачная?” Точно так же и монах, препоясанный обетованным спасением и благолепием веры, во все продолжение монашеской жизни или монашеского подвига весьма остерегается злых дел, дабы не опозорить ими своего крещения и не запятнать Великой Ангельской схимы.

Человек покусился бы сделать тысячи и тьмы зол, но, при воззрении на свою схиму, удерживается от многих грехов, вспоминая, что дал обет и не может его нарушить… Поэтому-то я и говорю тебе: не снимай с себя схимы, дабы не овладели тобою противники твои и не стать тебе пищею великого отступника».