Схимонахиня антония правило

В послед­нее вре­мя в сре­де пра­во­слав­ных веру­ю­щих полу­чи­ло хож­де­ние «пра­ви­ло схи­мо­на­хи­ни Анто­нии” («Выма­ли­ва­ние, кре­ще­ние и наре­че­ние име­ни уби­ен­ных детей во чре­ве матери”).
Пра­ви­ло, рас­про­стра­ня­е­мое в несколь­ких вер­си­ях сам­из­да­тов­ским мето­дом, при­вле­ка­ет вни­ма­ние мно­ги­ми стран­но­стя­ми и заблуждениями.

  • Неокон­чен­ный дневник
  • Вступ­ле­ние
  • Над­ру­га­тель­ство над Таин­ством Свя­то­го Крещения
  • Выгод­ная «индуль­ген­ция”
  • Раз­ве испо­ве­ди нам недостаточно..?!
  • Не при­об­щать­ся к бессмыслице!
  • Быва­ют ли молит­вы от аборта
  • Пре­рвать цепоч­ку греха
  • Как мало нуж­но, что­бы спа­сти жизнь!

Руко­во­ди­тель пра­во­слав­но­го меди­ко-про­све­ти­тель­ско­го Цен­тра «Жизнь”
свя­щен­ник Мак­сим Обухов

Неоконченный дневник

«… 5 октяб­ря. Сего­дня нача­лась моя жизнь. Мои роди­те­ли об этом еще не зна­ют. Я мень­ше чем зер­ныш­ко, но я уже я. И xоmя я еще не сфор­ми­ро­ва­лась, тем не менее я знаю, что буду девочкой.

19 октяб­ря. Я немно­го под­рос­ла, но я все еще cлиш­ком кро­шеч­ная, что­бы сде­лать что-либо сама. Мамa дела­ет для меня бук­валь­но все. И самое смеш­ное заклю­ча­ет­ся в mом, что мама еще не зна­ет, что она носит меня здесь, пря­мо под сердцем.

23 октяб­ря. Мой рот ско­ро нач­нет фор­ми­ро­вать­ся.

Поду­мать толь­ко, при­мер­но через год я буду смеяться.

Поз­же я смо­гу гово­рить. Я знаю, какое я npо­из­не­су пер­вое сло­во. «Мама”. Кто гово­рит, что я еще не нaсmо­я­щuй чело­век? Я уже чело­век, так­же кaк малю­сень­кая крош­ка хле­ба явля­ет­ся всё же хлебом.

27 октяб­ря. Мое серд­це нача­ло сту­чать совер­шен­но caмoсто­я­тель­но. С это­го момен­та оно будет неж­но сту­чать на npomя­жeнuи всeй моей жизни.

19 нояб­ря. Теперь начи­на­ют фор­миpо­вamь­ся мои руч­ки. Какие они малень­кие, даже стран­но. Когда-нибудь они, воз­мож­но, будут играть на cкpuп­кe или же нари­су­ют картину.

20 нояб­ря. Сего­дня док­тор впер­вые ска­зал маме, что я живy здесь у нee под сepд­цем. Ты счаст­ли­ва, мамa?

Прой­дет неко­то­рое вpe­мя, мама, и я буду nоко­ить­ся на тво­их pукаx.

25 нояб­ря. Мои папа и мама даже не зна­ют, что я про­сто малень­кая дeвоч­ка. Быть может, они ожи­да­ют маль­чи­ка. Или близ­не­цов. Но я их удивлю.

10 декаб­ря. Мое лицо пол­но­стью сформировалось.

Я наде­юсь, что буду похо­жа на маму.

13 декаб­ря. Теперь я почти могу ужe видеть, но все еще совсем тем­но вокруг. А ско­ро мои гла­за уви­дят зали­тый солн­цем мир. А как ты выгля­дишь, мама?

24 декаб­ря. Мама, я слы­шу, как сту­чит твоe сepдцe.

Инте­рес­но, слы­шишь ли ты, как мое сepдeч­ко сmучuт? Я еле могу дождать­ся того момен­та, когда буду лежать нa твoux pукаx и cмо­гу тро­гать твоe лицо, загля­ды­вать в твои гла­за. Ты ждешь меня так­же, как я жду meбя, мaма, не прав­дa ли?

28 декаб­ря. Мама, поче­му ты раз­ре­ши­ла им убить меня? Нам было так чудес­но вмecme…”

Жур­нал «Здо­ро­вье” № 6 1966 год.

Вступление

В послед­нее вре­мя в сре­де пра­во­слав­ных веру­ю­щих полу­чи­ло хож­де­ние «пра­ви­ло схи­мо­на­хи­ни Анто­нии” («Выма­ли­ва­ние, кре­ще­ние и наре­че­ние име­ни уби­ен­ных детей во чре­ве матери”).

Пра­ви­ло, рас­про­стра­ня­е­мое в несколь­ких вер­си­ях сам­из­да­тов­ским мето­дом, при­вле­ка­ет вни­ма­ние мно­ги­ми стран­но­стя­ми и заблуж­де­ни­я­ми. Пред­ва­ря­ет это «пра­ви­ло” «пока­ян­ное пись­мо” неко­е­го, никак кон­крет­но не обо­зна­чен­но­го «иеру­са­лим­ско­го мона­ха Мои­сея «, кото­рый дол­го и подроб­но изла­га­ет, как, «рабо­тая в 1977 году в Иркут­ской боль­ни­це № 10, обу­чал уби­вать нерож­ден­ных мла­ден­цев точеч­ным мас­са­жем, в тече­ние 14 лет разъ­ез­жал по всей Рос­сии, вез­де про­па­ган­ди­руя этот «метод” истреб­ле­ния младенцев”.

Конеч­но, «мне­ние схи­мо­на­хи­ни”, да еще под­креп­лен­ное авто­ри­те­том каю­ще­го­ся вра­ча (пусть и безы­мян­но­го), став­ше­го мона­хом, про­из­во­дит силь­ное впе­чат­ле­ние, осо­бен­но на жен­щин, кото­ры­ми оно актив­но рас­про­стра­ня­ет­ся. В лист­ке изла­га­ет­ся понят­ная каж­дой мате­ри-убий­це исто­рия о том, как моло­дая жен­щи­на, по име­ни Ана­ста­сия, сде­ла­ла аборт и «кая­лась слез­но в этом грехе”.

При­ви­дев­ша­я­ся ей жен­щи­на, кото­рую она посчи­та­ла Бого­ро­ди­цей, ска­за­ла: «Умер­ше­го ребен­ка надо окре­стить”. И рас­ска­за­ла, как надо молить­ся за него… Ана­ста­сия испол­ни­ла пра­ви­ло отма­ли­ва­ния мла­ден­цев, даро­ван­ное ей Бого­ро­ди­цей. С тех пор Ана­ста­сия пошла по пути спа­се­ния души и к кон­цу жиз­ни ста­ла схи­мо­на­хи­ней с име­нем Анто­ния. Мно­гих обра­ти­ла она на путь пока­я­ния и спа­се­ния. За ее тру­ды спо­до­бил ее Гос­подь дара прозорливости”.

Свя­тые Отцы все­гда реко­мен­до­ва­ли крайне осто­рож­но отно­сить­ся к тому, что нам при­ви­де­лось или при­сни­лось. Этот слу­чай еще раз под­твер­жда­ет, что не сле­ду­ет верить раз­лич­ным виде­ни­ям и снам. Тем не менее нас убеж­да­ют, что это «откро­ве­ние” откры­ва­ет, «как вымо­лить всех мла­ден­цев и мате­ри осво­бо­дить­ся от гре­ха” и что этим «пра­ви­лом… под­ни­мет­ся вся Россия”.

Надругательство над Таинством Святого Крещения

В «пра­ви­ле” пред­ла­га­ет­ся окре­стить дав­но уби­ен­но­го ребен­ка. Но мла­ден­цы, уби­ен­ные в утро­бе, никак не могут быть кре­ще­ны, пото­му что кре­ще­ние совер­ша­ет­ся толь­ко над живым чело­ве­ком. Поэто­му рас­про­стра­ня­е­мые сам­из­да­тов­ские чино­по­сле­до­ва­ния таких «кре­ще­ний” не могут быть вос­при­ня­ты ина­че, как кощун­ство, над­ру­га­тель­ство над Таин­ством Свя­то­го Крещения.

«Сам чин «кре­ще­ния” абор­ти­ро­ван­ных мла­ден­цев явля­ет­ся нару­ше­ни­ем при­знан­но­го все­ми Помест­ны­ми Церк­ва­ми пра­ви­ла 26-го Кар­фа­ген­ско­го Собо­ра, вос­пре­ща­ю­ще­го кре­стить и при­ча­щать мерт­вых, — пишет диа­кон Вла­ди­мир Соко­лов в ста­тье «Пра­ви­ло отма­ли­ва­ния”. — Одна­ко этот чин имел и до сих пор име­ет хож­де­ние сре­ди пра­во­слав­ных — и мно­гие по неве­де­нию поль­зу­ют­ся им. Но такое ста­ло воз­мож­ным толь­ко пото­му, что подоб­ные вещи при­кры­ва­ют­ся авто­ри­те­том «стар­цев” и «ста­риц”.

Здесь я не под­ни­маю вопрос о том, дей­стви­тель­но ли этот чин при­над­ле­жит схи­мо­на­хине Анто­нии (как, впро­чем, и все то, что гово­рит­ся от лица стар­цев) — это вопрос, тре­бу­ю­щий осо­бо­го иссле­до­ва­ния. Воз­мож­но, мно­гое из того, что при­пи­сы­ва­ет­ся дей­стви­тель­но бла­го­че­сти­вым стар­цам и ста­ри­цам, напи­са­но без их ведо­ма и бла­го­сло­ве­ния. Здесь важ­но отме­тить толь­ко то, что это дей­ству­ет раз­ру­ши­тель­но, и толь­ко пото­му, что это свя­за­но с нашим лож­ным отно­ше­ни­ем к стар­че­ству. И злые силы это исполь­зу­ют. От лица так назы­ва­е­мых стар­цев созда­ет­ся новое «пре­да­ние” и даже, как вид­но из при­ве­ден­но­го при­ме­ра, новое про­чте­ние Таинств”.

В «пра­ви­ле схи­мо­на­хи­ни Анто­нии” содер­жит­ся несколь­ко весь­ма спор­ных реко­мен­да­ций, как, напри­мер, «запла­тить за кре­ще­ние мла­ден­ца”. Что это? Индуль­ген­ция? Роди­те­ли не могут запла­тить за него сами? А если запла­тишь и вычи­та­ешь все, что поло­же­но (48 раз «Отче наш”, 48 раз — Иису­со­ву молит­ву и др.), выпол­нишь непра­во­слав­ные сове­ты вро­де «раз­де­лить” чис­ло молитв и покло­нов на чис­ло моля­щих­ся, усво­ив, что «глав­ное — что­бы общее чис­ло покло­нов на всех было не менее 160”, то «пра­ви­ло” обе­ща­ет: «Матерь Божия выве­дет уби­ен­но­го мла­ден­ца из ада”, как буд­то пре­бы­ва­ние во аде зави­сит от фор­маль­но­го испол­не­ния пра­вил. В дру­гой редак­ции «пра­ви­ла” утвер­жда­ет­ся, что «если мать со сле­за­ми пра­виль­но все выпол­нит, то ребе­нок осво­бож­да­ет­ся от муче­ний и попа­да­ет в Цар­ствие Небесное”.

Впро­чем, это не такое уж новое про­чте­ние. Извест­но, что во 2‑ом веке ере­ти­ки мар­ки­о­ни­ты, бук­валь­но трак­туя ап. Пав­ла (1 Кор.15:29), кре­сти­ли некре­ще­ных мертвецов.

Выхо­дит, «самый луч­ший спо­соб попасть в Цар­ствие Небес­ное это, ока­зы­ва­ет­ся, вооб­ще не дать чело­ве­ку родить­ся — умерт­вить его во чре­ве, а затем лишь все пра­виль­но выпол­нить, — пишет диа­кон Вла­ди­мир Соко­лов. — Но в Церк­ви никто и нико­гда не предо­став­лял гаран­тий спа­се­ния (даже в резуль­та­те дли­тель­ных аске­ти­че­ских подви­гов и уж тем более в резуль­та­те про­чте­ния каких-либо чинов с поклонами)”.

Если кто и нуж­да­ет­ся в изве­де­нии из ада — то не уби­ен­ные во чре­ве мла­ден­цы, а их роди­те­ли-убий­цы, мате­ри и отцы абор­ти­ро­ван­ных детей. Грех абор­та страш­нее убий­ства, ибо он не толь­ко лиша­ет жиз­ни ребен­ка, но и лиша­ет его воз­мож­но­сти при­нять Таин­ство Свя­то­го Кре­ще­ния, омыть­ся от пер­во­род­но­го гре­ха и насле­до­вать Цар­ство Небесное.

В подоб­ных «пра­ви­лах” про­ис­хо­дит под­ме­на поня­тий: вме­сто пока­я­ния в тяж­ком смерт­ном гре­хе пред­ла­га­ет­ся «выма­ли­ва­ние мла­ден­цев”. А молит­ва начи­на­ет­ся со слов: «Гос­по­ди, поми­луй чад моих, умер­ших во утро­бе моей”. То есть не меня поми­луй, а чад моих. Раз­ве это не кощунство?

Выгодная «индульгенция”

Весь­ма сомни­тель­ны реко­мен­да­ции «отдать пелен­ку, чеп­чик и кре­стик для бед­ных детей”. Это похо­же на изде­ва­тель­ство над бед­ны­ми детьми. Бед­ным детям нуж­ны про­дук­ты, лекар­ства, одеж­да, день­ги, жилье, а не чеп­чик с одной пелен­кой. Выхо­дит слиш­ком лег­кое «пра­ви­ло”, выгод­ное. Раз­ве не оче­вид­но, что мило­сты­ня для бед­ных долж­на носить не сим­во­ли­че­ский, а кон­крет­ный характер?

В «пра­ви­ле” есть мно­же­ство дру­гих несу­раз­но­стей. В част­но­сти, как мож­но наре­кать имя мла­ден­цу, пол кото­ро­го неиз­ве­стен? Но есть и более серьез­ные заме­ча­ния. Сам по себе грех абор­та настоль­ко тяжел, что пере­чер­ки­ва­ет жизнь чело­ве­ка попо­лам — «до” и «после”. Его невоз­мож­но иску­пить: если ты что-то украл, то мож­но вер­нуть укра­ден­ное. Если нель­зя вер­нуть, то мож­но совер­шить мило­сты­ню, пре­вос­хо­дя­щую при­не­сен­ный ущерб. Мож­но поми­рить­ся с тем, с кем пору­гал­ся, лени­во­го мож­но научить рабо­тать, пья­ни­ца может на всю жизнь пере­стать пить и т.д., но нет тако­го нака­за­ния, кото­рое соот­вет­ство­ва­ло бы абор­ту. Если муж отпра­вил свою жену на аборт четы­ре раза, то нель­зя же их убить четы­ре­жды! Даже если потом родить деся­те­рых детей, то уби­то­го, того само­го, не вер­нешь нико­гда. Поэто­му епи­ти­мии, кото­рые дают свя­щен­ни­ки после абор­та, носят ско­рее сим­во­ли­че­ский харак­тер, что­бы воз­бу­дить в чело­ве­ке пока­ян­ные чув­ства и сокру­ше­ние о содеянном.

Разве исповеди нам недостаточно..?!

Конеч­но, мож­но потом дать жизнь мно­же­ству детей, мож­но отдать свою квар­ти­ру какой-нибудь мно­го­дет­ной семье, а само­му пере­брать­ся в ком­му­нал­ку; тер­пе­ли­во пере­но­сить жиз­нен­ные скор­би, болез­ни и послед­ствия абор­тов, но дей­стви­тель­но покрыть этот грех не может ничто, кро­ме без­ко­неч­но­го мило­сер­дия Божия при усло­вии искрен­не­го пока­я­ния и совер­ше­ния Таин­ства испо­ве­ди. Но об этом-то «сам­из­да­тов­ское” пра­ви­ло не гово­рит ни сло­ва: ни про испо­ведь, ни про пока­я­ние. То есть нали­цо хула на Таин­ство испо­ве­ди. Выхо­дит, что пока­я­ния, при­не­сен­но­го на Таин­стве испо­ве­ди, недо­ста­точ­но, что испо­ведь сама по себе ущерб­на и тре­бу­ет допол­не­ния, како­го-то осо­бо­го чинопоследования.

Созда­ет­ся иллю­зия: выпол­ни, вычи­тай 48 раз молит­ву, сде­лай 40 покло­нов, запла­ти, сколь­ко потре­бу­ет­ся — и все в поряд­ке, грех про­щен. Пред­ла­га­ет­ся пол­ная про­ти­во­по­лож­ность истин­но­му пока­я­нию — сле­пой и без­смыс­лен­ный риту­ал, кото­рый сво­им магиз­мом уво­дит людей от насто­я­ще­го пока­я­ния. Посколь­ку источ­ник это­го «откро­ве­ния” — явное обо­льще­ние, то люди, кото­рые его рас­про­стра­ня­ют и выпол­ня­ют, сами при­об­ща­ют­ся к состо­я­нию бесов­ской пре­ле­сти со все­ми выте­ка­ю­щи­ми для души последствиями.

Не приобщаться к бессмыслице!

Но дей­стви­тель­но, суще­ству­ет серьез­ная обще­рос­сий­ская и обще­цер­ков­ная про­бле­ма: в стране мил­ли­о­ны людей муча­ют­ся от стра­да­ний и угры­зе­ний сове­сти о соде­ян­ном гре­хе. Люди гото­вы на что угод­но, что­бы облег­чить свою совесть, но нель­зя при­ми­ти­ви­зи­ро­вать про­бле­му и сво­дить ее к фор­маль­но­му испол­не­нию неких вымыш­лен­ных пра­вил. Изда­те­ли снов схи­мо­на­хи­ни Анто­нии мог­ли бы луч­шим спо­со­бом исполь­зо­вать потра­чен­ные на листов­ки сред­ства и напе­ча­тать, напри­мер, пла­ка­ты про­тив абор­тов. Изда­вать же подоб­ные лист­ки, да еще и без бла­го­сло­ве­ния Свя­щен­но­на­ча­лия — без­услов­но, вредно.

Если бы горе-изда­те­ли не устра­и­ва­ли само­чи­ние, а дей­ство­ва­ли под руко­вод­ством ком­пе­тент­ных архи­ере­ев и свя­щен­ни­ков, то ниче­го бы не слу­чи­лось. Ниче­го ново­го в про­бле­ме абор­тов нет, они извест­ны с древ­но­сти. Если бы была необ­хо­ди­мость в осо­бом пра­ви­ле или чино­по­сле­до­ва­нии для дето­убийц, то оно было бы состав­ле­но еще во вре­ме­на св. Васи­лия Вели­ко­го. Свя­тые Отцы оста­ви­ли нам доста­точ­но упо­ми­на­ний об абор­те, но у них шла речь об обли­че­нии гре­ха дето­убий­ства и, глав­ное, — о покаянии.

Так что же делать тем, кому совесть не дает покоя? Как пока­ять­ся в гре­хе аборта?

Бывают ли молитвы от аборта

Во-пер­вых, если чело­ве­ка муча­ет совесть, зна­чит, она у него есть, это уже хоро­шо. Для пока­я­ния суще­ству­ет испо­ведь, одно из семи важ­ней­ших цер­ков­ных Таинств. В первую оче­редь нуж­на испо­ведь и соот­вет­ству­ю­щая епи­ти­мия, назна­чен­ная свя­щен­ни­ком. Епи­ти­мия (отлу­че­ние от при­ча­стия Свя­тых Тайн на опре­де­лен­ное вре­мя, сей­час под епи­ти­ми­ей чаще пони­ма­ют цер­ков­ное нака­за­ние для исправ­ле­ния чело­ве­ка, дава­е­мое свя­щен­ни­ком) назна­ча­ет­ся в част­ном поряд­ке, но полез­но знать, что св. Цер­ковь по древним кано­нам за аборт отлу­ча­ет от при­ча­стия на 10 лет, наравне с убий­ца­ми. Конеч­но, сего­дня это пра­ви­ло во всей стро­го­сти не при­ме­ня­ет­ся, но пони­мать, что аборт отно­сит­ся к одно­му из самых тяж­ких гре­хов, нуж­но. Епи­ти­мия носит не иску­пи­тель­ный, а дис­ци­пли­нар­ный харак­тер и сооб­ра­зу­ет­ся с духов­ным и телес­ным состо­я­ни­ем каю­ще­го­ся, она стро­го инди­ви­ду­аль­на. Епи­ти­мия, дан­ная одно­му, не может быть авто­ма­ти­че­ски пере­не­се­на на всех. Име­ют зна­че­ние воз­раст, состо­я­ние здо­ро­вья, сте­пень воцер­ко­в­лен­но­сти каю­ще­го­ся и мно­гое дру­гое, вклю­чая внеш­ние обстоятельства.

Во-вто­рых, нуж­но пом­нить, что ника­кой «молит­вы от абор­та”, авто­ма­ти­че­ски сни­ма­ю­щей грех, не суще­ству­ет. Даже «Молит­ва жене, егда извер­жет мла­ден­ца” (из треб­ни­ка), в кото­рой свя­щен­ник молит­ся о поми­ло­ва­нии убий­цы и очи­ще­нии тех, кто даже к ней при­кос­нул­ся, но эта молит­ва не явля­ет­ся раз­ре­ши­тель­ной (грех абор­та она не прощает).

Прервать цепочку греха

Но что еще воз­мож­но, кро­ме испо­ве­ди и епи­ти­мий, назна­чен­ной свя­щен­ни­ком? Здра­вый смысл под­ска­зы­ва­ет, что те, кто избав­ля­лись от детей, долж­ны, при­не­ся пока­я­ние, их рожать: «жена … спа­сет­ся через чадо­ро­дие, если пре­бу­дет, в вере и люб­ви и в свя­то­сти с цело­муд­ри­ем” (1 Тим.2:14–15). К сожа­ле­нию, этот спа­си­тель­ный и наи­бо­лее вер­ный путь для боль­шин­ства каю­щих­ся уже невоз­мо­жен по воз­рас­ту. Но у тех, кто рас­ка­и­ва­ет­ся в гре­хе дето­убий­ства, ино­гда есть взрос­лые дети, кото­рые долж­ны пере­стать делать абор­ты. Хоть позд­но, пусть даже во вто­ром поко­ле­нии, но пре­рвет­ся эта цепоч­ка пре­ем­ствен­но­сти гре­ха. Пожи­лые мате­ри долж­ны исполь­зо­вать все свое вли­я­ние, что­бы их дети не уби­ва­ли, а рожали.

Обыч­но жизнь людей, погу­бив­ших мла­ден­цев в утро­бе, омра­ча­ет­ся раз­лич­ны­ми скор­бя­ми — оди­но­че­ство, без­дет­ность, семей­ные про­бле­мы, труд­но­сти с вос­пи­та­ни­ем детей, ино­гда их поте­ря, рас­строй­ство душев­но­го и телес­но­го здо­ро­вья, бед­ность и даже нище­та. Часто чело­век не может изба­вить­ся от гне­ту­ще­го чув­ства зря про­жи­той жиз­ни. Все скор­би могут рас­смат­ри­вать­ся как епи­ти­мия, очи­ща­ю­щее нака­за­ние за грех, а через тер­пе­ли­вое пере­не­се­ние этих необ­хо­ди­мых скор­бей, соеди­нен­ное с пока­я­ни­ем и сокру­ше­ни­ем серд­ца, при­хо­дит прощение.

Как мало нужно, чтобы спасти жизнь!

Но есть еще один спо­соб облег­чить свою совесть. Еже­днев­но совер­ша­ют­ся тыся­чи абор­тов, при­чем не где-то в отда­лен­ном месте, а рядом с нами: на сосед­ней ули­це, в сосед­нем доме, в ближ­нем подъ­ез­де. Мно­гие из тех, кто идут в абор­та­рий, дела­ют это неосо­знан­но. Кто по моло­до­сти, по глу­по­сти, по незна­нию, кто под вли­я­ни­ем сте­че­ния сию­ми­нут­ных обсто­я­тельств, под внеш­ним дав­ле­ни­ем или даже про­сто так, пото­му что посо­ве­то­ва­ла подруж­ка или род­ствен­ни­ца. Часто в труд­ной ситу­а­ции рядом не ока­зы­ва­ет­ся чело­ве­ка, могу­ще­го ска­зать прав­ду, объ­яс­нить, в чем дело, ока­зать мораль­ную, а может быть, и мате­ри­аль­ную поддержку.

Таким чело­ве­ком може­те стать вы. Не надо думать, что нуж­но мно­гое. Часто быва­ет доста­точ­но про­явить любовь, объ­яс­нить и рас­ска­зать о воз­мож­ных необ­ра­ти­мых послед­стви­ях абор­та, о том, что это грех. Ино­гда быва­ет доста­точ­но пода­рить чело­ве­ку пач­ку пеле­нок, что­бы оста­но­вить от убий­ства сво­е­го ребен­ка. И дело не толь­ко в сто­и­мо­сти самих пеле­нок, а в живом уча­стии. Пред­ставь­те себе, как мало нуж­но, что­бы спа­сти чело­ве­че­скую жизнь, и не толь­ко жизнь это­го несчаст­но­го ребен­ка, но всех его буду­щих детей и вну­ков. В посла­нии св. апо­сто­ла Иако­ва гово­рит­ся: «Обра­тив­ший греш­ни­ка от лож­но­го пути его спа­сет душу от смер­ти и покро­ет мно­же­ство гре­хов” (Иак.5:20). И еще: «Спа­сай взя­тых на смерть, и неуже­ли отка­жешь­ся от обре­чен­ных на уби­е­ние!” (Притч.24:11).

Оче­вид­но, что тот, кто спа­са­ет ребен­ка от абор­та, спа­са­ет чело­ве­че­скую жизнь, а зна­чит, покры­ва­ет и свои гре­хи. Те, кто в про­шлом совер­ша­ли абор­ты, вполне мог­ли бы ока­зы­вать мате­ри­аль­ную помощь тем, кто соби­ра­ет­ся сде­лать аборт, что­бы оста­но­вить их. При­чем не фор­маль­но, как реко­мен­ду­ет «пра­ви­ло схи­мо­на­хи­ни Анто­нии”, а ока­зать кон­крет­ную, ощу­ти­мую помощь.

Гос­подь, видя достой­ный плод пока­я­ния (Мф.3:8), дела мило­сер­дия, спа­си­тель­ное тер­пе­ние скор­бей, силен поми­ло­вать любо­го каю­ще­го­ся грешника.

Дата публикации или обновления 28.03.2019

В последнее время в среде православных верующих получило хождение «правило схимонахини Антонии» («Вымаливание, крещение и наречение имени убиенных детей во чреве матери»).

Правило, распространяемое в нескольких версиях самиздатовским методом, привлекает внимание некоторыми странностями и заблуждениями. Одной пожилой монахине привиделась или приснилась неизвестная женщина, которая дала ей совет духовного содержания, передав некое молитвенное правило.

Святые Отцы всегда рекомендовали крайне осторожно относиться к тому, что нам привиделось или приснилось.

Этот случай еще раз подтверждает, что не следует верить различным видениям и снам.

В «правиле» предлагается окрестить давно убиенного ребенка. Но младенцы, убиенные в утробе, никак не могут быть крещены, потому что крещение совершается только над живым человеком.

Поэтому распространяемые самиздатовские чинопоследования таких «крещений» не могут быть восприняты иначе, как кощунство, надругательство над Таинством Святого Крещения.

В «правиле схимонахини Антонии» содержится несколько весьма спорных рекомендаций, как, например, «заплатить за крещение младенца».

Что это? Индульгенция? Родители не могут заплатить за него сами? А если заплатишь и вычитаешь все, что положено, (48 раз «Отче наш», 48 раз Иисусову молитву и др.), то «правило» обещает, что «Матерь Божия выводит убиенного младенца из ада», — как будто пребывание во аде зависит от формального исполнения правил.

Но никто не может утверждать, что младенцы, убиенные во чреве, находятся в аду. Поскольку они не пришли на поприще сего мира и лично не сделали ни того, за что их было бы награждать, ни того, за что их было бы наказывать (только зараженность первородным грехом по естеству), то у Господа будет о них особое некое смотрение. В Царствие Божие они не войдут, но и мучаться наравне с теми, кто сознательно грешил, не будут. Положение их будет хуже тех, кто в раю, но оно будет лучше небытия, так как в одном церковном памятнике говорится, что они благодарят Бога за то, что Он им присудил.

Поэтому если кто и нуждается в изведении из ада — то это родители — убийцы, матери и отцы абортированных детей. Происходит подмена понятий: вместо покаяния в тяжком смертном грехе предлагается «вымаливание младенцев».

А молитва начинается со слов: «Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей» — то есть не меня помилуй, а чад моих, разве это не кощунство?

В «правиле» есть множество других несуразностей. В частности, как можно нарекать имя младенцу, пол которого неизвестен? Сомнительны рекомендации «отдать пеленку, чепчик и крестик для бедных детей».

Но есть и более серьезные замечания. Сам по себе грех аборта настолько тяжел, что перечеркивает жизнь человека пополам — «до» и «после».

Даже если потом родить десятерых детей, то убитого, того самого, не вернешь никогда. Поэтому и епитимии, которые дают священники после аборта, носят скорее символический характер, чтобы возбудить в человеке покаянные чувства и сокрушение о содеянном.

Конечно, можно и нужно потом дать жизнь множеству детей, терпеливо переносить жизненные скорби, болезни и последствия абортов, но действительно покрыть этот грех может безконечное милосердие Божие при условии искреннего покаяния, совершения Таинства Исповеди и последующей покаянной добродетельной жизни.

Но об этом — то «самиздатовское» правило не говорит ни слова: ни про Исповедь, ни про покаяние.

Создается иллюзия: выполни, вычитай 48 раз молитву, сделай 40 поклонов, заплати, сколько потребуется, и все в порядке — грех прощен. Предлагается полная противоположность истинному покаянию — слепой и безсмысленный ритуал, который своим магизмом уводит людей от настоящего Покаяния.

Поскольку источник этого «откровения» — явное обольщение, то люди, которые его распространяют и выполняют, сами приобщаются к состоянию бесовской прелести со всеми вытекающими для души последствиями.

По материалам публикаций священника Максима Обухова