Сходство корана и Библии

Ученые доказали сходство Корана и Библии

Дэвид Ньюбери и Сафи Каскас.

Дэвид Ньюбери и Сафи Каскас.

Ученые из США перевели священнописания мусульман и христиан, объединив их в одну книгу – так, чтобы в сходстве Корана и Библии мог убедиться каждый желающий.

В издании, в частности, приводится порядка 3 тысяч тем и сюжетов, которые имеют место как в исламской, так и в христианской религии.

Авторы уникального издания – ученые христианин Дэвид Хангерфорд и мусульманин Сафи Каскас – давние друзья. Они надеются, что их труд поможет наладить отношения между христианами и мусульманами там, где этого пока не произошло.

Уникальное издание.

Уникальное издание.

«Большинство стереотипов и страхов относительно мусульман вызваны незнанием их культуры и традиций. А потому необходимость подобного труда назрела давно. Мы хотим, чтобы наши люди по всему миру узнали ислам и христианство поближе, и поняли, что общечеловеческие ценности и подходы к жизни, описывающиеся в Коране и Библии, по сути, ничем не отличаются», — отметил Сафи Каскас.

«Между мусульманами и христианами, несмотря на определенные различия, существует огромный мост. Например, в Коране не менее сотни раз упоминается имя Иисуса Христа. В мусульманском священнописании он предстает под именем пророка Исы», — говорит Дэвид Хангерфорд.

Как известно проблемы сущностных характеристик Бога,сотворения мира, космологии, космогонии и происхожденияжизни и человека занимают значительное место в вероучениилюбой религии. Иудейская Христианская и Исламская религииутверждают, что эти проблемы основаны на воле Единого Бога.Однако в Библии и Коране, несмотря на некоторое сходство,имеются существенные доктринальные различия по этим вопросам.

Согласно Корану, после низвержения Адама на землю, ему,его жене, а затем и его потомкам было предписанопоклоняться единому Богу. Однако, по прошествии несколькихпоколений значительная часть человечества, персонифицировавбожественные атрибуты и обожествив праведников, сочла, чтомиром правит пантеон богов, что привело кидолопоклонничеству. Бог много раз посылал к заблудшимнародам древности своих посланников, главнейшей задачейкоторых была пропаганда единобожия и отрицание язычества.

В Исламе придание Богу какого-либо сотоварища (ширк)является самым большим смертным грехом человека . Из ширка проистекают все остальные грехи. Именнострожайший монотеизм (единобожие) является основой истиннойрелигии Бога. Более того, именно служение единому Богуявляется в Исламе единственной целью и смыслом жизнимусульманина. В своей монотеистической концепции Коранотличается наибольшей последовательностью по сравнению сдругими религиями мира. «Ни одна религия неинтерпретировала монотеизм столь буквально ипоследовательно, как это делает Ислам» .

Аллах в Коране – это подлинный, величайший и неимеющий подобия Творец Вселенной. Ни в одном аяте этогописания нет даже отдаленного намека на политеизм илиантропоморфизм. Оба эти понятия осуждаются и отвергаются.Здесь нет ни слова о том, что Бог является богом отдельногонарода или общины. Читая Коран, напрашивается вывод о том,что Аллах, который ниспослал его человечеству посредствомпророка Мухаммада, и от чьего имени идёт изложение аятов,находится над этим миром. Находясь над временем ипространством, Он видит абсолютно всё и ничего невозможноутаить от Его взора. Коран даёт ощутить подлинное величиеТворца настолько, насколько позволяет это человеческийразум. Все аяты Корана буквально пронизаны этим смыслом.Именно эта мысль является лейтмотивом всех сюжетов, которыеописаны в этой Книге.

Описание Бога в Коране сводится к следующим положениям:

  1. Аллах-господин и владыка миров (Коран, 7:54) .
  2. Аллах всесилен (Коран, 3:26) .
  3. Аллах един и нет Ему подобия (Коран, 112:1-4) .
  4. Аллах превыше всех качеств, которые Ему можноприписать (Коран, 23:91) .
  5. Нет Бога, кроме Аллаха (Коран, 64:13) .
  6. Только Аллах управляет миром (Коран, 32:5) .
  7. Только Аллах оживляет и умерщвляет всё живое (Коран, 2:28) .
  8. Аллах имеет атрибуты , часть из которых выражается в Его Именах .

Христианство, которое считается монотеистическойрелигией, также выступает сторонником единобожия. В Библииимеется много стихов, в которых осуждается язычество. И этоестественно для монотеистической религии. Но исследователиБиблии, начиная со Спинозы, выявили несколько пластов вэтом писании восходящие к различным эпохам. Ими былавыдвинута версия о том, что в Библии имеют место стихивосходящие к политеистическим верованиям древних семитов.Действительно в нескольких стихах этого писания бросается вглаза сомнительная, с позиции монотеизма, точка зрения насущность Творца.

«Содержание Ветхого Завета, на первый взгляд, дает основания видеть в этой книге скорее проявление монолатрии, чем чистого монотеизма, поскольку иногда отстаивание единобожия здесь идет на фоне имплицитного признания существования иных, враждебных богов» .

В качестве примера можно привести следующий стих изкниги «Бытие»:

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Бытие, 3:22) .

Сомнительные, с точки зрения политеизма, моменты явнопроявляются ещё в двух стихах Ветхого Завета:

«…и вы будете, как боги, знать добро и зло» (Бытие, 3:5) .

А также:

«Бог стал в сонме богов: среди богов произнес суд; доколе будете вы судить неправедно…» (Псалтирь, 81:1,2) .

Кроме всего этого, в 1-й главе книги «Бытие» говорится осоздании Вселенной Богом. Однако Бог называется в этойглаве «Элохим», а это слово переводится с еврейского какбоги (т.е. во множественном числе), в отличие от слова»Элох», означающего Бог (в единственном числе), – обэтом уже упоминалось в предыдущей главе. Правда церковныедеятели отрицают, что это может быть остатком политеизмадревних семитов.

«Вот как трактует вопрос об Элохим Католический Словарь Библейского богословия: «Элохим – множественное число. Оно не является формой величания – такой формы еврейский язык не знает»…, однако далее говорится, что «…его нельзя считать следствием каких-либо пережитков многобожия, которые невероятны», и что «по всей вероятности, это множественное число – след общесемитского миропонимания, при котором божественность воспринимается как множественность сил» .

Однако подобное объяснение не представляетсяубедительным.

Несомненной уступкой античному мировоззрению вхристианстве является доктрина о троичности Бога(Тринитаризм) и убеждение в том, что Иисус (логос) являетсясыном Бога.

«Среди трех великих монотеистических религий Христианство занимает последнее место в плане монотеистичности, поскольку содержит в себе тринитарный догмат, противоречащий монотеизму Иудаизма и Ислама» .

Согласно христианской теологии, это не означаетпризнания трех богов; за этими тремя лицами скрыта единаясубстанция. Однако это объяснение несколько сомнительное,тем более что «…Новый Завет не утверждает троичностиБога, за исключением нескольких литургических формул» . Здесь необходимо отметить, что в разные периодыистории Христианства имели место движения за отвержениетроицы. В средние века их представляли «монархиане» и»динамисты». «Монархиане» отстаивали абсолютное единствоБога и отвергали идею троицы. .

Помимо этого, в Библии присутствует ярко выраженныйантропоморфизм. Примером этому являются следующий стих:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Бытие, 1:26) .

Здесь налицо открытое уподобление образа Творца Егоразумному творению. А в другом стихе из книги «Бытие»говорится:

«И раскаялся Господь, что создал человека на Земле, и восскорбел в сердце Своём» (Бытие, 6:6) .

Здесь налицо перенос исключительного человеческогопонятия «раскаяние» на Бога.

А вот ещё один стих из книги «Бытие». Здесь несколькокачеств человека приписывается Богу. Это и «хождение в раю»и то, что Адам может скрыться от Него, и то, что Бог ищетего, не зная, где он, и то, что у Бога есть голос и человекможет его слышать:

«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и его жена от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты? Он сказал: голос. Твой я услышал в раю, и убоялся потому, что я наг и скрылся» (Бытие, 3:10) .

Помимо существенной разницы в представлениях на сущностьТворца в Коране и Ветхом Завете, существуют отличия вописании акта сотворения Богом мира и человека и егодальнейшей судьбы.

Согласно книге Бытие Бог создал свет в первый деньсотворения:

«И сказал Бог; да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму – ночью. И был вечер, и было утро; день один» (Бытие, 1:3-5) .

Однако природные источники света были созданы Им лишь вчетвёртый день:

«И создал Бог два светила великие, светило большее; для управления днём и светило меньшее, для управления ночью и звёзды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю и управлять днём и ночью и отделять свет от тьмы… И был вечер, и было утро: день четвёртый» (Бытие, 1:16-19) .

Здесь с точки зрения рационализма присутствуютсомнительные моменты. Дело в том, что Луна не являетсяисточником света. Свет, исходящий от неё, являетсяотображением солнечных лучей. Поэтому она не может являтьсясветилом, которым является только Солнце. А свет не могпоявиться в первый день сотворения, в то время как егопричина лишь на четвёртый.

Растительность же была сотворена на третий день:

«И произвела земля зелень, траву, сеющую имя по роду её и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро день третий» (Бытие, 1:12, 13) .

Однако растения не могут появиться раньше Солнца,которое было создано на четвёртый день сотворения, так какрастения не могут быть жизнеспособными без солнечных лучей.

Земля, согласно Библии, находится неподвижно в центреВселенной. Вокруг неё вращаются Солнце, Луна и звёзды. Вдоказательство этому уместно привести следующий стих из Библии:

«Господь Бог передал Езекии через пророка Исаию… Вот, я возвращу назад на десять ступеней, солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило» (Исаия, 38:8) .

Если Бог вернул Солнце назад, то это значит, онаобращается вокруг Земли. А вот ещё один стих такого жесодержания:

«(Иисус Навин сказал)… стой солнце над Гаваоном, и луна, над долиною Аналонскою! И остановилось солнце, и луна стояла…» (Иисус Навин 10:12-13) .

Как и в предыдущем случае, для достижения цели былаостановлена не земля, а солнце и луна.

Подобное представление об устройстве вселеннойназывается геоцентризмом. Такая модель была известна сглубокой древности и нашла своё отражение в Библии.

Когда польский астроном Н.Коперник (1473-1543), которыйпроизвел подлинную революцию в представлениях европейцев вобласти астрономии, доказал вращение земли вокруг своей осии тем самым опроверг библейский стих, известный реформаторцеркви М.Лютер (1483-1546) высказался в его адрес следующимобразом:

«Люди слушают новомодного астролога, который тщится доказать, что вращается Земля, а не небесная твердь, Солнце и Луна. Кто желает показать свой ум, тот изобретает какую-нибудь систему, изо всех систем, конечно же, наилучшую. Этот дурак хочет перевернуть всю науку астрономию. Но священное писание говорит, что Иисус повелел остановиться Солнцу, а не Земле» .

А Иезуит Инхофер писал:

«Мнение о движении Земли есть самая отвратительная, самая вредоносная, самая скандальная из всех ересей. Неподвижность Земли трижды священна. Доводы против бессмертия души, существования Бога и воплощения более терпимы, чем попытки доказать, что земля движется» .

Геоцентризм был отвергнут наукой после 17-го века, вэпоху коренной революции в представлениях об устройствесолнечной системы, основанной на научных фактах.

И наконец, согласно Библии, сотворение вселеннойпроизошло за шесть дней, а на седьмой день Бог, устав отсвоих дел, отдохнул. Усталость от дел также является чисточеловеческим качеством. Перенесение этого качества на Богаделает Его подобным человеку.

Кораническое повествование о сотворении Богом вселеннойсущественно отличается от библейского. Коран такжеутверждает, что вселенная была создана Богом за шесть дней,однако такой непоследовательности, как в Библии, в нем нет:

«Вы ли труднее для создания или небо? Он его построил. Воздвиг свод его и устроил, омрачил ночь его и вывел зарю и землю после этого распростёр» (Коран, 79:27-30). .

«Разве вы не видите, как сотворил Аллах семь небес рядами и сделал месяц на них светом, а солнце сделал светильником» (Коран, 71:15-16) .

Эти аяты, в отличие от библейских стихов, чётко даютпонять, что только солнце является «светильником», то естьисточником света, а свет, исходящий от Луны здесь назван»светом». Луна не является его источником.

Сегодня известно, что вода – основа жизни иосновной компонент всех живых клеток, из которых состоятвсе организмы. Этот научный факт нашёл отражение вследующем аяте из Корана:

«Разве не видели те, которые не веровали, что небеса и земля были соединены, а Мы их разделили и сделали из воды всякую вещь живую…» (Коран, 21:30) .

Здесь подтверждается и другой научный факт. Вселеннаякогда-то была едина. Разделение её произошло в результатеявления, которое учёные назвали «Большим взрывом».

Примечательно, что вся эта информация нашла отражение вКоране, в то время как в VII веке нашей эры, когда он былниспослан Мухаммаду, человечество ещё не располагалонаучными доказательствами всего этого. А сам Мухаммад ктому же ещё был неграмотным. В этом одно из многочисленныхдоказательств Божественного происхождения Корана и егосохранности от поздних искажений. Это доказывает также, чтоутверждения некоторых учёных о том, что Мухаммад простопереписал или по своему изложил сюжеты из Библии , не имеют под собой никаких оснований, так как в этомслучае он привнёс бы в Коран модель сотворения из книги»Бытие», которая приводилась выше.

Кроме того, Коран, в отличие от Библии, отрицаетусталость Бога после сотворения:

«И сотворили Мы небеса и землю и то, что между ними, в шесть дней, и не коснулась Нас усталость» (Коран, 50:38) .

Такие же различия прослеживаются в повествованиях Коранаи Библии о первых людях на земле. Эта тема имеетпринципиальное значение для христиан, в вероучении которыхутверждается что, грехопадение Адама и Евы на заречеловечества привело к «спасительной» миссии Христа , уверовав в которого и, приняв церковное таинствокрещение, любой человек оказывается свободным от грехапрародителей человечества.

Христианская традиция по вопросу о жизни первых людейпридерживается следующих основных положений:

  1. Согласно Библии Адам и Ева – первые сотворённые Богом люди (Бытие, 2:7, 2:22) .
  2. Они жили в райском саду и могли питаться плодами деревьев кроме одного из них, которое названо «деревом познания добра и зла». В противном случае Бог пригрозил им смертью (Бытие, 2:16) .
  3. Однако некий змей сказал жене Адама, что если они вкусят запретный плод, то станут знающими, а вовсе не умрут. Он оказался прав. Бог не выполнил своего обещания и не убил их после того, как они всё же вкусили плода (Бытие, 3:4-5) .
  4. Вся ответственность за этот поступок лежит на жене, так как она первая вкусила этого плода, а затем предложила его мужу (Бытие, 3:6) .
  5. В результате они стали знающими (Бытие, 3:7) .
  6. Бог, узнав об этом, сурово наказал их. Первым был наказан змей (Бытие, 3:14) .
  7. Жену (а вместе с ней и всех женщин рода человеческого) он наказал беременностью, деторождением и господством мужа над ней (Бытие, 3:16) .
  8. А Адама он наказал тем, что он в поте лица будет работать, чтобы прокормиться (Бытие, 3:19) .
  9. Изгнание Адама и его жены из рая на Землю также является наказанием для них, как и весь их жизненный путь (Бытие, 3:23) .

О раскаянии Адама и его жены перед Богом за совершенныйгрех в книге Бытие нет ни слова. Но там нет и опроверженияэтого и утверждения об имеющей место греховностичеловечества. Однако, христианские теологи, разработавшиедоктрину о первородном грехе, утверждали, что этот грехнесут на себе от рождения все последующие поколения людей.Даже новорождённый ребёнок, по их мнению, рождается «вогрехе», который он никогда не совершал.

Практически все религии и околорелигиозные философскиеучения в мире в той или иной форме признают понятиеизначальной греховности человека, кроме Ислама и Иудаизма.Например, в индуизме или буддизме, где основу этих ученийсоставляет вера в переселение душ, это грехи, которыесовершала душа человека в предыдущих своих воплощениях.Согласно их воззрениям, душа многократно странствует изтела одного человека в другое, отягчаясь грехами каждого изних . Поэтому каждый человек, рождаясь на свет спечатью различных грехов прошлых поколений (карма),оказывается обречённым на ещё большие несчастья, как всвоей жизни, так и в своих будущих воплощениях, если неуверует в Будду, Кришну или других божеств. В результатеследования учениям этих религиозно-философских систем,адепт получает возможность вырваться из круга очередныхперевоплощений .

Нечто похожее присутствует и в Христианстве. Здесь этивоззрения выражены в доктрине о первородном грехе. При этомприсутствует и образ спасителя и искупителя этого греха влице сына Божьего Иисуса Христа. Вера в него являетсяглавным условием спасения.

Однако доктрина о первородном грехе отнюдь не выглядитбесспорной. Не удивительно, что в иудаизме, такжепризнающем Ветхий Завет священным писанием, понятия об этойдоктрине нет. Здесь дело в том, что в этом писании нетбуквального указания на наличие подобного греха. Болеетого, в Ветхом завете имеются стихи, находящиеся впротиворечии с этой концепцией. Например:

«Я, я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» (Исаия, 43:25) .

«…сын не понесёт вины отца, и отец не понесёт вины сына, правда праведного при нём и останется и беззаконие беззаконного на нём и останется» (Иезекииль, 18:20) .

В связи с этим неоспоримо то, что понятие о первородномгрехе является теологической разработкой поздниххристианских богословов для обоснования необходимости верыво Христа, как сына Бога и его божественной сущности.Однако даже среди ранних деятелей церкви не было единствапо этому вопросу. Наиболее показательным примером этогоявляется полемика сторонника идеи о первородном грехеАвгустина с Пелагием, который в категорической формеотрицал эту идею. Позднее воззрения Пелагия назвали»пелагианской ересью» .

Все это подтверждается и данными Корана, в которомхарактерной отличительной особенностью является сведение ораскаянии Адама и его жены за совершённый грех. Здесьповествование об истории первых людей сводится к следующимположениям:

  1. Адам и его жена – первые люди. Жену Бог сотворил из Адама (Коран, 4:1). .
  2. Когда Аллах создал Адама, он приказал всем ангелам поклониться ему. Все они выполнили приказ своего Господа. Среди них был джинн по имени Иблис (Сатана, Дьявол), который, возгордившись, отказался повиноваться этому приказу, в то время как до этого он поклонялся Аллаху и выполнял все его повеления . В результате этого Аллах проклял его за неповиновение Его воле и определил ему место в аду. Но дьявол попросил у него отсрочку до дня страшного суда и получил её. С этого момента он стал врагом человечества и сбивает с пути истинного всех людей, кроме истинных рабов Аллаха (Коран, 15:28-42) .
  3. Аллах поселил их в раю и запретил им приближаться к дереву. Здесь не говорится о том, что это было деревом знания (Коран, 2:35) .
  4. Однако Сатана (а не змей) нашептал им: «Запретил вам ваш Господь это дерево только потому, чтобы вы не оказались ангелами или не стали вечными» (Коран, 7:20) .
  5. Тогда Адам и его жена «вкусили дерева» и «явилась пред ними их мерзость, и стали они шить для себя райские листья…» (Коран, 7:22) . Здесь не только жена несёт ответственность за этот поступок. Они несут его вместе.
  6. Бог разгневался на них за это (Коран, 7:22) . Но, приняв раскаяние Адама и его жены простил их (Коран, 7:23) .
  7. Далее Аллах спустил Адама и его жену на землю уже прощёнными (Коран, 20:123) .

В отличие от Библии, в которой Адам и его жена оказалисьна земле только из-за этого греха, в Коране утверждается,что Аллах ещё до их сотворения заготовил им место на земле,и, что грех этот не является причиной их последующей жизнина земле, а является изначальным замыслом Бога (Коран,2:30) .

Жизнь в раю по предопределению и замыслу Аллаха былатолько первоначальным этапом, который был необходим длячеловека, а последующим его местопребыванием в этом миреявляется Земля.

Как уже упоминалось, Коран содержит информацию ораскаянии Адама и его жены. В данном контексте кораническоеповествование расходится с библейским, в котором сведенияоб этом нет. Это раскаяние спасло их от адского огня, иименно этим они, согласно Корану, отличаются от проклятогоАллахом Сатаны.

Таким образом, в Исламе нет как понятия «первородногогреха» человечества, так и предпосылки, из которой моглавозникнуть подобная мысль. Этим исламское вероучениеотличается от иудейского и христианского.

Таким образом, никто не несёт на себе печать грехаАдама, либо какого-нибудь другого человека. Люди рождаютсяна свет абсолютно безгрешными, а грехи свои они наживаютсебе в процессе своей жизнедеятельности и будут отвечать вдень страшного суда только за них. Поэтому в Исламе нетискупителей за прошлые грехи человечества, уверовав вкоторых человек становится свободным от них. Согласноисламской доктрине все эти искупители, пусть даже Христос,или Будда, на деле являются посредниками между Богом ичеловечеством. Мусульманство считает, что любоепромежуточное звено между Богом и человеком разрушает самуоснову строжайшего монотеизма и придаёт Единому Творцусотоварища либо в сотворении, либо в поклонении .