Символы игральных карт

Каждый из нас хотя бы раз держал в руках игральные карты, а некоторые посвящают им значительную часть времени, играя для развлечения или даже с целью заработка. Но очень немногие знают, что на самом деле означают знаки карточных мастей и их названия. Существует множество вариантов, в том числе самые конспирологические, но они не имеют ни малейшего отношения к реальности.

Чаще всего можно услышать «христианскую» версию происхождения карточных мастей. Она гласит, что масти – это символы, придуманные первыми христианами для тайного общения. Пики в этом случае означают копье легионера Лонгина, поразившее Иисуса, трефы – крест, на котором распяли Спасителя, бубны – камень, на котором лежало тело Христа после погребения, а черви – чашу Святого Грааля.

Но на самом деле, эта версия не соответствует действительности, так как символы на картах никак не могут быть христианскими. Дело в том, что карты придумали китайцы, а от них они попали в Индию, затем на Ближний Восток и в Северную Африку и лишь потом, через Испанию, частично принадлежавшую маврам, в Европу.

Произошло это не ранее 14 века – именно тогда появляются первые упоминания картежных игр в разных источниках. Ученые хорошо изучили секреты карточной колоды и отлично знают, что означает тот или иной символ и как он появился.

Карточные масти в Средние века в разных странах Европы различались

С пиками все очевидно, и эта карточная масть на самом деле обозначается стилизованным изображением оружия, пики или меча. В испанском варианте средневековых карт – это кривая мавританская сабля.

Бубны, как это ни странно звучит, но этот значок изображает стилизованный кристалл. В английском языке эта масть называется «dia­monds», то есть бриллианты. Эта масть прошла серьезные метаморфозы, прежде чем оформилась в современном виде и получила привычное нам название. Когда-то единого стандарта не существовало и у карт было вообще не два, а целых четыре цвета.

Принятые у нас сейчас масти – это французский вариант, производный от первого в Европе испанского варианта. Именно французы начали делить карты на «черные» и «красные» и использовали значки мастей, наиболее схожие с современными. Произошло формирование «французской колоды» примерно в 1480‑х годах, а затем карты такого типа попали в Германию, где уже был свой вариант.

В Средние века у немцев бубны назывались «бубенцы» и значок использовался другой. Когда французские карты прижились и все привыкли к знакомому нам красному ромбу, название осталось и в русском языке видоизменилось в бубны. В украинском варианте эта масть называлась «дзвiнка», а в белорусском – «звонкi».

Трефы – эта масть, которую еще называет крести, к кресту не имеет никакого отношения. Значок этой масти символизирует трилистник клевера, который на французском языке называется «trèfle». Как вы уже поняли, масть пришла так же из французской колоды, как и бубны.

Черви – невероятно, но название этой масти происходит именно от живых червей, правда, очень косвенно. Значок, выглядевший как сердце, во французской колоде назывался «coeur» – сердце. Еще в 18 веке в России эта масть называлась на французский манер – «керы». Но позднее появилось русское название «черви», от слова «червленый», то есть красный. А при чем здесь живые черви, спросите вы?

Все просто – слово «червить», то есть красить в красный, произошло от старинной технологии получения этой краски из кошенили – насекомого, выделявшего красный, или как его еще называли карминовый пигмент. В старину это существо называли «червецом», то есть червем, так как на Руси не слишком разбирались в энтомологии и червей от жуков отличали далеко не всегда.

Символы, вообще, часто преподносят нам удивительные сюрпризы. Многие из них мы привыкли видеть ежедневно, но настоящего их значения не знаем.

Смотрите также — 8 стран, наиболее мягко относящихся к азартным играм

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Рубрики: история культура

Теги: азартигракартысимволыФранция


Существует несколько версий происхождения игральных карт и того, как восточная игра попала в Европу. По одной из них в 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина (или перерисовал так, что они стали более понятны). При этом каждой из фигур он соотнес реального исторического персонажа. Правда, благородных дам в колоде сначала не было, ведь в те времена женщины в карты еще не играли.

Структура карточной колоды не менялась на протяжении нескольких веков. Старшинство карт и их масти всем известны. В старину, правда, фигурам с изображениями людей придавалось важное значение.
Джокер (шутник) – изображается в виде шута и входит в стандартную «французскую колоду». По одной из версий, придворный дурачок появился в колоде из карт таро, там действительно есть такая фигура. Безумец на ней бодро шагает к обрыву, а собачка пытается его удержать от рокового шага. Обязательными атрибутами являются палка с висящим мешком – символ путника и колдовские атрибуты одновременно. Интересно, что Джокер появился в колодах не раньше XIX века и сначала изображался с человеческой головой (черепом) на палке, затем этот мрачный символ заменили на шутовскую погремушку или музыкальные «тарелки», а сейчас могут и без лишних атрибутов изобразить.

«Дурак» на картах таро и Джокер


Карточные короли изначально носили имена знаменитых исторических мужей: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы). Слово Валет происходит от французского «слуга», «лакей», ближе всего к нему «вассал». В старину на Руси эту фигуру называли «холоп» или «хлап». Обычно на игральной карте изображается молодой человек. Все валеты по европейской версии также имеют реальные прототипы: французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).

 Игральные карты от знаменитого художника-иллюстратора Владислава Ерко

Игральные карты от знаменитого художника-иллюстратора Владислава Ерко


Дамы появились в колоде гораздо позднее, и на счет их персон единодушия нет. Чаще всего указывается следующее: Афина, богиня мудрости (пики), Аргина, анаграмма латинского Regina, королева (трефы), библейская Рахиль (бубны) и Елена Троянская (черви). Таким образом на карточном столе, при некоторой фантазии, можно разыграть настоящее «сражение» между известными историческими и мифологическими персонажами.
Карточные масти тоже несли когда-то глубокий смысл, который постепенно забылся. Чтобы вспомнить его, нужно обратиться к древнеиндийскому варианту этой игры. Такие карты назывались ганджифа и имели круглую форму. На них изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Скорее всего, эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.

Колода

Колода «Русский стиль» была создана по мотивам карнавальных костюмов на балу при императорском дворе Романовых в 1903 году


В Европе мечи превратились в «пики», кубки – в «черви», монеты – в «бубны», а жезлы – в «трефы». Но и в более поздней традиции масти по-прежнему соответствовали четырем основным феодальным классам: военные, духовенство, купечество и крестьянство. На разных языках эти названия звучат по-разному. Например, в Англии и Германии это лопаты, сердца, бриллианты и дубинки, а в Италии – копья, сердца, квадраты и цветы. На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: желуди, сердца, колокола и листья.
Интересно, что существует еще одна, оккультная трактовка карточных мастей, ее приводят в пример, когда из религиозных соображений запрещают играть в карты. В такой интерпретации «крести» символизируют крест, на котором был распят Иисус, «пики» — копье святого мученика Лонгина Сотника, «черви» подразумевает евангельскую губку на трости, с помощью которых поили распятых, а «бубны» — четырехгранные гвозди, пронзившие ноги и руки Спасителя.

Гаэтано Беллей,

Гаэтано Беллей, «Картежники»


Интересно, что в разные исторические эпохи, при крупных политических изменениях были попытки изменить карточные фигуры и масти, но они не увенчались успехом. Так, после Великой французской революции рисовали колоды с национальными героями, в СССР в годы НЭПа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти: «серпы», «молоты» и «звезды».
В начале XX века Костюмы для императорского бала послужили темой для новой колоды карт

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

«Почему православным нельзя играть в карты?» – спросила меня однажды девочка-подросток, дочь моих прихожан. С этой семьёй я знаком давно и девочку знаю с раннего детства. Она, сколь позволяет возраст, сознательно верующая и при этом обладает любознательностью и пытливым умом. О том, что христианам нельзя играть в карты, девчонка узнала, как я понял, от родителей и, как это часто бывает с хорошими послушными детьми, не стала задавать лишних вопросов, просто приняла, что называется, к исполнению – и всё. Но вопросы остались. Ну а к кому же идти с неразрешёнными недоумениями верующему ребёнку, как не к священнику?

Я в свою очередь хотел было ответить дежурно: о предназначении карт, о смысле мастей и прочее. Но почему-то мне подумалось, что именно в этом случае нужен не развёрнутый ответ с разбором темы, что называется, по косточкам, а нечто более простое и в своей простоте убедительное. И я задумался. В самом деле, отрицательное отношение Церкви к картам и всему, что с ними связано, от гадания и азартных игр до пасьянса и игры в дурака, можно сказать, общеизвестно. Настолько, что для большинства утверждение, что христианам нельзя играть в карты, даже не требует объяснения. Тем же, кто требует, мы всегда готовы рассказать подробно, что именно в картах не так. Но, как по мне, в том и наша беда, что в своей дотошности мы бываем настолько банальны, что нас просто не воспринимают всерьёз.

Итак, не подлежит сомнению, что игра в карты – грех. Нет, грех совсем не потому, что карты используются для гадания. Давайте будем честны: какого-то реального и сознательного обращения к врагу рода человеческого в современном процессе гадания, что бы там для него ни использовалось, совсем немного. Есть, конечно, несчастные, которые либо сознательно служат нечисти, либо сдуру призывают себе в помощь бесов. Но эти бедолаги почти незаметны в море тех, для кого гадание не что иное, как способ заработка. Своего рода бизнес на чужом суеверии и глупости. В этом процессе могут использоваться карты, однако далеко не они одни. Так что про связь карт с бесами мы здесь говорить не будем.

Более очевидный ответ на вопрос, почему православным нельзя играть в карты, куда проще. Карты являются атрибутом азартных игр. О том, что любая азартная игра греховна, можно даже не писать, слишком уж это очевидно. Исходя из этого, христианам нельзя играть в азартные игры в целом, в том числе и в карты.

Предвижу вопрос: ведь отнюдь не все карточные игры являются азартными, что же плохого, например, в игре в дурака? Конечно, в дурака на деньги не играют. Но, с другой стороны, сами по себе карты созданы для азартной игры, то есть для греха. И никто не даст гарантии, что сегодняшний любитель перекинуться в дурачка завтра не засядет за секу или преферанс. В наше время игромания и без карт уже стала повсеместной бедой, что же говорить о тех, кто привык держать в руках карты? Ведь последние, повторюсь, именно для азартных игр и придуманы.

Ситуация с картами чем-то напоминает ситуацию с оружием. Последнее тоже можно применить как для преступления, так и для самообороны. Однако, учитывая вероятность как первого, так и второго, можно с уверенностью сказать, что любой обладатель оружия является потенциальным преступником, независимо от намерений, с какими он оружие приобретал. В случае с картами также, независимо от мотивации, вынуждающей взять в руки колоду, игрок гарантированно попадает в зону риска, неизбежно подвергаясь опасности рано или поздно сделать первую ставку.

Так что не сомневайтесь: игра в карты – безусловный грех. Предостерегая от неё, Церковь одновременно заботится и о чистоте души, и о сохранности кошелька, и о здоровье психики.

Тут, с комфортом, дислоцируются символы масти игральных карт. Черви, бубны, крести, пики. Или Червы, бубы, трефы, вини. В Юникоде есть чёрные (закрашенные) и белые (не закрашенные) символы масти. Закрашенные являются emoji. Это значит, что разные сервисы нарисовали для них специальные картинки, которые заменят символы.

Карточные символы из таблицы Юникода пригодятся, если необходимо вставить одну из игральных мастей в текст. Такую потребность невозможно реализовать с помощью стандартной клавиатуры. Каждая карточная масть представлена в виде иконки, которая весит всего два байта. Эта информация не способна сильно загрузить интернет-ресурс. По сути, это обычный текст – комбинация цифр и букв в определенной последовательности. Для использования значка достаточно скопировать его с сайта и вставить в свой текст. Также можно ввести зашифрованную комбинацию вручную.

Распределение символов по тематическим группам позволяет быстро и легко найти необходимые данные. В разделе с карточными символами представлены закрашенные и незакрашенные масти игральных карт: черви, пики, крести и бубны. Большинство операционных систем без проблем корректно отобразят закодированную информацию.

Представленные символы можно успешно использовать не только на тематических площадках, но и в качестве иконки для маркированного списка. Это хороший способ сделать особый акцент на важной информации. Использование таблицы символов Юникода – универсальный и легкий способ отобразить в сообщениях и публикациях необходимые знаки.

На этом сайте можно перевернуть текст, если надоест играть в карты.